Научная статья на тему 'Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы'

Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3153
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА / УРОВНИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL / SELF-REALIZATION / SELF-REALIZATION OF A TEENAGER / THE LEVELS OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Генварева Юлия Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме самореализации подростка в системе взаимодействия семьи и школы. Уточнена сущность понятий «взаимодействие семьи и школы», «самореализация», «самореализация подростка». Выявлены уровни самореализации подростка и дана характеристика содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Генварева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of self-realization of a teenager in the system of interaction of family and school. The essence of the concepts «interaction of family and school», «self-realization» and «self-realization of a teenager» is defined. The levels of self-realization are found out and the content and forms of interaction of teachers and parents are characterized

Текст научной работы на тему «Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы»

№ 323

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Июнь

2009

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 371.018

Ю.А. Генварева

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Статья посвящена актуальной проблеме самореализации подростка в системе взаимодействия семьи и школы. Уточнена сущность понятий «взаимодействие семьи и школы», «самореализация», «самореализация подростка». Выявлены уровни самореализации подростка и дана характеристика содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы; самореализация; самореализация подростка; уровни самореализации.

В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности взаимодействие семьи и школы приобретает новое содержание, что диктует иное видение роли родителей в этом процессе. Значительно возросла ответственность родителей за выполнение своих обязанностей, однако не каждый родитель это понимает. Далеко не весь потенциал семейного воспитания реализуется в полной мере. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка в формировании независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, т.е. личности, способной реализоваться в современных социокультурных условиях.

Идея самореализации личности закреплена в ряде соглашений и нормативных актов. Это отражено в законе РФ «Об образовании». Так, ст. 14 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Содержание образования...

должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспитательного процесса, что крайне затруднено в условиях сложившегося стереотипа традиционного образования. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Законодательство Российской Федерации (Закон «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.) значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбора места и формы дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Взаимодействие семьи и школы особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд. В подростковом возрасте дети с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности товарищами. Решая данную задачу и утверждаясь в новой социальной позиции, подросток активно включается в

деятельность, позволяющую ему проявить себя. Он стремится к самовыражению и самореализации, испытывая глубокое чувство неудовлетворенности от отсутствия внимания к своей личности, от невостребованно-сти и нереализованности своих возможностей. В связи с этим возрастает роль его собственной практики взаимоотношений с другими людьми. Именно в этот период одним из важных для подростка вопросов является формирование развитой системы общения (на всех уровнях), способствующей удовлетворению потребности в приобретении глубоких знаний.

В основе педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Педагогическое взаимодействие - это совокупность умений завоевывать внимание аудитории, управлять своим поведением, развивать восприятие, наблюдательность, смелость, непосредственность, управлять эмоциями, настроением, перцептивными способностями [1. С. 114]. Под взаимодействием семьи и школы мы понимаем активное включение родителей и педагогов в обсуждение и выполнение действий при принятии решений в образовательном процессе. Взаимодействие предполагает получение постоянной обратной связи, партнерского общения, что означает принятие ценности каждого, его мнения, интересов, особенностей.

В данной работе мы рассматриваем взаимодействие семьи и школы, направленное на самореализацию подростков в учебной деятельности. В.А. Сухомлин-ский подчеркивал, что именно в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека на определенные стили жизни, жизненные цели, устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ребенка в жизни.

Изучением самореализации личности занимались представители различных научных школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации невозможно даже классифицировать это понятие по форме - явля-

ется ли это явлением, процессом, потребностью, свойством, средством, состоянием или чем-то иным.

Психолог из Санкт-Петербурга Л.А. Коростылева самореализацию определяет как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (близким и дальним окружением), социумом и миром в целом [2. С. 52].

Сама по себе потребность в самореализации не существует в отрыве от других потребностей, от процесса их удовлетворения. Она всегда проявляется в какой-то конкретной деятельности в данный период жизни. Самореализация проявляется на различных этапах жизненного пути. Выбирая подростковый возраст, мы ставим своей целью вовлечение подростков в социальнозначимые процессы, которые имеют для него личностный смысл. Социально значима для подростка учебная деятельность, сопровождающаяся самосознанием, са-моосуществлением, поиском себя и желанием утвердиться. Важно, что осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом, коллективом и т.д.), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Под самореализацией в своем исследовании мы понимаем одну из высших потребностей человека, направленную на реализацию им своих сил и способностей, постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с педагогами образовательного учреждения и поддержки со стороны родителей.

Пока в существующей ныне практике личность ученика воспринимается не в ее самобытности и целостности, а через призму успеваемости. Проведенный нами опрос (выборка включала 60 человек) показал, что около 69% учителей интересуются «правильным» поведением, успеваемостью подростков. Около 25% учителей пытаются проследить личностное развитие воспитанников через индивидуальные особенности мышления, воображения, памяти. И лишь 6% проектируют на занятиях ситуации выбора и инициативы для учеников, что позволяет востребовать их личностные функции.

Таким образом, актуальность исследования определяется усилением значимости самореализации личности подростка в условиях изменения ценностей современного общества (приоритет личности), отсутствием теоретических исследований, предметом которых является готовность школьников к самоопределению, состоянием вопроса в практике работы образовательных учреждений.

Изучение научной и практической значимости проблемы и опыта учебно-воспитательной работы в ряде школ и гимназий г. Оренбурга, потребность в целостном осмыслении вопроса самореализации подростка в учебной деятельности позволили сформулировать проблему исследования, которая определяется противоречием между необходимостью и потребностью современной школы в целенаправленном совершенствовании процесса формирования ценностных ориентаций подростка на само-

реализацию, с одной стороны, и отсутствием теоретически разработанной стратегии и условий реализации этого процесса на практике - с другой.

Среди видов проявления самореализации личности С.И. Кудинов выделяет деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности. Это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д. Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью. Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д. [3].

В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы были выявлены уровни самореализации подростков. Эмпирическую базу составили учащиеся МОУ «Гимназии № 5» г. Оренбурга в возрасте 11-15 лет (было охвачено 60 подростков).

Исследование проблемы самореализации естественным образом предполагает возможность выделения различных уровней самореализации. Система уровней представляет собой иерархически упорядоченную структуру, построенную по вполне определенным и выверенным основаниям. Эти основания выявлены исходя из теоретического анализа и анализа экспериментальных данных. Нами выделены четыре уровня: низкий, средний, высокий и наивысший. Охарактеризуем каждый уровень по следующим компонентам: мотивационному, содержательно-процессуальному, волевому (методы и методики определения уровней самореализации представлены в табл. 1).

Таким образом, перечисленные характеристики уровней самореализации личности взаимосвязаны между собой. Каждый предшествующий уровень является подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.

На констатирующем этапе было получено следующее распределение подростков по уровням самореализации: наивысший уровень - 6,5%; высокий уровень: - 10; средний уровень: - 70,2; низкий уровень: - 13,3%.

В ходе анализа сделан вывод о необходимости повышения уровня самореализации подростка в сторону высокого и наивысшего уровней. В результате нами была разработана целевая программа «ТРИАДА: семья - подросток - школа». Ключевая идея программы «ТРИАДА» - воздействие на ребенка через семью в целях его самореализации. Тогда объектом взаимодействия семьи и школы является процесс самореализации подростка. Субъектом взаимодействия семьи и школы выступает педагог (классный руководитель, учителя-предметники) и образовательное учреждение как коллективный субъект. Субъектом собственной самореализации - подросток. Подросток - связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического

творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-воспитательный процесс, сорганизуется микросоциум. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственной самореализации. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности

всех участников педагогического процесса - учителей, сверстников и родителей. Выделение субъектов взаимодействия семьи и школы, направленного на самореализацию предполагает, что процесс постановки цели, выбора объекта, видов, форм деятельности осуществляется совместно педагогом и подростком.

Т а б л и ц а 1

Уровни и компоненты самореализации подростка

Компо- ненты Уровни Методы и методики определения уровней самореализации

=3 © 9 а ¡5 о § Низкий: Основной мотив поведения - избегание неприятностей. Средний: Наиболее действенны мотивы благополучия. Высокий: Основные мотивы - самоутверждения, достижения определенного социального положения. Четко выражены мотивы самосовершенствования и самопознания в интеллектуальной деятельности. Наивысший: Присутствуют мотивы - самореализации, самопознания, самоопределения, познавательные - Анкета мотивов учения. - Ориентировочная анкета Б. Баса. - Методика незаконченных предложений. - Методика по определению доминирования мотивов. Тесты: - иерархия потребностей («Я хочу...»); - мотивация достижения (Д. Маклеланда и Дж. Аткинсона); - мотивация к избеганию неудач; - мотивация к успеху (Т. Элерса); - «Успех» (И.Д. Ладанова)

=5 Е II я ¡? и о ¡* о & = © X и о н я £ & о и Низкий: Учебный материал не применяется с целью самореализации. Избегаются задания, которые предполагают проверку интеллектуальных возможностей и свойств характера. Цели самореализации не сформулированы. Средний: Проявляется стремление к выполнению интеллектуальной репродуктивной деятельности. Сформированы некоторые приемы самоанализа интеллектуальной деятельности. Цели самореализации ставятся редко. Высокий: Процесс самореализации направлен на интеллектуальные качества. Учебный материал используется для саморазвития и собственной интеллектуальной деятельности. Формулируются цели самореализации. Наивысший: Самореализация происходит через учебную деятельность. Знания отличаются глубиной, целостностью, их получение систематично. Устойчиво стремление к выполнению интеллектуальных творческих заданий. Постановка целей самореализации проводится самостоятельно - Беседы, интервьюирование. - Метод экспертных оценок. - Шкалы проявления творческих способностей (Дж. Рензулли). Тесты: - Способностей к принятию творческих ответственных решений. - Каков ваш творческий потенциал? - Групповой интеллектуальный тест. - Школьный тест умственного развития. - Структуры интеллекта (Дж. Гилфорда). - Ваш творческий потенциал

Волевой Низкий: Отсутствуют волевые усилия к самопознанию и самореализации. Средний: Волевые усилия к познанию, изменению себя и своей интеллектуальной сферы не проявляются. Высокий: Волевые усилия проявляются при достижении конкретных целей интеллектуальной деятельности. Наивысший: Развиты способности к рефлексии и коррекции, а также сила воли, доброжелательность и осторожность отношения к мнению других - Беседы, интервьюирование. - Наблюдение. - Самооценка волевых качеств. - Анкета «Оценка развития волевых качеств» (Е.Н. Прошитской). - Диагностика волевой организации личности (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич)

Образовательное учреждение как коллективный субъект обеспечивает организационно-педагогические условия для такой деятельности (в том числе повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах самореализации подростков). Взаимодействие семьи и школы осуществляется посредством активных форм и методов, к которым относятся беседы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», проектирование, моделирование и т.п. Их характерными чертами являются диалогичность, творческий характер деятельности. Направленность на саморазвитие, самореализацию, предоставление подростку свободы в принятии решений, творчестве, выборе содержания, способах деятельности, создании ситуации успеха.

В ходе формирующего этапа эксперимента нами разработана «Рабочая тетрадь для родителей», в которой последовательно изложен материал цикла родительских собраний «На пути самореализации подростка» в виде проблемного, тестового материала, анкет по проблемам, притч, педагогических ситуаций. На родительских собраниях родителями осуществляется работа в рабочих тетрадях под руководством классного руко-

водителя. Психологами, по результатам диагностики, заполняются маршрутные карты на каждого ребенка. Данная форма работы с родителями позволяет установить контакт таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела педагогов и подростков, в которых принимают участие и родители (табл. 2).

Проведенное пилотажное исследование показало, что эффективность самореализации подростка в учебном процессе в определенной степени зависит от знаний о собственном развитии, биологических и психологических возможностях. В этой связи нами был разработан цикл классных часов «Реализуй себя», направленных на познание подростками своей индивидуальности, развитие положительного отношения к себе и другим, активизацию личностных средств самореализации. Вторым этапом программы выступает организация клубной работы, отвечающая интересам учащихся.

Родители видят свою роль в материальном обеспечении интересов своих детей. Педагоги же в основном оказывают индивидуальную помощь в форме консультирования и индивидуальных занятий. Причем родители и педагоги приводят разные аргументы в пользу выбора направления реализации интересов подростков (кружки, секции и т.д.). В школах в основном представлены кружки и секции, подготавливающие учащихся к сдаче обязательного ЕГЭ, не всегда отвечающие интересам учащихся. Нашей задачей было организовать кружки и секции, отвечающие запросам современных подростков. Все группы создаются на основе личных симпатий и общности внутренних целей учащихся. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности, поэтому работа в кружках организуется посредством внедрения педагогических

Данная программа реализуется на базе МОУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга. Может быть использована в практике образовательных учреждений с учетом контингента и конкретных условий.

Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им

технологий: «Обучение как учебное исследование», «Коллективная мыследеятельность», «Метод проектов». При наличии общего дела, в котором каждый выполняет часть его, желание проявить себя рождается естественно и ощущается как состояние радостное, творческое, приносящее удовлетворение. Таким образом, обеспечение субъектной позиции подростка достигалось позитивным, уважительным отношением к самостоятельности мнений, суждений подростка, стимулированием расширения его круга общения и сферы применения способностей, установление доверительных отношений, когда педагог, родители готовы оказать помощь подростку, а подросток готов ее принять.

Содержание программы «ТРИАДА: семья - подросток - школа» представлено в табл. 2.

лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Сотрудничество - это диалог. «А диалог - постоянно, -подчеркивает И.С. Кон, - обогащает всех партнеров, всех участников даже если мы не отдаем себе в этом отчета» [4. С. 31]. Не использовать сегодня новые возможности семьи - значит заведомо занизить возможный уровень развития ребёнка и общества.

Т а б л и ц а 2

Содержание программы «ТРИАДА: семья — подросток — школа»

Формы и содержание взаимодействия в триаде: семья — подросток — школа Конференция, деловая игра, тренинги, беседы, дискуссии и. д. Внеклассные мероприятия: кружковая и клубная работа. Экскурсии в Центр занятости и на предприятия г. Оренбурга. Внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий: «Обучение как учебное исследование», «Коллективная мыследеятельность», «Метод проектов»

Тематика родительских собраний, классных часов, педагогических советов Цикл родительских собраний «На пути к самореализации подростка»: - круглый стол «Психолого-педагогическая характеристика современного подростка: возрастные особенности»; - «Рынок труда Оренбургской области. Роль родителей в профессиональном самоопределении детей»; - «Жизненные цели подростков. Как реализовать свои возможности?»; - «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе?»; - «Помоги сделать правильный выбор жизненного пути» и т.д. Цикл классных часов «Реализуй себя»: - «Познай себя сам»; - «Интерес. Увлечение. Цели»; - «Как построить программу самореализации? Моя жизненная лестница»; - тренинг способностей подростков. «Открываю свои интеллектуальные способности». - «Твой выбор - твое будущее». Педсоветы: - внедрение и использование педагогических технологий и активных форм работы, направленных на реализацию программы; - разработка методических рекомендаций для реализации мероприятий программы

ЛИТЕРАТУРА

1. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Ека-

теринбург: СВ-96, 1998. Вып. 3. С. 100-110.

2. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.

3. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // ЯБЬОЛ. № 16. 15.11.2007. Режим доступа: http://www.relga.ru

4. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 131 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.