Научная статья на тему 'Самоорганизующаяся система управления ассоциацией малых предприятий'

Самоорганизующаяся система управления ассоциацией малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА СВЯЗЕЙ / ASSOCIATION SMALL ENTERPRISE / VIRTUAL ORGANIZING STRUCTURE / STRUCTURE OF THE RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехин В. Б., Багандова Л. М.

Предлагается один из подходов формирования виртуальной организационной системы управления объединением малых предприятий с механизмами самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZING MANAGERIAL SYSTEM ASSOTIATION SMALL ENTERPRISE

It Is Offered one of the approach of the shaping virtual organizing managerial system by association small enterprise with mechanism самоорганизации.

Текст научной работы на тему «Самоорганизующаяся система управления ассоциацией малых предприятий»

- во вторых, распространенное мнение о том, что в национальной экономике производственные мощности должны быть использованы на 100% - не обоснованы;

Резерв мощностей для освоения новой продукции можно рассчитывать по следующей известной формуле:

Р = М (К - 1),

нп нп 4 нп

где М - мощности, требуемые для возведения новых зданий и сооружений;

К - коэффициент, учитывающий повышение трудоемкости или снижение производительности.

При этом коэффициент К предлагается определять на основе сопоставления показателей периода освоения однородной или близкой по сложности и качеству ранее освоенной строительной продукции с показателями, принятыми при расчете производственной мощности. Его можно также представить как отношение производительности строительной техники, принятой при расчете мощности, к производительности строительной техники, планируемой к использованию на период освоения новой продукции.

Литература:

1. Синек Мислав. Производствены мощности и индивидуални расходы на продукцията // Системи управни. - 1982. - № 2.

2. Слижис М.У Экономический потенциал основных производственных фондов в машиностроении. - М.: Машиностроение, 1986.

3. Каповалова Н. Пданирование производственных мощностей и резервы эффективности производства // Плановое хозяйство. -1983.- № 11.

4. Авдеенко В.Н., Котов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1989.

5. Шевченко Д.К. Проблемы эффективного использования экономического потенциала. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Университета. 1984.

6. Васильев Ю. П. Управление развитием производства. Опыт США. - М.: Экономика, 1989.

7. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. - Киев: Знание, 1988.

8. Кваша Я.Б. Резервные мощности. - М.: Наука, 1971.

9. Пригожин Е.М. Производственная мощность и напряженность планов в машиностроении // Плановое хозяйство, № 6, 1981.

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЕЙ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Мелехин В.Б., д.т.н., профессор, зав. кафедрой Дагестанского государственного технического университета,

Багандова Л.М., к.э.н., доцент Дагестанского государственного университета

Предлагается один из подходов формирования виртуальной организационной системы управления объединением малых предприятий с механизмами самоорганизации.

Ключевые слова: объединение малых предприятий, виртуальная организационная структура, самоорганизация, структура связей.

SELF-ORGANIZING MANAGERIAL SYSTEM ASSOTIATION SMALL ENTERPRISE

Melehin V., Doctor of Technical Sciences, professor, head of the chair Dagestanskogo state technical university,

Bagandova L., Ph.D. in Economics, assistant professor Dagestanskogo state university

It Is Offered one of the approach of the shaping virtual organizing managerial system by association small enterprise with mechanism самоорганизации.

Keywords: association small enterprise, virtual organizing structure, самоорганизация, structure of the relationships.

Определенный интерес, по мере выхода экономики из кризиса и развития сферы услуг в нашей стране, будет представлять решение проблемы объединения малых предприятий для решения сложных производственных и хозяйственных задач. Такая необходимость связана еще и с тем, что зарубежный и отечественный опыт показывает, что деятельность отдельных малых предприятий сферы услуг не всегда является достаточно эффективной и не может удовлетворить потребности населения в различных видах услуг. В определенной мере данным фактором, по-видимому, и обусловлена низкая эффективность работы большинства современных малых предприятий этой сферы.

К одному из перспективных направлений решения этой задачи можно отнести повышение уровня интеграции деятельности малых предприятий сферы услуг, которое безболезненно можно использовать в современных российских условиях, в форме добровольного их объединения в виде экономически равноправных партнеров по бизнесу на ассоциативной основе. При этом ассоциация малых предприятий как форма их кооперации призвана решать следующие основные задачи:

- представлять и защищать их общие интересы в государственных и территориальных органах управления, экономических ведомствах по поводу их хозяйственных прав, взаимоотношений с бюджетами;

- проводить маркетинговые исследования и решать такие производственно-управленческие задачи, как обеспечение информацией их членов о состоянии рынка, о новых прогрессивных материалах и производственных технологиях, рекламировать реализуемые услуги и выполняемые работы, осуществлять подбор для реализации наиболее выгодных инновационных проектов;

- объединять усилия и координировать совместную деятель-

ность для выполнения научных исследований и мониторинга окружающей среды.

Наиболее эффективной организационной структурой управления такой ассоциацией малых предприятий, на наш взгляд, являются виртуальные самоорганизующиеся системы управления, формирующиеся на основе корпоративной или региональной вычислительной сети. Функционирование такой организационной структуры, прежде всего, должно быть направлено на эффективную реализацию коллективных форм принятия решений, связанных с совместной деятельностью малых предприятий и перераспределению имеющихся заказов и ресурсов.

При этом основной задачей виртуальной составляющей этой структуры управления, организованной по сетевому принципу, является обеспечение надежных информационных и управленческих связей между совместно функционирующими малыми предприятиями, оптимального распределения между ними имеющихся резервных мощностей, обязанностей и обслуживаемых клиентов согласно их специализации и потенциальным возможностям.

Задачей же самоорганизации такой системы управления является ее наделение эффективными механизмами адаптации к спонтанным изменениям экономической среды, вызванным глобально действующими в среде возмущениями. В общем случае решение данной задачи может опираться на следующие три основных принципа адаптации системы управления к изменениям окружающей среды:

- принцип использования адаптивных методов управления и целеполагания, позволяющих эффективно приспосабливаться к изменениям, происходящим в экономической среде;

- принцип формирования организационной структуры управления с изменяющейся топологией связей между субъектами ассо-

циации по мере их привлечения к совместному решению сложных проблем;

- принцип построения организационной системы управления с переменной структурой, когда в ассоциацию на временной или постоянной основе привлекаются новые партнеры.

При этом организационная система управления будет представлять собой сетевую организационную структуру совместно или самостоятельно функционирующих малых предприятий, действия каждого из которых направлены на достижение общей для них цели. Другими словами, малые предприятия объединяются и структурируются в случае необходимости совместного решения сложных задач, непосильных для каждого отдельного из них. Следовательно, самоорганизующуюся систему управления можно рассматривать как сеть взаимодействующих между собой экономически равноправных партнеров, объединяющихся на договорной основе для решения сложных задач, требующих совместных усилий и скоординированного целенаправленного управления из одного центра. При этом каждое предприятие делегирует в центр определенные полномочия по координации своей деятельности, а в качестве оценки эффективности совместного функционирования субъектов ассоциации можно рассматривать прирост получаемой ими за счет объединения прибыли или рентабельности. Таким образом, в виртуальной системе управления формируется комплексное интегрированное управляющее воздействие, представляющее собой объединение результатов выполнения отдельных действий ее функциональных субъектов.

Учитывая сложность взаимодействия системы управления, как с объектом управления, так и с окружающей средой, в центре управления четко должны быть сформулированы и реализованы следующие стратегические функции:

- постановка общих целей функционирования, не противоречащих задачам, решаемым каждым отдельным субъектом объединения;

- сбор и подготовка необходимой для принятия решений информации (подсистема мониторинга);

- формирование альтернатив и выбор наиболее эффективного решения;

- оптимальная реализация принятых решений.

Очевидно, что реализация данных функций стратегического управления ассоциацией предприятий малого бизнеса в сфере услуг на основе одной из общепринятых организационных структур [1] в условиях неопределенности практически невозможна. Обой-

ти отмеченную трудность можно, например, путем формирования жестких, постоянно действующих коммутационных связей центра с каждым субъектом ассоциации и между всеми входящими в структуру малыми предприятиями, что характерно для виртуальных систем управления. Однако такой подход усложняет работу организационной системы и приводит к большому числу ненужных связей и большим объемам избыточной информации, циркулирующей в системе управления. Поэтому более эффективным является подход, связанный с созданием виртуальной организационной системы с переменной топологией связей между различными субъектами ассоциации, образуемой в соответствии с содержанием и характером текущей решаемой задачи.

В такой системе после сбора и первичной обработки информация о состоянии экономической среды передается в центр управления, в котором формируется топология связей между отдельными предприятиями, участвующими в решении текущей проблемы. При этом, учитывая, что организация процесса принятия управленческих решений должна основываться на научном анализе проблемы, мышлении и расчете, то для эффективного принятия решений в условиях неопределенности выбираемые управленческие мероприятия обычно требуют последующего уточнения и корректировки. Поэтому процесс принятия решений должен сопровождаться регулярным пополнением данных о решаемой проблеме, объекте управления и изменениях окружающей среды.

В этом случае правильно принятое решение позволяет определить и сформулировать цель, стоящую перед системой управления ассоциацией предприятий и наметить наиболее выгодные пути ее достижения. Следовательно, насколько принятое решение будет соответствовать реальной ситуации зависит от правильности его обоснования и наличия требующихся для его реализации ресурсов. Эффективное решение указанных проблем и возлагает на себя стратегическая функция - «реализации принятых решений».

В самом общем случае для реализации принятых решений составляется и оптимизируется соответствующий план, который включает в себя следующие основные элементы:

-выявление имеющихся у предприятия для реализации составленного плана возможностей;

-анализ текущей ситуации на объекте управления и в окружающей среде;

-выделение средств для реализации принятого решения; -определение альтернативных мероприятий на случай непредвиденных обстоятельств;

Центр Координации и коммутации связей

Подсистема Подсистема Подсистема

мониторинга принятия реализации

решений решений

Ассоциация * малых 4-^ предприятий

Рис.1. Структура самоорганизующейся системы управления ассоциацией малых предприятий.

- разбиение задач на подзадачи, распределение подзадач и назначение ответственных за их реализацию.

Значение организации централизованного принятия решений, как средства координации, профессиональной компетентности и ответственности раскрывается еще в работах Г. Саймона . Вместе с тем он указывает и на ряд существенных недостатков централизации, проявляющихся в задержке принятия решений, закупорке каналов коммутации, отвлечении высшего руководства от важных вопросов при решении незначительных проблем, а также ее дисфункциональные воздействия на мотивацию. Отмеченные выше обстоятельства указывают на объективную необходимость развития элементов самоорганизации в системах управления сложными экономическими объектами.

Рассмотренные выше теоретические положения показывают, что управляющая система сложными экономическими объектами, в том числе и ассоциацией малых предприятий, должна состоять (см. рис. 1) из центра координации всех протекающих в системе процессов и коммутации связей между участниками в соответствии с характером решаемой проблемы и следующих трех основных подсистем:

- мониторинга окружающей среды;

- подготовки и принятия решений;

- подсистемы реализации принятых решений.

В этом случае объект управления, представляет собой множество экономически равноправных партнеров, объединенных между собой сетевой организационной структурой с изменяющейся топологией связей и переменной структурой.

При этом по мере накопления опыта совместного функционирования субъектов в самоорганизующейся системе формируются различные устойчивые топологии связей, определяемые характером и взаимной подчиненностью совместно решаемых управленческих и хозяйственных задач. Таким образом, центром коммутации при решении задачи известного класса формируется соответствующая ему топология связей между малыми предприятиями и функциональными отделами сетевой организационной системы управления. При возникновении же новой сложной подзадачи в самоорганизующейся системе определяется ответственный за ее реализацию субъект или совокупность субъектов, объединяемых в форме проблемно-ориентированной группы функциональных подразделений и малых предприятий, что приводит к изменению топологии связей в структуре управления.

Определенный интерес при этом представляет формирование механизма самоорганизации виртуальной системы управления, связанного с изменением связей между взаимодействующими субъектами объединения. Как уже отмечалось ранее, в самом общем случае, структура виртуальной организационной системы управления ассоциацией малых предприятий представляет собой сеть функционально взаимодействующих субъектов, участвующих как равноправные партнеры в решении разнообразных производственных задач на соответствующем территориальном пространстве и коллективно принимающих связанные с этим решения. Таким образом, в виртуальной самоорганизующейся системе управления для организации коллективных принципов принятия решений необходимо сформировать минимально необходимую структуру связей между равноправными партнерами на основе локальной вычислительной сети, которая позволяет при необходимости организовать совместное функционирование всех j субъектов объединения, j = 1,т, т- общее число входящих в сеть субъектов объединения (малых предприятий и функциональных подсистем). Для этого жесткая связь каждого субъекта объединения с общей сетью может находиться в двух следующих устойчивых состояниях: возбужденном и заторможенном.

Конкретная связь возбуждается в том случае, если соответствующий ей субъект объединения принимает активное участие в решении текущей поставленной задачи с коэффициентом участия 1 превышающим заданный порог возбуждения 1. В противном случае, когда 1 соответствующий j субъект не участвует в принятии решений по текущей проблеме и его связь с другими партнерами через локальную вычислительную сеть на период решения текущей проблемы является заторможенной.

В этом случае, в решении текущей задачи в конкретной проблемной ситуации принимают участие только те j участники объединения, у которых соответствующий коэффициент участия в ее реализации 1 > 1в например, малые предприятия, принимающие активное участие в оказании определенного вида услуг.

Адаптация организационной системы управления к решению плановых или вновь возникающих проблем может осуществляться и путем изменения ее структуры на основе создания проблемноориентированных групп малых предприятий, деятельность которых непосредственно направлена на их реализацию.

Каждая такая проблемно- ориентированная группа образуется в два этапа. На первом этапе в состав формируемой группы включаются все еще не задействованные в производственном процессе малые предприятия. Затем на втором этапе состав и количество субъектов каждой вновь формируемой группы предприятий уточняется и приводится в соответствие с характером и сложностью решаемой проблемы. Причем, если решаемая проблема определяется как устойчиво периодически повторяющаяся задача, то создается постоянно действующая проблемно-ориентированная группа предприятий. В противном случае формируется временно действующая группа малых предприятий, которая расформировывается после решения соответствующей проблемы.

Обычно основной задачей вновь формируемых проблемно-ориентированных групп предприятий является оперативный поиск и быстрая реализация наилучших вариантов оказания услуг населению с целью повышения эффективности функционирования всего объединения в целом. Во главе каждой образуемой группы предприятий становится координатор их действий, являющийся высококвалифицированным специалистом в области решаемых проблем. В основные обязанности такого координатора входит:

-определение структуры, состава и численности группы;

-планирование функционирования деятельности группы;

- выделение из среды проблемной ситуации и постановка связанных с ней подзадач;

- повышение квалификации всех субъектов группы путем передачи собственного опыта решения задач;

-поддержание тесного контакта и организация взаимодействия с другими субъектами ассоциации.

Такой подход к организации системы управления позволяет адаптироваться к изменениям окружающей среды, сократить циркулирующие в ней потоки данных и привлекать к решению различных проблем только тех участников объединения, которые непосредственно заинтересованы в эффективном их решении.

Литература:

1. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: Инфра-М, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.