Научная статья на тему 'Самоорганизация студенческой молодежи: уровень, формы, проблемы*'

Самоорганизация студенческой молодежи: уровень, формы, проблемы* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1469
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / SELF-ORGANIZING / SOCIAL ACTIVITY / STUDENT'S YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уварова В.И., Федосеева М.А.

Статья посвящена социологическому измерению социальной активности и позитивной самоорганизации студенческой молодежи. Рассматриваются уровень и формы самоорганизации, анализируется влияние ценностных ориентаций и жизненных целей на молодежную активность, выявляются проблемы и сдерживающие факторы самоорганизации студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELFORGANIZING OF STUDENT'S YOUTH: LEVEL, FORMS, PROBLEMS

The article is devoted to the sociological measurement of social activity and positive self-organizing of student's youth. A level and forms of self-organizing are considered, the infl uence of valuable orientations and vital purposes on youth activity is analyzed, problems and deterrents of self-organizing of student's youth are revealed.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация студенческой молодежи: уровень, формы, проблемы*»

УДК 316.621 В.И. УВАРОВА

кандидат философских наук, руководитель НОЦ «Теоретическая и прикладная социология», Госуниверситет-УНПК E-mail: social_centr@mail.ru М.А. ФЕДОСЕЕВА

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, НОЦ «Теоретическая и прикладная социология», Госуниверситет-УНПК E-mail: fedoseevama@mail.ru

UDC 316.621 V.I. UVAROVA

Candidate of Philosophy, Head of SEC "Theoretical and applied sociology", State University-ESPC E-mail: social_centr@mail.ru M.A. FEDOSEEVA

Candidate of Economics, Leading scientific employee SEC "Theoretical and applied sociology", State University- ESPC

E-mail: fedoseevama@mail.ru

САМООРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: УРОВЕНЬ, ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ* SELF-ORGANIZING OF STUDENT'S YOUTH: LEVEL, FORMS, PROBLEMS

Статья посвящена социологическому измерению социальной активности и позитивной самоорганизации студенческой молодежи. Рассматриваются уровень и формы самоорганизации, анализируется влияние ценностных ориентаций и жизненных целей на молодежную активность, выявляются проблемы и сдерживающие факторы самоорганизации студенческой молодежи.

Ключевые слова: самоорганизация, социальная активность, студенческая молодежь.

The article is devoted to the sociological measurement of social activity and positive self-organizing of student's youth. A level and forms of self-organizing are considered, the influence of valuable orientations and vital purposes on youth activity is analyzed, problems and deterrents of self-organizing of student's youth are revealed.

Keywords: self-organizing, social activity, student's youth.

Способность и готовность современной молодежи к самоорганизации за последние годы не раз оказывались в центре научной дискуссии. Основной причиной возросшего внимания к проблеме самоорганизации является общепризнанная необходимость развития гражданского общества как фактора становления российской демократии.

В социальном контексте самоорганизация - это инициативный, самодеятельный способ и результат упорядочения объекта и его социальных связей. Она выполняет стабилизационно-конструктивную роль в обществе, способствует изменениям в образе жизни, укреплению различных социальных практик гражданского общества. Кроме того, она выступает как средство апробации новых социальных технологий.

Сущностными признаками самоорганизации являются непосредственная включенность субъектов в социальную практику, самодеятельное участие, инициативность, ситуативность, спонтанность.

Некоторые современные ученые (Ю.А. Зубок и В.И. Чупров) рассматривают самоорганизацию молодежи как форму саморегуляции ее социальных взаимодействий. Другие исследователи (Бабинцев В.П., Реутов Е.В., Бояринова И.В., Морозова Т.И. и др.) видят в самоорганизации молодежи, прежде всего, специфи-

ческую форму саморефлексии, связанную с более или менее осознанными и успешными попытками молодых людей определить свое место в нестабильном российском обществе. Этот вид рефлексии получил название социокультурной рефлексии, противоположной атоми-зации, проявлявшейся в 90-е гг. ХХ и начале XXI века и связанной с качественными изменениями в ценностно-смысловых установках молодых людей и российского социума в целом [1].

Самоорганизация - важный шаг молодого человека к самостоятельному управлению своей жизнью. «Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение» [3]. В процессе самоорганизации у молодого человека развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, отношение к поступкам, умение делать выбор, что в свою очередь формирует его индивидуальность и творческую самобытность.

Как отмечают Л.Я. Дятченко и Т.И. Морозова: «В развитии самоорганизационных процессов в молодежной среде усматривается проявление универсальной тенденции к упорядоченности социальной реальности посредством консолидации и солидарности. При этом

* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда. Проект № 14-13-57003.

© В.И. Уварова, М.А. Федосеева © VI. Иуагоуа, М.А. Бе^йееуа,

речь должна идти не только о межгрупповой и институциональной солидарности, но о достижении внутреннего единства личности с самой собой, гармонизации внутренней структуры и обретении устойчивой диспозиции. Подобная консолидация и гармонизация возможны на основе постоянного конструктивного дискурса, позволяющего обрести стабильные ценности и смыслы» [2, С.36].

Становление гражданского общества, основанного на самодеятельном, инициативном участии людей в общественной жизни и отделении частной жизни от политической, сопряжено с формированием у молодых людей личной ответственности за решение многих проблем социальной жизни.

Самоорганизация молодежи может проявляться в трудовой, общественно-политической, культурной и бытовой сферах деятельности.

К важнейшим функциям самоорганизации молодежи можно отнести следующие:

- функцию социализации и ресоциализации;

- функцию становления и развития субъектности;

- функцию мотивированной и добровольной включенности личности в социальную практику;

- функцию удовлетворения интересов и потребностей личности.

Самоорганизация, представляющая собой многоуровневый и многовекторный процесс с несколькими составляющими, в нашем исследовании рассматривается, во-первых, в двух ракурсах: как умение организовать себя (собственную активность, свое свободное время, свою жизненную стратегию и пр.) и как умение организовать других (увлечь своей идеей и организовать совместную деятельность). В связи с этим выделяются индивидуальный и групповой виды самоорганизации, выступающие как две последовательные ступени.

Второй уровень анализа связан с самоорганизацией молодежи в общественных организациях и в неформальных объединениях. Как правило, в общественных организациях для молодого человека открывается больше возможностей для самореализации, чем в неформальных сообществах.

Основанием для следующей разновидности самоорганизации является ее направленность на негативную или позитивную активность. Под негативной самоорганизацией понимается объединение индивидов для совместного распития алкогольных напитков, приема наркотиков, объединение в преступные группировки и т.п. К формам позитивной самоорганизации относится членство в общественных организациях, политических партиях, спортивных секциях и клубах, волонтерство и пр.

Следует отметить, что некоторые формы, такие как компании друзей, объединения по интересам, флэшмо-бы и т.п., могут выступать в качестве как позитивной, так и нейтральной и даже негативной самоорганизации, в зависимости от преследуемых участниками целей.

В данной статье представлены результаты социологического исследования на тему «Социальная активность и самоорганизация молодежи», проведенного

среди студенческой молодежи города Орла в сентябре-октябре 2014 года. Одна из задач исследования - социологическое измерение позитивной самоорганизации студенческой молодежи. Опрос осуществлен методом группового анкетирования, для отбора респондентов использовалась гнездовая выборка. Всего было опрошено 607 студентов четырех ведущих вузов города.

Эмпирическими индикаторами самоорганизации молодежи выступали:

- потенциальная готовность к самоорганизующим действиям;

- ценностные ориентации личности;

- уровень самоорганизации;

- формы самоорганизации;

- проблемы и сдерживающие факторы самоорганизации.

Как показали результаты опроса, студенческая молодежь состоит из двух примерно одинаковых по составу категорий: социально-активной и социально-пассивной. К первой категории отнесли себя 45,5% респондентов, ко второй - 47,2%, остальные затруднились определить свою принадлежность. При этом однозначно социально-активным или социально-пассивным назвали себя немногие, соответственно 11,7 и 9,6% опрошенных, остальные ограничились менее категоричной формулировкой «скорее социально-активный, чем пассивный» или наоборот.

Лучше понять причины соответствующего уровня социальной активности молодежи позволяет анализ жизненных целей и представлений о ценных качествах личности. Согласно полученным данным, приоритетными жизненными целями студенческой молодежи являются цели устройства своей жизни: создание семьи (75,9%), получение хорошего образования (44,8%), поиск интересной работы (48,3%), карьера (46,8%). Выход на первый план данных целей объясняется естественным периодом приближения молодых людей к окончанию вуза и, следовательно, к необходимости организации собственной профессиональной и семейной жизни. Ориентация на общественное признание и стремление стать полезным членом общества на этом этапе жизни существенно уступает стремлению обустроить свой микромир. И все же каждый пятый респондент считает для себя крайне важным заслужить уважение окружающих, а 16,6% опрошенных студентов среди прочих приоритетных жизненных целей называют стремление быть полезным членом общества.

Среди качеств личности, имеющих наибольшую ценность в глазах молодежи, первое место занимает целеустремленность. На втором месте оказались такие прекрасные человеческие качества, как сопереживание, доброта, далее идут ответственность и чувство долга, бескорыстность (табл. 1). Таким образом, мы видим, что молодому поколению нравятся люди, целеустремленно идущие к намеченной цели, люди долга, сохраняющие при этом способность сопереживать, быть готовыми оказать бескорыстную помощь. К качествам личности второго порядка, отмеченным менее поло-

виной респондентов, относятся коммуникабельность, работоспособность, умение работать в команде, т.е. качества, обеспечивающие успешность совместного труда. Качествами личности третьего порядка, наименее ценными для молодежи, представляются самостоятельность и организаторские способности.

Таблица 1.

Ответы на вопрос: «Какие качества личности Вы в большей степени цените в людях, а какими обладаете сами?», в %

Качества личности Ценю в людях Обладаю сам

Целеустремленно сть 63,1 57,3

Сопереживание, доброта 61,0 62,3

Ответственность и чувство долга 60,8 61,6

Бескорыстность 58,0 47,2

Коммуникабельность 44,0 34,3

Работоспособность 43,2 48,3

Умение работать в команде 40,0 41,9

Самостоятельность 39,4 50,3

Организаторские способности 28,2 28,8

Теперь обратимся к качествам личности, которыми, по мнению опрошенных, они реально обладают. Более половины молодых людей видят себя добрыми и сопереживающими, ответственными, целеустремленными и самостоятельными. Менее половины респондентов ощущают себя в полной мере работоспособными, бескорыстными, умеющими работать в команде. А самыми дефицитными качествами студенческой молодежи оказались коммуникабельность и организаторские способности (табл. 1). Таким образом, студенческая молодежь является благодатной средой для организации и проведения мероприятий социальной направленности, но недостаточно подготовленной для осуществления процесса самоорганизации.

Теперь сопоставим качества личности, которые студенческая молодежь особенно ценит в людях, с тем, что, по ее мнению, способствует достижению успеха и благополучия в жизни. Согласно индексу важности, приведенному в таблице 2, главным качеством, способствующим достижению успеха, является целеустремленность, то самое качество, которое молодежь больше прочих ценит в людях. Следовательно, большая часть молодых людей полагает, что человек, упорно идущий к намеченной цели, обязательно дойдет до нее, особенно при наличии у него трудолюбия, способностей, образования и умения приспосабливаться к обстоятельствам. Что касается общественной активности, то, как фактор успеха, она имеет у молодежи невысокий рейтинг, опе-

режая лишь случайное стечение обстоятельств и противоправные или аморальные действия.

Таблица 2.

Ответы на вопрос: «Что из перечисленного ниже, на Ваш взгляд, важно, а что не важно для достижения успеха, благополучия в жизни?», в %

Индекс важности

Целеустремленность 2,85

Трудолюбие, добросовестное отношение к делу 2,76

Умение приспособиться 2,55

Способности, талант 2,45

Образование 2,43

Связи с «нужными» людьми 2,27

Отзывчивость, чуткость к другим людям 2,21

Деньги 2,15

Забота прежде всего о себе 2,05

Общественная активность 1,97

Случай, стечение обстоятельств 1,82

Умение переступить закон, мораль, нравственные ограничители и т.п. 1,49

Несмотря на то, что особую важность общественной активности для достижения успеха, благополучия в жизни видят менее четверти респондентов, необходимость участия молодежи в решении социальных проблем признают почти три четверти опрошенных (рис. 1).

Рис.1. Ответы на вопрос: «На Ваш взгляд, должны ли молодые люди участвовать в решении социальных проблем?», в %.

Очевидно, что уровень осознания необходимости участия населения в общественной жизни региона и страны в немалой степени связан с удовлетворенностью их состоянием и развитием. Данные таблицы 3 демонстрируют довольно высокий уровень недовольства студенческой молодежи состоянием дел в регионе - доля скорее или совершенно неудовлетворенных превышает долю удовлетворенных. Представление молодежи о положении дел в стране позитивнее - более половины опрошенных вполне или скорее удовлетворены им.

Таблица 3.

Ответы на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены сегодняшним состоянием дел в ...?», в %

Вполне удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее не удовлетворен Совершенно не удовлетворен Затрудняюсь ответить

Стране 9,1 47,9 26,5 9,1 7,4

Орловской области 7,4 33,4 32,6 16,0 10,5

Можно предположить, что чем хуже оценка респондентов состояния дел по месту их проживания и в стране в целом, тем ощутимее должно быть понимание необходимости участия молодежи в решении социальных проблем. Однако данные опроса свидетельствуют об обратном (рис. 2). Самый низкий уровень осознания необходимости активного участия молодежи в решении социальных проблем демонстрируют студенты, совершенно не удовлетворенные положением дел в стране и в их регионе, а также опрошенные, затруднившиеся дать какую-либо оценку происходящему. Разница в доле признающих необходимость молодежной социальной активности среди лиц, вполне удовлетворенных и совершенно не удовлетворенных положением дел в России, составляет 23,6%.

Затруднились ответить ^чччччччч^ л Д ^ Совершении неудовлетворен» Ц

Скорее не удовлетворены ИВННШГ, Ско^е удевятерены ^хчхччхч^^^^^^^

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Уровень удовлетворенности состоянием дел в регионе и стране респондентов, считающих, что молодежь должна участвовать в решении социальных проблем, в %.

Потенциальная готовность нового поколения граждан к участию в преобразовательной деятельности просматривается в ответах на следующий вопрос, допускавший при опросе выбор респондентом нескольких вариантов ответа (табл. 4).

Лишь 18,9% опрошенных не обнаружили в себе желания каким-либо образом участвовать в изменении ситуации к лучшему. Остальные выразили готовность преобразовывать мир своим трудом, участием в реализации различных социальных проектов, а каждый пятый опрошенный молодой человек заявил о готовности участвовать в политических движениях и партиях.

Таблица 4.

Ответы на вопрос: «Что Вы готовы сделать, чтобы

ситуация в стране /области изменилась к лучшему?»

Готовность %

Участвовать в реализации социальных проектов (сборе средств, экологических отрядах, социально-полезной работе) 40,4

Участвовать в политических движениях, партиях 22,2

Много и добросовестно работать 46,8

Ничего 18,9

Готовность принимать личное участие в социальных проектах возрастает пропорционально удовлетворенности состоянием дел в стране от 34,5% в категории совершенно не удовлетворенных до 54,5% в категории вполне удовлетворенных. К участию в политических партиях и движениях больше склоняются представители крайних по степени удовлетворенности групп. То же самое можно сказать о тех, кто не намерен участвовать в преобразовании окружающего мира. А вот много

и добросовестно работать ради улучшения ситуации в регионе и стране в большей степени склонны молодые люди, придерживающиеся усредненных оценок.

Немало представителей студенческой молодежи уже имеют некоторый опыт проявления общественной активности в различных сферах жизни, но эта активность носит в основном эпизодический характер. Наиболее популярными сферами проявления молодежной активности являются культурная, спортивная, экологическая и патриотическая. Более 70% студенческой молодежи когда-либо участвовали в благотворительной деятельности. К наименее массовым сферам проявления социальной активности молодежи в настоящее время относятся религиозная, правовая и политическая. При этом, как показал проведенный опрос, в каждой сфере имеется студенческий актив, регулярно посвящающий свое время общественной деятельности. Он составляет от 1,5 до 15,7% студенческой молодежи (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проявить социальную активность молодежь может участием в различных общественных объединениях, из которых наиболее влиятельными респонденты считают политические партии (54,2%), общественные организации (45,3%), общественные движения (35,3%) и общественные фонды (34,3%).

Таблица 5.

Ответы на вопрос: «Приходилось ли Вам когда-либо проявлять общественную активность в следующих сферах?», в %

Нет Редко Часто Регулярно

Культурной 14,3 33,3 36,4 15,7

Спортивной 15,2 40,2 29,2 15,5

Экологической 21,4 48,4 26,2 4,0

Патриотической 33,6 37,7 22,1 6,6

Благотворительной 29,2 55,0 13,2 2,6

Правовой 61,3 29,5 7,1 2,0

Политической 55,5 39,0 3,8 1,6

Религиозной 73,8 19,1 5,6 1,5

Когда-либо принимать участие в тех или иных объединениях доводилось почти половине опрошенных студентов. В основном это были органы молодежного самоуправления в вузе (17,6%), молодежные движения, такие как «Молодая гвардия», «Россия молодая» и пр. (10,2%), неформальные общественные объединения (10,2%), волонтерские общественные организации, такие как «Орловский клуб волонтеров», волонтерское объединение «Открытый мир» и пр. (8,4%) и политические партии (1,8%). Таким образом, почти половина студенческой молодежи уже имеет определенный опыт участия в общественных объединениях и организациях.

На момент опроса членом какой-либо организации являлся каждый четвертый студент. Более половины членов оценивают свое участие в организации как активное членство, менее трети называют его формальным, остальные считают его лишь сотрудничеством (рис. 3).

л

Г 1:1

^ß стране

Рис. 3. Оценка доли своего участия в организации, в %.

Если членом какой-либо организации являются лишь четверть студентов, а активных членов и того меньше, то периодически принимать участие в тех или иных видах социальной активности за годы учебы в вузе приходилось практически всем. Самые массовые из них

- субботники, спортивные мероприятия (велопробег, марафон и др.), митинги, демонстрации. Все большее распространение получает у молодежи относительно новый вид социальной активности - флешмоб. Вновь набирают популярность и временно забытые, но хорошо зарекомендовавшие себя виды активности - трудовые отряды, студенческие лагеря, походы по местам боевой славы. Немало респондентов принимали участие в благотворительных акциях. Наименее распространенный вид общественной активности студенческой молодежи

- предвыборные кампании, но и в них довелось поучаствовать почти каждому десятому респонденту (рис. 4).

Субботники Спортивные ИерОПрИЯТИЯ Митинги .демонстрации Флешмобы Трудовые от риды, л а горн Ел аготворител ьные а кции Походы по мествм боевой славы

ПрСДВЫ бп |] I thl £' К .SM11 .И IИ И

не участвовали

■ 46.}

31.Л J9.S

■ 11

9,4

ю го за ю so во

Рис. 4. Ответы на вопрос: «В чем из нижеперечисленного Вам приходилось принимать участие?», в %.

Оценивая уровень самоорганизации молодежи, принимавшей участие в различных общественных мероприятиях, следует остановиться на способах ее вовлечения в данную деятельность.

Как видно на рисунке 5, основным способом приобщения студентов к социально-значимой деятельности на сегодняшний день является проявление инициативы со стороны администрации вузов. Участие в подобных мероприятиях может быть как добровольным, так и обязательным. Однако все остальные названные способы получения информации о мероприятиях с последующим участием в них свидетельствуют об определенном уровне самоорганизации молодежи. Если участие в мероприятии за компанию с друзьями следует оценивать как невысокий уровень самоорганизации человека, то вовлечение в мероприятие, информация о котором получена молодым человеком из сообщений СМИ или че-

рез социальные сети, Интернет, может рассматриваться как реальное проявление процесса самоорганизации. То же самое относится к участию в мероприятии по собственной инициативе.

Иа сообщений СМИ Через социальные сети, Интернет

ПОСобЕТйСННОЙ ИНИЦИАТИВ? За компанию с друзьями По инициативе администрации вуза

: 14,2

46,3

S3,:

10 20 30 40 S0 60

Рис. 5. Способы вовлечения студентов в социально-значимую деятельность, в %.

Существует немало возможностей проявить себя в социально-полезной деятельности не только в вузе, но и по месту жительства, просто оказать помощь нуждающимся в ней незнакомым людям. И если заниматься общественными проблемами по месту жительства за последний год хотя бы один раз доводилось только 38,4% опрошенных молодых людей, то оказывать помощь коллегам, соседям или просто незнакомым людям случалось большинству респондентов, причем делали они это неоднократно (табл. 6).

Таблица 6.

Ответы на вопрос: «Приходилось ли Вам за последний год.», в %

4 и более раз 2-3 раза 1 раз Нет

Заниматься общественными проблемами по месту жительства 5,3 15,8 17,3 61,6

Помогать незнакомым людям 32,0 38,4 15,8 13,8

Помогать коллегам, соседям 56,7 26,9 7,6 8,9

Большая часть молодых людей и в дальнейшем не откажутся участвовать в решении различных социальных проблем, хотя делать это готовы по-разному. Самый простой и потому наиболее массовый способ - участие в мероприятии, организуемом учебным заведением или какой-либо другой организацией. Но есть среди студенческой молодежи также категория респондентов, намеревающихся бороться с общественными проблемами самостоятельно, не дожидаясь организационной инициативы вуза. В зависимости от содержания социальной проблемы доля лиц, готовых к самоорганизации, составляет от 18 до 28% (табл. 7).

Об имеющемся потенциале расширения участия студенческой молодежи в социально-полезной деятельности свидетельствуют данные опроса, согласно которым у многих респондентов имеется желание повысить свою активность. Молодежь видит себя активным участником на всех уровнях, от вуза до страны, но уровень университета, более соответствующий сегодняшнему положению студентов, находит среди них больше сторонников (табл. 8). Тем не менее, около половины

опрошенных выразили желание активнее участвовать в общественно-полезной деятельности на уровне города, более 40% - на уровне страны.

Таблица 7.

Ответы на вопрос: «Каковы будут Ваши действия при

решении следующих проблем в обществе?», в %

Проблемы Буду участвовать в решении самостоятельно Буду участвовать, если мероприятие организуют университет или др. организации Буду участвовать, если меня заставят Не буду участвовать

Рост алкоголизма и 18,1 55,0 13,2 13,7

наркомании

Загрязнение окружающей 18,6 52,9 16,6 11,9

среды

Недостаток внимания к 25,4 47,6 14,7 12,4

престарелым и инвалидам

Нарушение прав и свобод человека и гражданина 27,0 46,6 15,0 11,4

Недостаток внимания к

детям в детских домах, больницах и социально не- 28,2 53,0 10,4 8,4

благополучных семьях

Таблица 8. Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы активнее участвовать в социально-полезной деятельности на уровне... », в %

Да Нет Затрудняюсь ответить

Университета 52,4 26,7 20,9

Города 48,3 28,5 23,2

Страны 42,4 26,7 31,1

Поскольку студенческая молодежь демонстрирует довольно высокий уровень готовности активизировать свою общественно-полезную деятельность, возникает вопрос: «Что мешает молодежи активнее участвовать в жизни города, региона?».

Как видно на рисунке 6, основной причиной, сдерживающей социальную активность студентов, является занятость, не оставляющая достаточно времени для участия в общественно-полезной деятельности. На недостаток времени сослались почти две трети опрошенных студентов. Вторая по распространенности причина связана с недостатком информации о проблемах, требующих решения. К ней примыкает проблема неумения молодых людей находить единомышленников. Эти две причины недостаточной активности студентов свидетельствуют о низком уровне их самоорганизации, о

готовности присоединиться к подготовленному и разрекламированному кем-то мероприятию, но неумении организовать других людей и даже самостоятельно собрать информацию о проблемах, требующих решения в настоящее время.

Неумение найти единомышленников

Отсутствие потребности П подобной активности

Неверие а эффективность подобной деятельности

недостаток информации о проблема*, требующих решения

недоетзток времени

О 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 6. Ответы на вопрос: «Что мешает Вам активнее участвовать в жизни города, региона?», в %.

О том, что недостаток свободного времени является не столько объективной причиной, сдерживающей социальную активность молодежи, сколько субъективной, являющейся результатом недостаточной самоорганизации, свидетельствует тот факт, что подрабатывающие студенты реже оправдывают недостаточную включенность в общественную деятельность большой занятостью по сравнению с неработающими студентами (59,2 и 62,9% соответственно). Работающие респонденты также меньше ссылаются на недостаток информации и неумение найти единомышленников. Другими словами, студенты, совмещающие учебу с работой, отличаются лучшей самоорганизацией.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Студенческая молодежь является благодатной средой для организации и проведения мероприятий социальной направленности, но недостаточно подготовленной для осуществления процесса самоорганизации.

2. Основными факторами, сдерживающими социально-полезную деятельность студенческой молодежи, являются проблемы самоорганизации: неумение правильно распределить свое свободное время, самостоятельно найти сферу приложения собственных сил и объединиться с единомышленниками.

3. К субъективным факторам, влияющим на масштаб и характер самоорганизации студентов, относятся: социальное самочувствие, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности, социальная или личностная значимость предмета, на который направлена деятельность, социальные ожидания.

4. В регионе имеется значительный потенциал превращения студенческой молодежи в активный субъект самоорганизации.

5. Поскольку уровень социальной активности связан с удовлетворенностью положением дел в регионе и стране, можно ожидать роста социальной активности и самоорганизации молодежи по мере улучшения социально-экономической ситуации.

«ии ■ 7,1

тшвттиттяш

г 3.5

■ 1.1,.

Библиографический список

1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и "атомизация" молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования № 1, Январь 2010. C. 109-115.

2. ДятченкоЛ.Я., Морозова Т.И. Технологии регулирования процессов самоорганизации молодежи в регионе. Теория и практика общественного развития. №4. 2013. С.35-40

3. Моргенстерн Джулия. Самоорганизация по принципу «Изнутри наружу» [электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.koob.ru

4. Морозова Т.И. Самоорганизация молодежи как форма социокультурной рефлексии (региональный аспект) / Электронный ресурс. Режим доступа: http://psibook.com/sociology/samoorganizatsiya-molodezhi-kak-forma-sotsiokulturnoy-refleksii-regionalnyy-aspekt.html

References

1. Babintsev V.P., ReutovE.V. Self-organizing and "atomization" of youth as actual forms of social cultural reflection // Sociological researches № 1, January 2010, Pp. 109-115.

2. Djatchenko L.J., Morozova T.I. Technologies of regulation of processes of self-organizing of youth in region. The theory and practice of social development. № 4. 2013. Pp. 35-40.

3. Morgenstern Julia. Self-organizing by the principle «From within outside» [an electronic resource] - A mode of access:<http: // www.koob.ru>

4. Morozova T.I. Self-organizing of youth as the form of social cultural reflection (regional aspect) / the Electronic resource. A mode of access: http://psibook.com/sociology/samoorganizatsiya-molodezhi-kak-forma-sotsiokulturnoy-refleksii-regionalnyy-aspekt.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.