Научная статья на тему 'Самоорганизация и самоуправление студентов в контексте гражданского общества'

Самоорганизация и самоуправление студентов в контексте гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоорганизация / самоуправление / гражданское общество / студенчество / формальное / неформальное студенческое объединение / социализация молодежи / субъект/объект социализации / self-organization / self-management / civil society / students / formal / informal communities / youth socialization / subject / object of socialization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация и самоуправление студентов в контексте гражданского общества»

Тесленко А.Н.

д.п.н., д.соц.н., профессор Университета КАЗГЮУ, Астана

teslan@rambler.ru

САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: самоорганизация, самоуправление, гражданское общество, студенчество, формальное / неформальное студенческое объединение, социализация молодежи, субъект/объект социализации.

Key words: self-organization, self-management, civil society, students, formal / informal communities, youth socialization, subject / object of socialization.

Масштабные и глубокие трансформационные процессы на всем постсоветском пространстве в конце ХХ века в значительной мере связаны с исчезновением жесткой централизованной системы общественного регулирования и изменением вектора развития общественных отношений, основанных на принципах демократии и гражданского общества. Весь пафос социальной модернизации за последние 25-30 лет, был связан с благородным стремлением создать процветающее свободное общество, в котором личность располагает широкими возможностями для самореализации. И делать это предполагалось за счет снятия различных административных запретов, раскрепощения личной инициативы, расширения участия граждан в принятии наиболее важных для страны решений. Но оказалось, что даже в самой идеологии реформ господствовала тоталитарная установка. В глазах реформаторов население выступало лишь как объект регулирования, управления, то есть как объект воздействия, а вовсе не субъект, способный к самоорганизации; инициатива граждан не рассматривалась ими как значимая социальная сила, способная по-своему влиять на процесс модернизации общества [6].

Опыт реформирования на постсоветском пространстве показал: одной из главных предпосылок неудачи реформ является узость социальной базы их проведения, в том числе - отторжение от их реализации значительной части молодежи. Налицо - политика воинствующего патернализма, ставящая молодежь в положение, прежде всего, объекта воздействия, а не субъекта исторической деятельности, когда возможности для развития и самореализации молодежи далеки от должного. Поэтому она не может в достаточной мере раскрыть и реализовать свой творческий, инновационный потенциал. Между тем, история свидетельствует: реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них молодых. При этом важно понимать: во-первых, молодежь по природе своей не прогрессивна и не консервативна, она - всего лишь сила, готовая к любому начинанию; во-вторых, задача науки состоит в том, «чтобы рассказать, что общество может дать молодежи и что общество может ожидать от молодежи (скрытый ресурс)» [7, с. 451].

Современная молодежь «оказалось в ситуации, когда она, логикой истории призвана продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынужденно, находясь в стадии развития, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления» [5, с. 99]. В период перехода к взрослой, социально ответственной жизни в условиях социальных перемен молодой человек сталкивается с двумя противоречивыми тенденциями: во-первых, с возрастанием требований со стороны общества и степени его социализированности, а во-вторых - с расширением потенциального поля самоорганизации и самореализации, возможности осуществления выбора из множества альтернатив социальной интеграции.

Социальная самоорганизация - инициативный, самодеятельный способ и результат упорядочения объекта и его социальных связей, сущностными признаками которого являются непосредственная включенность субъектов в социальную практику, самодеятельное участие, инициативность (способность личности или социальной группы к актуализации самодеятельности, к ломке сложившихся стереотипов), ситуативность, спонтанность. Самоорганизация служит источником пробуждения инициативы молодых людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности. Методом проб и ошибок она помогает выявить новые формы взаимодействия, способы решения жизненных проблем, которые, которые, по мнению субъектов, адекватны изменившимся условиям существования и жизнедеятельности.

В трудах современных зарубежных и отечественных ученых в области социокультурного анализа структурных характеристик общества, процессов организации и самоорганизации в природе и обществе, гражданского общества прослеживается тенденции рассмотрения молодежного движения, формальных и неформальных объединений молодежи через призму социологического анализа феномена человеческих сообществ [1, 3, 5]. Данный анализ показывает, что различные общественно-политические системы в разное время предоставляют различные возможности для развития самоорганизующихся сообществ, например, студенчество, являющееся одним из составных элементов социальной группы молодежи [4].

Известно, что первые самоорганизующиеся и самоуправляемые сообщества в студенческой среде возникли в западноевропейских университетах как средство удовлетворения базовых и духовных потребностей в еде, одежде,

жилье, правовой защите и безопасности, в знаниях, культурном обеспечении путем объединения усилий с людьми, имеющими схожие интересы, потребности, проблемы.

Сегодня перенос на отечественную почву западноевропейского феномена студенчества закономерно повлек за собой и перенос всех атрибутов существования этого феномена. Самоорганизация стала выступать как средство апробации новых социальных технологий. Со становлением гражданского общества, основанного на самодеятельном, инициативном участии людей в общественной жизни и отделении частной жизни от политической, студенческая молодежь пытается сама решать многие проблемы жизни. Самоорганизация превратилась в дополнение к организации студенческой жизни в направлении развития от самодеятельности к институциализации. Объединенные интересы сегодня все чаще нормализируются, оформляются организационно и тогда самоорганизация уже трудно отделима от организации: она либо предшествует ей, либо сопровождает как параллельный процесс, или развертывается на ее почве. В этих условиях разумное сочетание внешнего воздействия и собственных потенций личности позволяет сформировать в ней необходимые структуры, способные к устойчивому функционированию и адаптивному обновлению на всех этапах социализации молодежи.

Студенческие объединения в казахстанских вузах возникают в ответ на необходимость удовлетворения потребностей студентов в экономической и эмоциональной поддержке друг друга. И эти мотивы объединения аналогичны мотивам объединения студентов в западноевропейских университетах в позднем средневековье. Следовательно и от современного студенчества можно ожидать способности к объединению как необходимой основы существования «эффективного» студенчества и объединению на социально-эмоциональной основе как наиболее естественном мотиве объединения, при условии освобождения от административного давления.

Но не только удовлетворение материальных и духовных потребностей студентов толкает молодых людей к самоорганизации, не менее важны два других фактора возникновения самоуправляющей деятельности, которая может возникнуть, с одной стороны, в ответ на неэффективность существующей административной системы в обеспечении благоприятных экономических, социальных, культурных и политических условий жизни студенчества, с другой стороны, как результат осознания студенчеством своих интересов и прав, а также способов их реализации. Оба случая фиксируют ситуацию, когда дальнейшее функционирование сообщества связано с необходимостью принятия им на себя прав и обязательств по организации собственной жизни посредством передачи части полномочий от центральных органов власти в руки самоуправляемых общностей.

Необходимо отметить, что гражданское общество возможно только в условиях гарантированности прав и свобод, возможности участия граждан в принятии политических решений. Сегодня очевидно, что в правовом отношении система гарантированности прав и свобод граждан страны в целом и студенческой молодежи, в частности, лишена особых противоречий [3]. Однако существует расхождение во мнениях и оценочных суждениях молодежи относительно характера соблюдения их законных прав и свобод. При этом нетрудно заметить, что большинство опрошенных респондентов в своих оценках руководствуется практической стороной проблемы. Этот факт демонстрирует существование издержек в механизмах реализации законов со стороны исполнительных органов, присутствие в сознании молодежи правового нигилизма, вызванного незнанием своих прав и возможностей.

Важным моментом в процессе самоорганизации и самоуправления в студенческой среде является возможность донести информацию о проблемной ситуации до как можно большего числа людей. В этой связи актуализируется роль «переговорных площадок», позволяющих установить коммуникацию как внутри молодежного сообщества, так и за его пределами с целью обсуждения проблемной ситуации и принятия решений о ее разрешении. В условиях информационного общества чаще всего в качестве таких действующих «переговорных площадок», как важнейшего компонента гражданского общества, выступают Интернет и другие ресурсы сетевых технологий. Именно эти «виртуальные переговорные площадки», реализуемые в форме Интернет-форумов, обеспечивают эффективную коммуникацию внутри студенческой среды и за ее пределами с целью актуализации деятельности самоуправляемых студенческих сообществ [3, с. 89].

В данном случае Интернет-форумы позволяют оптимизировать коммуникационные процессы в самоуправляемых сообществах и тем самым повысить эффективность их функционирования. Анализ контента Интернет-форумов говорит о том, что в студенческой среде существует ряд проблем и противоречий, затрагивающих базовые интересы студенчества, перечень и актуальность которых практически не меняются со временем, вызывая беспокойство от 36 до 69% респондентов, в зависимости от сферы. В этих условиях около половины опрошенных считают, что пассивность студенчества является основной причиной проблем в студенческой среде. При этом треть опрошенных положительно оценивает возможности студенческих объединений решать значительную часть студенческих проблем.

Вузовская социализация по-прежнему базируется на подгонке индивида под желательные для общества параметры, превращающей его в конформистски настроенную личность, лояльную ко всем государственным институтам, хотя необходимо формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творчески перерабатывать социальный опыт и не только адаптироваться к действительности, но и изменять эту действительность [9]. Существующая система организации учебного процесса основана на установке: «Делай все, как предписано, и станешь специалистом». В таких условиях студенты не являются полноценными субъектами и несут ответственность лишь за степень готовности и исполнительности. Студенты, как правило, сами не ставят перед собой познавательных и других образовательных целей, не планируют, не прогнозируют, не контролируют свою учебную деятельность, а также ее организацию администрацией и преподавателями [8].

Список литературы

1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 496 с.

2. Багуцкий Н.В. Студенческие сообщества как субъект гражданских отношений в современном российском контексте. / Дис ... к.с.н. - Саратов: СГТУ, 2006. - 198 с.

3. 3 Багуцкий Н.В. Проблематика гражданского общества: ограничения и механизмы развития // Вестник СГТУ. 2006. - С. 197202.

4. Гуничева Е.Г. Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества // Вестник Нижегородского унта. Серия: Соц. науки. 2007. - № 3(8). - С.173-179

5. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // СОЦИС. - М., 1997. - № 3. - С. 25-36.

6. Перспективы самоуправления и самоорганизации в России: Сб. науч. работ / Отв. ред. И.А. Бутенко. - М.: Московский общественный научный фонд. 2000. - 211 с.

7. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Политиздат. 1994.

8. Столярова Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства. Автореф. дис. к.с.н. - Усть-Каменогорск, 2010. - 21 с.

9. Тесленко А.Н. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. - Томск: Спектр, 2001. - 120 с.

10. Тесленко А.Н. Ювенология и юногогика: два подхода к исследованию молодежной проблематики. - Астана: АО «КазГЮУ», ОФ «Центр ювенологических исследований», 2015. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.