Научная статья на тему 'Самоопределение подростка в процессе творчества'

Самоопределение подростка в процессе творчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2031
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ТВОРЧЕСТВО / СУБЪЕКТ / ЦЕННОСТИ / SELFDETERMINING / TEENAGER / CREATIVE WORK / AGENT / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таньчева Ирина Владимировна

Самоопределение в процессе творчества оказывает значимое воздействие на самостоятельный выбор подростка, формирование позитивного отношения к системе общественных ценностей, к себе, к окружающим как субъектам деятельности посредством проявления мотивации успеха, реализации внутренних потребностей, творческих способностей, оригинальности мышления. Стремление проявить свое «Я» окружающим сопровождается самовыражением, целеустремленностью, сопоставлением себя с окружающим его миром. Следовательно, в большей степени у него наблюдается адекватная самооценка, рефлексия, что позволяет подрастающему ребенку лучше ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях и привести к осознанному пониманию своего предназначения в реальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGER’ SELF-DETERMINING WHILE CREATIVE WORK

Self-determining while creative work significantly impacts on self-selection in teenagers and shaping a positive attitude to the set of public values, the self-concept and doing unto others as co-operating agents by manifesting motivation for success, satisfying inner needs and making creative progress, showing a special way of thinking. Striving to express his/her self to others is accompanied by self-actualization, commitment, in comparing their selves to the surrounding world. Therefore, a teenager rather displays self-acceptance, introspection that enables a growing child to better pattern his/her behaviour up to irregular life circumstances that shall entail a conscious perception of a destination in reality.

Текст научной работы на тему «Самоопределение подростка в процессе творчества»

УДК 37.04

ТАНЬЧЕВА Ирина Владимировна, TANICHEVA Irina Vladimirovna,

кандидат педагогических наук, ассистент кафедры Candidate for Doctorate in Pedagogics, Assistant

методологии образования Саратовского Lecturer, Chair of Educational Strategy, Saratov State

государственного университета имени University named after N.G. Chernyshevsky.

Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия. Saratov, Russia.

irina-tancheva@yandex.ru irina-tancheva@yandex.ru

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКА В TEENAGER’ SELF-DETERMINING WHILE

ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА CREATIVE WORK

Самоопределение в процессе творчества оказывает Self-determining while creative work significantly im-значимое воздействие на самостоятельный выбор pacts on self-selection in teenagers and shaping a posi-подростка, формирование позитивного отношения к tive attitude to the set of public values, the self-concept системе общественных ценностей, к себе, к окружаю- and doing unto others as co-operating agents by mani-щим как субъектам деятельности посредством прояв- festing motivation for success, satisfying inner needs ления мотивации успеха, реализации внутренних по- and making creative progress, showing a special way of требностей, творческих способностей, оригинальности thinking. Striving to express his/her self to others is ac-мышления. Стремление проявить свое «Я» окружаю- companied by self-actualization, commitment, in compar-щим сопровождается самовыражением, целеустрем- ing their selves to the surrounding world. Therefore, a ленностью, сопоставлением себя с окружающим его teenager rather displays self-acceptance, introspection миром. Следовательно, в большей степени у него that enables a growing child to better pattern his/her be-наблюдается адекватная самооценка, рефлексия, что haviour up to irregular life circumstances that shall entail позволяет подрастающему ребенку лучше ориентиро- a conscious perception of a destination in reality. ваться в нестандартных жизненных ситуациях и привести к осознанному пониманию своего предназначения в реальной действительности.

Ключевые слова: самоопределение, подросток, твор- Key words: self- determining, teenager, creative work, чество, субъект, ценности. agent, values.

Сегодня особую актуальность приобретает потребность в самоопределении подростка по отношению к системе общественных ценностей посредством активного осознания и принятия им ценностей общества, позитивного отношения к окружающему его миру.

Общеизвестно, что в подростковом возрасте ребенок начинает задумываться о вступлении во взрослую жизнь, о выборе приоритетных для себя возможных путей самореализации, зачастую прислушиваясь к себе, признает наличие тех или иных склонностей и способностей, что приводит к самостоятельности в его суждениях и формировании им определенного мировоззрения, своей позиции. Проявляя любознательность, он стремится отследить происходящие вокруг него закономерности процессов и явлений, а также анализировать происходящие с ним события. Наиболее продуктивным в отношении самоопределения растущего человека является подростковый этап, поскольку связан с качественно новой позицией ребенка, с его поиском собственного места в обществе и характеризуется личностным самоопределением (Э. Эриксон) и способствует ощущению подростком ее реальной значимости (Д.И. Фельдштейн).

При этом можно отметить, что в переходный период происходит концентрация внимания человека на своем внутреннем мире (Л.С. Выготский), возрастает его интерес к собственной личности, своим замыслам, переживаниям. И те фантазии, которые у него возникают, тесно связаны с внутренними желаниями, побуждениями, эмоциями личности. Именно творчество позволяет ему реализовать внутренние потребности, фантазии, переживания, творческие способности и выступать автором своей деятельности.

Так в творчестве происходит соотношение «Я-реального» и «Я-идеального», что определяет потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости своей позиции), самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении проявить себя, при этом активность субъекта подкрепляется познавательной мотивацией и, в свою очередь, стимулирует к достижению ценностно-целевых установок, наполняет деятельность подрастающего человека целенаправленностью, целеустремлённостью, силой воли (Л.И. Божович, «он как бы обретает волю») [2], свободой мысли, ответственностью, самостоятельностью, творческим подходом в решении поставленных задач.

Ученые культурно-психологической концепции Н.С. Лейтес, Э. Шпрангер и др. характеризуют возраст подростка наиболее благоприятным периодом для «врастания» в культуру и непосредственного освоения культуры человечества: открытие собственного «Я», развитие рефлексии, осознание своей индивидуальности. А развитие рефлексии есть умение «направлять мысль на мысль», на познание собственных психических процессов и особенностей лич-

ности [3]. Приверженность его к творчеству наблюдается в различных сферах деятельности: моделировании, конструировании, создании рисунков, сочинении стихотворений, музыкальных зарисовок, участии в театральных постановках и т.д.

Ученые рассматривают душевную жизнь подростка со стороны субъективного непосредственного самобытия (В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев) и подчеркивают, что в содержании собственного «Я» ничего собственно нет, а есть только присвоенное из внешней культуры, но при этом требует выхода (трансцендирования) души за свои собственные пределы, в иное, ее укореняющее [5]. Поэтому на исходном возрастном этапе необходимо уделять особое внимание развитию «самости», так как открывает возможность ребенку сопоставления различных ценностных приоритетов в существующем его понимании в процессе творчества.

Под авторским творчеством, согласно Е.А. Александровой и Т.Г. Пузыни, понимается особое состояние творить, ценность которого обусловлена уровнем культуры личности и ценностно-смысловой ориентацией [1;4].

Так, согласно мнению ученых (Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева. В.И. Слободчикова), прежде чем стать субъектом определенной деятельности, необходимо и овладеть умением определять ценностные смыслы, оценивать и выбирать способы осуществления деятельности, контролировать ход и результаты деятельности, творчески их преобразовывать.

Раскрывая собственные потенциальные возможности в процессе творчества, растущий человек учится творчески проявлять себя посредством самовыражения, самоутверждения, но не эгоистически лишь для самого себя, а через социально значимые дела. Индивидуальность в выборе позиции может выражаться как в отторжении и отчуждении себя от общества, так и в стремлении проявить свое «Я» в обществе. А самоопределение подразумевает поиск внутреннего равновесия с самим собой (творческое осмысление), преобразование субъектного в обществе (анализ себя в творчестве) и обогащение субъектного мира ребенка (творческий опыт).

Здесь особую роль, как было сказано выше, оказывают эмоции, сопутствующие познанию и наблюдению окружающего мира, интерес к новой деятельности, любопытство, любознательность, связанные с активным действием, преодолением препятствий, стремлением к проявлению настойчивости своих усилий для достижения запланированного, мотивацией успеха в творческом процессе.

Также в творческой деятельности у подростка развивается ценностно-эстетическое отношение как к восприятию, так и освоению, пониманию, открытию мира искусства, расширению творческого опыта, проявлению активности субъекта. Без субъектной активности, без соучастия, внутреннего сопереживания подростка, воспринимающего, к примеру, творчество какого-либо известного деятеля искусства, и без его образного мышления не произойдет целостное понимание, творческое познание, и в этом случае не сможет возникнуть диалог между автором и реципиентом [6].

И в творчестве подрастающая личность стремится отразить субъектно-ценностное понимание мировосприятия в окружающей его действительности, подросток, проявляя себя как автор, создает продукты творчества: стихотворные произведения, синквейны, музыкальные миниатюры, песни, художественные эскизы, презентации и т.п. В процессе чего он не только принимает информацию о явлениях действительности, но и самостоятельно оценивает ее.

В самоопределении важную роль играет субъектность человека, а именно выражение им своего отношения относительно ценностных установок, мотивов деятельности, способов реализации творческих способностей и проявления оригинальности мышления, предъявления своего «Я» окружающим.

Самостоятельность выбора, независимость от мнения окружающих, умение обосновывать и отстаивать посредством творческой деятельности свою субъектную позицию, а также нести ответственность за свой выбор, проявлять активность, самооценку, рефлексию. В процессе рефлексии творчества развивается способность контролировать, оценивать, корректировать и регулировать непосредственно свою деятельность.

Итак, самоопределение подростка в процессе творчества приводит к осознанному им пониманию своего внутреннего мира, самодвижению, рефлексивной работе в собственном саморазвитии своего потенциала, а также к самостоятельному анализу, расширению творческого опыта. Поиск творческих решений активизирует проявление оригинальных идей, реализацию творческих способностей в умении контролировать себя непосредственно в деятельности. Ценностное отношение к системе общества, к себе, к окружающим как субъектам деятельности способствует более осознанному выбору и утверждению своей субъектной позиции в творчестве, что способствует самореализации творческого потенциала, посредством развития твор-

ческих способностей, нестандартности мышления, а также адекватной оценки. И это, в свою очередь, позволяет ему лучше ориентироваться в сложных, противоречивых жизненных ситуациях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. - Саратов: Сарат. ун-т. 2003.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1995.

3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.

4. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2003.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

6. Таньчева И.В. Уровни становления субъектной позиции подростка в художественной деятельности // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. - № 4 (20).

REFERENCES

1. Aleksandrova E.A. Pedagogicheskaya podderzhka kulturnogo samoopredeleniya kak sostavlyayushchaya pedagogiki Svobody. - Saratov: Sarat. un-t. 2003.

2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti / pod. red. D.I. Feldshteyna. - M.: Institut prakticheskoy psikhologii, 1995.

3. Bondarevskiy V.B. Vospitanie interesa k znaniyam i potrebnosti k samoobrazovaniyu. - M.: Prosveshchenie, 1985.

4. Puzyni T.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya avtorstva podrostkov v khudozhestvennoy deyatelnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - YAroslavl, 2003.

5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu subektivnosti: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.: SHkola-Press, 1995.

6. Tancheva I.V. Urovni stanovleniya subektnoy pozitsii podrostka v khudozhestvennoy deyatelnosti // European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnykh nauk). - 2012. ? № 4 (20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.