Научная статья на тему 'Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности'

Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Задорин Константин Сергеевич

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с самоопределением педагога, осуществляющего внеурочную деятельность обучающихся российской школы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В тексте представлены базовые понятия и нормативные основания для процесса организации внеурочной деятельности в образовательной организации. Особый акцент делается на раскрытие сущностных характеристик внеурочной деятельности. Основные условия осуществления внеурочной деятельности в настоящее время представлены с использованием материалов Всероссийской научно-практической конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования». Профессиональное личностное самоопределение педагога раскрывается формулировкой вопросов, ответы на некоторые из них представлены в статье. Также используется материал по итогам курсовой подготовки педагогов к осуществлению внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Задорин Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-determination of the teacher when organizing extracurricular activities

The article examines the main issues related to the self-determination of the teacher conducting the extracurricular activities for students of Russian schools under the conditions of implementing the federal state educational standards of general education. The article presents the basic concepts and the regulatory foundation for the process of organizing extracurricular activities in the educational organization. The particular emphasis is placed on disclosure of essential characteristics of extracurricular activities. The main conditions of implementing the extracurricular activities are presented with the use of materials of the All-Russian scientific and practical conference “Students’ extracurricular activities under conditions of implementing federal state educational standards of the general education”. The teacher’s professional personal self-determination is revealed by wording questions, answers to some of them are presented in article. Also there are presented the material on the results of the training course for teachers on the implementation of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности»

УДК 371.8

Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности

А. В. Кисляков, К. С. Задорин

Self-determination of the teacher when organizing extracurricular activities

A. V. Kislyakov, K. S. Zadorin

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с самоопределением педагога, осуществляющего внеурочную деятельность обучающихся российской школы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В тексте представлены базовые понятия и нормативные основания для процесса организации внеурочной деятельности в образовательной организации. Особый акцент делается на раскрытие сущностных характеристик внеурочной деятельности. Основные условия осуществления внеурочной деятельности в настоящее время представлены с использованием материалов Всероссийской научно-практической конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования». Профессиональное личностное самоопределение педагога раскрывается формулировкой вопросов, ответы на некоторые из них представлены в статье. Также используется материал по итогам курсовой подготовки педагогов к осуществлению внеурочной деятельности.

Abstract. The article examines the main issues related to the self-determination of the teacher conducting the extracurricular activities for students of Russian schools under the conditions of implementing the federal state educational standards of general education.

The article presents the basic concepts and the regulatory foundation for the process of organizing extracurricular activities in the educational organization. The particular emphasis is placed on disclosure of essential characteristics of extracurricular activities. The main conditions of implementing

the extracurricular activities are presented with the use of materials of the All-Russian scientific and practical conference "Students' extracurricular activities under conditions of implementing federal state educational standards of the general education". The teacher's professional personal self-determination is revealed by wording questions, answers to some of them are presented in article. Also there are presented the material on the results of the training course for teachers on the implementation of extracurricular activities.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, самоопределение педагога, программа курса внеурочной деятельности, развитие личности.

Keywords: extracurricular activities, federal state educational standard of general education, self-determination of the teacher, the course of extracurricular activities program, personality development.

Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет особую роль в обеспечении достижения планируемых личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность обучающихся к само-

развитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [1, с. 67].

В настоящее время внеурочная деятельность характеризуется как особый вид деятельности, осуществляемый по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС); способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока.

Документом, регламентирующим на уровне образовательного учреждения количество часов в неделю, направления и наименования внеурочной деятельности выступает план внеурочной деятельности, являющийся компонентом Основной образовательной программы образовательной организации.

Содержание курса внеурочной деятельности отражается в программе, выступающей нормативно-методическим документом, отражающим системное представление об условиях достижения целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании внеурочной деятельности, механизмах ее реализации и предполагаемых результатах духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Программа курса внеурочной деятельности учащихся является составной частью основной образовательной программы учреждения и направлена на достижение планируемых результатов ее освоения (личностных и метапредметных), с учетом основных направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, сложившихся традиций воспитания в общеобразовательном учреждении. Опреде-

ляющим в выборе содержания внеурочной деятельности являются потребности учащихся и их актуальные возрастные и индивидуальные особенности развития.

При рассмотрении вариантов организации внеурочной деятельности учащихся следует обратить внимание, что внеурочную деятельность можно рассматривать как организацию совместной деятельности педагогов и обучающихся, направленную на познание и преобразование себя и окружающей действительности. Внеурочная деятельность организуется с классом, группой (обучающиеся разных классов и параллелей) обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность создает условия для неформального общения участников образовательного процесса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность [2].

С началом введения ФГОС и внесением изменений: «при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение... использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта» (Приказ № 19707 от 04 февраля 2011 г.) появляются условия для расширения взаимодействия указанных организаций.

Программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно на основе программ, рекомендованных ведущими Российскими издательствами и переработки примерных программ, реализуемых в системе общего и дополнительного образования детей.

В практике организации внеурочной деятельности обучающихся имеется вариативность ее программ, направленных на реализацию основных функций образования: образовательной и социально-педагогической.

Взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования детей, организациями культуры и спорта носит, прежде всего, традиционный характер: обучающиеся занимаются в различных кружках, объединениях, коллективах для развития своих возможностей и удовлетворения своих потребностей.

Учреждения же предоставляют свои площадки и педагогов для проведения мероприя-

тий, для организации летней кампании, для развития сферы дополнительного образования для школы. Однако включение в решение задач школы по организации внеурочной деятельности становится предметом осмысления и продумывания действий всех заинтересованных сторон. В связи с этим возникают вопросы, связанные с участием организаций в разработке и осуществлении моделей внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия [3].

Площадкой для обсуждения данных вопросов становится традиционная Всероссийская научно-практическая конференция «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования», организованная ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и некоммерческим партнерством «Центр содействия распространению методов активного воспитания» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Целью Всероссийской конференции становятся презентация и обсуждение опыта, проблем и перспектив организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия организаций общего, дополнительного образования, культуры и спорта.

С отсутствием правомерных регламентов до сих пор нет четкого убедительного ответа о реализации программ курсов внеурочной деятельности средствами дополнительного образования или средствами системной работы классного руководителя.

Значит, внеурочная деятельность становится предметом совместных усилий практически всех участников образовательных отношений. В этом случае возникает необходимость задуматься, насколько педагогический коллектив той или иной школы сформулировал для себя главную миссию, которая определяет всю значимость педагогической деятельности. Насколько эта миссия согласована и принята всем сообществом, и как разделяет ее каждый педагог для себя.

По сути дела, педагоги, реализующие внеурочную деятельность, оказываются в ситуации самоопределения в отношении своей профессиональной миссии через постановку для себя следующих вопросов: Какими профессиональными

возможностями мы обладаем? Какие интересы и потребности есть у учащихся? Какие ценности и смыслы будут вкладываться во внеурочную деятельность? Каким потенциалом обладает окружающая среда? Какие цели и задачи определяют содержание и организацию внеурочной деятельности? Какие могут быть результаты и эффекты внеурочной деятельности?

Целесообразно и логично, на наш взгляд сменить вопрос «Какие?» на вопрос «Как?», а именно: Как мы определяем свои профессиональные возможности? Как мы определяем интересы и потребности учащихся? Как определить и использовать потенциал среды? Как мы определяем ценности и смыслы внеурочной деятельности? Как определять цели, задачи, содержание и выбрать те или иные средства организации внеурочной деятельности? Как определять и достигать результаты и эффекты внеурочной деятельности?

В этой логике педагог может получить ответ на один ключевой вопрос, который часто звучит на курсах повышения квалификации: «Как организовать собственную деятельность по разработке программ курсов внеурочной деятельности?»

Следует отметить, что инициатором и разработчиком программы курса внеурочной деятельности может быть как конкретный специалист образовательной организации (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, классный руководитель, завуч по начальной школе и др.), так и группа или «ансамбль» учителей и специалистов (психолог, педагог дополнительного образования детей, тренер и др.) с участием родителей, старшеклассников и социальных партнеров школы [4, с. 6]. Разработка программы курса внеурочной деятельности как трудовая функция становится актуальной в контексте рассмотрения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

Также важно отметить, что сегодня можно выделить два основания определяющие выбор реализации той или иной программы курсов внеурочной деятельности, а именно [5, с. 228]:

- на основе возможностей педагогов. К примеру, наличие педагога, увлеченного театром, ведет к созданию театрального коллектива, а педагога увлекающегося декоративно прикладным творчеством, к появлению соответствующей программы.

Таким же образом классный руководитель планирует тематику своих классных часов, которые могут составлять основу программы курса внеурочной деятельности;

— на основе изучения интересов обучающихся и их потребностей, то есть в процессе анкетирования выявляются потребности и интересы детей, на основе которых идет подбор тематики и руководителей кружков и клубов.

Два основания могут и должны быть реализованы не отдельно, а в единстве. Но если деятельность педагога основывается на изучении интересов и образовательных потребностей детей, то школа может считать это своим важным достижением.

Продолжая размышление о самоопределении педагога реализующего внеурочную деятельность, следует посмотреть на внеурочную деятельность с описания ее ключевых признаков или сущностных характеристик:

— во-первых, это «личностно образующая деятельность» (по А. Г. Асмолову) (обратите внимание - не личностно ориентированное образование, а личностно порождающая, лично-стно образующая деятельность, то есть деятельность, которая имеет ярко выраженный воспитывающий характер);

— во-вторых, это возможное «пространство вариативного развития и самореализации личности», где происходит личностное, жизненное и будущее профессиональное самоопределение, самореализация взрослеющего человека;

— в-третьих, внеурочная деятельность предполагает коммуникацию и общение ребенка, то есть она предполагает создание социального пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения;

— в-четвертых, внеурочная деятельность всегда сопряжена с какой-либо конструктивной практической деятельностью учащихся, где они усваивают уникальный мир технологий, способов деятельности и ремесел и т. д.

Выделение последнего признака во многом связано с интеграцией общего и дополнительного образования или его части неформального образования.

В отличие от дополнительного образования, где дети могут выбрать и активно включиться в освоение того или иного вида творчества, двигаясь к достижению определенного качественного результата, внеурочная деятельность пре-

жде всего помогает школьникам понять собственные интересы, предоставляет возможность попробовать себя в разных видах занятий, открыть мир за пределами уроков, не преследуя цели непременно войти «в мир мастерства».

По сути дела, внеурочная деятельность оказывает помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействует или дает старт в их дальнейшей реализации в творческих объединениях дополнительного образования.

Подобное выделение признаков внеурочной деятельности бросает определенные новые вызовы и нам как педагогам. Так почему же важно педагогу самоопределиться в реализации внеурочной деятельности? Самоопределение - это первый шаг в понимании того, что педагог делает и во многом определяется ответами на следующие вопросы: Каковы ценности, смыслы определяющие цель деятельности? Для кого она реализуется? Чем уникальна программа курса внеурочной деятельности? Каковы будут ее результаты? И в конечном итоге, каков план действия?

Самоопределение педагога во многом основывается той позицией, которую он занимает в своей профессиональной деятельности.

Мы согласимся с точкой зрения А. Г. Григорьевой, что внеурочная деятельность также предполагает освоение педагогом собственной позиции педагога-воспитателя, которая заключается в выработке своих личностных и профессиональных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка [6, с. 54].

Предлагаем рассмотреть несколько цитат, взятых из опроса участников Всероссийской научно-практической конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования» в которых, на наш взгляд, есть отражение профессиональной позиции педагогов и тех смыслов, которые вкладываются во внеурочную деятельность.

Автор программы Н. И. Тонкушина, педагог дополнительного образования Агаповского муниципального района Челябинской области, так определяет свою роль: «При проектировании курса внеурочной деятельности для первоклассников , Путешествие в страну БУКВАЛАНДИЮ"

я учитывала, что программа относится к программам, развивающим художественную одаренность, акцент делается не на художественное изображение и точность передачи, а на становление индивидуального творческого воображения, на дивергентное развитие мышления, на сообразительность и гибкость ума, самостоятельность».

Учитель начальных классов О. В. Максимова (г. Магнитогорск, Челябинская область) отмечает свою деятельность таким образом: «Исходя из опыта моей работы, я могу утверждать, что наиболее эффективной формой организации курсов внеурочной деятельности с учащимися является проектная деятельность. работая над проектами, учащиеся учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами».

Определяя задачи «Студии творческого развития», руководитель М. А. Петрова сказала: «Мы не готовим будущих актеров, у нас не театральная студия, которая готовит для поступления в театральный вуз, у нас другая программа».

Задача проекта - воспитать свободных людей, умеющих думать, фантазировать, выражать свои мысли, не боящихся своих эмоциональных проявлений и публичных выступлений.

«Я не говорю, что мы сделаем всех независимыми и свободомыслящими, но больший процент станет именно такими, потому что я вижу, как дети меняются уже даже после года обучения».

Самоопределение педагога, организующего внеурочную деятельность, напрямую зависит от понимания им оценки ее эффективности, где сами педагоги фактически занимаются поиском ответов на следующие вопросы:

1. Насколько удовлетворен учащийся тем, что занимается в том или ином клубе, секции, студии, участвует в тех или иных делах внеурочной деятельности?

2. Удовлетворены ли родители от того, что их сын или дочь посещают занятия по внеурочной деятельности?

3. Удовлетворен ли сам педагог от приложения своих усилий для организации деятельности своих воспитанников?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить: интересно ли ребенку посещать занятия

внеурочной деятельности; сложились ли у него позитивные отношения с одноклассниками и другими ребятами; хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время; сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, пережить интересный опыт, чему-то научиться. Необходимо понять: как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; что ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности; удовлетворены ли они отношениями к детям педагога; как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности. Надо изучить: удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности; как складываются его отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения; созданы ли условия для его профессионально-личностного роста, творческого самовыражения.

Библиографический список:

1. Проектирование и реализация программ воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования : учебно-методическое пособие / сост. А. В. Кис-ляков, К. С. Задорин. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 108 с. - (Педагогическая мастерская: новые стандарты в действии).

2. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кис-лякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 416 с.

3. Кисляков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -2014. - № 1 (18). - Челябинск. - С. 82-92.

4. Щербаков А. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации кадров в процессе стажировки на базовой площадке, аккумулирующих эффективный опыт введения ФГОС общего образования / А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2012. - 4 (13). - Челябинск. - С. 79-86.

5. Кисляков А. В. Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки : научный журнал. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). -С.226-232.

References:

1. Kislyakov A. V., Zadorin K. S. Proektirova-nie i realizatsiya programm vospitaniya i sotsiali-zatsii obuchayushchikhsya v usloviyakh vvedeniya FGOS obshchego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie [Designing and Implementing Programs of Pupils' Education and Socialization under the Conditions of Introducing Federal State Educational Standards of the General Education: Study Guide], Chelyabinsk, 2014, 108 p.

2. Kislyakov A. V., Shcherbakov A. V. Vneu-rochnaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya v uslo-viyakh realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Pupils' Extracurricular Activities under the Conditions of Implementing Federal State Educational Standards of the General Education: Materials of II Russian Scientific and Practical Conference], Chelyabinsk, 2014, 416 p.

3. Kislyakov A. V., Shcherbakov, A. V. Informal Teacher Professional Development by means

of Innovative Products Designing [Neformal'noe povyshenie kvalifikatsii pedagogicheskikh rabot-nikov posredstvom proektirovaniya innovatsion-nykh produktov]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2014, N 1 (18), pp. 82-92.

4. Shcherbakov A. V. Organizational and Pedagogical Conditions of Professional Development in the Career Training Institution, accumulating experience of implementing Federal State Educational Standards of the General Education [Organizat-sionno-pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikatsii kadrov v protsesse stazhirovki na ba-zovoy ploshchadke, akkumuliruyushchey effektiv-nyy opyt vvedeniya FGOS obshchego obrazova-niya]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov Nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], Chelyabinsk, 2012, N 4 (13), pp. 79-86.

5. Kislyakov A. V., Shcherbakov A. V. Modeling Pupils' Extracurricular Activities in Primary School [Modelirovanie vneurochnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya v nachal'noy shkole]. Yaros-lavskiy pedagogicheskiy vestnik. Psikhologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyy zhurnal [Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Psychological and Pedagogical Sciences: Scientific Journal], Yaroslavl', 2012, N 4, V. 2, pp. 226-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.