Научная статья на тему 'Самообразование как психологопедагогическая проблема'

Самообразование как психологопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2390
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / самообразовательная деятельность / уровни самообразовательной деятельности / готовность к самообразованию / познавательная деятельность / selfeducation / selfeducational activity / levels of selfeducational activity / readiness for selfeducation / perceptional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская Л. П., Вишневская Г. В.

В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психологопедагогической литературе, имеющей как социальное, экономическое, так и личностное значение. Актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному самообразованию. Уточняется сущность понятий «самообразование», «готовность к самообразованию» и обращается внимание на специфику их применения в теории и методике профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article it is considered the rank of studying the problem of selfeducation in scientific psychological and pedagogical literature, having social, economic and personal importance. The problem of training specialists ready for permanent selfeducation is actualized. The nature of terms selfeducation, readiness for selfeducation and their using in the theory and practice of professional training is defined.

Текст научной работы на тему «Самообразование как психологопедагогическая проблема»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

УДК 378.0

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© л. П. ВИШНЕВСКАЯ, Г. В. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: assol@pnz.ru

Вишневская Л. П., Вишневская Г. В. - Самообразование как психолого-педагогическая проблема // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 156-158. - В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психолого-педагогической литературе, имеющей как социальное, экономическое, так и личностное значение. Актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному самообразованию. Уточняется сущность понятий «самообразование», «готовность к самообразованию» и обращается внимание на специфику их применения в теории и методике профессионального образования.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, уровни самообразовательной деятельности, готовность к самообразованию, познавательная деятельность.

Vishnevskaya L. P., Vishnevskaya G. V. - Self-education as a psychological and pedagogical problem // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 156-158. - In the article it is considered the rank of studying the problem of self-education in scientific psychological and pedagogical literature, having social, economic and personal importance. The problem of training specialists ready for permanent self-education is actualized. The nature of terms “self-education”, “readiness for self-education” and their using in the theory and practice of professional training is defined.

Keywords: self-education, self-educational activity, levels of self-educational activity, readiness for self-education, perceptional activity.

Самообразовательная деятельность, умение ее осуществлять - важное качество любого профессионала, особенно в годы усиленного развития новейших технологий и компьютерной техники, которые затрагивают все сферы жизни в период становления информационного общества. Само свойство информации предполагает ее постоянное обновление, а людей вынуждает не отстать в понимании и применении этой информации в своей профессиональной деятельности и требует от человека умения самостоятельно усваивать новые знания и навыки.

Самообразование как вид деятельности используется людьми давно, но особое значение оно приобретает в годы неких переломных исторических моментов, в годы подъема и развития каких-либо общественных движений, в годы кризисов, когда одни парадигмы общественной жизни приходят на смену другим, когда обостряются противоречия, в том числе, и в образовании. Самообразование в этом случае может выступать одним из средств разрешения этих противоречий.

В научной литературе проблеме самообразования посвящены исследования таких авторов как И.И. Малкина, Н. И. Пидкасистого, Б. П. Есипова,

Г. И. Щукиной, Е. Н. Ястребцевой и др. Анализ пси-холого-педагогической литературы свидетельствует о том, что не существует однозначного подхода к определению самообразования. Некоторые авторы подчеркивают его познавательную сущность (А. К. Гром-цева, Н. Д. Иванова, Л. Г. Ковтун, И. И. Колбаско, И. А. Редковец, Н. Д. Хмель и др.), тесную связь с самовоспитанием личности (А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Б. Ф. Райский и др.), ее совершенствованием на основе систематической и целенаправленной деятельности, связанной с социальными условиями (А. я. Айзенберг, В. Б. Бондаревский и др.). Самообразовательная деятельность рассматривается в ряде исследований как процесс (А. В. Баранников), как средство поиска и усвоения социального опыта (Г. Н. Сериков), как процесс приложения самообразовательных умений к освоению определенных элементов социального опыта (Ю. Е. Калугин).

Взаимосвязь самообразовательной деятельности и познавательной деятельности также является одной из проблем, на исследование которой обращается внимание в педагогической науке. Один из подходов основан на взаимосвязи мотивации и способов освоения новой информации и включает в себя несколько

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

уровней взаимодействия самообразовательной и познавательной деятельности:

- подготовительный уровень самообразовательной деятельности - ориентировочный - когда учащийся осваивает новую информацию, имеющую для него ориентировочный смысл. Это различные факты, которые лишь на короткое время привлекают к себе внимание. Здесь познавательная деятельность учащегося носит ознакомительный, ориентировочный характер;

- уровень организованной самообразовательной деятельности по изучению системы знаний и умений при формирующемся познавательном интересе и неярко выраженной потребности;

- уровень оформившейся самообразовательной деятельности по системному усвоению знаний и умений, побуждаемой интересом. Познавательной сформированной потребностью и развитыми умениями;

- уровень, при котором регулярность и мотивы занятия самообразованием обусловлены познавательными интересами и образовательными потребностями.

Все приводимые мнения достаточно полно характеризуют рассматриваемый термин, но нам представляется необходимым учесть еще два момента. Во-первых, всякая образовательная система, помещаемая в образовательной пространство, создается для реализации деятельности участников образования. Во-вторых, зачастую человек обращается к самообразованию в силу неких внутренних побудительных мотивов, связанных как с саморазвитием человека, так и с его потребностью познать себя, свою духовную сущность и самореализовываться и как личность, и как специалист-профессионал.

Принимая во внимание все вышеизложенное, под самообразованием будем понимать такую деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех от ношениях.

Очевидно, что процессы образования и самообразования неотделимы от той социальной среды, в которой они реализуются. Это отмечают А. я. Айзенберг, Б. М. Бим-Бад, А. К. Громцева, Ю. Е. Калугин, Г. Н. Сериков [1, 3, 4, 5, 6] и др. Профессиональное образование ориентировано на становление самостоятельного самообучающегося человека и включает основные элементы исторического, культурного, нравственного, трудового, социального и самообразовательного опыта личности.

Многие авторы считают, что для осуществления человеком самообразовательной деятельности необходим некий предварительный этап, который Г. И. Бе-рецков [2] называет пропедевтикой самообразования, понимая ее как подготовительный курс, процесс - осо-

бый вид образования, включающий целенаправленные действия педагога или другого компетентного лица по формированию определенных знаний, навыков и умений самообразовательной деятельности, культуры умственного труда, научной организации всей работы, направленной на освоение наиболее рациональных способов повышения своего общего и специального образования, общественно значимых и полезных для данной личности.

О роли управления преподавателями самообразованием студентов говорится в работах Л. В. Жаровой, И. О. Котляровой и др., необходимость педагогического руководства отмечают И.И. Ильясов, В. Я. Ляудис, Б. Ф. Райский и др.

Важность педагогического управления на подготовительном этапе к самообразованию отмечают также

Н. Ф. Хмель и Н. А. Иванова [7], которые выделяют не только интеллектуальную и организационную стороны, но существенную роль отводят и психологической составляющей студента. Они считают, что подготовка студентов к самообразованию проходит несколько этапов, на каждом из которых педагогическое управление должно иметь качественно новое содержание. Авторы выделяют три стороны подготовки к самообразовательной деятельности - психологическую, интеллектуальную и организационную.

Существует другой подход, опирающийся на некую совокупность необходимых для реализации самообразовательной деятельности свойств личности. Такое состояние человека ряд авторов называет готовностью личности к самообразованию.

Взяв за основу введенные Г. Н. Сериковым [6] положения о готовой к самообразованию личности, определим это свойство человека как интегративную, развивающуюся с помощью педагогического содействия меру сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию. Именно такая личность будет представлять ценность для общества и, в конечном счете, о ней можно говорить как о состоявшейся в профессиональной, социальной, духовной и других сферах жизни.

Указанное свойство личности - готовность к самообразованию, можно считать тем адаптационным механизмом, которое необходимо вчерашнему выпускнику вуза для наиболее безболезненного перехода к профессиональной деятельности, для становления его как специалиста-профессионала, овладевшего соответствующей образованностью.

Таким образом, анализ психолого-педагогичес-кой литературы по проблеме самообразования и подготовки обучающихся к самообразованию показал актуальность исследуемой проблемы на сегодняшний день, особенно в свете обсуждаемого возможного реформирования высшего образования в условиях информатизации общества. В такой ситуации актуализируется проблема подготовки специалистов,

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.

способных к постоянному самообразованию в ответ на непрерывно изменяющиеся внешние условия профессиональной и экономической сферы деятельности. Особенно остро эти требования проявляются в условиях капитализации социальных, экономических и образовательных отношений. При этом ценность и конкурентоспособность специалиста часто напрямую связаны с его умениями и готовностью к самообразованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. 128 с.

2. Берецков И. Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя: учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1982. С. 6-7.

3. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3-8.

4. Громцева А. К. Самообразование как социальная категория: учеб.-методич. пособие к спецкурсу. Л., 1976. 144 с.

5. Калугин Ю. Е. Связующие элементы образования и самообразования: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. 104 с.

6. Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1991. 232 с.

7. Хмель Н. Ф., Иванова Н. А. Организация самообразовательной работы студентов. Алма-Ата: АГПИ, 1971. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.