Научная статья на тему 'Самообразование как актуальный вид деятельности'

Самообразование как актуальный вид деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2503
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО / SELF-EDUCATION / COGNITIVE MOBILITY / ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY / EDUCATION OF FUTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухарцева Наталья Георгиевна

Самообразование рассматривается как необходимый элемент непрерывного образования и профессиональной самореализации личности. Анализируется структура самообразовательной деятельности, ее внешняя и внутренняя мотивация, место в образовательной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-education as current activity

Self-education is viewed as a necessary element of continuous education and professional development of a person. The structure of self-education activity, its inner and outer motivation and its role in the educational activity of a university are analyzed.

Текст научной работы на тему «Самообразование как актуальный вид деятельности»

УДК 374 ББК Ч 421.69

ГСНТИ 14.37.29

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Бухарцева Наталья Георгиевна,

кандидат философских наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: isobr@uspu.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самообразование; когнитивная мобильность; деятельность; социальное действие; образование будущего.

АННОТАЦИЯ. Самообразование рассматривается как необходимый элемент непрерывного образования и профессиональной самореализации личности. Анализируется структура самообразовательной деятельности, ее внешняя и внутренняя мотивация, место в образовательной деятельности в вузе.

Bukhartseva Natalia Georgievna,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of Advertising and PR, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

SELF-EDUCATION AS CURRENT ACTIVITY

KEY WORDS: self-education; cognitive mobility; activity; social activity; education of future.

ABSTRACT. Self-education is viewed as a necessary element of continuous education and professional development of a person. The structure of self-education activity, its inner and outer motivation and its role in the educational activity of a university are analyzed.

В

условиях информационного, постиндустриального общества образование становится одним из главных факторов достижения высокого социального статуса. Сложная, изменчивая и порой непредсказуемая реальность предъявляет новые требования к человеческой личности. Расширение границ свободы и ненадежность, неустойчивость и уязвимость личностного бытия требуют перестройки традиционно сложившихся в условиях стабильности общества систем образования. Усвоение накопленных обществом знаний, образов и ценностей национальной культуры, норм и традиций уже не удовлетворяют требованиям современности. Возникает проблема формирования новых компетенций как способностей применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Причем ведущее положение среди профессиональных, социальных, коммуникативных компетенций приобретает компетенция мобильности, умения меняться, адаптироваться к «текучей современности».

Проект образования будущего - одна из актуальных проблем философии образования. Такой проект, безусловно, включает ответы на следующие вопросы: «Какой человек нужен будущему обществу?», «Чему учить?», «Как, в каких формах будет протекать процесс обучения?». Важнейшим вопросом системы образования является вопрос о содержании обучения. Э. Тоффлер указывает, что человеку информационного общества понадобятся навыки и умения в трех ключевых сферах: умении учиться, умении общаться и умении выбирать (9, с. 450).

Не только в содержании образования, но и в форме его осуществления в современных условиях должны произойти суще-

ственные изменения. Разработанный группой экспертов и активно обсуждаемый педагогической общественностью проект «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» особое внимание уделяет непрерывности образования как социальной необходимости и потребности, которая присутствует в течение всей сознательной жизни человека. «Сегодня непрерывное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В новой модели образование принципиально понимается как незавершенное, образование в новой экономике составляет ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине ХХ в. карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности» (5, с. 35). «В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог / государство по отношению к незрелому / пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого» (5, с. 39).

Самообразование становится необходимой составляющей непрерывного образования личности, условием ее карьерного роста и, в конечном счете, условием прогрессивного развития общества. Не случайно данный феномен все чаще начинает привлекать внимание научной и педагогической общественности, что нашло отражение в работах А. Е. Авдюковой (1), В. В. Байлука (2), И. А. Ларионовой (6), Е. А. Шуклиной (10) и других исследователей.

Самообразование - это образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обу-

© Бухарцева Н. Г., 2013

чающего. Оно может быть представлено как самостоятельно организованная субъектом деятельность учения, удовлетворяющая потребность в познании и личностном росте. Много внимания в педагогической литературе уделяется характеристике слабых и сильных сторон самообразования. Среди слабых сторон обычно называют отсутствие системности и недостаточную организованность, но недостатки значительно компенсируются достоинствами, среди который называют «экономную трату сил» за счет избирательности познавательного интереса, а также решение проблем индивидуальной мотивации, сознательности учения.

Если в XX веке самообразование рассматривалось как способ реализации личностного интереса в сфере знания для практического использования или удовлетворения познавательного интереса (своего рода хобби), то реалии XXI века превращают его в необходимый для социума вид образовательной деятельности, условие приобретения «когнитивной мобильности» как основы профессиональной самореализации в условиях «текучей современности». Все это настоятельно требует анализа самообразования как особого вида социальной деятельности, вытекающей из потребностей современной жизни.

Как особый вид деятельности и социального действия самообразование состоит из цели, субъекта, объекта, потребностей и мотивов, средств и результата. Цель деятельности по самообразованию в конечном счете сводится к саморазвитию и самосовершенствованию собственной личности, реализации собственного жизненного проекта. О самопроектировании как фундаментальном личном выборе человека, писал в середине ХХ века Ж.-П. Сартр. По Ж.-П. Сартру, «человек - прежде всего существует, человек - существо, которое устремлено к будущему и осознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия» (8, с. 323). Смысл человеческой жизни - в реализации собственного проекта, как бы ни сопротивлялась реальность подобному самоутверждению.

Но уже в XXI веке, как отмечает

З. Бауман, проектирование себя становится не предметом индивидуального выбора, а особенностью современной жизни: «Современность заменяет гетерономное определение социального положения обязательным самоопределением» (3, с. 39). Смысл приведенного рассуждения очевиден: если че-

ловек хочет самоутвердиться в современном мире, неустойчивом и постоянно меняющемся, состоящем из ситуаций риска и неопределенности, путь один - принять условия этого мира и научиться меняться, принять мобильность как один из критериев современной компетентности. Под самореализацией мы будем понимать объективное осуществление личностью собственного проекта в границах гармонии с обществом и самим собой. «Самопроектирование» или «автопроектность» личности» - понятия, активно обсуждаемые в современной философской литературе. Т. Л. Тульчинский определяет автопроектность личности как характеристику позиционирования и самопо-зиционирования личности, свойственную современности (7, с. 138).

Субъектом самообразовательной деятельности может быть только социально зрелая личность, способная к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это предполагает наличие набора компетенций, которые могут быть сформированы в процессе успешного преодоления первой ступени высшего специального образования. Получив диплом бакалавра, специалист достаточно широкого профиля должен научиться самостоятельно добывать знания и организовать свою познавательную деятельность. Особого внимания на этапе обучения бакалавров требует формирование навыков самообразования как компетенции, дающей возможность профессиональной реализации и дальнейшего продолжения образования. Введение рейтинговой системы контроля самостоятельной работы студентов, разработка комплекса практических заданий для самостоятельного поэтапного овладения изучаемым предметом через решение практических задач, развитие навыков самостоятельного поиска дополнительной информации, необходимой для этого - один из важнейших этапов как повышения информационной культуры субъекта учебной деятельности, так и формирования навыков самообразования.

Объектом деятельности по самообразованию является сам познающий субъект. Совпадение субъекта и объекта деятельности является особенностью данного вида деятельности. Преобразуя и совершенствуя собственный духовный мир и профессиональные компетенции, личность, способная к самообразованию, реализует потребность в личностном росте и самореализации.

Особого внимания требует проблема мотивации данного вида деятельности. Мотив может рассматриваться как побуждение к действию, возникающее при осознании потребности, а потребности как элемент мо-

тивации порождаются контактом субъекта со средой своего существования. Анализ мотивации требует обращения к понятию социального действия. По мнению М. Вебера, социальное действие в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении. Т. Парсонс выделял у социального действия такие признаки, как:

• нормативность, т. е. зависимость от общепринятых ценностей и норм;

• связь с относительно автономной волей субъекта;

• подчиненность знаковым механизмам регуляции.

Можно предположить, что мотивация к самообразовательной деятельности значительно усилится, если непрерывность образования и когнитивная мобильность станет нормой профессиональной деятельности и будет высоко оценена обществом. В данном случае речь идет о внешней мотивации, но огромное значение имеет и внутренняя мотивация, которая, по мнению А. Е. Авдюко-вой, включает уже имеющийся у студента «сформированный мотив достижения в различных видах деятельности в контексте главного мотивационного процесса получения высшего образования, который может иметь две направленности: достижения успеха и избегания неудачи» (1, с. 47).

Стимулированию успешности и создание условия для преодоления неудач, формированию ситуации конкуренции в учебном процессе способствует рейтинговая система оценки работы студента.

Среди средств самообразования прежде всего называют современные источники информации: «Очевидно, что в системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы будет обеспечен, - утверждают разработчики программы «Российское образование 2020», - доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек, цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира». Уже во второй половине ХХ в. формирование культуры (самостоятельного и креативного) мышления было признано важнейшим ожидаемым результатом образования. Однако несмотря на то что эта декларация принята повсеместно, в практике массового образования - и школьного, и высшего - культура мышления не только

не победила, но все более уступает позиции культуре заучивания и соответствия стандарту. Вместе с тем инновационную экономику характеризуют информационная перегрузка и включение предварительного получения знаний в большинство производственных и социальных процессов, а из этого следует, что культура усвоения должна замещаться культурой поиска и обновления (5, с. 42).

В условиях резкого роста потока информации знание становится «скоропортящимся продуктом», а глобализация неразрывно связана с феноменом «структурной безработицы». Устаревают знания, технологии, целые профессии, необходимые еще десять лет назад, становятся невостребованными. Общество расходует огромные деньги на профессиональное обучение, но насколько эффективно это обучение организовано? Давно известно, что эффективно работает не сумма знаний, а система. Система знания не сводится к его отдельным элементам (знанию конкретных фактов), а складывается из умения оперировать связями и отношениями. На каких бы конкретных фактах ни основывалась теория, именно теория с принципами интерпретации фактов позволяет представить действительность как закономерную и определенным образом организованную.

Стратегия, позволяющая человеку овладеть принципами организации знания и его систематизации, умение классифицировать и систематизировать информацию даже при изменении принципов систематизации позволяет легко овладеть новым знанием. М. Фуко, используя понятие «эпистема» для анализа исторических форм организации знания, показал изменение принципов систематизации, но не отсутствие самой систематизации. Основы умения упорядочивать, систематизировать, классифицировать знание, видеть условия его достоверности или правдоподобности дает логика. Именно она займет достойное место в системе образования будущего. Знание логики дает умение видеть систему отношений реальности, правильно оперировать понятиями и категориями, формирует культуру мышления. Культура мышления или логическая культура - это система навыков мышления, позволяющая выразить имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе логической формы (4, с. 33). Не менее значимой компетенцией в системе современного образования является информационная культура, позволяющая быстро и эффективно искать и находить нужные знания.

Наконец, важнейшим элементом структуры деятельности является результат.

Таким результатом деятельности по само- специалист, существенно отличающийся от

образованию должен стать мобильный, вос- современного продукта образовательной

требованный современной экономикой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдюкова А. Е. Особенности мотивации к самообразованию у студентов специальности «Реклама» и « Связи с общественностью» в процессе учебной деятельности в вузе // Педагогическое образование в России. 2013. №2.

2. Байлук В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как законы успеха. Екатеринбург : Урал. гос.пед. ун-т, 2012.

3. Бауман З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008.

4. Брюшинкин В. Н. Логика : учебник. М. : Гардарики, 2001.

5. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. И., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1.

6. Ларионова И. А. Самообразование и самовоспитание как средство формирования субъектности специалиста // Педагогическое образование в России. 2013. №2.

7. Проективный философский словарь. Вып. 3 // Философские науки. 2009. № 11.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1989.

9. Тоффлер Э. Шок будущего. М. : Аст, 2008.

10. Шуклина Е. А. К новой парадигме образованияXXI века: от образования к самообразованию // Образование и общество. 2004. №3.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент Л. А. Беляева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.