Научная статья на тему 'Самодеятельное танцевальное творчество Якутии'

Самодеятельное танцевальное творчество Якутии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
514
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNICITY / ULUS / DOLGANS / NERYUNGRI / MIRNINSKY / NAMSKY / KHANGALASSKY / UPPER VILYUI / SUNTARSKY AND NYURBINSKY DISTRICTS / MEGINO-KANGALASSKY / CHURAPCHINSKY / UST-ALDANSKY / MOMSKY ULUS / ЭТНИЧНОСТЬ / УЛУС / ДОЛГАНЫ / НЕРЮНГРИНСКИЙ / МИРНИНСКИЙ / НАМСКИЙ / ХАНГАЛАССКИЙ / В ВИЛЮЙСКИЙ / СУНТАРСКИЙ И НЮРБИНСКОМ РАЙОНАХ / МЕГИНО-КАНГАЛАССКИЙ / ЧУРАПЧИНСКИЙ / УСТЬ-АЛДАНСКИЙ / МОМСКИЙ УЛУС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ядреева А.П.

Статья посвящена вопросам сохранения особенностям развития народного танца и анализу самодеятельного танцевального творчества Якутии, необходимостью сохранения лучших образцов традиционной танцевальной культуры в связи с некоторым отходом от национальной основы. Для понимания особенностей культурных традиций, достижений и пропаганды танцевального наследия, его духовного богатства. Рассматривается роль и значение самодеятельных танцевальных коллективов Якутии в развитии, приобщении и сохранении историко-культурного наследия в социально-культурной среде. Идет трансформация традиционных танцевальных форм, где теряется их первоначальное значение. Республика Саха (Якутия) имеет множество собственных традиционных этнических особенностей, которые тщательно выявляются и по крупицам вводятся в сценическое оформление, ведь правильно собранный и зафиксированный танцевальный фольклор дает богатейший материал для новых сценических танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFESSIONAL DANCING OF YAKUTIA

The article studies how to preserve features of folk dances and analyzes amateurs’ dancing in Yakutia. The paper shown the need to preserve the best examples of traditional dance culture in connection with some departure from the national basis. The author proves that in tis important to understand the specifics of cultural traditions, achievements and promotion of dance heritage, its spiritual wealth. The role and importance of amateurs’ dance groups of Yakutia in the development, introduction and preservation of historical and cultural heritage in the socio-cultural environment is revealed. There is a transformation of traditional dance forms, where their original meaning is lost. The Republic of Sakha (Yakutia) has its own set traditional ethnic characteristics, which are carefully identified and are added to the stage design. If properly collected and recorded, the folklore dance provides rich material for a new dancing stage.

Текст научной работы на тему «Самодеятельное танцевальное творчество Якутии»

накопленного фактологического материала, не уделяют должного внимания предметному изучению основ безопасного поведения в технологично развитой среде. Приведенный в учебниках материал зачастую дублируется из года в год, а процесс формирования теоретических основ сводится к перечислению происшедших чрезвычайных событий различного характера, и описанию внешних признаков объектов, процессов и явлений окружающей действительности.

На наш взгляд, одной из результативных форм, по формированию основ безопасности в техносферной среде, являются проведения занятий на основе тренинговых упражнений. В рамках тренинговых упражнений происходит развитие умений и навыков поведения в нестандартных условиях, формируется психологическая устойчивость при возникновении чрезвычайных ситуациях. Тренинговые упражнения выступают в качестве специальных тренировок, предназначенных для формирования и развития у старшеклассников положительных установок и привычек, позволяющих соблюдать правила безопасности в техносферной среде. Занятия, проводимые на основе тренинга, создают атмосферу неформального и непринужденного общения, которое помогает учащимся найти правильное решение из множества вариантов развития проблемы, делая процесс обучения увлекательным и занимательным [4, с. 1240].

С этих позиций нами предлагается элективный курс «Безопасность в техносферной среде», разработанный на основе тренинговых упражнений, выступающих в качестве формы интерактивного обучения, способствуя развитию психологической готовности и групповому взаимодействию старшеклассников при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основной целью элективного курса является формирование техносферной безопасности старшеклассников. Задачами, решаемыми в рамках предложенного элективного курса, выступают:

- создание условий, способствующих правильно оценивать сложившую ситуацию;

- вырабатывание устойчивого психологического и эмоционального состояния при чрезвычайных ситуациях;

- усвоение правил и инструкций поведения в нестандартных обстоятельствах;

- вырабатывание умений и навыков совместной деятельности.

В качестве методологической основы элективного курса заложены следующие принципы:

Библиографический список

- принцип активности. Вовлекать старшеклассников в разнообразные игровые упражнения, создавать такие ситуации, при которых они имели бы возможность понять и попробовать новые способы поведения в экстремальных условиях.

- принцип исследовательской деятельности. Организуя работу в группах, создавать обстоятельства, в которых старшеклассникам самостоятельно необходимо найти решение возникшей проблемы.

- принцип объективного оценивания. Свести поведение старшеклассников с эмоционального на осознанный уровень. При этом организовать обратную связь, позволяющую объективно оценивать свое поведение, поступки и чувствах, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Элективный курс, основанный на тренинговых упражнениях, подразумевает работу в группах, наполненную разнообразным содержанием и обладающую общей гибкой структурой, состоящей из трех основных этапов.

Этап I. Целевой компонент. Основной целью первого этапа является настроить группу на коллективную работу, создать условия, позволяющие испытывать положительные эмоции всем участникам. К основным процедурам работы можно отнести приветствие, которое сплачивает коллектив, повышает внутренние ресурсы, позволяет продуктивно работать в группе.

Этап II. Проектировочный. Данный этап характеризуется смысловой нагрузкой, включающей в себя упражнения, дискуссии, анализ конкретных чрезвычайных ситуаций, направленных на развитие основ техносферной безопасности старшеклассников.

Этап III. Заключительный. В рамках третьего этапа подводятся итоги проведенных тренинговых упражнений, выделяются основные моменты и аргументированные выводы, также осуществляется саморефлексия.

В ходе реализации элективного курса используются такие методические приемы как игровой метод, мозговой штурм, дискуссия, сюжетно-ролевое моделирование, разбор реальных чрезвычайных происшествий.

Таким образом, в результате реализации элективного курса «Безопасность в техносферной среде» старшеклассники осваивают знания о правилах и инструкциях поведения в техносфере; у них формируются умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также безопасного поведения в критических условиях и чрезвычайных обстоятельствах; формируется психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям; способность к организации деятельности по предотвращению влияния негативных факторов на здоровье человека и природную среду.

1. Цейко В.А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников. Педагогические науки. 2013; № 4: 17 - 23.

2. Гафнера В. Педагогика безопасности: наука и образование. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Екатеринбург - 2012; Ч. 1: 137 - 143.

3. Михайленко Д.А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности. Молодой ученый. Москва. 2015; № 6 (4): 36 - 38.

4. Овчинникова И.С., Кобзева Н.А. Тренинг как технология активного обучения. Молодой ученый. 2015; № 10: 1239 - 1241. References

1. Cejko V.A. Suschnost' i struktura kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti starsheklassnikov. Pedagogicheskie nauki. 2013; № 4: 17 - 23.

2. Gafnera V. Pedagogika bezopasnosti: nauka i obrazovanie. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ekaterinburg. - 2012; Ch. 1: 137 - 143.

3. Mihajlenko D.A. Razvitie umenij i navykov bezopasnogo povedeniya v gorodskoj srede pri izuchenii kursa osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Molodoj uchenyj. Moskva. 2015; № 6 (4): 36 - 38.

4. Ovchinnikova I.S., Kobzeva N.A. Trening kak tehnologiya aktivnogo obucheniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 10: 1239 - 1241.

Статья поступила в редакцию 14.11.18

УДК 793.31(571.56)

Yadreeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: alexyadreeva@mail.ru

NON-PROFESSIONAL DANCING OF YAKUTIA. The article studies how to preserve features of folk dances and analyzes amateurs' dancing in Yakutia. The paper shown the need to preserve the best examples of traditional dance culture in connection with some departure from the national basis. The author proves that in tis important to understand the specifics of cultural traditions, achievements and promotion of dance heritage, its spiritual wealth. The role and importance of amateurs' dance groups of Yakutia in the development, introduction and preservation of historical and cultural heritage in the socio-cultural environment is revealed. There is a transformation of traditional dance forms, where their original meaning is lost. The Republic of Sakha (Yakutia) has its own set traditional ethnic characteristics, which are carefully identified and are added to the stage design. If properly collected and recorded, the folklore dance provides rich material for a new dancing stage.

Key words: ethnicity, ulus, Dolgans, Neryungri, Mirninsky, Namsky, Khangalassky, Upper Vilyui, Suntarsky and Nyurbinsky districts, Megino-Kanga-lassky, Churapchinsky, Ust-Aldansky, Momsky Ulus.

А.П. Ядреева, ст. преп. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: alexyadreeva@mail.ru

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯКУТИИ

Статья посвящена вопросам сохранения особенностям развития народного танца и анализу самодеятельного танцевального творчества Якутии, необходимостью сохранения лучших образцов традиционной танцевальной культуры в связи с некоторым отходом от национальной основы. Для понимания особенностей культурных традиций, достижений и пропаганды танцевального наследия, его духовного богатства. Рассматривается роль и значение самодеятельных танцевальных коллективов Якутии в развитии, приобщении и сохранении историко-культурного наследия в социально-культурной среде. Идет

трансформация традиционных танцевальных форм, где теряется их первоначальное значение. Республика Саха (Якутия) имеет множество собственных традиционных этнических особенностей, которые тщательно выявляются и по крупицам вводятся в сценическое оформление, ведь правильно собранный и зафиксированный танцевальный фольклор дает богатейший материал для новых сценических танцев.

Ключевые слова: этничность, улус, долганы, Нерюнгринский, Мирнинский, Намский, Хангаласский, В Вилюйский, Сунтарский и Нюрбинском районах, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Усть-Алданский, Момский улус.

В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни -утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. Поэтому танцевальному искусству принадлежит важная роль в формировании внутренней культуры, которая выражается не только в эстетическом восприятии, но и в отношении к другим людям.

Особенности развития нового этапа в хореографии, проблемы, возникшие и обусловившие трансформацию в технике танцевального искусства, необходимость его активной пропаганды, которая является одним из ярких примеров восстановления традиционных духовных ценностей и целостной системы народных знаний, все это побуждает рассмотреть некоторые вопросы танцевальной культуры в Республике Саха (Якутия).

Сегодня танцевальное искусство должно позиционировать себя как искусство, органично входящее в систему гуманистических ориентиров поведения человека. Это особенно касается традиционного танцевального искусства. В этом многолетнем и многосложном процессе становления и развития якутской хореографии участвовали хореографы различных поколений и национальностей, сочетавших опыт передовой культуры с глубоким знанием народной жизни и культуры. Существенный практический и научный вклад внесли хореографы ученые: М.Я. Жорницкая, А.Г. Лукина, Н.И. Посельская, Н.А. Стручкова; знатоки фольклора С.А. Зверев; И.Д. Избеков; балетмейстеры: А.Н. Мохотчунова, ГС. Баишев, С.П. Толстякова, Л.А. Никитина, С.Ф. Катаков.; преподаватели:

A.В. Посельская, З.Н. Попова, К.И. Охотина, М. Федоров, С.Т. Степанова, И.Е. Аввакумова; руководители танцевальных коллективов: А.Ф. Клакинова,

B.Е. Романова, В.П. Винокуров, З.Г. Ксенофонгова, В.Н. Сорокин, А.П. Ермолаев, А.Е. Сивцева, Д. Харлампьев, А. Харлампьева, Н.Н. Терютин, Н.А. Попова, В.И. Козлов и др.

Необходимость сохранения лучших образцов традиционной танцевальной культуры вызвана и тем, что в последнее время, несмотря на успехи отдельных танцевальных коллективов Республики Саха (Якутия), наблюдается отход от национальной основы, который со временем может привести к утрате национальных признаков. Сегодня уместно говорить о трансформации любой традиционной культуры, о преобразовании её с позиции современности.

Сохранением традиционных форм танца четверть века занимается Национальный театр танца РС(Я) имени носителя и знатока С.А. Зверева. Это налагает на творческий коллектив особые условия развития. Сегодня актуально звучит мысль о том, что введение новаций в традиционное творчество должно быть основано на четком усвоении традиционных понятий, взглядов, воззрений. Поиск новых художественных приемов, выразительных средств ведет к появлению новых форм сценической жизни фольклора. Демократизм, массовость, вариативность фольклорной пластической основы, интерпретированной по законам профессионального искусства, благодаря эстетическому опыту хореографа об-ритает фактор «нового слова» в искусстве танца [1].

Р.Х. Бурцева в статье о творчестве Г.С. Баишева отмечает, что создание первого профессионального ансамбля народного танца в республике стало долгожданным культурным событием. Он вобрал в свое творчество все лучшее из традиций танцевального фольклора народов Якутии [2]. Формирование творческого коллектива нового типа, с первых дней своего существования становится визитной карточкой республики. Возникновение и успешное развитие такой формы танцевального искусства как Театр национального танца в г. Якутске, обеспечивающий качественно новый уровень исполнения и восприятия национального танца одновременно, является свидетельством подъема этнической культуры и укрепления этнического самосознания.

Следующим судьбоносным значением для развития культуры коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) приобрело поручение Президента РС(Я) Е.А. Борисова по итогам V съезда коренных малочисленных народов Севера 21 марта 2013 г. (№Пр-19-П1 от 24.04.2013) «обеспечить принятие нормативного акта о создании театра коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в 2014 году». Открытие первого профессионального театра малочисленных народов Севера несет в себе целенаправленную работу по возрождению, пропаганде танцевального искусства, внедрению научно-методических и информационных технологий в хореографию народов Севера [3].

По всей Якутии также успешно развиваются и пользуются широкой популярностью детские коллективы национального танца. Вместе с тем нельзя воспринимать развитие коллективов народного танца как целенаправленное и планомерное мероприятие по формированию только этничности. Безусловно, это и стремление творческого самовыражения, и развитие досуга новыми культурными средствами.

В сложившейся ситуации очень важно сохранить бережное и уважительное отношение к танцевальному наследию (танцевальному фольклору), чтобы современная тенденция все превращать в шоу и тем самым ломать сложившиеся веками каноны не одержала верх и здесь. В противном случае мы потеряем

традиционную танцевальную культуру или станем свидетелями её медленного вырождения [4]. Конечно, нельзя забывать о существовании закономерной и исторически обусловленной динамики этнической культуры. С течением времени изменяются танцевальные образы, трансформируются традиционные танцевальные формы, теряется их первоначальное значение.

Отсюда возникает насущная потребность в осуществлении научно-исследовательских работ в области народного танца и использовании их результатов в практической деятельности хореографов.

Как видим, хореографическое искусство народов Республики Саха (Якутия) имеет множество собственных традиционных этнических особенностей, которые тщательно выявляются и по крупицам вводятся в современный танец и в сценическое оформление.

Правильно собранный и зафиксированный танцевальный фольклор дает богатейший материал для новых сценических танцев. И здесь важную роль играют, как замечает руководитель северного ансамбля танца «Гулун» и директор государственного театра коренных малочисленных народов Севера Л.А. Никитина, неоценимый вклад в исследования танцевальной культуры вносят энтузиасты, знатоки и носители традиционного фольклора. Например такие как: Ольга Ники-форовна Кейметинова, учительница Себян-Кельской средней школы, основатель эвенского фольклорного ансамбля «Мэрлэнкэ». В настоящее время коллективом руководит Зоя Афанасьевна Степанова, которая активно ведет исследовательскую и творческую деятельность. Зинаида Платоновна Никулина, которая по крупицам собрала фольклор тюгясирских эвенов и продолжает работать в фольклорном ансамбле «Долгунча». Значительный вклад в исследования долганского фольклора и, конкретно, традиционного кругового хороводного танца «Хейро» внесла ученый музыковед Галина Григорьевна Алексеева, доктор искусствоведения, которая подробно описала мелодии и песни запевал. В эвенкийский танцевальный фольклор неоценимый вклад привносит Галина Ивановна Кэптукэ, доктор филологических наук [5].

Сегодня складывается тенденция сохранения в танце фольклорных элементов в его этнографической первозданности. Хореографическая лексика каждого этноса при всем своем разнообразии, по сути, однотипна, но все же особый упор делается на техническое обогащение основных движений, на разработку национальных пластических традиций, сценическую адаптацию фольклорных образцов, сочинение танцев, развивающих разные формы национальной хореографической выразительности. Сегодня трансформация танцевальной культуры должна быть направлена в сторону его унификации, универсализации при сохранении наиболее значимых её элементов.

Формирование специфического танцевального видения, символического мышления при подходе к национальной пластике, музыке, костюму, сценическому оформлению, является насущной проблемой сегодняшнего дня.

Современное самодеятельное творчество характеризуется сложными и разнообразными процессами, связанными с социально-экономическими преобразованиями последних лет В нашей республике хореографическое искусство представляет собой многоплановое и активно развивающееся в жанровом, тематическом и творческом отношении явление культуры, являясь одним из самых массовых, демократичных, зрелищных и востребованных направлений в сфере социально-культурной деятельности.

Возникновение в последние годы множества самодеятельных хореографических коллективов, в целом, оказало позитивное воздействие на развитие профессионального хореографического искусства, эстетическое воспитание подрастающего поколения. Вместе с тем, распространенность народных танцевальных коллективов по различным районам республики достаточно неравномерна. Подобная неравномерность, характеризующаяся большей концентрацией творческих коллективов в городах и районных центрах, обусловлена рядом объективных и субъективных факторов, в частности, кадровыми ресурсами и уровнем развития социально-экономической инфраструктуры.

Например, в Якутске действуют танцевальные коллективы, работающие в различных жанрах и видах самодеятельного танцевального творчества. Такие как: народный театр танца «Эрэл»; студенческие народные коллективы «Сандал», «Кундэл» «Ситим» (якутский народный танец); этно-фольклорный ансамбль «Гулун» (танцы народов Севера); народные ансамбли современного танца «Сюрприз», «Тетрис», «Калейдоскоп»; народный ансамбль бального танца «Мозаика» и т.д.

В Нерюнгринском районе пользуются популярностью известные танцевальные коллективы бального направления «Реверанс» и «Надежда», ансамбли русского народного танца «Северяночка» и «Багульник», ансамбль фольклорного эвенкийского танца «Юктэ». В Алдане действует коллектив фольклорного эвенкийского танца «Энюкэн» (с. Хатыстыр).

В Мирнинском районе наиболее популярны ансамбли современного эстрадного танца «Мидэнс», «Алмазный меридиан» (п. Айхал). Последний был известен в прошлом как ансамбль русского народного танца, а сейчас развивает

различные направления характерного танца, осваивает традиции танцевальной культуры народов мира. Другой творческий коллектив из Мирного «Диаданс» реализует в своем творчестве различные направления современного танца, в том числе и бальный танец, осуществляет интересные постановки в стиле джаз и модерн. Кроме того, в Мирном работает и старейший ансамбль якутского народного танца «Кустук», имеющий в своем репертуаре самобытный танцевальный репертуар, созданный на основе якутских бытовых танцев.

В отличие от танцевальных коллективов, расположенных в городах и крупных промышленных районных центрах, сельские творческие коллективы в своем репертуаре в основном ориентированы на традиционные виды и жанры танцевального творчества. Хотя в последние годы ими активно осваиваются и современные направления танцевального творчества. В репертуаре известных творческих коллективов Намского и Хангаласского районов «Нюргусун», «Мичээр», «Молодость Эркэни», «Северяночка» представлены образцы якутского, русского народного танцев, танцы народов мира, современный танец и др. В Вилюйском, Сунтарском и Нюрбинском районах творчество танцевальных ансамблей представлено деятельностью народных коллективов «Булуу долгуннара», «ОГуор», «ТуГулгэ», «Эрчим», которые развивают в своем репертуаре различные направления якутского фольклорного танца. Аналогичные тенденции характерны и для ряда других районов.

В Заречной группе районов танцевальные коллективы помимо традиционных танцев активно осваивают современные виды и жанры танцевального творчества. Одним из лидеров в этом направлении является народный ансамбль танца «Кыталык» из Мегино-Кангаласского улуса, в репертуаре которого помимо якутского танца, представлены танцы народов мира, современный и бальный танец. Творческие коллективы «Кэлукэчэн» из Чурапчинского улуса, «Кэнчээри» из

Библиографический список

Усть-Алданского, «Дружба» из Таттинского сохраняют и развивают танцевальные традиции якутского народного танца, осваивают современные формы и жанры хореографического искусства.

В северной группе районов хореографические коллективы ориентированы на освоение самобытной хореографической культуры народов Севера. Это ансамбль танцев народов Севера «Радость тундры» в Момском улусе, ансамбль эвенского танца «Нонгдан» в Абыйском, ансамбль юкагирского танца «Лондол» в Верхнеколымском, ансамбль песни и танца «Моруол», эвенский ансамбль «Солинга» в Томпонском, эвено-юкагирский ансамбль «Нэривдэн» и чукотский народный ансамбль «Ярар» в Нижнеколымском, ансамбли северного танца «Нэргэдэй» в Верхоянском улусах. Фольклорный ансамбль «Россоха» сохраняет традиции исполнения северно-русской танцевальной культуры. В Оймяконском улусе ансамбль народного танца «Золотника» осваивает различные жанры современного и характерного танца.

Анализ репертуара многих танцевальных коллективов позволяет отметить, что наряду с традиционными жанрами, активно осваиваются различные жанры современного, в частности эстрадного танца. При этом, не всегда техническая и пластическая основа танца, по мнению специалистов, соответствует высоким профессиональным и эстетическим критериям. Среди лучших коллективов эстрадного танца можно выделить крупные ансамбли со стабильным составом и разнообразными сюжетными композициями. Это «Сюрприз», «Тетрис», « Калейдоскоп», «Диаданс», «Мидэнс» и др.

В целом, многие танцевальные коллективы ориентируются на создание массовых композиций, меньше внимания уделяют развитию камерных дуэтных и сольных номеров, поиску и развитию локальных вариантов исполнения традиционных народных танцев.

1. Уразгильдеев РХ. Проблемы становления и развития Кыргызской хореографии. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Москва, 1995.

2. Бурцева РХ. Творчество ГС. Баишева в этнокультурном пространстве Якутии. Вестник СПбГУКИ. 2017; Выпуск 3(32): 30 - 33.

3. Концепция государственного театра коренных малочисленных народов Севера. Якутск, 2014.

4. Лукина А.Г Региональный компонент в художественном образовании в контексте воспитания личности. Материалы научно практической конференции «Художественное пространство в культурном пространстве Арктики», 1-3 ноября, Якутск, 2012.

5. Никитина Л.А. Пути сохранения и развития традиционной танцевальной культуры народов Севера Республики Саха (Якутия). Материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта, Якутск: АГИКиК, 2014: 308 - 310.

References

1. Urazgil'deev R.H. Problemy stanovleniya irazvitiya Kyrgyzskojhoreografii. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Moskva, 1995.

2. Burceva R.H. Tvorchestvo G.S. Baisheva v 'etnokul'turnom prostranstve Yakutii. VestnikSPbGUKI. 2017; Vypusk 3(32): 30 - 33.

3. Koncepciya gosudarstvennogo teatra korennyh malochislennyh narodov Severa. Yakutsk, 2014.

4. Lukina A.G. Regional'nyj komponent v hudozhestvennom obrazovanii v kontekste vospitaniya lichnosti. Materialy nauchno prakticheskoj konferencii «Hudozhestvennoe prostranstvo v kul'turnom prostranstve Arktiki», 1-3 noyabrya, Yakutsk, 2012.

5. Nikitina L.A. Puti sohraneniya i razvitiya tradicionnoj tanceval'noj kul'tury narodov Severa Respubliki Saha (Yakutiya). Materialynauchno-tvorcheskojkonferenciis mezhdunarodnym uchastiem, 22 marta, Yakutsk: AGIKiK, 2014: 308 - 310.

Статья поступила в редакцию 18.11.18

УДК 378.1

lakobiuk L.I, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),

E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

MULTILEVEL APPROACH TO EDUCATING STUDENTS IN MATHEMATICS AT AN AGRARIAN UNIVERSITY. The work discusses what multi-level training in the preparation of competitive specialists of agricultural profile is. Three levels of differentiation are proposed. Taking into account the individual characteristics of each student and the fact that students of the same group can show different results on a particular topic, these three levels are mobile in their composition. For each level, the teacher determines what the student at this level should know, be able to, and what to own. The use of the multi-level approach in teaching is possible at any stage of the lesson. The authors come to the conclusion that the multi-level approach makes it possible to devote more time to lagging students, without losing sight of the stronger ones, creating favorable conditions for the development of each in accordance with their abilities and capabilities.

Key words: student, multilevel training, educational technology, differentiation of instruction, technology training.

Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень,

E-mail: Lyakobuk@yandex.ru

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень,

E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматривается разноуровневое обучение при подготовке конкурентоспособных специалистов аграрного профиля. Предложены три уровня дифференциации. Учитывая индивидуальные особенности каждого студента и то, что студенты одной и той же группы могут показать разный результат по определенной теме, указанные три уровня подвижны по своему составу. Для каждого уровня преподаватель определяет, что студент на данном уровне должен знать, уметь, и чем владеть. Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе занятия. Авторы приходят к выводу, что разноуровневый подход даёт возможность уделять больше времени отстающим студентам, не упуская из виду более сильных, создавая благоприятные условия для развития каждого в соответствии со своими способностями и возможностями.

Ключевые слова: студент, разноуровневое обучение, педагогические технологии, дифференциация обучения, технология обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.