Научная статья на тему 'С. И. Гессен и журнал «Современные записки» в 1920-1930-е годы: глава из биографии выдающегося российского педагога'

С. И. Гессен и журнал «Современные записки» в 1920-1930-е годы: глава из биографии выдающегося российского педагога Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЭМИГРАЦИИ 1920-1930-Х ГОДОВ / С. И. ГЕССЕН / «СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ» / БИОГРАФИЯ / «МАЛОЕ ВРЕМЯ» / PEDAGOGICS OF THE RUSSIAN éMIGRé COMMUNITY / PEDAGOGICAL LIFE OF THE RUSSIAN éMIGRé COMMUNITY OF THE 1920-1930S / S. I. HESSEN / “CONTEMPORARY PAPERS” JOURNAL / BIOGRAPHY / “SMALL TIME”

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вишленкова Светлана Геннадьевна, Пискунова Алина Андреевна

В статье рассматривается важный эпизод биографии выдающегося российского педагога и видного деятеля общественно-педагогического движения русской эмиграции первой волны Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950) его диалог с редакцией журнала «Современные записки». Анализ недавно изданных материалов архива редакции позволяет восстановить историю гессеновских публикаций в данном издании, определить круг педагогических интересов автора, проследить формирование отношения к актуальным проблемам школы и образования в эмигрантской среде, реконструировать отдельные стороны педагогической жизни эмиграции 1920-1930-х годов. Статья дополняет научно-педагогическую биографию С. И. Гессена и уточняет детали истории педагогической мысли российской эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вишленкова Светлана Геннадьевна, Пискунова Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S. I. HESSEN AND “CONTEMPORARY PAPERS” JOURNAL IN THE 1920-1930S: CHAPTER FROM THE BIOGRAPHY OF THE OUTSTANDING RUSSIAN EDUCATIONALIST

The article examines an important episode from the biography of the outstanding Russian educationalist and prominent social and pedagogical figure of the first wave of the Russian emigration Sergey Iosiphovich Hessen (1887-1950) his dialogue with the editorial staff of the “Contemporary Papers” journal. The analysis of newly published materials from the journal’s archive allows the researchers to restore the history of Hessen’s publications in this edition, to identify the sphere of his pedagogical interests, to trace his attitude to the relevant problems of school and education in the émigré community, to reconstruct certain aspects of the pedagogical life of the émigré community of the 1920-1930s. The paper adds to Hessen’s scientific and pedagogical biography and reveals some facts from the history of pedagogical thought of the Russian émigré community.

Текст научной работы на тему «С. И. Гессен и журнал «Современные записки» в 1920-1930-е годы: глава из биографии выдающегося российского педагога»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.3.2

Вишленкова Светлана Геннадьевна, Пискунова Алина Андреевна

С. И. ГЕССЕН И ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ" В 1920-1930-Е ГОДЫ: ГЛАВА ИЗ

БИОГРАФИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГА

В статье рассматривается важный эпизод биографии выдающегося российского педагога и видного деятеля общественно-педагогического движения русской эмиграции первой волны Сергея Иосифовича Гессена (18871950) - его диалог с редакцией журнала "Современные записки". Анализ недавно изданных материалов архива редакции позволяет восстановить историю гессеновских публикаций в данном издании, определить круг педагогических интересов автора, проследить формирование отношения к актуальным проблемам школы и образования в эмигрантской среде, реконструировать отдельные стороны педагогической жизни эмиграции 19201930-х годов. Статья дополняет научно-педагогическую биографию С. И. Гессена и уточняет детали истории педагогической мысли российской эмиграции.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/3/2.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 12-16. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

Педагогическое наследие

Heritage of Pedagogy

УДК 37 Дата поступления рукописи: 14.09.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.2

В статье рассматривается важный эпизод биографии выдающегося российского педагога и видного деятеля общественно-педагогического движения русской эмиграции первой волны Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950) - его диалог с редакцией журнала «Современные записки». Анализ недавно изданных материалов архива редакции позволяет восстановить историю гессеновских публикаций в данном издании, определить круг педагогических интересов автора, проследить формирование отношения к актуальным проблемам школы и образования в эмигрантской среде, реконструировать отдельные стороны педагогической жизни эмиграции 1920-1930-х годов. Статья дополняет научно-педагогическую биографию С. И. Гес-сена и уточняет детали истории педагогической мысли российской эмиграции.

Ключевые слова и фразы: педагогика российского зарубежья; педагогическая жизнь эмиграции 1920-1930-х годов; С. И. Гессен; «Современные записки»; биография; «малое время».

Вишленкова Светлана Геннадьевна, к. филол. н.

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск svetlana. vishlenkova@yandex. ги

Пискунова Алина Андреевна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск alina-dance001@mail.ru

С. И. ГЕССЕН И ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПИСКИ» В 1920-1930-Е ГОДЫ: ГЛАВА ИЗ БИОГРАФИИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00413-А.

Идеи Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950), известного российского педагога, организатора и активного участника общественно-педагогического движения послереволюционной России и российской эмиграции, философа и публициста, прежде всего его книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923), послужили важнейшим импульсом к развитию современной теории образования, решительному пересмотру традиционных взглядов на систему школьного обучения, методы преподавания, миссию учителя, методологические основы педагогической науки. Именно это определяет сегодняшний интерес к педагогическому наследию С. И. Гессена и требует дальнейшего уточнения его содержания, в том числе и исто-рико-биографических аспектов, поскольку они позволяют воссоздать тот контекст, в котором формировались педагогические интересы ученого, что и составляет актуальность представленной статьи и ее практическое значение для современной педагогической науки.

Наследие С. И. Гессена уже становилось предметом исследования в отечественной и зарубежной гуманитарной науке. В работах М. В. Богуславского, Г. А. Бордовского, А. Валицкого, Е. Г. Осовского, Е. И. Пургиной и др. рассматривался вклад мыслителя в развитие педагогической и философской мысли России и Европы ХХ века [5; 6; 9, с. 3-28; 15, с. 83-150; 20; 22]. Исследованы отдельные аспекты его теории образования [1; 10; 14; 18; 23], философии [2; 4], его место в интеллектуальном пространстве России и российского зарубежья [7; 12; 17; 21; 27; 28]. Однако целый ряд вопросов по-прежнему ждет своего решения. Так, до сих пор не составлена полная библиография трудов педагога, в частности публикаций на страницах эмигрантской периодики и в зарубежных изданиях 1920-1940-х годов, не воссоздана во всей полноте картина его взаимоотношений с представителями отечественной и зарубежной педагогической мысли, не определен до конца характер его участия в деятельности общественных, образовательных и научных организаций, редакций журналов и иных изданий. Нет сомнений, что детальное изучение этих вопросов с привлечением

архивных материалов, данных переписки, публикаций в эмигрантской периодике позволит в значительной степени восполнить пробелы и подойти к созданию научной биографии педагога.

Одним из этапов решения этой масштабной задачи представляется реконструкция взаимоотношений С. И. Гессена с различными институциями российской эмиграции, в ходе которых формулировались важнейшие для педагогической жизни эмиграции вопросы и предлагались пути их решения. Такой «дискуссионной площадкой» был журнал «Современные записки», и диалог С. И. Гессена с его редакцией - это значимый эпизод его биографии и истории российского педагогического зарубежья в целом. Данная проблема отечественной историей образования практически не затрагивалась, что и обусловливает научную новизну нашей статьи.

Решение указанной проблемы определяет круг задач, стоящих перед авторами: прежде всего, вписать эпизод биографии С. И. Гессена в исторический и социокультурный контексты существования российской эмиграции 1920-1930-х годов; в ходе анализа переписки ученого с редакцией «Современных записок», его статей и рецензий в журнале выявить педагогическую составляющую этого диалога, соотнести публикации в журнале с другими работами С. И. Гессена этого периода.

Создание биографии мыслителя такого масштаба представляет немалую сложность, прежде всего, из-за недостаточной доступности документов, связанных с эмигрантским периодом его жизни. В этом случае исследователю необходим особый научный инструментарий, позволяющий проводить убедительную реконструкцию путем выявления фактических обстоятельств, работы с источниками, косвенно связанными с фигурой главного героя, адекватными аналогиями и т.д. Здесь вступают в силу законы «малого времени» (М. М. Бахтин) как особого оптического инструмента, при помощи которого, по мнению О. Е. Осовского, и могут быть реализованы задачи реконструкции [16]. Исследователь указывает на то, что в противовес «большому времени» «малое время» (в терминологии М. М. Бахтина 1930-х годов его синонимом выступает понятие «малый опыт») работает на короткой исторической дистанции [3, с. 78]. Так, в «малом времени» происходит обращение к материалу недавнего прошлого, к тому, что можно определить как повседневную жизнь, а в ситуации историко-образовательного пространства российской эмиграции первой волны - как педагогическую жизнь эмиграции. Здесь оказывается важна каждая деталь, каждый штрих биографии, любая мелочь, позволяющая понять происходящее «здесь и сейчас». Именно этот подход был использован в биографических главах монографий, посвященных другу и соавтору С. И. Гессена - Н. А. Ганцу [11, с. 6-64; 13, с. 7-44].

Обращение к истории взаимоотношений С. И. Гессена и редакции «Современных записок» имеет важное значение для понимания места педагога, философа и публициста в интеллектуально-образовательном пространстве российского зарубежья и его роли в выработке общих принципов организации культурной, научной и педагогической жизни эмиграции. «Современные записки» были не просто ведущим литературным и общественно-политическим изданием «русского Парижа». Влияние журнала выходило далеко за пределы французской столицы: его номера поступали в самые дальние уголки русского рассеяния, а политические декларации редакции становились предметом горячего обсуждения и дискуссий во всех эмигрантских объединениях. Хотя его редакцию составляли члены руководства партии эсеров (Н. Д. Авксентьев, И. И. Бунаков-Фондаминский, М. В. Вишняк, А. И. Гуковский, В. В. Руднев), последовательно придерживающиеся правосоциалистических взглядов, издание позиционировало себя не как партийный, а как общеэмигрантский журнал, на страницах которого было место и единомышленникам, и выразителям иных политических воззрений.

Необходимо специально указать, что доступ к архивным материалам редакции стал возможен совсем недавно - в начале 2010-х годов, когда в свет вышло их четырехтомное издание, подготовленное участниками масштабного международного проекта во главе с известными историками зарубежной России О. А. Коросте-левым (Россия) и М. Шрубой (ФРГ) [24]. Уникальность этого издания состоит в том, что в нем представлены внутренняя переписка редакторов и сотрудников, переписка с авторами, среди которых выдающиеся деятели литературы и культуры (Ю. П. Анненков, И. А. Бунин, З. Н. Гиппиус и Д. М. Мережковский, Вяч. И. Иванов, В. В. Набоков, И. С. Шмелев и др.), науки и образования (А. Л. Бем, П. М. Бицилли, Д. И. Чижевский и др.), политики (М. М. Карпович, В. А. Маклаков, П. Н. Милюков и др.), и обстоятельный комментарий.

Социалист С. И. Гессен, с начала 1920-х годов уже обладавший немалым авторитетом как педагог и философ, был близок журналу гораздо более других авторов, а его несомненный талант публициста и критика во многом делал его желанным автором журнала. Не случайно в письме от 21 ноября 1929 года сам С. И. Гессен писал М. В. Вишняку: «Я надеюсь все же, что соображения наши отчасти приняты во внимание редакцией, и "Современные записки" в будущем будут стараться привлекать к себе и объединять вокруг себя не только живые силы справа (чему я вполне сочувствую), но также и силы слева, т.е. всех недогматически мыслящих социалистов из других лагерей» [Там же, т. 3, с. 142]. Этот фрагмент - наглядное свидетельство того, что С. И. Гессен в это время чувствовал себя полноправным участником политического диалога с редакцией, отстаивавшим собственную позицию, и отметим, что способность сохранять верность принципам и взглядам останется его отличительной чертой и в последующие годы. Можно было бы предположить, что в обстоятельствах конкретного спора независимость С. И. Гессена и авторитет его слова объясняются его должностью соредактора журнала «Русская школа за рубежом», ведущего педагогического издания эмиграции; однако и после того, как пражский журнал перестал издаваться, С. И. Гессен мог позволить себе жесткую критику ошибочных, по его мнению, решений редакции «Современных записок». «Между тем в последнем № "Современных записок", - пишет он, завершая нелицеприятный разбор 42 выпуска журнала в письме от 21 мая 1930 года М. В. Вишняку, - опять-таки нету главного: 1) ни одной статьи о современном положении социального движения в Европе (или Америке или, наконец, Индии!), ни одной статьи о социализме

и его проблемах, 2) только одна статья о современной России и 3) ни одной статьи о будущем России. А этот последний вопрос особенно настоятелен. Сроки близятся, и "Современные записки" обязаны возбудить обсуждение будущего: что делать, когда падет большевизм?» [Там же, с. 150]. Таким образом, особое значение приобретает поэтапная реконструкция истории этих взаимоотношений, так много добавляющая и к гес-сеновской биографии, и к психологическому портрету.

Напомним, что, бежав из Советской России зимой 1921 года с помощью отца, известного деятеля кадетской партии, редактора и книгоиздателя И. В. Гессена, он оказался в Германии в достаточно затрудненных жизненных обстоятельствах. Его близкий друг - известный философ Ф. А. Степун - так описывал ситуацию в ноябре 1922 года: «Сережа - грустен, озабочен, неприкаян и ущемлен. Радость и блеск томской деятельности и славы отошел... В философии - религиозно-онтологические поветрия; - Сережин стиль - в опале... Может быть, выход его книги изменит дело» [25, S. 256-257]. Выход в 1923 году «Основ педагогики» действительно многое изменил в жизни С. И. Гессена, одним из свидетельств чего становится интерес, проявляемый к нему как к автору «Современными записками». В результате он оказывается максимально востребован, войдя, по подсчетам М. Шрубы, «в первую дюжину наиболее печатаемых авторов» [24, т. 3, с. 101].

Первая его публикация - рецензия на журнал «София: проблемы духовной культуры и религиозной философии» - вышла в мае 1923 года. О встроенности в редакционно-издательский процесс говорит фраза Ф. А. Степуна, инициатора приглашения С. И. Гессена (об этом вспоминает позднее в «Моем жизнеописании» и сам Гессен [9, с. 748]) и одного из самых влиятельных сотрудников журнала, из письма М. В. Вишняку от 29 июля 1923 года: «Гессен заболел колитом, находится в санатории, статьи в "Культуру и жизнь" дать потому не сможет. Рецензию на "Педагогику" Гессен просит передать Чижевскому. Он в Берлине уже говорил с ним об этом. Думаю, что вы ничего против не имеете, и передам» [24, т. 1, с. 144]. В следующем году рецензия известного философа и историка литературы была опубликована. В ней, прежде всего, отмечалась новизна авторского подхода к педагогике как «прикладной философии»: «В книге С. И. Гессена философия не является "введением" в педагогику или "вспомогательной" ее наукой, но - пропитывает, органически пронизывает или, говоря словами автора, "просвечивает" во всех элементах педагогической науки, хотя бы самых частных и детальных. Благодаря этому педагогика получает право быть - а не только в традиции считаться - философскою наукой» [26, с. 447]. Книга была не единственным объектом рецензионного внимания «Современных записок»: в ближайшее время редакция предложит С. И. Гессену откликнуться на обзор состояния русской школы в эмиграции в 1920-1924 годах, подготовленный В. В. Рудневым. Напомним, что В. В. Руднев, бывший московский городской голова, не только входил в редакцию «Современных записок», но и как один из руководителей Земгора, непосредственно отвечал за финансовую и организационную поддержку эмигрантской школы и общественно-педагогического движения. Для рецензента книга В. В. Руднева - важный повод для разговора о месте школы в жизни русской эмиграции, о переживаемых ею проблемах и возможных путях их решения. Подчеркивая вклад автора в реальную поддержку всех форм воспитания и образования русского беженства, он пишет: «.автор и знает, и любит русскую зарубежную школу, сам поработал на ее пользу и сознает всю ответственность свою как ее бытописателя», -и само школьное дело в эмиграции С. И. Гессену представляется много важнее политической «возни» партий и отдельных деятелей: «.повседневная и незаметная работа учителя есть в жизни эмиграции нечто более существенное и реальное, чем хотя бы гораздо более поверхностный слой эмигрантской политики, в значительной мере утратившей уже самый свой предмет» [8, с. 470].

Так на страницах журнала возникает тема образования и воспитания, которая не станет для него центральной, но в течение многих лет будет оставаться достаточно важной, по крайней мере, в библиографическом разделе рецензии на педагогические новинки, в том числе и зарубежные, будут регулярны, а среди авторов появятся и сам С. И. Гессен, и В. В. Зеньковский, и П. М. Бицилли, и Н. А. Ганц.

Конечно, создателю «Основ педагогики» хотелось расширить пространство педагогической проблематики в журнале, что становилось предметом специальных переговоров, а иногда и жестких споров с редакторами. По понятным причинам редакция «Современных записок» не считала возможным публиковать статьи С. И. Гессена сугубо научной направленности («специальные», в терминологии журнала), в которых вопросы педагогики и современного школьного строительства были лишены необходимой публицистичности. Показательна полемика между С. И. Гессеном и М. В. Вишняком в мае 1930 года, которая выходит за рамки «школьной проблематики». Предметом разногласий становится разное понимание современного социализма и социалистического движения, в программе которого вопросы образования занимают важнейшее место. «Ваше ощущение социализма все еще дореволюционное, т.е. чисто отрицательное, а не конструктивное, -упрекает он М. В. Вишняка в письме от 21 мая 1930 года. - Я был осенью в Англии, где провел два месяца в обществе английских рабочих и деятелей рабочего движения. В центре их интереса стояли вопросы образования, педагогики, школьной реформы, мировоззрения. То же - в современном немецком рабочем движении. О "пропорциональном представительстве" и т.п. теперь вообще не думают в рабочей среде, а о школе и праве на образование думают особенно упорно. Сказать, что этот вопрос (школьной системы) - вопрос для социализма специальный, значит не только совершенно игнорировать его удельный вес в современной литературе о социализме, но оставаться на позициях 1905 г.» [24, т. 3, с. 148]. Апелляция к европейскому опыту не убедила адресата, хотя в ответном письме М. В. Вишняк пенял С. И. Гессену на публикацию статьи «Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем» в другом издании: «Мы у вас не один раз настойчиво спрашивали и просили дать нам что-либо на общественно-социалистические темы, а Вы даже не сообщили

о том, что у Вас имеется статья, появившаяся позднее в сборнике имени Милюкова» [Там же, с. 153]. Впрочем, диалог этот заканчивается на конструктивной ноте - гессеновским предложением в письме от 21 августа 1930 года новых тем и сюжетов для журнала:

«1. Коммунистический образовательный идеал и его судьба... Самой школы я в статье не касаюсь и ограничиваюсь только эволюцией идеала, эволюцией, уже сейчас составляющей как бы замкнутый круг.

2. Настоящее и будущее русской школы. Эту статью я мыслю как одну в серии статей о будущей России. Здесь - характеристика не идеала, а практических достижений в Сов[етской] России: положение обя-зат[ельного] обучения, национальной школы, строения школьной системы (социолог[ический] анализ), итогов "классового отбора", партпросвещения и проблема будущего русской школы.

3. Государство и школа во Франции и Англии. Социолого-исторический анализ столетнего развития взаимоотношений между государством и школой в двух типах современной демократии.

4. Судьба евразийства...

Вот и все, что я пока могу предложить Вам социально-философского» [Там же, с. 155-156]. Нетрудно заметить, что приведенная цитата имеет важнейшее значение для понимания происходящего с С. И. Гессеном в конце 1920-х - начале 1930-х: в письме обозначен весь круг проблем, интересующих его как теоретика и историка образования, внимательного исследователя школьной политики Советской России и европейских стран, одного из создателей современной педагогической компаративистики, социального философа. При этом он сохраняет традиционный интерес к актуальным вопросам философии и потенциалу современного социализма.

Не все из предложенного С. И. Гессеном подошло «Современным запискам». Так, статья о коммунистическом идеале образования появилась в журнале «Новый Град», куда ее передал И. И. Фондаминский, соредактор этого журнала; а работа об образовательной политике в Англии и Франции вышла отдельным изданием в Риге в 1934 году.

С. И. Гессен продолжает публиковать в журнале рецензии на англоязычные педагогические труды, журнал, в свою очередь, откликается на публикации самого С. И. Гессена, в частности, на изданную им в соавторстве с Н. А. Ганцем в Англии книгу о школьной политике Советской России, которая получила высокую оценку ведущих зарубежных педагогов, в том числе Д. Дьюи [19]. В 1933 году в «Современных записках» выходит статья С. И. Гессена «Итоги культурной пятилетки», в которой дана исчерпывающая оценка попыткам реформирования советской школьной системы. Своеобразным продолжением темы станет последняя публикация в журнале - статья 1935 года «Школа в России и революция» с еще более жесткими оценками коммунистической образовательной политики. Автор писал по ее поводу В. В. Рудневу в письме от 5 июля: «Думается мне, что она имеет значение общее, для понимания общего поворота, происходящего в Советской России» [24, т. 3, с. 181]. Символично, что сотрудничество педагога и философа с журналом заканчивается статьей по проблемам школы.

Причины завершения сотрудничества лежали исключительно в личных обстоятельствах С. И. Гессена: в 1935 году он переезжает в Польшу, возникает необходимость в подготовке и чтении курсов на польском языке, углубленной работе по теоретическим аспектам педагогики. К тому же ширящаяся европейская известность ученого практически не оставляет времени на публицистику. «Я совсем, совсем выдохся, - сетует он в письме В. В. Рудневу от 27 июня 1936 года, - вернее - так погряз в разных чисто педагогических и философских темах, что для философской публицистики не остается уже сил» [Там же, с. 194].

В заключение укажем, что продолжавшийся на протяжении десяти с лишним лет диалог С. И. Гессена с редакцией «Современных записок», его публикации в журнале сыграли важную роль в повышении общественного интереса к проблемам школы и образования российского зарубежья, к состоянию советской образовательной системы и школьной политики, к новым идеям западной педагогики. Анализ архивных материалов редакции дает основания говорить, что ряд тем, намечавшихся в публикациях ученого в «Современных записках», подробно исследовался в его статьях в эмигрантской педагогической периодике, в частности в журналах «Русская школа за рубежом» и «Русская школа». В нашей статье был реконструирован лишь один до сих пор не исследовавшийся фрагмент педагогической биографии С. И. Гессена. Работа с другими архивными источниками, например с архивами редакций журналов «Русская школа за рубежом», «Русская школа», «Новый Град», личными архивами сотрудников этих изданий, безусловно, даст новые сведения об этой стороне деятельности ученого и о педагогической жизни русской эмиграции первой волны в целом.

Список источников

1. Абрамова Л. Г. Философско-образовательная концепция педагогики С. И. Гессена. Калининград: Балт. ин-т экономики и финансов, 2003. 245 с.

2. Агаев Б. В. Концепция правового социализма С. И. Гессена. М.: Политическая мысль, 2011. 175 с.

3. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. 731 с.

4. Белов В. Н. С. И. Гессен в истории русского неокантианства // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 59-65.

5. Богуславский М. В. Разработка и реализация стратегий развития образования в педагогике российского зарубежья в 20-50-е годы ХХ века // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 4 (40). С. 22-32.

6. Бордовский Г. А., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Педагогическое наследие С. И. Гессена как составляющая европейской культурной образовательной традиции // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 217-228.

7. Вишленкова С. Г., Пискунова А. А. Книга С. И. Гессена и Н. А. Ганца о советской школе в оценке Д. М. Соколь-цова // E-SCIO. 2018. № 9 (24). С. 41-47.

8. Гессен С. И. В. В. Руднев. Зарубежная русская школа. 1920-1924 г. Изд. Росс. земско-городск. комитета помощи российским гражданам за границей. Париж, 1924. 278 с. // Современные записки. 1924. Кн. 22. С. 469-476.

9. Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. 814 с.

10. Киржаева В. П. Принципы и характерные особенности строительства советской школы в книге С. И. Гессена и Н. А. Ганца // Евсевьевские чтения: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «52-е Евсевьевские чтения». Саранск: МГПИ, 2016. С. 63-69.

11. Киржаева В. П., Осовский О. Е. На повороте: Н. А. Ганц в русско-английском педагогическом пространстве 1920-1930-х годов. Пенза: Наука и просвещение, 2018. 236 с.

12. Найбороденко Л. М., Фоминых С. Ф. Сергей Иосифович Гессен в Томске (1917-1921 гг.). Томск: Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. 166 с.

13. Научное наследие Н А. Ганца в педагогическом пространстве России и Европы 1920-1930-х годов / под ред. О. Е. Осовского, В. П. Киржаевой. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 152 с.

14. Овсяницкая Е. А. С. И. Гессен. Культурологический подход к образованию // Философские науки. 2012. № 1. С. 142-153.

15. Осовский Е. Г. Избранные педагогические сочинения. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2005. 280 с.

16. Осовский О. Е. За пределами «маленького мирка»: М. М. Бахтин и современная западная теория // Вестник Северного (Архангельского) федерального университета. 2018. № 6. С. 53-62.

17. Осовский О. Е. Забытая рецензия Сергея Гессена на роман Олдоса Хаксли // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 74a-77.

18. Осовский О. Е. Имперская и постимперская парадигма в идеологии российского образования XVIII - первой трети XX века (к постановке проблемы) // Академический журнал Западной Сибири. 2014. № 4. С. 96-97.

19. Осовский О. Е. Малоизвестная рецензия Джона Дьюи: публикация, перевод, вступ. статья, примеч. // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 26-30.

20. Осовский О. Е. Проблемы справочно-информационного обеспечения истории образования русского зарубежья и возможные пути их решения // Интеграция образования. 2009. № 1. С. 18-20.

21. Осовский О. Е., Киржаева В. П. С. И. Гессен и «Русская школа за рубежом»: из истории педагогической журналистики российского зарубежья 1920-х - начала 1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 8. С. 202-217.

22. Пургина Е. И. Сергей Иосифович Гессен: интеллектуальная биография и философия. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 136 с.

23. Седова Е. Е. Философия образования С. И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж: ВГПУ, 2006. 160 с.

24. «Современные записки» (Париж, 1920-1940). Из архива редакции: в 4-х т. / под ред. О. Коростелева и М. Шрубы. М.: Новое литературное обозрение, 2011. Т. 1. 949 с.; 2012. Т. 2. 969 с.; 2013. Т. 3. 1016 с.

25. Федор Степун - Ольга Шор: из переписки 1920-х годов / подг. текста, прим. А. Волкова, с предисл. А. Шишкина // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 2013. N. F. B. 1. S. 244-275.

26. Чижевский Д. И. С. И. Гессен: основы педагогики. Введение в прикладную философию // Современные записки. 1924. Кн. 18. С. 447-453.

27. Шитов А. М. С. И. Гессен и история пражского журнала «Логос» (по неопубликованным архивным материалам) // Философские науки. 2012. № 8. С. 110-119.

28. Kirzhaeva V. P. Pedagogical discourse in magazines of Russian émigré community in 1920-30s (on the basis of N. Hans articles) // Russian Linguistic Bulletin. 2016. № 3 (7). P. 136-138.

S. I HESSEN AND "CONTEMPORARY PAPERS" JOURNAL IN THE 1920-1930S: CHAPTER FROM THE BIOGRAPHY OF THE OUTSTANDING RUSSIAN EDUCATIONALIST

Vishlenkova Svetlana Gennad'evna, Ph. D. in Philology Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk svetlana. vishlenkova@yandex. ru

Piskunova Alina Andreevna

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk alina-dance001@mail. ru

The article examines an important episode from the biography of the outstanding Russian educationalist and prominent social and pedagogical figure of the first wave of the Russian emigration Sergey Iosiphovich Hessen (1887-1950) - his dialogue with the editorial staff of the "Contemporary Papers" journal. The analysis of newly published materials from the journal's archive allows the researchers to restore the history of Hessen's publications in this edition, to identify the sphere of his pedagogical interests, to trace his attitude to the relevant problems of school and education in the émigré community, to reconstruct certain aspects of the pedagogical life of the émigré community of the 1920-1930s. The paper adds to Hessen's scientific and pedagogical biography and reveals some facts from the history of pedagogical thought of the Russian émigré community.

Key words and phrases: pedagogics of the Russian émigré community; pedagogical life of the Russian émigré community of the 1920-1930s; S. I. Hessen; "Contemporary Papers" journal; biography; "small time".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.