Научная статья на тему 'Рыцарь культуры (к юбилею В. С. Цукермана)'

Рыцарь культуры (к юбилею В. С. Цукермана) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
359
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фатыхов С. Г.

Владимир Самойлович Цукерман (р. 3.03.1932, Свердловск), доктор философских наук, заслуженный работник культуры РФ (1993), действительный член Международной академии информатизации, действительный член Академии гуманитарных наук. Под руководством Цукермана сложилась научная школа, основным принципом которой можно назвать сочетание теоретического анализа проблем культуры с проведением конкретных исследований социокультурных состояний и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыцарь культуры (к юбилею В. С. Цукермана)»

НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

С. Г. Фатыхов

РЫЦАРЬ КУЛЬТУРЫ (к юбилею В. С. Цукермана)

Владимир Самойлович Цукерман (р. 3.03.1932, Свердловск), доктор философских наук, заслуженный работник культуры РФ (1993), действительный член Международной академии информатизации, действительный член Академии гуманитарных наук.

Под руководством Цукермана сложилась научная школа, основным принципом которой можно назвать сочетание теоретического анализа проблем культуры с проведением конкретных исследований социокультурных состояний и процессов.

В уральской социологии культуры имя Владимира Самойловича Цукермана стоит сразу же за именем его учителя и соратника Л. Н. Когана. И не только потому, что оба они незаурядные исследователи, сфокусировавшие научные интересы на феномене культуры, но и потому что Владимир Самойлович, как и покинувший этот мир его учитель, силой своего духа и интеллекта, ни разу не посрамил сакральный образ ученого.

Культура как главный феномен человеческого бытия до сих пор іегга іпсо^іа. Она до сих пор вызывает споры, она также сакральна, как и сакрален тот, кто почти докопался до ее символического, знакового, духовного и материального субстрата. Но ее типология и периодизация - не абсолютны, ее динамика едва уловима, ее системы и формы противоречивы, текучи, как само время и бегущая за ним история.

Во времена молодости Владимира Самойловича культурно-исторический процесс рассматривался во взаимосвязи с социально-экономическими формациями, которые и определяли исторические типы культуры (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая). Развитие этого процесса, его основные особенности и характер категорически связывались с борьбой классов и общественных групп, изучались порой в отрыве от общемирового культурного развития. Но это не лишало тогда еще начинающего философа и культуролога возможности исследовать особенности культуры в общенаучных подходах и методологических инновациях. Фокусируя, к примеру, рефлексии на материальной культуре, как это «требовала» марксистко-ленинская догматика, ученый искал и находил в своих многочисленных работах ее неразделимую диалектическую связь с феноменом духовной культуры.

Соглашаясь в целом, что главные различия материальной и духовной культуры объясняются дифференциацией человеческих потребностей, он, к примеру, уже тогда не принимал абсолютизацию «материализованных человеческих потребностей» и доминантность такой формулировки, убедительно доказывая, что и

духовная культура доминантна в своих задачах и целях, что и она выступает в материализованном виде. Она материализует духовные потребности. И та и другая равно возвеличивают человека. Правда, при этом целесообразно разделить две группы понятий: материальные и духовные ценности и ценности материальной и духовной культуры1.

Диапазон научных интересов В. С. Цукермана настолько широк, что одно лишь перечисление тем, которых он касался в своих многочисленных работах, займет несколько страниц. Но без упоминания некоторых тематических уровней, все же, не обойтись. Неоценимый вклад внес, к примеру, Владимир Самойлович в разработку и трактовку проблемы понимания художественной культуры в аспекте культурной политики, сущностей и структуры экологической или профессиональной культуры, культурного пространства как интегрирующей категории культурологии, соотношения категорий культура и народ.

С высоты прожитых 80 лет Владимир Самойлович Цукерман задолго до сегодняшних дней предчувствовал грозы, которые нам еще недавно казались фантазиями. Разве не пророческими, не прозорливыми оказались его слова о нетерпимых отношениях власти и народа в российском обществе, сказанные почти шесть лет назад в интервью журналу «Социум и власть» под заголовком «Вертикаль (власти. - С.Ф.) меня очень смущает»:

«... Особо близко к народу ни одна власть в России никогда не была. Не могу назвать в нашей административной и политической элите никого, кто бы вызвал у меня чувство преклонения, кто воплощал бы мудрость эпохи. Главная причина не в том, что современные лидеры не обладают достаточными интеллектуальными, духовными, нравственными началами, -у них нет сострадания к народу. Правящее меньшинство даже секунду не думает, что между ним и основной массой населения гигантский разрыв, что живет оно на

1 См. Цукерман, В. С. О материальной культуре // Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов: [сб. науч. тр.] / Че-ляб. госуд. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2008. С. 18-20.

172

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 1 (29)

вулкане, который рано или поздно взорвется. Даже при самом плохом строе бывает терпимый период для повседневной жизни рядового человека. Но впереди очень большие грозы.»1 Увы, не только Россия, весь мир переживает парадигмальный сдвиг, который или мирно трансформирует радикально нашу цивилизацию, или же столкнет ее в историческую пропасть вместе с культурой, изучать которую будет, возможно, и некому. Отсюда вытекает принципиальное положение о нашем отношении к культурному наследству, к его сохранению и использованию, к изучению и бережной пропаганде научных достижений таких ученых, как Владимир Самойлович Цукерман.

За последние 20 лет мы как-то привыкли, что науки о культуре отодвинуты на задний план. Они истерзаны схоластическими и крайне абстрактными дискурсами, да и сама культура конца прошлого и начала текущего столетия переживает глубочайший из кризисов. В. С. Цукерман считает, что сегодняшняя культура не дает особых оснований для духовности, поскольку постмодернизм не может наполнить душу значимым содержанием, каким ее заполняла классическая культура. Постмодернизм - эта игра смыслами, интеллектуальная игра, которая не имеет подлинной душевной основы.

Кроме того, изменился и вектор человеческого поведения, ранее хоть в какой-то степени ориентированный на саморазвитие и служение обществу. Изме-

нились содержание приоритетов, общее состояние мирового сообщества, порабощенного законом возвышения потребностей.

Добавим к этому и свой тезис: несмотря на огромные технократические прорывы, сегодня статус ученого, особенно исследователя феномена культуры, так и не поднялся до подобающего уровня. Владимир Самойлович Цукерман искренне переживает по поводу резкого падения престижа ученого-гуманитария, хотя довольно философски смотрит на проблему постулируемых с сумароковских, с николаевских, ну и с советских времен «материализованных человеческих потребностей»: «Нет ничего таково, чего бы я смертельно хотел и не мог бы купить за деньги. А то, чего я смертельно хочу, за деньги купить нельзя.»

Научный мир Урала, со всеми культурологами России, коллектив Челябинской государственной академии культуры и искусств желает В. С. Цукерману крепкого здоровья, душевной гармонии, многие годы жизни, новых научных открытий и новых учеников!

И тогда за науку о культуре можно быть спокойным - у нее был, есть и всегда будет в служении замечательный рыцарь, который никогда не позволит ее обидеть...

Прим.: Полный текст статьи см: Фатыхов С. Г. Сакральный образ рыцаря культуры // Цукерман Владимир Самойлович: био-библиогр. ук. Челябинск, 2012. С. 7-11.

Н. К. Сафонова

ЗАКОНОДАТЕЛЬНИЦА МОДЫ... НА ЧТЕНИЕ (к юбилею В. Я. Аскаровой)

Виолетта Яковлевна Аскарова -доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств.

В. Я. Аскарова в академии человек заметный. Инициативный, деятельный, искренний, «бунташ-ный». 35 лет ее профессиональной деятельности отданы нашему вузу; здесь она сформировалась как педагог и как ученый.

В академию Виолетта Яковлевна пришла в 1970-е гг. студенткой и сразу показала себя незаурядной, творческой личностью с многообещающим потенциалом развития, поэтому приглашение ее в 1977 г. на кафедру библиотековедения в качестве преподавателя, а затем рекомендация в аспирантуру были вполне ожидаемыми и органичными.

1 См.: Шевелев Ю.П. Владимир Цукерман: «Вертикаль меня очень смущает» // Социум и власть. 2006. №.4. С. 30-31.

В аспирантуре Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской молодой педагог работает над кандидатской диссертацией, выбрав тему новую, весьма спорную для своего времени - «Использование читательской моды в целях руководства чтением». Защита диссертации в 1984 г. оказалась яркой, напряженной по накалу страстей, но отстояла Виолетта Яковлевна свое первое научное детище с блеском!

В дальнейшем В. Я. Аскарова успешно занимается преподавательской деятельностью, пройдя в академии культуры и искусств путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. В это время вырабатывается и определяется круг ее научных интересов: методология и методика читательской деятельности, читательская мода, поддержка и развитие чтения, идеология взаимодействия всех институтов книжного дела с читателями, концепция читателя.

И опять Аскарова выбирает непроторенные пути, приступив к разработке сложных и во многом неизведанных аспектов читателеведения. Именно читателеведческая концепция лежит в основе ее док-

173

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 1 (29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.