Научная статья на тему 'Рынок труда в современной России'

Рынок труда в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15052
1728
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LABOR / LABOR MARKET / MAN POWER / MAN POWER DEMAND / SUPPLY OF LABOUR / EMPLOYMENT / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супрунов Андрей Константинович

В статье рассматриваются современные показатели и перспективы развития отечественного рынка труда, анализируются возможности и пути регулирования рынка труда со стороны государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor market in modern Russia

In the article the current rates and prospects of development of the domestic labour market are considered; the possibilities and ways of regulating the labour market by public authorities are analyzed.

Текст научной работы на тему «Рынок труда в современной России»

А. К. Супрунов Рынок труда в современной России

Научный руководитель А. Т. Алиев

В статье рассматриваются современные показатели и перспективы развития отечественного рынка труда, анализируются возможности и пути регулирования рынка труда со стороны государственных органов.

In the article the current rates and prospects of development of the domestic labour market are considered; the possibilities and ways of regulating the labour market by public authorities are analyzed.

Ключевые слова: труд, рынок труда, рабочая сила, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, занятость, государственное регулирование.

Key words: labor, labor market, man power, man power demand, supply of labour, employment, state regulation.

Рынок труда - это важнейший элемент рыночной экономики. В отличие от других рынков его специфика состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает способность человека к труду. Исходя из этого, рынок труда можно определить как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Функции рынка труда традиционно заключаются:

• в обеспечении производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределении между предприятиями, отраслями, регионами;

• в обеспечении наемным работникам возможности получать средства существования;

• в согласовании цены и условий труда между работниками и работодателями;

• стимулировании работников и работодателей.

Рыночные отношения изначально предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы. При этом спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них, а

© Супрунов А. К., 2013

предложение на рынке труда - это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Так, например, в связи со спадом производства в 90-х годах и кризисом 2008 г. структура рынка труда в России вновь значительно изменилась, и профессия строителя или банкира, столь популярная и высокооплачиваемая еще в начале 2008 г., уже не так привлекает вчерашних выпускников вузов и абитуриентов. Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения. На современном этапе актуальными следует признать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

• совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

• легализация занятости;

• снижение скрытой безработицы;

• мониторинг ситуации на рынке труда;

• формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

• повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;

• развитие институтов рынка труда;

• повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;

• развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

• содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

• создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

• реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа1.

В целом все эти усилия должны быть направлены на повыше-

1 См.: Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы. URL: //http://www.hse.ru/data/2011/03/11/

121141746020/М3С4 план действий на 2011 -2015.pdf.

153

ние эффективности использования отечественной рабочей силы и обеспечение высокой степени согласованности структуры спроса экономики на рабочую силу и ее предложения. В этой связи актуальными будут исследования, аналитические и прогнозные, динамики занятости и рынка труда, учитывающие особенности структуры спроса на рабочую силу и ее предложения, а также существующие ориентиры перспективного социально-экономического развития страны.

Рассмотрим статистику рынка труда в РФ. Численность экономически активного населения в стране в марте 2013 г. составила 75,2 млн чел., или около 53 % от общей численности населения страны, в их числе 71,0 млн чел. (94,3 %) экономически активного населения были заняты в экономике и 4,3 млн чел. (5,7 %) не были трудоустроены, но активно искали работу (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,1 млн чел.1

При этом, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, по состоянию на март 2013 г. уровень населения, занятых экономической деятельностью (доля занятого населения в его общей численности в возрасте 15-72 лет) составил 64,4 %.

В марте 2013 г. 4,3 млн человек, или 5,7 % экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн чел., в том числе 0,9 млн получали пособие по безработице.

Средний возраст безработных в марте 2013 г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8 %, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3 %, 20-24 лет - 20,5 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3 %) и 20-24 года (12,8 %). По сравнению с мартом 2012 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на два процентных пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2013 г. составил 14,2 %, в том числе среди городского населения - 13,5 %, среди сельского - 16,2 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,8 раза, сельского населения - 2 раза.

Безработица в значительной степени является застойной. Из 1,5 млн безработных сельских жителей 40,4 % находились в ситуа-

1 Источник: Здесь и далее материалы Официального сайта Федеральной службы статистики РФ. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d01/81.htm.

ции застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,7 млн безработных городских жителей 31,6 %.

По данным проведенного обследования в марте 2013 г. 32,0 % безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 59,3 % безработных - обращение к друзьям, родственникам и знакомым.

К концу марта 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,2 млн незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,1 млн чел. имели статус безработного, в том числе, 0,9 млн чел. получали пособие по безработице. В марте 2013 г. получили статус безработного 175,4 тыс. чел. Размеры трудоустройства безработных были на 20 тыс. чел., или на 18,4 % меньше, чем в марте 2012 г., и составили 86,6 тыс. чел.

Таким образом, очевидно, что в соответствии с текущими и перспективными условиями социально-экономического развития правительству необходимо реализовывать меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда.

На рынке труда традиционно взаимодействуют спрос на рабочую силу и ее предложение. Результатом такого взаимодействия является либо безработица, либо дефицит рабочей силы, который возникает, если потребность в рабочей силе не удовлетворена. Следствием нехватки рабочей силы может стать существенный и, вероятно, неравномерный по профессионально-квалификационным группам рост уровня оплаты труда. Поскольку безработица на российском рынке труда носит в значительной степени структурный характер, оправданно ожидать, что на рынке труда (например, на разных его сегментах) одновременно будет проявляться и дефицит рабочей силы, и безработица.

Как следствие государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

В заключение отметим, что при изучении взаимодействия спроса и предложения на рынке труда целесообразно учитывать весь комплекс взаимосвязей экономики и ее отраслей с системой образования, прежде всего профессионального. В современных условиях взаимосвязи экономики и системы профессионального образования настолько сложны и многогранны, что сама роль системы образования в развитии макроэкономических процессов и, в частности, влияния на динамику сферы занятости и рынка труда неоднозначна. В этой связи, возможно, государству необходимо осуществлять комплексное регулирование рынков труда и образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.