Научная статья на тему 'Рынок труда моногорода: Российская модель функционирования'

Рынок труда моногорода: Российская модель функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда моногорода: Российская модель функционирования»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 1. С. 53-59.

УДК 2964

РЫНОК ТРУДА МОНОГОРОДА: РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ1

LABOUR MARKET OF A MONOTOWN: THE RUSSIAN MODEL OF FUNCTIONING

А.В. Санников A.V. Sannikov

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (г. Москва)

Рассматриваются вопросы, касающиеся методологических подходов к воспроизводству качественной рабочей силы как необходимого условия сбалансированного рынка труда моногорода, а также теоретические аспекты функционирования рынка труда, раскрываются вопросы долгосрочного равновесия и сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на этом рынке.

The article considers issues of methodological approaches to the reproduction quality of the labour force as a necessary condition of a balanced labour market towns, as well as theoretical aspects of the labour market functioning, considers the questions of long-term equilibrium and balance of demand and supply of labour in this market.

Ключевые слова: рынок труда, моногород, модель функционирования рынка труда.

Keywords: labour market, monotown, model of the labour market functioning.

По мере формирования российского рынка труда проблема региональных рынков труда в процессе ускорения социально-экономического развития страны выходит сегодня на одно из первых мест. Это свидетельствует о том, что по величине региональных различий Российская Федерация значительно опережает не только развитые, но и развивающиеся страны. Как отмечают авторы доклада «Экономическая дифференциация регионов: оценка, динамика, сравнения», подготовленного московской компанией «Финансовые и бухгалтерские консультации», если в США или Европе ВРП на душу населения различается по территориям в 3-5 раз, то в России - более чем в 25 раз [1].

В настоящее время в России исследованием проблем регионального развития занимается ряд видных ученых. Различные аспекты данных вопросов рассмотрены в работах

A.Г. Гранберга, Н.П. Кетовой, Н.Н. Колосов-ского, О.В. Кузнецовой, Б.Л. Лавровского,

Н.И. Лариной, В.Н. Лексина и др. Особо следует выделить «сибирскую школу», которую представляют М.К. Бандман, В.В. Карпов,

B.И. Клисторин, В.В. Кулешов, А.С. Маршалов, А.С. Новоселов, В.Е. Новоселов, В.Е. Селиверстов, С.А. Суспицын, Р.И. Шнипер.

Но при этом надо отметить, что до недавнего времени особенностью исследований по данной тематике являлось то, что в большинстве работ авторы не спускались на уровень муниципальных образований, ограничиваясь суб-

федеральным уровнем. В настоящее время 90 % населения России проживает в городах [2].

В последнее время происходит понимание того, что именно развитие микрорегионов внутри территории и их эффективное взаимодействие в конечном итоге определяют общерегиональные показатели. Поэтому объектами региональной политики должны быть местные административно-территориальные единицы. Среди значимых исследований в этом направлении можно отметить работы авторских коллективов под руководством П.А. Ореховского и С. А. Суспицина.

Проведенный анализ научной литературы показал, что стандартная терминология для характеристики феномена региональных различий пока не выработана. Большинство авторов не конкретизируют понятия, часто используют их как синонимы, либо определяют одно через другое. Наиболее часто употребляемые термины для характеристики региональных различий следующие: «неравномерность», «асин-хронность», «диспропорции», «дисбаланс», «неоднородность», «дифференциация», «асимметрия».

Глобализация мировых экономических процессов, вступление России в ВТО активно влияют на формирование национальных экономик, оказывая давление на рынок труда, требуя преобразования не только форм и методов хозяйствования, но и изменений в условиях воспроизводства рабочей силы.

1 Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания высшим учебным заведениям в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.

© А.В. Санников, 2014

Важная роль воспроизводства проявляется в том, что его отдельные характеристики будут формировать предложение рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе. Таким образом, выявляется прямая связь между воспроизводством трудовых ресурсов и структурным соответствием спроса и предложения на рынке труда. Эта связь сегодня наиболее остро проявляется в моногородах. Ее выявление обеспечивает достижение социально-экономических целей развития моногорода, включая изменение институциональной среды его экономики, повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов, создание условий для стабильности потребительского рынка, стимулов экономическому агенту для инновационного развития и лучшего использования ресурсов, установление политики формирования цен, близких к предельным затратам, формирование новых эксплуатационных и потребительских характеристик продукции, в том числе расширение ассортиментного многообразия и создание в целом условий для обеспечения максимального благосостояния населения города.

По нашему мнению, монопрофильные населенные пункты - это населенные пункты, экономическая деятельность которых тесно связана с единственным градообразующим предприятием или группой тесно интегрированных между собой градообразующих предприятий, как правило, одного профиля. Градообразующим предприятием является производственное предприятие, на котором занята значительная (основная) часть работающих граждан населенного пункта, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы.

Бывшим Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым (поручение от 9 ноября 2009 г. № Пр-2989) и рядом поручений Правительства Российской Федерации перед Министерством регионального развития Российской Федерации была поставлена задача по координации деятельности в вопросах реализации государственной поддержки по диверсификации экономики монопрофильных муниципальных образований.

В ходе указанной работы Минрегионом России были разработаны критерии отнесения населенных пунктов к категории «монопро-фильных», на основе которых был сформирован общий перечень моногородов, состоящий из 333 населенных пунктов, расположенных в 55 субъектах Российской Федерации, в которых на начало 2009 г. проживало 16,1 млн чел. Ука-

занный перечень был сформирован на основе предложений, представленных субъектами Российской Федерации, и утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 22 декабря 2009 г. № 25 (с изменениями в соответствии с приказом Минре-гиона России от 23 декабря 2011 г. № 597 «Об актуализации перечня моногородов»).

Основными критериями отнесения населенных пунктов к монопрофильным являются:

- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25 % экономически активного населения;

- наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50 % объема промышленного производства.

В связи с изменением ситуации на градо-образущих предприятиях и в целом в моно-профильных населенных пунктах на основании решений, принятых межведомственной рабочей группой при Минрегионе России, в указанный перечень вносились изменения. В настоящее время приказом Минрегиона России «Об одобрении решения межведомственной рабочей группы по развитию территорий с особым статусом» утвержден перечень из 342 мо-нопрофильных населенных пунктов [3].

В период кризиса 2009-2011 гг. реализация в монопрофильных населенных пунктах дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации позволила, на наш взгляд, сохранить стабильность на рынке труда данных территорий, поддержать занятость населения моногородов, в том числе работников градообразующих предприятий.

В 2010 г. в целях снижения напряженности на рынке труда моногородов Правительством Российской Федерации было принято решение о дополнительном выделении отдельным субъектам Российской Федерации средств субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда моногородов, уровень регистрируемой безработицы в которых превышает среднероссийский уровень безработицы (2,9 % от численности экономически активного населения по состоянию на февраль 2010 г.).

Дополнительное финансирование получили моногорода 29 субъектов Российской Федерации. В результате все 56 субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены монопрофильные населенные пункты, получили поддержку на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда моногородов и поддержку занятости работников градообразующих предприятий.

В 2010 г. мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации реализовывались во всех мо-нопрофильных населенных пунктах со сложной ситуацией на рынке труда, в том числе на градообразующих предприятиях.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всего на их реализацию было израсходовано 5,9 млрд руб. средств консолидированного бюджета, в том числе 5,6 млрд руб. средств субсидии из федерального бюджета.

В мероприятиях приняли участие 425,0 тыс. человек, проживающих в монопрофиль-ных населенных пунктах (3 % от численности населения моногородов).

Учитывая положительное влияние реализации в 2009-2010 гг. региональных программ на ситуацию на рынке труда субъектов Российской Федерации и занятость населения, в

2011 г. была продолжена реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Реализация дополнительных мероприятий была направлена на поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов, повышение профессиональной и трудовой мобильности граждан, а также поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан [4].

В 2011 г. исключительно для работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, были организованы общественные и временные работы.

В связи с улучшением ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе моногородов, в 2011 г. на реализацию дополнительных мероприятий в моногородах было израсходовано 3,1 млрд руб. средств консолидированного бюджета, в том числе 2,9 млрд руб. средств субсидии из федерального бюджета. В мероприятиях приняли участие 152,7 тыс. чел., проживающих в монопрофильных насе-

ленных пунктах (1 % от численности населения моногородов).

С 1 января 2012 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в области содействия занятости населения, включая оказание государственных услуг, являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поэтому во всех региональных программах предусмотрены мероприятия по содействию занятости населения монопрофильных населенных пунктов [5].

По данным органов службы занятости субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 сентября 2013 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, проживающих в моно-профильных населенных пунктах, составила 92,7 тыс. чел., что на 10,7 тыс. чел. (или 11,5 %) меньше по сравнению с началом 2013 г. (103,4 тыс. чел.).

По данным органов службы занятости, на

1 сентября 2013 г. в 195 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышает среднероссийский показатель - 1,2 % от численности экономически активного населения.

В 147 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский показатель, в 58 из них среднероссийский показатель превышен в

2 и более раза.

Говоря о развитии моногородов, следует иметь ввиду, что часть представителей нового класса собственников ведет себя безответственно по отношению к социальной инфраструктуре региона, где расположены предприятия. Конечно, существуют и отдельные собственники, которые берут на себя повышенные социальные обязательства, в том числе предлагают своим сотрудникам дополнительные медицинские страховки и пенсии, но их количество не велико.

В связи с этим считаем целесообразным использовать идеи концепции взаимодействия цепочки добавочной стоимости Д. Хамфи и Х. Шмитца для повышения привлекательности инвестиционных программ моногородов. Ее суть - соединение концепции кластера (связь на локальном уровне) и цепочки добавления стоимости (связь на глобальном уровне) при объяснении процесса конкурентоспособности стран и регионов.

Концепция технико-экономической пирамиды К. Фримена утверждает, что в каждом

цикле (типа «длинных волн» Н.Д. Кондратьева) существует одна базовая технико-экономическая парадигма, определяющая приоритетное положение одной из отраслей промышленности. Так как каждая парадигма проходит в своем развитии традиционные фазы жизненного цикла, то в период смены технико-экономической парадигмы страны, находящиеся на более низком уровне развития, получают возможность догнать более развитые страны. Такая возможность напрямую относится и к моногородам.

Разрабатывая механизмы повышения конкурентоспособности отдельных территорий, включая моногорода, необходимо учитывать неравномерность развития градообразующих предприятий и определить каналы сближения их развития с базовыми предприятиями, не оставляя эту проблему на волю стихийных рыночных сил. Такой подход основывается на положениях теории региональной инновационной системы Б. Асхайма и А. Изаксена, которая признает важную роль добавочных инноваций на эволюционной фазе развития, однако отмечает, что в случае резкой смены технико-экономической парадигмы внутренних ресурсов может не хватить для генерирования радикальных инноваций. Выход исследователи видят в создании региональной интерактивной инновационной модели, которая должна оптимально сочетать как локальные (местные, региональные), так и глобальные (экзогенные) знания.

Преимущество малой территории (в данном случае моногорода) - это более тесные связи, благодаря которым возможны доверительные отношения между партнерами, что ускоряет процессы диффузии инновации.

Таким образом, на наш взгляд, социальноэкономическое развитие моногородов на инвестиционной базе возможно только при создании региональных промышленных кластеров, а реализация комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов в рамках этих кластеров будет способствовать развитию занятости населения и стабилизации ситуации на рынке труда.

Главной задачей, по нашему мнению, которую необходимо решить, является осуществление реструктуризации и диверсификации производственной сферы моногородов и мо-нопрофильных территориальных образований. Однако преобразования производственной сферы даже в условиях стабильной экономической ситуации могут привести на определенном этапе к росту структурной безработицы и напряженности на рынке труда.

В настоящее время в Российской Федерации продолжаются дискуссии о месте и роли промышленной политики в социально-экономическом развитии моногородов. В некоторых современных научных публикациях утверждается точка зрения о второстепенной роли промышленности в экономике моногородов, что лучшей политикой было бы свертывание этого сектора и переход исключительно к «экономике услуг». В настоящее время эти воззрения мешают разработке национальной промышленной политики, не позволяя России в полной мере использовать ее громадные естественные преимущества и войти в число передовых держав мира.

Согласимся с мнением тех ученых-эконо-мистов, которые в своих работах обосновывают зависимость общественного прогресса от научно-технического и связывают перспективы развертывания последнего с поддержкой государством предприятий промышленного производства и проведением прогрессивной промышленной политики.

В Российской Федерации в качестве основного направления развития промышленного производства на этапе 2008-го и последующих годов в правительственных документах указывается переход на инновационный путь развития в большинстве отраслей. Итогом поэтапных преобразований промышленного производства должны быть позитивные изменения в структуре производства.

Подобная инновационная модель промышленной политики способствует, по нашему мнению, поддержанию научно-технического потенциала страны, ее конкурентоспособности на международной арене, созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос, а также ориентирует на развитие машиностроительного комплекса с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

В целях диверсификации экономики мо-нопрофильных населенных пунктов, ухода от монозависимости, а также для развития альтернативных видов деятельности, с 2010 г. разрабатываются и реализуются комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов.

Так, в 2010 г. в соответствии с решением Правительства Российской Федерации 35 моногородам, где были отмечены негативные тенденции социально-экономического развития, оказана государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в общем объеме 22,7 млрд руб.

Основными направлениями мер государственной поддержки моногородам в 2G1G г. за счет средств федерального бюджета являлись: софинансирование работ по строительству, реконструкции, модернизации инфраструктурных объектов (коммунальная и дорожная инфраструктура) в целях реализации инвестиционных проектов, способствующих диверсификации экономики моногородов; реализация мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства; реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынках труда; проведение капитального ремонта жилого фонда, находящегося в аварийном состоянии.

В 2G11 г. Минрегионом России совместно с Минфином России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии Внешэкономбанка был разработан и принят Комплекс мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований, на 2G11 и 2G12 гг. (далее - Комплекс мер), предусматривающий координацию действий и консолидацию усилий федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления моногородов и государственных корпораций [6].

Следует отметить, что Комплекс мер предполагает создание условий для развития экономики моногородов на среднесрочную перспективу, при этом при формировании документа учитывался опыт и проблемы реализованных мер государственной поддержки, оказанной в 2G1G г.

Комплекс мер является комплексным планом действий Правительства Российской Федерации, определяет приоритеты государственной поддержки моногородов на период 2G11 и 2G12 гг. и включает меры общего характера (организационные, методологические и нормативного обеспечения), а также содержит меры, направленные на улучшение инвестиционного климата в моногородах, на создание региональных институтов управления инвестиционными проектами, на развитие конкуренции и снижение зависимости экономики моногородов от результатов деятельности градообразующих предприятий.

Одна из ключевых задач Комплекса мер -создание условий максимального инвестиционного благоприятствования.

В рамках реализации мероприятий Комплекса мер Минрегионом России в декабре 2G11 г. введена в промышленную эксплуатацию информационно-аналитическая система «Мо-

ниторинг социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований», входящая в систему «ГАС Управление», которая позволяет анализировать работу комплексных инвестиционных планов (КИП) моногородов в ежеквартальном режиме.

В соответствии с п. 2 Комплекса мер разработаны рекомендации по формированию системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований для учета утвержденных отраслевых стратегий Российской Федерации, стратегий субъектов Российской Федерации для корреспонденции целей и задач комплексных инвестиционных планов модернизации моногорода с целями и задачами региональных программ (энергоэффективности, инвестиционных, развития конкуренции, малого и среднего предпринимательства, адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилого фонда). Дальнейшее выделение помощи моногородам также привязано к стратегическому планированию и является одним из ключевых показателей при отборе моногородов для оказания государственной поддержки.

В 2011 г. критерием отбора стало наличие в комплексном инвестиционном плане модернизации моногорода не менее одного крупного инвестпроекта стоимостью более 2 млрд руб. или проектов, не требующих инвестиций в указанном объеме, но предусматривающих создание индустриальных и промышленных парков (с обязательным наличием не менее двух «якорных» инвесторов, софинансирование со стороны которых составляет не менее 20 % от стоимости проектов), а также высокой степени проработанности инвестиционных проектов.

В 2011 г. к перечню моногородов, получающих государственную поддержку, добавилось еще 15 населенных пунктов, на которые было выделено 1,5 млрд руб. бюджетных ассигнований на реализацию 18 инвестиционных проектов, входящих в КИП отобранных моногородов.

По данным анализа КИП модернизации данных населенных пунктов, реализация инвестпроектов в этих городах позволит в период с 2012 по 2015 гг. создать более 50 тыс. рабочих мест.

В целях осуществления контроля за ходом реализации мероприятий КИП представители Минрегиона России совместно с Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономиче-

скому развитию и интеграции (далее - Рабочая группа) в рамках выездных мероприятий в

2011 г. посетили все 35 моногородов, получивших господдержку в 2010 г.

Одновременно, во исполнение п. 7 хода реализации Комплекса мер, Минрегион России осуществляет регулярный мониторинг социально-экономического положения моногородов, который показал эффективность хода реализации мероприятий модернизации моногородов, в первую очередь тех, что финансируются из федерального бюджета.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, на 1 января

2012 г. в 193 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышает среднероссийский показатель -1,6 % от численности экономически активного населения (на 1 января 2011 г. - 206 монопро-фильных населенных пунктов).

В 142 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский показатель (на 1 января 2011 г. - 129 монопрофильных населенных пунктов), в 33 из них среднероссийский показатель превышен в 2 и более раза.

Кроме того, Минрегионом России осуществляется координация и взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу реализации указанного Комплекса мер.

В перспективе, для целей оказания государственной поддержки моногородам в 2012 г. и на последующие периоды Минрегион России разработал долгосрочный программный инструмент и включил мероприятие по содействию развитию экономики монопрофильных муниципальных образований в состав государственной программы «Региональное развитие и федеративные отношения» [7].

В настоящее время Минрегионом России в рамках подпрограммы «Реализация государственной региональной политики и совершенствование федеративных отношений» проекта государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» сформировано мероприятие «Содействие развитию экономики монопро-фильных муниципальных образований», сроки реализации которого - 2013-2020 гг.

В соответствии с представленными комплексными планами модернизации экономики

333 моногородов предлагается ежегодно осуществлять софинансирование мероприятий в 30 моногородах в форме субсидий в общей сумме до 5 млрд руб. в год в период с 2013 по 2015 г., и в размере до 2 млрд руб. в год в период с 2016 по 2020 г.

Реализация данного мероприятия государственной программы позволит создавать ежегодно более 50 тыс. постоянных рабочих мест, за счет участия государства снизить инфраструктурные ограничения в целях реализации инвестиционных проектов по созданию новых производственных единиц на территории моногородов и создать благоприятный инвестиционный климат в моногородах с целью привлечения потенциальных инвесторов, а также стимулировать развитие сектора малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего альтернативную занятость работников, высвободившихся в процессе реорганизации и модернизации градообразующих предприятий.

Основная задача государственной поддержки состоит в снижении степени зависимости экономики моногородов от деятельности градообразующих предприятий и уменьшении напряженности на рынке труда моногородов.

Таким образом, в рамках государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» общая сумма бюджетных ассигнований по мероприятию «Содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований» (с 2013 по 2020 г.) составит 25 млрд руб., что позволит оказать финансовую поддержку каждому из 333 моногородов перечня в объёме до 100 млн руб., выделенных на строительство и модернизацию инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов модернизации экономики моногородов.

К 2015 г. в результате реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации 35 моногородов планируется создать более 200 тыс. постоянных рабочих мест, а к 2020 г. - более 215 тыс. постоянных рабочих мест в первых 50 моногородах, которым была оказана государственная поддержка.

На основе проведенного анализа данных федеральных органов исполнительной власти, можно сделать вывод, что реализация КИП модернизации моногородов и диверсификации производственных предприятий в течение 2009-2012 гг. позволила оптимизировать численность градообразующих предприятий. В целом за указанный период прослеживается тенденция снижения среднесписочной числен-

ности работников данных организаций. Вместе с тем отмечается увеличение примерно на 20 % среднесписочной численности работников градообразующих предприятий отдельных таких отраслей, как нефте- и газодобывающий комплекс, металлургическая промышленность, строительство.

Комплексная реализация мер по развитию монопрофильных населенных пунктов, в том числе по содействию занятости населения, дает положительные результаты в решении вопросов создания новых рабочих мест и удовлетворения потребности населения в трудоустройстве.

В целях снижения напряженности на локальных рынках труда отдельных монопро-фильных населенных пунктов органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации необходимо ускорить разработку и реализацию комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, а также принять адресные меры по содействию занятости населения, включая высвобождаемых работников градообразующих организаций, предусмотрев соответствующие мероприятия в программах социально-экономического развития и региональных программах содействия занятости населения.

1. Николаев И. А., Точилкина О. С. Экономическая дифференциация регионов: оценка, динамика, сравнения. - ИКЬ: http://www. fbk.ru/upload/images/regions_doklad.pdf.

2. Писаренко Д. Москве пора в Сибирь? // Аргументы и Факты. - 2013. - № 38. - С. 3.

3. Об одобрении решения межведомственной рабочей группы по развитию территорий с особым статусом : приказ Министерства регионального развития РФ от 26 июля 2013 г. № 312. - иКЬ: http://www.minregion.ru/docu-теШ^/2926?1оса1е=т.

4. О предоставлении в 2011 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011. - ИКЬ: http://www.rg.ru/ 2009/12/21/trud-subsidii-dok.htm1.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ.

6. Комплекс мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных муниципальных образований на 2011 и 2012 годы : утв. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, Председателем Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции И. И. Шуваловым от 25 апреля 2011 г. № 1859п-П16.

7. Об утверждении государственной программы РФ «Региональное развитие и федеративные отношения» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 435-р. - иКЬ: http://www.rg.ru/2013/04/01/ federaciya-site-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.