Научная статья на тему 'Рынок труда: институциональный аспект исследования'

Рынок труда: институциональный аспект исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2905
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА / ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / LABOUR-MARKET / LABOUR MARKET ANALYSIS / INSTITUTION / GLOBAL LABOUR MARKET / INSTITUTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безруков Д. А.

В статье даны основные определения понятий «рынок труда» и «институт». Обозначена роль институционалистов в изучении глобального рынка труда. Рынок труда представлен как часть институциональной системы. Определены сущность и формы социально-экономических институтов, формальные и неформальные институты, а также основы функционирования рынка труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABOUR-MARKET: INSTITUTIONAL ASPECT OF ANALYSIS

The author of the article gives his definition for such terms as «labour market» and «Institution». He also defines the role of institutionalists in the study of global labour market. Labour market is considered to be a part of institutional system. The author also gives his definition of socio-economic institutions, formal and informal institutions and the main principles of labour market functioning.

Текст научной работы на тему «Рынок труда: институциональный аспект исследования»

УДК 331.1

Д.А. Безруков

РЫНОК ТРУДА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье даны основные определения понятий «рынок труда» и «институт». Обозначена роль институционалистов в изучении глобального рынка труда. Рынок труда представлен как часть институциональной системы. Определены сущность и формы социально-экономических институтов, формальные и неформальные институты, а также основы функционирования рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, исследования рынка труда, институт, институционалисты, глобальный рынок труда, институциональная система.

D.A. Bezrukov

THE LABOUR-MARKET: INSTITUTIONAL ASPECT OF ANALYSIS

The author of the article gives his definition for such terms as «labour market» and «institution». He also defines the role of institutionalists in the study of global labour market. Labour market is considered to be a part of institutional system. The author also gives his definition of socio-economic institutions, formal and informal institutions and the main principles of labour market functioning.

The key words: labour-market, labour market analysis, Institution, global labour market, Institutional system.

Современный рынок труда представляет собой сложную многогранную, неоднородную, динамичную и гибкую систему социально-экономических отношений.

Поскольку исследования рынка труда носят междисциплинарный характер, то следует отметить, что в настоящее время существует множество трактовок этого понятия, встречающихся в экономической, социологической, географической литературе. Исследователи дают самые разные определения рынка труда в зависимости от используемой методологии и конечных целей исследования. Рынок труда, выступая в качестве экономического механизма рационального распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики, является органической составляющей рыночной структуры государства. Во всем многообразии подходов к определению рынка труда можно ус -ловно выделить два направления: системно-сруктурное и институциональное.

Системно-структурный подход опирается на два принципа: принцип системности и принцип изоморфизма. Принцип системности отражает всеобщность взглядов на объекты, явления и процессы как систему со всеми присущими ей закономерностями. Принцип изоморфизма понимается как наличие однозначного или частичного соответствия структуры одной системы структуре другой, что позволяет моделировать ту или иную систему с помощью другой, подобной ей в том или ином отношении.

Системность в исследовании содержания рынка труда акцентирует внимание на том, что рынок труда -это всего лишь один из типов рынка (т.е. его подсистема). Поэтому понятие «рынок труда» связано с категорией «рынок». В научной литературе рынок традиционно трактуется как совокупность экономических отношений, образующих механизм купли-продажи (обмена) товаров и услуг между его субъектами. Если отталкиваться от данного определения, то рынок труда - это тип рынка, где объектом купли-продажи (найма) является особый товар - труд .

Исследование общественных институтов и природы вмешательства института государства в процессы формирования и функционирования национальных (в отличие от локальных) рынков ресурсов и рынка труда

составляет основу институционального подхода. Рынок труда является особым институтом экономической системы. Анализ рынка труда с позиций институциональной теории предполагает рассматривать его как совокупность институтов, определенных правил и стереотипов поведения. Понимание того, как функционирует экономическая система, требует учета сложных взаимосвязей между обществом и экономикой. Взаимоотношения между обществом и экономикой определяются набором институциональных ограничений, которые определяют способ функционирования экономической системы. Институты выступают фундаментальным фактором функционирования экономической системы в долгосрочной перспективе.

В этом плане особый интерес представляют работы А. Ноува, Дж. Гэлбрейта, Р. Хайлбронера, Р Коуза, Д. Норта, Дж. Бьюкенена. Однако среди исследователей данного направления нет единства относительно определения рынка в качестве объекта изучения институциональной экономической теории: рынок рассматривается и как институт, и как определенная институциональная система.

Следует отметить, что само понятие «институт» в научной литературе трактуется достаточно широко. Так, например, Р Патнэм отмечает, что институты - это такие «приспособления», с помощью которых и через которые достигаются не только соглашения, но и определенные цели [4, с. 20]. Другие исследователи считают, что институт представляет собой совокупность норм права, регулирующих определенную группу общественных отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права [7, с. 226]. По мнению У. Митчелла, институты выступают как создаваемые людьми рамки, структурирующие политические, экономические и социальные взаимодействия; институты - это результаты процессов, происходивших в прошлом и не представляющих собой полную согласованность с требованиями настоящего времени [1]. Согласно Д. Норту « институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [3. С. 73].

Следует отметить, что большинство институционалистов (Т Веблен, Д. Норт, Дж. Ходжсон) в своих исследованиях подчеркивают принцип привычности, устойчивости определенного образа мыслей. Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. Способствуя их удовлетворению , они приобретают самоподдерживающий характер и по принципу обратной связи формируют стереотипы мышления. Можно сказать, что институты - это нормы экономического поведения, которые возникают в результате взаимодействия индивидов. В реальной жизни они приобретают форму правовых норм, традиций, неформальных правил и культурных стереотипов.

Если определять рынок труда как часть системы, например как элемент в системе рынков экономических ресурсов или как часть системы трудовых отношений , то в этом случае он выступает в роли института, поскольку выполняет социально-экономическую функцию, уменьшая неопределенность и структурируя взаимоотношения между работодателями и наемными работниками, фирмами и домашними хозяйствами.

Традиционно же рынок труда определяют через систему отношений между продавцами и покупателями труда или через систему экономических отношений купли -продажи рабочей силы. В рамках институционального подхода рынок труда представляет собой систему взаимодействующих элементов. По Д. Норту, институциональная система создается путем взаимодействия разноуровневых институтов [2]. Рынок труда как одна из социально-экономических подсистем и как институциональная система должна выполнять определенные функции, которые присущи системе и реализуются через институты.

Рынку труда как институциональной системе имманентны такие институты, как сегментация, профсоюзы, органы муниципальной власти, самоуправления, политические организации рабочего класса, органы социальной защиты, контракты, трудовое соглашение. Дж. Коммонс определяет институт как «коллективную деятельность, призванную контролировать индивидуальную деятельность» [6, с. 4]. Индивидуальная деятельность выражается в трансакциях трех типов:

- торговые сделки;

- управление, связанное с организацией производства;

- рационирование, т.е. распределение выгод и издержек.

Коллективная деятельность осуществляется предприятиями, для которых характерны общая цель, правила внутреннего распорядка и руководство, уполно -моченное создавать эти правила и обеспечивать их соблюдение. У каждого предприятия есть «свои» правила внутреннего распорядка, источником которых являются властные структуры, привычки, инициатива. Таким образом, по Дж. Коммонсу утверждается повсеместное распространение институтов, которое одновременно означает и повсеместное распространение организаций с их правилами. Институты - это среда или рамки деятельности организации.

«Коллективные институты» (корпорации и профессиональные союзы), а также рыночные сделки оказывают влияние на экономическое поведение людей. Сделка, по мнению Дж. Р. Коммонса, представляет со-

бой разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки (трудовой, в частности) [8, с. 634]. В трудовых сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпринимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не только в арбитраже, но и в механизме, заставляющем исполнять принятые по договору обязательства.

Все вышеназванные институты можно объединить в две группы социально-экономических институтов: а) совершенствующие труд, улучшающие его производительность и условия; б) гарантирующие доход, защищающие имущественные права.

Сущность социально-экономических институтов раскрывается через их функции:

- институты объясняют и гармонизируют поведение экономических субъектов, облегчают связи между ними и обеспечивают экономию на трансакционных издержках (интегрирующая функция);

- выполняют функцию аккумулирования, селекции и снабжения более или менее надежной информацией о вероятных действиях других индивидов (информационно-распределительная функция);

- создают возможность для сознательного принятия решений индивидами, структурируют и направляют их деятельность в нужное русло (регулирующая функция).

Выделяют институты формальные (закрепленные в форме законодательных и нормативно-правовых актов, приказов, распоряжений, инструкций) и неформальные: обычаи, традиции, стереотипы мышления, привычки, нормы поведения, которые складываются с течением времени и зависят от психологических, ментальных и культурных особенностей общества. Формальные институты обычно организованы в четкую многоуровневую структуру, поэтому каждый последующий, более высокий, уровень иерархии формальных институтов изменить сложнее, чем предыдущий. Формальные институты можно заменить в течение одного дня, неформальные - нет.

Среди институтов рынка труда тоже можно выделить как формальные, так и неформальные. На рынках труда действуют строгие правила поведения и заключения контрактов, которые во многом обусловлены традицией и культурой общества [5, с. 200]. Формальные институты, регулирующие функционирование рынка труда, представлены следующими формами:

- политические институты - политика государства как главного субъекта экономических и политических отношений в сфере труда и занятости; законодательные нормы, регламентирующие порядок приема и увольнения с работы, права и обязанности работодателя и работника и устанавливающие ответственность за нарушение и неисполнение указанных норм; инструкции и правила трудовой дисциплины и т.д.;

- экономические институты - обмен; спрос на труд и предложение труда; заработная плата и механизм ее распределения; институт минимальной заработной платы; институт собственности, найма;

- системы контрактации - способы и порядок заключения индивидуальных и коллективных договоров, регулируемые правовыми нормами и законами, а также арбитражные или судебные процедуры. Институты контрактации наряду с экономическими институтами явля-

ются базовыми институтами институциональной структуры рынка труда (и экономической системы в целом). Однако они не всегда реализуются во всей своей целостности: в течение последних десятилетий нормой стало отсутствие каких-либо официальных договоренностей (в виде трудового договора, трудовой книжки и пр.).

В парадигме институционального подхода раскрываются основы функционирования рынка труда. Характеристики и поведение индивидов как контрагентов рынка труда являются производными от институцио -нальной среды (норм и «правил игры»: экономических, социальных, юридических, политических). Институциональная теория ввела в научную сферу проблему, объясняющую экономический выбор индивида, - мо -тивацию человеческого поведения. В этой связи большое значение приобретает сам процесс принятия решений, его отправные условия при заключении сделок на рынке труда. Процессы на рынке труда носят, как правило, вероятностный характер. В связи с этим значение экономических институтов труда заключается в

уменьшении неопределенности, случайности в сфере занятости, поэтому рынок труда в рамках институционального анализа утрачивает свойства стохастической (вероятностной) среды.

1. Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка. М.; Л., 1930.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

3. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.

4. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996.

5. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М., 2003.

6. Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах // Вопросы экономики. 2003. № 6.

7. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

8. Commons J. R. Institutional Economics. N.Y., 1934.

удк 3303 п.П. Беликов

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье обосновано, что в современных условиях реструктуризация государства как института экономики заключается в трансакции - частичной передачи присущих ему прав собственности, связанных с ними экономических свобод и легитимное наделение этими правами других субъектов. Раскрыто, что процесс трансакции происходит в различных формах (в их числе контракты, концессии, арендные соглашения, аутсорсинг, свободные экономические зоны (офшоры), создание совместных предприятий).

Ключевые слова: реструктуризация, государство, трансакция.

P.P. Belikov

RESTRUCTURING OF STATE IN MODERN ECONOMY

The author of the article proves the idea that nowadays restructuring of state as an economic institution means transaction, i.e. partial transfer of the property rights, economic freedom and legitimate allotment of these rights to other subjects. It is proved that the process of transaction has various forms - contracts, concessions, rent agreements, outsourcing, free economic zones (offshores), creation of joint ventures.

The key words: restructuring, state, transaction.

Проблема реструктуризации государства, особенно в условиях разразившегося глобального экономического кризиса 2008 - 2009 гг., выступает на первый план. Отечественные экономисты, в частности М. Делягин и В. Шеянов, связывают реструктуризацию государства с передачей власти представителям нового бюрократического слоя, состоящего из относительно эффективных и дееспособных чиновников (многие из которых прошли школу бизнеса) и связанных с ними энергичных бизнесменов, имеющих широкий кругозор и относящихся сегодня ко второму и третьему эшелонам правящего класса [1, с. 134, 178, 196]. Основными направлениями реструктуризации государства являются придание государственному управлению эффективности, свойственной частному сектору, предельное упрощение процедуры инициирования, принятия и реализации решения с обеспечением неотвратимой персональной и ведом-

ственной ответственности за его результаты, переход на электронный документооборот, развитие государственного рынка и государственного бизнеса.

На наш взгляд, требует обоснования тот факт, что в современных условиях основное содержание процесса реструктуризации государства как института экономики заключается в трансакции присущих ему функций. Отметим, что данная постановка проблемы применительно к деятельности такого института, как государство, в известных нам современных научных источниках не встречалась. Раскрытие сути процесса трансакции функций государства предполагает прежде всего рассмотрение родового понятия «трансакция» и правомерности ее использования в данном контексте. Понятие трансакции является основополагающим в институциональной теории, при этом существует несколько подходов к его трактовке. Выделим теорию трансакций Дж. Коммонса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.