Научная статья на тему 'Рынок медицинской техники и оборудования Хабаровского края: спрос и предложение'

Рынок медицинской техники и оборудования Хабаровского края: спрос и предложение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
717
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СЕГМЕНТАЦИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калашникова И.В., Никольченко Н.К.

В статье рассмотрены основные субъекты рынка медицинской техники и оборудования Хабаровского края. Выявлены особенности формирования спроса на основе сегментации и категоризации потребителей. По результатам исследования определены структура потребности субъектов рынка с учетом географической удаленности от крупных административных центров края и структура предложения в рамках отдельно взятого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калашникова И.В., Никольченко Н.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок медицинской техники и оборудования Хабаровского края: спрос и предложение»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.465.4

рынок медицинской техники и оборудования хабаровского края: спрос и предложение

и. в. Калашникова,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии (на транспорте) E-mail: kubicheck@gmail. com

н. к. никольченко,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии (на транспорте) E-mail: nk. nikolchenko@mail. ru тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В статье рассмотрены основные субъекты рынка медицинской техники и оборудования Хабаровского края. Выявлены особенности формирования спроса на основе сегментации и категоризации потребителей. По результатам исследования определены структура потребности субъектов рынка с учетом географической удаленности от крупных административных центров края и структура предложения в рамках отдельно взятого региона.

Ключевые слова: медицинская техника и оборудование, спрос, предложение, государственные закупки, сегментация, рынок.

Функциональное назначение рынка медицинской техники и оборудования (МТиО) - ресурсное обеспечение производства услуг учреждениями здравоохранения. В качестве поставщиков выступают предприятия и организации медицинской промышленности, количество которых ограничено существующими барьерам «входа» на данный рынок:

- высокая стоимость «входа» (требуется значительный авансированный капитал);

- значительная продолжительность периода разработки и производства мТио;

- высокая наукоемкость продукции; -жесткие требования, связанные с сертификацией и лицензированием.

Удовлетворение потребности в МТиО в основном осуществляется в рамках закупок по государственным и муниципальным контрактам через котировки, конкурсы и аукционы. На сегодняшний день наиболее распространенный способ материально-технического обеспечения государственных медицинских учреждений - это аукцион. Определение победителя осуществляется исходя из стоимости контракта. В этом случае не учитываются многие факторы, такие как качество поставляемого оборудования, характеристика участников аукциона и другие. При этом аукцион позволяет избежать завышения стоимости поставляемого оборудования. На территории Хабаровского края более 90 % поставок по государственным и муниципальным контрактам осуществляется через аукционы. Остальная часть реализуется через котировочные заявки и прямые закупки.

Спрос на рынке МТиО имеет определенную специфику. Особенно это касается сегмента, где потребителями являются лечебно-профилактические

учреждения (ЛПУ). Потребности данного рынка являются производными от спроса на медицинские услуги. Закупка медицинской техники и изделий медицинского назначения для государственных и муниципальных лечебных учреждений осуществляется главным образом за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а потому фактором, детерминирующим спрос, становятся выделяемые на закупку финансовые ресурсы. Именно поэтому спрос на продукцию медицинской промышленности носит ограниченный характер и фактически является неэластичным. На практике это означает, что производимая продукция при наличии потребности приобретается независимо от цены. Следует отметить еще одну специфику рынка МТиО: своеобразие механизма формирования потребности, которая в конечном итоге определяется не покупателем (лечебным учреждением), не пациентами, потребителями медицинских услуг, а структурой и уровнем заболеваемости населения территории, которая обслуживается конкретным медицинским учреждением. Тем самым «проект» потребности в медицинском оборудовании зависит от статистических данных сферы здравоохранения. Так, рост заболеваемости туберкулезом в Ха-

Рис. 1. Этапы формирования спроса на рынке МТиО при проведении государственных закупок

баровском крае обусловил необходимость оснащения противотуберкулезных центров городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре стационарными комплексами рентген-диагностики, а также передвижным оборудованием, позволяющим обследовать отдаленные районы края (Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский) и выявлять очаги заболевания.

Процесс формирования спроса на рынке МТиО в сегменте государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения можно представить в виде определенной последовательности нескольких этапов, представленных на рис. 1.

Сформированная потребность в дальнейшем подлежит процедуре согласования в органах государственного управления, и только после этого появится возможность для реализации закупки изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения. Последствия прохождения согласований не всегда ожидаемые: оборудование, которое получает медицинское учреждение, может отличаться от предусмотренного заявкой по причине специфики действующей системы обеспечения медицинских учреждений необходимыми ресурсами. В этом заключается четвертая особенность функционирования

рынка МТиО: по существу данный рынок является зарегулированным.

Субъективный характер принятия управленческих решений при проведении процедуры согласования и формирования реального спроса часто становится препятствием для оказания специализированных услуг здравоохранения и дальнейшего развития рынка МТиО.

Таковы основные специфические характеристики спроса на рынке товаров медицинского назначения.

Структура спроса на МТиО зависит от потребностей учреждений здравоохранения субъектов РФ, от структуры медицинских учреждений по типам функционального назначения, от условий финансирования.

В Хабаровском крае медицинскую помощь населению оказывает сеть лечебно-профилактических учреждений, включающая 105 больниц, 219 амбула-торно-поликлинических учреждений и отделений, 198 фельдшерско-акушерских пунктов, 45 станций и отделений скорой медицинской помощи [3]. Их обеспечение медицинской техникой и оборудованием, начиная с 2011 г., осуществляется в рамках программы модернизации здравоохранения Хабаровского края. На эти нужды выделяются средства из краевого бюджета здравоохранения и федерального фонда обязательного медицинского страхования. В частности, на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, а также приобретение медицинского оборудования в соответствии с современными требованиями было выделено 300 млрд руб. Для того чтобы получить средства из федерального бюджета, необходимо прежде всего принятие собственной программы модернизации здравоохранения, разработанной с учетом индивидуальных особенностей каждой территории, структуры заболеваемости, структуры смертности, а также с учетом софинансирования из региональных бюджетов. Что и выполнялось министерством здравоохранения края до 01.10.2010. До этого времени, начиная с 2005 г., развитие ма-

териально-технической базы ЛПУ происходило в рамках национального проекта «Здоровье». За период его реализации в лечебные учреждения края было поставлено около 9 тыс. ед. медицинской техники и оборудования на общую сумму 463 млн руб.

Анализируя поставки в период 2011-2012 гг. в рамках государственных закупок медицинской техники и оборудования, можно сделать вывод, что большая часть сделок осуществлялась в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре (см. таблицу). Доля средств, поступающих из бюджета края, незначительна. Основное финансирование шло за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Среди лечебно-профилактических учреждений, которые являются юридическими лицами, в зависимости от характера и объема предоставляемых услуг различают пять типов (уровней) учреждений здравоохранения:

- учреждения I уровня - юридические лица, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь (при наличии соответствующих подразделений);

- учреждения II уровня - юридические лица, оказывающие специализированную медицинскую

Объем финансирования ЛПУ по территориальным образованиям Хабаровского края

в 2011 - 2012 гг., тыс. руб.

Муниципальное образование 2011 2012

Средства ФФОМС Средства бюджета Средства ФФОМС Средства бюджета

Амурский муниципальный район 16 300 - 16 690 14 215

Аяно-Майский муниципальный район 7 565 - - -

Бикинский муниципальный район 4 360 - - -

Ванинский муниципальный район 16 405 - 11 610 -

Верхнебуреинский муниципальный район 9 774 - 10 900 -

Вяземский муниципальный район 18 310 - 13 502,7 -

Управление здравоохранения администрации г. Хабаровска 135 221,0 - 74 340,0 -

Комсомольский муниципальный район 3 500 - - -

Муниципальный район им. Лазо 16 560 - - -

Министерство здравоохранения Хабаровского края 220 500 14 800 127 650 106 636

Нанайский муниципальный район 4 720 - 1 050 -

Николаевский муниципальный район 10 245 - 25 875 14 692

Охотский муниципальный район 2 120 - 6 140 10 900

Муниципальный район им. Полины Осипенко 6 050 10 900 -

Советско-Гаванский муниципальный район 3 520 10 900 16 370 1 930

Солнечный муниципальный район 21 670 - 9 150 -

Тугуро-Чумиканский муниципальный район 8 720 - - -

Ульчский муниципальный район 4 900 - 35 295 11 850

Хабаровский муниципальный район 4 150 - 1 575

Отдел здравоохранения администрации г. Комсомольска-на-Амуре 287 910 - 25 000 25 360

Всего по Хабаровскому краю 802 500 25 700 386 047,7 185 583

помощь (без высокотехнологичной специализированной медицинской помощи);

- учреждения III уровня - юридические лица, оказывающие специализированную и первичную медико-санитарную помощь (учреждения, на базе которых имеются монопрофильные и многопрофильные специализированные межмуниципальные центры);

- учреждения IV уровня - юридические лица, оказывающие первичную медико-санитарную медицинскую помощь;

- учреждения V уровня - юридические лица из числа муниципальных учреждений здравоохранения, расположенные в сельской местности (рис. 2).

Медицинскую помощь без высокотехнологичного медицинского оборудования оказывают 46 % лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). медицинские учреждения I и II уровней, способные предоставить высококвалифицированную специализированную помощь и услуги диагностики, составляют 6 % от общего числа лПУ края.

Районы, имеющие наиболее развитую инфраструктуру, административные центры которых являются самыми крупными городами Хабаровского края, имеют учреждения здравоохранения первого уровня. Количество поставок, осуществленных в этих городах, максимально.

В зависимости от уровня лечебного учреждения определяется структура оборудования, которое необходимо для оказания медицинской помощи. Чем выше этот уровень, тем более сложное и высокотехнологичное оборудование должно использоваться для оказания медицинской помощи. При этом уровень образования специалистов должен ему соответствовать. Учитывая тот факт, что в отдаленных районах края уровень квалификации специалистов крайне невысок, притом что большинство из них зачастую

5 (211 1 (4) 2 С)

3 (46}

4(27)

Источник: составлено по данным [3].

Рис. 2. Структура лечебно-профилактических учреждений Хабаровского края, %: 1 - I уровень; 2 - II уровень; 3 - III уровень; 4 - IV уровень; 5 - V уровень

работают на замещающих ставках, существует проблема адекватности оценки необходимости поставки того или иного медицинского оборудования. Иллюстрацией этой проблемы может стать поставка в МУЗ «Октябрьская ЦРБ» цифрового рентгеновского аппарата производства компании ЗАО НИПК «Электрон» стоимостью свыше 10 млн руб. Проведя опрос специалистов лечебного учреждения, выяснилось, что на этом аппарате в течение года было сделано не более 80 снимков. Обслуживание этого оборудования возможно только специалистами, прошедшими обучение на заводе компании-производителя. И такой пример не является единичным. Существует менее технологичное оборудование, а также оборудование базовой комплектации, достаточное для определения состояния пациента. При этом его стоимость не столь обременительна для муниципального образования, а возможности для обслуживания значительно проще.

В учреждениях здравоохранения первого и второго уровней ситуация обстоит гораздо лучше, однако не исключает наличия этой проблемы. Поэтому важно при анализе и формировании потребности учреждения в том или ином оборудовании учитывать не только потребность, но также экономическую целесообразность и эффективность его дальнейшего использования исходя из проходимости лечебного учреждения, численности населения района, возможности направлять пациентов в районные центры для прохождения обследования и получения квалифицированной медицинской помощи. В зависимости от уровня лечебного учреждения должен определяться и уровень технологичности поставляемого оборудования. Необходимо соизмерять возможности его технического обслуживания, стоимость расходных материалов, уровень квалификации специалистов, которые на нем работают.

Оснащение крупных краевых медицинских центров требует значительного количества поставок высокотехнологичного оборудования, в том числе операционного, диагностического и стерилизационного. Это объясняется высокой проходимостью пациентов в административных центрах, в том числе за счет предоставления услуг здравоохранения пациентам из отдаленных районов. Соответственно, финансирование здесь будет значительно отличаться от финансового обеспечения учреждений других уровней. Объем поставок МТиО в районах с низкой плотностью населения варьируется в пределах 1-3 % от общего количества поставок в Хабаровском крае и связан в основном с обновлением оборудования. Учреждения

здравоохранения таких районов относятся к IV и V уровням. Оборудование, поставляемое в медицинские учреждения этих районов, как правило, менее технологично либо имеет базовую комплектацию, поэтому его стоимость значительно ниже. Для проведения более сложной медицинской помощи больные направляются в административные центры.

Таким образом, структура поставляемого оборудования зависит не только от потребности ЛПУ, но и от их структуры, принадлежности к определенному уровню. В свою очередь уровень лечебного учреждения будет влиять на уровень финансового обеспечения. При правильном использовании финансируемых средств учреждения здравоохранения должны получать необходимое оборудование разного уровня технологичности для возможности выявления заболевания, оказания помощи и в случае необходимости отправки пациента в специализированные клиники.

Анализируя поставки оборудования в ЛПУ Хабаровского края, можно сделать вывод, что в стоимостном выражении основная часть закупок приходится на сложные комплексы рентген-диагностики и МРТ, используемые для диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата, головного мозга и сосудов на ранних стадиях заболевания. Только в 2011 г. было поставлено свыше 20 аппаратов рентген-диагностики различных производителей.

Под особым контролем государства находятся вопросы оснащения онкологических центров и отделений онкологии районных больниц, поскольку в последние годы, по оценкам специалистов, обращение в такие центры значительно увеличилось. В связи с этим осуществляется строительство нового крупного центра онкологии в г. Комсомольске-на-Амуре. В структуре смертности населения Хабаровского края в период 2009-2011 гг. наибольшую долю занимали болезни системы кровообращения (56 %) и злокачественные новообразования (14 %). Хотя уровень заболеваемости в крае ниже среднего уровня по Российской Федерации на 13 %, все же он превышает уровень заболеваемости по Дальневосточному федеральному округу на 8 % и составляет свыше 1,4 тыс. чел. на 100 тыс. чел. населения.

Из общего количества поставок выделяется оборудование для перинатальных центров и родильных домов, включающее аппараты УЗИ, позволяющие диагностировать патологии плода на ранних стадиях беременности, аппараты искусственной вентиляции легких и инкубаторы для младенцев, позволяющие проводить сложные операции уже в первые дни жизни. Это

связано с тем, что уровень младенческой смертности, несмотря на то, что в период с 2005 г. до настоящего времени он снизился на 21,5 %, все же остается выше среднего уровня по Российской Федерации на 19,6 % и выше уровня смертности по Дальневосточному федеральному округу в среднем на 7,6 %.

В целом структура поставляемого оборудования представлена диагностическим, стерилизаци-онным и операционным оборудованием различной сложности, неонатальным оборудованием, оборудованием для гемодиализа, а также различным физиотерапевтическим оборудованием.

Таким образом, основной спрос на медицинскую технику и оборудование будет формироваться в лечебных учреждениях крупных городов региона, поскольку именно там сконцентрировано большинство специализированного оборудования для оказания сложной высокотехнологичной медицинской помощи. Лечебные учреждения остальных районов будут оказывать влияние на формирование спроса при строительстве новых медицинских учреждений, а также при реконструкции и обновлении парка медицинской техники. Однако период формирования такого спроса может растянуться на длительный период. Поэтому основными субъектами формирования спроса на медицинское оборудование являются крупные медицинские и диагностические центры различных специализаций, а также многопрофильные медицинские учреждения, оказывающие различные медицинские услуги.

Медицинская техника, поставляемая в ЛПУ края, представлена различными отечественными и зарубежными производителями. В настоящее время над разработкой и производством отечественной медицинской техники работает около 4 тыс. предприятий.

Реализация национального проекта «Здоровье» способствовала развитию производства российской инновационной медицинской техники. По оценкам специалистов, около 40-45 % объема российского рынка медицинских изделий приходится на продукцию отечественных производителей. В первую очередь, это производство ряда современных цифровых малодозных рентгеновских аппаратов различного назначения. кроме того, российский рынок медицинских изделий представлен довольно широким спектром мониторных систем для интенсивной терапии, операционными мониторами, мониторами матери и плода, а также для прикроватного наблюдения. Отечественные производители осуществляют выпуск ряда моделей электрокардиографов, энцефалографов и реографов.

Существует ряд отечественных инновационных разработок, соответствующих мировому уровню. К ним можно отнести уникальный комплекс «Кос-мея». Вакуумный аппаратный комплекс разработан и серийно выпускается ЗАО НПК «КБ ВЗЛЕТ» для операций короткокоронарного шунтирования на работающем сердце.

Холдинговой компанией «Трекпор технолоджи» разработана технологическая линия, включающая промышленный циклотрон для производства трековых мембран, который стал основой для создания аппаратуры для медицины, биотехнологии, фармакологи. Большое внимание уделяется также производству медицинского оборудования, включающему такие необходимые предметы, как операционные столы, светильники, стерилизаторы и центральные стерилизационные установки, дезинфекционные камеры, кровати, средства малой механизации труда в больницах, медицинская мебель и другие изделия общебольничного применения. По своим техническим параметрам эти изделия полностью соответствуют требованиям здравоохранения.

Анализируя поставки медицинского оборудования, осуществляемые на территории Хабаровского края для нужд ЛПУ в период 2010-2012 гг., следует отметить, что большинство оборудования было произведено в России частично по технологиям западных производителей, однако на заводах нашей страны (рис. 3).

Вместе с тем наблюдается высокая доля поставок немецкого оборудования. В данном случае речь идет о высокотехнологичном оборудовании для операционных, для эндоскопической диагнос-

Рис. 3. Структура стран-производителей, осуществляющих поставку оборудования в ЛПУ Хабаровского края в период 2010 - первого полугодия 2012 г., %

тики, аппаратах искусственном вентиляции легких, наркозно-дыхательной аппаратуре и другом оборудовании. Беларусь, как страна-производитель, специализируется на поставке мебели для стационарного пребывания больных, для оснащения кабинетов и лабораторий. Сложные системы для стерилизации с высокой производительностью чаще всего поставляются от чешских производителей, однако большое количество стерилизаторов меньших габаритов и меньшей загрузочной мощности имеется и у российских производителей. Поэтому, когда речь идет об оснащении кабинетов центральной стерилизационной обработки, поставляется чешское оборудование, во всех остальных случаях - отечественное.

Доля поставок в стоимостном и количественном выражении отличается друг от друга, что вызвано высокой стоимостью поставляемых товаров. Часто бывает, что поставка осуществляется одним поставщиком и состоит из нескольких позиций, однако стоимость такого контракта может быть очень высокой, соответственно, и доля этого производителя сразу начнет выбиваться из общего числа поставок.

Основными крупными поставщиками медицинской техники и медицинского оборудования по программе модернизации в Хабаровском крае являются:

- ООО «Дрегер Медицинская Техника». Диапазон продукции подразделения Medical охватывает наркозные аппараты, аппараты искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии и для дома, аварийные и мобильные аппараты вентиляции, оборудование тепловой терапии для новорожденных,

мониторы пациента, ИТ-решения и системы управления газами. В частности, осуществлялись поставки кислородных баллонов для ГУЗ «ККЦО» г. Хабаровска в 2011 г., системы газоснабжения, наркозные аппараты и аппараты искуственной вентиляции легких для строящегося онкологического центра в Комсомольске-на-Амуре в 2012 г.;

- ЗАО «Фрезениус СП». По программе модернизации Хабаровского края были осуществлены

поставки аппаратов для проведения острых деток-сикационных и фильтрационных процедур для ГУЗ «Краевой клинический центр онкологии», аппарата для аутогемотрансфузии C.A. T. S. Plus для МУЗ «Родильный дом № 2» в Комсомольске-на-Амуре, а также расходные материалы для ГУЗ «ККЦО»;

- ООО «БМТ-МММ». С их помощью в 2011 г. была осуществлена поставка моечно-дезинфек-ционной машины KEN 2311-HOS для ГУЗ «КДЦ «Вивея», стерилизационное оборудование для ГУЗ «Перинатальный центр» в г. Хабаровске. В 2012 г. от них поступило стерилизационное оборудование для строящегося онкологического центра в Комсомольске-на-Амуре и в ГУЗ «Центр СПИДа» г. Хабаровска.

Среди отечественных производителей медицинской техники, мебели и оборудования можно выделить ЗАО НИИПП «Электрон» и ЗАО «Медицинские Технологии Лтд», которые являются крупными производителями комплексов рентген-диагностики и МРТ. С их помощью было осуществлено большинство поставок рентген-техники во все крупные ЛПУ Хабаровского края.

ОАО «Досчатинский завод медицинского оборудования» и ОАО «Айболит 2000» - самые крупные заводы по производству медицинской мебели с использованием лучших отечественных материалов и импортных комплектующих. Мебель этих предприятий поставляется во все медицинские учреждения Хабаровского края.

Компания ЗАО «Омед» обеспечила поставку передвижных рентгенов и аппаратов УЗИ для крупных медицинских центров, позволяющих обследовать пациентов отдаленных районов.

Медицинский инструмент в России производится на нескольких производственных площадках -в ОАО «КМИЗ», ОАО «МИЗ - Ворсма», ОАО «МИЗ им. Горького», а также на некоторых других средних и малых предприятиях. Большая часть медицинского инструмента, выпускаемого российскими производителями, соответствует мировому уровню. Большинство учреждений получают инструментарий именно этих производителей.

Поставки медицинского оборудования на территории Хабаровского края реализуются в основном через крупные торговые предприятия, такие как ОАО «Торговый дом «Медтехника», ООО «Дальневосточная медицина», ООО «Дельрус», а также через более мелкие компании. Иногда поставки осуществляются напрямую заводами-изготовителями. Крупные компании являются представителями

иностранных компаний или имеют дилерские договоры отдельных производителей.

Развитие рынка МТиО Хабаровского края получило толчок во многом благодаря федеральной программе модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Крупные поставки начали осуществляться с конца 2009 г. В период 2010-2012 гг. благодаря тесному сотрудничеству с производителями медицинской техники удалось реализовать более 1 тыс. проектов по поставке и оснащению лечебных учреждений края разного уровня. Осуществлена модернизация парка оборудования десятков крупных медицинских центров краевого значения, центральных районных больниц, крупнейших лабораторий края, а также более мелких муниципальных учреждений здравоохранения. Наличие высококвалифицированных специалистов в области продаж позволило реализовать поставки современного высокотехнологичного оборудования, соответствующего мировым стандартам качества. Постоянное обучение инженеров на заводах-изготовителях позволяет осуществлять техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования.

Таким образом, с одной стороны, рынок МТиО представлен хозяйствующими субъектами, которые формируют предложение - научно-исследовательские центры и крупные заводы-изготовители, а с другой -субъектами, предъявляющими спрос на данные товары в лице федеральных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений Хабаровского края.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует также отметить, что дальнейшее развитие рынка будет напрямую зависеть от заинтересованности государства, объема выделяемых средств и системы контроля исполнения государственных и муниципальных контрактов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием специфики формирования спроса и предложения медицинской техники и оборудования в рамках отдельно взятого субъекта РФ.

Список литературы

1. Опимах М. В. Развитие медицинской промышленности: новые направления и перспективы // Вестник Росздравнадзора. 2011. № 5. С. 43-48.

2. Основные показатели здоровья населения Хабаровского края и деятельности медицинских учреждений в 2010 г.: стат. сборник. Хабаровск, 2011.

3. Романова С. Медицинские изделия: состояние производства, прогнозы, перспективы // Ремедиум. 2009. № 5. С. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.