Е.Н. Перепеч
РЫНОК КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Общая характеристика. Успешное развитие института малого предпринимательства невозможно без интенсификации инвестиционного процесса. В настоящее время, когда поддержка малого бизнеса стала одним из направлений российской политики, а рынок кредитования малого бизнеса представляет собой переплетение интересов инвесторов, предпринимателей и государства, исследования в данной области приобретают все большее научное и практическое значение.
До последнего времени в российской учебной и научной литературе рынок кредитных ресурсов для м&чого бизнеса рассматрив&тся лишь как составная часть рынка ссудных капиталов и специально не изучался. Между тем его анализ как самостоятельного явления может способствовать позитивному изменению состояния малого предпринимательства. Под рынком кредитования малого бизнеса понимается сфера экономических отношений между продавцами и покупателями кредитных ресурсов, где продавцами выступают институты, располагающие свободными финансовыми активами, а покупателями -различные хозяйствующие субъекты, относящиеся к малому предпринимательству, испытывающие потребности в дополнительных активах. Главное назначение этого рынка состоит в обеспечении развития малого бизнеса как отдельного сектора экономики и эффективном распределении временно свободных финансовых ресурсов между конечными потребителями, т.е. теми субъектами предпринимательства, которые способны на условиях платности и возвратности обеспечить эффективное использование заемных ресурсов.
История формирования. Рынок кредитных ресурсов для малого бизнеса в России находится в стадии становления. В 1994 г. началась реализация Программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), направленной на поддержку малого предпринимательства. Программа предусматривала участие российских банков, которым выделялись ресурсы целенаправленно на кредитование малого предпринимательства. До этого данный сегмент рынка, в связи с бытующим мнением о его рискованности и низкой доходности, не входил в сферу интересов отечественных коммерческих банков. Однако возможность расширить свою ресурсную базу из средств, выделяемых зарубежными финансовыми институтами по целевым программам, оказалась привлекательной для отечественных коммерческих банков. В 1998 г. на российском рынке заемных средств для малого бизнеса функционировало около двух десятков банков, 15 из которых работали в рамках программы ЕБРР. За четыре года по программе ЕБРР было выдано кредитов на сумму порядка 350 млн долл., возвратность которых составляла 99,79%.' До настоящего времени качество кредитного портфеля в банках-партнерах поддерживается на очень высоком уровне и соответствует практически 100 %-ному возврату.
ПЕРЕПЕЧ
Екатерина Никитична
- аспирантка кафедры экономической теории СПбГУ. В 2000 г. окончила экономический факультет СПбГУ. Сфера научных интересов - экономическая теория, национальная экономика.
© Е.Н. Перепеч, 2003
Характеристика продукта. Сегодня на рынке кредитования малого бизнеса предлагаются следующие виды продукта: «микрокредит», «малый кредит»,
«экспрессмикрокредит». Первые два вида кредитов могут быть получены заемщиком-малым предприятием или предпринимателем, зарегистрированным без образования юридического лица, - как в рублях, так и в валюте. Они могут быть использованы на финансирование в целях производства, предоставления услуг, осуществления торговой деятельности, для приобретения недвижимого имущества, оборудования, проведения ремонта, пополнения оборотных средств. Различия этих двух видов кредита заключаются в сумме кредита, требованиях к экономическим характеристикам заемщика, а также в процентной ставке. Микрокредит - как правило, кредит, не превышающий 30 ООО долл. (или эквивалента в рублях). Сумма малого кредита может доходить до 150 ООО долл. Третий вид кредита - «экспрессмикрокредит» - появился на рынке совсем недавно. Это рублевый кредит до 10000 долл., предназначенный преимущественно для частных предпринимателей, занятых в мелкой торговле, и удовлетворяющий их потребность в регулярном пополнении оборотных средств.
Финансирование происходит на условиях срочности (до 12 месяцев), платности и возвратности, поэтому во всех трех случаях обязательным требованием для предоставления кредита является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. Сумма обеспечения должна покрывать основной долг и проценты, подлежащие уплате за весь период кредита.
Рассматриваемые услуги по кредитованию отличаются тем, что они нацелены на четко определенный сегмент рынка, требуют специально подготовленного высококвалифицированного персонала, относительно низкодоходны. Эти особенности делают их непривлекательными для большинства коммерческих банков на начальных этапах формирования банковской системы. В этот период банки специализируются на более доходных и дешевых в обслуживании операциях, например на операциях с иностранной валютой или государственными ценными бумагами. Однако когда конкуренция и борьба за клиента достигают определенного уровня, способность банка предоставить клиенту подобного рода услуги становится его конкурентным преимуществом, позволяющим сохранить и увеличить клиентскую базу, приобрести новых клиентов на другие виды обслуживания за счет привлечения малых предприятий, заинтересованных в получении долгосрочного источника финансирования, который позволил бы быстро пополнять их оборотные средства.
Распределение субъектов предложения, уровень конкуренции. В конце 1990-х годов прошлого века, как и в первые годы нынешнего, рынок кредитования малого бизнеса остается недостаточно насыщенным. В связи с отмеченными выше особенностями (трудоемкость обслуживания, высокий уровень риска, низкая доходность) на этом рынке функционирует сравнительно небольшое количество институтов парабанковской системы и ряд коммерческих банков, преимущественно использующих ресурсы, направляемые иностранными инвесторами (ЕБРР и Инвестиционным фондом США-Россия) на программы поддержки малого предпринимательства. В подтверждение можно привести статистические данные по Санкт-Петербургу, где на конец 2000 г. кредитовали малый бизнес следующие банки: Петровский НБ, Инкасбанк, Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития, КМБ-банк. Совокупный объем кредитных портфелей перечисленных банков составил около 33,5 млн долл., из которых 17,5 млн - средства, выделенные иностранными инвесторами.2
Таким образом, на ссудном рынке Санкт-Петербурга к концу 2000 г. практически отсутствовали банки, кредитующие малый бизнес. Более того, даже в деятельности банков -- участников международных программ поддержка малых предприятий далеко не
всегда играет решающую роль. Подобная ситуация характерна и для других регионов страны. Однако следует заметить, что в 1996-1998 Гг. на рынке Санкт-Петербурга в целях финансирования малых предприятий действовало еще меньше участников: банки
«Петровский» и «Балтийский». В этой связи можно говорить о постепенном увеличении объема финансовых вложений в малый бизнес за последние три года и росте количества банков-участников данной части кредитного рынка.
После кризиса 1998 г. количество субъектов предложения на рынке кредитования малого бизнеса временно сократилось, многие из них просто утратили свою дееспособность. Если до кризиса с ресурсами ЕБРР на территории Российской Федерации работало 15 банков, то после «августовских событий» в программе осталось лишь 4 участника: Сбербанк, НБД (Нижний Новгород), «Петровский» (СПб), «Дальневосточный» (Владивосток).3 В результате изменения экономической ситуации в России летом-осенью 1998 г. большинство банков испытало серьезные затруднения. Отсутствие традиционных (для большинства российских банков) высокодоходных операций на рынке государственных ценных бумаг поставило устоявших во время кризиса участников банковской системы перед необходимостью освоения новых видов услуг. Переориентация банков на кредитование реального сектора могла бы послужить одним из вариантов решения возникших проблем. Однако российские банки оказались в ситуации, когда у традиционных заемщиков, многих крупных предприятий, показатели платежеспособности были неудовлетворительно низки, а кредитование населения представляло большой риск ввиду высокой вероятности невозврата кредитов. Привлекательными заемщиками после кризиса оказались малые и средние предприятия: производители импортозаменяющей продукции, укрепившие свои финансовые позиции и динамично развивающиеся строительные фирмы, предприятия сферы торговли и услуг. В сложившейся ситуации интерес к рынку кредитов для малых форм бизнеса со стороны российских коммерческих банков заметно возрос. Вместе с тем резкое изменение структуры предложения на рынке в ближайшее время маловероятно. Основной проблемой для институтов российской банковской системы, желающих переориентироваться на этот рынок, является отсутствие практики и технологии кредитования именно субъектов малого бизнеса. Для создания и отработки механизма кредитования требуется определенное время. Тем не менее весьма вероятно, что в ближайшем будущем для большинства банков кредитование малого бизнеса все же станет одним из направлений диверсификации активов.
Западные инвесторы, четко осознающие перспективность развития малого бизнеса и выгоду от проникновения на рынок кредитования реального сектора, не только склонны к интенсификации деятельности на уже сформировавшемся его участке, но и ориентированы на создание новых кредитных продуктов, предназначенных именно для этой категории клиентской базы. Активность международных финансовых доноров, являющихся сегодня лидерами по объемам вложений в малый бизнес, обусловлена прежде всего особенностями спроса на данный вид услуг. Поскольку спрос на ссудные ресурсы ограничен требованиями банка к потенциально возможному заемщику, а эффективность данного вида кредитования целиком зависит от количества совершенных сделок, даже незначительное увеличение субъектов предложения на рынке может оказать серьезное влияние на изменение уровня конкуренции на рынке.
Структура спроса. При анализе современного состояния рынка кредитования малого бизнеса самым трудным является определение структуры спроса на данный вид услуг. Сложности в этой части исследования связаны с отсутствием полной и объективной информации. В настоящей статье структура спроса изучается на основании данных, предоставленных ЕБРР, в группе клиентов, соответствующих критериям включения в программу финансирования малого бизнеса. Однако используемые данные отражают
структуру спроса не в целом, а только в указанной категории субъектов спроса. В этой связи сразу необходимо упомянуть о наличии феномена неудовлетворенного спроса. Так, на примере только Санкт-Петербурга, где, по данным Петербургкомстата, к 2000 г. малый бизнес был представлен 109 тысячами предприятий, банками, работающими по программам поддержки малого предпринимательства (ТиБЮБ, ЕБРР), к этому времени было выдано лишь 2400 кредитов.4 Трудно предположить, что это количество кредитов отражает действительный объем спроса на заемные ресурсы со стороны малых предприятий. Вероятно, значительная часть нуждающихся в финансировании представителей малого бизнеса просто не соответствует требованиям банков, действующих на современном рынке. Данные по неудовлетворенному спросу проанализировать невозможно по причине отсутствия статистической информации. Главным образом, по-видимому, это предприятия, заинтересованные в кредитах на формирование начального капитала, практика выдачи которых на сегодняшний день отсутствует. Также к этой группе относятся предприятия, ведущие не легализованный бизнес или не имеющие залога.
Анализ структуры спроса по видам бизнеса потребителей (см. таблицу) позволяет прийти к выводу о том, что наиболее заинтересованы в кредитах субъекты малого бизнеса, занятые в сфере производства (около 38% от общего количества кредитов). С 1998 г. наблюдается стабильный рост доли кредитов, выданных предприятиям-производителям. Предприниматели, работающие в сферах торговли или услуг, немного уступают - их доля в кредитных портфелях банков составляет в среднем 31 и 30% соответственно. Сложившийся в стране к настоящему времени рынок кредитов для субъектов малого предпринимательства способен оказать определенное воздействие на изменение инфраструктуры малого бизнеса при условии увеличения финансирования производства. Предприятия, занимающиеся производством, Ихмеют наибольший удельный вес в кредитных портфелях банков, работающих в рамках программы ЕБРР. Данный феномен можно объяснить тем, что одним из условий для получения ссуды является легальное ведение бизнеса, что в большей степени свойственно предприятиям, занимающимся производством, и в меньшей степени -предприятиям торговли.
Распределение заемщиков по видам бизнеса (данные на сентябрь 2000 г.)
Вид бизнеса Доля (%) Вид бизнеса Доля(%)
Услуги 30 Розничная торговля 23
Производство 38 Оптовая торговля 9
Источник: Отчеты Европейского банка реконструкции и развития. М., 2001. С. 10.
Заключение. Формирование групп банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, обеспечивающих наличие рынка доступных кредитных ресурсов, - необходимое условие для эффективного функционирования института малого предпринимательства. Решение этой задачи сложно в силу наличия разных, порой диаметрально противоположных интересов инвесторов и предпринимателей, а также риска невыполнения финансовых обязательств. Поддержка малого бизнеса в России не является приоритетной сферой финансовых вложений как со стороны государства, так и со стороны кредитных коммерческих структур. Ранее преимущественно западные инвесторы видели перспективность работы на рынке заемных средств для субъектов малого предпринимательства. После кризиса 1998 г., показавшего, что этот сектор российской экономики лучше других пережил трудности, стало возможным говорить об изменении уровня кредитной активности со стороны отечественных кредитных организаций.
Кредитные продукты, предназначенные для малого бизнеса, становятся одним из направлений диверсификации активов коммерческих банков. занимающихся
кредитованием реального сектора. Однако, несмотря на постепенно появляющийся интерес к данной части рынка заемных ресурсов, нынешний уровень кредитования остается недостаточным для решения проблемы финансирования малого бизнеса и обеспечения позитивных макроэкономических перемен. Показатели качества кредитных портфелей банков, работающих по программе кредитования ЕБРР, позволяют говорить о перспективности и выгодности рынка, где практически отсутствует эффект неплатежей. Однако эти показатели не следует рассматривать как гарантию безрискового вложения активов для отечественных банков. Необходимо учесть, что высокая степень возвратности кредитов - более 90%, которая характерна для участников международных программ поддержки малого бизнеса, достигается благодаря применению специальных методов анализа проектов и жесткого отбора заемщиков. Методика определения
платежеспособности клиентов, применяемая в банках, которые работают по
международным программам, представляет собой продукт «ноу-хау». Без разработки и внедрения в практику сравнимых по эффективности методик деятельность отечественных банков по кредитованию малого бизнеса представляется малоперспективной. Процесс создания и отработки эффективного механизма кредитования требует определенного времени, что является одной из причин задержки коренного изменения объема и структуры предложения на рынке кредитов для малого бизнеса.
‘Сиганьков А. Кредитование малого бизнеса (http://archive.expert.ru/oborud/00/03-00/dataystatjal.htm).
2 Условия кредитования малого бизнеса банками Санкт-Петербурга (http://archive.expert.ru/sever/00/00-38-50/зек.1шп).
3Сиганьков А. Указ. соч.
4Андреева Е. Селекция через кредиты (http://archive.expert.ru/sever/00/00-38-50/select.htmV
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2003 г.