РЫНОК ИТ-УСЛУГ КАК КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ
КОМПАНИИ
УДК В.В. Синяев, Е.А. Морозова
Рассматриваются виды конкурентных преимуществ, а также выделяются подходы к трактовке понятия «конкуренция». Рассмотрены рынки, характеризующие основных производителей ИТ-услуг, формирующих предложение на и дана их характеристика. Проведен анализ отраслевой конкуренции по методу исследования пяти конкурентных сил и дана обобщенная оценка их влияния на рынке ИТ-услуг. В заключении приводятся основные пути повышения конкурентных позиций на рынке ИТ-услуг.
Ключевые слова: информационные технологии, конкурентные преимущества, отраслевая конкуренция, механизм рыночной экономики, минимизация издержек, дифференциация, фокусирование.
Российский рынок информационных технологий постепенно переходит в стадию «зрелости», что в результате приводит к усилению конкуренции во всех сегментах отрасли, причем компании соревнуются не только за долю на рынке, но и за инвестиции и персонал. Для того чтобы остаться «на плаву» в сложившейся ситуации многим российским компаниям приходится пересматривать свои стратегии в конкурентной борьбе и искать эффективные решения формирования конкурентных преимуществ. В данной статье мы ставим перед собой следующие задачи:
- обобщение понятия конкуренция;
- установление границ рынка, подлежащего исследованию;
- характеристика основных производителей ИТ-услуг, формирующих предложение на исследуемом рынке;
- проведение анализа отраслевой конкуренции по методу исследования пяти конкурентных сил и дана обобщенная оценка их влияния на рынке ИТ-услуг.
На основании проведенного анализа научной литературы, посвященной вопросам конкуренции, понятие «конкуренции» можно трактовать с помощью следующих подходов:
Первый подход показывает уровень конкурентной борьбы на рынке, подразумевая под собой соперничество за достижение лучших результатов. Этот подход характерен для отечественных ученых, так, в Законе РФ о конкуренции на товарных рынках конкуренция трактуется следующим образом: «состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, кото-
рые требуются потребителю»[1, 3].
При рассмотрении второго подхода конкуренция является частью рыночного механизма, позволяющего уравновесить спрос и предложение. Этот подход используется в классической экономической теории. А.Смит определял конкуренцию как "невидимую руку" рынка, которая организовывает деятельность его участников[5,54].
Третий подход позволяет определить тип отраслевого рынка, при этом конкуренция служит критерием определения сектора и является неким свойством рынка. В данном случае речь идет не о соперничестве, а о степени зависимости рыночных условий в целом от поведения отдельно взятых участников рынка. Согласно теории М. Портера «конкуренция -главный фактор, который определяет, станет компания успешной или потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры и реализация выбранной стратегии способствует ее эффективности». [4, 25]
На основании рассмотренных выше подходов, можно сделать вывод, что конкуренция является частью одного целого, при этом подходы дополняют друг друга и могут рассматриваться совместно. Поэтому автором было сформулировано следующее определение конкуренции: конкуренция представляет собой такой механизм рыночной экономики, в рамках которого экономические субъекты осуществляют свою деятельность, соперничая друг с другом в определенном секторе отраслевого рынка, реализуя выбранную конкурентную стратегию для получения прибыли.
Состояние конкуренции в сегменте, согласно теории М.Портера, зависит от действия пяти основных конкурентных сил: угроза вхождения в отрасль новых конкурентов; рыночная власть поставщиков и угроза появления товаров заменителей; отраслевая конкуренция; угроза вхождения в отрасль новых конкурентов; рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков и угроза появления товаров заменителей. Основными показателями, определяющими действие пяти конкурентных сил, являются: условия спроса; производственные условия; характер стратегии компании; наличие поддерживающих или связанных отраслей. «Модель пяти сил (направлений) конкуренции - это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ»^, 476].
Портером выделены следующие конкурентные стратегии:
- Минимизация издержек - стратегия заключается в мало затратном
производстве продукции, при этом позволяет получать высокие прибыли при низких затратах;
- Дифференциация - придание произведенному продукту уникальных особенностей, которые играют решающую роль при выборе товара покупателем;
- Фокусирование - выбор узкой сферы конкуренции в рамках одного сегмента. Фокусирование может быть основано как на издержках, так и на дифференциации.
Если рассматривать ИТ-рынок, который состоит из трех основных секторов, а именно, ИТ-услуги, системная интеграция и разработка программного обеспечения, то нашему исследованию подлежит сектор ИТ-услуг.
В наши дни особенно большое значение имеет такой сегмент ИТ -услуг как интернет-поиск. Несмотря на замедление темпов экономического роста, российские Интернет-компании до сих пор оставались одним из немногих видов бизнеса (помимо финансового сектора), которому удавалось показывать высокие темпы роста и привлекать значительные инвестиции. В первую очередь речь идет о таких компаниях как Google, Mail.ru Group и Yandex, бизнес которых в значительной мере связан с Интернет-поиском и зависящим от него рынком контекстной и медийной рекламы. Так, в случае с Mail.ru Group медийная реклама приносит около 20% совокупной выручки, а контекстная — почти 5%. У Yandex, напротив, контекстная реклама обеспечивает до 92% совокупной выручки, а медийная — 8%. Доля Yandex на российском рекламном рынке достигла 61,7% в марте 2013 г. против 26,2% у Google. По словам представителей Yandex, бизнес-модели двух компаний схожи, но у Yandex есть очевидное преимущество в концентрации на внутреннем рынке, где он предлагает множество услуг - Яндекс.Пробки, Ян-декс.Такси, Яндекс.Маркет и др. В Yandex считают, что компания сможет сохранить в будущем долю рынка около 60%. 50 млрд руб., темпы роста по сравнению с 2012 годом достигли около 34%. Объем рынка медийной рекламы в интернете составил около 23 млрд руб. и вырос по сравнению с 2012 годом на 17%. Интересным является тот факт, что в обоих случаях темпы роста практически не замедлились по сравнению с показателями за 2011 -2012 годы, хотя темпы роста рынка ШПД — основного поставщика новых пользователей в Рунет — сократились кардинально. Так, по оценкам iKS-Consulting, по итогам 2013 года рынок фиксированного ШПД вырос примерно на 7,5%, до 26,7 млн домохо-зяйств. Темпы роста оказались ровно в 2 раза ниже чем год назад, и с учетом высокого уровня проникновения ШПД, составившего 55% в среднем по РФ, не стоит ждать их ускорения.
Учитывая две вышеперечисленные тенденции, возникают вопросы, как долго может существовать столь значительный разрыв в темпах роста
ШПД рынка и рынка интернет поиска и рекламы, и, что не менее важно, чем он обусловлен?
Среди причин высоких темпов роста можно назвать несколько причин. Во-первых, это значительное увеличение продаж мобильных устройств — смартфонов и планшетов, которые стимулируют развитие мобильного интернета. Так, за 2013 год в РФ продажи смартфонов возросли на 50% г/г и достигли 18 млн шт., а планшетов — на 125% г/г, до 6,9 млн шт. Как видно, прирост продаж полностью компенсировал замедление темпов роста рынка фиксированного ШПД.
Во-вторых, обусловила активность интернет аудитории, судя по всему, Олимпиада. Как видно на вышеприведенном графике, количество запросов в поисковых системах резко возросло с ее началом и явно находится выше долгосрочного тренда. Между тем, стоит отметить, что и рост продаж мобильных устройств, и Олимпиада являются не долгосрочными факторами. Так, эффект от Олимпиады сойдет на нет ко второй половине 2014 года, а продажи мобильных устройств будут плавно сокращаться в ближайшие 1-2 года. Уже сейчас видно, что большинство устройств продается в нижнем ценовом сегменте, то есть заполняется самый низкомаржинальный сегмент рынка. Если добавить сюда еще потенциально возможный рост цен на устройства на фоне ослабления рубля, то, определенно, не стоит ждать, что в будущем прирост пользователей мобильного интернета и дальше будет компенсировать замедление прироста пользователей фиксированного интернета.
На основе проведенного анализа сформирована сводная таблица конкурентных сил на рынке интернет-поисковиков, результаты анализа приведены ниже:
Конкурентные силы на рынке Интернет-поисковиков
Силы конкуренции на рынке Интернет-поисковиков Степень влияния
в настоящее время в перспективе
угроза вхождения в отрасль новых конкурентов слабая сохранится
отраслевая конкуренция сильная будет расти
рыночная власть пользователей сильная будет расти
рыночная власть поставщиков слабая сохранится
угроза появления товаров заменителей средняя сохранится
Данная таблица помогает сделать вывод о том, что компаниям необходимо обращать основное внимание на производство новых товаров и правильное их позиционирование. Дифференциация товаров играет в данном случае важную роль, так как это помогает компаниям придать своему товару специфические черты, которые отличают их от конкурирующих компаний, и способствует привлечению большего количества покупателей. Компании Yandex, Mail.ru и Google сильны в дифференциации своих продуктов, также большую роль играет диверсификация, например, компания Yandex, помимо интеренет-поисковика, производит такие приложения как Яндекс.Пробки, Яндекс.Такси, Яндекс.Маркет. При этом компания Mail.ru является лидером в предложении услуг онлайн игр, а также владеет социальной сетью Вконтакте.
Таким образом, конкуренция между компаниями интренет-поисковиков на рынке ИТ-услуг определяется сильной степенью влияния отраслевой конкуренции, рыночной властью покупателей и угрозой появления товаров заменителей, что, в свою очередь, является стимулом для разработки новых стратегий дифференциации продукта и фокусировании на увеличении прибыли и удержании пользователей. При этом необходимо обращать особое внимание на то, что дифференциация продукта на рынке ИТ-услуг подразумевает под собой значительные финансовые вложения, которые направляются на формирование компетентности для производства комплексных услуг с помощью инвестиций в обучение и повышение квалификации персонала, а также сертификации специалистов и получения опыта в реализации масштабных проектов. Поэтому дифференциация продукта на рынке ИТ-услуг в долгосрочной перспективе - это единственная возможность обеспечить относительно безопасное будущее компании. Дифференциация продукта в сочетании с экономией на масштабе создает высокие барьеры для вхождения в отрасль новых конкурентов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014)
2. Михеева Л. Принципы анализа целевой аудитории в условиях интенсивного развития информационных и коммуникативных технологий// Маркетинговые коммуникации. - 2013. - №2. - С. 65-74
3. Павлов А. Ошибки, которые часто допускают маркетологи в своей работе // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - № 6. - С. 352-363
4. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / М. Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2008. - 720 с.
5. Смит Р.П. Маркетинг в вопросах и ответах / Р.П. Смит. - М.: Баланс-Клуб, 2004. - 296 с.
6. Траут Д. Позиционирование. Битва за умы / Траут Д., Райс Э. -Питер, 2012. - 336 с.
7. Dietrich G. Marketing in the Round: How to Develop an Integrated Marketing Campaign in the Digital Era / G. Dietrich, G. Livingston. Que Publishing, 2012. - 326p.
8. Dickson P. Market Segmentation, Product Differentiation, and Marketing Strategy / Dickson P., Ginter J. Journal of Marketing Vol. 51, No. 2, pp. 1-10 Published by: American Marketing Association 1987.
Синяев Васили Владимирович, доктор экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и логистика», ФГОБУ ВПО Финансовый Университет при правительстве РФ, Москва, Россия,
Морозова Екатерина Алексеевна, аспирант кафедры «Маркетинг и логистика», ФГОБУ ВПО Финансовый Университет при правительстве РФ, yekateri-na.morozova@gmail.com, Москва, Россия
IT-SERVICES MARKET AS COMPETITIVE ENVIRONMENT OF COMPANY GROWTH
V.V. Sinyaev, E.A. Morozova
The main competitive advantage are described in the article as well as approached to the definition of competition are considered. The main market players of the IT services market, forming a bid in the market are reviewed and their characteristics are given. The analysis of industry competition according to Porter's model is led and a generalized assessment of the impact on the IT services market is given. Finally, the main ways to improve competitive position in the IT services market are described.
Key words: Information technology, competitive advantages, industry competition, market economy factors, cost cutting, differentiation, focusing.
Sinyaev Vasily Vladimirovich, Doctor of Economics, Docent of the "Marketing and logistics" department, FGOBU VPO Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,
Morozova Ekaterina Alekseyevna, Seeker of the "Marketing and logistics" department, FGOBU VPO Financial University under the Government of the Russian Federation, yekaterina.morozova@gmail.com, Moscow, Russia