Николаева К.К. ©
Аспирант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье исследуются проблемы становления рынка информационно-телекоммуникационных услуг и его перспективы развития в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные услуги, телекоммуникации, информационные технологии, социально-экономическое развитие
Keywords: information and telecommunication services, telecommunications, information technologies, social and economic development
Развитие деятельности телекоммуникационной отрасли имеет большое значение для мировой экономики, для экономики страны, так и для отдельных регионов. Для успешного функционирования в новом информационном обществе, регионам нужно своевременно адаптироваться к инновационным продуктам телекоммуникационного сектора.
Особенно большое значение развитие сферы телекоммуникаций имеет в Республике Саха (Якутия). Особая роль связи в жизнеобеспечении республики определяется многими причинами, такими как низкая плотность населения, огромные территории, неразвитость транспортных путей, удаленность от центрального региона, экстремальный климат. Таким образом, большую актуальность имеет приоритетное развитие отрасли связи.
В настоящее время, развитие рынка телекоммуникационных услуг является стратегической задачей для республики. За последние 10 лет в республике достигнуты серьезные успехи в обеспечении населения современными средствами связи и доступом к информационным ресурсам. Развитие рынка информационно-коммуникационных технологий идет высокими темпами, заметно вырос потенциал отрасли связи, в которой был осуществлен переход на современную цифровую инфраструктуру международной и междугородной электросвязи, динамично растет число пользователей сети Интернет и мобильной связи.
Развитие рынка обеспечивается в первую очередь за счет всех видов электрической связи, среди которых наиболее распространенной является телефонная связь. Телефонная связь приносит более 70% всех доходов, получаемых от услуг связи, в том числе почти шестая часть приходится на внутризоновую, междугородную и международную связь через стационарные телефоны, и более 40% - на сотовую связь. Стационарную телефонную связь на территории республики обеспечивают ОАО «Ростелеком», АК «АЛРОСА», ГУП «Комдрагметалл РС(Я)», УПТС ОАО ХК «Якутуголь», ГУП Аэропорт «Якутск», ОАО АК «Якутскэнерго» и малые предприятия.
В последние пять лет наметилась тенденция к снижению числа телефонных аппаратов, в связи с предпочтением населения услуг сотовой связи. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество подключенных телефонных аппаратов к сети общего пользования уменьшилась на 5,9% [2, 104], в 2010 году уменьшение по сравнению с 2009 годом составляло 2,3% [1, 104].
Наличие квартирных телефонных аппаратов в сельской местности увеличилось с 127,5 единиц на 1 тыс. населения в 2002 году до 195,3 в 2010 году, в 2009 году показатель составлял 206 единиц на 1 тыс. населения. На сегодняшний день все районные центры оснащены цифровыми АТС, организован высокоскоростной доступ в Интернет.
Доступ в Интернет является большим подспорьем во многих отраслях экономики, так и в повседневной жизни. За прошлый год интернет-аудитория Якутии выросла на 21%, что гораздо выше среднероссийского прироста в 14%[5, 14].
Ускоренными темпами идет насыщение рынка мобильной связи, представленной ведущими российскими операторами сотовой связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ОАО «Мегафон», ОАО «Вымпелком» во всех районных центрах республики, что не только восполняет недостаток стационарных телефонов, но и предоставляет широкий спектр дополнительных услуг. Численность абонентов сотовой связи на 1 октября 2011 года составила 1259,4 тыс. единиц, что в 5,9 раз превысило число абонентов, имеющих квартирные стационарные телефоны [2, 104]. В 2010 году этот показатель составлял 1220,5 тыс. единиц, что в 5,7 раз превышало число абонентов, имеющих стационарные
© Николаева К.К., 2012 г.
телефоны в квартирах [1, 104]. По сравнению с 2002 годом в 2011 году число абонентов сотовой связи возросло в 57,2 раза.
В настоящее время, вместе со страной республика переходит на цифровой формат телевизионного и радиовещания. Телевизионное вещание на территории республики обеспечивают два государственных предприятия, такие как филиал ФГУП «Радиотелевизионный передающий центр» РС(Я), ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания» РС(Я) и предприятия ООО «Гелиос-ТВ» (кабельное и цифровое телевидение) и ОАО «Ростелеком» (IP-TV). Во всех районах республики транслируются программы регионального телевидения НВК «Саха».
В 2010 году 99,2% населения республики были охвачены телевизионным вещанием. Имеют возможность принимать телевизионную программу «Россия» 81,8% населения, «Первый канал» -88,4%, НТВ - 48,3% населения. При этом 37,5% населения имеют подключение к кабельному телевещанию [2, 104].
Основными проблемами развития рынка информационно-телекоммуникационных услуг являются ограниченный доступ, низкая скорость и высокая стоимость услуги по доступу в глобальную сеть Интернет.
Для улучшения информационного потока и обмена в республике, внедрения новых информационных технологий появилась необходимость больших инвестиций в отрасль. В последние годы в развитии средств и сети связи республики произошли большие изменения, которые стали возможны с реализацией программы «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» [3] и последующих в развитие этой программы решений Правительства Республики Саха (Якутия).
Целями государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, раз -витие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- создание инфраструктуры электронного правительства Республики Саха (Якутия), в том числе для предоставления государственных услуг в электронном виде;
- предоставление государственных услуг и исполнение функций министерствами республики с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе строительство магистральных, внутрирайонных волоконно-оптических линий связи в целях повышения до -ступности населения к сети Интернет;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение сохранности культурных ценностей, доступности услуг в сфере культуры на базе создания и развития информационных систем;
- создание и развитие систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- реализация мероприятий по обеспечению защиты информации и информационной безопасности.
Рынок информационно-телекоммуникационных услуг республики характеризуется высокими темпами развития. В республике внедряются современные технологии предоставления услуг связи. В первую очередь, это услуги ADSL, предоставляющие пользователям этой сети весь набор современных мультисервисных услуг связи: высококачественную междугородную и международную автоматическую телефонную связь, передачу факсимильных сообщений, видеотелефонную связь, высокоскоростной доступ в систему Интернет и возможность одновременного получения этих услуг, IP телевидения, программ радиовещания.
Учитывая прогрессирующий рост потребности у пользователей передачи больших массивов информации, применения широкополосного абонентского доступа к сетям передачи данных, в каче -стве приоритетных направлений необходимо определить строительство волоконно-оптических линий связи магистральных, внутрирайонных и в пределах крупных населенных пунктов республики. Расширение сети волоконно-оптических линий связи позволит оптимизировать инфраструктуру связи, будет способствовать повышению скорости и снижению тарифа по доступу к сети Интернет для населения и организаций.
Необходимо продолжить модернизацию и перевод на цифровые технологии существующих телекоммуникаций, осуществляя, в том числе, переход на цифровое оборудование межстанционных соединительных линий связи.
Специфика Республики Саха (Якутия) диктует развитие спутниковой связи. Современные станции спутниковой связи не требуют строительства больших гражданских сооружений, они потребляют мало электроэнергии, автономны, обладают показателями высокой устойчивости к отказам и минимального времени на восстановление, не требуют постоянного присутствия персонала.
В целях обеспечения социальной потребности населения в информационных услугах с 2013 года по государственной программе планируется развитие системы цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-Т, к 2015 году завершение перевода аналоговой наземной сети телевизионного вещания на цифровой стандарт.
В сфере эфирного радиовещания ввиду убыточности проводного радиовещания предполагается максимальный охват населения республики тремя основными государственными федеральными и республиканскими программами радиовещания путем локального внедрения эфирных радиовещательных средств. В 2007 году завершен ввод радиовещательных передатчиков, обеспечивающих трансляцию информационных республиканских радиопрограмм НВК «Саха».
Информационно-телекоммуникационные технологии представляют огромную возможность для осуществления работы правительства в режиме он-лайн, т.е. в режиме электронного правительства. Реализация концепции электронного правительства - важный шаг в направлении улучшения взаимодействия правительства с гражданами и коммерческими организациями, что позволит государственным органам значительно снизить расходы и улучшить уровень обслуживания граждан.
В целях повышения качества жизни населения, за счет улучшения доступа информации о деятельности государственной власти, в том числе за счет предоставления государственных услуг в электронном виде была утверждена республиканская программа «Электронная Якутия на 2009-2011 годы». Лимит по данной программе на 2011 год составил 875,7 млн. рублей [2, 104].
Принята государственная программа «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», в которой предусматриваются меры по широкому внедрению электронного документооборота в работе государственного управления, улучшению уровня предоставления услуг гражданам и обеспечению открытости принятия правительственных решений.
К 2014 году планируется завершить выполнение работ по переходу к предоставлению государственных услуг в электронном виде и формированию электронного правительства на территории Рес -публики Саха (Якутия). Предполагается поэтапное создание мультисервисной сети специального назначения для органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Эффективность мероприятий по развитию информационно-коммуникационного комплекса отражена в таблице 1 [4].
Таблица 1.
Показатели эффективности мероприятий по развитию информационно-коммуникационного комплекса
2009 2010 2011
Плотность пользования Интернетом на 100 чел. 6 8 10
Доля государственных услуг, которые население может получить в электронном виде, % 0 0 5
Число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений, ед. 6 9 11
Доля лечебных учреждений, в которых используются информационные системы поддержка медицинской деятельности, % 0 1,6 4
Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму в общем объеме фондов общедоступных библиотек, % 0 2,8 3,8
Доля архивных фондов, переведенных в электронную форму, % 0 0 1
В таблице видна динамика роста показателей внедрения новых информационно-телекоммуникационных технологий в республике с 2009 по 2011 годы.
Долгосрочной целью развития и создания инновационного и эффективного рынка информационно-телекоммуникационных услуг на территории Республики Саха (Якутия) является
эффективное использование и дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий
для поддержания устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.
Литература
1. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия). Январь-декабрь 2010 года. - г.Якутск, ФСГС ТОФС ГС по РС(Я). - С. 100 - 106.
2. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) / январь-декабрь 2011 года . - г.Якутск, ФСГС ТОФС ГС по РС(Я). - С. 101 - 105.
3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Постановление Правительства РС(Я) №411 от 06.09.2006 г.
4. Схема развития отрасли связи - телекоммуникационной инфраструктуры РС(Я) на ближайшую перспективу (2012 - 2016 годы). - Режим доступа: www.sakha.gov.ru/gks
5. Т. Шадрина - В Интернете якутяне - люди продвинутые // Газета «Якутия». - 27.05.2011. - С. 14.