Научная статья на тему 'Рыночные риски: надзор и регулирование'

Рыночные риски: надзор и регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕПОЗИТНЫЙ РЫНОК / ФАКТОРЫ РИСКА / ДЕВАЛЬВАЦИЯ / БАЗЕЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / DEPOSIT MARKET / RISK FACTORS / DEVALUATION / BASEL / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапарова Гульнара Тельмановна

Все мировые финансовые рынки и их сегменты подвержены рискам. И проблема состоит главным образом в том, что «борьба» с ними неэффективна и бесполезна, так как риски равно будут происходить с разной периодичностью, а появление их в одном сегменте может затронуть другой, а то и все сразу, вызвав принцип «домино». Поэтому рассматривать вопрос стоит с точки зрения их минимизации и хеджирования, но при этом нельзя исключать регулирующих мероприятий со стороны государства.Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции и состоит из закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных нормативных правовых актов.Ситуация на депозитном рынке является индикатором состояния не только банковского сектора, но и экономики в целом, колебания цен на экспортируемое сырье, и идущая зачастую в связке с этим корректировка курса национальной валюты способна оказать серьезное негативное воздействие на устойчивость всей экономической системы государства.Недавние события в России показали, что без поддержки государства немногие банки смогли доказать свою состоятельность при массовом оттоке вкладов. Дальнейшие действия по повышению ключевой ставки и увеличению гарантированной страховой суммы постепенно приведут к нормализации ситуации и возврату доверия у населения.Аналогичные меры были предприняты в Казахстане в 2009 г. достаточно своевременно после резкой (в отличие от РФ) девальвации, что позволило стабилизировать ситуацию.На сегодня вероятность риска девальвации наиболее высока, поэтому население стремится перевести свои сбережения и накопления в реальные активы, но, тем не менее, оттока средств из банков не наблюдается, и ипотека остается одним из реальных инструментов на финансовом рынке, что характеризует превентивные меры государства как достаточно эффективные, продуманные и грамотно, своевременно введенные. Риски, которые сотрясают мировую экономику, не могут обойти Казахстан, и при этом внедрение международных требований затруднено.Таким образом, на основании проведенного обзора определились некоторые положительные и отрицательные стороны внедрения соглашения Базель III в Казахстане: к отрицательным можно отнести то, что часть установленных требований регулятора на данный момент не может быть реализована банками и отсутствует прямое влияние на риск-профиль банка; к положительным же относится то, что организована система управления рисками и внутреннего контроля и управления риском ликвидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET RISKS: SUPERVISION AND REGULATION

All the world’s financial markets and their segments are subject to risks. Fighting risk is not effective and useless, as they will still occur at varying intervals, and their appearance on one segment may affect the other or all at once. Therefore, the question is considered in terms of minimization and hedging, but it is impossible to exclude regulatory measures from the government.Currency legislation of the Republic of Kazakhstan is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the Law of the Republic of Kazakhstan “About Currency Regulation and Currency Control” and other normative legal acts of the Republic of Kazakhstan.The situation in the deposit market is an indicator not only of the banking sector, but also the economy as a whole. Fluctuations in commodity exports and adjustment of the national currency could have a serious negative impact on the stability of the whole economic system of the state.Recent events in Russia showed without government support, many banks are not able to show their worth, at a mass outflow of deposits from them. Further actions to improve the key rate and increase the guaranteed sum insured will gradually lead to normalization and return of confidence among the population.All these measures have been carried out in Kazakhstan in 2009 after a sharp devaluation (as opposed to the Russian Federation), but early enough and such a stir arose.At present, all of the risks of devaluation risk is the highest, therefore, the population tends to move their savings and savings in real assets. Nevertheless, the outflow of funds from banks is not observed and the mortgage remains one of the real instruments in the financial market. Risks that are shaking the world economy can not get around Kazakhstan, and thus the introduction of international requirements is difficult.Thus, based on our review identified some positive and negative aspects of the implementation of Basel III in Kazakhstan can be attributed to the negative, then that part of the requirements established by the regulator at this point can not be implemented by banks and there is no direct impact on the risk profile of the bank; the same applies to the pluses, what organized system of risk management and internal control and management of liquidity risk.

Текст научной работы на тему «Рыночные риски: надзор и регулирование»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.13

РЫНОЧНЫЕ РИСКИ: НАДЗОР И РЕГУЛИРОВАНИЕ

САПАРОВА ГУЛЬНАРА ТЕЛЬМАНОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Новый экономический университет (КазЭУ) им Т. Рыскулова, Алматы, Республика Казахстан E-mail: gulnara_sto@mail.ru

Все мировые финансовые рынки и их сегменты подвержены рискам. И проблема состоит главным образом в том, что «борьба» с ними неэффективна и бесполезна, так как риски равно будут происходить с разной периодичностью, а появление их в одном сегменте может затронуть другой, а то и все сразу, вызвав принцип «домино». Поэтому рассматривать вопрос стоит с точки зрения их минимизации и хеджирования, но при этом нельзя исключать регулирующих мероприятий со стороны государства.

Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции и состоит из закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных нормативных правовых актов .

Ситуация на депозитном рынке является индикатором состояния не только банковского сектора, но и экономики в целом, колебания цен на экспортируемое сырье, и идущая зачастую в связке с этим корректировка курса национальной валюты способна оказать серьезное негативное воздействие на устойчивость всей экономической системы государства.

Недавние события в России показали, что без поддержки государства немногие банки смогли доказать свою состоятельность при массовом оттоке вкладов. Дальнейшие действия по повышению ключевой ставки и увеличению гарантированной страховой суммы постепенно приведут к нормализации ситуации и возврату доверия у населения.

Аналогичные меры были предприняты в Казахстане в 2009 г. достаточно своевременно после резкой (в отличие от РФ) девальвации, что позволило стабилизировать ситуацию.

На сегодня вероятность риска девальвации наиболее высока, поэтому население стремится перевести свои сбережения и накопления в реальные активы, но, тем не менее, оттока средств из банков не наблюдается, и ипотека остается одним из реальных инструментов на финансовом рынке, что характеризует превентивные меры государства как достаточно эффективные, продуманные и грамотно, своевременно введенные. Риски, которые сотрясают мировую экономику, не могут обойти Казахстан, и при этом внедрение международных требований затруднено.

Таким образом, на основании проведенного обзора определились некоторые положительные и отрицательные стороны внедрения соглашения Базель III в Казахстане: к отрицательным можно отнести то, что часть установленных требований регулятора на данный момент не может быть реализована банками и отсутствует прямое влияние на риск-профиль банка; к положительным же относится то, что организована система управления рисками и внутреннего контроля и управления риском ликвидности.

Ключевые слова: депозитный рынок; факторы риска; девальвация; Базель; международные стандарты.

АННОТАЦИЯ

MARKET RISKS: SUPERVISION AND REGULATION

GULNARA T SAPAROVA,

Ph.D, associate professor of department "Finance and credit" of the New Economic University (KazEU) named T. Ryskulov E-mail: gulnara_sto@mail.ru

ABSTRACT

ALL the world's financial markets and their segments are subject to risks. Fighting risk is not effective and useless, as they wiLL stiLL occur at varying intervals, and their appearance on one segment may affect the other or aLL at once. Therefore, the question is considered in terms of minimization and hedging, but it is impossibLe to excLude reguLatory measures from the government.

Currency LegisLation of the RepubLic of Kazakhstan is based on the Constitution of the RepubLic of Kazakhstan, the Law of the RepubLic of Kazakhstan "About Currency ReguLation and Currency ControL" and other normative LegaL acts of the RepubLic of Kazakhstan.

The situation in the deposit market is an indicator not onLy of the banking sector, but aLso the economy as a whoLe. FLuctuations in commodity exports and adjustment of the nationaL currency couLd have a serious negative impact on the stabiLity of the whoLe economic system of the state.

Recent events in Russia showed without government support, many banks are not abLe to show their worth, at a mass outflow of deposits from them. Further actions to improve the key rate and increase the guaranteed sum insured wiLL graduaLLy Lead to normaLization and return of confidence among the popuLation. ALL these measures have been carried out in Kazakhstan in 2009 after a sharp devaLuation (as opposed to the Russian Federation), but earLy enough and such a stir arose.

At present, aLL of the risks of devaLuation risk is the highest, therefore, the popuLation tends to move their savings and savings in reaL assets. NevertheLess, the outflow of funds from banks is not observed and the mortgage remains one of the reaL instruments in the financiaL market. Risks that are shaking the worLd economy can not get around Kazakhstan, and thus the introduction of internationaL requirements is difficuLt.

Thus, based on our review identified some positive and negative aspects of the impLementation of BaseL III in Kazakhstan can be attributed to the negative, then that part of the requirements estabLished by the reguLator at this point can not be impLemented by banks and there is no direct impact on the risk profiLe of the bank; the same appLies to the pLuses, what organized system of risk management and internaL controL and management of Liquidity risk. Keywords: deposit market; risk factors; devaLuation; BaseL; internationaL standards.

Все мировые финансовые рынки и их сегменты подвержены рискам. И вопрос состоит главным образом в том, что «борьба» с ними неэффективна и бесполезна, так как они все равно будут происходить с разной периодичностью, а появление их в одном сегменте может затронуть другой, а и то и все сразу, вызвав принцип «домино». Поэтому рассматривать вопрос стоит с точки зрения минимизации и хеджирования рисков, но при этом нельзя исключать регулирующих мероприятий со стороны государства.

Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона

Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных нормативных правовых актов.

Банковская система и ее стабильность — это ключевой аспект национальной и экономической устойчивости, определяющий действенность перехода накоплений в инвестиции. Конкурентоспособность казахстанской экономики, а также реализация базовых социальных функций государства, в том числе регулирующих, обеспечивают укрепление финансового суверенитета. Последние два года были достаточно благоприятными практически для всех отраслей экономики Республики Казахстан (далее — РК). Определенную роль

в этом экономическом подъеме сыграли меры государственной программы по диверсификации экономики и расширению внутреннего спроса, а также регулированию финансового рынка. Но нельзя не отметить, что во многом это «заслуга» мировых цен на сырье.

Девальвация валюты Казахстана на 22%, проведенная в феврале 2009 г., усугубила проблемы с качеством активов банков. После этого Национальный банк РК (далее — НБРК) перешел к политике управляемого обменного курса. В итоге банку удалось увеличить объем золотовалютных резервов.

Однако следует отметить, что существующие темпы роста экономики не оказали адекватного влияния на рост активов казахстанской банковской системы, улучшение качества кредитного портфеля банков. Восстановления капитала в текущем году так и не произошло, что явилось результатом прежде всего неудачного завершения реструктуризации долгов АО «БТА Банк». Риски, связанные с уровнем просроченных займов, остаются на очень высоком уровне.

Таким образом, по данным Рейтингового агентства Регионального финансового центра г. Алматы (РА РФЦА), можно выделить ключевые проблемы банковского сектора Казахстана:

• недостаточно развитая система менеджмента по управлению рисками;

• риски ликвидности и рефинансирования кредитов;

• растущий объем необслуживаемых кредитов;

• низкая кредитная активность банков;

• низкий темп роста качества кредитного портфеля банков;

• низкая эффективность работы Фонда стрессовых активов [1].

Комплексная оценка факторов, определяющих финансовую стабильность и динамику развития системы финансовых посредников, в частности банков второго уровня, в 2012 г. показала, что на фоне замедления внешнего спроса, а также волатильности рынков ряд аспектов имеют большее значение для повышения устойчивости экономического развития в текущей перспективе.

Факторы рисков построены на базе 68 показателей. Рост или снижение рисков определяется посредством оценки динамики и пороговых значений, рассчитанных на базе перцентиля статистического распределения каждого индикатора.

В настоящее время сохраняется высокий спрос на кредитные ресурсы со стороны предприятий и населения. В то же время предложение кредитных ресурсов банками ограничено и распределено неравномерно по системе. Политика наращивания доли на рынке банковских услуг и соответственно высокие темпы кредитования со стороны средних банков, в том числе банков с иностранным участием, компенсируются низкой склонностью к принятию рисков крупнейшими банками. А рост числа проблемных кредитов продолжается.

Соответственно банкам необходимо более активно заниматься очисткой балансов от проблемных активов в целях повышения конкурентоспособности на финансовом рынке. Вместе с тем заявленный банками потенциал использования инструментов очистки в виде передачи их в организации, управляющие сомнительными и безнадежными активами (ОУСА), в созданный Национальным Банком Республики Казахстан (НБРК) Фонд проблемных кредитов и в форме прощения безнадежной задолженности не соответствует предоставленным законодательством возможностям.

Последние тенденции таковы: отсутствие длинных денег вследствие рыночных ожиданий привело к тому, что ряд банков (в том числе таких крупных, как АО «КазКоммерц-банк») заморозили выдачу ипотечных кредитов. После смены руководства Национального Банка и возможных реформ население стало сомневаться в выгодности хранения наличности в тенге и на долгосрочных счетах в банках второго уровня.

Для того чтобы сделать вывод об уровне рисков, проведем краткий обзор состояния банковского сектора. За 2012 г. активы банковского сектора увеличились на 1062,1 млрд тенге, или на 8,3%, и по состоянию на 1 января 2013 г. составили 13 880,0 млрд тенге. По сравнению с 2011 г., который завершился для банковской системы убытком в размере

Рис. 1. Факторы рисков

Источник: составлено автором на основе «Отчета о финансовой стабильности Казахстана».

37,6 млрд тенге, в 2012 г. прибыль банков второго уровня составила 222,1 млрд тенге (табл. 1).

В структуре активов банков второго уровня значительных изменений по сравнению с началом года не наблюдалось. Основную долю в структуре активов занимают банковские займы и операции «обратное РЕПО» — 64,3%, на наличные деньги, аффинированные драгоценные металлы, корреспондентские счета приходится 8,2%, а на ценные бумаги в портфеле — 10,5%. На начало 2013 г. на банковские займы и операции «обратное РЕПО» приходилось 62,5%, на наличные деньги, аффинированные драгоценные металлы, корреспондентские счета — 8,3%, а на ценные бумаги в портфеле — 11,1% соответственно.

Баланс сектора увеличился на 0,7%, или 100 млрд тенге, в основном за счет кредитования.

Доля ликвидности снизилась незначительно — до 17,6% баланса, а инвестиционный портфель остался на прежнем уровне — 8,2%. За первые девять месяцев 2013 г баланс быстрее остальных вырос у небольших банков — Банка Китая (на 165%), да2ад БапМ (на 124%) и Банка ЯБК (на 116%). Из крупнейших десяти банков с начала года на треть выросли активы Сбербанка, Цес-набанка и Kaspi. На 20% выросли активы АО «Евразийский банк». Активы уменьшились с декабря у АО «Альянс банк» (на 2%), АО «Каз-КомБанк» (на 0,3%) и АО «БТА банк» (на 0,7%).

Ссудный портфель банков второго уровня РК увеличился за 2011 г. на 1377,0 млрд тенге, или на 15,2% (рис. 2). Стандартные займы увеличились на 301,3 млрд тенге (12,6%), сомнительные — на 621,3 млрд (12,8%), безнадежные — на 454,4 млрд (25,0%). Провизии по займам, сформированным по требованиям

Таблица 1

Структура активов банков второго уровня Республики Казахстан

Показатель 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 Прирост в % к 2013 г.

млрд тенге в % к итогу млрд тенге в % к итогу млрд тенге в % к итогу

Наличные деньги, аффинированные драгоценные металлы и корреспондентские счета 845,6 7,0 1396,5 10,9 1479,3 10,7 5,9

Вклады, размещенные в других банках 1002,6 8,3 603,9 4,7 520,2 3,7 -13,9

Ценные бумаги 2221,7 18,5 1859,0 14,5 1891,2 13,6 1,7

Банковские займы и операции «обратное РЕПО» 9 065,9 75,4 10455,4 81,6 11624,2 83,8 11,2

Инвестиции в капитал 376,1 3,1 381,0 3,0 325,3 2,3 -14,6

Прочие активы 1722,5 14,3 2 035,1 15,9 2 141,9 15,5 5,2

Резервы (провизии) -3202,9 -26,6 -3913,0 -30,6 -4102,1 -29,6 4,8

Итого активы 12 031,5 100 12 817,9 100,0 13 880,0 100,0 8,3

Источник: составлено на основании отчетности КФН РК [3].

уполномоченного органа, увеличились на 530,5 млрд тенге (18,9%).

Рост займов брутто «хороших» банков (сектор без учета «БТА банка» и АО «Альянс банк») в сентябре продолжился приблизительно прежними темпами, прибавив 1,3%. За 12 месяцев на конец сентября 2013 г. рост составил 17,1% — выше, чем в 2011 (14,1%) и в 2012 гг. (14,7%). Кредитование в иностранной валюте в сентябре продолжило ускоряться, а кредитование в местной валюте — замедляться. Сокращение ссудного портфеля приостановилось в АО «АТФ Банк», увеличившись на 0,9%. Благодаря усилиям нового акционера по возврату проблемных займов возобновляется кредитование, но невысокими темпами. Возврат проблемных активов позволил банку начать восстанавливать часть провизий.

Ситуация на депозитном рынке является индикатором состояния не только банковского сектора, но и экономики в целом, колебания цен на экспортируемое сырье и идущая зачастую в связке с этим корректировка курса национальной валюты способны оказать серьезное негативное воздействие на устойчивость всей экономической системы государства.

Недавние события в России показали, что без поддержки государства немногие банки смогли показать свою состоятельность при массовом оттоке вкладов из них. Предпринятые Центральным банком действия по повышению ключевой ставки и увеличению гарантированной страховой суммы по депозитам постепенно приводят к нормализации ситуации на банковском рынке и возврату доверия у населения.

Аналогичные меры были предприняты в Казахстане в 2009 г. после резкой (в отличие от РФ) девальвации, причем достаточно своевременно, что предотвратило возникновение ажиотажа среди населения. Национальным банком оперативно была существенно (с «запасом») повышена сумма гарантирования депозитов, что остановило отток вкладов, а на валютных счетах появилась тенденция роста, и в 2014 г. эта тенденция продолжилась, несмотря на проведенную девальвацию.

По состоянию на 1 января 2014 г. вклады клиентов банковского сектора составили 9844,9 млрд тенге, увеличившись относительно 01.01.2013 на 1312 млрд тенге. Прирост на 01.01.2013 относительно 01.01.2012 составил 9,5%, на 01.01.2014 — 15%. Ситуация

на депозитном рынке в период 01.01.2012— 01.01.2014 оставалась стабильной.

На рис. 3 показано, что вклады клиентов банковского сектора за период 2012-2014 гг. стабильно росли. Это связано с тем, что каких-либо резких изменений и скачков в экономике страны в этот период не наблюдалось.

Из вышеупомянутого можно сделать следующий вывод: депозитный рынок Республики Казахстан в условиях стабильно действующей экономики показал себя как стремительно растущий сегмент финансового рынка.

Национальный банк Республики Казахстан ежегодно определяет основные направления

денежно-кредитной политики и ставит своей целью сохранение стабильности во всех сегментах финансового рынка вне зависимости от влияния факторов мировой экономики. Являются ли эти направления эффективными, мы узнали в момент наступления девальвации февраля 2014 г.

Рассмотрим поведение депозитного рынка Республики Казахстан на примере февральской девальвации 2014 г. (табл. 2).

По состоянию на 1 января 2014 г. вклады клиентов банковского сектора составили 9844,9 млрд тенге, а на 1 июня 2014 г. — 10945,1 млрд, т.е. увеличились за

22,10%; 17%

■ 5,30%; 4% I 3,00%; 2%

8,40%; 6% _

■ 4,50%; 3% ■ 10,00%; 8%

46,70%; 36%

31,20%; 24%

Стандартные

Сомнительные 1 категории Сомнительные 3 категории Сомнительные 5 категории

Сомнительные Сомнительные 2 категории Сомнительные 4 категории Безнадежные

Рис. 2. Качество ссудного портфеля банков второго уровня в Республике Казахстан на 01.01.2013

Источник: составлено автором на основе отчетности КФН РК [3].

12 000,00 10 000,00 8 000,00 6 000,00 4 000,00 2 000,00 0,00

Динамика вкладов клиентов банковского сектора

т---1---1

01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014

Рис. 3. Динамика вкладов клиентов банковского сектора за 01.01.2012-01.01.2014, млрд тенге

Источник: составлено на основе данных НБРК [3].

Таблица 2

Вклады клиентов банковского сектора Республики Казахстан, в том числе в иностранной валюте, за период 01.01-01.06.2014, млрд тенге

01.01.14 01.02.14 01.03.14 01.04.14 01.05.14 01.06.14

Наименование показателя/ дата В том числе в иностранной валюте о В том числе в иностранной валюте о В том числе в иностранной валюте о В том числе в иностранной валюте о В том числе в иностранной валюте о В том числе в иностранной валюте

<и и со <и с В <и с В <и с В <и с В <и с В

Всего вкладов 9844,9 3664,8 10248,3 4080,9 10 778,8 5136,8 10976,8 5366,4 10778,6 5 066,5 10945,1 5092,8

клиентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклады юридиче- 5895,5 1927,4 6278,1 2283,1 6 690,6 3015,4 6 840,5 3118,3 6 542,6 2 789,2 6 663,1 2835,3

ских лиц

Вклады физичес- 3949,4 1737,4 3 970,2 1797,8 4088,2 2121,5 4 136,4 2248,0 4 235,9 2 277,3 4282,0 2257,5

ких лиц

Источник: составлено на основании данных www.afn.kz [4].

рассматриваемый период на 1100,2 млрд тенге, или на 11,2%.

Как видно, девальвация, проведенная НБРК в феврале 2014 г., не отразилась на динамике объема вкладов юридических и физических лиц в иностранной валюте, так как доверие населения к доллару США остается достаточно высоким. В кризисные периоды мировой экономической и политической нестабильности это доверие возрастает. Долларовая зависимость экономики отражается и на депозитном рынке. Вклады после 11.02.2014 стабильно росли (прирост составил приблизительно 5%). Причиной этого служит низкая информированность населения о методах инвестирования, и ориентированность в финансовых инструментах оставляет узкий коридор стабильного дохода в виде банковских вкладов.

Нынешнее состояние банковской системы достаточно надежно, но по международным требованиям необходимо привести ее деятельность к новым нормам, что также идет замедленными темпами, несмотря на плановость предпринимаемых мероприятий.

Международные стандарты Базеля призваны содействовать национальным банковским регуляторам в обеспечении устойчивости

банковского сектора путем разработки соответствующих рекомендаций. Однако на данный момент перед мировым банковским бизнес-сообществом (в том числе казахстанским) стоит проблема обеспечения достаточности капитала и снижения уровня рентабельности деятельности.

Определение ориентиров для внедрения стандартов Базеля в Казахстане четко регламентировано. На заседаниях Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка при Президенте Республики Казахстан (далее — СФС) от 10 октября 2010 г. и 11 ноября 2011 г. были приняты решения о введении стандартов Базель III в Казахстане с 1 января 2013 г. со сроком приведения регулирования в соответствие в течение двух лет.

С целью установления возможностей банков выполнять предлагаемые требования и соответственно определения последовательности внедрения стандартов Базеля III была проведена оценка текущего уровня капитала казахстанских банков в соответствии с требованиями Базель III.

Базель III устанавливает более жесткие требования к качеству инструментов, которые будут составлять регуляторный капитал

банков. В частности, установлены критерии, только при соответствии которым инструменты смогут входить в состав капитала. В случае же несоответствия инструментов критериям Базеля III они подлежат постепенному исключению из капитала. Приблизительный объем инструментов, которые не соответствуют установленным Базелем критериям, в настоящее время составляет около 3,6% от рисковых активов или 24% от общего уровня капитала банков, имеющих в своей структуре капитала такие инструменты.

В целом необходимый уровень докапи-тализации банков составляет 324 млрд тенге (5,08% от рисковых активов), в том числе докапитализация общего уровня капитала — 143 млрд (2,72% от рисковых активов) и необходимая капитализация консервационного буфера — 180 млрд тенге (2,83% от рисковых активов).

Расчет проведен на основании информации, предоставленной 23 банками, по состоянию на 01.07.2012 г.

Для сглаживания нагрузки на банки расходы на формирование провизий в различные периоды финансового цикла будут обеспечиваться введением системы динамических провизий. Кроме того, способность банков безболезненно поглощать негативные эффекты реализации специфических для системы рисков требует повышения качества капитала и установления требований по его достаточности выше минимально рекомендованных уровней по Базелю III. С учетом повышенных будущих значений достаточности капитала соответствующие ориентиры доходности, необходимой для приведения капитала в соответствие с новыми нормативами, должны также стимулировать банки к повышению кредитной активности. Кроме того, необходим рост эффективности

ОТМЕНА ПРОВИЗИЙ ПО КФН НБРК В соответствии с ПП НБРК от 27.05.2013, БВУ РК не должны будут формировать провизии по Правилам №296 КФН НБРК, провизии будут формироваться только по МСФО

ВВЕДЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОВИЗИЙ В соответствии с ПП НБРК от 27.05.2013, вводится расчет динамических резервов на ежеквартальной основе

ВВЕДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И РАЗРАБОТКА НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА

ПЕРЕСМОТР 359 ИНСТРУКЦИИ КФН

(о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в БВУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛОЩАДКИ СФС И АФК ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ БАЗЕЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ БВУ

Рис. 4. Меры КФН КР по регулированию банковской деятельности

Источник: отчетность КФН РК [4].

операционной деятельности с акцентом на внутренние системы управления рисками.

Указом Президента Республики Казахстан № 994 от 12.06.2010 был создан Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан (СФС). Совет является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан. Главной целью СФС является осуществление межведомственной координации по вопросам обеспечения финансовой стабильности и эффективного развития финансового сектора республики (см. рис. 4).

Кроме того, Совет вырабатывает предложения по регулированию финансового сектора в целях минимизации системных рисков, а также предложения по уровню системных рисков для финансовой стабильности на основе данных регулярного мониторинга.

Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) была создана в мае 1999 г. в соответствии с резолюцией I Конгресса финансистов Казахстана. Учредителями Ассоциации выступили пять крупнейших банков второго уровня и одна из ведущих страховых компаний Казахстана. Одной из целей АФК является взаимодействие с государственными органами для обеспечения эффективности деятельности членов Ассоциации и развития финансовой системы Республики Казахстан. Использование площадок СФС и АФК предполагается главным образом в виде информационной и консультационной поддержки.

Рассмотрим, как можно рассчитать динамические провизии. По нижеприведенной формуле проводится расчет с учетом прироста провизий и кредитного портфеля. Формула выглядит следущим образом:

АДР, = а, хАПЗ, + +( хАПЗ, -ДСП,),

где ДСП — прирост провизий (резервов), созданных в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями за отчетный период;

ДПЗ — прирост портфеля займов по активу, выданных за отчетный период, отраженных по балансовой стоимости;

ПЗ — портфель займов по активу на конец отчетного периода, отраженных по балансовой стоимости;

а (альфа) — параметр ожидаемых кредитных потерь, определенный как РВ*ЬОБ (вероятность дефолта средняя за цикл — РБ, умноженная на максимальные потери в случае дефолта — ЬОП);

Р (бета) — параметр скрытых потерь (исторически сложившийся уровень провизирова-ния в квартальном разрезе).

Введение динамических резервов будет осуществляться в следующем порядке.

1. С 1.01.2013 в качестве динамических провизий признается положительная разница между провизиями по Правилам № 296 и резервами по требованиям МСФО, сложившаяся на 31.12.2012 на счете № 3300 «Счет корректировки резервов (провизий)». В случае отсутствия у банка либо наличия дебетового остатка на счете 3300 на 31.12.2012 динамические провизии (резервы) на 1.01.2013 равны нулю.

2. Банкам предоставляется отсрочка по введению в действие нижнего/верхнего пределов динамических провизий до 2014 г.

3. Дополнительно до 2014 г. будет нивелировано влияние параметра в на величину формируемых динамических провизий (в = 0). В связи с этим часть динамических провизий в 2013 г. может быть использована для создания специальных провизий.

4. Экономический эффект на запас динамических провизий в 2013 г. при росте ссудного портфеля на 12% по сценариям:

• замедление темпов формирования провизий по МСФО — снижение резерва на 1/3;

• сохранение роста провизий темпами, сопоставимыми с ростом ссудного портфеля, — почти полное использование резерва.

5. С 01.01.2013 банки не должны формировать провизии по Правилам № 296.

Разработка методологии введения Базель III осуществлена без учета применения динамических провизий, а также введения МСФО 9 наряду с контрциклическим буфером капитала, так как, по мнению аналитиков банков второго уровня, данные инструменты регулирования имеют аналогичный характер — направлены на минимизацию процикличности

регулирования. Следовательно, банкам необходимы более длительные сроки по внедрению новых требований по объективным причинам. Банки, приостановившие выдачу ипотечных кредитов в 2014 г., столкнулись с проблемой создания динамических провизий, без чего невозможно было сохранить баланс соответствия требований и реальных возможностей.

На сегодня из всей карты рисков (приведенной выше) риск девальвации наиболее высок, поэтому население стремится перевести свои сбережения и накопления в реальные активы, но, тем не менее, оттока средств из банков не наблюдается и ипотека остается одним из реальных инструментов на финансовом рынке, что характеризует превентивные меры государства как достаточно эффективные, продуманные и грамотно, своевременно введенные. Риски, которые сотрясают мировую экономику, не могут обойти Казахстан, и при этом внедрение международных требований затруднено.

Таким образом, на основании проведенного обзора определились некоторые положительные и отрицательные стороны внедрения Базель III в Казахстане. Отрицательная сторона — часть установленных требований регулятора на данный момент не может быть реализована банками и отсутствует прямое влияние на риск-профиль банка; положительная — организована система управления рисками и внутреннего контроля и управления риском ликвидности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отчет о финансовой стабильности Казахстана, 2014 год. URL: http://www. rfcaratings.kz/reports/bank2014.pdf.

2. Отчетность Совета по финансовой стабильности и развития финансового рынка при Президенте Республики Казахстан URL: http://www.nationalbank. kz/?docid=1227&switch=russian.

3. Текущее состояние банковского сектора URL: http://www.nationalbank.kz.

4. Текущее состояние банковского сектора. URL: www.afn.kz.

REFERENCES

1. Report on financial stability of Kazakhstan, 2014 [Otchet o finansovoi dejatelnosti Ka-zakhstana]. URL: http://www.rfcaratings. kz/reports/bank2014.pdf.

2. The reporting of Council for financial stability and developments of the financial market at the President of the Republic of Kazakhstan [Otchetnost Soveta po fi-nansovoi stabilnosti I razvitia finansovogo rinka pri Prezidente Respubliki Kazakhstan]. URL: http://www.nationalbank.kz/? docid=1227&switch=Russian.

3. Current state of the banking sector. URL: http://www.nationalbank.kz.

4. Current state of the banking sector [Tekuchee sostojanie bancovskogo sekto-ra]. URL: www.afn.kz.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Кузнецов Д.В.

Анализ лизинговых операций: учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2015. 100 с.

ISBN 978-5-7942-1241-9

В учебном пособии в систематизированном виде изложены теоретические концепции, методы и модели количественного анализа лизинговых операций, используемые при принятии управленческих решений субъектами лизинга. Рассмотрены методы учета фактора времени, оценки потоков платежей лизингополучателя и лизингодателя, количественного анализа эффективности лизинговых проектов, численного обоснования принятия решений в условиях риска. При этом наряду с традиционными методами анализа лизинговых операций применяется новый подход, базирующийся на теории реальных опционов. Для студентов бакалавриата и магистратуры высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.