Научная статья на тему 'Рыночно-регулируемая система организации сферы социального сервиса'

Рыночно-регулируемая система организации сферы социального сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL SERVICES / MARKET MANAGEMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / MARKET RELATIONS / NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радина Оксана Ивановна, Рудакова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрена проблема «неполного рынка» в отраслях социальных услуг, приведены факторы взаимодействия рынка и государства в сфере услуг, представлены направления развития социального сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SISTEM OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICE REGULATED BYTHE MARKET

The problem of «incomplete» market in sectors of social services is considered in this article. The factors of interaction of market and state in the service sector are introduced. The drifts of the social service are presented

Текст научной работы на тему «Рыночно-регулируемая система организации сферы социального сервиса»

РЫНОЧНО-РЕГУЛИРУЕМАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА

УДК 338.242.4

Оксана Ивановна Радина,

д.э.н., доцент кафедры «Маркетинг и реклама»

ГОУ ВПО «Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса»,

Тел.: (8636)26-31-90 (доб. 102), Эл. почта: oksradina@vandex.ru

Ольга Юрьевна Рудакова,

аспирант кафедры «Маркетинг и реклама» ГОУ ВПО «Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса»,

Тел.: (8636)26-31-90 (доб. 102),

Эл. почта: olva.rudakowa2011@vandex.ru

В статье рассмотрена проблема «неполного рынка» в отраслях социальных услуг, приведены факторы взаимодействия рынка и государства в сфере услуг, представлены направления развития социального сервиса.

Ключевые слова: социальные услуги, рыночное управление, государственное управление, рыночные отношения, национальные проекты.

Oksana Radina

PhD in Economics, associate professor, the Department of Marketing and Advertizing The South Russian state university of economy and service, SEI HPE (State Educational Institution of Higher Professional Education)

Те!.: (8636)26-31-90 (extension number: 102), E-mail: oksradina@vandex.ru

Olga Rudakova

Post-graduate student, the Department of

Marketing and Advertizing

The South Russian state university of

economy and service, SEI HPE (State

Educational Institution of Higher Professional

Education)

Тек: (8636) 26-31 -90 (extension number: 102), E-mail: olva.rudakowa2011 @vandex.ru

THE SISTEM OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICE REGULATED BYTHE MARKET

The problem of «incomplete» market in sectors of social services is considered in this article. The factors of interaction of market and state in the service sector are introduced. The drifts of the social service are presented.

Keywords: social services, market management, public administration, market relations, national projects.

1. Введение

Проводимое в настоящее время реформирование социальной сферы, реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищной политике, бытовом обслуживании и сельском хозяйстве направлены на повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг: информационных, правовых, транспортных, культурных, образовательных, медицинских.

В отраслях социальных услуг, существуют препятствия для организации рынка на принципах чистой конкуренции. Как показывает практика западных стран, невмешательство государства в процессы рыночного обеспечения ряда социальных услуг ведет к проблеме так называемого неполного рынка.

2. Факторы взаимодействия рыночных и государственных начал в сфере услуг

Нежелательность исключения социальных услуг из потребления отдельных граждан вызвано, с одной стороны, их особой значимостью для жизнедеятельности человека — витальным характерам услуг здравоохранения, базисным характером общего образования в формировании личности и дальнейшей жизни каждого индивида, особым значением культуры и искусства для духовного становления и развития человека; с другой - тем, что частный рынок услуг выталкивает наименее обеспеченных граждан за свои пределы, не обеспечивая удовлетворения важнейших социальных потребностей всего населения. Поэтому в рыночной экономике обеспечение и производство общественных благ, в том числе социальных услуг, в значительной степени осуществляются государством, которое при этом выполняет также свою функцию перераспределения реальных доходов населения от высших слоев к низшим, исправляя еще один недостаток рынка. Соотношение рыночного (платного) и общественного (государственного) сектора услуг не является постоянным. Следовательно, уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависимости от действия разных факторов.

Во-первых, на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг влияет изменение технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи «производитель-клиент» в сфере коммуникации, связи и средств массовой информации стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым принцип исключаемости и конкурентоспособности услуг.

Во-вторых, рост материального благосостояния и процесс выравнивания уровня платежеспособного спроса широких масс населения при одновременном повышении социальной ответственности и гражданской зрелости каждого члена общества привели к тому, что стало возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и финансирование этих услуг перекладывать на семейный бюджет. Иными словами, происходил процесс приватизации сферы общественного финансирования, и соответственно с этим шел процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору услуг Так, в 70-е годы в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья, и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-реакреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере услуг в сторону платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно шел процесс трансформации собственности под влиянием двух взаимодействующих тенденций: развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включающих транснациональные формы, и процесса расщепления права собственности

на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочий шло с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы и деньги превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг: они выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широкое распространение различные формы контрактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при всем этом действует принцип «кто платит, тот и заказывает музыку». Контрактные отношения при наличии командных высот в общественном финансировании за государством дали возможность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения «внутреннего рынка» в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускает даже в сфере обороны существование частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, размещение государственных военно-строительных программ среди частных компаний. В сфере социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее предоставления и потребления, т. е. организовать производство услуг на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять интересы потребителей и финансировать их от имени государственных муниципальных организаций сферы услуг. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников.

В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг оказывают сильное влияние конкретные исторические условия развития страны, в том числе развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов — войн, кризисов, революций.

Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влия-

нию политического фактора. Так, во многих странах Европы в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики. Соответственно многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказалась ограниченность платежеспособного спроса населения и сильная инерция социальной солидарности всех слоев, которая сложилась в военный период под влиянием объединяющей идеи борьбы против общего врага.

В 70-80-х годах прошлого века ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени. Маятник соотношения государственного и рыночного сектора в экономике вообще, в сфере услуг - в частности, качнулся в сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор услуг. В некоторых странах (например в Германии, Австрии, Франции, Скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в этих отраслях услуг. В России все вышеприведенные факторы, влияющие на соотношение рынка и государства в сфере услуг, на протяжении XX века действовали еще более противоречиво. Здесь наблюдались возвратно-поступательные процессы, когда периоды расширения сферы рынка в экономике, в том числе в сфере услуг, сменились его сужением и расширением сферы действия государства. В конце XX века верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок. [1]

3. Экономические предпосылки формирования рышка сервиснык услуг В России для формирования полноценного рынка сервисных услуг в настоящее время имеются определенные экономические предпосылки.

Во-первых, в сфере сервиса действует большое количество предприятий, которые (за исключением отдельных видов услуг) не занимают монопольного положения на потребительском рынке. Поэтому в отличие от материального производства, в этой сфере можно достаточно быстро создать условия для свободной конкуренции между производителями услуг.

Во-вторых, согласно Указу Президента России «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения», основная часть предприятий службы быта приобрела статус юридического лица, экономическую самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности.

В-третъих, в связи с тем, что производство услуг всегда неразрывно связано с их реализацией потребителю, в сфере быта накоплен определенный опыт работы с населением в условиях изменяющегося потребительского спроса.

В-четвертых, в системе сервисных услуг уже давно имеется довольно значительный сектор, функционирующий на рыночных принципах, в который входят кооперативные предприятия и граждане, работающие в порядке индивидуальной трудовой деятельности. Это создает определенные условия готовности отрасли бытового обслуживания населения к формированию в ней рыночных отношений.

Национальные проекты — важнейшая часть реформы социальной сферы, реформы, вызванной не только переходом общества к жизни в условиях демократического социального государства с рыночной экономикой, но и пересмотром принципов социального обеспечения. «Проблемная» социальная сфера, как уже неоднократно указывалось в экономических исследованиях, способна существенным образом тормозить экономическое развитие государства. Данные исследований, проведенных Всемирным банком в отношении стран с переходной экономикой, свидетельствуют о том, что перспективы экономического роста в этих странах в большей степени связаны с развитием человеческого и социального капитала и в несравненно меньшей пропорции обусловлены состоянием физического капитала и природными ресурсами.

Современный этап в развитии социальной политики российского государ-

№3, 2011

96

ства должен стать во многом переломным, но не в плане глобального пересмотра курса развития, а в плане превращения во многом бессистемного реформирования в логическую обусловленную систему мер. Первые шаги уже сделаны: вместо планирования в рамках очередного года стало возможным осуществлять прогнозирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

4. Направления развития социального сервиса на основе реализации национальных проектов

Национальные проекты, как и любая иная конструктивная идея, имеют свою логику развертывания, последовательность в реализации задач. Сначала — повышение заработной платы в первую очередь тем работникам социальной сферы, которые в силу известных должностных обязанностей оказывают услуги значительному числу граждан, наиболее часто встречаются с получателем услуг и от их профессионализма во многом зависит дальнейшее развитие событий (участковые терапевты, классные руководители), следом — специалисты иного профиля. Следующая задача — создание такой материально-технической базы, которая позволяла бы оказывать услуги высокого уровня, оснащение имеющихся учреждений аппаратурой и оборудованием. Далее — строительство новых центров, предоставляющих высокотехнологические медицинские и образовательные услуги. Данные меры позволят не только повысить качество услуг, но и сделать их более доступными для граждан, проживающих вдали от крупных центров России. [3]

Национальный проект и реформирование той или иной сферы жизни общества - тесно связанные явления. Национальные проекты можно рассматривать как своеобразный «катализатор», позволяющий ускорить модернизацию социальной сферы.

В результате преодоления прежней

идеологизированной и централизованной системы функционирования сферы обслуживания в нынешней экономической ситуации инфраструктура потребительского рынка услуг переживает этап перехода в качественно новое состояние, что предполагает формирование современных механизмов управления этой подсистемой национальной экономики.

Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, рост реальной начисленной заработной платы и пенсий были основными факторами увеличения потребительского спроса населения и ускоренного расширения рынка платных услуг. Сдерживающее влияние на динамику объема платных услуг оказывал фактор цен. В первую очередь это касалось жилищных, коммунальных, отдельных видов бытовых и санаторно-оздорови-тельных услуг. Существенное влияние на динамику отдельных видов платных услуг оказывает различие в уровнях располагаемых доходов отдельных групп домохозяйств. При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых доходов особенно быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов платных медицинских и образовательных услуг). Неравномерность развития различных видов услуг определялась влиянием и иных факторов, свойственных развитию того или иного вида сервиса. Темп развития различных отраслей сферы платных услуг был разным.

5. Заключение

Современная система социального обеспечения нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Сложившиеся механизмы ее роста ориентированы на расширение существующей структуры социального обслуживания. Но решение этих проблем, а также развитие качественного социального сер-

виса для основной части населения требует значительных масштабных преобразований, связанных с содержательным изменением функционирования сферы бытовых и иных платных услуг и освоения ими социально значимого обслуживания. Отечественная сфера бытовых услуг уже прошла стадию рыночных преобразований, сформировалась инфраструктура бытового обслуживания, сохраняются тенденции ее количественного роста. Качественное совершенствование данной сферы возможно в направлении освоения нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Литература

1. Аборнева О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом № 3, 2001

2. Бабков Г.А. Методика экономических исследований и расчётов в региональной и сервисной экономике : монография / Г.А. Бабков, Л.И. Муратова, С.А. Понамаренко. - Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.-586 с.

3. http://www.juristlib.ru/book_ 3139.html - Юридическая библиотека

Literature

1. Babkov GA Methodology of economic research and calculations in the regional and the service economy: Monograph / GA Babkov, LI Muratova, SA Ponamarenko. - Mining: GOU VPO "SR-SUES, 2009.-586 .

2. http://www.juristlib.ru/book_ 3139.html - Law Library

3. Aborneva OI Modern mechanism of regulation of economic activities of trade: a regional perspective / Management in Russia and abroad, № 3, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.