Научная статья на тему 'Рынки, цены и эффективность использования сортовых углей'

Рынки, цены и эффективность использования сортовых углей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынки, цены и эффективность использования сортовых углей»

© А.И. Жигуленкова, С.Н. Алексеева Т.Ю. Кекух , 2002

УДК 622:338:658.1

А.И. Жигуленкова, С.Н. Алексеева Т.Ю. Кекух

РЫНКИ, ЦЕНЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОРТОВЫХ УГЛЕЙ

П

редприятия малой энергетики предъявляют повышенные требования к качеству угольной продукции, так как эффективность ее использования в большей мере, чем при пылевидном сжигании, зависит от потребительской ценности угля: размера, однородности состава, зольности, влажности, сернистости и в меньшей мере от его марки.

Существует следующая классификация углей по размеру кусков: штыб (0-6 мм), семечко (6-13 мм), мелкий (13-25 мм), орех (25-50 мм), крупный (50-100 мм), плитный (100-300 мм) и рядовой (0-300 мм). В настоящее время, в среднем по угольной промышленности России, выход штыба составляет 61,4 %, что свидетельствует о серьезных проблемах обеспечения населения углями крупно-средних классов.

Дефицит сортовых углей для слоевого сжигания проявляется и у других потребителей и, прежде всего, в коммунальных котельных со слоевыми топками. В этом специфическом виде потребления энергетических углей использование мелких классов (или еще хуже рядовых углей) ведет к огромным потерям: провалам в решетки, химическим и механическим недожогам.

Повышение эффективности использования углей в их сегментах рынка в определенной мере ведет к увеличению использования энергоресурсов, что достигается двумя способами: увеличением их добычи или повышением эффективности использования. Главное внимание в настоящее время, как и в период планового развития экономики, уделяется именно первому способу.

Экстенсивное развитие угольной базы натолкнулось на серьезные трудности по уровню затрат: увеличение объемов добычи обходится в 3-10 раз дороже, чем повышение эффективности использования классифицированных, облагороженных углей. При этом 1 т ус-

ловного топлива (т у.т.) углей обходится в 4-6 раз дешевле затрат на добычу и транспортирование равного количества первичного топлива. Экономия и улучшение качества угля взаимозависимы и являются частью проблемы экономии энергоресурсов.

По прейскуранту оптовых цен на декабрь 2000 г. оптовая цена донецкого антрацита крупного угля составляет 850 руб., а рядового антрацита - 460 руб., донецкий плитный антрацит стоит 860 руб.

По данным ИГД им. А. А. Скочин-ского, КПД бытовых печей при сжигании антрацита марки АК (антрацит крупный) составляет 64,3-73 %, марки АР (антрацит рядовой) со штыбом 23-53,2 % (в зависимости от уровня зольности). При разнице КПД на 11,1 % (по максимальному уровню) теоретически цена этой марки должна быть выше марки АР не более чем на этот же процент.

460.64,3 с

Цак=--------- = 556 руб.

53,2

Фактически по прейскуранту 2000 г. цена марки АК составляет 850 руб., т. е. в 1,53 больше.

Широкое внедрение комплексной механизации со шнековыми и барабанными комбайнами позволило снизить себестоимость угля, однако относительная стоимость потерянного качества возросла.

При сжигании рядового угля вместо сортового КПД снижается с 64-73 до 23-35 %, а перерасход угля составляет 50-100 %. Кроме того, при слоевом сжигании мелкого или рядового угля ухудшается экология - сильно загрязняется воздух. В настоящее время в крупных котлах со слоевым сжиганием должно потребляться 10 % всего поставляемого угля, для коммунальнобытовых нужд при сжигании в разнообразных топках - 13,7 %, на прочее - 4,1 %. Таким образом, количество сортового энергетического угля должно состав-

лять 27,7 %, однако его выпуск вполовину меньше.

Не все добывающие предприятия имеют ресурсы сортового топлива в отгружаемой продукции, что приводит к его дефициту даже в регионах, где эти угли добываются. Возникает необходимость завоза таких углей из других районов, а при отсутствии ресурсов - использование рядовых углей (Донецкий угольный регион). Так в 2000 г. всеми производителями отгружено около 17,6 млн т. сортовых энергетических углей, а потребности только коммунальных потребителей в сортовых углях составили 38,1 млн т. Таким образом, дефицит сортового топлива за 2000 г., по расчетам, превысил 20 млн т.

При отсутствии конкуренции у производителя цена на угли крупных классов превышает рациональные уровни в 1,5-2 раза. У потребителей это превышение выше всяких разумных пределов уже за счет многочисленных перепродавцов и посредников. Анализ фактически сложившихся цен у производителей в декабре 2000 г. показал, что на большинстве предприятий плановые и фактические цены превышают их рациональные соотношения (табл. 1).

В первую очередь это относится к

углям ХК «Кузбассраз-резуголь». Превышение цены на сортовые угли составляет 250-297 руб/т.

Несколько лучше обстоят дела в других объединениях. Но практически по всем предприятиям отклонения цен имеют место как в сторону их увеличения, так и уменьшения. Для анализа складывающихся уровней цен на сортовые угли в отдельных областях экономических районов были использованы данные по ресурсам и объемам поставок сортового топлива по прогнозу потребности в углях на 2000 г.

Расчет цен на угли у потребителей был произведен по основным угледобывающим регионам, где сортовой уголь является товарной продукцией предприятий.

Северный район, производит

Таблица 1 Таблица 3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕН НА СОРТОВЫЕСГОИтОаТРЕЙКЮУСЯШИОНОСТАВИЮУГЛЯ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РУБ/Т

С УЧЕТОМ РАЦИОНАЛЬНЫХ СООТНОШЕНИ 1 ЦЕН К РЯДОВЫМ УІ ЛЯМ

Поставщик Марк! угля д оставки, км Ц на угля уго доиНДСителя, рубДї> ставки, км т угля с НДС

«ей© Щ £ ® ЗН а 3р 3 х с угли по у декаб-) г. ^учетом раї отношений 1 156 и сорт иональных со-ен на рядовые вые угли5 і »актические5рны к цене с учетом рациональных соотношений

ХК«Кузбассразрезуголь» УК «Кузбассуголь» ОАО «Ленинск-уголь» ОАО«Прокопьевскуголь» ОАО«Белово-уголь» ДПКС ДПКО1 ДГПК< ССПК ТПК ТМ ДКО ДКО ССПК ДКО ) 40 565,2 45 484,3 50 562,1 55 694,4 60 705,8 65 546,6 70 295 75 400 80 245 85 210 0 7 0 2 0 7 1/4 52 192 50 210 54 228 43 246 47 264 46 282 50 300 48 318 29 336 54 6,91 100 0,32 105 0,89 110 5,46 115 4,04 130 3,98 140 0,22 150 2,70 160 8,21 170 5 97 180 +3399 -14095 +2І^1 +25[8[,4>6 +231,46 +8269 -205722 -82,7) -53,21 -37776

ОАО «Южный Кузбасс» ТПКО 270 366,01 -96,01

ОАО «Разрез Черниговец» ССПК 500 646,43 -146,43

ОАО «Ростовуголь» АП 860 892,62 -32,62

АМ 763 632,19 +130,81

ОАО «Гуковуголь» АК 911,03 1002,80 -91,77

АМ 911,03 828,00 +83,03

ОАО «Шахта «Обуховская» АС 583,09 407,37 +175,72

ОАО «Шахта «Воргашор- ГЖОПК 400,00 425,04 -25,04

ская»

ОАО «Интауголь» ДКОМ 420 607,70 -187,70

ОАО «Тулауголь» 2БК 235 284,32 -49,32

ОАО «Челябинскуголь» 3БКОМ 274,34 510,56 -236,22

сортовое топливо и на сегодняшний день полностью обеспечивает себя и некоторые региональные рынки страны, на 2000 г. потребность в сортовом угле составила 990,0 тыс. т. у.т.

Цены на сортовой уголь, добываемый на шахте «Воргашорская» (ГЖОПК), составляющие 350 руб/т, в ОАО «Интауголь» (ДКОМ) - 420, а на шахте «Западная» (ДКОМ) - 420 руб/т, конкурируют с антрацитом, Донецкого бассейна. Цены производителей на некоторые угли Кузбасса были следующими (см. табл. 2).

Эти цены по ряду углей меньше, чем на добываемые в Печорском бассейне, но с учетом железнодорожных тарифов, при доставке их в Мурманскую, Вологодскую и другие области Северного района, становятся намного

выше местных из-за значительно более высоких транспортных затрат.

В Центральном районе европейской части России производится сортовое топливо. Однако ОАО «Тулауголь» -единственный поставщик концентрата марки 2Б и сортов 2БО и 2БК - не может полностью удовлетворить потребности района, вследствие чего остро встает вопрос о завозе углей из других регионов. Проблема обостряется тем, что многие угледобывающие объединения - поставщики углей, находятся на равном удалении от областей этого района, поэтому вопрос конкурентоспособности углей этих бассейнов стоит весьма остро и во многом зависит от их качества и цен.

У подмосковных (ОАО «Тула-уголь») самое низкое качество из всех российских сортовых углей, поэтому цена 1 т у.т. даже у производителей является чрезвычайно высокой. Во всех областях Центрального района эти угли по цене находятся на уровне углей ОАО «Кузбассразрезуголь» (при значи-

тельно худшем качестве) и намного дороже практически всех сортовых углей, добываемых на предприятиях Кузбасса. Цены на донецкие угли, за исключением марки АС, выше подмосковных. Относительно более дешевые угли Урала на рынок Центрального района не поступают, так как уральские угольные предприятия не в состоянии обеспечить сортовыми углями потребителей своего экономического района.

Волго-Вятский район является полностью углепотребляющим. В 2000 г. общая потребность в сортовом угле составила 550,7 тыс. т у.т. Поэтому проблема выбора предпочтительного угля для данного района стоит наиболее остро, так как все они сюда завозятся.

Анализ цен на различные сортовые угли, складывающихся в отдельных областях, показывает, что наиболее дешевыми являются угли марки АС ОАО «Ростовуголь» и шахты «Обуховская», ДКОМ ОАО «Интауголь», ГКОМ ОАО «Ленинск-уголь», ДМ ОАО «Белово-уголь», ССПК ОАО «Прокопьевск-уголь».

Северо-Кавказский район покрывает значительную часть своих потребностей за счет собственных ресурсов

Таблица 2

Предприятия Марка угля Цена, руб/т.

ОАО «Междуречье» ТОМ 500

ОАО «Ленискуголь» ГКОМ 300

ДКО 318

ДМ 360

ОАО «Беловоуголь» ДКО 210

ДМ 205

сортового топлива из Донецкого бассейна. Потребность района в 2000 г. составила 305,8 тыс. т у.т. Для данного района угли Ростовской области являются самыми дешевыми благодаря близости расположения и малых транспортных затрат. Однако между тремя объединениями цена на одинаковую продукцию различна. Наиболее дешевыми являются угли ОАО «Обуховское», а наиболее дорогими - угли ОАО «Ростовуголь». Однако, если появится дополнительная необходимость в завозе сортового угля из других регионов, то предпочтение должно быть отдано кузнецким углям.

Западно-Сибирский район является одним из наиболее крупных регионов, имеющих большие собственные ресурсы сортового угля, который производится предприятиями Кузнецкого бассейна.

Обеспечение района сортовым топливом производится за счет местных углей. Однако сложившиеся цены по отдельным объединениям Кузбасса свидетельствуют о том, что данные угли не всегда могут конкурировать с другими углями Сибири, и в первую очередь ОАО «Хакас-уголь».

Несмотря на то, что некоторые кузнецкие сортовые угли по качеству лучше хакасских, а более близкое расположение к местным потребителям позитивно сказывается на стоимости перевозок, в ценовом аспекте хакасский уголь оказывается более выгодным для потребителей всех областей Западной Сибири. Анализ показал, что подобная ситуа-

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

ция сложилась по всей России в результате того, что цены на угли различных месторождений сформированы без учета объективной оценки сравнительной энергетической ценности различных углей.

Особенностью этого сегмента рынка является наличие сложной системы поставщиков и продавцов углей в цепочке их продажи. Взаимоотношения между добывающими и сбытовыми предприятиями рассмотрим на примере Московского углесбыта, который является одним из наиболее крупных перепродавцов. Если до 1990 г. объем поставок этого предприятия составлял 150 тыс. т угля, то сегодня эта цифра уменьшилась в десять раз - до 15 тыс. т. На протяжении многих лет предприятие «Углесбыт», работая с ОАО «Рос-товуголь» и ОАО «Кузбассразрез-уголь», завозит на московский рынок марки АК и ССПК. Уголь доставляется железнодорожным транспортом на базу, где каждый сорт хранится на специальной площадке. Уголь вывозится на объ-екты самовывозом - автотранспортом «Углесбыта» или независимой транспортной компанией.

В табл. 3 приведены стоимости автоуслуг транспортной компании. Сфера поставок охватывает радиус до 180 км.

Таким образом даже при одном перепродавце затраты возрастают на перегруз, складирование, дополнительный транспорт.

Отсутствие на добывающих предприятиях сортового угля (или по причине закрытия большого количества шахт или из-за отправки его на экспорт) превращает «Углесбыт» в просителя со всеми вытекающими надбавками к цене у потребителя.

Существенно затрудняет работу удорожание железнодорожного транспорта и отсутствие требуемого количества вагонов для доставки закупаемого угля. Дробление некогда крупных предприятий «Углесбыт» на частные фирмы создает нецивилизованную конкуренцию без правил «игры». Чрезмерно высокие цены на сортовую продукцию складываются у потребителей также в результате участие в процессе товародвижения угля большого числа посреднических компаний-перепродавцов. Обнищание мелких закупающих организаций ведет к переходу их на более дешевый и некачественный уголь.

Поэтому особенно важным является разработка методов оценки потребительской ценности этих углей. Для отражения конкурентоспособности отдельных марок по территории России необходима более объективная оценка всех углей, используемых в одном виде потребления, и в первую очередь это относится к Кузбассу, как основной базе поставок топлива для коммунально-бытового хозяйства, как по объемам, так и по ассортименту продукции.

Жигуленкова Алевтина Ивановна - кандидат экономических наук, ЦНИЭИуголь. Алексеева С.Н. - ЦНИЭИуголь.

Кекух Татьяна Юрьевна - экономист, ОАО «Ростовуголь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.