Научная статья на тему 'Рыбопромышленный кластер как инструмент эффективного управления рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока'

Рыбопромышленный кластер как инструмент эффективного управления рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / СЫРЬЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лелюхин Сергей Егорович

Рассматриваются проблемы организации эффективной переработки рыбы и морепродуктов на территории Дальнего Востока, а также пути и способы их решения, в том числе – создание Дальневосточного инновационно-технологического рыбопромышленного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыбопромышленный кластер как инструмент эффективного управления рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 664.8 ББК 65.352

С.Е. ЛЕЛЮХИН

Рыбопромышленный кластер как инструмент эффективного управления рыбохозяйственным комплексом Дальнего Востока

Рассматриваются проблемы организации эффективной переработки рыбы и морепродуктов на территории Дальнего Востока, а также пути и способы их решения, в том числе - создание Дальневосточного инновационно-технологического рыбопромышленного кластера.

Ключевые слова: рыбный промысел, сырьевая направленность, водные биоресурсы, материально-техническая база, рыбопромышленный кластер, глубокая переработка, инновационные подходы.

Рыбная отрасль имеет особое значение для Дальнего Востока, где рыбохозяйственные предприятия традиционно являются градообразующими, а рыбный промысел - одним из источников обеспечения жизнедеятельности населения. В Дальневосточном бассейне вылавливается 99% всех лососевых от общего улова по России, 100% - крабов, свыше 90% - камбаловых, более 40% - сельди, около 60% - моллюсков, около 90% - водорослей.

Однако, как свидетельствует статистика, дальневосточный рыбный бизнес имеет отчетливую экспортно-сырьевую направленность. Так, по итогам 2011 г., прирост объемов экспорта в регионе к уровню предыдущего отчетного

ЛЕЛЮХИН Сергей Егорович — кандидат экономических наук, президент Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования, г. Владивосток.

16

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

периода составил 2,3%, или 1 188 тыс. т, в том числе свежей и мороженой рыбы с низким уровнем добавленной стоимости - 90,6%.

Из-за сырьевой направленности рыбохозяйственного комплекса (РХК) Дальнего Востока мультипликатор добавленной стоимости «рыбы» (отношение валовой добавленной стоимости РХК к стоимости выловленных первичных биоресурсов) сегодня в 3-7 раз ниже, чем в других странах АТР.

Несмотря на удорожание товаров и услуг первой необходимости на фоне низких доходов населения, рыба и морепродукты остаются в ряду важнейших компонентов рациона питания основных групп населения, причем востребованность российским рынком рыбопродукции глубокой степени переработки растет. Но российские рыбопереработчики не могут обеспечить поставки качественных товаров в нужном количестве; как следствие, в отрасли наблюдаются признаки зарубежной экспансии, проявляющиеся в том, что рыбопереработкой российского сырья занимаются иностранные компании, например, гонконгский холдинг «ПасификАндес», рыбоперерабатывающие предприятия г. Далянь (КНР) - «Liao yu group», «Tianbao» и «Dalian Kaiyang world seafood Co. Ltd.», и др. Основным поставщиком сырья для данных предприятий являются исключительно российские компании. По информации сотрудников «Dalian Kaiyang world seafood Co. Ltd.», только через их предприятие ежегодно проходит более ста тысяч тонн сырья из России. Как правило продукция класса премиум, произведенная в КНР из российского сырья, поставляется в страны ЕС, Африканского континента и АТР, включая Российскую Федерацию.

Анализ причин, обуславливающих перемещение процесса переработки водных биоресурсов, добываемых в российской экономической зоне, на территорию иностранных государств, в частности в КНР, показал следующее.

1. В современных условиях рыночной экономики существующие в России системы и механизмы управления рыбохозяйственным комплексом не способствуют эффективному развитию отрасли и входящих в нее предприятий.

Стратегическая роль отрасли в снабжении населения высококачественной, безопасной и питательной рыбой и морепродуктами, а также высокая степень конкуренции на международных рынках - все это требует разработки и внедрения принципиально новой модели управления рыбохозяйственным комплексом страны, обеспечивающей высокую прибыльность и конкурентоспособность рыбной отрасли, ключевыми элементами которой являлись бы стабильность, предсказуемость и инновационность.

2. Существенное влияние на результаты деятельности рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока оказывает моральная и физическая изношенность материально-технической базы (рыболовецкий флот, порты, перерабатывающее оборудование, холодильные мощности и в целом прибрежная инфраструктура).

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

17

Затянувшийся процесс перехода к рыночной экономике и связанный с этим глубокий экономический кризис на годы затормозил и развитие научнотехнического прогресса и инновации на предприятиях РХК. В результате большая часть таких предприятий выпускает низкокачественную, с низкой степенью переработки, неконкурентоспособную продукцию, которая не пользуется стабильным спросом еще и по причине ее дороговизны.

Кроме того, на большинстве рыбопромышленных предприятий отсутствует необходимый для осуществления инновационной деятельности научно-технический и кадровый потенциал (конструкторские отделы, лаборатории, отделы новой техники, научной организации труда и управления производством). Инновационная деятельность на рыбохозяйственном предприятии представляет собой сложный, многоцелевой процесс, требующий всестороннего комплексного подхода к решению организационных, технических, экономических, маркетинговых вопросов, однако без решения данной проблемы осуществить задачу повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции не представляется возможным.

3. На территориях российских регионов, наиболее подходящих для организации глубокой переработки водных биоресурсов (Приморский край), отсутствуют механизмы инвестиционной привлекательности, гарантирующие доступ к отечественному сырью и стимулирующие развитие рыбообрабатывающего производства.

Так, в г. Далянь (КНР) вся рыбопродукция, поступающая из России, перерабатывается в так называемой «бондовой зоне» (Даляньская свободная экономическая зона - ДСЭЗ), затем экспортируется в другие страны. ДСЭЗ - крупнейшая свободная экономическая зона на северо-востоке Китая. В соответствии со своим статусом она предоставляет возможности снижения стоимости инвестиций в китайскую экономику. Производители, импортеры и экспортеры имеют уникальную возможность реализовать инновационные проекты, связанные с ведением бизнеса в Китае. Несмотря на то, что ДСЭЗ расположена в пределах государственных границ КНР, она не является таможенной территорией. Таким образом, все товары, перемещаемые в Китай через ДСЭЗ, не облагаются таможенными пошлинами до момента их вывоза с территории ДСЭЗ. Компании, работающие в ДСЭЗ, имеют преимущества за счет упрощенных процедур таможенного оформления, либеральных льгот по валютному обмену, отсутствия экспортных квот и ограничений на импорт. Как резиденты, так и зарубежные юридические и физические лица вправе осуществлять производственные и торговые операции в пределах ДСЭЗ: от хранения и экспонирования импортных товаров до комплексных производственных процессов, в которых используется отечественное и импортируемое сырье. Это позволяет им отсрочивать, уменьшать или вообще исключать таможенные платежи по импорту. Как юридические, так и физические лица вправе учреждать в зоне совместные предприятия или предприятия, находящиеся

18

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

в полной собственности. Внутри ДСЭЗ разрешается осуществлять торговые операции, переработку, складирование и распределение/движение товаров, оказывать коммерческие и банковские услуги1.

Проблема организации эффективной переработки рыбы и морепродуктов на территории Дальнего Востока (в отличие от КНР) является на сегодняшний день одной из важнейших для рыбохозяйственного комплекса и решить ее можно только на основе инновационных подходов, обеспечивающих производство современного высотехнологичного оборудования для рыбопереработки и выпуск продукции глубокой переработки рыбы и морепродуктов с использованием безотходных технологий.

Динамика хозяйственных отношений не только в нашей стране, но в мире показывает, что крупные предприятия не обладают той скоростью адаптации, которая требуется сегодня на открытом рынке. Небольшим же предприятиям хоть и гораздо легче реагировать на любые изменения - спроса, конъюнктуры, технологий - но они не имеют достаточно ресурсов, чтобы победить в конкурентной борьбе по освоению потребительского рынка. В результате в настоящее время обозначились две тенденции сохранения и развития бизнеса, во-первых, использование противозаконных методов, во-вторых, поиск новых легальных форм организации профессионального труда, более совершенных способов ведения бизнеса, как например, кооперация с другими предприятиями, наиболее эффективной формой которых являются кластерные образования.

Кластер (англ. cluster), как форма пространственной организации экономической деятельности отдельных территорий с определенной отраслевой специализацией, сконцентрированная на некоторой территории, - это группа взаимосвязанных компаний: поставщиков продукции; специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Глобализация и информатизация экономики в условиях формирования постиндустриального общества привела к существенным изменениям в хозяйственной структуре. В индустриальной экономике главным фактором экономического роста было углубление общественного разделения труда, продуктовой, технологической и профессиональной специализации. В современных условиях на первый план выходит межфирменная и межотраслевая научно-производственная кооперация, консолидация и интеграция. Внешняя торговля готовыми продуктами всё более дополняется и заменяется международным кооперированием в разработке, производстве и реализации конечного продукта, получает широкое распространение в европейских, азиатских и других странах.

1 Инвестиции в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/referats/258FE62DD019418BB9ACC0E D3E3C02BB

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

19

В России формирование рыночно ориентированных кластеров позволит органам государственной власти стимулировать инновационное развитие субъектов хозяйственной деятельности. Предприятия различных отраслей и форм собственности смогут создать организационно-экономические объединения поставщиков и потребителей продукции и услуг на основе международных стандартов менеджмента качества. Появится возможность обоснованного инвестирования в возведение объектов, которые на основе экономических механизмов и предсказуемых рисков, используя местные ресурсы, увеличат валовой региональный продукт и реализуют функцию обеспечения жизнедеятельности населения региона.

В отличие от интегрированных бизнес-групп (ИБГ) кластер не предусматривает концентрации собственности в руках государства или частного владельца и не ограничивает срок своего существования реализацией конкретных инновационно-инвестиционных проектов.

Кластеризация экономики означает не только эволюцию организационных форм хозяйствования, но и структурную реформу общественных институтов на базе общественно-государственного партнёрства, сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса, регионализации государственного регулирования.

Системообразующим элементом кластера является цель его создания. Она отличается от частных целей участников кластера, т. к. заключается не в максимизации прибыли его участников, а в создании условий, предпосылок, организационных и социальных возможностей для устойчивого развития региона, согласования интересов участников кластера. Концепция кластера как социального института, основанного на согласовании интересов и сотрудничестве различных агентов, а не только на их конкуренции, слияниях и поглощениях, противостоит конкурентно-индивидуалистической парадигме в современной экономической науке.

Переход от экономики фирм к экономике кластеров означает переход к новой форме совместного труда, при которой координация деятельности осуществляется на основе свободного информационного обмена по горизонтали, обмена знаниями, умениями и навыками, совместного использования нематериальных активов.

Для формирования кластера, как свидетельствует анализ мирового опыта, особенно важно социальное партнерство бизнеса, местного социума и администрации, формирование нового типа работников (knowledge workers), способных создавать, систематизировать и использовать новое знание для обновления производства и повышения производительности труда.

Согласно теории известного экономиста Майкла Портера, кластер -это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг

20

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

друга. При этом М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы2. Для экономики государства кластеры являются точками роста внутреннего рынка.

Следует отметить, что в кластере выгода распространяется по всем направлениям связей.

- Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.

- Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.

- Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности.

- Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации3.

Таким образом, формой, объединяющей предпринимателей, различных форм и объемов, занятых в рыбном бизнесе, может стать инновационно-технологический рыбопромышленный кластер. Необходимо отметить, что идея создания инновационно-технологического рыбопромышленного кластера на Дальнем Востоке (при нахождении координирующей компании и основных производств во Владивостоке) обусловлена целым рядом объективных предпосылок, таких как:

1) ресурсные заделы - географическое расположение, наличие сырьевой базы, специализация региона в рыбохозяйственной деятельности, высокотехнологичный производственный и кадровый потенциал, научные и образовательные учреждения, малый, средний и крупный производственный бизнес;

2) рыночные потребности - в том числе региональные - в качественных продуктах питания из рыбы и морепродуктов и, как следствие, в современных рыбоперерабатывающих комплексах и оборудовании на условиях льготного кредитования с учетом высоких отраслевых рисков;

3) государственная политика - масштабное обновление материальнотехнической базы рыбохозяйственного комплекса при активном государственном воздействии на отраслевые экономические процессы, совершенствовании нормативно-правовой базы, развитии государственно-частного партнерства, реализации федеральных и ведомственных целевых программ.

2 Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

3 Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

21

Предварительные маркетинговые исследования рынка рыбоперерабатывающего оборудования Дальнего Востока и тенденций его развития показывают, что в случае создания кластера и реализации мер государственной поддержки развития рыбопереработки на территории ДФО путем субсидирования рыбоперерабатывающим предприятиям части затрат позволит увеличить объем конкурентноспособной переработки рыбы на берегу.

Кроме того, реализация перечисленных мероприятий, включая строительство новых объектов в рамках кластера, вызовет так называемый мультипликативный эффект за счет создания добавленной стоимости непосредственно на предприятиях, использующих высокотехнологичное оборудование для глубокой переработки рыбы и морепродуктов, и смежных с ними производств. В данном случае прирост добавленной стоимости, произведенной предприятиями округа, может составить более 50 млрд р. Это в свою очередь обеспечит дополнительные поступления в федеральный бюджет и позволит компенсировать его за счет увеличения мультипликатора добавленной стоимости по завершению переходного периода после вступления России в ВТО и снижения импортных пошлин во всех отраслях народного хозяйства, включая и рыбную.

Наряду с этим Дальневосточный инновационный рыбопромышленный кластер мог бы выступить в роли консолидирующего звена по стимулированию внутреннего спроса на качественные продукты из рыбы и морепродуктов глубокой степени переработки, объединяющего усилия производителей продукции и государственных структур (рекламные и иные мероприятия) и позволяющего сформировать у населения понимание того, что качественные продукты из рыбы и морепродуктов - это не только продукты питания, но и гарантия здоровья.

Очень важным положительным моментом является тот факт, что инновационно-технологический рыбопромышленный кластер на территории Дальнего Востока уже начал формироваться по горизонтали «естественным путем». Одним из инициаторов начавшегося процесса стала Ассоциация разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования (АРППРКО). В состав АРППРКО входят предприятия, занимающиеся конструкторской разработкой линий, цехов, заводов, изготовлением, монтажом, сервисным обслуживанием технологических комплексов береговых, судовых рыбообрабатывающих производств, иного технологического оборудования, строительные, научно-исследовательские, опытноконструкторские, проектные организации, консалтинговые центры. Развитие кластерного образования по вертикали, т. е. по инициативе государственных органов не позволяет использовать в полной мере инициативу и энтузиазм самих предпринимателей. Формирование же кластера как по вертикали, так и по горизонтали позволит лучше учитывать преимущества кластера для большей эффективности развития рыбохозяйственного комплекса.

Например, по инициативе участников АРППРКО (и в рамках ассоциации) определено направление деятельности кластера, основные его участники,

22

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

их функции и возможные компетенции, определена примерная продуктовая линейка рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования, проводятся маркетинговые исследования и ОКР, разработан принцип функционирования кластера и механизма управления инновациями, и т. д. Соответствующие предложения в период 2012-2013 гг. были направлены губернатору Приморского края, депутатам Государственной думы России, в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, Федеральное агентство по рыболовству, Контрольное управление Президента России, Управление рыбного хозяйства Приморского края4.

Состав участников Дальневосточного инновационно-технологического рыбопромышленного кластера предлагается следующий (рисунки 1-3):

- координирующая компания ЗАО «Дальневосточный инновационнотехнологический рыбопромышленный кластер» (с государственным участием);

- органы исполнительной власти;

- Экспертный совет по инновациям;

- Ассоциация разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования;

- группа компаний промышленно-сбытового блока;

- научные учреждения (ДВФУ, ТИНРО-центр, ДВО РАН, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет);

- учебные заведения (ДВФУ, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет);

- маркетинговые и иные консалтинговые компании;

- финансовые организации.

На рисунках 1-3 показаны конкретные схемы организации производства и продвижения продукции на рынок от создания новых производств: строительство опытно-экспериментального завода по производству высокотехнологичного оборудования для рыбопереработки; строительство завода по производству холодильного оборудования; строительство завода по производству оборудования для утилизации отходов рыбопереработки; строительство Дальневосточного комбината по производству детского питания из рыбного сырья; строительство экспериментального завода по глубокой переработке рыбы и отработке современных технологий; строительство комплекса по утилизации отходов рыбопереработки и производства кормов для животных -до развития инфраструктуры кластера: научно-технического центра; создание рекламно-информационного агентства для проведения маркетинговых исследований и продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках; строительство выставочного комплекса.

4 Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы»: постановление администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па.

Финансовые

институты:

Сбербанк

ВЭБ

Россельхозбанк

Казначейство

Потребности государства (населения)

Удовлетворение потребностей государства (населения)

Финансирование програм создания кластера

I______________

Консалтинговые

компании:

ООО «Центр инвестиционного развития»

- Выполнение госзаказа на продукцию из рыбы и морепродуктов

- Обеспечение населения страны качественными продуктами питания из рыбы и морепродуктов

Функции

- Координация и планирование деятельности предприятий, входящих в кластер по производству продукции

- Управление финансовыми потоками

- Управление инновациями

- Организация маркетинга и сбыт готовой продукции

Заявка на финансирование программы создания кластера

I Задание на разработку бизнес- I 1 плана создания кластера, за- 1 I казы на консалтинговыеуслуги |

Органы исполнительной власти:

Федеральное агентство по рыболовству Администрация Приморского края

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Постановка задания на разработку технологий по производству различных видов продукции из рыбы и морепродуктов

- Постановка задания на автоматизирование технологических процессов по безотходной переработке рыбы

- Постановка задач исходя из потребностей государства

- Включение в государственные программы

Научные

учреждения:

- Дальневосточный федеральный университет -ТИНРО-Центр

- ДВО РАН

- Дальрыбвтуз

Получение интеллектуальной собственности в виде патентов, «ноу-______хау>> и пр.____

Координирующая компания - ЗАО «Дальневосточный инновационно-технологический рыбопромышленный кластер»

Экспертный

совет

по инновациям

Группа компаний промышленносбытового блока

Оказание

_ко нсалт и нго вых услуг

I Формирование заказа и производ-I ство различных видов продукции

Функции

- Изучение конъюнктуры рынков

- Поиск инновационных решений посредством анализа зарубежных СМИ, Интернета, патентов

- Определение перечня приоритетныхтем для проведения научных исследований

- Организация практик студентов, магистрантов, аспирантов

Акционеры:

- Органы исполнительной власти

-Члены АРППРКО -Участники кластера

- Иные юр. и физ. лица

Приход на работу предприятия кластера высококвалифициро-ванных специалистов

Учебные

заведения:

- ДВФУ

- Дальрыбвтуз

Постановка задания на подготовку специалистов для предприятий, входящих в кластер

Ассоциация разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ИЗ РЫБЫ и МОРЕПРОДУКТОВ: РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ: УДОБРЕНИЙ, И ДР.

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВНЕШНИХ РЫНКОВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ИЗ РЫБЫ и МОРЕПРОДУКТОВ: РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ: УДОБРЕНИЙ, И ДР.

Рис. 1. Принципиальная схема управления Дальневосточным инновационно-технологическим

рыбопромышленным кластером

Рис. 2. Принципиальная схема управления Дальневосточным инновационно-технологическим рыбопромышленным кластером (промышленно-сбытовой блок)

Органы исполнительной власти: Федеральное агентство по рыболовству

Администрация Приморского края

Создание дополнительной инфраструктуры по обеспечению деятельности кластера

Члены Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования:

- ОАО «Дальрыбтехцентр»

- ОАО «Дальреммаш»

- 000 «Технологическое оборудование»

- Строительная компания «Технопром ДВ»

- 000 «Институт «Дальрыбпроект»

- 000 «Центр инвестиционного развития»

- 000 «Инновационные технологии в машиностроении»

30% в УК

*

Координирующая компания - ЗАО «Дальневосточный инновационно-технологический рыбопромышленный кластер»

70% в УК

Инвестиционные фонды Иные компании-инвесторы

- Строительство Дальневосточного рыбопромышленного выставочного комплекса

- Создание рекламно-информационного агентства

- Создание Центра сертификации и контроля качества продукции

- Создание научно-технического центра

Строительство новых производственных мощностей для реализации целей кластера

Модернизация и использование действующих предприятий для реализации целей кластера

Научные

учреждения

- Дальневосточный федеральный университет

- ТИНРО-Центр

- ДВО РАН

- Дальрыбвтуз

V

Учебные

заведения

- ДВФУ

- Дальрыбвтуз

- Строительство опытно-экспериментального завода по производству высокотехнологичного оборудования для рыбопереработки

- Строительство завода по производству холодильного оборудования

- Строительство завода по производству оборудования для утилизации отходов рыбопереработки

- Строительство Дальневосточного комбината по производству детского питания из рыбного сырья

- Строительство экспериментального завода по глубокой переработке рыбы и отработке современных технологий

- Строительство комплекса по утилизации отходов рыбопереработки и производства кормов для животных

- ОАО «Дальрыбтехцентр»

- ОАО «Дальреммаш»

- 000 «Технологическое оборудование»

- Группа строительных компаний «Технопром ДВ»

- 000 «Институт «Дальрыбпроект»

- 000 «Центр инвестиционного развития»

- 000 «Инновационные технологии в машиностроении»

Рис. 3. Структура и потенциальные участники кластера

26

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

Создание Дальневосточного инновационно-технологического рыбопромышленного кластера, в состав которого войдут российские компании, производящие конкурентоспособное рыбоперерабатывающее и иное оборудование, занимающиеся его сервисным обслуживанием, конструкторской разработкой, монтажом, строительством и обслуживанием технологических комплексов береговых, судовых рыбообрабатывающих производств, позволит достаточно быстро модернизировать уже имеющиеся в рыбохозяйственном комплексе региона мощности и построить новые рыбообрабатывающие предприятия, что в свою очередь приведет к росту рыбоперерабатывающего производства и, соответственно, доли добавленной стоимости на территории Российской Федерации. Это позволит обеспечить население региона качественной рыбной продукцией и будет способствовать постепенному замещению импортной продукции на внутреннем рынке продукцией отечественного производства. Проект создания вышеназванного кластера предусматривает наличие в его структуре маркетингово-рекламных организаций и тесный альянс с региональной научной школой, что позволит разрабатывать и использовать механизмы освоения внутреннего рынка страны и выхода с продукцией высокой степени обработки на внешний рынок5.

Однако главным итогом начавшегося процесса кластеризации рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока следует считать поручение Президента Российской Федерации от 21.03.2013 Пр-613 о создании на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями, реализация которого позволит превратить рыбное хозяйство Дальнего Востока в единый высокотехнологичный комплекс, а не использовать его как сырьевое приложение зарубежных экономик.

5 Подготовленные АРППРКО предложения по развитию рыбоперерабатывающих комплексов края были учтены при разработке государственных программ «Развитие рыбохозяйственного комплекса РФ» и «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы» и вошли в последнюю в качестве отдельного мероприятия № 2.1 - «Разработка и реализация пилотного проекта рыбоперерабатывающего кластера в Приморском крае».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.