Научная статья на тему 'Русско-Китайский банк (1896-1910 гг. ) как институт посредничества между Россией и Китаем'

Русско-Китайский банк (1896-1910 гг. ) как институт посредничества между Россией и Китаем Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-КИТАЙСКИЙ БАНК / КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / С.Ю. ВИТТЕ / S. Y. VITTE / RUSSIAN-CHINESE BANK / CHINESE EASTERN RAILWAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахромеева О.Б.

В статье речь идёт о деятельности Русско-Китайского банка (1896-1910 гг.), часть акций которого находилась в руках государства. Именно оно диктовало условия деятельности банка, который не проводил политику широкого кредитования промышленности и торговли, а обслуживал государственную экономическую программу российской товарной экспансии на китайский рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вахромеева О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русско-Китайский банк (1896-1910 гг. ) как институт посредничества между Россией и Китаем»

Вахромеева О.Б. ©

Доктор исторических наук, профессор,

Институт истории, Санкт-Петербургский государственный университет

РУССКО-КИТАЙСКИЙ БАНК (1896-1910 ГГ.) КАК ИНСТИТУТ ПОСРЕДНИЧЕСТВА

МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

Аннотация

В статье речь идёт о деятельности Русско-Китайского банка (1896-1910 гг.), часть акций которого находилась в руках государства. Именно оно диктовало условия деятельности банка, который не проводил политику широкого кредитования промышленности и торговли, а обслуживал государственную экономическую программу российской товарной экспансии на китайский рынок.

Ключевые слова: Русско-китайский банк, Китайская Восточная железная дорога, С.Ю. Витте.

Keywords: Russian-Chinese Bank, Chinese Eastern railway, S. Y. Vitte.

Русско-Китайский акционерный банк был учреждён при активном участии министра финансов С.Ю. Витте. Высокопоставленный российский чиновник по средствам деятельности банка планировал реализовать имперскую политику на Востоке, а именно усилить политическое и экономическое положение России и русских на Дальнем Востоке и в самом Китае, расширить экономические границы для экспорта российских товаров на китайский рынок, повысить обороноспособность восточных и юго-восточных границ Российской империи. Для закрепления своего приоритета на Дальнем Востоке было решено построить отдельную ветку транссибирской железнодорожной магистрали - Китайскую Восточную железную дорогу (далее — КВЖД).

Учреждение Русско-Китайского банка связано с событиями Японо-китайской войны 1894-1895 гг. После поражения в войне на китайскую династию Цин была наложена огромная контрибуция. Для выплаты этой суммы французские и российские банки организовали в 1895 г. синдикат для размещения на рынке бумаг китайского займа. После С. Ю. Витте предложил учредить банк для управления займами, выпускаемыми при посредничестве международного синдиката. Банк был открыт 21 января 1896 г. в Петербурге [1, 294].

22 мая 1896 г. китайский дипломат Ли Хунчжан и российский министр С.Ю. Витте подписали Русско-Китайский союзнический договор, по которому Россия получила возможность построить железную дорогу для быстрой мобилизации войск на Дальний Восток. В ст. 4 этого договора было прописано, что только Русско-Китайский банк будет заниматься строительством КВЖД [2, 292-294].

Основными задачами вновь созданного банка были финансирование строительства КВЖД и содействие проникновению российского капитала на северо-восток Китая. Необходимость создания нового банка обосновывалась строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, частью которой должна была стать Китайско-Восточная железная дорога, а также грядущим развитием торговли и экономики Дальнего Востока (по уставу банк был создан исключительно для «производства торговых операций в странах Восточной Азии» [3, 194]). Получив по договору с Китаем право провести железную дорогу через Маньчжурию до Владивостока, Россия, по воспоминаниям С.Ю. Витте, приобрела предприятие «величайшего политического и коммерческого значения», причем «дорога эта не должна была служить ни при каких обстоятельствах орудием каких бы то ни было захватов; она должна была быть орудием сближения восточных и европейских наций,

© Вахромеева О.Б., 2015 г.

сближения как материального, так и морального» [4, 128].

С.Ю. Витте смог привлечь для создания Русско-Китайского банка кпурные силы: Петербургский международный коммерческий банк, Banque de Paris et des Pays-Bas (Париба), Credit Lyonnais (Лионский кредит), банкирский дом «Hottinguer&Co», Comptoir National d'Escompte de Paris. Во Франции в деятельности Русско-Китайского банка была особо заинтересована влиятельная банковская группа Societe Generale pour favoriser le develop-pement du Commerce et de l’ Industrie en France (Сосьете Женераль).

Первоначальный основной капитал Русско-Китайского банка составлял 6 млн. руб. Он был разделен на 48 тыс. акций, 62,5% которых приходилось на французские банки, а 37,5% на российский «Петербургский международный коммерческий банк». Кроме того, Цинское правительство обязывалось внести 4,5 млн. руб. и его доля в прибылях или убытках должна была исчисляться пропорционально этому вкладу

В 1896-1910 гг. председателем правления банка являлся князь Э.Э. Ухтомский, в 18961904 гг. директором-распорядителем был глава Санкт-Петербургского Международного коммерческого банка А.Ю. Ротштейн (доверенное лицо С.Ю. Витте). Французские интересы в банке представлял М. Верстрат (представитель Парижско-Нидерландского банка).

Членами правления в 1896-1898 гг. были Ж. Готтингер, Е. Нетцлин, И.К. Прове, А.Ю. Ротштейн, А.Д. Старцев, А. Шабриер [5, 2], а в 1905-1910 гг. одним из членов правления стал бывший товарищ министра финансов А.И. Путилов. В целом руководство банком сохранялось за русским правительством, т. к. французские акционеры, согласно уставу, получили три места из восьми в его правлении. Кандидатуры пяти русских членов правления должны были предварительно согласовывать с министром финансов.

Устав Русско-Китайского банка предполагал проведение целого ряда операций, не предусмотренных уставами обычных акционерных банков, действовавших в России. Так, Русско-Китайский банк мог покупать за свой счёт и по поручению частных лиц товары, мог заниматься страхованием и продажей за счёт третьих лиц недвижимости, ему были разрешены получение концессий на строительство железных дорог, инвестирование капиталов в русско-китайские предприятия, покупка-продажа иностранных государственных или гарантированных иностранными государствами процентных бумаг, эмиссия собственных денежных знаков («банковых билетов»). Вместе с тем в пределах Российской империи ему были запрещены сделки, которые могли отвлечь капиталы от основных операций, связанных с предоставлением ссуд, открытием кредитов под залог процентных бумаг, товаров, коносаментов. Так Министерство финансов целенаправленно сосредотачивало деятельность Русско-Китайского банка в рамках государственной экономической политики в отношении Китая.

При этом банку нужны возможности для маневрирования собственными ресурсами. В 1896 г. он получил концессию на постройку КВЖД, а также на её последующую эксплуатацию сроком на 80 лет со дня ввода в строй. Для этой цели банк организовал акционерное «Общество КВЖД», главным акционером которого стал Русско-Китайский банк.

Главное правление банка находилось в Санкт-Петербурге. Первоначально он имел 30 отделений: в Москве, Париже, Тянь-Цзине, Пекине, Нагасаки - и агентства в Кяхте, Иркутске, Верхнеудинске, Чите, Кобе, Иокогаме, Чи-Фу [6, 1]. Они располагались не только на территории России, но и во Франции, Японии и Китае. Так, китайские отделения банка были открыты в Шанхае (1896), Харбине, Ню-чжане, Порт-Артуре. В начале XX в. в Харбине и Шанхае были построены новые здания отделений банка. На территории Приамурского генерал-губернаторства филиалы банка располагались в Николаевске (1897), Владивостоке (1897), Хабаровске (1906) и Благовещенске (1906). Владивостокская группа банка объединяла николаевское, хабаровское и благовещенское отделения. Её директором был А. А. Масленников.

Согласно отчётам банка, в 1897 г. итоговая прибыль за вычетом всех налогов и 10%-го отчисления в запасной капитал составила 855645 руб. В 1897 г. собрание акционеров решило выплатить дивиденды в размере 4% от номинальной стоимости акции номиналом в 187,5 руб., итого сумма выплат составила 360000 руб. 40024 руб. было выплачено императорскому

Китайскому правительству. В 1898 г. дивиденд на 1 акцию составлял 13 руб., а в 1899-1900 гг. — 15 руб. на акцию [5, 1]. И в этом же году акционеры банка увеличили основной капитал до 11250000 руб. путём дополнительного выпуска акций номиналом в 125 руб.

Русско-Китайский банк, как и любой банк, занимался переучетом векселей: Санкт-Петербургское и Московское отделения в 1897 г. выручило по этой операции 155360 руб. при общем обороте 4843541 руб., отделение во Владивостоке и агентства в Сибири - 118393 руб., отделения и агентства в Китае и Японии - 1496 лан, Парижское отделение - 22385 фр. Это стабильно давало хорошую прибыль.

Срочные кредиты выдавали Сибирские отделения на сумму 21111 руб., Китайские и Японские отделения - 251108 лан, Парижское отделение - 70300 фр. Ссуды онкольные выдавали отделения Владивостока (30660 руб.), Парижа (4891 фр.). Отделение во Владивостоке занималось еще и товарными операциями (10032 руб.). Петербург, Москва и Париж за 1897 г. получили дивиденды от своих пакетов ценных бумаг всего 7834 руб. Суммы кредитования были незначительны, а Петербург и Москва этим даже и не занимались.

В 1897 г. приток депозитов в столичные отделения Русско-Китайского банка составил 94187922 руб., эта сумма значительно превышала выданные отделениями капиталы на строительство КВЖД (83558691р.) [5, 1-2].

На 1 января 1900 г. основной капитал Русско-Китайского банка составлял 12,5 млн. руб., запасной - 942303 руб., а акции 2-го выпуска с номиналом в 125 руб. котировались от 235 до 285 руб. [7, 6-7]. Спрос на акции, как и, в сущности, доверие к банку были большими.

На 1900 г. в столице, в Санкт-Петербурге действовало лишь 10 банков: АзовскоДонской банк (общий капитал - 11250000 руб., прибыль за 1899 г. - 1421155 руб.). ВолжскоКамский (14470000 руб. - общий капитал, прибыль - 3649420 руб.), Русский банк для внешней торговли (22045753 руб. - капитал, прибыль - 1594795 руб.), Русский ТорговоПромышленный банк (12045963 руб. - капитал, прибыль - 64101 руб.), Русско-Китайский (12192303 руб. - капитал, 1564137 руб. - прибыль), Санкт-Петербургский Международный банк (36 млн. руб. - капитал, прибыль - 2300192 руб.), Санкт-Петербургский Учетный и ссудный банк (13333333 руб. - капитал, 1732302 руб. - прибыль), Санкт-Петербургский банк Частный банк (15861647 руб. - прибыль, капитал - 1110015 руб.), Санкт-Петербургский Азовский банк (8021727 руб. - капитал, 48356 руб. - убыток), Санкт-Петербургский Московский банк (7113869 руб. - капитал, 424732 р. - прибыль) [8, 325].

Сравнивая масштабы деятельности крупнейших банков, Русско-Китайский банк не был самым крупным, но при этом по прибыльности он ничем не уступал другим.

На 1 апреля 1901 г. в кассе Русско-Китайского банка находилось 2453315 руб., векселей было учтено на сумму 3703126 руб. (русские векселя - на 3522896 руб.), процентных бумаг банк держал на 938808 р., кредитов клиентам было выдано на 36731724 руб. Актив банка составлял 59070208 руб. [8, 437].

В 1902 г. было открыто сообщение по КВЖД, экспорт российских товаров текстильной, нефтяной промышленности и металлургии. С 1902 по 1903 гг русский экспорт вырос с 9 до 22 млн. руб. [9, 173], а вместе с ним доходы от обслуживания КВЖД у Русско-Китайского банка.

Вплоть до 1904 г. Русско-Китайский банк являлся единственным кредитным учреждением в Маньчжурии обслуживающим российские экономические интересы. Все платежи правления КВЖД осуществлялись через него. К началу русско-японской войны 19041905 гг. он стал основным каналом для вывоза русских капиталов на Дальний Восток.

Услугами банка в основном пользовались торговцы, предприниматели. Банк активно работал с торговцами чая в Китая, способствовал активному импорту в Россию (ежегодно в страну поставлялось около 2 млн. пудов китайского чая). У Русско-Китайского банка был большой кредит доверия российского общества, поскольку российское государство гарантировало выполнение банком всех своих обязательств.

В период с 1899 по 1903 гг. годовой оборот Русско-Китайского банка вырос с 6,7 до 14,5 млрд. руб., а его чистая прибыль в 1903 г. составила 4,3 млн. руб. [10, 434-435]. Роль банка в Китае была очень велика; среди иностранных кредитных учреждений, действовавших в Китае,

он занимал второе место после Гонконг-Шанхайского банка.

Тем не менее, после русско-японской войны 1904-1905 гг. банк оказался в сложном положении, т.к. его значительные капиталы были выгодно вложены в предприятия Южной Маньчжурии, отошедшей по условиям Портсмутского мирного договора (1905 г.) к Японии. Сложные международные отношения в регионе, неясность дальнейшего положения России на Дальнем Востоке, слабое развитие промышленности, отсутствие возможности купли-продажи земли в частную собственность в Приамурском крае привели к значительному сокращению объёма финансовой деятельности Русско-Китайского банка.

В 1906 г. часть акций банка по решению правления была продана по бросовой цене французским акционерам, которые стали призывать к закрытию малодоходных отделений банка. Государственный банк Российской империи избавлялся от своего пакета акций. Харбинское, Шанхайское и Мукденское отделения банка были признаны убыточны. Были закрыты отделения в городах Гирине, Мукдене и Калгане. Банк практически прекратил финансирования российских торговых предприятий в Китае. Общие убытки, понесённые Русско-Китайским банком за 1906-1908 гг. составили более 12 млн. руб. [9, 185].

Относительная стабилизация в деятельности банка наступила к 1910 г. после разграничения интересов России и Японии в Маньчжурии и начала строительства Амурской железной дороги. В июле 1910 г. по инициативе французских акционеров, поддержанной влиятельным российским предпринимателем А.И. Путиловым, произошло объединение РусскоКитайского банка с Северным банком, значительную часть которого также составляли французские капиталы.

К 1910 г. Русско-Китайский банк располагал сетью из 12 агентств, 20 отделений в России и 22 отделения за границей (в том числе в Маньчжурии, Иокогаме, Бомбее и Калькутте). Созданная банковская сеть позволяла оперативно перекидывать капиталы из одного отделения в другое. При этом, банк, обслуживающий государственную экономическую программу российской товарной экспансии на китайский рынок, в целом был «неповоротливой» структурой, и на его деятельность влияли даже незначительные изменения политической и экономической конъюнктуры. Закономерно, что русско-японская война 19041905 гг. болезненно ударила по Сибирскому и китайским отделениям, обслуживавшим КВЖД, а впоследствии привела к слиянию с Северным банком.

Литература

1. Яго К. Русско-Китайский банк в 1896-1910 гг.: международный финансовый посредник в России и Азии / Экономическая история: Ежегодник 2011-2012. М.: РОССПЭН, 2012. С.293-214.

2. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры , 1952. - 463 с.

3. Устав Русско-Китайского банка // Собрание узаконений и распоряжений правительства. СПб.: Сенатск. тип., 1895. - 768 с.

4. Витте С.Ю. Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III. СПб.: Слово, 1923. - 420 с.

5. Русско-Китайский банк. Отчет за 1897 г. СПб., 1898. - 67 с.

6. Русско-Китайский банк. Отчет за 1899 г. СПб., 1900. - 78 с.

7. Крайз Ц. Банки и акционерные торгово-промышленные предприятия, оперирующие в России, за последний отчетный год. 1898-1899 и 1899-1900 гг. СПб., 1901. - 53 с.

8. Вестник финансов, промышленности и торговли. СПб.: гос. тип., 1901. - 552 с.

9. Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. М.; Л.: АН СССР, 1947. - 696 с.

10. Ананьич Б.В. Кредит и банки в России до начала ХХ века: Санкт-Петербург и Москва. СПб.: СПбГУ, 2005. - 667 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.