Научная статья на тему '«Русский социализм» идеологов классического народничества в освещении советской историографии'

«Русский социализм» идеологов классического народничества в освещении советской историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2710
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНИЧЕСТВО / СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / "РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ" / ИДЕАЛИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ / КОММУНИЗМ / УТОПИЗМ / RUSSIAN SOCIALISM" / CLASSICAL POPULISM / IDEOLOGICAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеленин Юрий Александрович

Анализируется советская историография «русского социализма», на первый план выдвигается вопрос об иной природе народнического социализма, отличной от представлений советских историков. Автор приходит к выводу, что советские исследователи, внеся определенный вклад в изучение данной проблематики, не могли в силу политической конъюнктуры быть свободными от догматически негативного понимания этого сложного идеологического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Russian Socialism» by Ideologists of Classical Populism in Interpretation of the Soviet Historiography

In the given article the Soviet historiography dealing with «Russian socialism» is analyzed. The question on another nature of popular socialism differed from ideas of the Soviet historians is put forward. The author comes to conclusion, that the Soviet researchers, having brought the certain contribution to studying the given problem, could not take into account political conjuncture in order to be free from dogmatically negative understanding of this complex ideological phenomenon.

Текст научной работы на тему ««Русский социализм» идеологов классического народничества в освещении советской историографии»

ББК 67.1(2)

Ю.А. Зеленин

«Русский социализм» идеологов классического народничества в освещении советской историографии

Ключевые слова: народничество, советская историография, «русский социализм», идеализация крестьянской общины, коммунизм, утопизм. Keywords: «Russian socialism», classical populism, ideological phenomenon.

Возникший в 1840-х гг. под названием «русский социализм», этот базовый компонент идеологии народничества за свою длительную историю приобрел множество синонимов. Он известен также под названиями общинный, крестьянский, мужицкий, мещанский, аграрный, сельский, земский социализм и др. Ни одно из этих названий, отражая или искажая реальность, не раскрывает всей сложной сущности этого феномена.

Если взять за основу эпитет «общинный» применительно к интегральной концепции социализма у народников, то получится, что М. А. Бакунин, к примеру, не являлся сторонником такой модели - с его точки зрения традиционный институт крестьянской общины при отсутствии свободы выхода из нее будет всего лишь «зародышем социализма». В русском языке существует две формы произношения слова «община» с ударением на втором слоге - община и на первом слоге - община. Можно предположить, что здесь первоначально существовало и смысловое различие. В первом случае подразумевалась поземельная единица, а во втором - самоуправляющийся институт, он же «мір». Правомерно, таким образом, говорить о народническом социализме не столько как об общинном, с акцентом на общинном владении землей, сколько как об общинном, т.е. самоуправленческом социализме.

Точно так же неадекватным может считаться и прилагательное «крестьянский» по причине того, что русский социализм второй половины XIX в. - это продукт интеллектуально-психологической рефлексии мыслителей, которые по своему происхождению, культуре и образованию были не крестьянами, а дворянами. Но словосочетание, допустим, «дворянский социализм», как и «крестьянский» (мужицкий, мещанский), также явно не подойдет, если подразумевать под ними узкогрупповые, сословные интересы народничества. Их социализм точнее назвать народным или общественным. В этом случае вполне употребим термин «земский социализм», если считать «земство» и «общество» синонимами.

Не может этот социализм называться аграрным, или сельским, поскольку народники понимали, что данный уровень развития общества достижим только

при соответствующей индустриализации и с обязательным условием сохранения экосистемы. Поэтому здесь более применим эпитет «экологический». Наиболее нейтральным следует признать термин «народнический социализм».

Научная актуальность этой проблемы обусловлена тем, что догматически негативное отношение к народническому социализму, свойственное советской историографии, сохранилось, отчасти без изменения, в ряде современных научных монографий [1, с. 197-216], не говоря уже о публицистических статьях [2, с. 160].

В советской историографии данной теме уделялось сравнительно большое внимание. Заметный подъем интереса к этой проблеме со стороны исследователей начинается с конца 1950-х гг. Тогда многие историки и философы, такие как А.И. Володин, Г.Г. Водолазов, В.А. Твардовская, И.К. Пантин, Н.С. Федоркин,

В.А. Малинин, Н.М. Пирумова и другие, внесли весомый вклад в изучение идейного наследства теоретиков народнического социализма. Но в советской историографии всегда неизменным оставалось негативное отношение к этому явлению, в основе которого - взгляды В.И. Ленина.

Необходимо учесть то, что воззрения основателя СССР на народнический социализм претерпевали определенную эволюцию по мере корректировки возглавляемого им режима. Так, в 1912 г. В.И. Ленин утверждал, что во всем народническом социализме от Герцена до социалистов-революционеров «нет ни грана социализма», что это лишь «доброе мечтание, облекающее революционность буржуазной крестьянской демократии в России» [3, с. 258]. Считая данную идеологию разновидностью мелкобуржуазного социализма, В.И. Ленин делал акцент лишь на экономических требованиях народников: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение, выражающие интересы крестьянства как мелкобуржуазного класса. Поэтому он и считал, что народнический социализм - это псевдосоциализм, который не может выйти за рамки буржуазного мировоззрения. Истинный социализм, с ленинской точки зрения, может быть только пролетарским. И значит, суть «русского социализма» (отсюда и кавычки) в реальности составляет крестьянский демократизм.

В январе 1918 г., когда большевики находились в так называемом временном соглашении с партией левых социалистов-революционеров, В.И. Ленин рассуждал уже как народник (или притворялся им),

признавая «очевидным, что есть здоровое, жизнеспособное, великое социалистическое зерно в учении тех, кто хотел крестьянство, в его трудовой части, присоединить к великому социалистическому движению рабочих всего мира» [4, с. 263]. Эта противоречивость в его взглядах на народнический социализм не отмечалась советскими исследователями. Сутью народнического социализма признавалось только «здоровое и ценное зерно... боевого демократизма крестьянских масс» [5, с. 121]. Н.С. Федоркин, к примеру, подряд цитировал в своей работе в обратном хронологическом порядке эти два ленинских высказывания, не видя в них особого разногласия [6, с. 7].

Основными характерными признаками «русского социализма» в интерпретации советской историографии были его утопичность, мелкобуржуазность

а, следовательно (в период появления так называемого пролетарского социализма) еще и реакционность. С другой стороны, полностью игнорировались или неадекватно оценивались такие его эпитеты-характеристики, как народный, этический, индивидуалистический, экологический, антиэтатистский и федералистский. Рассмотрим подробно некоторые из этих характеристик.

Утопический социализм в советском общество-знании трактовался как учение (проект, мечтание) о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающееся на знание законов общественного развития и его движущих сил [7, с. 141]. Таким образом, основными его взаимосвязанными признаками считались ненаучность и неосуществимость. Весь процесс развития социалистической мысли в советской историографии рассматривался под углом движения от утопичности к научности. Чем больше общего во взглядах какого-либо идеолога с «научным коммунизмом», тем он менее утопичен. Исходя из этого критерия оценивались и различные варианты народнического социализма. Самым близким предшественником «научного коммунизма» среди идеологов народничества (эту традицию в марксистской историографии заложил Ю.М. Стеклов) считался Н.Г. Чернышевский. Так, в монографии И.К. Пантина «родоначальником социализма в России», «действительно первым русским социалистом» оказывается лишь Н.Г. Чернышевский [8, с. 39]. На втором месте были А.И. Герцен, П. Л. Лавров и П.Н. Ткачев. Дальше всех от «научного коммунизма», что недалеко от истины, оказывался М.А. Бакунин. Однако если переставить акценты с отрицательных на положительные, тогда это своего рода комплимент со стороны его идейных противников и критиков.

Драматический опыт России в XX в. показал, что главной ценностью того или иного общественного идеала является учет реалий русской жизни. Исторический спор народничества и марксизма, как оказалось, не был окончен, вопреки утверждениям

видных отечественных марксистов от В.Г. Плеханова до И.В. Сталина. Если критерием истины, как они любили повторять, является практика, то именно эпигоны и апологеты доктрины российского марксизма вопреки многовековой истории самореализации русского народа проигнорировали национальные особенности его хозяйственного и культурного развития. Народнический идеал был менее утопичен и более близок к практике народной жизни, чем коммунистический идеал большевиков, который мог быть реализован только тотальным насилием над русским народом, или либеральный, с его зачастую некритическим копированием опыта западноевропейских моделей развития.

Впрочем, по-прежнему считая «русский социализм» реакционным в сравнении с марксистским социализмом, некоторые советские исследователи признавали способность его теоретиков учитывать национальные особенности: «Разработка народнического социализма представляла собой поэтому качественный рубеж в развитии социализма в нашей стране: теперь социалистический идеал был как бы привязан к колеснице российской истории» [9, с. 243-244]. Также ими признавалась диалектика национального и интернационального в этой идеологии [9, с. 233-234].

По сути народный социализм в советской историографии сводился к так называемому мелкобуржуазному, крестьянскому, аграрному, общинному (в узком смысле слова) социализму. Основание своего вывода советские историки видели в идеализации крестьянской общины. Данную специфику (несмотря на разногласия) усматривали все советские исследователи.

В советской историографии считалось бесспорным утверждение, что народники идеализировали крестьянскую общину, и этот аспект выставлялся в качестве наиболее слабого места в их концепции. Спорным для исследователей народничества был вопрос о характере, а, главное, о степени этой идеализации. Главным признаком народнического социализма

А.И. Володин считал идеализацию общины - это вера в то, что сельская община - готовая ячейка будущего социалистического строя, с помощью которой можно миновать капиталистический этап развития. Поэтому Герцен и Чернышевский, по его мнению, являясь родоначальниками данного социализма, эволюционировали дальше по восходящей линии к ненародническим идеям [9, с. 248]. Однако следует отметить, что главные идеологи народничества, хотя и в разной степени, но все же критически относились к реально существующей крестьянской общине и не считали ее готовой ячейкой социалистического общества. При таком понимании идеализации сельской общины возникает вопрос о степени принадлежности к народничеству и к идеологии русского социализма

не только Чернышевского и Герцена, но и Огарева, Михайловского, Лаврова, Бакунина и др.

Более адекватна точка зрения современных исследователей, согласно которой большинству идеологов народничества, в том числе Герцену и Чернышевскому, свойственно двойственное отношение к общине как результату дуализма исторических реалий России XIX в.: «В имперской крепостнической системе уживались две формы общинного порядка: земская волостная община (мир) и оказенившаяся надельнофискальная община. Причем обе тесно сплелись, перетекая из одной своей ипостаси в другую, так что стороннему наблюдателю немудрено было запутаться» [10, с. 80].

Н.М. Пирумова понимала под идеализацией общины народниками слабый учет ее экономической сущности (социально-экономическая дифференциация внутри общины, и как следствие, начало процесса ее разложения), и чрезмерный акцент на «инстинктивный коммунизм» [11, с. 118-119].

Интересен подход В. А. Дьякова к оценке идеализации крестьянской общины народниками. Им идеализация понималась прежде всего как «идеализация социально-преобразующего потенциала сельской общины, нараставшая в значительной мере под воздействием славянофильской пропаганды» [12, с. 132].

Таким образом, обвиняя народников в идеализации крестьянской общины, советские историки и обществоведы так и не выработали четких критериев ее определения.

В советской историографии активно разрабатывалась проблема отношения и отнесения к коммунизму идеологов классического народничества. Идеологи классического различали понятия «коммунизм» (от лат. communis - общий или общинный) и «социализм» (от лат. socialis - общественный), отдавая предпочтение последнему. Если коммунистическая идея отражает узко понятую социальность, которая тождественна административно-групповой (коммуна) или классовой общности, то социалистическая идея базируется на осмыслении интересов более широкой сферы, включающей в себя все общество [10, с. 81].

Коммунизм, абсолютизируя идею всеобщего равенства в ущерб другим ценностям, в особенности свободе, на практике приводит к жесткому регламентированию жизнедеятельности и нивелированию человеческой личности. Народники также понимали, что эти учения действительно близко стоят к массам, и в этом видели их силу и опасность. К примеру, еще в своей ранней статье «Коммунизм» (1843) М. А. Бакунин считал эту идеологию односторонней, несмотря на определенную справедливость ее требований, которая может легко обернуться рабством. Коммунизм для Бакунина - другое имя государственного социализма, т.е. «социализм без свободы», «рабство и животное состояние» [13, с. 42]. Поэтому мало

обоснованы взгляды тех советских исследователей, которые вслед за К. Марксом относили Бакунина к представителям так называемого казарменного коммунизма, намеренно сближая его взгляды с взглядами

С.Г. Нечаева [9, с. 118; 14, с. 302-303]. Этот миф всегда широко использовался в советской общественной науке для подчеркивания разницы между научным коммунизмом К. Маркса и «уравнительным» для поддержания негативного образа Бакунина. И это несмотря на убедительные доказательства ряда советских историков, что Бакунин не имеет ничего общего не только с так называемым казарменным коммунизмом [15, с. 321-325], но и коммунизмом вообще [16, с. 152, 185-186].

Также только современными исследователями народничества отмечается важная экологическая составляющая народнического социализма. Она замечена в варианте народнического социализма Герцена [17, с. 84-85], но четко прослеживается и у других идеологов народничества, например у Чернышевского, Достоевского и др. [18, с. 230; 19, с. 302-306]. Экологизм, важный компонент народнического социализма, в советском обществоведении чаще всего интерпретировался как элементарная ненависть мелкобуржуазного крестьянского сознания к городской цивилизации.

Критика чрезмерной индустриализации и урбанизации, загрязнения окружающей среды, варварской эксплуатации биосферы, как следствий отчуждения современного человека от природы, представлялась составляющей казарменного коммунизма, к которому сводились все так называемые мелкобуржуазные социалистические учения. В частности «казарменным» коммунистом был представлен видный неонародник А.В. Чаянов [20, с. 24-26].

Не обращалось внимания и на этический характер народнического социализма, хотя этот фактор (в отличие от экономического обоснования марксистов) отмечался уже самими народниками [21, с. 79].

Чешский либеральный историк общественной мысли России Т. Масарик тоже делал акцент на различии между народниками и марксистами с их историческим и экономическим материализмом, которые «занимали крайне объективистскую позицию, ибо отрицая или, по меньшей мере, не учитывая индивидуального сознания, представляли массы и законы их исторического развития как основу доказательства осуществимости социализма. Смысл и обоснование социализма с обеих сторон были различны: противостояли друг другу этика и история» [22, с. 339].

Таким образом, русский народнический социализм, изначально развивавшийся в двух формах - светской и религиозной - прежде всего получил этическое теоретическое обоснование. Но если светский социализм ищет корни нравственности, добра и социальной правды в Природе, то религиозный социализм источником высших ценностей считает Бога. Основными

концепциями светского народнического социализма являются варианты Герцена и Бакунина.

Советская историография игнорировала тот факт, что уже в герценовском варианте народнический социализм не являлся сугубо аграрным: «Колокол» был и будет прежде всего органом русского социализма и его развития, - социализма аграрного и артельного, сельского и городского, государственного и областного» [23, с. 286].

A.И. Герцен первоначально преувеличивал значение общинного владения землей, считая его главным экономическим фактором, благодаря которому социализм в России станет реальностью раньше, чем в Западной Европе. Но все же он никогда не был безоговорочным идеализатором общинных порядков.

Вариант «русского социализма» Бакунина советской историографией был практически не исследован. Взамен был создан мифологический образ «апостола разрушения». В соответствии с такой версией М.А. Бакунин якобы выступал только за «социальную ликвидацию» и не имел никаких положительных идеалов социального устройства: «Для Бакунина самое важное в анархизме была его отрицательная, разрушительная сторона, о будущем строительстве он мало заботился.» [24, с. 93]. Этот миф только начинает пересматриваться в современной отечественной историографии [10].

Бакунинскому варианту «русского социализма» свойственна в большей степени антитоталитаристская направленность. В отличие, например, от А.И. Гер -цена, он изначально разрабатывал свою концепцию на основе идеи свободного и всестороннего развития местного народного самоуправления. Идеал земского социализма, как считал Бакунин, мог реализоваться либо добровольной самореорганизацией централизованного имперского строя в земскую федерацию, либо принудительным социальным переворотом «снизу». Для этого последовательного антиэтатиста был характерен безусловный приоритет социальности над государственностью.

Как уже было отмечено, в советской историографии отсутствовало само понятие религиозного народничества, а, следовательно, не было и речи о существовании религиозных разновидностей народнического социализма. Авторские проекты такого социализма развивали в XIX в. Достоевский и Толстой.

B.Н. Пруцков - один из немногих советских исследователей, который видел в Достоевском не столько критика социализма, сколько создателя своего

христианского варианта «русского социализма». Он отмечал, что почвенничество «трансформировалось у Достоевского в православное народничество» и что «программа Достоевского имеет соприкосновения с некоторыми сторонами русского крестьянского утопического социализма, в особенности народнического социализма». Но тут же ошибочно утверждает, что «. русский социализм» Достоевского является антитезой крестьянского социализма русской революционной демократии 60-80-х гг.» [25, с. 70]. Пруцков преувеличивал патриархальную и антипросвети-тельскую направленность «русского социализма» Достоевского.

В советской историографии в целом признавалась в какой-то мере принадлежность Толстого и к социализму [26, с. 40-41], и к народничеству [27, с. 111], но вместе эти два положения так и не были в должной мере соединены.

К примеру, В.В. Основин называет наивно-утопическими взгляды Л.Н. Толстого на достижение путем «непротивления злу насилием» справедливого общественного устройства, «которое он (Л.Н. Толстой. - З.Ю.) назвал христианским, социалистическим и даже коммунистическим». Но в утопичной и наивной, на взгляд автора, позиции Толстого заложена «. открытая ориентация на народные начала, стремление с народной точки зрения посмотреть на все сущее на земле и в мире» [28, с. 7]. Эта ориентация и есть, на наш взгляд, народничество, чего не договаривает автор.

Христианский социализм Толстого не опирается на традиционные вероисповедания - и католицизм, и православие, и протестантизм для него - это отступления от истинного христианства, т.е. все они суть лжеучения. Толстой критиковал те социалистические учения, в которых прослеживался доктринерский, насильственный характер, возвеличивание материальной сферы общества за счет духовности. Недаром Дж. Хоскинг характеризует народничество Толстого как духовное [29, с. 316]. На наш взгляд, назрела необходимость современного изучения социалистической концепции Достоевского и Толстого именно как особой разновидности народнического социализма.

Таким образом, советская историография, внеся определенный вклад в дело изучения «русского социализма», не могла в силу во многом политической конъюнктуры быть свободной от многочисленных мифов и стереотипов, что являлось не только виной, но и бедой для многих добросовестных советских историков.

Библиографический список

1. Куляскина, И.Ю. Социализм в России как разновидность утопизма / И.Ю. Куляскина. - Благовещенск, 2004.

2. Штурман, Д. Размышления о либерализме // Новый мир. - 1995. - №4.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 21.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 35

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 22.

6. Федоркин, Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества / Н.С. Федоркин. - М.,

1984.

7. Утопический социализм // БСЭ. - Т. 27. - М., 1977.

8. Пантин, И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке / И.К. Пантин. - М., 1973.

9. Володин, А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма / А.И. Володин.

- М., 1976.

10. Должиков, В.А. Русский социализм: альтернативный вариант М.А. Бакунина / В.А. Должиков // Вопросы политологии. - Вып. 1. - Барнаул, 1999.

11. Пирумова, Н.М. «Русский социализм» А.И. Герцена / Н.М. Пирумова // Революционеры и либералы России. -М., 1990.

12. Дьяков, В.А. Освободительное движение в России. 1825-1861 / В.А. Дьяков. - М., 1979.

13. Бакунин, М. А. Философия. Социология. Политика / М. А. Бакунин. - М., 1989.

14. Аникин, А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма / А.В. Аникин. - М., 1990.

15. Пирумова, Н.М. Бакунин / Н.М. Пирумова. - М., 1970.

16. Стеклов, Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность : в 3 т. / Ю.М. Стеклов. - М. ; Л., 1926. - Т. I.

17. Гревцова, Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева / Е.С. Гревцова. - М., 2002.

18. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч. - М., 1948.

- Т. 4.

19. Достоевский, Ф.М. Дневники писателя: избранные страницы / Ф.М. Достоевский. - М., 1989.

20. Арзамасцев, А.М. Казарменный «коммунизм» / А.М. Арзамасцев. - М., 1974.

21. Аптекман, В.О. Общество «Земля и воля» 70-х гг. по личным воспоминаниям / В.О. Аптекман. - Пг., 1924.

22. Масарик, Т.Г. Россия и Европа: эссе о духовных течениях в России / Т.Г. Масарик. - СПб., 2004. - Т. 2. - Кн. 2.

23. Герцен, А.И. Собрание сочинений / А.И. Герцен.

- М., 1959. - Т. 19.

24. Горев, Б.И. От Томаса Мора до Ленина, 1516-1917 / Б.И. Горев. - М. ; Пг., 1923.

25. Пруцков, В.Н. Достоевский и христианский социализм / В.Н. Пруцков // Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1974. - Вып. 1.

26. Хорос, В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах / В.Г Хорос. - М., 1980.

27. Рожков, Н.А. Русская история в сравнительноисторическом освещении / Н.А. Рожков. - Л. ; М., 1928.

- Т. 11.

28. Основин, В.В. «Главное значение искусства - значение объединения» (О взглядах Л. Толстого на искусство) / В.В. Основин // Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М.,

1985.

29. Хоскинг, Дж. Россия: народ и империя / Дж. Хоскинг.

- М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.