Научная статья на тему '«Русские сезоны» С. П. Дягилева в контексте синтеза искусств'

«Русские сезоны» С. П. Дягилева в контексте синтеза искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2919
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РУССКИЕ СЕЗОНЫ" / С.П. ДЯГИЛЕВ / SERGEY DYAGILEV / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / SYNTHESIS OF CULTURES / RUSSIAN BALLETS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буцан Анастасия Сергеевна

Квинтэссенция настоящей работы заключается в рассмотрении знаменитых «Русских сезонов» в контексте синтеза искусств. И хотя сам балет изначально возник на основе взаимопроникновения ряда искусств, тем не менее «Русские сезоны» позволяют проследить проблему синтеза в самом оптимальном варианте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key point of this article is to study the famous Russian Ballets (Ballet Russes) of Sergey Dyagilev in the context of synthesis of cultures. Ballet as an art form combines different kind of arts and Dyagilev's Russian Ballets present an excellent opportunity to examine the issue of the synthesis of cultures in its quintessence.

Текст научной работы на тему ««Русские сезоны» С. П. Дягилева в контексте синтеза искусств»

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

Ф

« !У УССКИЕ СЕЗОНЫ» С. П. ДЯГИЛЕВА В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

А. С. Буцан

Московский государственный университет культуры и искусств

Квинтэссенция настоящей работы заключается в рассмотрении знаменитых «Русских сезонов» в контексте синтеза искусств. И хотя сам балет изначально возник на основе взаимопроникновения ряда искусств, тем не менее «Русские сезоны» позволяют проследить проблему синтеза в самом оптимальном варианте.

Ключевые слова: «Русские сезоны», С.П. Дягилев, синтез искусств.

The key point of this article is to study the famous Russian Ballets (Ballet Russes) of Sergey Dyagilev in the context of synthesis of cultures. Ballet as an art form combines different kind of arts and Dyagilev's Russian Ballets present an excellent opportunity to examine the issue of the synthesis of cultures in its quintessence.

Key words: Russian Ballets, Sergey Dyagilev, synthesis of cultures.

«Русские сезоны» — это русский художественный феномен, признанный всей Европой и миром в качестве абсолютно уникального и великого явления, имевшего универсальное значение в культурной истории XX века. Вот уже более ста лет «Русские сезоны» пользуются огромной популярностью и актуальностью во многих странах, самые знаменитые театры мира чтут за честь иметь в своем репертуаре хотя бы одну постановку из балетов «Русских сезонов». Пока в мире нет аналога антрепризе С.П. Дягилева. По своему многообразию и количеству постановок, качеству исполнения, художественной значимости, выбору музыкального материала и выразительных средств — это шедевр мирового искусства. Успех и триумф этого культурного феномена заключается в слиянии и взаимопроникновении искусств в их лучшем проявлении.

86

«Русские сезоны» С.П. Дягилева просуществовали с 1907—1911 год в Париже. Начиная с 1911 года, труппа была превращена в постоянную антрепризу — «Русский балет Дягилева», которая до 1929 года гастролировала по всему миру.

Сферой главных интересов великого антрепренера стал именно балет — искусство движения, отрицающее неподвижность. С.П. Дягилев сформулировал основную задачу руководимой им труппы — неведомое старому классическому балету органическое слияние музыки, рисунка и хореографии. Он целенаправленно стремился достичь оптимального варианта синтеза компонентов балета, именно это превращало каждое представление труппы в фестиваль искусств.

Одной из главных заслуг С.П. Дягилева было умение создать художественный ансамбль, который воплотил идею

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 86-89

нового как универсального искусства. Дягилев, вдохновив своих сотрудников, со всей страстью неукротимой натуры посвятил себя делу осуществления этой идеи. «Согласно концепции Дягилева, балетный спектакль — это органический синтез всех форм искусства, каждая из которых привносит в театральное представление собственную составляющую: музыку, живопись, пластику, драматическое действие» (6, с. 285). Как полагал сам Дягилев, этого возможно достичь только путем взаимопроникновения этих трех факторов.

Для организации задуманного проекта Дягилев создает неофициальный комитет, художественное ядро. В этот комитет сначала входили: художники А. Бенуа, Л. Бакст, композитор Н. Черепнин, балетный критик В. Светлов, дипломат Аргутинский-Долгорукий и знаменитый балетоман генерал Безобразов. Характерно, что здесь всегда была атмосфера дружеского сотрудничества.

Одной из важнейших предпосылок успеха «Русских сезонов» было тесное сотрудничество с художниками «Мира искусства», которые являлись не просто оформителями спектаклей, а единомышленниками Дягилева, его вдохновителями и создателями идей. В период с 1909 по 1914 год антреприза была тесно связана с деятельностью художников «Мира искусства», таких как А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, А. Головин и др. Впервые именно в дягилевской антрепризе было продемонстрировано равноправие всех слагаемых: живописи, музыки и танца. Художник-постановщик играл в спектаклях ведущую роль, поскольку хореографы нового времени, такие как Фокин, Нижинский, испытывали самое активное воздействие идей Бенуа, Бакста, Рериха. Художники, декораторы получили возможность широкой сценической деятельности именно в антрепризе, так как не были скованы узкими задачами оформительства.

«Именно мы, художники, не

^ Теория и история культуры

профессионалы-декораторы, а настоящие художники создали декорации для театра. Мы помогли создать основные штрихи танца и всю постановку балета в целом. Именно это руководство не профессиональное и официальное принесло столько выразительной характерности нашим спектаклям» (2, с. 81).

Художественным руководителем постановочной части русского балета в течение нескольких сезонов был А. Бенуа. Он предъявлял к балету серьезные эстетические требования, касающиеся драматургии, режиссуры, сценографии, предлагал идею создания творческой лаборатории. Обладая энциклопедическими познаниями и образным мышлением, А. Бенуа не ограничивался ролью декоратора, а разрабатывал сценарии и либретто для постановок. Рукой А. Бенуа созданы декорации к балетам «Сильфида», «Петрушка», «Павильон Армиды» и другие. Художник-живописец становился незаменимым «сотрудником хореавтора не только в спектакле, но и в хореографии» (5, с. 277).

А. Бенуа был энтузиастом балета, считая его едва ли не самой выразительной художественной формой, которая чудом уцелела только в России.

Л. Бакст, еще один художник «Русских сезонов», был прирожденным художником сцены. «Театральная политика Дягилева основывалась на постоянной смене острых зрелищных эффектов, чувственной новизне сценических впечатлений. Баксту, как никому другому, были близки эти идеи. Его богатейшая фантазия, изощренный вкус и огромный декоративный талант позволяли ему каждый раз удивлять пряной красочностью своих декораций» (3, с. 88—89).

Л. Бакст тяготел к экзотическим балетам — «Клеопатра», «Шахерезада», «Синий бог». Тема Востока в то время была очень популярна, а Бакст обладал редкой способностью сценического воздействия, его декорации обладали чарующим и

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

гипнотическим свойством. Художник создал коллекцию костюмов к балетам, ставшую самоценным произведением искусства, поражающую модельеров и дизайнеров XX—XXI веков богатством красок, изысканностью цветовых решений.

Значительную роль в оформлении декораций антрепризы Дягилева сыграл Н. Рерих. «Половецкие пляски» на музыку Бородина к «Князю Игорю» были оформлены монументальным живописным полотном. Рерих являлся ярким представителем станковой живописи в театре. Балет «Весна священная» был подготовлен при тесном сотрудничестве Н. Рериха и И. Стравинского — в связи с близостью художественных идей и стилистических принципов. Рерих придавал большое значение цветовому решению, вкладывая в него эмоциональную окраску.

Огромную роль в антрепризе С.П. Дягилева играла музыка. «Дягилев пришел к выводу, что в основе первоочередной задачи русского национального балета лежит использование новаторской музыки отечественных авторов, в частности Стравинского» (3, с. 39). В XX веке перед композиторами и балетмейстерами открылись огромные возможности и перспективы в освоении и претворении танцевального и музыкального симфонизма. Композиторами «Русских сезонов» Дягилева были М. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, Н.Н. Черепнин, И. Стравинский, С. Прокофьев и другие.

Именно благодаря «Русским сезонам» мир открыл для себя выдающегося композитора И. Стравинского.

Одна из особенностей музыкальных произведений И. Стравинского является их протяженность. Длительность самых крупных сочинений автора не превышает и часа. Стравинский создал такие мировые шедевры, как «Жар-птица», «Петрушка», «Аполлон Мусагет», «Свадебка», «Весна священная» и другие. Уникальность его произведений в том, что они составля-

ют одно целое с пластикой и хореографией. Музыка глубоко психологична и в то же время контрастна. Б. Асафьев назвал балет «Жар-птица» «первым русским сказочным балетом-звукозаписью» (1, с. 55).

«В истории русского балета трудно найти другой пример такого органического синтеза художественных устремлений, такого единомыслия, такого целенаправленного сотрудничества, какое установилось между Стравинским и организаторами и участниками "русских сезонов"» (4, с. 20).

Помимо И. Стравинского в антрепризе работали многие выдающиеся русские композиторы, среди них особо отметим Николая Черепнина. Н. Черепнин всю жизнь ощущал себя русским музыкантом и в его творчестве наблюдался повсеместный русский мотив. Мировую известность он получил благодаря заграничным турне с «Русскими сезонами». Сотрудничество с художниками «Мира искусства» благоприятно отразилось на его творчестве. В 1907 году в Мариинском театре состоялась премьера балета «Павильон Армиды», в постановке М. Фокина и оформлении А. Бенуа. «Музыка Черепнина открыла для русского балета неизведанный еще мир изысканного и поэтичного импрессионистического искусства. Хореография М. Фокина шла "против течения", убедительно показывая новые пути развития балета. Декорации и костюмы А. Бенуа восхищали зрителей верностью в передаче колорита Франции эпохи XVIII века, романтической красочностью, богатством нюансов» (3, с. 50—51). Впоследствии именно этот балет откроет первый балетный сезон в Париже 18 мая 1909 года. Парижская публика пришла в восхищение и восторг от увиденного и услышанного зрелища.

Несмотря на привлечение Дягилевым иностранных композиторов для работы в антрепризе, половина балетов была

поставлена на музыку русских композиторов. Это дает право считать, что С.П. Дягилев вел пропаганду русского искусства за рубежом.

Балетмейстерами «Русских сезонов» были М. Фокин, В. Нижинский, Л. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Нижинская и другие. Именно благодаря Фокину была открыта новая форма балета — бессюжетный балет. В настоящее время он является одной из самых распространенных форм. Танцы в балетах М. Фокина служили цели передачи духа музыки, а не повествования. Новаторские взгляды Фокина, его стремление к синтезу живописи, музыки и танца дали миру выдающиеся шедевры балетного искусства, с успехом исполняемые и сегодня. «Ведение розы» Вебера, «Петрушка» Стравинского, «Шахерезада» Римского-Корсакова, «Карнавал» Шумана и многие другие, такой поразительной работоспособностью не может похвастаться сегодня ни один современный балетмейстер. Дягилев работал с Фокиным на пике его творческой активности, предоставив ему все возможности для реализации замыслов и идей.

Расцвет отечественного балета произошел за рубежом, а причины столь бурного успеха кроются в подъеме каждого из

^ Теория и история культуры

составляющих искусств на высшую ступень мастерства и оптимальном их синтезе. Дягилевым были приглашены лучшие мастера своего дела, обогатившие каждую составляющую балетного искусства:

• композиторы (Черепнин, Стравинский, Прокофьев и другие);

• художники (Бенуа, Бакст, Добужин-ский, Рерих, Гончарова, Ларионов и другие);

• балетмейстеры (Фокин, Нижинский, Баланчин, Мясин, Нижинская и другие);

• танцовщики (Карсавина, Павлова, Нижинский, Больм и другие).

Все создатели работали сообща и в диалоге друг с другом.

Обратим внимание, что именно «Русские сезоны» раскрыли всю полноту и многогранность дарования М. Фокина, И. Стравинского, А. Бенуа, Л. Бакста, Т. Карсавиной, В. Нижинского и многих других, предоставили возможность сотрудничества друг с другом. Лучшим примером сотворчества этих гениальных людей были такие балеты, как «Петрушка», «Свадебка», «Весна священная», «Жар-птица» и многие другие.

«Дягилев стал апостолом русского искусства в Европе, затем реформатором в мировом искусстве балета и в области театральной декорации» (6, с. 283).

Примечания

1. Асафьев, Б. О балете / Б. Асафьев // Игорь Стравинский и его балеты. — Л., 1974.

2. Бенуа, А. Воспоминания о балете / А. Бенуа // Русские записки. — Париж, 1939. — XV.

3. Ведерникова, М. Балет как социокультурный феномен. (К 100-летию русских балетных сезонов С.П. Дягилева) / М. Ведерникова. — М., 2010.

4. Вершинина, И. Я. Ранние балеты Стравинского / И.Я. Вершинина. — М., 1967.

5. Аифарь, С. История русского балета / С. Лифарь. — Париж, 1945.

6. Аифарь, С. Мемуары Икара / С. Лифарь. — М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.