Научная статья на тему 'Русские оксюмороны в словарном представлении (Козинец С. Б. Словарь оксюморонов русского языка. Саратов: саратовский источник, 2014. - 116 с. )'

Русские оксюмороны в словарном представлении (Козинец С. Б. Словарь оксюморонов русского языка. Саратов: саратовский источник, 2014. - 116 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
443
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русские оксюмороны в словарном представлении (Козинец С. Б. Словарь оксюморонов русского языка. Саратов: саратовский источник, 2014. - 116 с. )»

[представляем новые книги. рецензии]

РУССКИЕ ОКСЮМОРОНЫ В СЛОВАРНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

(Козинец С. Б. Словарь оксюморонов русского языка. Саратов: Саратовский источник, 2014. — 116 с.)

«Безвинная виновность.

Безрадостность веселья./Кровавая бескровность. Убийственность веселья. / Победность пораженья, погожих дней ненастье, / В статичности движения — трагическое счастье...» (с. 10). Что это такое?

Конечно, оксюмороны — «одно из самых ярких средств речевой выразительности». Оксюморон, как известно, — это особый троп, фигура речи, суть которой — намеренное обращение к абсурду, совмещение несовместимого, «нарочитое нарушение логического закона противоречия», приводящее, однако, к рождению нового понятия, нового смысла. Обо всем этом можно узнать в терминологических словарях, в работах по стилистике и поэтике художественной речи, а также в специальных научных исследованиях, посвященных этому весьма своеобразному явлению живой русской речи, прежде всего поэтической.

Но вот появился и первый словарь русских оксюморонов. Саратовский ученый С. Б. Козинец собрал и представил в специальном лексикографическом издании более шестисот оксюморонов различных типов. Ключ к словарю, как всегда, в предисловии. Предисловие С. Б. Козинца отличается краткостью, ясностью и в то же время содержательной глубиной. Читатель легко усвоит суть загадочного явления, его типовое строение, разберется в разновидностях оксюморонов и их речевых функциях. Более того, предисловие и словарные материалы позволяют понять, почему оксюморон можно рассматривать как троп и как фигуру речи, поскольку это может быть и сложное слово, и составной термин, и фразеологизм, и предложение, и, вероятно, даже целый текст. Несомненное достоинство предисловия — обращение составителя Словаря к работам предшественников (предисловие сопровождается

списком справочной и научной литературы), щедрое цитирование, необходимый ссылочный аппарат и даже весьма интересные и вполне уместные эпиграфы, что в лексикографических работах встречается нечасто.

Внимание читателя, несомненно, должна привлечь и ключевая, как представляется, идея издания, на которую С. Б. Козинец обращает внимание в предисловии и которая затем последовательно реализуется им в материалах словаря: «оксюморон требует мыслительной работы», «оксюморон побуждает адресата к поиску интерпретации» и, наконец, «оксюморон вызывает деавтоматизацию восприятия текста» (с. 3-4). Иначе говоря, оксюморон заставляет адресата, т. е. читателя/слуша-теля думать, размышлять, а это именно то, чего нам в нашей жизни, в том числе и научной, так часто не хватает.

«Словарь оксюморонов русского языка» построен по ономасиологическому (идеографическому) принципу: словарные единицы распределены по темам, что дает читателю возможность использовать Словарь не только для поиска информации, но и с продуктивными целями. Всего в Словаре 16 тем с соответствующими подтемами, например: «Интеллектуальная сфера: утверждение — отрицание; ум — мудрость — глупость...»; «Зрительные ощущения: белый / светлый — чёрный / тёмный... зрячий — слепой...»; «Бытийная сфера: жизнь — смерть; здоровье — болезнь...» и т. п. При этом найти нужный оксюморон-словосочетание можно и в алфавитном списке (было бы неплохо, впрочем, если бы для удобства поиска этот список включал сочетания и по второму их компоненту). Собственно словарная статья состоит из двух частей: словарная единица — окказионализм, и речевая иллюстрация к нему —

108

[мир русского слова № 3 / 2014]

[представляем новые книги. рецензии]

пример использования, по-преимуществу художественно-поэтический. Конкретного толкования нет, но общее содержание оксюморона задано темой или подтемой, к которой данная единица относится. Так, ученое невежество — это по Словарю, «Интеллектуальная сфера», подтема «Знание — Невежество»; хрупкая мощь — «Физические характеристики предмета», подтема «Сила — Слабость». Более определенные комментарии (итоговый смысл, семантическое и прагматическое наращение) отсутствуют, но здесь мы снова обратимся к ключевой идее издания и сути рассматриваемого явления: поиск интер-

претации оксюморона, возникающего смысла, особенно в поэтическом тексте, — задача адресата: «оксюморон требует от него самостоятельной работы».

Вне всякого сомнения, словарь С. Б. Ко-зинца — интересная, оригинальная работа, которая обогащает не только отечественную лексикографию, но и, потенциально, мир русского слова в его семантическом и функциональном многообразии.

В. В. Химик, д-р филол. наук, проф. СПбГУ

[ хроника]

БЛАГОДАРЯ ПОМОЩИ РОССИИ ИЗДАНО БОЛЕЕ 50 000 УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ШКОЛ АРМЕНИИ

Тысячи учебников русского языка переданы в дар школам Армении в преддверии нового учебного года. Каждый класс в школах с углубленным изучением русского языка получит бесплатные учебники.

26 августа 2014 года в Ереване состоялась церемония передачи комплектов учебников школам, в которых углубленно изучают русский язык. Проект стал возможен благодаря финансовому содействию фонда «Русский мир».

Комплекты содержат линейку учебников по русскому языку, литературе и культуре специально созданных для школ с углубленным изучением русского языка: буквари, учебники «Радуга» для начальной и средней школы, учебник «Русский язык и литература» для 10-11 классов, учебник «Русский язык, диалог культур» для 12 классов, сборники диктантов, методические рекомендации для преподавателей. Изданные в Армении учебники — это комплект, утвержденный Министерством образования и науки РА, он прошел экспертизу как в Армении, так и в России.

На протяжении последних 15 лет идет постепенное увеличение количества таких школ, если в 1999 году их было всего 16, то сейчас это

уже 65 учебных заведений в разных регионах республики, в которых обучается порядка 4500 учащихся. Проект предусматривает, что каждое учебное заведение получит полный комплект для всех классов по трем ступеням обучения.

Подобные проекты направлены не только на поддержание качества преподавания русского языка на достойном уровне, но и на расширение школ с углубленным изучением.

В церемонии передачи книг приняли участие представители Министерства культуры Армении, Министерства образования и науки РА, Посольства России в РА, Россотрудничества, Армянской ассоциации учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ, фонда «Русский мир», директора школ, журналисты, общественность.

Пресс-служба фонда «Русский мир», Армянская ассоциация учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ

[мир русского слова № 3 / 2014]

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.