Научная статья на тему 'Русская Православная Церковь и государственная земельная конфессиональная политика Российской империи'

Русская Православная Церковь и государственная земельная конфессиональная политика Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
495
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская Православная Церковь и государственная земельная конфессиональная политика Российской империи»

11.9. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Нутрихин Р.В., аспирант

Ставропольский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Рассматривая Русскую Православную Церковь как исторический общественно-правовой институт и государственное регулирование его землевладений как одно из приоритетных направлений конфессиональной политики Российской империи, мы затрагиваем некоторые ключевые аспекты становления отечественной государственности в условиях возникновения и развития сложных экономических отношений. Теоретическая ретроспектива соответствующего законодательства актуальна не только в сфере историкоюридических научных дисциплин, но и в области практического применения. Современная система правового регулирования государственно-церковных отношений все еще очень далека от совершенства. Обобщение российского нормативного опыта в этой связи имеет большое значения для выработки социально-эффективной доктрины взаимодействия публичной власти с традиционными конфессиональными институтами.

При постановке вопроса о характере и направленности государственной политики в отношении церковной земельной собственности необходимо четко сознавать исторические и социально-правовые предпосылки возникновения данного аспекта деятельности Российского государства. Статус влиятельного общественного института Русская Православная Церковь приобрела уже на этапе своего возникновения в конце X века, практически сразу став активным участником земельных отношений. Вместе с ростом церковных землевладений в русском обществе появился социальный институт, независимый от светской власти, и при том весьма влиятельный. Складывались две параллельные феодальные иерархии - светская и церковная. Экономические конфликты между ними стали со временем неизбежны, и эта ситуация требовала какого-то политического разрешения. Сталкиваясь с подобной проблемой, практически все государства на самых ранних этапах деструкции феодализма начинали предпринимать конкретные политические меры к ограничению церковной земельной собственности. На Руси феодальное общество развивалось по тем же универсальным канонам цивилизации, и социальные

конфликты, связанные с церковными землевладениями также имели место.

Как это ни парадоксально, большая часть земельной собственности Русской Православной Церкви сложилась в период татаро-монгольского ига. Этому способствовала политика Золотой Орды, ханы которой оказывали неизменное покровительство духовенству покоренных народов, желая тем самым обрести в завоеванных краях поддержку местных идеологических институтов. Об этом свидетельствует, например, характерный ярлык хана Менгу-Темира, который объявлял церковные земельные угодья неприкосновенными, а православных священнослужителей и зависимый от них люд освобождал от денежных податей. При поддержке Золотой Орды Православная Церковь сформировала обширный корпус земельной собственности, аналогов которому не знала даже Западная Европа в период наивысшего подъема католицизма. Однако если монгольские ханы были заинтересованы в расширении церковной земельной собственности, то русские князья имели совершенно иной взгляд на эту политическую проблему. Именно с преодолением монголо-татарского ига многие исследователи связывают начало секуляризации церковных земель - острого и продолжительного феодального конфликта, решение которого на протяжении многих лет стояло в списке наиболее значимых вопросов государственного управления.

Первые политические шаги к необходимому ограничению церковной земельной собственности начали предприниматься сразу после того, как национальная государственная власть приобрела относительную политическую самостоятельность. «С конца XIV в. начинаются попытки светской власти вмешиваться и в имущественные дела Церкви. Первоначально великие князья стремились возложить на нее часть дани в пользу Орды. В 1392 г. великий князь Василий I Дмитриевич (1389-1425) выдал митрополиту Киприа-ну (1392-1404) грамоту, налагавшую на Церковь соответствующие обязанности. Затем по мере возрастания материальных запросов государства в связи с содержанием аппарата и служивого сословия князья все чаще покушаются на церковную недвижимость, особенно на землю»1.

Уже в XVII веке государственная власть в полной мере осознала значение церковного феодализма в дестабилизации устоявшихся общественных отношений и стала учитывать этот важнейший фактор при формулировании актуальных задач эффективного государственного управления. Многие европейские государства сталкивались с подобными проблемами на различных этапах своего социально-экономического развития. В некоторых монархиях возникала тенденция к разрешению феодального конфликта между духовными и светскими властями самым рациональным способом, то есть путем преодоления их искон-

1 История религий в России под редакцией Н.А.Трофимчука. М., 2002. С.95.

Нутрихин Р.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ного и органического разделения. Достигалось это путем упразднения самостоятельности Церкви, установления полного государственного контроля над ее имуществом и доходами. Некоторые страны стремились лишить Церковь административной независимости и земельной собственности - основных составляющих ее феодальной власти. Самым простым решением данной задачи было превращение Церкви в один из институтов государства, к чему и предпринимались более или менее удачные попытки. Так, в Великобритании при Генрихе VIII состоялось учреждение независимой Англиканской Церкви, главой которой объявлял себя сам король. Показательно, что этот процесс сопровождался конфискацией монастырских земель в пользу государства.

По этому же пути в 1721 году пошел и русский царь Петр I, который хотя и не стал объявлять себя главой Русской Православной Церкви, но, тем не менее, национализировал часть церковных земель, упразднил патриаршество и учредил светский орган управления церковными делами - Святейший Правительствующий Синод. Некоторые попытки распространить государственное управление на земли Русской Православной Церкви предпринимал еще царь Алексей Михайлович, но лишь его сыну - императору Петру I удалось положить конец церковной феодальной самостоятельности2.

«Уже в начале своего царствования, - пишет А. Дмитриев, - Петр своим указом прекращает дальнейший рост церковных имуществ и уничтожает все привилегии, которыми пользовалось духовенство»3. Кроме того, он учредил Монастырский приказ - государственный орган, ведавший, в числе прочего, управлением церковными имуществами. «Монастырский

приказ стал широко практиковать отчуждение в другие руки значительных земельных участков, принадлежавших церковно-монастырским владельцам. Одни вотчины отписывались в казну, другие отбирались на государя и отдавались частным лицам, третьи поступали в ведение различных городов и присоединялись к образуемым губерниям. Особое внимание при этом уделялось ликвидации патриарших вотчин. По именным указам, шедшим через Монастырский приказ, продавались целые селения из патриарших вотчин»4.

В 1721 году Монастырский приказ был упразднен. Управлять церковными землями стал Святейший Правительствующий Синод, в связи с чем бывшие «патриаршие вотчины» получили название «синодальных». Однако синодальное управление церковными землями оказалось неэффективным. В 1726 го-

2 См.: Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 2. 1722. Царствование государя императора Петра I. СПб., 1872. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 3. 1723. Царствование государя императора Петра I. СПб., 1875.

3 Дмитриев А. Петр I и церковь // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 167.

4 Дмитриев А. Указ. соч. С. 171.

ду данная административная функция перешла к только что образованной Коллегии экономии, которая с 1738 года находилась в подчинении у Правительствующего Сената. В 1741 году Синод вернул себе функции по управлению церковными землями, а сенатская Коллегия экономии была реорганизована. Все это свидетельствует о неуверенном курсе администрирования. Российская империя очень долго искала наиболее оптимальный механизм светского регулирования правового режима церковной земельной собственности.

Петровские реформы по секуляризации конфессиональных земель не положили конца церковному феодализму, ибо и не ставили пред собой такой цели. Петр I по рациональным государственноэкономическим соображениям стремился лишь «урезать» излишние церковные наделы, владение которыми, строго говоря, не отвечало функциональному духовно-нравственному назначению Церкви. После его секулярной реформы в собственности православной конфессии осталось 4338 крестьянских дворов, от десяти тысяч прежних5, так что Церковь все еще являлась одним из крупнейших землепользователей в стране. Задачи государственной политики в этой области нельзя было назвать решенными в полной мере. Уже в правление императрицы Екатерины II назрела очевидная необходимость в дальнейшем государственном реформировании конфессионального землепользования Русской Православной Церкви.

В 1762 году при Правительствующем Сенате снова возникла Коллегия экономии. В 1764 году Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все церковные земли поступили в разряд государственных имуществ, управляемых сенатской Коллегией экономии. Русская Православная Церковь окончательно лишилась права собственности на свои обширные землевладения. «Взамен этого было определено отводить каждому архиерейскому дому из казенных земель по 60-ти, а монастырю от 100 до 150 десятин и более, где окажется возможным по местным обстоятельствам, с лучшими угодьями»6.

Вся земельная собственность Русской Православной Церкви отошла к государству, которое, в свою очередь наделяло каждый приход, монастырь и архиерейский дом необходимой землей в рамках нормы, указанной законодателем. Был определен порядок выделения земли под строительство храмов, регламентировался правовой режим кладбищенских земельных наделов. Во времена императрицы Екатерины Великой государственная политика Российской империи в отношении землепользования Русской Православной Церкви окончательно оформилась на основе рационального и эффективного администрирования. Сформулированные в ходе этой реформы принципы управления землями титульной конфессии

5 Дмитриев А. Указ. соч. С. 173.

6 Рудин С.Д. Межевое законодательство и деятельность межевой части в России за 150 лет. Петроград, 1915. С. 59.

просуществовали на законодательном уровне7 вплоть до подписания в 1918 году Декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Генеральная линия конфессиональной земельной политики Российского государства начала вырабатываться сразу после освобождения страны от монголотатарского ига, ее концепция была ясно выражена в царствование Петра I и только «просвещенному абсолютизму» Екатерины Великой удалось подытожить данный аспект государственного политического курса. Итоги екатерининской реформы исчерпали последствия основного социального конфликта феодального общества - противостояния Церкви и государства на почве поземельных отношений. Но вместе с этим сам феодализм окончательно себя изжил. Капиталистические тенденции, спровоцированные этим сложным социально-экономическим конфликтом, уже получили очевидный и чрезвычайно мощный импульс к развитию. Россия прошла сложный многовековой путь в структурировании оптимальной модели государственного управления церковными землями. Исторический алгоритм этих важнейших общественных отношений был нарушен в советский период, из-за чего сегодня перед Российской Федерацией стоит непростая задача реставрации утраченных политикоправовых традиций. Нашему государству необходимо учесть весь позитивный исторический опыт и сторониться былых ошибок. Государственно-церковные отношения в России, при всей кажущейся их очевидности, всегда были и остаются необыкновенно сложными, а их социальная фундаментальность по-прежнему неизменна.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

7 См.: Извлечение из Свода законов Российской империи узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. Сост. Малютин Ф. СПб., 1863.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.