Научная статья на тему 'Русская критика 1860-х годов о пьесе А. Н. Островского «Грех да беда на кого не живёт»'

Русская критика 1860-х годов о пьесе А. Н. Островского «Грех да беда на кого не живёт» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1723
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. ОСТРОВСКИЙ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / САМОДУР / СТРАСТНАЯ НАТУРА / ТРАГЕДИЯ / "МИР КОРЕННОЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ" / "МИР ПРОХОДИМЦЕВ" / КУЛЬТУРА ГЕРОЕВ / "FAKE IN BASIC IDEA" / "FUNDAMENTAL RUSSIAN LIFE REALM" / "ROGUES' REALM" / CHARACTERS 'CULTURE / BEST WORK / DESPOT / PASSIONATE NATURE / TRAGEDY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермолаева Нина Леонидовна

В статье впервые представлено многообразие отзывов критиков 1860-х годов об одной из самых трагических пьес Островского, привлечены малоизвестные отзывы А.Н. Баженова, В.А. Крылова, Б.Н. Эдельсона, А.Н. Никитенко, ряда безымянных рецензентов. Приведённые отзывы отражают состояние критики в 1860-е годы, когда существовало очевидное противостояние и полемика между, с одной стороны, критикой радикальной, представленной так называемыми «прогрессистами», верными традициям Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова: А.С. Гиероглифов, П.А. Бибиков, Д.И. Писарев и др. Они принижали дарование Островского, навязывали ему представления о его герое Льве Краснове как «самодуре», во всём зависящем от «тёмного царства», утверждали, что драматург из пьесы в пьесу перетаскивает персонажей одного и того же типа, требовали от него признания равенства мужчины и женщины. С другой стороны критика почвенническая (Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев) стремилась доказать величие Островского как создателя народного театра, понять его нравственную и эстетическую позицию, истолковать смысл его пьесы с точки зрения особенностей национального жизненного уклада, видела в Льве Краснове противоречивый, трагический характер героя, противопоставившего себя родной ему мещанской среде. Ещё одна точка зрения представлена в статьях сторонника эстетической критики П.В. Анненкова, открывшего в пьесе отражение всего драматизма сложившейся жизненной ситуации в России, обусловленной очевидным противостоянием дворянской и народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1860s Russian critique concerning Alexander Ostrovsky’s play “Sin and Sorrow are Common to All”

The article reviews the variety of critical comments on one of the most tragic plays by Alexander Ostrovsky, including the little known criticism by Aleksandr Bazhenov, Viktor Krylov, Yevgeniy Edel’son, Alexander Nikitenko, as well as a series of nameless critics. The analyzed material reflect the state of criticism of the 1860s when there was a considerable confrontation and argument between, on the one hand, the radical criticism that was represented by so-called “progressists” adhered to the traditions of Nikolay Chernyshevsky and Nikolay Dobrolubov: Aleksandr Gieroglifov, Pyotr Bibikov, Dmitry Pisarev and others (they undervalued the gift of Alexander Ostrovsky, imposing upon him the view of Lev Krasnov as a despot, absolutely dependent on “the dark realm”, stating that the playwright “drew” the characters of the same type from one play to another; the critics also asked him to acknowledge the equality of man and woman) and, on the other hand, the “Return-to-the-Soil” critics (Nikolay Strakhov, Apollon Grigoryev) who tried to prove the greatness of Ostrovsky as the creator of the Russian national theatre, to understand his moral and aesthetic position, to explain the idea of his play from the point of view of the national mode of life. The latter ones saw in Lev Krasnov the contradictory, tragic national character who acted against his native sphere of petty bourgeoisie. One more point of view was given in the articles by Pyotr Annenkov, the proponent of aesthetic criticism: what he discovered in the play was the reflection of the dramatic character of topical in that time’s Russia situation predetermined by the contradictions between the culture of the common people and of the noble ones.

Текст научной работы на тему «Русская критика 1860-х годов о пьесе А. Н. Островского «Грех да беда на кого не живёт»»

УДК 821.161.1.09"18"

Ермолаева Нина Леонидовна

доктор филологических наук, профессор Ивановский государственный университет ninaermolaeva1@yandex.ru

РУССКАЯ КРИТИКА 1860-Х ГОдОВ

о пьесе а.н. островского «грех да беда на кого не живёт»1

В статье впервые представлено многообразие отзывов критиков 1860-х годов об одной из самых трагических пьес Островского, привлечены малоизвестные отзывы А.Н. Баженова, В.А. Крылова, Б.Н. Эдельсона, А.Н. Никитен-ко, ряда безымянных рецензентов. Приведённые отзывы отражают состояние критики в 1860-е годы, когда существовало очевидное противостояние и полемика между, с одной стороны, критикой радикальной, представленной так называемыми «прогрессистами», верными традициям Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова: А.С. Гиерогли-фов, П.А. Бибиков, Д.И. Писарев и др. Они принижали дарование Островского, навязывали ему представления о его герое Льве Краснове как «самодуре», во всём зависящем от «тёмного царства», утверждали, что драматург из пьесы в пьесу перетаскивает персонажей одного и того же типа, требовали от него признания равенства мужчины и женщины. С другой стороны - критика почвенническая (Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев) стремилась доказать величие Островского как создателя народного театра, понять его нравственную и эстетическую позицию, истолковать смысл его пьесы с точки зрения особенностей национального жизненного уклада, видела в Льве Краснове противоречивый, трагический характер героя, противопоставившего себя родной ему мещанской среде. Ещё одна точка зрения представлена в статьях сторонника эстетической критики П.В. Анненкова, открывшего в пьесе отражение всего драматизма сложившейся жизненной ситуации в России, обусловленной очевидным противостоянием дворянской и народной культуры.

Ключевые слова: А.Н. Островский, литературная критика, самодур, страстная натура, трагедия, «мир коренной русской жизни», «мир проходимцев», культура героев.

После «критической бури», разразившейся в критике по поводу драмы А.Н. Островского «Гроза», пьеса «Грех да беда на кого не живёт» привлекла внимание не слишком многих рецензентов. Притом большинство из них признавало: «Новая пьеса г. Островского принадлежит... к лучшим произведениям последней эпохи его драматического творчества» [14, с. 99]; одним из общих мест в отзывах стало и утверждение: «Нет, не дождаться нам от г. Островского нового слова!» [7, с. 94]. Отрицательную оценку драме дали Д.И. Писарев [16, с. 36-37] и Б.Н. Эдельсон, характеризовавший пьесу «фальшивой по замыслу» [4, с. 20]. Автор объёмной статьи в газете «Очерки» утверждал, что «драма г. Островского, не имея под собой действительной почвы, принимает вид чисто фантастический...» [12, с. 217]. Критики искали и находили в тематике и героях пьесы сходство с более ранними произведениями драматурга. Автор заметки в газете «Голос» писал: «.Пьеса не говорит нового слова, но повторяет то, что было в "Грозе"»; лица героев взяты из разных пьес: Таня - Авдотья Максимовна, Жмигулина - Арина Федотовна, «Краснов живо напоминает Бородкина, только женившегося и более строгого к жене, чем к невесте», другие лица «тоже знакомы» [7, с. 94]. То же убеждение высказал и автор «Пёстрых заметок» в журнале «Библиотека для чтения» [2, с. 219].

Разноречивых оценок удостоились главные герои пьесы: Лёв Краснов, его жена Татьяна, Афоня, старик Архип. К трактовке образа Краснова критики подошли с разных сторон. Благожелательный в отношении к творчеству Островского, начинающий драматург В.А. Крылов [17, с. 102], близ-

кий прогрессистам П.А. Бибиков [1, с. 145], автор «Заметок свистуна» в журнале «Развлечение» [13, с. 122], Е.И. Утин [5, с. 322] и ряд других критиков не скрывают того, что подходят к оценке пьесы с позиций Н.А. Добролюбова, и называют героя самодуром. Однако большинство рецензентов сходится и в том, что образ Краснова - это новый характер в творчестве драматурга, характер противоречивый и трагический, возвышающийся над той пошлой средой, из которой вышел. Автор статьи в журнале «Иллюстрация» увидел в Краснове «личность, полную святых прекрасных задатков», «смысл пьесы - в борьбе Краснова с тёмным царством...» [8, с. 71]. Рецензент газеты «Театральные афиши и антракт» А.Н. Баженов о Краснове высказывается следующим образом: «Таких прекрасных преступников мы находим только у Шекспира» [19, с. 4]. Автор статьи в журнале «Библиотека для чтения» пишет, что «Краснова нужно, конечно, считать положительным лицом драмы» [3, с. 1-13]. В связи с присуждением Островскому Уваровской премии о пьесе и образе главного героя 3 мая 1863 г. на заседании комиссии Академии наук высказался А.В. Никитенко: «Краснов - выражение способности русского человека к сильному и глубокому чувству под грубою внешнею корою. Злодеяние, им совершённое, есть несчастное дело горячей натуры и нагло оскорблённого чувства. Оно ужасно, но не отвратительно» [11, с. 19].

Заметим, что, высказывая подобного рода суждения, критики разного толка признают в необразованном мещанине самостоятельно мыслящую личность, способную противопоставить себя той среде, которой она принадлежит. Более того, образ Краснова становится для критики основанием

© Ермолаева Н.Л., 2015

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова М- № 1, 2015

81

для обращения к актуальным для начала 1860-х годов проблемам социального и нравственного противостояния разных сословий. В февральском номере журнала «Библиотека для чтения» появилась статья о пьесе, автор которой подробно анализирует характеры её героев, ставя их в прямую зависимость от той среды: «В новой драме Островского перед читателем являются люди, вышедшие из двух разнородных слоёв общества: мещанского и приказного. Первый слой полон самодурства, грубости, слепой и безотчётной веры в законность обычая и обряда. Второй слой отличается качествами не более привлекательными: пустое, ни на чём не основанное чванство, хитрость, готовность к обману - вот его характеристические черты, и хотя он стоит несколько выше предыдущего в умственном развитии, но всё-таки оно в нём ничтожно жалко» [3, с. 1-13]. А.Н. Баженов выскажется ещё более категорично: «Сколько в этих мещанах прочных нравственных задатков, сколько в них светлых сторон, приятно удерживающих глаз; сколько в Бабаеве нравственной гнили и пустоты» [19, с. 4]. Любопытно в связи с этим заметить, что симпатии рецензентов однозначно на стороне Краснова, «русская натура» его оценивается как «здоровая, сильная, первобытная», которая, войдя «в соприкосновение с существом другой, но испорченной среды нашего общества... разражается от этого неожиданного соприкосновения глубоким потрясением и взрывом.» [11, с. 15].

Близкий идеям почвенников Н.Н. Страхов в объёмной эмоциональной статье говорит о столкновении в драме двух миров: «с одной стороны, коренного крепкого мира русского купечества, с другой - так называемого мира проходимцев, мира полуобразованных людей, которые так или иначе приходят в столкновение с крепкою почвою народной жизни». В этом столкновении Страхов видит источник трагического конфликта пьесы: оно «способно переходить в борьбу и следовательно порождать драму и трагедию». В представлении Страхова, такое столкновение - результат трагического жизненного противоречия. Задавшись вопросом: «Кто же виноват в преступлении?» - критик отвечает на него: «Очевидно, вина его лежит на непримиримом разладе жизни, на его странном раздвоении: этого разлада жизнь не выносит и мстит за него громовым, разрушительным ударом». При этом Страхов разделяет позицию драматурга, которому «мил и дорог мир коренной русской жизни, он симпатизирует Красновым и Архипам и в них одних находит светлые черты» [6, с. 200-202]. Указывая на противопоставление в пьесе двух миров - мира народного и мира полуобразованных «проходимцев», - Страхов включается в полемику в критике по этому поводу, спровоцированную в 1853 году отзывом П.Н. Кудрявцева на пьесу «Не в свои сани не садись», после которого

за предпочтение героев необразованных образованным драматурга резко осудили Н.С. Назаров, Н.Г. Чернышевский, Н.Ф. Павлов и др.

Отзвуки этой полемики слышатся в статье рецензента «Книжного вестника», повторившего утверждение, уже высказывавшееся в критике по поводу комедии «Не в свои сани не садись»: «Цель автора выказать настоящую несостоятельность браков между лицами разных сословий» [9, с. 45]. Сотрудник «Русского слова» прогрессист А.С. Гиероглифов по-своему развивает идеи своих предшественников, называя героев драмы жертвами «своих патриархальных убеждений», упрекая Краснова в отсутствии разумного начала, в том, что он действует «без всякой. практической цели, без всякой пользы для себя». По мнению критика, если бы в пьесе действовали нигилисты, то муж не предпринял бы «принудительных мер, а тем более мести. желание жены разойтись с мужем также ни в коем случае не встретило бы препятствия со стороны нигилиста», и оба были бы удовлетворены «и нравственно и фактически» [15, с. 38-44].

Н.Н. Страхова глубоко возмутили тенденциозные трактовки драмы критикой, которая, по его мнению, «вовсе не понимает Островского». Размышляя по поводу инсинуаций Гиероглифо-ва о «нигилизме» Краснова, отвечая ряду других критиков, Страхов говорит, что «по своему образу мыслей, по своим суждениям наша критика всего более сходится с г-жою Жмигулиной... принадлежит к миру проходимцев; глазами проходимцев она смотрит на драмы Островского, ушами проходимцев их слушает и разумом проходимцев их судит. Она видит в этих драмах, в этих Красновых, Архипах и пр. одно тёмное царство и похваливает автора за верность изображения». Критик убеждён: «Краснов именно отличается тем, что всё время действует от себя.». Отстаивая право героя на личностное самосознание, Страхов сходится с Островским, видевшим в народной среде героинь и героев с горячим сердцем. В соответствии с авторским замыслом критик истолковывает и особенно дорогой ему образ старика Архипа: «.Фигура Архипа насквозь проникнута светом. Архип произносит приговор. <.> Как могущественно и ясно выступает здесь идея суда Божия!». Утверждая, что «у нашей критики глаза на затылке», Страхов восхищается смелостью Островского: «.Ничего-таки, решительно ничего не боится этот человек! .Есть же смелые люди!». По мнению критика, именно благодаря своей позиции, драматург «занял наконец в глазах публики высокое и непоколебимое положение» [6, с. 208, 204-205, 199].

Как и Страхов, разделявший идеи почвенников, всегда симпатизировавший Островскому А.А. Григорьев говорит о «заматеревшей тупой вражде» к драматургу в журналах и прежде всего - в «Оте-

чественных записках». Критик возмущён отношением к пьесе ряда критиков, особенно статьёй Гиероглифова. В одном из своих обозрений Григорьев восклицает: «Но как по поводу "Грех да беда" придти могла мысль о любви и нигилизме?» [23, с. 184]. Сам он стремится объяснить образ Краснова народной культурой, указывая на то, что это «натура страстная и даровитая, сделавшаяся в своём быту натурою исключительною, а с другой стороны - натура вовсе не добрая, в обычном смысле этого слова. Он такой человек, который любит не в меру, зато и раздражается не в меру же, около которого в минуты раздражения, по его же признаниям старику-деду, "близко окаянный ходит"... Он совсем не таков, каковы другие люди его среды» [22, с. 228].

Григорьев обращает внимание на художественные достоинства пьесы: строгий отбор действующих лиц, глубину конфликта, развитие действия по законам трагического жанра: «Кровавая же развязка тут вовсе не случайность, а роковая необходимость, обусловленная русскою, но исключительною натурой героя - и потому-то это трагедия, а не простая уголовщина» [22, с. 184]. В другой статье Григорьев разовьёт эту мысль: «Что-то общее, связующее, коренное - семейное и народное парит над отдельным трагическим фактом - и не впечатление уголовного дела, а высокое, художественное впечатление трагедии, выносите вы из представления...» [24, с. 201].

Объективный и заинтересованный анализ пьесы дал в своих отзывах о ней П.В. Анненков. О его отношении к драме ещё до её публикации А.Н. Островский 20 декабря 1862 г. сообщал С.С. Кошеверову: «Когда я прочёл пиэсу, Анненков сказал: "За эту пиэсу не надо ни хвалить, ни благодарить, а надо поздравлять автора"» [10, т. 11, с. 163]. Первая статья П.В. Анненкова о драме появилась в газете «Санкт-Петербургские ведомости» сразу после её премьеры. Возможно, она стала ответом на ироничный отзыв И.С. Тургенева, который писал П.В. Анненкову от 16 февраля 1863 г. из Парижа: «.Я, разумеется, тотчас с жадностью прочёл драму Островского. Я понимаю, что она должна иметь большой успех на сцене: но мне, кроме Афони и Архипа, - мотивы показались знакомыми. О языке говорить нечего - сцены есть прекрасные (сцена между Афоней и Архипом на берегу реки - прелесть) - но неужели Островский не может отделаться от Бабаевых, бойких девиц и т. д.?» [21, с. 157-158].

В своей статье Анненков стремится выявить замысел Островского и говорит о «высоком художественном правосудии, с каким автор относится к главным действующим лицам своей драмы. <.> Все симпатии его, видимо, на стороне благородного мещанина Краснова: он бережёт и поддерживает его до конца, покидая его только в послед-

нее мгновение, в минуту самовольной расправы, подсказанной неодолимой страстью. <...> Пьеса г. Островского показывает нам мещанина, сберегающего под грубой внешностью нежнейшее сердце, удивительную деликатность чувства и поражённого страшною болезнью Отелло - ревностью» [18, с. 177].

Анненков обращает внимание на непреодолимые культурные различия между представителями дворянства и мещанства [см. об этом: 20, с. 103-104]. Видимо, стремясь акцентировать эти различия, Анненков называет Татьяну дворянкой, хотя текст пьесы не даёт таких оснований. О Татьяне в ней сказано: «Не из барского рода взята, а из приказного» [10, т. 2, с. 411]. Вслед за автором, Анненков отдаёт предпочтение представителям мещанской среды: «Жена Краснова (по определению критика "дворянка-приживалка". - Н.Е.) стоит неизмеримо ниже своего мужа.». Её сестра - тип «разбитной и пошлой приживалки», «увёртливой и наивно распутной», помысел её «дико-порочен по натуре своей». Критик обращает внимание на сцену обмана жены мужем, считая, что она «принадлежит к числу образцовых сцен русской драмы вообще» [18, с. 177-178]. При всём том, по мнению Анненкова, как истинный поэт Островский стремится оправдать и Татьяну.

Критик видит, в какие сложные отношения со средой поставлен автором главный герой: «Краснов возвышается до тонкости чувства и благородства помыслов, которые могли бы сделать честь весьма развитому человеку. <...> Надо сказать откровенно, Краснов убил жену за собственную ошибку в выборе жены <...> за ограниченность воспитания, за испорченность среды, в которой она выросла». В отличие от Краснова, дворянин Бабаев охарактеризован Анненковым без тени уважения, как тип «человека, который готов принимать животные свои инстинкты за порождение высокой цивилизации и чуть не за глубокие мысли» [18, с. 177-178].

Несколькими месяцами позже, в связи с просьбой комиссии по присуждению Уваровской премии дать отзыв на драму Островского, Анненков вновь выскажет своё мнение о ней. Как и Страхов, Григорьев, Анненков не соглашается с критиками, относившими Краснова к типу самодура, он видит в этом образе отражение особой разновидности народного характера и говорит, что Островский показал «в лице мещанина Краснова блестящую высокую сторону тех самых сильных натур, кряжевых (курсив автора.- Н.Е.) личностей. которые доселе были у него только первообразами "самодурства" и занимались насилием и гнётом всего окружающего». В качестве свидетельства величия пьесы критик приводит следующий аргумент: публика делит сострадание между Красновым и «ничтожным существом, вызвавшим его

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015

83

преступление (делёж, которого, вероятно, и сам автор не ожидал), доказывает, сколько сторон самых неожиданных может скрывать в себе всякое истинно художественное произведение». Как и Страхов, среди всех персонажей пьесы Анненков выделяет «величавое лицо слепого деда Архипа... <...> Он представляет собой как бы олицетворённую совесть народа. именно он обнажает порок и преступление и служит живой моральной поверкой всего происходящего вокруг». Самой сильной стороной пьесы критик считает сторону «драматическую» [11, с. 33-38].

Заключая, хотелось бы отметить многообразие мнений о пьесе «Грех да беда», целый ряд из которых свидетельствует о значительности для критиков авторитета Добролюбова, но и стремлении преодолеть тенденциозность его оценок произведений Островского, отстоять право героя из мещанской среды на личностное самосознание. Очевидно также, что своей объективностью в отношении к драматургу, желанием понять и верно истолковать его позицию отличаются отзывы Н.Н. Страхова, А.А. Григорьева, П.В. Анненкова. Именно эти авторы стремились защитить Островского как от радикально настроенной, так и от либеральной критики, навязывавшей драматургу собственные, как правило стереотипные, представления о его драме и творчестве в целом. Для Страхова, Григорьева и Анненкова актуальной в пьесе оказывается проблема столкновения образованного меньшинства и необразованного большинства населения России, которая истолковывается ими не просто как нравственная или социальная, но как проблема противостояния двух культур. Важно, что глубине понимания конфликта и характеров пьесы, особенностей её жанра, художественных достоинств трём названным критикам не мешает различие их эстетических позиций: Страхов и Григорьев судят пьесу с позиций позднего славянофильства, Анненков ищет в ней художественное начало, видит в Островском писателя, отстаивающего общечеловеческие нравственные ценности.

Примечание

1 Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-04-00113а.

Библиографический список

1. Бибиков П.А. Эпизод из тёмного царства. (Разбор комедии Островского «Грех да беда на кого не живёт») (Статья 1863 г.) // Критические эпизоды. - СПб., 1865. - С. 138-152.

2. Библиотека для чтения. - 1863. - Т. 175. Янв.

3. Библиотека для чтения. - 1863. - Т. 175. Февр.

4. Библиотека для чтения. - 1864. - № 1. Янв.

5. Вестник Европы. - 1869. - № 1. Янв.

6. Время. - 1863. - № 2. Февр.

7. Голос. - 1863. - № 24. - 27 янв.

8. Иллюстрация. - 1863. - № 255. - 31 янв.

9. Книжный вестник. - 1863. - № 3. - 15 февр.

10. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. - М., 1973-1980.

11. Отчёт о шестом присуждении наград гр. Уварова. 25 сент. 1863 года. - СПб., 1863.

12. Очерки. - 1863. - № 55. - 26 февр.

13. Развлечение. - 1863. - № 8. - 23 февр.

14. Русский инвалид. - 1863. - № 22. - 27 янв.

15. Русское слово. - 1863. - № 1. Янв.

16. Русское слово. - 1864. Март.

17. Санкт-Петербургские ведомости. - 1863. -№ 25. - 30 янв.

18. Санкт-Петербургские ведомости. - 1863. -№ 43. - 23 февр.

19. Театральные афиши и антракт. - 1864. -16 февр.

20. Тихомиров В.В. Противостояние двух культур в пьесах А.Н. Островского 1850-х - начала 60-х годов // Щелыковские чтения 2013. - Кострома, 2014. - С. 101-112.

21. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. - Письма. - Т. 5. - М.: Наука, 1988.

22. Эпоха. - 1864. - № 3. Март.

23. Якорь. - 1863. - № 10. - 11 мая.

24. Якорь. - 1863. - № 11. - 18 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.