Научная статья на тему 'Русская философия как фундамент национальной идентичности'

Русская философия как фундамент национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / EDUCATIONAL SYSTEM / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY / SOCIAL CHRISTIANITY / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / ANTHROPOLOGICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаман Лидия Александровна

В статье обосновывается необходимость изучения студентами технических специальностей вузов идейно-теоретического наследия выдающихся представителей русской религиозно-философской мысли в рамках освоения социально-гуманитарных дисциплин. Подчеркивается необходимость дальнейшей гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, что рассматривается как важное условие социальной адаптации и профессиональной успешности обучающихся. Освещаются отличительные черты и ключевые темы самобытной русской философии, подчеркивается ее актуальность для современной образовательной системы в силу ее высокого эвристического и воспитательного потенциала. Затрагивается проблема антропологического кризиса, составной частью которого является мировоззренческий кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian philosophyas the source of cognition of Russia

The article substantiates the necessity to study the heritage of Russian religious philosophers in the context of studying social disciplines and humanities by students of technical institutes. The further humanization and humanitarization of engineering education is treated as the most important condition of students' social adaptation and professional success. The author dwells upon the distinguishing features and key subjects of the Russian original philosophy and stresses its actuality for modern educational system due to its high heuristic and educational potential. The article touches upon the problem of anthropological crisis and world outlook crisis as its component, which are considered as one of the results of formation of technical civilization.

Текст научной работы на тему «Русская философия как фундамент национальной идентичности»

Л.А. ГАМАН, профессор, зав. кафедрой

гуманитарных и социальных наук Северский технологический институт НИЯУ «МИФИ»

Русская философия как фундамент национальной идентичности

В статье обосновывается необходимость изучения студентами технических специальностей вузов идейно-теоретического наследия выдающихся представителей русской религиозно-философской мысли в рамках освоения социально-гуманитарных дисциплин. Подчеркивается необходимость дальнейшей гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, что рассматривается как важное условие социальной адаптации и профессиональной успешности обучающихся. Освещаются отличительные черты и ключевые темы самобытной русской философии, подчеркивается ее актуальность для современной образовательной системы в силу ее высокого эвристического и воспитательного потенциала. Затрагивается проблема антропологического кризиса, составной частью которого является мировоззренческий кризис.

Ключевые слова: образовательная система, гуманизация и гуманитаризация инженерного образования, русская религиозно-философская мысль, социальное христианство, антропологический кризис, духовно-нравственные ценности.

В условиях все более глобализирующегося мира особое значение приобретает изучение различных аспектов национальнодуховной культуры. Устойчивый интерес к культуре обусловлен не только сугубо научно-исследовательскими целями и задачами; не меньшее значение имеет и практическая сторона проблемы. Как известно, поступательное развитие социального организма базируется на признаваемых всем обществом ценностях, способных обеспечить взаимопонимание и конструктивную коммуникацию его членов. Безусловно, представления о социально значимых нор-махи ценностяхформируютсяи на уровне обыденной коммуникации. Однако этого явно недостаточно, что особенно отчетливо проявляется в переломные исторические эпохи, сопровождающиеся, как правило, снижением уровня нравственности в обществе, что так или иначе сказывается на всех сферах социального взаимодействия.

В этой связи усиливается роль образовательной системы в сохранении и передаче социально значимых ценностей, связанных с религиозно-нравственным и национально-историческим фундаментом. Имен-

но на таком фундаменте обретают подлинную жизнеспособность такие метафизические начала, как ответственность, свобода, долг, честь, совесть и т.п., отсутствие или недостаточная выраженность которых приводят любое общество к неизбежному упадку. В свете сказанного особое значение обретает преподавание в техническом вузе социально-гуманитарных наук, важных для сохранения и трансляции духовно-культурных традиций. В качестве примера укажем на одну из ключевых задач исторической науки - сохранение связи времён, преемственности, что столь актуально для современного российского общества. Её игнорирование, разрыв с духовными ценностями прошлого ведут к негативным последствиям: деформациям в обществе, ослаблению социальных связей, затрудняя, в частности, социально-культурную модернизацию Ш-

Следует особо подчеркнуть, что проблема гуманизации и гуманитаризации инженерного образования на протяжении длительного времени является для высшей школы постсоветского периода одной из ключевых, красноречивым свидетельством

чего является неизменно устойчивый интерес к ней исследователей [см., напр.: 2-4]. Сегодня, в условиях перехода к двухуровневой образовательной системе, предполагающей структурное переформатирование устоявшихся образовательных программ, данная проблема заметно актуализируется. Оправданную обеспокоенность профессорско-преподавательского состава вузов вызывает сокращение часов, отводимых на преподавание социально-гуманитарных дисциплин. С сожалением приходится констатировать тот факт, что их постепенное вымывание из основных образовательных программ технических вузов приводит не только к снижению общекультурного уровня будущих инженеров, но и к ослаблению их профессиональных и адаптационных возможностей. Между тем «умная экономика » XXI века немыслима без специалистов с широкой общегуманитарной подготовкой, с развитыми коммуникативными компетенциями. Показательно, что среди современных кадровых технологий все большее признание получает т.н. Talent Management, отличительной особенностью которого является поиск специалистов как раз с фундаментальной профессиональной и гуманитарной подготовкой. В этой связи большие опасения вызывают возможные последствия перехода на образовательные стандарты третьего поколения, осуществляемого без должного учета основных тенденций современной экономики и отечественных научно-образовательных традиций, обеспечивавших подготовку специалистов с высоким уровнем конкурентоспособности, в том числе на мировом рынке труда. Признаем, что уверения относительно сохранения традиций российского инженерного образования в новой образовательной среде нередко носят декларативный характер.

Как известно, в соответствии с ФГОС в структуре общих образовательных программ инженерных специальностей социально-гуманитарные дисциплины обеспе-

чивают получение и развитие общекультурных компетенций. Их непосредственное формирование сопряжено с большими сложностями, обусловленными несоизмеримостью требований к содержанию компетенций и реальных возможностей, необходимых для их полноценной реализации [5]. Особо подчеркнем, что при вдумчивом прочтении данных компетенций выявляется необходимость в существенном увеличении перечня предметов и учебных часов на преподавание социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе. В качестве примера укажем на некоторые компетенции, которыми должен обладать будущий инженер, обучающийся в Северском технологическом институте НИЯУ МИФИ по бакалаврской программе по направлению 241100 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии »: «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения », «способен анализировать социально значимые проблемы и процессы », способен «использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и естественных наук при решении социальных и профессиональных задач». Обратим внимание на высокую социальную ценность этих и це-

лого ряда других компетенций, полноценное обеспечение которых крайне затруднительно в рамках часов, отводимых на освоение блока социально-гуманитарных дисциплин. В данном случае уместно еще раз подчеркнуть необходимость продуманного отношения к социально-гуманитарному знанию в техническом вузе в условиях реформирования российской образовательной системы.

На наш взгляд, обеспечение тех или иных общекультурных компетенций должно осуществляться с учетом специфики российской национальной культуры. Это тем более важно в свете дальнейшего расширения глобализационных процессов, среди неоднозначных последствий которых большую озабоченность вызывает размывание национальной идентичности россиян. В этой связи представляется актуальным обращение в рамках преподавания блока социально-гуманитарных дисциплин к творческому наследию представителей русской религиозно-философской мысли, объектом которой стала российская культура во всей ее сложности и противоречивости. Междисциплинарный характер историко-философских построений русских религиозных мыслителей позволяет использовать их в процессе преподавания курса истории в вузе. Знакомство студентов технических специальностей с идеями А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева, Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, Ф.А. Степуна, И.А. Ильина и др. может осуществляться как в ходе аудиторных занятий, в том числе в интерактивной форме, так и в рамках самостоятельной работы, предусмотренной учебными планами.

Остановимся на некоторых особенностях русской религиозно-философской мысли, знание которых может способствовать правильному освоению ключевых гуманитарных тем и проблем. Русские религиозные мыслители в своих исследованиях руководствовались идеалом «цельного знания », сердцевину которого составляла идея

гармонического синтеза религии (веры) и знания (разума). Следование данному идеалу обусловило формирование отличительных характеристик русской философии. Прежде всего, это онтологизм, отражающий установку на «цельное знание» не только в сфере познания, но также в сфере социальной практики, что нашло свое воплощение в вере в принципиальную возможность преодоления дуализма бытия и сознания. Следующая характерная черта -это соборность как начало, преодолевающее крайности индивидуализма и коллективизма. Особо подчеркнем внимание русских религиозных мыслителей к феномену свободы как ключевому условию конструктивного социального взаимодействия. Отличительными чертами русской религиозно-философской мысли также являются ориентированность на социальную проблематику и антропоцентричность, т.е. сосредоточенность на вопросах человеческого существования - экзистенциальных вопросах. Последняя оказывается особенно востребованной в нашу технократическую эпоху, отмеченную углублением антропологического кризиса, проявлением которого стало размывание классических ценностей. В этой связи важно также подчеркнуть созвучность этого блока размышлений русских мыслителей культурноантропологической направленности современного исторического знания, что обязательно должно учитываться при преподавании истории в вузе. Важной отличительной чертой русской религиозно-философской мысли является христианский гуманизм как альтернатива безбожному гуманизму, способному привести к дегуманизации культуры.

В ряду отличительных характеристик русской религиозно-философской мысли особое место занимает историософич-ность, которая выражает ее неизменный интерес к теме смысла истории; ее составной частью является проблема исторических судеб народа в свете долговременной

исторической перспективы. Рассмотрим эту черту более подробно. Исследователями российской культуры установлено, что уже со времени пробуждения в России философского миросозерцания (Х-Х1 вв.) оно развивалось под знаком повышенного интереса к исторической проблематике. Отмечая эту особенность, уходящую своими корнями в киевский период отечественной истории, американский исследователь Д.Х. Биллингтон пишет: «Светская литература не менее богословской была настояна на особом восприятии истории» [6, с. 4041]. В данном случае уместно подчеркнуть значение христианской религии для формирования чувства историзма - одного из цивилизационных отличий европейской культуры в целом. Само зарождение самобытной русской философии в XIX в. было связано с потребностью российского образованного общества осмыслить глубокое своеобразие России и ее особую историческую судьбу. Существенным являлось и то, что «проблема России» традиционно рассматривалась в ее соотносительности с «проблемой Запада». Это было обусловлено стремлением осмыслить уникальность российского исторического процесса, развивавшегося в форме «догоняющей модернизации », в сравнении со значительно более органичной и благополучной Европой. Едва ли стоит преуменьшать значение данной проблемы и для современного российского общества. Во всяком случае, вызывает большую тревогу массовое стремление обучающейся молодежи осуществлять свою профессиональную деятельность вне пределов России. В этой связи следует подчеркнуть значение сравнительно-исторического анализа вариантов социокультурной модернизации, предпринятого русскими религиозными мыслителями, в рамках глобальной темы «Восток - Запад», несомненным достоинством которого является выявление истоков своеобразия различных культурных миров.

В XX в. русская религиозная филосо-

фия обрела мировое признание. Большая заслуга в сохранении и развитии русской национально-культурной традиции принадлежит плеяде выдающихся мыслителей, которым довелось жить и творить в «катастрофическом» XX в. Речь идет прежде всего о Н.А. Бердяеве (1874-1948), И.А. Ильине (1883-1954), Ф.А. Степуне (18841965) и Г.П. Федотове (1886-1951). Значение их наследия для нас все более возрастает с учетом того, что в их историко-теоретических построениях традиционные мотивы органично переплелись с проблематикой, не утратившей своей актуальности до настоящего времени: направленность истории; преемственность и альтернативность истории; своеобразие российского исторического процесса; особенности российского менталитета; антропологический кризис; правосознание и правовой нигилизм и др. Нетрудно заметить, что значительная часть этой проблематики имеет не только собственно научную и образовательную, но и общественную значимость. Знакомство студентов с текстами русских мыслителей может способствовать развитию их аналитических и критических способностей, более вдумчивому восприятию истории, преодолению поверхностных ее оценок. Учитывая данное обстоятельство, автор этой статьи подготовил и опубликовал учебное пособие «Русская религиозная философия истории (XX век)», предназначенное для студентов технических специальностей вузов [7].

Отмечая эвристический и воспитательный потенциал русской религиозной философии, следует особо подчеркнуть стремление ее ведущих представителей к практическому воплощению идеала «цельного знания». Пережив опыт революции и социалистического строительства в России, а в эмиграции столкнувшись с реалиями капиталистического мира, русские религиозные мыслители настаивали на необходимости рехристианизации мира как условия преодоления системного кризиса европей-

ской цивилизации, ярко проявившегося в событиях XX в., таких, например, как революция 1917 г. в России или Вторая мировая война. Осмысление этих событий приводило к выводу о необходимости формирования новой общественности, структурно и содержательно не сводимой к социализму или капитализму. Основу такой общественности должны были составить духовно-нравственные ценности. Несмотря на нередко утопический характер сконструированных русскими религиозными философами моделей будущего, они, тем не менее, продолжают вызывать интерес.

В качестве примера обратимся к размышлениям Г.П. Федотова о «трудовом обществе » как альтернативе социалистической и капиталистической системам. По его мнению, в трудовом обществе создаются условия для достижения баланса личной свободы граждан и интересов общества как единого целого. В таком обществе труд должен стать «мерилом социальных ценностей», находиться в «основе социальной иерархии», пишет он в работе «Что такое социализм?» [8, с. 232-233]. Уместно отметить, что ученый представил здесь в самых общих чертах модель социального государства.

Г.П. Федотов полагал, что основой для формирования «трудового общества» в системе европейской цивилизации призвано стать социальное христианство. Примечательно, что его исторический прогноз относительно возрастания роли религиозного фактора в современном мире оказался верным. Достаточно указать не только на исламский фундаментализм, но и на религиозное возрождение в России и в США. Другое дело, что активизация различных конфессий в современном мире нередко ведет к социальным конфликтам и нарастанию противоречий между представителями различных культур. Вспомним в этой связи дискуссионное определение этих процессов современным американским исследователем С. Хантингтоном как «столк-

новение цивилизаций». Сложность социальных коллизий, нередко сопряженных с проблемами терроризма, побуждает уделять им специальное внимание в рамках преподавания истории и других социальногуманитарных дисциплин в техническом вузе.

Христианство исторически призвано к реальному преображению мира; оно не может уклоняться от решения социальных проблем и сводиться лишь к религии личного спасения. В статье «Церковь и социальная правда» Г.П. Федотов пишет: «Так как общественный строй не безразличен для духовного и морального благополучия людей, т.к. он может или развращать, соблазнять, или воспитывать к добру, то отсюда ясно: социальный строй не может быть безразличен для христианина. К какому же строю он должен стремиться? К такому, где более всего воплощена справедливость и братские начала жизни, где легче всего бороться со злом, и где личность поставлена в наиболее благоприятные условия для своего духовного развития» [8, с. 320]. Красной нитью через эти размышления проходит идея об ответственности каждого члена общества за состояние социального взаимодействия. Поучительны его мысли о причинах и последствиях нравственно-духовного оскудения в обществе, имморализма, нравственного разложения во властных сферах (коррупция - один из результатов широкого распространения имморализма), девальвации традиционных норм и ценностей. Эти и подобные им явления неизбежно ведут к глубокой коррозии социальных связей и несут в себе потенциальную угрозу распада общества.

По убеждению Г.П. Федотова, социальная активность носителей христианского сознания могла бы способствовать улучшению качественного состояния социальных форм, напрямую зависящих от «нравственного содержания» [Там же]. Соответственно, особой значимостью он

наделял такие свойства, как милосердие, жертвенность, сострадательность, социальное служение, социальная солидарность, социальный идеализм, человечность. Эти социально ценные свойства, присущие российскому менталитету, обусловили многие особенности коммуникативного пространства россиян. Наиболее доступной формой реализации этих важных свойств в условиях техногенной цивилизации выступает тактика малых дел, иначе говоря, деятельная любовь к ближнему.

Подобно другим религиозным мыслителям, Г.П. Федотов особо подчеркивал необходимость систематической борьбы с социальным злом. При этом основной акцент делался не на необходимости насаждения добра как предпосылки становления новой общественности, а на блокировании условий для развития различных форм зла. В этой связи он указывал на особое значение религии как социального института. Однако мыслитель не ограничивался этим. Он призывал к широкому социальному реформированию, для чего настаивал на необходимости целенаправленного социального воспитания граждан, снижавшего вероятность их иждивенческого отношения к государству и их политической наивности. Весомость этим его размышлениям придает то, что сам он непосредственно занимался педагогической и воспитательной деятельностью с эмигрантской молодежью.

Резюмируя сказанное, можно сделать выводо необходимости широкого обращения в образовательном процессе к творческому наследию русских религиозных мыслителей, сумевших предложить спектр идей, не потерявших своего значения до настоящего времени. Высокий научно-познавательный и воспитательный потенциал русской философии должен быть востребован в современной образовательной сис-

теме, в том числе в техническом вузе. Изучение этого пласта отечественной культуры призвано способствовать обретению мировоззрения, необходимого для углубленного понимания сложной природы истории, в том числе значения религиозноэтических начал в жизни общества, преодолению искусственного упрощения российского исторического сознания, искоренению его авторитарных характеристик, формированию у современной молодёжи устойчивых представлений о многополярности и структурной сложности мира. Немаловажным представляется и то, что непосредственное обращение к творческому наследию русских религиозных мыслителей способствует развитию аналитических способностей обучающихся.

Литература

1. Полидисциплинарные технологии исследо-

вания модернизационных процессов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. 302 с.

2. Болотин И. МАТИ: развитие социогума-

нитарного образования // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 89-91.

3. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманита-

ризация образования: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 98-102.

4. Проблемы гуманитарного образования в

техническом вузе (круглый стол) // Идеи и идеалы. 2011. № 4. С. 20-26.

5. Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Еще раз

об уровнях компетенций выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. 2010. №6. С. 23-28.

6. Биллингтон Д.Х. Икона и топор. Опыт ис-

толкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001. 879 с.

7. Гаман Л.А. Русская религиозная филосо-

фия истории (XX век). Северск: Изд-во Северской гос. технол. академии. 2009. 106 с.

8. Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 т. Т. 5. М.:

Sam&Sam, 2011. 424 с.

GAMANL. THE RUSSIAN PHILOSOPHYAS THE SOURCE OF COGNITION OF RUSSIA

The article substantiates the necessity to study the heritage of Russian religious philosophers in the context of studying social disciplines and humanities by students of technical institutes. The further humanization and humanitarization of engineering education is treated as the most important condition of students’ social adaptation and professional success. The author dwells upon the distinguishing features and key subjects of the Russian original philosophy and stresses its actuality for modern educational system due to its high heuristic and educational potential. The article touches upon the problem of anthropological crisis and world outlook crisis as its component, which are considered as one of the results of formation of technical civilization.

Key words: educational system, humanization and humanitarization of engineering education, Russian religious philosophy, social Christianity, spiritual and moral values, anthropological crisis.

Гуманитарные науки

О.И. КИРСАНОВ, доцент в инженерно-техническом

Е.С. Ш^АН0^ доцент вузе и проблема

воспитания

В статье обосновывается тезис об особой значимости воспитательного компонента в подготовке специалистов инженерно-технического профиля. В образовательном процессе технического вуза он реализуется в первую очередь через преподавание гуманитарных наук. Их изучение способствует развитию у будущего инженера человеческого начала: нравственной ответственности, уважения к чужому мнению и т. д. Тем самым решается задача аккультурации студента, превращения его в гражданина своей страны, патриота своего государства, носителя ценностей своей национальной и мировой культуры. В статье рассматриваются возможности активного внедрения в преподавание гуманитарных наук современных форм обучения и образовательных технологий. Использование компьютерных технологий, образовательного пространства Интернета, элементов дистанционного обучения и т.п. сегодня позволяет построить для каждого изучающего гуманитарные дисциплины индивидуальные траектории обучения, пройти их в том темпе и с той глубиной, которые наиболее удобны и желательны для конкретного студента. В то же время в статье подчеркивается, что современные информационные технологии в преподавании гуманитарных наук могут и не дать нужного эффекта, если они станут альтернативой аудиторному контакту студентов с преподавателем. Как показывает опыт, только в процессе живого общения усвоение гуманитарных знаний становится инструментом формирования личностной позиции.

Ключевые слова: инженерно-техническое образование; воспитательная функция образовательного процесса в техническом вузе; гуманитарные науки в техническом вузе; технократический подход к гуманитарному компоненту инженерно-технического образования; современные формы обучения и образовательные технологии в преподавании гуманитарных наук; влияние новых форм обучения и технологий на решение задач гуманитаризации инженерно-технического образования.

Неоднозначные последствия реформи- ническом образовании, стали в последнее рования российской высшей школы, каса- время предметом активного обсуждения на ющиеся гуманитарной составляющей в тех- страницах научных периодических изданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.