Научная статья на тему 'Русины без церкви не организуются, или почему соотечественникам в Закарпатье нужна духовность'

Русины без церкви не организуются, или почему соотечественникам в Закарпатье нужна духовность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
москва третий рим / христианства / православие / закарпатье / русскость
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русины без церкви не организуются, или почему соотечественникам в Закарпатье нужна духовность»

Валентин РАДАЕВ, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

РУСИНЫ БЕЗ ЦЕРКВИ НЕ ОРГАНИЗУЮТСЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ В ЗАКАРПАТЬЕ НУЖНА ДУХОВНОСТЬ

Тема моего выступления касается религиозного фактора сохранения единого духовного пространства и имеет отношение сразу к трем предметам обсуждения на секции «Духовность и культура Карпат». В моем сообщении будут затронуты вопросы, охватывающие несколько проблем, обозначенных в примерной тематике конференции. Это -Карпатская Русь и историческая Россия, Карпатская Русь и русское зарубежье, Карпатская Русь как наследница Святой Руси, Карпатская Русь и духовное возрождение восточнославянских народов, Карпатская Русь и православная цивилизация.

Начну с первой проблемы. Это духовная связь Карпатской Руси и исторической России. Под исторической Россией здесь подразумевается постсоветское пространство. Русская православная церковь на сегодня единственная неправительственная организация, которая не только сохранила свое присутствие на постсоветском пространстве, но и наращивает его, открывая новые храмы, приходы, епархии, увеличивая количество своих верующих. Свидетельство тому и то, что мы имеем возможность здесь встретиться.

Находясь вне политики, церковь прекрасно ладит с властями республик бывшего СССР, которые проявляют веротерпимость по отношению к православным верующим, законопослушным в отношении новых независимых государств и лояльным к их различного рода руководителям и политическим вождям.

В то же время церковь сама является духовным вождем русскоязычного населения стран ближнего зарубежья, и русины по праву состав-

ляют его духовную сердцевину, я бы даже сказал, его православное ядро. Церковь возглавляет русскую диаспору как неотъемлемую часть русской нации, к одной из древних ветвей которой принадлежит народность русины, не только в духовном смысле, но и в плане ее самоорганизации как русскоязычной общности людей, объединенных общей культурой, общими традициями, обычаями, социально-экономическими и политическими интересами. Причем о церковной политике здесь можно говорить ровно настолько, насколько речь идет о гуманитарных правах человека применительно к русскоязычному населению: свободе совести и вероисповедания, включая право иметь свою церковную структуру. Все это весьма актуально и для современной Карпатской Руси.

По словам нашего замечательного современника, известного российского художника Ильи Глазунова, «русский - это тот, кто любит Россию». Отталкиваясь от этого определения, отметим, что церковь напоминает русским людям в новом зарубежье, что свою русскость они могут сохранить только благодаря православию. В этом можно убедиться на примере всей истории Карпатской Руси, сохранившей свою национальную самобытность и избежавшей культурной и языковой ассимиляции только потому, что она хранила веру православную.

Решение вопросов духовной и политической консолидации русской диаспоры, равно как и ее экономического возрождения, немыслимо без участия православных верующих из числа соотечественников, без поддержки проникнутого православной этикой предпринимательства. Под православной этикой предпринимательства здесь подразумевается Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, текст которого принят VIII Всемирным русским народным собором в 2004 г..

Являясь организатором русской диаспоры, церковь в условиях раздоров и конфликтов между представляющими соотечественников партиями и общественными организациями выступает в роли единственного центра самоорганизации русскоязычного населения, выживания и консолидации русских. На основе церковной структуры - православного прихода складывается вся инфраструктура русской диаспоры.

Сильная Русская православная церковь осталась последней нерасч-лененной структурой на постсоветском пространстве. Скоро она станет еще сильнее. Это случится, когда будет преодолено трагическое разделение русского православия как следствие революции 1917 года и гражданской войны в 20-е годы прошлого века. Воссоединение патриаршей и зарубежной частей Русской православной церкви благодаря усилению русского православия в России и в странах СНГ и Балтии, в Восточной и Западной Европе, в Северной Америке и во всем

мире приведет к тому, что русская диаспора нового и традиционного зарубежья станет единой и влиятельной силой. Когда это случится, то есть когда укрепятся духовные связи наших соотечественников ближнего и дальнего зарубежья с Родиной, можно будет уже говорить о формировании единого духовного пространства русского зарубежья.

Если мы возьмем конкретно Закарпатье, то церковь имеет в составе УПЦ МП две свои епархии: Мукачевскую и Ужгородскую, а также Хустскую и Виноградовскую. И как показывает наш сегодняшний форум, это большая и грозная для недругов православия сила.

Теперь о русской идее. В одном из последних номеров журнала «Русский Дом» есть статья «Национальное задание России», в которой я нашел определение, которое, как мне кажется, заслуживает внимания. Я цитирую, тем более, что, на мой взгляд, это понятие подходит и для русин и русинской идеи: «Русская идея - это стержневое выражение русского национально-патриотического, православного самосознания, целая система взглядов, умонастроений, высоких политических, экономических и морально-духовных принципов, которая предусматривает всемерное сбережение русской нации, решительную защиту ее интересов, независимости страны, воссоздание Русского национального государства при сохранении национальных автономий и обеспечении равенства прав граждан независимо от национальной принадлежности, соборное единение народов и социальных слоев, всех тех, кто любит наше Отечество, в целях возрождения великой России».

Оценивая смысл этого понятия и говоря о возрождении, надо понимать, что в первую очередь речь должна вестись о духовном возрождении. Потому что, как следует из высказываний российского президента В.В.Путина во время его недавнего паломничества на святую гору Афон, «...для нас возрождение России неразрывно связано, прежде всего, с духовным возрождением». Ну и не будем забывать также о том, что у русских одним из главных объединяющих их как народ критериев наряду с языком, культурой и принадлежностью к государству Российскому является православная вера.

Сперва несколько слов о русском языке и русской культуре как основах, на которых зиждется русскость русских людей, благодаря которым они сохраняют себя как великий русский народ.

Русский язык в странах нового зарубежья неразрывно связан с православием со времен особо почитаемых на карпатской земле святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших нам первую азбуку и осуществивших переводы на старославянский язык богослужебных текстов и святоотеческой духовной литературы.

Чтобы лучше защищать русский язык на постсоветском пространстве, необходимо ясно понимать, с какой целью мы это делаем.

Не буду касаться сферы политики и бизнеса. Любить свой язык и уметь его отстоять - эти понятия неразделимы, а для этого нам прежде всего необходимо осознать свою русскость, о чем уже говорилось выше. Перефразируя слова уже цитированного художника И.С.Глазунова (напомню, он сказал, что «русский - это тот, кто любит Россию»), можно утверждать, что наша русскость - в любви к русскому языку.

Для церкви русский, как и карпаторусский языки важны как средство приобщения к духовному опыту предков. Защищая русский или карпаторусский языки, мы преследуем цель привить новым поколениям россиян и соотечественников за рубежом духовные ценности и духовную культуру «Русского мира».

Итак, русский народ, как и русины, неразрывно связан с православием. А язык любого народа, в том числе и русского, - это зеркало, отражающее жизненный опыт, традиции, национальный характер. Поэтому если мы видим симптомы неуважения к русскому языку, стремления вытеснить его, то нет ничего удивительного и в том, что с аналогичными проблемами Русская православная церковь по разным причинам сталкивается в Эстонии, Украине и в Молдавии.

В одном из произведений А.С.Пушкина в качестве эпиграфа выбрана народная мудрость, гласящая, мягко выражаясь, что не надо винить зеркало в том, какое изображение вы в нем увидели.

Задумаемся, нет ли нашей собственной вины в отношении к русскому языку, например, в странах Центральной Азии. Как элемент русской цивилизации он на протяжении столетий играл здесь позитивную роль, служил средством приобщения народов Востока к достижениям отечественной и мировой культуры. Чем же великий, правдивый, могучий и свободный русский язык неугоден сегодня населению и власть имущим государств этого региона? Рискну предположить, что не только своей правдивостью и свободолюбием. Дело еще и в том, какое единое информационное пространство мы подразумеваем. Если мы хотим лить здесь такие же потоки грязи, как у себя дома, то нам вправе указать на дверь. Если называть вещи своими именами, одна из явных причин - растлевающая роль информации на русском языке.

Как носитель информации всякий язык, в том числе русский или кар-паторусский, нейтрален. Чтобы его, этот язык, уважали, достаточно позаботиться о духовной безопасности: защищать культурное, духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни; сохранять культурное достояние всех народов в новом зарубежье, заботиться о духовном и нравственном воспитании населения.

Духовное и нравственное воспитание населения - это как раз то, чем занимается церковь. Наша работа - это свет и тепло в душах людей. В духовном смысле мы РАО ЕЭС и «Газпром» вместе взятые.

Церковь как единый организм на общем духовном постсоветском пространстве отстаивает христианские принципы справедливости и морали, заботится о духовно-нравственном здоровье народов бывшего СССР.

Велика роль Московского патриархата и в сохранении и развитии в странах СНГ и Балтии православной культуры и цивилизации. Благодаря Русской православной церкви верующие соотечественники поддерживают свою духовно-культурную связь с Родиной.

Когда мы говорим о работе с соотечественниками, о государственной политике в отношении диаспоры, то давайте не будем забывать, что насильно мил не будешь. То есть нельзя заставить себя уважать, если ты не мил, и трудно ожидать положительных результатов там, где силой навязывают русский язык и русскую культуру.

Давайте вернем русскому языку и русской культуре их величие и с помощью русской словесности добьемся для России достойного места в ряду культурно передовых и влиятельных стран мира. А для этого не будем забывать тысячелетний исторический путь России, великое значение православия в истории и в развитии культуры христианизированных народов исторической России. И будем помнить, что каждый человек, независимо от цвета кожи, религии, расы, национальности, языка является носителем образа Божия, нашим братом или сестрой, равноправным членом человеческой семьи. Это к тому, что соотечественники в ближнем зарубежье не должны платить злом за зло, несправедливостью за несправедливость. Лучший способ сосуществования - это относиться к окружающим тебя иноплеменникам так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Сохранению позиций русского языка мешает не только наша экономическая слабость, но и духовная скудость, и что хуже всего - разобщенность русских людей. До сих пор соотечественники за рубежом не смогли или не захотели объединиться вокруг единой организации. Существуют десятки структур, претендующих на то, чтобы представлять их интересы, и соперничающих друг с другом за влияние на диаспору. А не лучше ли будет перестать драться за первое место, выяснять нецивилизованным путем отношения, и вместо этого влиться на правах коллективных членов в далекий от распрей и взаимных обвинений Всемирный русский народный Собор, формулирующий общественно значимые для различных структур, слоев и групп общества проблемы и освященный нравственным авторитетом Русской православной церкви?

В заботе о качественном продвижении вперед в работе с соотечественниками, составной частью которой является защита русского языка, важно правильно оценивать значение религиозного ресурса. В этой

связи можно только приветствовать тот факт, что в очередной Комплексной целевой среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2006 - 2008 годы по линии правительства Москвы нашлось место и оказанию помощи приходам Русской православной церкви за рубежом. И хотя сегодня удельный вес этой помощи невелик и не превышает 1% от общей суммы выделенных средств, будем надеяться, что со временем, в духе старых добрых традиций и в меру понимания роли православной составляющей работы с диаспорой, она достигнет уровня «церковной десятины».

Повторюсь, что у русских, где бы они не проживали, на Родине или на чужбине, как в прошлом, так и в настоящем и в будущем, если мы хотим, чтобы оно у нас было, это самое будущее, одним из главных объединяющих их как народ критериев является их принадлежность к государству Российскому и вера их предков, православная вера.

Переходим к другой проблеме. Это духовная связь Карпатской Руси и русского зарубежья. Я думаю, что вряд ли сегодня было бы правильно сводить все только к тому, что называют «собиранием «Русского мира», который сам по себе не способен заменить национальную идею, о которой речь пойдет ниже и вокруг которой русские должны объединиться. Сперва надо понять, что нам нужно, а потом уже действовать. А нужно всего лишь понять одну простую вещь: без веры нет России. Как, например, нельзя себе представить Карпатскую Русь без православия. При этом будем помнить, что для правильного понимания и зрелой духовной оценки совершающихся в «Русском мире» событий необходима соответствующая острота духовного зрения.

Целью моего выступления как представителя одного из синодальных учреждений Русской православной церкви как раз и является попытка обратить внимание соотечественников в Закарпатье на важность того, что называют самоидентификацией. На ключевую роль православия как культурообразующей религии и ведущего фактора в системе ценностей русинской культуры и самоидентификации русин.

Теперь несколько слов о третьей проблеме. Это духовная связь Карпатской Руси и Святой Руси. Чтобы легче было воспринимать то, о чем пойдет речь ниже, приведу очень важное для понимания предмета обсуждения высказывание президента России В.В. Путина во время посещения им в августе 2001 года Соловецкого Спасо-Преобра-женского мужского монастыря. Вот его удивительно проникновенные слова: «Когда-то наша Родина звалась Святая Русь, и в этом был глубокий смысл. Без христианства вряд ли состоялась бы Россия. Сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно. Наряду с прославлением русского народа, прославлением, лишенным

всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испо-кон веков учили нас уважать другие народы. И эта идея равенства всех народов перед Богом дожна быть положена в основу внутренней и внешней политики России». Эти слова главы Российского государства можно только приветствовать, особенно в связи с дополняющим их недавним признанием В.В. Путиным во время вышеупомянутого посещения им святой горы Афон того факта, что «.Россия - самая большая православная держава.».

Задумаемся: что же это за понятие такое - «Святая Русь»? Осмелюсь его сформулировать следующим образом: это исконно Русская земля и все русские святые, прошедшие на ней свой земной жизненный путь во все века со времен Крещения Руси; все наши православные предки, которые жили по Божией правде, являя собой пример идеалов христианского служения ближнему и всеобщей братской любви во Христе. Все они непрестанно молятся о нас как небесные покровители Русской земли и заступники за нас, их потомков.

Это святые иноки-подвижники, такие как преподобный Силуан Афонский; богомудрые старцы - преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский; святые патриархи - Иов, Ермоген и Тихон; святые благоверные князья - Александр Невский и Димитрий Донской; небесные покровители первопрестольного града Москвы - святитель Петр и преподобный благоверный князь Даниил Московский; наши современники - святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Серафим Вырицкий, святые блаженные Ксения Петербуржская и Матрона Московская, святой праведный воин Феодор Ушаков и другие.

Невозможно здесь перечислить все их имена: один только список русских святых, просиявших в XX веке, на начало октября 2004 года включал в себя 1588 новомучеников и исповедников российских и продолжает пополняться новыми именами. А всего в сонме всех святых, в земле Российской просиявших, на сегодня прославлено уже более трех с половиной тысяч наших предков: людей простых и знатных, представителей разных профессий (от воина до врача), сословий (из дворян, духовенства, купцов, крестьян) и званий (полководцев и дипломатов, правителей и монашествующих).

Память о русских святых священна. Они продолжают вдохновлять живущих в России и за ее пределами соотечественников примером жертвенного служения Богу и Отечеству, являют миру несгибаемый дух православных россиян, служат залогом грядущего духовного возрождения России и символом национального единения всех соотечественников. Если говорить о Карпатской Руси как о в своем роде осколке Святой Руси, то вспомним и некоторых особо почитаемых пра-

вославными русинами святых: это преподобные Моисей Угрин и его брат Ефрем Новоторжский, апостол Карпатской Руси преподобный Алексий Карпатский, ранее упомянутые учители славян святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

И как отметил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в предисловии к книге «Русь Святая. Очерк истории православия в России», «... опыт общечеловеческой истории показывает: любой народ без веры, без святынь мертв. В равной степени и истоки достойного, благообразного человеческого бытия русской нации следует искать в ее вере - в Православии. Недаром еще Ф.М.Достоевский весьма проницательно заметил, что понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию. Продолжая его мысль, можно сказать, что Православие со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром явилось «духовной кровью», «духом жизни», питавшим и укреплявшим самый организм русской нации. И без преувеличения позволительным будет утверждение, что без Православия, без Церкви Россия (такой, какую мы знаем и любим) не состоялась бы вовсе».

Прежде чем кратко осветить вопрос о значении Карпатской Руси для духовного возрождения восточнославянских народов, надо оценить, в чем ее сила. Думаю, что не ошибусь, если укажу на православие. Что же представляет собой русское православие в наши дни? Сегодня паства Русской православной церкви насчитывает около 160 млн. верующих, которые собираются для соборной молитвы в 26590 приходах (объединениях верующих вокруг храмов), расположенных в 132 епархиях (или церковных административных областях). Это не только жители России, но и населяющие всю каноническую территорию церкви православные группы населения стран нового зарубежья (за исключением Грузии и Армении, имеющих самостоятельные христианские церкви). Православное духовенство Русской православной церкви насчитывает 167 архиереев и 24184 священника. Действует 655 монастырей (из них 321 мужской монастырь, и 334 - женских), где подвизается более 10 тысяч монашествующих.

Все это вместе взятое, включая нашу паству на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Эстонии, составляет единую каноническую территорию, на которой сохраняется юрисдикция Московского патриархата. Есть православная диаспора и в традиционном зарубежье: в настоящее время в 42 странах мира действуют 277 приходов, 16 монастырей, 10 часовен и 1 скит. Такова картина современной действительности русского православия.

Здесь очень важно подчеркнуть, что христианскую веру русинский народ принял в результате осознанного выбора. А благодаря своей жизнеспособности и сохранению своего языка, своей культуры, своих традиций, обычаев русины сегодня являются живыми продолжателями духовного наследия наших общих далеких предков, принявших православие как самую красивую, глубокую и духовную веру. Благодаря существованию Карпатской Руси как некого эталона духовности сохраняется надежда на духовное возрождение восточнославянских народов.

Прошло всего пять веков, как на государство Российское выпала историческая миссия стать преемником Царьграда, или Константинополя (ныне это Стамбул в Турции), где приняла крещение княгиня Ольга. После падения Византии под натиском Османской империи (это случилось чуть более 550 лет назад, а точнее 29 мая 1453 года) началось возвышение в православном мире Святой Руси. С той поры и дошла до наших дней ласкающая слух православных россиян религиозно-политическая доктрина старца Филофея, провозгласившая Москву Третьим Римом. Согласно этой теории, Москва как наследница Второго Рима должна была с момента падения Константинополя под ударами турок стать единственной защитницей и центром вселенского православия: «...два Рима пали, а третий стоит, четвертому же - не бывать». Под доктриной «Москва - Третий Рим» принято понимать анализ всего исторического пути вселенского христианства, вехами которого стали латинский Рим и греческий Константинополь, и который привел это вероучение к последнему великому оплоту православия - славянской Москве. Эта религиозная и церковная идея утверждала «преимущественное духовное право России на преемство имперского служения православию как единственно неповрежденной первохристианской апостольской вере, право на его защиту и проповедь во вселенском масштабе» («Святая Русь...», с.219). А это, в свою очередь, предполагало и христианскую природу Русского государства, и возвышенный, одухотворенный строй жизни русских, особые национальные черты русского народа: его удивительную выносливость, терпимость, стойкость в перенесении ударов судьбы, сердечную отзывчивость на боль и горе соседних народов, готовность по первому зову придти к ним на помощь, поразительную жертвенность и доходящую нередко до крайних пределов самоотверженность.

Эти качества и свойства русского народного характера побудили целую череду выдающихся деятелей русской культуры выдвинуть и развить целое учение о народе - богоносце, призванном в будущем еще сказать свое весомое слово в истории человеческой цивилизации, дав всему миру яркий пример высокой нравственности и духовности.

В наши дни символом духовного возрождения России служит образ преподобного Серафима Саровского. В прошлом году вся страна широко праздновала 100-летие со дня его канонизации в лике русских святых, вспоминая его знаменитое изречение: «Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся...». А в этом году православные россияне торжественно отметили 250-летие со дня его рождения. Знаменательно, что подготовку к этим торжествам представители государства назвали «проектом реставрации системы отношений церкви и государства». И далее цитирую: «Этот проект полностью соответствует посланию президента и его словам о том, что общество должно консолидироваться вокруг общенациональных ценностей... Преподобный Серафим Саровский на сегодня - главная общенациональная ценность».

С именем духоносного старца преподобного Серафима Саровского связано понятие Святой Руси в XIX веке, возрождение монашества в России, удивительный расцвет православной русской святости, высшим проявлением которой он явился. Вся жизнь этого святого подвижника определялась только двумя евангельскими заповедями - любовью к Богу и любовью к человеку. По словам одного из зарубежных историков, « ... в нем сгущается характерная идея русской духовности: преображение всякой твари силою добровольной жертвы любви и сострадания».

Серафим Саровский предсказал страшные бедствия, которые в будущем должны были обрушиться на Россию, он предсказал и ужасные гонения на церковь, неисчислимое число мучеников за веру и полное разорение монастырей. Вот его слова: «... произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России... разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...». Святой старец предрек будущее возрождение «Русско-Славянского Царства». По его пророчеству, Россия «... сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные...».

В заключение кратко коснусь темы, которую можно назвать как духовная связь Карпатской Руси и Православной цивилизации. Внешние национальные российские интересы в духовной сфере предопределяют необходимость выдвижения России на великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации и ее культурного оплота (в кругах православных интеллектуалов различных стран с преимущественно православным населением возрождается образ поствизантий-

ской геокультурной общности в виде некой «православной ойкумены» либо «Византийского Содружества Наций». Позиция церкви такова: православным народам - народам единоверным и обычно близким по крови - надо более активно стремиться к единству. Никто не должен стесняться православного братства, бояться во всеуслышание говорить о нем и ради него работать. Единение православных народов не должно быть направлено против кого-либо. Нужно стремиться к миру и добру для всех, для «ближних и дальних». Необходимо отвергнуть любые попытки разделить православные народы, противопоставить их друг другу. Православная цивилизация должна остаться самобытной, не потерять свою уникальную духовную культуру. Прообраз и ядро такой «православной ойкумены» видятся в деятельности Межпарламентской ассамблеи православия, в число постоянных членов которой входят православные депутаты парламентов России, Австралии, Болгарии, Греции, Кипра, Сообщества Сербии и Черногории, Латвии, Литвы, Молдавии, Белоруссии, Польши, Румынии, Словакии, Украины, Эстонии, Грузии и ряда других государств мира.

Вдумайтесь в такие цифры: в России численность православных оценивается цифрой в 80 млн. человек, на Украине - до 20 млн. православных верующих, в Белоруссии - 6 млн., в Молдавии - 3 млн. православных, в Грузии - 2 млн. человек. Немало православных и в странах Балтии: в Латвии их 360 тыс., в Литве - 320 тыс., в Эстонии - 150 тыс.

Разрешите мне призвать всех присутствующих здесь соотечественников Закарпатья к тому, чтобы они любили Россию, верили в ее высокое историческое предназначение и ее божественную избранность, научились ценить Святую Русь и ставить ее выше всех идейных размежеваний, выше деления на никониан и старообрядцев, западников и славянофилов, белых и красных. Чтобы соотечественники помнили о том, что именно вокруг Святой Руси по идее должно консолидироваться национальное чувство народов России и наших соотечественников за рубежом. И знали, что в этом - залог нашего единства и непоколебимой веры в преодоление самых суровых испытаний. Чтобы они надеялись на то, что национально-религиозный идеал Святой Руси всегда будет неотделим от души русского народа, потому что ради этого только и стоит жить истинным патриотам России. И очень важно, чтобы соотечественники Закарпатья не только понимали это, но и бережно хранили заветы предков - любить Россию, беречь Россию, приумножать достоинства России в глазах человечества и никого не бояться, кроме Бога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.