Научная статья на тему 'Руководители государственных образовательных ведомств нашей страны с высшим химическим образованием'

Руководители государственных образовательных ведомств нашей страны с высшим химическим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОХИМИЯ / ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТР ПРОСВЕЩЕНИЯ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / СВЯЗЬ НАУКИ С ОБРАЗОВАНИЕМ И ПРОИЗВОДСТВОМ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ / CHEMISTRY / BIOCHEMISTRY / MINISTER OF EDUCATION / HIGHER AND AVERAGE SPECIAL EDUCATION / CONNECTION OF A SCIENCE WITH EDUCATION AND MANUFACTURE / MAINTENANCE / FORMS OF THE ORGANIZATION AND METHODS OF TRAINING OF SCHOOLBOYS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Охарактеризованы основные этапы научной и дидактической деятельности видных химиков и биохимиков министра высшего образования СССР в 1951-1953 гг. В. Н. Столетова, министра высшего и среднего специального образования СССР в 1954-1985 гг. В. П. Елютина, министра просвещения РСФСР и СССР в 1966-1984 гг. М. А. Прокофьева, министра высшего и среднего специального образования СССР и председателя Государственного комитета по народному образованию СССР в 1985-1991 гг. Г. А. Ягодина и министра образования Российской Федерации в 1992-1996 гг. Е. В. Ткаченко. Выделено краткое содержание их основных научных трудов по химии и дидактике, оценено значение научных трудов химиков-министров просвещения и образования нашей страны для повышения уровня современного проектирования и реализации в высшей школе профессиональной подготовки будущих исследователей и преобразователей природной, технической или социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEADS OF THE STATE EDUCATIONAL DEPARTMENTS OF OUR COUNTRY HAVING HIGHER CHEMICAL EDUCATION

The basic stages of scientific and didactic activity of visible chemists and biochemists: minister of higher education of USSR in 1951-1953 V. N. Stoletov, minister of higher and average special education of USSR in 1954-1985 V. P. Elyutin, minister of education of RSFSR and USSR in 1966-1984 M. A. Prokofjev, minister of higher and average special education of USSR and chairman of the State Committee on National Education USSR per 1985-1991 G. A. Yagodin and Minister of Education of RSFSR per 1992-1996 E. V. Tkachenko are characterized. The summary of their basic proceedings in chemistry and didactics is allocated. Value of scientific works of chemists-ministers of education of our country for increase of a level of modern designing and realization in the higher school of vocational training of the future researchers and converters of the natural, technical or social validity is estimated.

Текст научной работы на тему «Руководители государственных образовательных ведомств нашей страны с высшим химическим образованием»

УДК 378.14; 530(091)

М. Ф. Каримов

Руководители государственных образовательных ведомств нашей страны с высшим химическим образованием

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10; телефакс (3414)2-64-55

Охарактеризованы основные этапы научной и дидактической деятельности видных химиков и биохимиков — министра высшего образования СССР в 1951-1953 гг. В. Н. Столетова, министра высшего и среднего специального образования СССР в 1954-1985 гг. В. П. Елютина, министра просвещения РСФСР и СССР в 1966-1984 гг. М. А. Прокофьева, министра высшего и среднего специального образования СССР и председателя Государственного комитета по народному образованию СССР в 1985-1991 гг. Г. А. Ягодина и министра образования Российской Федерации в 1992-1996 гг. Е. В. Ткаченко. Выделено краткое содержание их основных научных трудов по химии и дидактике, оценено значение научных трудов химиков-министров просвещения и образования нашей страны для повышения уровня современного проектирования и реализации в высшей школе профессиональной подготовки будущих исследователей и преобразователей природной, технической или социальной действительности.

Ключевые слова: биохимия, высшее и среднее специальное образование, министр просвещения или образования, связь науки с образованием и производством, содержание, формы организации и методы обучения школьников и студентов, химия.

Очевидно, что одним из основных субъектов проектировочной и исполнительской деятельности в системе непрерывного образования нашей страны является глава государственного образовательного ведомства - министр просвещения или образования, от конструктивного творчества которого во многом зависят состояние и перспективы развития его министерства и большинства отраслей народного хозяйства.

Информация о трудовой, научной и дидактической деятельности химиков и биохимиков, работавших министрами образования или просвещения нашей страны, составленная с учетом сведений, приведенных в «Большой Советской Энциклопедии» 1, «Российской педагогической энциклопедии» 2 и иных источников 3, представлена в табл. 1 и 2.

Организатором широкой научной дискуссии в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. по

Дата поступления 10.07.08

проблемам генетики между сторонниками и противниками президента ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко , которая привела к публикации множества работ по генетической науке в нашей стране и дальнейшей ее полной реабилитации в отечественной академической и общественной среде, явился известный биохимик, министр высшего образования СССР в 1951 — 1953 гг., министр высшего и среднего специального образования РСФСР в 1959-1972 гг. и президент Академии педагогических наук СССР в 1972-1981 гг., доктор биологических наук и профессор Всеволод Николаевич Столетов (1907-1989).

Исторический факт о том, что Советский Союз в 50-е - 70-е годы XX века был второй по экономической и оборонной мощи страной мира, во многом определялся успехами системы непрерывного образования страны, руководимой видными химиками, членами-корреспондентами АН СССР с 1962 и 1966 гг., профессорами - министром высшего и среднего специального образования СССР

в 1954-1985 гг. Вячеславом Петровичем Елютиным (1907-1993) и министром просвещения СССР в 1966-1984 гг. Михаилом Алексеевичем Прокофьевым (1910-1999), участниками Великой Отечественной войны, знавшими на деле прямую зависимость суверенитета и прогресса Родины от уровня развития науки, образования и техники.

Реформаторами системы образования Советского Союза и Российской Федерации являются член-корреспондент АН СССР, профессор, министр высшего и среднего образования СССР в 1985-1987 гг., председатель Государственного комитета СССР по народному образованию в 1987-1991 гг. Геннадий Алексеевич Ягодин (р. 1927) и доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования с 1993 г., министр образования Российской Федерации в 1992-1996 гг. Евгений Викторович Ткаченко (р. 1935), положившие начало в нашей стране развитию ва-риативного и личностно-ориенти-рованного образования.

Таблица 1

Краткая характеристика трудовой деятельности химиков и биохимиков-министров образования или просвещения Советского Союза или России

Годы Ведомство Министр Этапы трудовой деятельности

1951— 1953 Министерство высшего образования СССР Столетов Всеволод Николаевич В 1927—1931 гг. студент Московской сельскохозяйственной академии (МСХА). В 1926—1939 гг. сотрудник журналов по растениеводству. В 1939—1948 гг. сотрудник ВАСХНИЛ, ученый секретарь и замдиректора по науке Института генетики АН СССР. В 1948-1951 гг. директор МСХА и замминистра сельского хозяйства СССР. В 1951-1959 гг. министр высшего образования СССР и его заместитель. В 1959-1972 гг. министр выс-шего и среднего специального образования РСФСР.

19541985 Министерство высшего и среднего специального образования СССР Елютин Вячеслав Петрович В 1926-1930 гг. студент Московского института стали и сплавов (МИСиС). В 1930-1935 гг. аспирант и доцент МИСиС. В 1935-1941 гг. декан и замдиректора Всесоюзной промышленной академии. В 1941-1943 гг. участник Отечественной войны. В 1943-1951 гг. доцент, профессор и директор МИСиС. В 1951-1985 гг. первый заместитель министра и министр высшего и среднего специального образования СССР (МВССО СССР).

19661984 Министерство просвещения РСФСР и СССР Прокофьев Михаил Алексеевич В 1930-1935 гг. студент Московского государственного университета (МГУ). В 1935-1937 гг. сотрудник Биотехнического института РККА. В 1937-1941 гг. аспирант и сотрудник НИИ химии при МГУ. В 1941-1945 гг. участник Отечественной войны. В 1946-1951 гг. ассистент, доцент и профессор МГУ. В 1951-1966 гг. первый замминистра МВССО СССР. В 1966-1984 гг. министр просвещения РСФСР и СССР.

19851991 МВССО СССР и Государственный комитет по народному образованию СССР Ягодин Геннадий Алексеевич В 1946-1950 гг. студент Московского химико-технологического института (МХТИ). В 1951-1985 гг. аспирант, ассистент, доцент, декан факультета, профессор и ректор МХТИ. В 19631965 гг. замдиректора Международного агентства по атомной энергии. В 1985-1987 гг. министр высшего и среднего специального образования СССР. В 1987-1991 гг. председатель Государственного комитета СССР по народному образованию.

19921996 Министерство образования Российской Федерации Ткаченко Евгений Викторович В 1954-1958 гг. студент Уральского политехнического института (УПИ). В 1958-1964 гг. преподаватель и научный сотрудник УПИ. В 1964-1984 гг. доцент и профессор кафедры неорганической химии Уральского государственного университета. В 1985-1992 гг. ректор Свердловского инженерно-педагогического института. В 1992-1996 гг. министр образования Российской Федерации.

Общей особенностью научной деятельности химиков-министров образования или просвещения Советского Союза или России, сопровождаемой высококачественным развитием у них таких личностных качеств, как творческая целеустремленность, интеллектуальная активность, научная компетентность, профессиональная дисциплинированность и педагогическая коммуникативность, является ориентация на повышение уровня всех структурных элементов и функций интегрированной системы «Наука—образование—производство» до высших мировых и отечественных стандартов.

Спектр дидактических работ отечественных химиков-министров образования или просвещения охватывает такие области, как содержание естественно-математической и обще-

технической подготовки учащихся в средней и высшей школе, формы и методики обучения школьников и студентов на основе передовых достижений науки и техники, начальная разработка проблем информатизации системы непрерывного образования, организационные и дидактические противоречия перехода массовой школы ко всеобщему среднему образованию, вопросы дифференцированного, факультативного и вариативного обучения в средней общеобразовательной школе, привлечение общественности и учащихся к управлению образовательным учреждением, проблемы интеграции России в европейское образовательное пространство.

Дидактический опыт преподавания естественно-математических и общетехнических дисциплин, накопленный в течение последних

Таблица 2

Основные научные и дидактические труды химиков-министров образования или просвещения нашей страны

Министр Краткое содержание научных и дидактических трудов

Столетов Всеволод Николаевич Представлена и развита биохимическая теория образования хлорофилла в растениях 4. В сложных политических условиях инициирована широкая дискуссия между сторонниками и противниками новой биохимической науки — генетики 5. Внесен значительный вклад в реабилитацию генетики в нашей стране 6. Поставлены и решены дидактические задачи преподавания ряда естественно-математических дисциплин 7. Выделена важность установления интегративных связей между наукой, образованием и технологиями 8. Осмыслена проблема становления и развития личности человека 9.

Елютин Вячеслав Петрович Разработана химическая технология выплавки «военного» металлического сплава — ферромолибдена из руды 10. Построена теоретическая основа, произведены расчеты и разработаны технологии по металлургии ферросплавов 11 и высокотемпературных материалов 12. Выделена форма и методика обучения студентов на основе передовых научных и инженерных знаний 13. Указано на необходимость подготовки кадров для информатизируемого общества 14. Отмечены неотъемлемые части деятельности вузов как опорных пунктов прогресса науки и технической мысли 15.

Прокофьев Михаил Алексеевич Синтезировано новое биоорганическое соединение — треонин и изучены его химические свойства 16. Начаты исследования и получены уникальные результаты в области органической химии нуклеотидов и их производных с аминокислотами 17. Исследованы структуры и функции соединений ДНК и РНК с белками и пептидами 18. Разработана программа специальных курсов по химии природных соединений 19. Поставлены и частично решены организационные и методические проблемы перехода к всеобщему среднему образованию 20. Создана системно-структурно-функциональная модель преподавания химии в средней общеобразовательной школе 21.

Ягодин Геннадий Алексеевич Осуществлена прецизионная очистка ряда веществ и исследован их изотопный состав 22. Построены теоретические основы, технология разделения и очистки гафния и циркония, применяемых в атомной технике 23. Выделена роль химии в охране природы и рационализации использования материальных и энергетических ресурсов 24. Составлено учебное пособие по новому разделу науки и техники — химии и технологии редких металлов 25. Поставлены и частично разрешены связанные с химической технологией проблемы охраны природы и экологического образования 26. Выделена личность обучающегося как субъекта творческой деятельности 27.

Ткаченко Евгений Викторович Произведен термодинамический и кинетический анализ условий синтеза высокотемпературных оксидов урана 28. Исследованы химические свойства иттрийалюминиевого граната, полученного путем прогрева стехиометрической смеси 29. Создано новое научное направление в химии твердого тела и технологии редких веществ на основе синтеза сложнооксидных материалов 30. Охарактеризованы состоянии и перспективах развития российского образования 31. Выделены интегративные, способствующие взаимному развитию связи между наукой и образованием, ориентированные на повышение качества подготовки профессионально-педагогических кадров 32. Осуществлен обзор актуальных, обладающих научной новизной, теоретической и практической значимо- 33 стью диссертационных исследований по педагогике .

тридцати лет в ряде вузов Урала 34, свидетельствует о том, что студенты проявляют при соответствующей организации занятий повышенный познавательный интерес к научной и дидактической деятельности, личностным качествам министров-руководителей отечественной системы непрерывного образования, используют их труды при постановке и решении задач курсовых и дипломных работ, следуют их методическим рекомендациям при прохождении производственной, технологической и педагогической практики.

Выводы, получаемые на основе анализа и обобщения приведенного выше краткого ма-

териала относительно деятельности химиков как министров образования или просвещения нашей страны, сводятся к нижеследующему.

1. Химия, как одна из фундаментальных естественно-математических дисциплин, обеспечившая будущих министров отечественного образования или просвещения соответствующими предметами научных исследований, способствовала приобретению ими прочных знаний и умений по системно-структурно-функциональному моделированию действительности и высокому развитию у них таких личностных качеств, как творческая целеустремленность, интеллектуальная активность, научная

компетентность, профессиональная дисциплинированность и педагогическая коммуникативность.

2. Научные труды по биохимическим проблемам генетики президента Академии педагогических наук СССР и министра высшего образования СССР В. Н. Столетова, по химии ферросплавов и тугоплавких материалов члена-корреспондента Академии наук СССР и министра высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютина, по биоорганической химии и молекулярной биологии члена-корреспондента Академии наук СССР и министра просвещения СССР М. А. Прокофьева, по химии и технологии неорганических материалов ядерной техники члена-корреспондента Академии наук СССР, действительного члена РАН и министра высшего и среднего специального образования СССР, председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г. А. Ягодина, по химическому твердофазному синтезу сложнооксидных материалов для новой техники действительного члена Российской академии образования и министра образования Российской Федерации Е. В. Ткаченко, включаемые в содержание обучения будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности, способствуют его усовершенствованию.

3. Дидактические работы химиков-министров образования или просвещения Советского Союза или России, ориентированные на повышение уровня естественно-математического образования у В. Н. Столетова, на приведение в соответствие уровней высшего образования и современной науки у В. П. Елютина, на улучшение качества всеобщего среднего образования у М. А. Прокофьева, на совершенствование содержания и форм организации экологического образования у Г. А. Ягодина и на усиление интеграции между наукой и образованием у Е.В.Ткаченко и в настоящее время могут быть использованы в проектировании и реализации профессиональной подготовки студентов классических и технических университетов, социально-гуманитарных и педагогических высших учебных заведений.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. 3-е издание:

В 30-ти тт. / Гл. ред. А. М. Прохоров.— М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х

тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов.— М.: Большая

Российская энциклопедия, 1993—1998.

3. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира.— М.: Высшая школа, 1991.- 656 с.

4. Столетов В. Н. Почему растение имеет зеленую окраску.- М.: Сельхозгиз, 1945.- 36 с.

5. Столетов В. Н. Итоги Сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, 31 июля-7 августа 1948 года.- М.: Правда, 1948.- 31 с.

6. Столетов В. Н. Внутривидовые превращения и их характер.- М.: Советская наука, 1857.696 с.

7. Столетов В. Н. Естественно-научное образование в школе.- М.: Изд-во АПН СССР, 1971.21 с.

8. Столетов В. Н. (Ред.) и др. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции: В 2-х частях.- М.: Знание, 1981.

9. Столетов В. Н. Становление личности.- М.: Мысль, 1987.- 334 с.

10. Елютин В. П. Выплавка ферромолибдена из руд Чикойского месторождения.- М.: Госиздат НКТП СССР, 1932.- 47 с.

11. Елютин В. П., Павлов Ю. А., Левин Б. Е. Производство ферросплавов. Электрометаллургия.- М.: Металлургиздат, 1951.- 496 с.

12. Елютин В. П. (Ред.) и др. Высокотемпературные материалы. Сб. статей.- М.: Металлургия, 1968.- 244 с.

13. Елютин В. П. Материал к лекции на тему «Новые достижения советской науки и техники» (О работах лауреатов Сталинских премий за 1951 г.).- М.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1952.- 25 с.

14. Елютин В. П. О состоянии и задачах подготовки специалистов в области механизации и автоматизации инженерно-технического и административно-управленческого труда в СССР.- М.: Высшая школа, 1960.- 7 с.

15. Елютин В. П. // Вестник АН СССР.- 1964.-№ 5.- С. 27.

16. Прокофьев М. А. Синтез а-амино-^-оксикислот и их дегидратация: Дисс. канд. хим. наук.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1940.- 162 л.

17. Прокофьев М. А., Румянцева З. А. // Докл. АН СССР.- 1950.- Т.75.- № 2.- С. 399.

18. Шабарова З. А., Прокофьев М. А. // Современные проблемы органической химии.- М.: Изд-во МГУ, 1970.- С. 345.

19. Прокофьев М. А. Программа специальных курсов по химии природных соединений. Для студентов химиков, специализирующихся по химии природных соединений.- М.: Изд-во МГУ, 1965.- 51 с.

20. Прокофьев М. А. На путях к всеобщему среднему образованию. Лекция.- М.: Изд-во АПН СССР, 1969.- 19 с.

21. Прокофьев М. А. (Ред.) и др. Химия в школе: Сб. нормативных документов.- М.: Просвещение, 1987.- 191 с.

22. Ягодин Г. А. Исследование изотопного состава равновесных фаз при дистилляции этилена,

этана и метана: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. хим. наук.- М.: МХТИ им. Д. И. Менделеева, 1955.- 10 с.

23. Ягодин Г. А. Технология редких металлов в атомной технике.- М.: Атомиздат, 1974.344 с.

24. Ягодин Г. А., Раков Э. Г., Третьякова Л. Г. Химия и химическая технология в решении глобальных проблем.- М.: Химия, 1988.- 175 с.

25. Ягодин Г. А., Синегрибова О. А., Чекмарев А. М. Технология редких металлов в атомной технике. Уч. пос. для химико-технологических специальностей вузов.- М.: Атомиздат, 1974.344 с.

26. Ягодин Г. А., Третьякова Л. Г. Химическая технология и охрана окружающей среды.- М.: Знание, 1984.- 64 с.

27. Ягодин Г. А., Асмолов А. Г. // Современная высшая школа.- 1991.- № 4.- С. 108.

28. Власов В. Г., Жуковский В. М., Ткаченко Е. В., Бекетов А. В. Кислородные соединения урана.- М.: Атомиздат, 1972.- 256 с.

29. Нейман А. Я., Ткаченко Е. В., Квичко Л. А., Коток Л. А. // ЖНХ.- 1980.- Т.25.- № 9.-С. 2340.

30. Ткаченко Е. В. Физико-химические основы твердофазного синтеза сложнооксидных материалов для новой техники (вольфраматы, мо-либдаты, ферриты): Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора хим. наук.- Свердловск: УПИ им. С. М. Кирова, 1983.- 46 с.

31. Ткаченко Е. В. // Профессионал.- 1993.-№ 1-2.- С. 38.

32. Ткаченко Е. В., Романцев Г. М., Ларионов В. Н. // Образование и наука. Известия УГНОЦ РАО.-1999.- № 1.- С. 27.

33. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования: (обзор диссертационных исследований за 1991-2005 гг.).- Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006.- 257 с.

34. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-Т.13.- № 5.- С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.