Научная статья на тему 'Рукописи не горят? (о неопубликованной работе М. С. Елабужского)'

Рукописи не горят? (о неопубликованной работе М. С. Елабужского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рукописи не горят? (о неопубликованной работе М. С. Елабужского)»

УДК 091(470.51)

Андрей Алексеевич Туранов .

краевед, г. Ижевск

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ?

(О неопубликованной работе М.С.Елабужского).

Вот, говорят, рукописи не горят... И в это очень хочется верить!

...История эта началась неожиданно. В сборнике статей, посвященном 90-летию Вятской ученой архивной комиссии (ВУАК), мне попалось на глаза сообщение малмыжского краеведа, утверждавшего, что в "Трудах" ВУАК была опубликована работа М.С.Елабужского "Предания вотяков о заселении северного угла Малмыжского уезда" [1, с.498].

Михаил Степанович Елабужский (1869-1937), протоиерей, выпускник Вятской духовной семинарии. По окончании семинарии с 1889г. был учителем в с.Старые Зятцы Малмыжского уезда. В январе 1891г. рукоположен в сан иерея в с.Алнаши Елабужского уезда. В 1895 г. переведен в с.Удугучин Малмыжского уезда. Здесь с 1904 г. являлся Инородческим Миссионером. В 1908 г. переведен в с.Вагино Слободского уезда, а в 1912 обратно в Малмыжский уезд - в с.Вавож, с которым и связана вся его последующая жизнь [2,л.93об.-95]. Исследовательской работой среди удмуртов М.Елабужский начал заниматься с первых лет своей пастырской деятельности, и уже в 1890-х им был опубликован ряд работ, освещающих стороны жизни удмуртов, связанные с их языческими представ-лениями1. В июне 1907г. на заседании ВУАК "и.о. председателя и непременный член предложили к избранию в действительные члены Комиссии присутствовавшего на заседании священника с. Удугучина, Малмыжского уезда, о.Михаила Степановича Елабужского, как известного уже своими трудами по местной

1В частности: "Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда" (1894), "К демонологии некрещеных вотяков Елабужского уезда" (1894), "Поверья некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах" (1894), "Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда" (1895), "Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда" (1895), "Крепость вотского язычества" (1903). См. сканированные тексты оригиналов работ М.С.Елабужского в издании: Коробейников А.В., ЧураковВ.С. Православные священники об удмуртах: аннотированная хрестоматия. Информационная структура. [Электронный ресурс] -Ижевск: “Удмуртский университет”, 2007.-1 электрон. опт. диск (СБ-КОМ; 420 МЬ)- Загл. с экрана+ Рекламно- техническое описание и содержание информационной структуры.-24 с. ТББК 978-5-7029-0364

А.А..Туранов Рукописи не горят?

этнографии" [3, с.25(Отд.1)]. 27 июня 1907г. он был утвержден действительным членом ВУАК [3, с.29(Отд.1)].

В настоящее время хорошо известны этнографические работы М.С.Елабужского, касающиеся удмуртов Елабужского уезда, а о Малмыжском уезде опубликовано лишь несколько заметок, связанных с его просветительской деятельностью в с.Удугучин. Поэтому сообщение о работе "Предания вотяков о заселении северного угла Малмыжского уезда" вызвало у автора глубокий интерес.

А.В.Коробейников В.С.Чураков

шмс/мош

ШЩЄМПИКИ

ОЕ УДЛ1УПЖ

Впервые переизданные полнотекстовые версии произведений авторов XIX в.

Более 700 файлов в формате ]РЕС.

Приложен буклет с библиографическим описанием

Вместе с тем, попытка найти названную работу в "Трудах" ВУАК окончилась неудачей - среди опубликованных материалов ее не оказалось. Не оказалось ее и среди неопубликованных работ, хранящихся в фонде ВУАК в Го-

www.idnakar.ru 19 ИДНАКАР 1 (14) 2012

2

сударственном архиве Кировской области . Предполагая, что статья могла быть опубликована в каком-либо другом Вятском издании, автор воспользовался в поиске помощью сотрудников краеведческого отдела Кировской областной научной библиотеки им.Герцена, однако и эти надежды не оправдались, - работа обнаружена не была.

Изучение журналов заседаний ВУАК позволило выявить вероятный источник информации малмыжского краеведа: в журнале за 17 ноября 1911г. указаны материалы, поступившие для напечатания в "Трудах", среди них "от члена Архивной Комиссии священника М.С.Елабужского рукопись "Предание вотяков о заселении северного угла Малмыжского уезда" [4, с.18(Отд!)]. На этом же заседании было решено "рукопись "Предание вотяков" передать А.А.Столбову для ознакомления и даче о ней своего заключения" [4, с.19(Отд!)]. К сожалению, ни заключения Столбова , ни сведений о том, как он распорядился рукописью, обнаружить не удалось - ни каких дополнительных сведений по этому вопросу "Труды" ВУАК не содержат.

На этом, казалось бы, история поиска статьи ничем и закончилась... Ан нет - новые сведения удалось обнаружить в опубликованных дневниках М.С.Елабужского. Вот что сам он пишет по поводу этой статьи 14 июля 1926г.: "В Удугучине в конце 90-х годов, вплотную засевши за приходскую летопись, набрал некоторые материалы из прежней жизни вотяков. Но главные материалы, методически собираемые, я начал накапливать в 19G4 -19GS гг., когда по должности инородческого миссионера посетил весьма многие вотские селения округа. Из Вагина я послал в Вятскую Ученую Архивную Комиссию доклад "Предание вотяков о заселении северного угла Малм. уезда." Мой доклад Комиссия передала одному из своих членов для просмотра, - и более об нем ни слуху, ни духу. Черновик у меня остался" [5]. Здесь же отмечает, что закончил писать очерки по истории вотяков, материалы для которых собирал с первых лет своего священничества. Общий объем очерков составил 17 листов; работа делится на три части: " В первой - "на границе истории" говорю главным образом о родстве дравидов с вотяками. Вторая часть "Эпоха переселения" дает сводку движения вотяков от Сибири до Малмыжского уезда, с некоторым оригинальным взглядом на пути их переселений. Третья часть "На современные позиции" дает сводку собранных мною преданий о заселении малм. края, и есть расширенный доклад Арх. Комиссии. Первая и третья части почти целиком дают много нового; вторая же - сводка бывших уже в печати сведений, местами с ориги-

2 ГАКО ф.170, оп.1.

3 Столбов Алексей Артемиевич - г.Вятка; чиновник Акцизного Управления; действительный член ВУАК с 17 марта 1909 г.; 9апреля 1909г. принял обязанности заведующего историческим архивом Комиссии; в середине 1911г. избран непременным членом Комиссии.

А.А..Туранов Рукописи не горят?

нальным освещением " [5]. Таким образом, содержание разыскиваемой статьи в дополненном виде могло сохраниться как часть этих очерков.

Однако, судьба и этих очерков до конца не известна. При работе над ними, возможно, была надежда на сотрудничество с удмуртским обществом "Боляк", созданным К.П.Гердом в Москве - еще в 1924 году Елабужский обещал Герду написать ряд очерков по истории удмуртов для издаваемого обществом сборника [6, 27 июня]. Но по их завершении в 1926 году Елабужский отмечает: "Куда передать свой труд, пока еще не решил" [5, 14 июля]. По-видимому, при новом режиме опубликовать работу, даже представляющую интерес для науки, священнику было непросто.

В последующее десятилетие о.Михаил, как и все духовенство страны, подвергся гонениям и репрессиям. За это время ему вынужденно пришлось сменить несколько квартир. 7 января 1930г. при обыске была отобрана библиотека, изъяты переписка и рукописи [7, 7 марта]. Спустя несколько месяцев изъятое, формально, было возвращено хозяину, однако часть книг и рукописей безвозвратно исчезли [7, 12 и 28 марта], [8, 21 мая].

К счастью, рукопись по истории удмуртов уцелела. 17 июня 1936г. с этой работой познакомился и очень заинтересовался ей член Академии материальной культуры А.П.Смирнов4. Он испросил у М.Елабужского разрешение предложить Ижевскому научно-исследовательскому институту (УНИИ) напечатать ее [9, 17 июня]. Спустя несколько дней произошла новая встреча с А.П.Смирновым и сотрудницей УНИИ Г.А.Лаговой, на которой шел разговор об условиях печатания трудов вообще и в УНИИ в частности, и о возможных перспективах и замедлениях печатания труда М.Елабужского [9, 24 июня]. Позднее, в статье-отчете об экспедиции А.П.Смирновым в качестве примера был использован эпизод, возможно, из этих именно очерков, о котором в примечании говорится: "Сообщено экспедиции в числе некоторых материалов священником Вавожской церкви гр. Елабужским" [10,с.195].

Дальнейшая судьба очерков неизвестна; точных сведений о том, были ли они переданы для напечатания в УНИИ, найти не удалось, - в сохранившемся дневнике о них больше не упоминается; последняя запись здесь сделана 26 мая 1937г., а 19 сентября того же года М.Елабужский умирает. Предпринятые автором, на удачу, попытки найти работу в рукописном фонде Удмуртского ин-

4 Смирнов Алексей Петрович (1899-1974) - исследователь ключевых проблем древней и

средневековой истории Восточной Европы. На момент встречи с М.Елабужским - член Академии истории материальной культуры, проф. Археологического института. В 1936 году производил археологическое исследование по реке Вале.

ститута истории, языка и литературы, и в фондах Национального музея УР им.К.Герда не увенчались успехом.

Есть еще надежда, что рукописи работ Михаила Елабужского могли сохраниться в частных архивах Кировской области или Удмуртии, как сохранились его дневники. Быть может, наступит час, и они выйдут на свет.

Говорят: „ Рукописи не горят! ”

Дай-то Бог!

Источники информации:

1. Сапегина Ю.П. Вятская ученая архивная комиссия и Малмыж. //История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой архивной комиссии). Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции.-Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1994.- С.497-499.

2. ЦГА УР ф.245, оп.3, д.657.

3. ТВУАК 1907, вып. I.

4. ТВУАК 1912. вып.Ш.

5. 10-ый дневник прот. Михаила Елабужского.

иКЬ: http://nikxram.narod.rU/biblioteka/lb1201mela.b/dnevnik.html710

6. 9-ый дневник прот. Михаила Елабужского.

иКЬ: http://nikxram.narod.ru/biblioteka/lb1201melab/dnevnik.html709

7. 13-ый дневник прот. Михаила Елабужского.

иКЬ: http://nikxram.narod.ru/biblioteka/lb1201melab/dnevnik.html713

8. 14-ый дневник прот. Михаила Елабужского.

иКЬ: http://nikxram.narod.ru/biblioteka/lb1201melab/dnevnik.html714

9. 18-ый дневник прот. Михаила Елабужского

иКЬ: http://nikxram.narod.ru/biblioteka/lb1201melab/dnevnik.html718

10. Смирнов А.П. Памятники феодального строя среди удмуртов (IX—ХШв.в.). (Отчет археологической экспедиции по изучению реки Валы).-Записки Удмуртск. научно-исслед. ин-та соц.культуры. Вып.7, Ижевск , 1937.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.