Научная статья на тему 'Розничная торговля как сектор экономики: проявление кризиса, проблемы и пути их решения'

Розничная торговля как сектор экономики: проявление кризиса, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2987
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничная торговля как сектор экономики: проявление кризиса, проблемы и пути их решения»

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Н.А. КУЛИК

Торговля является одной из самых древних и важных областей человеческой деятельности. В современных условиях она является одной из крупнейших сфер экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов торгового менеджмента [1, с.11].

Рыночная деятельность торговли как сектора экономики осуществляется посредством усилий множества конкурирующих субъектов торговли. Эффективность торговли на федеральном и территориальном уровне напрямую зависит от экономических результатов деятельности отдельных торговых предприятий.

Предприятие является основным звеном национальной экономики, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или решения специальных социально значимых задач [8, с.15].

Деятельности торговых предприятий характеризуется следующими особенностями:

- ассортимент реализуемых товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого покупателя, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;

- предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации;

- спрос на товары и услуги торговых предприятий является сезонным м подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток. Если обратиться к разработке торговой политики предприятия в новых экономических условиях, то изменения нужно проводить не на уровне системы продаж и системы работы дистрибьюции, а на уровне изменения работы компании в целом. Начинать изменения нужно со своей системы продаж, так как это сердце любой компании [2, с.53].

Современные кризисные явления в экономике проявляются в торговле как лакмусовой бумажке, поскольку снижение потребительского спроса наглядно отражаются на показателях торговой деятельности предприятия. Негативные изменения происходят не только в области ценообразования и ассортиментной политики, но на качестве товара, и как следствие, сокращение розничных продаж и снижение эффективности деятельности предприятия.

Многие дистрибьюторские компании, стремясь удержать свои продажи на фоне снижения потребительской активности, начинают наполнять свой пакет товара другими группами товара. Расширение пакета товара происходит без корректировки своей схемы работы с розницей, системы управления работы с полочным пространством, системы аналитики, системы операционного менеджмента, системы отчетности, управления запасами товара.

Если посмотреть на такой подход с точки зрения стабилизации прибыльности от продаж, то укрупнение пакета товара без корректировки работы компании в целом приведет лишь к снижению продаж. При работе с большим пакетом товара всегда увеличиваются риски замораживания денежных средств в запасах товара на складах. При работе торгового отдела в рамках получения «валовой» заявки с розницы будет очень трудно поддерживать стабильность наличия ключевых позиций на складе, из-за того, что очень сложно предугадать, на чем будет делать акцент торговый представитель в рознице при формировании заявки [7, с.48].

Все это ведет к снижению прибыльности от продаж. Если раньше эта проблема

перекрывалась «кредитованием», то сейчас это лишь шаг к усложнению управлением оборотным капиталом.

Необходимо стремиться к максимальному «выторгу» с полочного пространства розницы. "Максимальный «выторг» - это получение максимальных продаж с занимаемого полочного пространства в рознице по своей группе товара.

Данная система продаж позволит:

1) повысить эффективность использования полочного пространства;

2) повысить эффективность использования ресурсов - управление товарными запасами;

3) повысить стабильность платежей с розницы;

4) повысить прибыльность от продаж;

5) получить доступ к высоколиквидному пакету товара.

В первом квартале 2009 года кредитная политика работы производителя, а, соответственно, и дистрибьютора с розницей стала ужесточаться из-за вымывания запасов продукта на складах, которые создавались за счет банковских кредитов.

Поскольку дистрибьюторским и производственным компаниям пришлось жить только с реальной выручки из розницы, недопродажа продукта стала составлять 20-30%. Это связано с тем, что розница стала минимизировать заказ, чтобы не платить за излишки. Розница стала работать по принципу: лучше недопродать, чем вложить деньги в излишний запас.

Существующая сегодня система продаж не готова работать по реальному спросу. Все работали в «валовой» дистрибьюции, где продажи строились не на отслеживании реального спроса и формировании оптимальных запасов продукта в рознице, а на выполнении плана продаж и формировании максимальных запасов в рознице.

Для перестройки работы дистрибьюции на работу с реальным спросом в рознице конечно нужно время. К сожалению, многие компании используют это время лишь для «сжатия» расходов, а не для распределения части своих инвестиций, чтобы начать перестройку своей системы продаж. При разработке торговой политики необходимо пересматривать всю систему работы:

- менять систему работы с розницей, брать за основу показатели продаж с полки, а не отгрузки в торговую точку;

- сокращать затраты;

- анализировать товарные запасы и показатели оборачиваемости, проводить мероприятия по работе с неликвидной частью стока;

- пересматривать кредитные линии и политику работы с дебиторской задолженностью,

- более точно и реально прогнозировать планы продаж и плановые бюджеты;

- анализировать действующий пакет марок и выводить из ассортимента менее прибыльные проекты [4, с. 101].

По данным статистических исследований, сокращение потребления сначала коснулось товаров длительного пользования, таких как квартиры, машины, электроника, мебель. Большая часть из этих товаров покупается в кредит. Как только кредиты стало брать трудно и дорого, от таких покупок пришлось отказаться в первую очередь.

На товары повседневного спроса, такие как еда, косметика, хозяйственные товары ситуация повлияла на изменение предпочтений покупателей в сторону более дешевых товаров. Согласно опубликованным данным «Росстата», объем розничного товарооборота в августе 2009 года по сравнению с предкризисным августом прошлого года составил 90,2%. За восемь месяцев этого года товарооборот упал на 4,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Еще одной негативной тенденцией, фиксируемой «Росстатом», стал рост в структуре розничного оборота удельного веса пищевых продуктов, включая алкогольные напитки и табачные изделия. Если в августе 2008 года на них приходилось 46,1% всех трат населения на покупки, то сейчас -- 48,4%. При этом объемы оборота продовольственной продукции также сокращаются по сравнению с прошлым годом (к августу падение достигло 6,2%). И это не какая-то особенность августа (например, связанная со снижением цен на овощную продукцию), а закономерное явление с февраля 2009 года. Увеличение доли продовольствия в структуре розничного оборота происходит за счет

еще более резкого падения объемов торговли непродовольственными товарами (к августу снижение здесь достигло 13,1%).

Однако некоторые эксперты видят в негативной статистике розничной торговли немало позитивного: снижение товарооборота стало одним из факторов замедления инфляции, потребитель переходит с дорогих импортных товаров на дешевые отечественные, при этом с марта 2009 года розница устойчиво растет.

На протяжении долгого времени цены на продовольствие действительно были фактором, разгоняющим инфляцию. Сейчас цены на продукты питания снижаются и не могут быть причиной общего роста цен. С начала 2009 года индекс потребительских цен составляет 108,8%, а продовольственных -- 106,6%. Для сравнения индекс

потребительских цен в 2008 году составил 113,3%, в 2007 году - 111,9%, в 2006 году -109,0%.

Тем не менее рост потребительских цен наблюдается за счет роста спроса на отечественные товары низшей ценовой категории, за счет роста цен на импортные комплектующие и сырье. Действительно инфляционным фактором эксперты считают монополизм крупных розничных сетей на рынке, которые при огромных долгах и падения товарооборота пытаются поддержать свою работоспособность путем увеличения цен. На инфляцию работают долги не только розничных сетей, но и производителей [5].

Основная проблема для индустрии торговли - это сложное финансовое положение огромной части розничных сетей.

Произошло это из-за того, что большинство сетей развивалось слишком быстро, ставя во главу угла скорость роста, а не его рентабельность и качественную управляемость. Недостатки эффективности массово перекрывались за счет взятия все новых банковских кредитов или выпуска облигаций.

Такое развитие событий привело к нарастанию проблем с платежами, а начало кризиса ликвидности лишило розничные компании возможности увеличения размера долговых обязательств и привычной возможности рефинансирования. Закрытие кредитного рынка стало острейшей проблемой не только для неэффективных розничных компаний, но также и для эффективных. Равно как и для разнообразных дистрибьюторских и оптовых компаний.

Опасаясь массовых дефолтов ритейлеров, банки, и, в первую очередь, такой исторически крупнейший финансовый партнер торговли, как Сбербанк, кардинально пересмотрели свое отношение к кредитованию торговой индустрии. Новые внутренние инструкции и регламенты банков резко ограничивают такие, основные для торговой индустрии, формы кредитования, как кредитование под залог товара в обороте и овердрафтное кредитование (краткосрочное беззалоговое кредитование под регулярный оборот по счету). Существенно выросли ставки по кредитам. Если раньше ставки по кредитам находились в пределах 10-15%, то теперь привычными становятся ставки в диапазоне 23-30%.

Определяющими факторами роста и рентабельности ритейлеров в условиях кризиса являются формат магазинов, маркетинг и операционная эффективность. Поэтому одной из основных тенденций розничного рынка становится диверсификация форматов, акцент на развитие сетей в форматах дискаунтеров и супермаркетов, развитие направление продаж товаров под собственными торговыми марками. В условиях кризиса торговые сети вынуждены оптимизировать (сокращать) ассортимент, чтобы сохранить обороты. Одной из стратегий розничных продавцов является снижение цен на отдельные группы товаров.

В целом, торговым компаниям необходимо предпринять следующие антикризисные действия:

1. Отказаться на время кризиса от любых новых и рискованных проектов. Консервативный подход. Любой сегмент бизнеса должен быть прибыльным и давать положительный денежный поток. Cash flow - самый главный показатель.

2. Сокращать издержки и готовиться к падению продаж:

- отказаться от всех «непроизводственных» издержек, в том числе и от внешнего обучения;

- отказаться от инвестиций, с которыми можно подождать;

- оптимизировать бизнес-процессы и структуры, отказаться от функций и

должностей, без которых сегодня можно обойтись;

- активизировать все действия по повышению производительности труда.

- сокращать лишние и неэффективные товарные запасы, концентрироваться на самых важных и хорошо продаваемых позициях;

- сокращать дебиторскую задолженность, уменьшать длину кредитных линий для клиентов и принципиально ужесточать кредитный контроль;

- проводить переговоры с поставщиками об увеличении кредитных линий с их стороны [4, с.86].

Положительная сторона кризиса может и должна состоять в том, что он поможет изменить принципы работы в отрасли.

Это позволит дистрибьюторским компаниям работать на существенно меньшем заемном капитале и с существенно большей доходностью, перекрывающей имеющиеся риски.

Сокращение розничного товарооборота - плохая новость для всей экономики. Оборот торговли напрямую связан с потребительским спросом, и если сокращается потребление, то это прямой сигнал для промышленности сокращать производство.

Литература:

1. Бланк И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк - 3-е изд., стер. - К.: Эльга, 2009. - 779с.

2. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. - М.: Издат. Дом Г ребенникова, 2005. - 386с.

3. Джонсон М., Херрманн А. - Ориентация на клиента - ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2005. - 284 с.

4. Иванов В. Н., Овсиенко Ю. В. Динамика торговли в годы российских реформ // Экономика и математические методы. - 2005. - №4. - С. 84-92.

5. Кризис изменил розничную торговлю в России // http://www.a-sol.ru/ news/ news57.html

6. Матвеева И. А. Розничная торговля в России : финансовый портрет отрасли / И. А. Матвеева / Дайджест-финансы. - 2006. - N1. - С. 30-36.

7. Остапкович Г. Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности в розничной торговле // Экономист. - 2005. - №10. - С. 47-54.

8. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / кол. авторов: под ред. Т. И. Николаевой и Н. Р. Егоровой. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. -400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.