Научная статья на тему 'Розничная торговля и факторы, влияющие на её развитие, на примере Приморского края'

Розничная торговля и факторы, влияющие на её развитие, на примере Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1974
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТОВАРЫ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ТОВАРООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штакал А.К.

В статье рассмотрены факторы оказывающие ключевое влияние на развитие розничной торговли. Учитываются показатели характеризующие степень развития торговой сферы: вклад торговли в мировое ВВП, темпр роста выручки предприятий Приморского края, а также распределение оборота розничной торговли по формам собственности. В статье также рассмотрена особенность появления новых форматов торговли как фактор оценивания уровня жизни населения в целом. Выявлены возможности для качественного роста розничных сетей, конкурентные преимущества малого и среднего бизнеса в этой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничная торговля и факторы, влияющие на её развитие, на примере Приморского края»

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства Финансов РФ от 29.07.98 г. № 60н // СПС Консультант Плюс.

5. Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 1/2008: Приказ Министерства Финансов РФ от 06.10.2008 № 106н // СПС Консультант Плюс.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: Приказ Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н // СПС Консультант Плюс.

7. Борисов А.Н. Первичные документы: оформление, использование, хранение, выбытие / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2016. - 336 с.

8. Журавлев В.Н. Первичные документы и регистры налогового учета / В.Н. Журавлев. - М.: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2106. - 160 с.

9. Ланина И.Б. Первичные документы в бухгалтерском и налоговом учете / И.Б. Ланина. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Омега-Л, 2016. - 201 с.

10. Тепляков А.Б. Оформление первичных документов в бухгалтерском учете и налогообложении / А.Б. Тепляков. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2015. - 304 с.

11. Алексеева Л.Ф. Организационные меры и механизмы реструктуризации предприятия // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2012.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЁ РАЗВИТИЕ, НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© Штакал А.К.1

ООО РСМ «Южно-Приморское», с. Вольно-Надеждинское

В статье рассмотрены факторы оказывающие ключевое влияние на развитие розничной торговли. Учитываются показатели характеризующие степень развития торговой сферы: вклад торговли в мировое ВВП, темпр роста выручки предприятий Приморского края, а также распределение оборота розничной торговли по формам собственности. В статье также рассмотрена особенность появления новых форматов торговли как фактор оценивания уровня жизни населения в целом. Выявлены возможности для качественного роста розничных сетей, конкурентные преимущества малого и среднего бизнеса в этой отрасли.

Ключевые слова розничная торговля, малое и среднее предпринимательство, товары, Приморский край, товарооборот.

1 Практикант.

Последние несколько лет в России наблюдается стабильный экономический рост всех отраслей экономики. В том числе, это касается сферы торговли, торговля занимается конечной доставкой товаров до потребителей. Розничная торговля представляет большой интерес для исследования, ведь она является своеобразным лакмусом всей экономики.

Розничная торговли оказывает значительное влияние на общеэкономические показатели и обеспечивает их положительную динамику. Розничную торговлю заставляет развиваться несколько факторов, к которым можно отнести, растущие требования к ассортименту и качеству товаров, географическая доступность для населения, увеличение количества и качества услуг в торговле. В конечном итоге, можно заметить активное развитие розничной торговли, об этом свидетельствует следующее: рост числа предприятий, увеличение уровня насыщенности торговых сетей, внедрение инновационных форм обслуживания.

О значимости отрасли торговли в экономии России можно судить по следующим показателям:

- вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10 %, а в общую занятость населения до 13 %;

- организации, занимающиеся торговлей, обеспечивают около 10 % всех налоговых поступлений в бюджет России.

Темп роста розничной торговли в Приморском крае с 2010 по 2015 г. - в среднем составил 17,57 %, что является одним самых высоких показателей в экономики региона.

Необходимо также отметить, что на долю розничной торговли приходится около 60 % от общих расходов населения, что доказывает необходимость детального и глубокого изучения данного вида деятельности.

Рассмотрим состояние розничной торговли в Российской Федерации в целом и Приморском крае в частности, выделим факторы влияющие на развитие торговли. Так по оценкам Федеральной службы государственной статистики РФ общий оборот розничной торговли за 2014 год составил 26356,2 млрд. рублей, а в 2015 году оборот составил 27575,7 млрд. рублей, что на 4,6 % выше чем показатель 2014 года.

Показатель удельного веса оборота общественного питания в общем обороте розничной торговли Приморского края, хоть и имеет тенденцию к увеличению с 4 % в 2010 году до 4,9 % в 2015 году, хоть и имеет положительный рост, но наблюдается значительное отставание от индустриально развитых стран, где в среднем этот показатель находится на уровне 40-50 % уже многие десятилетия [1].

Необходимо отметить, что при сравнении темпов роста числа организаций розничной торговли и организаций общественного питания, лидирующее положение в Приморском крае занимает общественное питание. Интерес к сфере общественного питания вызван тем, что он слабо развит в ре-

гионе, а следовательно имеется спрос у населения и малое количество конкурентов.

Стоит отметить, что доля продаж товаров на розничных рынках, включая всевозможные ярмарки, постепенно снижается, что также свидетельствует о развитии розничной торговли.

На протяжении нескольких лет основной формой собственности среди организаций торговли является частная форма собственности.

Рассмотрим динамику оборота розничной торговли Приморского края в сопоставимых ценах (рисунок 1).

400000,0

350000.0 300000,0 250000,0 200000,0 150000,0 100000.0 50000.0 0.0

■ ■ ■ 111

I Оборот розничной торговли, млн рублей

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рис. 1. Оборот розничной торговли Приморского края за 2010-2015 гг.

Рис. 2. Оборот розничной торговли Приморского края, в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах за 2010-2015 гг.

Анализируя данные рис. 1, мы видим что оборот розничной торговли имеет постоянный положительный рост, следует отметить что за исключе-

нием 2014 года, темп роста увеличивался. Оборот розничной торговли региона показывает, что регион развивается, имеется множество точек для роста [2].

Оборот розничной торговли, в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах показывает нам, что рост во многом спровоцирован ростом инфляции в регионе, что и показано на рисунке 2.

В сопоставимых ценах темпы роста на много меньше, в 2014 и 2015 годах темпы роста сильно уменьшились, что показывает, что в этих годах сильно выросла инфляция. Также стоит увеличение обменного курса иностранных валют.

Анализируя данные мы видим, что в абсолютных показателях, розничная торговля имеет высокие темпы роста, но если учесть сопоставимость цен, то рост не значителен, это еще раз доказывает, что очевидность наличия больших экономических проблем в экономике региона.

Стоит отметить, что в 2015 году, что на долю предприятий занимающихся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий приходится 36 % от общего количества зарегистрированных предприятий Приморского края [3].

Немаловажное значение в развитии розничной торговли имеют малые предприятия, которые, в силу относительно небольших размеров и, соответственно, небольшой доли рынка, вынуждены функционировать в условиях жесткой конкуренции, и для успешной работы активно внедряют инновации, разрабатывают новые технологии торговли, пристально следят за изменениями покупательских предпочтений и быстро реагируют на них. Количество малых предприятий в сфере розничной торговли за 2015 г. составило 40 % от общего количества малых предприятий региона [4].

Рассмотрим появление новых форматов торговли и общественного питания как фактор, влияющий на развитие сферы торгового обслуживания в целом. При этом под форматом торгового предприятия следует понимать его соответствие основным признакам, таким как размер торговой площади, ассортимент реализуемых товаров, форма торгового обслуживания, местоположение, широта набора услуг, уровень цен, концентрация капитала, форма интеграции, а также внедрение в деятельность логистических подходов. Кроме основных при определении формата также стоит учитывать дополнительные признаки: режим работы, наличие частных марок, систему мерчендайзинга, которые также являются дифференцирующими признаками, отражающими качество торгового обслуживании.

Исходя из выше упомянутого, к современным форматам торговли, можно отнести следующие: гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, минимаркет, специализированные продовольственный и непродовольственный магазин, магазин-склад, универмаг, неспециализированный непродовольственный и продовольственный магазин, магазин «бутик», магазин-салон, торговый комплекс и торговый центр.

Большинство современных форматов торговли наиболее эффективно функционирует в сетевом варианте организации бизнес-процессов. Информация по розничным торговым сетям формируется на основе их перечня, составленного органами государственной власти. Также стоит понимать, что в настоящее время под торговыми сетями понимают совокупность торговых предприятий, которые работают под одним именем, управляются централизованно и проводят общую политику. Торговые сети приобретают товар у предприятий-производителей и перераспределяют их через собственные распределительные центры по различным торговым организациям. Таким образом, сети представляют собой эффективную форму партнерских отношений.

С учетом проведенных исследований, проанализированных статистических данных и научной литературы, выделим факторы, влияющие на развитие розничной торговли в Приморском крае:

1) изменение демографической ситуации;

2) изменение уровня доходов населения;

3) специфика размещения торговой сети;

4) появление новых форматов торговли и улучшения качества услуг предоставляемых розничными предприятиями;

5) ввод в эксплуатацию новых торговых объектов, в том числе и крупных;

6) интеграция новых бизнес-процессов.

Таким образом, в настоящее время имеются значительные возможности для качественного роста и дальнейшего развития торговой сферы деятельности. Данную тенденция можно связать со значительным ростом торговых площадей, увеличением уровня современных форматов торговли, усиление конкурентной борьбы между торговыми организациями, активное развитие малого и среднего предпринимательства и повышение влияния дистанционной торговли.

Одним из действующих мер повышения конкурентоспособности российских организация розничной торговли является, ослабление правовой нагрузки на предпринимателей.

Список литературы:

1. Приморский край. Основные показатели деятельности городских округов и муниципальных районов. 2014: Статистический ежегодник / При-морскстат. - 2015. - 257 с.

2. Территориальный орган государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/.

3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/.

4. Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина - М.: Феникс, 2013. - 333 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

© Шульдешова А.Л.1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Рассмотрена история становления, роль и значение государственных программ как инструмента планирования развития социально-экономического развития страны, их принципы разработки и функционирования. Выявлены закономерности формирования и реализации программ на современном этапе развития страны, а также пути повышения их эффективности.

Ключевые слова: программно-целевой подход, федеральные целевые программы, радиоэлектронная промышленность.

Актуальность. Природа угроз национальной безопасности, с которыми столкнулась Россия в настоящее время, связана с мировым геоэкономическим и геополитическим кризисом, имеющим системный характер, который затрагивает все аспекты жизнедеятельности мирового сообщества. Двумя определяющими факторами являются при этом - постепенное сокращение запасов невосполнимых природных ресурсов, а также стремительно нарастающее отставание развития сложившейся системы мировых взаимоотношений от темпов обновления технологического уклада глобальной экономики. Кроме того, усиление национально-этнических и религиозных противоречий ряда стран ведет к возрастанию количество очагов напряженности, а на отдельных направлениях усилению потенциальных внешних и внутренних угроз безопасности РФ [4].

В настоящее время основные отрасли оборонно-промышленного комплекса России по уровню своего технологического развития находятся в четвертом технологическом укладе, либо на начальной стадии пятого технологического уклада, а соответствующие отрасли в промышленно развитых странах - на начальной стадии шестого технологического уклада. Таким образом, имеет место технологическое отставание российской оборонной промышленности практически на один технологический уклад (25-30 лет).

1 Аспирант кафедры Экономики и управления предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.