Научная статья на тему 'Рост потенциала КНР в оценках экспертного сообщества США'

Рост потенциала КНР в оценках экспертного сообщества США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губарева К. Н.

В статье анализируется восприятие растущей экономики и военного потенциала Китая западными экспертами на современном этапе. Приводится взгляд на основные составляющие успешного развития КНР с точки зрения американских экспертов, а также дается оценка причин возросшей обеспокоенности американского истеблишмента в отношении будущей политики руководства КНР в области международных отношений и ее роли в глобальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Губарева К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROWTH OF CHINA POTENTIAL IN THE EVALUATION OF THE USA EXPERT ESTABLISHMENT

The article is concerned with the perception by Western society of growing economic and military potential of China. The author examines main components of successful development of PRC in the American experts' point of view, and gives the analysis of the American political establishment growing concern regarding the future trend in international relations of PRC government and it's role in global security.

Текст научной работы на тему «Рост потенциала КНР в оценках экспертного сообщества США»

РОСТ ПОТЕНЦИАЛА КНР В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА США

К.Н. ГУБАРЕВА

Институт Дальнего Востока РАН Нахимовский проспект, 32, 117997 Москва, Россия

В статье анализируется восприятие растущей экономики и военного потенциала Китая западными экспертами на современном этапе. Приводится взгляд на основные составляющие успешного развития КНР с точки зрения американских экспертов, а также дается оценка причин возросшей обеспокоенности американского истеблишмента в отношении будущей политики руководства КНР в области международных отношений и ее роли в глобальной безопасности.

В настоящее время основополагающим тезисом в политических кругах США является вывод о значительной и имеющей тенденцию к возрастанию роли КНР в мире. Указанный тезис является исходным пунктом анализа в американских исследованиях роли и места «китайского фактора» в мировой политике сегодняшнего и завтрашнего дня. Дискуссия ведется не столько о том, превращается ли Китай в крупную мировую державу, сколько о темпах этого превращения, о тех конкретных формах, которые принимает данное явление, а также о том, какое значение это будет иметь для развития международных отношений. В целом, американские эксперты исходят из того, что превращение КНР в развитую по всем основным параметрам державу в сроки, определяемые обычно самими китайскими учеными и политическими деятелями (примерно 50 лет), процесс весьма сложный. С начала экономических реформ в 1979 г. китайская экономика стала одной из самых быстрорастущих в мире. Многие американские экономисты полагают, что Китай сможет иметь крупнейшую экономическую систему в ближайшем будущем, если правительство будет способно продолжить и углубить экономические реформы.

Экономисты считают, что на быстрый рост экономики Китая влияют два основных фактора: широкомасштабные капиталовложения (посредством крупных внутренних накоплений и иностранных инвестиций) и быстрый рост производства. Экономические реформы привели к большей эффективности в экономике, которая стимулировала прибыль и увеличила ресурсы для дополнительного вложения в экономику. Торговые и инвестиционные реформы Китая привели к повышению уровня прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), что стало главным источником роста капитала в Китае. Аналитики предсказывают, что ПЗИ продолжат поступать в Китай, поскольку инвестиционные барьеры снижены в рамках обязательств Китая перед ВТО и спрос на импорт в Китае также продолжит расти. Economist Intelligent Unit прогнозирует, что ПЗИ в Китай достигнут 80 млрд. долларов к 2009 г.[4].

Реальный объем китайской экономики является предметом широких дискуссий. Многие специалисты полагают, что некорректно при оценке номинального размера китайской экономики использовать долларовое выражение ВВП. Они исходят из мнения о том, что цены в Китае на многие товары и услуги значительно ниже, чем на те же товары в США и других развитых странах. Экономисты пытаются ввести поправочный коэффициент для оценки такого различия в ценах, используя паритет

покупательной силы (Purchasing Power Parity - PPP), который позволяет переводить иностранную валюту в доллары США на основе действительной покупательной силы такой валюты (на основании исследований цен различных товаров и услуг) в отдельно взятой стране. Этот валютный курс паритета покупательной силы затем используется для перевода экономической информации, выраженной в национальной валюте, в доллары США. Так, например, измеряемый в долларах США при использовании номинального валютного курса ВВП Китая в 2004 г. составил около 1,6 трлн. долларов, ВВП на душу населения (общеупотребляемое измерение уровня жизни) было 1,230 долларов США. Эти экономические показатели и показатели уровня жизни значительно ниже, чем в США и Японии, которые занимают 1-е и 2-е места как страны с самыми крупными экономическими системами [4]. Поскольку цены на многие товары и услуги значительно ниже в Китае, чем в США и других развитых странах (в то время как в Японии цены даже выше), валютный курс ППС поднимает оцениваемый размер экономики Китая до 1.5 трлн. долларов, что значительно выше чем ВВП Японии в ППС (3,7 трлп.долл.) и около 64% размера экономики США. Данные ППС также поднимают ВВП Китая на душу населения до 5,780 долларов. Цифры ППС указывают на то, что в то время как размер экономики Китая значителен, уровень жизни его населения гораздо ниже, чем в США и Японии. ВВП на душу населения в Китае на основе ППС составляет лишь 14,4% того же показателя в США. Таким образом, даже если ВВП Китая превысит ВВП США в следующие 10-20 лет, уровень жизни его населения останется значительно ниже уровня жизни в США. Американские специалисты считают, что к концу десятилетия Китай перегонит по показателям экспорта США, которые на настоящий момент являются самым крупным экспортером [4]. Однако они предупреждают, что прогнозы о «светлом будущем» китайской экономики сбудутся только в том случае, если Китай продолжит реформы. Прежде всего это касается реформирования госпредприятий и банковской системы.

Государственные предприятия составляют 1/3 промышленного производства Китая, где занято 2/3 городского населения, что является серьезной сдерживающей силой для развития китайской экономики. Больше половины из них теряют деньги и должны поддерживаться государством, в основном через государственные банки. Правительство, поддерживая неприбыльные государственные предприятия, отвлекает ресурсы от потенциально эффективных компаний. Бедственное финансовое положение многих госкомпаний вынуждает правительство снижать торговые барьеры, чтобы не вызвать риск широкомасштабного банкротства многих госпредприятий. Существует и социальная причина поддержки государством неприбыльных госпредприятий - на этих предприятиях трудится огромное количество военнослужащих резерва. В случае расформирования госпредприятий возникает риск появления не просто большой массы безработных, а безработных, умеющих грамотно организовать демонстрацию, что в условиях уже довольно высокого социального напряжения в китайском обществе не может не вызывать беспокойства у правительства КНР [7]. В то же время банковская система сталкивается со сложностями из-за поддержки госпредприятий и провала попытки действовать на основе рыночных принципов. Китайская банковская система регулируется и контролируется Центральным Правительством, которое устанавливает процентные ставки и пытается направлять кредиты определенным китайским фирмам. Центральное Правительство использует банковскую систему для поддержания на плаву госпредприятий, терпящих убытки, заставляя банки давать займы по низким процентным ставкам. Без этого большинство госпредприятий

стали бы банкротами. В настоящий момент более 50% банковских займов ил\т госпредприятиям, несмотря на то, что большая часть займов скорее всего не будет погашена. Высокий объем не выплаченных займов, по мнению американских специалистов, является серьезной угрозой для китайской банковской системы той из четырех госбанков являются несостоятельными. Уязвимость финансового состояния китайской банковской системы не вызывает желания у китайских реформаторов открыть банковский сектор для иностранной конкуренции.

Среди проблем, тормозящих рост экономического развития КНР, также называют коррупцию, неэффективность сельскохозяйственной системы, неразвитость инфраструктуры. Недостаточность законного регулирования в Китае привела к широкомасштабной коррупции в правительстве, финансовым спекуляциям и разбазариванию инвестиционных фондов. Во многих случаях правительственные «связи», а не рыночные механизмы - основной решающий фактор успеха. Многие фирмы США считают, что трудно вести бизнес в Китае, потому что правила и постановления непоследовательны и неясны, права на интеллектуальную собственность не защищены (из-за отсутствия независимой судебной системы). Недостатки правовой системы ограничивают конкуренцию и подрывают эффективное распределение товаров и услуг в экономике. Китайское правительство не принимает концепцию частной собственности на землю и капитал. Тем не менее прогноз развития китайской экономики в краткосрочной перспективе в общем позитивный. Global Insight - фирма, делающая экономические прогнозы, полагает, что средний ежегодный уровень прироста ВВП с 2006 по 2010 г. составит 7,0%, Рост в 7% позволит увеличить ВВП в два раза в течение 10 лет. Однако, как полагают американские экономисты, скорее всего на нее серьезно повлияет способность правительства реформировать госпредприятия и банковскую систему, чтобы сделать их более отвечающими рыночным условиям; полностью выполнить обязательства перед ВТО и помогать рабочим, которые теряют свою работу из-за экономических реформ (с целью поддержки социальной стабильности).

Подъем Китая как экономической супердержавы представляет как возможности, так и вызовы для США и всемирной торговой системы. Быстрый рост экономики Китая повысил доходы и сделал Китай огромным рынком для разных товаров и услуг. Дешевая рабочая сила позволила многонациональным корпорациям перевести их трудоемкие, ориентированные на экспорт производственные предприятия в Китай. Этот шаг привел к понижению цен для потребителей и повысил покупательную способность. Это также позволило снизить цены для фирм, которые импортируют и используют компоненты и части китайского производства для производства товаров, повышая их конкурентоспособность. Вместе с тем роль Китая как основного международного производителя вызвала ряд проблем. Многие развивающиеся страны региона считают, что рост ПЗИ в Китай происходит за счет ПЗИ в их страны. Как в развивающихся, так и в развитых странах присутствует озабоченность по поводу потери рабочих мест, поскольку производство было переведено в Китай (также как и по поводу давления на зарплату и на цены внутри страны с тенденцией к понижению, которое происходит из-за конкуренции с дешевыми товарами китайского производства). В лице Китая экономика США встречает главного конкурента на мировом рынке нефти. В настоящее время Китай является вторым потребителем нефтепродуктов после США. В соответствии с расчетами Energy Int. Administration (США), около 40% всемирного спроса на нефть за последние 5 лет исходит от Китая, а это «очень значительный фактор на мировых рынках нефти». Помимо распределения и борьбы за энергоресурсы, что

традиционно считается вотчиной CILLA, Китай пытается учредить и продвинуть компании, которые смогут конкурировать на международном рынке, особенно в передовых технологиях. Например, в декабре 2004 г. Lenovo Group Ltd., компьютерная компания китайского правительства, купила подразделение по производству персональных компьютеров IBM. Китайские автомобильные компании решительно настроены на экспорт машин в США в 2007 г. Экономисты США прогнозируют рост конкуренции из Китая по разным товарам и услугам [4].

Стремительно растущая экономика Китая оказывает огромное влияние на формирование внешнеполитического курса США по отношению к Китаю, однако не меньшее беспокойство в США вызывает рост военной мощи КНР. В 90-е гг. в Вашингтоне считали единственно возможным потенциальным противником для себя Россию, основываясь на факте обладания РФ достаточным количеством ядерного оружия, чтобы угрожать национальной безопасности США. Основную опасность усматривали в наличии ядерного оружия в странах СНГ, развитие событий в которых было непредсказуемо. Китай не воспринимался как потенциальный противник вплоть до середины 90-х гг. XX века. В документах по Национальной стратегии США в мире и ЛТР ничего не говорится о таком гиганте как Китай, его роли в регионе, влиянии, потенциале и взаимодействии с США[1]. К концу двадцатого столетия ситуация изменилась. В докладе CRS (Congressional Research Service) об «Изменяющихся условиях в Китае и возможных последствиях их для США» от 22 июня 1998 г. китайская армия оценивается как модернизированная, более профессионально ориентированная и менее связанная с частными политическими интересами, чем раньше. В связи с вышесказанным, делается вывод, что в случае политического раскола в стране армия могла бы сыграть решающую роль в принятии судьбоносных решений. Вместе с тем подчеркивается недостаточное оснащение армии КНР, долговременность процесса модернизации ВС, недостаточность опыта военных действий [6]. С 2000 г. Конгресс США обязал Министерство Обороны представлять ежегодный доклад о военной мощи Китая, факт, сам по себе свидетельствующий об обеспокоенности политического истеблишмента США по поводу растущего потенциала КНР. В первом докладе МО Конгрессу США, опубликованном в 2000 г., отмечается, что нынешние тенденции в модернизации ВС Китая базируются на выводах, сделанных кйтайским руководством из анализа операций НАТО в Персидском заливе в начале 90-х гг. XX в. и в Косово в 1999 г. Пример «бесконтактной войны» указал на решающую роль высоких технологий и контроля над информационными системами в будущих конфликтах. Эти факторы повлияли на выработку стратегии «активной обороны» и «упреждающего удара». По мнению китайских военных стратегов, иракские и югославские ВС были разбиты из-за чрезвычайной пассивности, и поэтому НОАК должна готовиться перехватить инициативу в случае вооруженного конфликта и атаковать операционные системы врага. Эта тактика требует создания особых мобильных частей, обладающих передовыми технологиями. На момент выхода доклада Китай не обладал подобными возможностями, технологический уровень оборонно-промышленного комплекса был достаточно низок по сравнению с Западом и не мог произвести оружие, которое угрожало бы противнику, обладающему более передовыми технологиями, такому как США и Япония [5].

Однако позиция американских военных аналитиков в последующих докладах претерпевает изменения, и тон доклада приобретает более жесткое звучание. И хотя упоминается о том, что возможности Китая в проведении военных кампаний ограничены, отмечается, что Китай имеет огромный потенциал и может составить

конкуренцию ВС США. Аналитики США исходят из того, что военное строительство Китая сфокусировано на подготовке к проведению операций в Тайваньском заливе, но анализ военных закупок позволяет сделать вывод о накапливании КНР мощностей, которые могут использоваться в других региональных конфликтах, таких как борьба за ресурсы или территорию [2] Как признают американские специалисты, некоторые аспекты развития китайской военной системы удивили аналитиков США, в первую очередь темп и размах модернизации сил стратегического назначения. Как подчеркивается в докладе МО США 2006 г., военная экспансия КНР уже сейчас может изменить баланс сил в регионе. Руководство Китая не дает адекватного объяснения цели наращивания военной мощи. Заявления китайского руководства о необходимости укрепления обороны страны с целью создания благоприятных условий для проведения экономических реформ не удовлетворяют западных аналитиков. Западное аналитическое сообщество считает, что имеет место недостаток прозрачности в официальных документах КНР. В качестве примера приводится обнародование цифр бюджета, в реальности являющихся, по мнению американских экспертов, в два-три раза выше. Однако не все западные аналитики готовы с этим согласиться, В частности, некоторые военные аналитики подвергают сомнению цифры, приводимые в докладах Министерства Обороны относительно количества ракет, нацеленных на Тайвань.

В то время как баланс сил в заливе смещается в пользу материка, расходы на оборону на Тайване в последнее десятилетие постоянно снижаются, и США пытаются заставить власти Тайваня поддерживать достаточный уровень самообороны. Дисбаланс сил в заливе, по мнению американцев, обусловлен прежде всего ростом экономики, возросшим дипломатическим влиянием и военнотехническим преимуществом НОАК перед ВС Тайваня в Тайваньском заливе. Очевидно, что данную ситуацию США используют для подтверждения обоснованности увеличения продаж вооружения Тайваню.

Быстрый рост экономики КНР, помноженный на военную экспансию, превратил Китай в региональную державу с возросшей ролью в мировой политике. Однако существует значительная неопределенность относительно будущего Китая и пути, который он выберет. Как заявил Президент Дж. Буш в Национальной Стратегии Безопасности 2006 г., США «пытается вдохновить Китай на выбор стратегически правильного пути для своего народа, в то время как мы подстрахуем от выбора других возможностей» [3]. По мнению американских аналитиков, направление, которое выберет Китай, лишь отчасти будет определяться стратегическим выбором его лидеров, также на его выбор повлияет ряд факторов, над которыми Китай не имеет полного контроля, такие как: национализм, рост экономики, политические реформы (необходимость либерализации режима), коррупция, нетрадиционные угрозы безопасности и роль Китая в обеспечении глобальной безопасности. Очевидно, что все эти факторы влияют на выбор стратегии будущего развита! страны, однако вызывает интерес упоминание в этом контексте Китая. В данном случае военные аналитики имеют в виду тесные связи Китая с рядом «опальных» государств, таких как Иран, Судан, Куба и Венесуэла, и нежелание китайского руководства разорвать связи с Северной Кореей. С точки зрения США, углубляя экономические и военные связи с этими странами, Китай подрывает попытки международного сообщества повлиять на эти государства. Таким образом, скрытым подтекстом Китаю, возможно, дают понять, что в случае неприятия им нужной

Соединенным Штатам политики, ему «помогут» определиться с выбором

«правильного» решения.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Annual Defense Report 1995 //www.whitehouse.gov

2. Annual Report to Congress. The Military Power of the People’s Republic of China. 19.07.2005 //http:defenselinJc.mil/

3. Annual Report to Congress. The Military Power of the People’s Republic of China. 2006 //www.globalsecurity.org

4. Morrison W.M. China’s Economic Conditions. 2005, July 1. / CRS Issue. Brief tor Congress. Foreign Affairs, Defense, and Trade Division //www.fas.org/sgp/crs/row/index

5. Report to Congress. Pursuant to the FY2000 National Defense Authorization Act The Military Power of the People’s Republic of China // Annual Report on the Military Power of the People's Republic of China.

6. Sutter R.G. China's Changing Conditions: Possible Implications for US Interests 1998 June 22 Foreign Affairs and National Defense Division, CRS. //www.fas.org/sgp/crs/row/index

7. The Limits of Chinese Economic Reform //China brief. 02.08.2005.Volume 5 Issue 17 // Sharif

Shuja. ’

THE GROWTH OF CHINA POTENTIAL IN THE EVALUATION OF THE USA EXPERT ESTABLISHMENT

K.N. GOÜBAREVA

Far East Institute of RAS 32 NahimovskyAv., 117997 Moscow, Russia

The article is concerned with the perception by Western society of growing economic and military potential of China. The author examines main components of successful development of PRC in the American experts’ point of view, and gives the analysis of the American political establishment growing concern regarding the future trend in international relations of PRC’ government and it’s role in global security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.