Научная статья на тему 'Российскому свиноводству втосоздаст минимум проблем, если бизнес и государство будут действовать сообща'

Российскому свиноводству втосоздаст минимум проблем, если бизнес и государство будут действовать сообща Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Юрий Иванович, Артемова Н.А.

Присоединение России к ВТО самая животрепещушая тема последнего времени. Национальный союз свиноводов России тщательно анализирует обязательства, которые наша страна взяла на себя, чтобы вступить в ВТО. Работа ведется практически в ежедневном режиме со всеми ветвями исполнительной и законодательной власти. Усилиями делового сообщества в преддверии вступления России во Всемирную Торговую Организацию был разработан комплекс мер, которые могут в значительной степени минимизировать негативные последствия присоединения России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российскому свиноводству втосоздаст минимум проблем, если бизнес и государство будут действовать сообща»

ЕР

ЭКОНОМИКА/ Проблемы глобализации

Российскому свиноводству ВТО создаст минимум проблем

если бизнес и государство будут действовать сообща_

Ю.И. Ковалев, д.т.н, Н.А. Артемова, Национальный Союз свиноводов России

Присоединение России к ВТО - самая животрепещушая тема последнего времени. Национальный союз свиноводов России тщательно анализирует обязательства, которые наша страна взяла на себя, чтобы вступить в ВТО. Работа ведется практически в ежедневном режиме со всеми ветвями исполнительной и законодательной власти. Усилиями делового сообщества в преддверии вступления России во Всемирную Торговую Организацию был разработан комплекс мер, которые могут в значительной степени минимизировать негативные последствия присоединения России к ВТО.

На каких условиях вступаем в ВТО?

^ Предложения бизнеса лежат в основе «Плана мероприятий по минимизации негативных последствий для АПК от присоединения к ВТО», разработанного Правительством Российской Федерации. Нам удалось донести обеспокоенность бизнеса до первых лиц государства и соответствующих министерств и ведомств.

Что стало причиной беспокойства делового сообщества и какие обязательства, взятые на себя Россией, могут нанести ущерб развитию свиноводства, если их выполнение не компенсировать подобающим образом?

Рассмотрим достигнутые основополагающие принципы вступления России в ВТО, которые оказывают определяющее влияние на развитие свиноводства.

I. На период до 2020 года сохраняется режим «Агрегированные меры поддержки» (АМП) сельского хозяйства в виде «оранжевой корзины». Этот механизм сохраняет все существующие сегодня меры господдержки: льготные субсидированные кредиты, разовые субсидии, льготное налогообложение и т.д.

II. Размер АМП может быть поднят с 4,5 млрд долларов до 9 млрд долларов. Однако после 2017 года он должен быть снова снижен до 4,5 млрд долларов.

Компенсировать падение под-

держки в «оранжевой корзине» можно неограниченным увеличением размера «зеленой корзины» (продуктовая помощь малоимущим, страхование выплат и т.д.)

III. До 2020 года сохраняется квотный режим на импорт мяса. После 2020 года квоты заменяются пошлиной в размере 25%.

С одной стороны, мы отдаем должное усилиям наших переговорщиков, которым за 18 лет переговоров удалось добиться сохранения двух столпов развития мясного животноводства - сохранения господдержки, которая имеет перспективу увеличения с 4,5 до 9 млрд долларов, и сохранения на период до 2020 года квотного режима импорта мяса.

Таким образом, будет обеспечен необходимый нам переходный период до 2020 года, который необходим для структурной модернизации отрасли свиноводства и первичной переработки.

Однако Протокол присоединения России к ВТО содержит положения, чреватые очень серьезными проблемами, способными существенно усложнить задачи модернизации, вернуть страну в состояние критической зависимости от импорта мяса.

Из графика на рисунке 1 видно, что сейчас уровень федерального бюджета господдержки АПК находится ниже предельного разрешенного для России уровня «оранжевой корзины».

Всего за 2013-2020 годы - 2 489,1 млрд. руб.

■ йбьёмфиханррвых ресурсов

Раарешенныйуроиень АМП

345,1

326,7

2011 2012

Рисунок 1. Планируемый объем финансовых ресурсов для реализации Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

Проблемы глобализации / ЭКОНОМИКА]

ЕР

Рисунок 2. Рентабельность свиноводческой отрасли РФ в период 2006 - 2011 гг.

Даже с учетом региональной составляющей еще 2-3 года здесь особых проблем не должно быть. Но уже после 2015 года не менее половины совокупного бюджета поддержки АПК должно быть переведено из «оранжевой» в «зеленую корзину», что требует серьезного анализа и пересмотра всех существующих сегодня механизмов господдержки. Смысл «зеленой корзины» в том, что государственные средства поддержки не должны влиять непосредственно на цены рыночных товаров, ставить национального производителя в заведомо более выгодное положение, чем положение зарубежных конкурентов на рынке нашей страны. Государство имеет право финансово поддерживать институты развития АПК, его инфраструктуру,

социальные программы. Иначе говоря, улучшать базовые, системные условия аграрного производства, а не экономическое положение каждого по отдельности участника рынка.

Однако, самые серьезные проблемы свиноводства после присоединения России к ВТО связаны с меняющимся таможенно-тарифным режимом импорта свинины и живых свиней на убой. Именно этот режим является фундаментом сложившейся в последние годы инвестиционной привлекательности отрасли, одним из главных элементов которой является рентабельность производства свиней (рис.2).

Именно рентабельность 2527% обеспечила впечатляющие темпы роста отечественного производства и снижения импортоза-

Сегодняшнее состояние После вступления в ВТО

Общий размер квоты на 2012, тыс. т 430 430

о - 15% _____ Размер внутриквотнои ЛТД но не менее 1 0% ) таможенной пошлины 0 25€/кг

Размер сверхквотной таможенной пошлины 75% но не менее 65% 1,5 €/кг

Пошлина на живых свиней на 40% убой (не попадает под квотный но не менее режим) «/кг <5%>

Пошлина на свиные субпродукты 25% но не менее 0,25 €/кг 15%

Минимальная цена «высококачественной» ГОВЯДИНЫ (не Увеличена подпадает под тарифное квотирование, облагается льготной сЗдо8€/кг 15% ставкой) Не применяется ценовой критерий для США, Канады и Аргентины, в дальнейшем и для остальных стран

Не включено в режим тарифного квотирования более 500 тыс. тонн продукции свиноводства и переработки свинины (шпиг, субпродукты, живые свиньи и т.д.) Защищены повышенными п Пошлины возвращены на таможенными пошлинами с 2010 года уровень 2006 года

Рисунок 3. Основные уступки со стороны РФ при присоединении к ВТО в отношении мясной отрасли

висимости рынка свинины.

Если оценивать достигнутые договоренности по снижению основных таможенных пошлин на сельхозпродукцию, то среднее значение пошлин снижается не так значительно: с 15,6 до 11,2%. Именно на этом основании мы часто слышим, что ничего страшного не произошло. Однако по свиноводству ситуация отличается от средневзвешенных прогнозов самым драматичным образом.

Уязвимость свиноводства очевидна

Во-первых, в отличие от мяса птицы и говядины, для которых внутриквотные пошлины удалось сохранить, пошлина на импорт свинины снижается с 15% до 0% внутри квот. Представьте себе, что на сегодня этот объем (430 тысяч тонн) превышает 1/3 от всего промышленного производства свинины в России.

Второй «подарок» свиноводам - это, конечно же, снижение в восемь раз (с 40% до 5%) пошлины на живых товарных свиней, завозимых на убой (рисунок 3). Здесь можно увидеть и другие существенные уступки, на которые пришлось пойти нашим переговорщикам, так как именно свинина, к сожалению, стала центром главных разногласий, давления на них со стороны западных экспортеров и в конечном итоге результатом достигнутого компромисса.

Помимо ситуации с обнулением пошлины на внутриквотную свинину и значительным снижением пошлины на живых свиней, чувствительным является невключение в режим тарифного квотирования более 500 тысяч тонн продукции свиноводства (шпик и субпродукты), а также фактическое снижение тарифов на говядину. При этом на субпродукты пошлина, которую по нашей просьбе подняли в 2010 году до 25%, снова снижается до 15%. При нынешнем уровне развития предприятий по глубокой переработке свинины уже через несколько лет эти режимы будут однозначно препятствовать реализации отечественной продукции свиноводства по справедли-

№ 4 август 2012 Всё О МЯСЕ

29

0

ЭКОНОМИКА / Проблемы глобализации

вой цене. Фактическое снижение тарифов на импорт говядины в конечном итоге может косвенным образом затормозить прогнозируемый рост потребления свинины.

С 2007 по 2009 год, когда пошлина на свиней составляла 5%, а пошлина на сверхквотную свинину для защиты отечественного рынка была поднята до 75%, импорт вырос многократно и превысил 1,2 млн голов (рисунок 4), что было сопоставимо со всем ежегодным отечественным приростом товарных свиней - 1,4 миллиона голов. К концу 2009 года оптовые цены на свиней упали более чем на 20%. И только благодаря тому, что Министерство сельского хозяйства и Правительство Российской Федерации поддержали инициативу нашего союза и повысили пошлину, тенденция взрывного роста импорта остановилась. Это в свою очередь вернуло цены на живых свиней до уровня, обеспечивающего рентабельность отрасли, необходимую для расширенного воспроизводства.

Возврат к пошлине в 5%, при том, что живые свиньи не попадают под квотирование, могут завозиться из любой страны, в любом количестве, практически неминуемо приведет к взрывному росту импорта. По нашим оценкам в течение 2-3 лет он достигнет уровня 2-3 млн голов.

Пример 2008-2009 годов показал, что взрывной рост импорта живых свиней к концу 2009 года понизил средние цены «живка» в IV квартале на 10 р./кг. Произошло это потому, что разница между закупочными ценами на отечественных и импортных свиней даже с учетом 5% пошлины достигла более 20 рублей за килограмм. Если бы такая конъюнктура сохранилась, рентабельность свиноводческих предприятий в 2010 и последующих годах снизилась бы до 10-12%, а срок окупаемости инвестиционных наоборот имел перспективу роста до 12-15 лет. Только введение по инициативе НСС пошлины на живых свиней, нормализовало ситуацию. В нашем предложении

II кв. Ill кв. IV кв.

Рисунок 4. Рентабельность свиноводческой отрасли в РФ в период I -IV кв. 2009 г.

размер ее был равен пошлине на внеквотную свинину - 75%, но добиться удалось только 40 процентов.

Воздействие на цены свинины обнуления внутриквотной пошлины, а также снижения с 75 до 65% сверхквотной пошлины представлено на рисунке 5. Внешнеторговая себестоимость импортной свинины в зависимости от квотного и неквотного режима импорта снизится на 9-18 рублей за килограмм. С учетом объема и доли квоты, а это более 1/3 индустриального рынка, снижение внешнеторговой себестоимости может привести к эффекту дополнительного снижения оптовых цен на живых свиней на 5 р./кг.

Как результат, возникает си-нергетическое влияние таких факторов:

Ш При действующей там.пошлине Я После присоединения к ВТО

1. Снижение таможенных пошлин на живых свиней с 40% до 5%.

2. Отсутствие квотного и странового ограничения на импорт живых свиней.

3. Снижение таможенных пошлин на импорт свинины внутри квот с 15% до 0%, сверх квот - с 75% до 65% (с 56,25% до 48,75% с учетом преференций).

4. Отсутствие квотного и странового ограничениия импорта шпика и субпродуктов (суммарный ежегодный объем составляет около 500 тысяч тонн), а так же снижение пошлин с 25% до 15% на субпродукты.

Все это приведет к снижению среднегодовых цен на живых свиней минимум на 10 рублей за килограмм. В результате минимальные потери отрасли промышленного свиноводства составят 20

Объем квоты - 430 тыс. тонн.

Это 30% индустриального производства свинины в РФ

Снижение ВТС импортной свинины на 9 -Г 18 руб./кг с учетом объема и доли квоты на индустриальном рынке приведет к

дополнительному снижению оптовых цен на мясо свинины и живых свиней соответственно ОТ

7,5 до 5 руб./кг

ВТС свинины при ввозе по квоте ВТС свинины при ввозе сверх квот

Рисунок 5. Изменение внешнеторговой себестоимости свинины (ВТС) после присоединения к ВТО, рубУкг

Проблемы глобализации / ЭКОНОМИКА]

ЕР

млрд. рублей. Это как раз тот объем денег, который отрасль ежегодно до 2020 года должна возвращать в виде тела кредитов.

Такова минимальная сумма потерь. При определенных обстоятельствах она может возрасти в 1,5-2 раза.

Как видно из таблицы 1 в сложившейся экономической ситуации после присоединения России к ВТО на объявленных условиях, предприятия всех категорий с учетом инвестиционной составляющей (необходимости возврата тела кредита) могут оказаться в минимально рентабельной или даже убыточной зоне. Это приведет к увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов с 8 до 12-15 лет, пересмотру инвестиционных планов предприятиями и сокращению их кредитования банками. Вероятность новых инвестиционных проектов после 2013 года (времени завершения начатых проектов) резко снижается.

При таком сценарии развития свиноводства в России, начиная с 2014 года, произойдет снижение или стагнация производства свинины. Причина - недостаток новых мощностей при одновременном уменьшении производ-

ства в старых СХП, ЛПХ из-за их низкой конкурентоспособности.

Как следствие всего этого, вновь возникает угроза продовольственной безопасности, поскольку доля импорта свинины может вновь приблизиться к 3545% от общего объема потребления, как это уже было несколько лет назад. Ни о каком выполнении показателей Доктрины продовольственной безопасности в этом случае говорить не приходится. Значительно обесценятся все предпринятые до этого усилия государства по развитию мясного животноводства.

Государство и деловое сообщество в поисках выхода

Несколько месяцев назад наш союз совместно с другими бизнес-ассоциациями разработал и передал в Минсельхоз и Правительство комплекс мер, которые могут в значительной степени минимизировать негативные последствия присоединения России к ВТО. Наши предложения были подробно и аргументировано представлены на многочисленных специальных совещаниях, в том числе, проходивших под председательством Премьер-Министра

лось донести обеспокоенность бизнес-сообщества до первых лиц государства и соответствующих министерств и ведомств, а наши предложения легли в основу правительственного «Плана мероприятий по минимизации негативных последствий для АПК от присоединении к ВТО».

Напомню наиболее значимые и существенные из них:

1. Необходимость и возможность в рамках существующего законодательства ВТО применять специальные защитные меры в отношении импорта живых товарных свиней.

2. Каждый год, учитывая объемы возможных финансовых потерь отрасли, абсолютно необходимо частично компенсировать эти потери промышленного свиноводства.

3. Учитывая новые обстоятельства по рискам для свиноводства при присоединении к ВТО, просим Правительство продлить льготу по налогу на прибыль (нулевую ставку) на весь переходный период до 2020 года.

4. Необходимо аналогичным образом продлить освобождение от уплаты НДС при ввозе племенного скота и материалов до 2020 года. Сохранение этой

и Президента страны. Нам уда Таблица 1. Изменение усредненных экономических показателей свиноводческих предприятий до и после присоединения РФ к ВТО на объявленных условиях

Показатели {2010, 2011 гг.) ДО ПОСЛЕ

К атегор ия св и но водческих п ред пр ият ий Категория свиноводческих предприятий

1 категория 2 категория 3 категория 1 категория 2 категория 3 категория

(современные) [модернизированные) [старые) [современные) [модернизированные) [старые)

высокоэффективные средней эффективности низкоэффективные высокоэффективные средней эффективности низкоэффективные

Доля предприятий в общем объеме Промышленного производства (%) 43% 41% 16% 43% 41% 16%

Цена на живых свиней {без НДС}, руб./к г СШ.) сбз2)

Конверсия корма {кг/1 кг прироста) 3,0 4,0 5,0 3,0 4,0 5,0

Полная себестоимость 1 кг живой товарной свинины с процентами по кредиту, субсидиями н амортизацией (руб./кг) 56,0 60,0 65,0 56,0 60,0 65,0

Чистая прибыль (руб./кг) 19,0 13/0 0,0 9,0 3,0 -10,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выплаты по телу кредита {руб./кг] 15,0 7,0 0,0 15,0 7,0 0,0

Остаток чистой прибыли (руб./кг) 4,0 6,0 0,0 ш <ЗЕ>

Рентабельность по чистой прибыли без учета возврата кредита, % (Щ> СГмр СО <5©

Рентабельность по чистой прибыли с учетом возврата кредита, % СЩ) с® с©

№ 4 август 2012 Всё О МЯСЕ

31

ЁР

ЭКОНОМИКА / Проблемы глобализации

льготы крайне важно, т.к. еще несколько лет мы будем минимум на 50% зависеть от импорта племенного скота.

5. Необходимо централизовать функции ветеринарного надзора и контроля на федеральном уровне.

Все эти пункты лежат в основе «Правительственного плана по адаптации российского АПК к работе в условиях ВТО».

Мы очень рассчитываем, что они будут в максимально полном объеме реализованы в предстоящие периоды. Надеждой тому служат промежуточные результаты реализации предложенных нами мер.

Во-первых, по согласованию с Минсельхозом и Минэкономразвития Национальный союз свиноводов подготовил первое в стране «Заявление о применении специальной защитной меры в отношении импорта живых товарных свиней». Целью данного документа является сохранение таможенных барьеров для импорта живых свиней после присоединения России к ВТО. В настоящее время идет активная работа по реализации этой инициативы.

Во-вторых, предложенное НСС продление льгот по налогу на прибыль и освобождение от уплаты НДС на импорт племенного скота и материалов, было включено в «Правительственный план по адаптации российского АПК к работе в условиях ВТО». Сэкономленные средства для отрасли, благодаря данному решению, составят 5-6 млрд рублей ежегодно.

И наконец, в третьих, чрезвычайно важным представляется принятое решение о выделении в 2012-2015 годах по 6 млрд руб. в год из федерального бюджета на развитие свиноводства. Так как эти средства решено доводить до получателей посредством механизма «Экономически значимых региональных программ», то с учетом софинансирования из региональных бюджетов, общая сумма ежегодных субсидий может достигать 10-12 млрд в год. В этом году уже одобрено 32 региональных программы с суммарным субсидиро-

ванием около девяти миллиардов рублей.

По решению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для получения этого вида субсидий требуется заключения экспертов Национального союза свиноводов. Подобная практика сотрудничества общественных организаций предпринимателей и органов государственной власти широко распространена в мире и зарекомендовала себя как эффективный способ реализации важных экономических программ государства.

Компенсационные меры правительства РФ являются только частью большого комплекса действий, как власти, так и делового сообщества по адаптации к новым реалиям - жизни в условиях ВТО.

Комплекс включает, конечно же, использование в рамках ВТО легитимных способов защиты отечественного рынка:

a) специальных защитных мер;

b) мер в рамках соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам;

c) мер в рамках соглашения по техническим барьерам.

Мы должны последовательно и настойчиво использовать эти механизмы, поскольку другие участники ВТО ими активно пользуются. Нетарифная защита используется во всем мире и она может служить надежным средством против недобросовестной конкуренции зарубежных поставщиков, крайней мерой, до которой конфликтующие стороны могут и не доходить, а решить спор на основе компромиса.

Не менее важной является и стоящая перед отраслевой общественностью задача снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности произведенной свинины. Новые возможности роста современного промышленного свиноводства в предстоящий период и сохранение инвестиционной привлекательности обусловлены совпадением таких фактов, как снижающееся из-за африканской чумы свиней поголовье свиней в ЛПХ и рост потребления свинины.

Таким образом, свиноводческие компании со вступлением

России в ВТО сохраняют возможности для развития, прибыльной деятельности и сохранения рыночных позиций, но условия, в которых они должны будут действовать, существенно меняются. Прежде всего, государство постепенно будет ограниченно в способах поддержки свиноводства и всего сельского хозяйства так называемой зеленой корзиной, поскольку ее меры не нарушают конкуренцию, но создают предпосылки для эффективного хозяйствования. Защита внутреннего рынка будет ослаблена сразу после вступления в ВТО и это может критически отразиться на предприятиях, которые не успели модернизировать производственные мощности. При этом их судьба еще не предопределена фактом низкой конкурентоспособности: нетарифная защита рынка, которая может и должна применяться государством, сохраняет для них возможность модернизации.

Однако экономические интересы отрасли не могут быть эффективно защищены, что называется, по умолчанию. Любая большая система (в данном случае - агропромышленный комплекс) устроена так, что даже малый сдвиг в позитивном направлении возможен только как результат осознанной и целенаправленной работы, взаимодействия конкретных ведомств, лиц, объединений. А значит нельзя полагаться априори только на органы государственной власти, на компетентность тех, кто будет защищать в ВТО интересы отрасли. Необходимо через отраслевые союзы выстраивать конструктивные отношения с органами власти, заявлять о собственных интересах и предлагать соответствующим ведомствам решения. Опыт Национального союза свиноводов показывает, что в коридорах власти от нас ждут конструктивных предложений и государство способно защитить отрасль, если компании, работающие на этом рынке, способны активно содействовать защите собственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.