Научная статья на тему 'Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (XVIII-XIX века)'

Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (XVIII-XIX века) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1053
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миненко Сергей Васильевич

Первенствующим и господствующим вероисповеданием в Российской империи являлось православие. Другие христианские неправославные инославные вероисповедования признавались терпимыми. Российское законодательство, с одной стороны, запрещало прозелитизм инославных священнослужителям, а с другой, поощряло переход протестантов и католиков в православие. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных ввело нормы уголовного права против совратителей из православия и отпавших из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian legislation on protection of dominating orthodox belief against proselytism of heterodox churches (XVIII.XIX century)

Taking priority and dominating religion in the Russian empire was Orthodoxy. Others Christian not orthodox admitted tolerant. The Russian legislation, on the one hand, forbade a proselytism to non-Christian clerics, and with another, encouraged transition of Protestants and Catholics, in Orthodoxy. The Law on punishments criminal and corrective has entered norms of criminal law against seducers from Orthodoxy and disappeared of it.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (XVIII-XIX века)»

Лошкарева М.Е. Преступления против личности в средневековом валлийском праве

16. Имеются в виду компургаторы, свидетели, приносящие очистительную присягу.

17. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 143.

18. Ibid.

19. Ibid. — P. 144.

20. Ibid. — P. 133.

21. Ibid. — P. 146.

22. Ibid.

23. Ibid. — P. 144.

24. Ibid. — P. 145.

25. Ibid.

26. Lex Salica. LXII.

27. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 147.

28. Ibid. — P. 148.

29. Ibid. — P. 150.

30. Ibid. — P. 148.

31. Ibid. — P. 149.

32. Maitland F.W. The Laws of Wales. — The Kindred and the Blood Feud. — P. 7 // oll.libertyfund.org

33. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 152.

34. Ibid. — P. 151.

35. Ibid. — P. 152.

36. Административная единица в средневековом Уэльсе.

37. В разделе «Право двора» стаж пахаря в этом же случае определен в 7 лет.

38. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 155.

39. Maitland F.W. Op. cit.

40. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 155.

41. Ibid. — P. 197.

42. Ibid.

43. Ibid.

44. Ibid. — P. 198.

45. Ibid. — P. 197.

C.B. Миненко

Миненко Сергей Васильевич — заместитель декана факультета менеджмента и маркетинга Нижегородского

института менеджмента и бизнеса

E-mail: fmm@nimb.nnov.ru

Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ДО!!!-Х!Хвека)

Первенствующим и господствующим вероисповеданием в Российской империи являлось православие. Другие христианские неправославные — инославные вероисповедования признавались терпимыми. Российское законодательство, с одной стороны, запрещало прозелитизм инославных священнослужителям, а с другой, поощряло переход протестантов и католиков в православие. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных ввело нормы уголовного права против совратителей из православия и отпавших из него.

Taking priority and dominating religion in the Russian empire was Orthodoxy. Others Christian not orthodox admitted tolerant. The Russian legislation, on the one hand, forbade a proselytism to non-Christian clerics, and with another, encouraged transition of Protestants and Catholics, in Orthodoxy. The Law on punishments criminal and corrective has entered norms of criminal law against seducers from Orthodoxy and disappeared of it.

Российское государство в XVIII веке активно прирастало территориями, население которых по своему национальному составу и религиозной принадлежности было неоднородным. Россия становится многонациональным и поликонфессиональным государством. Понимая необходимость сохранения единства разросшегося государства, русское правительство своей главной целью считало поддержание политической стабильности с помощью про-

думанной национально-вероисповедной политики, сердцевиной которой была религиозная веротерпимость. Потребности государства в иноземных специалистах и колонистах вынуждали к тому же.

16 апреля 1702 года Петром I был подписан Манифест, по которому приглашались в Россию на жительство граждане западноевропейских государств без различия вероисповедания («какой ни есть веры»)1. Наряду с правом свободного въезда

и выезда иноземцы получали в России право на свободное отправление богослужения: «...они, дети их и потомки в природной своей вере пребудут, собственные кирки и пасторов содержать могут и все те привилегии получить имеют, которые Мы прочим чужеземцам уже пожаловали, или впредь пожалуем»2. Согласно указу от 3 марта 1719 года даже временно прибывающие в Россию иностранцы повсеместно и беспрепятственно могли исповедовать свою веру3.

В 1721 году Петр дал право свободно исповедовать свою веру неправославному населению в Лифляндии, Эстляндии, на острове Эзель. Было дано разрешение строить в Выборгском и Кекс-гольмском уездах кирхи «дабы оставшиеся в Российской стороне в прежние свои кирхи за границу не ходили». Последующие российские императоры и императрицы продолжили линию на религиозную веротерпимость.

Принцип веротерпимости при этом вовсе не означал равенства всехтерпимых в Российском государстве вероисповеданий и одинакового к ним отношения государства. Известный дореволюционный знаток церковного права профессор М.Е. Красножен подчеркивал: «.всякоехристианское государство обязано, конечно, уважать основанную на сущности веры свободу совести и религии своих подданных; однако принцип христианской терпимости отнюдь не требует и равного отношения государства ко всем признанным и терпимым им религиозным сообществам. Справедливость требует, чтобы каждый получал свое, насколько это соединимо с представляемой государством истиной; принцип справедливости не есть принцип абсолютного равенства»4.

Поэтому роль Русской православной церкви как вековой опоры государства и самодержавия не подвергаласьсомнению. СводзаконовРоссийской империи определял, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания» (ст. 40). Кроме этого, «Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной» (ст. 41). Русской православной церкви обеспечивалась высшая государственная поддержка в лице монарха: «Император, якоХристианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (ст. 42)5.

В статье 4 Введения к сборнику «Уставы духов-ныхдел иностранных исповеданий», в котором были собраны уставы всех разрешенных в Российской империи религий, было четко определено: «В пределах государства одна господствующая православная церковь имеет право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочиххристианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в против-

ном случае они подвергаются взысканиям, в Уголовных законах определенным»6.

Охрана первенствующей и господствующей православной церкви осуществлялась на законодательном уровне и с использованием всего государственного аппарата, в том числе и репрессивного. Указом Екатерины II от 19 декабря 1774 года вводилась «Инструкция сотскому со товарищи», по которой в обязанность сотскому вменялось строго следить за соблюдением православных религиозных обрядов всеми жителями подведомственных ему сел и деревень: «Наблюдать. чтобы. ходили б в церковь к слушанию всенощного бдения и Божественной литургии.». А также за тем, чтобы в «.святой церкви раскола и иноверства. не было»7.

«Наказ чинам и служителям земской полиции» (указ от3 июня 1837 г.) определял: «При охране прав церкви православной. земский суд и подчиненные ему лица наблюдают: чтобы исповедующие неправославную веру ни силою, ни обольщением не осмеливались совращать православных.» (§ 7, п. 6)8.

Сельский полицейский устав (введен указом от 23 марта 1839 года) имел главу первую «Об обязанностях в отношении веры», по которой полицейским чинам вменялось в обязанность не только следить за порядком в период совершения богослужений, но и за соблюдением православными религиозных обрядов — «.хотя однажды в год исповедаться и приобщиться святых тайн» (п. 8), «детей обоего пола приводить на исповедь, начиная с семилетнего возраста, ежегодно» (п. 9), «.ходить в церковь для слушания службы божией.» (п. 11). Полицейские обязаны были пресекать и отступление от православия: «как рожденным в православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступать от нее и принимать иную веру, хотя бы то и христианскую» (п. 13). В то же время переход в православие из других вер всячески поощрялся: «желающим присоединиться к вере православной, никто ни под каким видом не должен препятствовать в исполнении сего желания» (п. 17)9.

Поощрение к принятию православия представителями других вероисповеданий, особенно на присоединенных к России территориях Белоруссии и Польши, было продуманной законодательной инициативой, направленной на ослабление иностранного влияния на новых подданных Российской империи. В первую очередь это касалось католиков и униатов. 18 марта 1797 года вышел Манифест Павла I«О свободном вероисповедании», по которому «.предположили Мы священным Себе долгом обеспечить каждому свободу исповедания». Вместе с тем, «.в присоединенных от Польши губерниях наших. духовенство, помещики и другого звания люди, римско-католическое исповедание содержащие. не стесняли бы свободы тем, кои по добровольному руководству совести сами от других исповеданий к православной церкви присоединиться возжелают.». Этотуказ было

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)

Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)

Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)

предписано «.читать в. присоединенных от Польши губерниях, как в православных, так и других всех церквах, всенародно»10.

Вскоре законодатель того же потребовал уже конкретно от католических церковных властей империи, приняв 21 июля 1810 года указ «О предписании римско-католическому иуниатскому департаментам наблюдать, дабы из одного вероисповедания в другое не привлекали, в принятие же господствующей религии никакого препятствия не чинили»11.

Этот подход позже был закреплен применительно ко всем терпимым в империи религиям — во Введении кУставам духовныхдел иностранных исповеданий: «Если исповедующие иную веру пожелают присоединиться к вере православной: никто ни под каким видом не должен препятствовать им в исполнении сего желания» (п. 5)12.

С другой стороны, священнослужителям римско-католической и евангелическо-лютеранской веры строго запрещалось проповедовать свою религию и совращать из православия российских подданных, то естьзаниматься прозелитизмом. Одним из первых примеров подобного запрета стал указ 1690 года, по которому католические священнослужители в Москве «.вере грекороссийской никакой противности не чинили и русских людей не отвращали.»13.

В начале 1728 года епископ смоленский Гедеон обратился в Верховный тайный совет с заявлением об усилении католического влияния в губернии, после чего последовал ряд указов, направленных на исправление ситуации. Было сильно ограничено посещение российскойтерритории католическими ксендзами из Польши. Им было категорически запрещено не только проповедовать свое учение, исповедовать и причащать по своей вере православных, но даже посещать ихдома и носить иное платье, кроме «настоящего своего ксендзев-ского». Смоленскому дворянству, в свою очередь, был резко ограничен выезд за рубеж, с них были взяты расписки о прекращении всякого общения с католическими священниками, запрещено посылать детей для обучения в Польшу. Тех из них, которые на тот момент уже обучались за границей, предписано было немедленно отозвать14.

Чуть позже, 5 ноября того же года последовал указ, объявленный препозиту лютеранских церквей в Санкт-Петербурге Якову Мантелину «О публиковании, дабы никто не склонял русских к перемене веры грекороссийского исповедания, и о немедленном объявлении в Синодальной конторе со стороны пасторов, если кто из лютеран будет действовать вопреки сего указа». Пункт первый этого указа требовал: «Чтобы никого никакого звания из российских православных христиан своим догматам учить не дерзали и ни под каким видом в лю-терскую, или другие веры, несогласные восточной церкви, не привлекали». Нарушителей этого указа ждал «жестокий гражданский суд», лишение пасторского звания и изгнание из страны15.

22 февраля 1735 года вышел Манифест против прозелитизма «О дозволении свободного богослужения всем христианским вероисповеданиям в России, и о возбранении духовным особам иностранных христианских вер обращать в оные русских подданных, какого бы закона они ни были, под опасением суда и наказания по законам»16.

В отношении прозелитизма католиков были и отдельные законодательные акты: указ от 12 января 1799 года «О непривлекании в римско-католическую веру исповедующих другие христианские законы»17, указ от 23 декабря 1815 года «О подтверждении римско-католическим священникам, чтобы они ни тайно, ни явно не дерзали внушать людям не только господствующего, но и других христианских исповеданий правил, противных государственным узаконениям»18, указ от 10сентября 1830 года «О воспрещении духовенству римско-католического исповедания, обращатьлюдей православного исповедания в свою веру»19.

Регламент Санкт-Петербургской Римско-католической церкви 1769 года, ставший первым нормативно-правовым актом, определившим структуру и правовое положение этой церкви в России, содержал запрет на проповедь католицизма и прозелитизма: «Супериор или начальник и его товарищи называть себя должны парохами или куратора-мидуш, а не миссионерами; ибо они для отправления службы исповедания своего, привилегиями нашими и предков наших позволенного, в Россию призваны, а не для новой какой проповеди.» (п. 2). И «.запрещается супериору и патрам склонять и привлекать в Римскую веру живущих в России в христианских законах.» (п. 9)20.

Указом от 24 января 1839 года было также запрещено белому и монашествующему католическому духовенству иметь в услужении в домах, церквях и монастыряхлюдей грекороссийского исповедания21.

Преступления против веры российским законодательством традиционно признавались важнейшими, поэтому указом от 15апреля 1832 года было предписано дела о совратителях и совращенных из православия рассматривать судами вне всякой очереди22.

Указом от 27 января 1840 года «О порядке производства дел по предмету совращений из православия в латинство» были ужесточены меры к католическим священникам-совратителям: «Духовных и светских лиц, виновных в совращениях, по обнаружению их вины формальным следствием, немедленно и прямо предавать суду на общем законном основании и притом первых, не суду римских консисторий, как доныне происходило по неточному применению к ним закона. а на общем основании, суду уголовному.»23.

Дальнейшее развитие отечественного законодательства привело к усилению правовой защиты господствующей в империи Русской православной церкви и ее вероучения. В 1845 году принимается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в разделе втором которого «О преступлениях

против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений» систематизируются прежние и вводятся новые нормы уголовного права24. Глава первая этого раздела — «О богохулении и порицании веры» (ст. 182—189) защищает православие и православную церковь от дерзких высказываний в их адрес. При этом подлежит защите в целом и вся христианская вера, так какзаконодателем выбрана формула «христианская вера или православная церковь».

Глава вторая «Об отступлении от веры и постановлений церкви» (ст. 190—222) вводит уголовную ответственность не только за «совращение», но и за отступление от веры. Строже всего каралось отвлечение «отхристианской веры православного или другого исповедания в веру магометанскую, еврейскую или иную нехристианскую». Вэтом случае виновный лишался всех прав состояния и подвергался ссылке в каторжные работы на срок от 8 до 10 лет, наказанию плетьми (если он по закону не был изъят от телесных наказаний) и наложению клейма. Если же было доказано, что при отвлечении было применено принуждение или насилие, то тогда срок каторжных работ увеличивался до 12—15 лет (ст. 190).

За совращение из православия в иное христианское исповедание виновный приговаривался к «лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую илиТомскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами. и отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного до двух лет». В случае применения принуждения и насилия при совращении из православия виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь, а также наказанию плетьми, если он по закону не был изъят от наказаний телесных (ст. 195).

Священнослужители неправославного исповедования несли ответственность и за проповедь или сочинение, отвлекающие из православия (ст. 197), допущение православных к исповеди (ст. 201), преподавании катехизиса малолетним православного исповедания (ст. 202), принятия в свое вероисповедание без особого разрешения (ст. 204). Подобные преступления строго наказывалисьлишением свободы и заключением в крепость, ссылке или лишением сана и связанных с ним особых прав и преимуществ. Лица римско-католического, как белого, таки монашествующего, духовенства, имевшие в своих домах, церквях или монастырях православных в услужении, подвергались денежному взысканию по десяти рублей за каждого православного работника (ст. 203).

Совратившиеся из православия также несли ответственность. Отступившие от христианской веры православного или другого исповедания в веру нехристианскую «отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания для увещевания и вразумления. До возвращения вхристиан-

скую веру они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку» (ст. 191).

Отступившие от православного в иное христианское вероисповедание «отсылаются к духовному начальству для увещевания, вразумления их и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения их в православие принимаются правительством, для охранения их малолетних детей и подвластных им крепостных людей от совращения. меры. В имениях их, населенных православными, на все сие время назначается опека и им воспрещается иметь в оных жительство» (ст. 196).

«Законодательство наше, по мнению Правительствующего сената, смотрит на отступление от православия, как на состояние не только воспрещенное законом, но и преступное, которое никогда не может сделаться состоянием законным; а следовательно, с присоединением православного к другому вероисповеданию, являясь действием преступным, как со стороны присоединившего духовного лица, так и со стороны присоединенного, не может создать законной принадлежности последнего к сему вероисповеданию со всеми проистекающими от таковой принадлежности законными последствиями»25.

Несли уголовную ответственность «родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, будут крестить их или приводить к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского исповедания». Они подлежали наказанию в виде заключения в тюрьму на срок от одного до двух лет. Дети передавались на воспитание родственникам православного исповедания. В случае отсутствия таковых, правительство назначало опекунов православной веры (ст. 198). Несли ответственность и все лица, знавшие о том, что дети воспитываются или собираются воспитываться не в православной вере, и не сделавшие ничего для предотвращения этого. Виновные подлежали аресту на срок оттрехдней до трех месяцев с назначением сверх этого церковного покаяния (ст. 200).

Глава третья Уложения «Об оскорблении святыни и нарушении благочестия» (ст. 223—240) была посвящена защите чести и достоинства священнослужителей, их жизни и здоровья, благочестия во время богослужения в церкви и вне ее. Одна из статей этой главы (ст. 229) назначала санкции лицам иностранных исповеданий, осмелившимся оскорбить словом или действием священнослужителя православной веры, хотя бы и не во время священнослужения, но с намерением оказать неуважение к церкви: в первый раз заключению в тюрьме на срок от шести месяцев до одного года; а во второй раз —также заключению в тюрьме сроком от одного года до двух лет.

Таким образом, в XIX веке «окончательно устанавливается тесная связь правовой системы с господствующей религией; основным источником права, содержащим нормы по защите религии и церк-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)

09

Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)

Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)

ви, становится светское законодательство; формируется особый вид уголовно-правовой охраны, для которой характерны «полицейская опека» над религиозной жизнью общества и охрана не религиозной свободы, а религиозныхустоев государства, прав и привилегий господствующей церкви»26.

Примечания

1. ПСЗ 1. — Т. IV. — № 1910.

2. ПСЗ 1. — Т. VI. — № 3778.

3. ПСЗ 1. — Т. V. — № 3318.

4. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси: В 2 т. — Юрьев, 1903. —Т. 1. — С. 147.

5. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 1. — Ч. 1: Основные государственные законы. — VII: О вере.

6. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 11. — Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий.

7. ПСЗ 1. — Т. XIX. — № 14231.

8. ПСЗ 2. — Т. XII. — № 10306.

9. ПСЗ 2. — Т. XIV. — № 12165.

10. ПСЗ 1. — Т. XXIV. — № 17879.

11. ПСЗ 1. — Т. XXXI. — № 24305.

12. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 11. — Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий.

13. ПСЗ 1. — Т. III. — № 1388.

14. ПСЗ 1. — Т. VIII. — № 5238, 5322, 5538.

15. ПСЗ 1. — Т. VIII. — № 5343.

16. ПСЗ 1. — Т. IX. — № 6693.

17. ПСЗ 1. —Т. XXV. — № 18818.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. ПСЗ 1. — Т. XXXIII. — № 26043.

19. ПСЗ 2. — Т. VI. — № 3908.

20. ПСЗ 1. — Т. XVIII. — № 13252.

21. ПСЗ 2. — Т. XIV. — № 11954.

22. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5292.

23. ПСЗ 2. — Т. XV. — № 13116.

24. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. — М., 1988. — Т. 6. — С. 211—225.

25. Красножен М.Е. Указ. соч. — С. 159—160.

26. Ефимовских Е.Л. Религиозные преступления в русском праве в X—XX вв.: Дис... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2002. — С. 11—12.

Е.И. Мирецкая

Мирецкая Екатерина Ильинична — начальник кабинета кафедры боевой подготовки Нижегородской академии

МВД России

E-mail: ekat78@rambler.ru

Понятие и виды преступлений против порядка управления в России

(история и современность)

В статье проведен анализ понятия «преступления против порядка», их видов в Российской Федерации в период с XVII века до настоящего времени. Выделены проблемы классификацией видов преступлений, включаемых в данную категорию. При написании статьи были использованы научные исследования и законодательство дореволюционных и современных ученых в области права.

In article the concept analysis «crimes against an order», their kinds in the Russian Federation during the period from a XVII century is carried out till now. Problems with classification and kinds of crimes included in the given category are allocated. At article writing scientific researches and the legislation of pre-revolutionary and modern scientists in the field of the right have been used.

В данной статье предметом нашего рассмотрения являются преступления против порядка управления. Мы рассмотрим историю развития и становления самого понятия «преступления против порядка управления», виды преступлений, которые в определенные исторические моменты входили или были исключены из данной категории при изменении нормативной базы.

Впервые упоминание о преступлениях против порядка управления, объединенных в отдельные

главы, а не хаотично размещенных по всему тексту документа, встречается в Соборном уложении 1649 года. В это время в Российском государстве существовало огромное количество законодательныхак-тов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу, этому хаосу способствовала разбросанность нормативных актов по ведомствам. Уложение составлялось среди тревожных вестей о мятежах, вспыхивавших практически на всей территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.