Научная статья на тему 'Российское участие в решении сирийского конфликта: политико-социологическое измерение'

Российское участие в решении сирийского конфликта: политико-социологическое измерение Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1633
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СИРИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОБЫТИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / RUSSIA / SYRIA / REGIONAL AND INTERNATIONAL CONFLICTS / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / EVENTS IN THE MIDDLE EAST / ARAB SPRING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Темченко-Завьялова Анастасия Олеговна

Рассматриваются региональные и международные конфликты на территории Ближнего Востока, и в частности в Сирии. Анализируется участие российской стороны в решении сирийского вопроса. Приводятся данные социологического исследования, выявившего меру одобрения населением России действий руководства по решению сирийского кризиса. Делаются выводы об успешности внешней политики и высоком уровне военно-технической политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Participation in the Solution of the Syrian Conflict: Political and Sociological Dimension

Regional and international conflicts in the Middle East and Syria in particular are considered. Russia’s participation in the solution of the Syrian issue is analyzed. The data of the sociological research revealing the Russian population’s approval of the government actions in resolving the Syrian crisis is sited. Conclusions about the success of the foreign policy and the high level of the military and technical policy of Russia are drawn.

Текст научной работы на тему «Российское участие в решении сирийского конфликта: политико-социологическое измерение»

A.O. Temchenko-Zavyalova Russian Participation in the Solution of the Syrian Conflict: Political and Sociological Dimension

Regional and international conflicts in the Middle East and Syria in particular are considered. Russia's participation in the solution of the Syrian issue is analyzed. The data of the sociological research revealing the Russian population's approval of the government actions in resolving the Syrian crisis is sited. Conclusions about the success of the foreign policy and the high level of the military and technical policy of Russia are drawn.

Key words and word-combinations: Russia, Syria, regional and international conflicts, sociological analysis, events in the Middle East, Arab Spring.

Рассматриваются региональные и международные конфликты на территории Ближнего Востока, и в частности в Сирии. Анализируется участие российской стороны в решении ст-рийского вопроса. Приводятся данные социологического исследования, выявившего меру одобрения населением России действий руководства по решению cирийского кризиса. Делаются выводы об успешности внешней политики и высоком уровне военно-технической политики России.

Ключевые слова и словосочетания: Россия, Сирия, региональные и международные конфликты, социологический анализ, события на Ближнем востоке, «арабская весна».

УДК 327 ББК 66.4(0)

А.О. Темченко-Завьялова

РОССИЙСКОЕ УЧАСТИЕ

В РЕШЕНИИ СИРИЙСКОГО

КОНФЛИКТА:

ПОЛИТИКО-

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ

ИЗМЕРЕНИЕ

1. егиональные и международные конфликты были и есть всегда. После распада колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противодействия на этноконфессиональной и социально-экономической основе. Когда закончилась холодная война, казалось, что в мире теперь не будет конфликтов. Однако количество локальных и региональных столкновений только увеличилось, они стали более жестокими и сложными. Размываются границы между внутренними и международными конфликтами. Этими острыми проблемами озадачены многие международные организации [1]. Региональные войны и столкновения выносятся на мировую арену, вовлекают новых участников, создавая тем самым угрозу международной безопасности.

Для раскрытия вопроса о роли России в решении сирийского кризиса необходимо обратиться к истокам возникновения конфликта на территории Сирийской Арабской Республики, а также к предшествующим событиям на Ближнем Востоке [2].

В связи с «арабской весной», которая развернулась на территории стран Ближнего Востока и Северной Африки, произошла социально-политическая трансформация, отразившаяся на политической системе данных государств. Считается, что отправ-

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55)

43

ной точкой «арабской весны» стало свержение в Тунисе в 2010 г. правительства президента Зина эль-Абидина Бен Али, находившегося у власти более 20 лет [3], а также начало серьезных политических реформ в Алжире. Однако, на наш взгляд, предпосылкой «арабской весны» стал курс США и стран Запада на дестабилизацию ситуации на Ближнем Востоке, который реализовался вторжением в Ирак в 2003 г.

Новым витком «арабской весны» стали массовые протесты населения в Египте с 2011 г. и бесперспективные попытки их подавления. Причинами недовольства египетских граждан стали нахождение у власти, имеющей ге-гемонный характер, одного клана в течении 30 лет, безработица, а также нефункционирующая система социальной поддержки населения, дефицит продовольствия, перенаселение городов. Кроме того, «арабская весна» затронула Йемен, Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Марокко, Оман, Судан, Тунис, Саудовскую Аравию, Джибути, Ливан, Западную Сахару, Мавританию. Накопившееся недовольство граждан всеми сферами жизни нашло свое выражение в революциях с дальнейшими политическими реформами (Иордания, Кувейт, Марокко), а порой и со свержением легитимной власти (Бахрейн, Йемен).

В свое время Д.А. Медведев на заседании Национального антитеррористического комитета, посвященном ситуации, складывающейся на территории Ближнего Востока, распространению экстремизма, а также необходимым мерам защиты, заявил: «Надо смотреть правде в глаза. Такой сценарий они раньше готовили для нас, а сейчас они тем более будут пытаться его осуществлять. В любом случае этот сценарий не пройдет. Но все, происходящее там, будет оказывать прямое воздействие на нашу ситуацию, причем речь идет о достаточно длительной перспективе, речь идет о перспективе десятилетий» [4].

Конфликт в Сирии, который продолжается с марта 2011 г., привел к десяткам тысяч жертв, в том числе среди сирийского гражданского населения, появлению сотен тысяч беженцев, а также к большим материальным потерям. Все это повлекло за собой разрушение исторических и культурных памятников, инфраструктуры страны. Продолжение конфликта и все большая его милитаризация ведут к разрушению сирийского государства, а также возможному геноциду этнических и конфессиональных меньшинств, дестабилизации и распространению терроризма не только на Ближнем Востоке, но и в соседних регионах. Кризис в Сирии приобрел глобальный характер.

Войне предшествовали массовые беспорядки в разных городах Сирии, антиправительственные выступления, которые имели целью свергнуть президента страны Башара Асада и прекратить правление партии БААС. В июле 2011 г. началось открытое вооруженное противостояние.

Россия как один из участников «Группы действий» по Сирии активно способствовала разработке плана мирного урегулирования на международной конференции «Женева-1» [5]. Однако напряженность все возрастала. Правительство турецкого президента Р. Эрдогана, активно поддерживающее антиправительственные сирийские войска, вскоре достигло наивысшей точ-

44 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 4 (55)

ки эскалации конфликта с режимом президента Сирии Б. Асада, после чего турецкие войска нанесли удары по территории Сирии. На границе Сирии и Иордании начались вооруженные действия. Иордания выступила с заявлением о необходимости размещения американского комплекса ПРО на границе с Сирией [6]. Таким образом, вопрос о необходимости интервенции НАТО в Сирию снова был открыт.

С 2012 г. Россия налаживала контакты с Великобританией для урегулирования сирийского конфликта. В 2013 г. на сочинском саммите состоялась встреча Президента России В.В. Путина и премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона, на которой были заявлены общие цели: сохранение территориальной целостности и суверенитета Сирии; прекращение конфликта; предоставление сирийскому народу возможности избрать правительство; содействие формированию правительства переходного периода [7].

На важную роль России в разрешении сирийского конфликта указывают дальнейшие усилия по систематизации и реализации действий, необходимых для его ликвидации. В 2013 г. госсекретарь США Дж. Керри прибыл с рабочим визитом в Москву, в ходе которого на встрече с Президентом России В.В. Путиным признал необходимость в созыве «Женевы-2». В дальнейшем В.В. Путин осудил позицию тех, кто призывал к военному решению конфликта на территории Сирии. Выступая в Сочи на дискуссионном клубе «Валдай» в 2013 г. он заявил, что разговоры об ответственности сирийского правительства и президента Б. Асада являются провокацией [8].

По просьбе сирийского руководства 30 сентября 2015 г. Россия начала военную операцию в Сирии, которая длилась менее полугода. Было совершено более 9 тыс. вылетов, уничтожено около 12,7 тыс. объектов боевиков, более 2 тыс. террористов (включая полевых командиров), более половины точек незаконной добычи нефти. При поддержке российской авиации возвращены ранее захваченные Исламским государством (запрещенная в России организация) территории. Министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем поблагодарил Россию за эффективную борьбу с терроризмом, а также выразил желание в дальнейшем сотрудничать при ликвидации угроз, возникающих на пути мирового сообщества [9].

Стратегические инициативы российского руководства не всегда одобряются гражданами страны. На выяснение того, насколько действия российских властей в Сирии понимаются и одобряются населением в целом, было направлено пилотажное исследование социологической группы Поволжского института управления под руководством доцента Д.В. Акаева [10]. Опрос проводился в ноябре 2015 г. по репрезентативной выборке городского и сельского населения, постоянно проживающего в Саратовской области. Выборка — квотная, 100 человек в возрасте от 18 лет и старше из восьми населенных пунктов области. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. Статистическая погрешность данных не превышает 2%.

Более двух третей опрошенных знакомы с конфликтом в Сирийской Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55) 4>5

А.о. темченко-завьялова

Арабской Республике (83%), но некоторые жители Саратовской области не имеют представления о нем (17%). Таким образом, интерес к сирийскому конфликту в регионе крайне высок. 52% респондентов узнали о конфликте из СМИ (телевидение, Интернет, газеты и т.п.), 27% — от ближайшего окружения (друзья, родственники и т.п.), 20% — в ходе учебного или рабочего процесса.

Первопричиной зарождения сирийского конфликта чаще всего называют политический аспект (41%), религиозную составляющую в качестве причины конфликта выделяют 29% опрошенных, исторические и этнические предпосылки возникновения конфликта респонденты считают второстепенными. Таким образом, возникновение конфликта, по мнению жителей Саратовской области, связано с тем, что миноритарный режим Б. Асада не пошел на уступки оппозиционным формированиям в ряде вопросов государственного значения.

Более половины респондентов (57%), отвечая на вопрос «Интересует ли Вас политика российского руководства в Сирии, и если да, одобряете ли Вы эту политику?», целиком одобрили ее. 18% относятся к курсу российской дипломатии в Сирийской Арабской Республике с пренебрежением и недоверием, 20% скорее одобряют его, и 7% им не интересуются. По результатам репрезентативной выборки можно с уверенностью утверждать, что население трезво смотрит на решение России о политическом вмешательстве в сирийский конфликт.

Участие российской авиации в боевых действиях в Сирии респонденты рассматривают в первую очередь как желание политического руководства страны поддержать Б. Асада в борьбе с «Исламским государством» и оппозицией (47%). Треть опрошенных жителей Саратовской области (28%) против военного участия России в сирийском конфликте. Представления о том, что борьба России с «Исламским государством» — это повод для налаживания контактов со странами Запада, не находят поддержки у населения: только 8% респондентов считают, что страна должна присоединиться к западной коалиции в борьбе против ИГ и режима Б. Асада. Каждый пятый представитель нашего региона не может объяснить бомбардировки, затрудняясь с ответом (10%) или ничего не зная о них (8%).

Рассматривая проблемные аспекты российско-американского взаимодействия, 51% жителей Саратовской области считает, что России и США удастся найти общий язык в вопросе урегулирования ситуации в Сирии. 19% все еще испытывает «антизападнические настроения». Треть опрошенных (30%) уверены, что политика на Ближнем Востоке не даст положительных результатов для урегулирования российско-американских отношений.

Только 35% опрошенных жителей Саратовской области готовы оказать гуманитарную помощь гибнущему населению Сирийской Арабской Республики, 4% готовы лично принять участие в военных действиях. Но основная масса респондентов (61%) не готова принимать участие в разрешении конфликта в Сирии.

Население трезво смотрит на возможные последствия участия России в 46 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 4 (55)

сирийском конфликте: 69% опрошенных не исключают того, что оно может перерасти в «новый Афганистан», 22% утверждают, что это маловероятно, и 3% совершенно исключают повторение событий советского периода.

Наиболее вероятным вариантом разрешения сирийского конфликта жители Саратовской области назвали длительный процесс политической трансформации (54%). 20% респондентов предположили смену действующей власти, и 15% утверждали, что сирийский конфликт завершится развалом государства и общества. 11% не исключают и создание халифата ИГИЛ на территории Сирии.

Возможные негативные последствия российской операции в Сирии респонденты видят в возрастании террористической угрозы со стороны ИГИЛ (64%), ухудшении кризисной ситуации в экономике (23%), затягивании конфликта (13%). К возможному появлению беженцев из Сирии жители Саратовской области относятся очень негативно: 72% не готовы принимать эмигрирующее из зоны военных действий мусульманское население Сирии; 28% считают, что они должны остаться на родине в регионах, не охваченных боевыми действиями; и всего 2% опрошенных готовы поддержать необходимость принятия беженцев.

Подводя итоги вторичного анализа социологического исследования, можно утверждать, что большинство жителей Саратовской области дали инициативе В.В. Путина положительную оценку. Основная часть жителей Саратовской области старше 18 лет считают, что России следует поддерживать Сирию, исходя из своих собственных интересов, так как в случае свержения Б. Асада Российская Федерация потеряет стратегического союзника на Ближнем Востоке, а в Сирии наступит тотальный хаос. Граждане региона верят в возможность российской армии (ВВС) уничтожить террористов. Респонденты выражают уверенность, что продолжение вооруженного конфликта и все большая его милитаризация ведут к разрушению сирийского государства, а также возможному геноциду этнических и конфессиональных меньшинств, распространению терроризма не только на Ближнем Востоке, но и в соседних регионах. В отношении террористической угрозы опрошенные в большей степени поддерживают тактику превентивного удара, чем выжидательную позицию и считают ее самым действенным методом борьбы с террористами и сдерживания боевого потенциала террористических группировок на их территории. По мнению жителей Саратовской области, это приведет к наименьшим потерям и обезопасит территорию России от возможных террористических атак.

Таким образом, и во внешних, и во внутренних оценках Россия играет важную роль в разрешении «сирийского вопроса»: во-первых, не дает осуществить внешнюю экспансию, во-вторых, оказывает необходимую помощь, в-третьих, по официальной просьбе сирийского правительства осуществляет полномасштабную борьбу с терроризмом, демонстрируя сильные стороны своей внешней политики и высокий военно-технический уровень.

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 4 (55) 4" /

Библиографический список

1. Манойло А.В. Мирное разрешение международных конфликтов: национальные концепции, модели, технологии // Власть. 2008. № 8. С. 79-83.

2. Зубченко С.А. Политико-гуманитарные механизмы международного урегулирования конфликта в Сирии // Studia Humanitatis. 2013. № 2.

3. ПодцеробА.Б. Президент Туниса З.А. бен Али: 20 лет у власти. URL: http://www.iimes. ru/rus/stat/2007/02-11-07.htm

4. Дмитрий Медведев провел во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10408

5. Action Group for Syria Final Communique // UN News. 2012. June, 30. URL: http://www. un.org/News/dh/infocus/Syria/FinalCommuniqueActionGroupforSyria.pdf

6. МИД Иордании ведет переговоры о размещении ЗРК Patrio. URL: http://warfiles.ru/31666-mid-iordanii-vedet-peregovory-o-razmeschenii-zrk-patriot.html

7. Встреча с Премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/18350

8. Заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/19243

9. РИА Новости МИД Сирии: Россия в десять раз эффективнее США в борьбе против ИГ. URL: http://ria.ru/syria_mission/20160115/1360055276.html

10. Зайцев Д.В., Михалкин Д.А. Обострение вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике глазами жителей Саратовской области // Развитие современного региона: вопросы науки и практики: сборник научных статей. Саратов, 2015. Вып. 9. С. 63-69.

48

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 4 (55)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.