Научная статья на тему 'Российское правосудие и правосознание в спектре этноправовых традиций и толерантности'

Российское правосудие и правосознание в спектре этноправовых традиций и толерантности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНОПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНОПРАВОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / JUSTICE / TOLERANCE / ETHNIC LEGAL CONSCIOUSNESS / ETHNIC LEGAL TRADITIONS / ETHNIC LEGAL PLANNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толпыкин Виктор Егорович

В статье рассматриваются проблемы соотношения и взаимосвязи правосудия и правосознания, показана их роль в научном прогнозировании в контексте этноправовых традиций в условиях современного социума. Анализируются основные ориентации в современном этноправовом проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN JUSTICE AND LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE ASPECT OF ETHNIC LEGAL TRADITIONS AND TOLERANCE

The article discusses issues of correlation and interdependence between justice system and legal consciousness. The author considers their role in scientific forecasting in the context of ethnic legal traditions under the circumstances of contemporary society. Research of the principle directions in the current ethnic law designing is carrying out.

Текст научной работы на тему «Российское правосудие и правосознание в спектре этноправовых традиций и толерантности»

УДК 16

Толпыкин Виктор Егорович

кандидат философских наук, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

РОССИЙСКОЕ ПРАВОСУДИЕ И ПРАВОСОЗНАНИЕ В СПЕКТРЕ ЭТНОПРАВОВЫХ ТРАДИЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ

Tolpykin Victor Egorovich PhD,

Professor of the Philosophy Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

RUSSIAN JUSTICE AND LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE ASPECT OF ETHNIC LEGAL TRADITIONS AND TOLERANCE

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы соотношения и взаимосвязи правосудия и правосознания, показана их роль в научном прогнозировании в контексте этноправовых традиций в условиях современного социума. Анализируются основные ориентации в современном этноправовом проектировании.

Ключевые слова:

правосудие, правосознание, толерантность, этноправовое сознание, этноправовые традиции, этноправовое проектирование.

The summary:

The article discusses issues of correlation and interdependence between justice system and legal consciousness. The author considers their role in scientific forecasting in the context of ethnic legal traditions under the circumstances of contemporary society. Research of the principle directions in the current ethnic law designing is carrying out.

Keywords:

justice, tolerance, ethnic legal consciousness, ethnic legal traditions, ethnic legal planning.

В современном российском правосудии и всей правоохранительной системе четко обозначилась тенденция движения к правам и свободам этносов, к господству права, к гражданскому обществу, к толерантности. Однако все разговоры о праве и его реализации в современных условиях мало что значат вне правового этносознания, его формирования у каждого российского этноса. На эту проблему в свое время обратил внимание известный русский мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права И.А. Ильин, который отмечал, что вне живого правосознания право не может жить и применяться. Оно не может реализовать свое содержание, не может сохранить свою организацию, упорядочивающую и оберегающую жизненную силу [1, с. 247]. Более того, «правосознание есть тот орган, без которого нельзя жить правом, вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок» [1, с. 128].

Правосознание - одна из форм общественного сознания, содержанием которого являются: правовые чувства, представления, взгляды этносов, их идеи, теории, относящиеся к действующему и желаемому праву, а также его оценка с позиций справедливости и свободы. Оно является отражением конкретной правовой действительности, которая представлена нормативными актами, правоприменительными решениями и степенью осознания норм права, адаптации их на поведенческом уровне.

Таким образом, под правосознанием понимается совокупность взглядов и представлений, выражающих свое отношение к действующему и желаемому праву. Система права и правосознания диалектически взаимосвязаны. Право воздействует на формирование правосознания этносов, а последнее реализуется в праве и правосудии. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства. Диалектика такова: право немыслимо без правосознания, так и правосознание немыслимо без права, которое является для него базой и отправной точкой.

Право и правосознание - корреляты. Опираясь на право, правосознание в то же время есть мощный фактор законотворчества, средство совершенствования законодательства, укрепления законности и правопорядка. Не случайно И.А. Ильин правосознание определял и как умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строя свою жизнь, не совершая преступлений.

Основу правосознания составляют: чувство собственного достоинства этносов, их совесть, внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие друг к другу, к власти, а власти - к своим этносам. Однако история знает и острые конфликты правосознания лучших, прогрессивнейших людей общества с действующими нормами права. Например, конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда тот или иной этнос или его представитель ставят свое «Я» выше норм права и морали общества. Общество карает за подобные действия, рассматривая их как произвол и вседозволенность.

Правосознание, как и любая форма общественного сознания, способно к самосознанию. Оно, как отмечал Гегель, «есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя: осознание того, что для него есть истинное, и сознание своего знания об этом» [2, с. 48].

Характерной чертой правосознания является не только его обращенность к действующему праву, практике его толкования и осуществления, но и ориентация на будущее через прошлое. И это отражение реальности настоящего, обращение к прошлому и ориентир на желаемое будущее сопряжены с уровнем понимания свободы и справедливости, со степенью осознания своих интересов и готовности принять во внимание интересы (потребности) других этносов.

Правосознание составляет существенную часть правовой культуры, играющей значительную роль в традиции этноправового проектирования. Этот процесс находит свое выражение не только в познании, уважении, поддержке права, но и в критическом отношении к действующему законодательству, доходящем порой до его отрицания, до борьбы с ним. При этом правовая культура, преломляясь через сознание как отдельных этносов, так и целых их групп характеризует определенный уровень правосознания, законности и юридической практики.

Следует особо отметить, что одно из основных требований культуры правосудия -последовательное проведение в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства нравственных норм и принципов. Подлинная культура российского правосудия неотделима от правильного понимания лицами, осуществляющими производство по уголовным и гражданским делам, нравственных принципов и норм, необходимости их соблюдения в своей деятельности по осуществлению правосудия; осознания высокого общественного долга и общественной ответственности, которые возложены на следователей, прокуроров, судей и адвокатов не только законом, но и моралью российского общества.

В традиции современного правосудия заложены важные толерантно-правовые требования - соблюдать единство как внутренней, так и внешней культуры, а это является гарантией эффективности нравственного, воспитательного воздействия на всех участников судебного разбирательства, способствует установлению истины по каждому рассматриваемому уголовному или гражданскому делу.

В толерантно-правовой традиции российского этноса культура правосудия является срезом, проекцией или миниатюрным вариантом правовой культуры общества, становление которой в современных условиях представляет собой противоречивый процесс. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не указали бы на правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающее, к сожалению, в нашем обществе. Вместе с тем, можно выделить и некоторые особенности становления нового правосознания в российской этноправовой традиции.

Произошел слом командно-административной системы управления, отход от принципов жесткого централизованного планирования. Общество вступило в сложный, противоречивый путь формирования рыночной экономики, а это потребовало полноценного правового регулирования и создания системы законов, отражающей происходящие изменения в политической и экономической жизни. На первое место в российском социуме выдвигаются общечеловеческие ценности, демократия и права человека.

Трудность становления правовой культуры в жизнедеятельности этносов нашей страны связана, безусловно, с происходящими процессами экономического, финансового и политического кризисов, в условиях социальной напряженности в обществе. Наконец, распад некогда единого СССР привел к созданию новой государственности в России. Все эти факторы привели к коренному изменению существовавшего ранее правосознания, новым теоретическим подходам, бурному законотворчеству на федеральном и субъектно-региональных уровнях.

В этот постсоциалистический период потребовались и новые механизмы правового регулирования в становлении правового государства, развития демократии, свобод граждан, широком участии всех российских этносов в государственном и общественном управлении и самоуправлении. За последнее время в г. Краснодаре, например, широкое развитие получила система ТОС (территориальное общественное самоуправление), функционирующая, как правило, при ЖЭКах административных округов. Вот почему потребовались новые подходы к законотворчеству, к педагогике законопослушания и законоисполнению всех российских этносов, к формированию их правовой культуры в целом и культуры правосудия в частности. А это все является не только результатом, но и дальнейшим развитием правоформирующих традиций в российском этногенезе.

Поэтому основная ориентация в современном этноправовом проектировании состоит в следующем: во-первых, сформировать высокий уровень правосознания как «души» правовой культуры, как способа ее освоения и усвоения; во-вторых, рыночные отношения потребовали и новых механизмов правового регулирования в становлении правового государства, свобод всех российских этносов, широкое их участие в государственном и местном управлении и самоуправлении; в-третьих, потребовались новые подходы к законопослушанию и законоисполнению всех российских этносов; в-четвертых, все вышесказанное невозможно осуществить без коренного изменения существующего правосознания, без новых теоретических подходов, без широкомасштабного законотворчества; и, наконец, в-пятых, невозможно говорить о правовой культуре, о развитом правосознании российских этносов, если не будет совершенствоваться судебно-правовая система, качество принимаемых законов на федеральном и субъектно-местном уровнях, если не будет должного юридического всеобуча и юридического образования не только профессионалов, но и всего российского этноса. Сам же юридический всеобуч должен носить системный, квалифицированный и конкретный характер во всех формах и ступенях юридического образовательного процесса, что является необходимым условием подлинно научного прогнозирования и проектирования в использовании этноправовых традиций современного российского социума.

Ссылки:

1. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1992.

2. Гегель Г.В.Ф. Соч. М., 1959. Т. 4.

References (transliterated):

1. Il'in I.A. Put' k ochevidnosti. M., 1992.

2. Gegel' G.V.F. Soch. M., 1959. Vol. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.