Научная статья на тему 'Российское общество в системе понятий постиндустриализма'

Российское общество в системе понятий постиндустриализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6186
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович

В статье раздельно рассматриваются и анализируются хотя и сильно пересекающиеся, но все же обладающие индивидуальной смысловой определенностью понятия постиндустриального, информационного общества и общества потребления. Приводятся статистические данные и факты, свидетельствующие о формировании в России информационного общества, использовании средств и услуг информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) населением, а также о возникших элементах общества потребления. Показано, что в настоящее время еще рано говорить о постиндустриальном обществе в нашей стране в исходном понимании этого термина, прежде всего в связи с потерей ею темпов в индустриальном прогрессе и в развитии науки в период, почти полностью охватывающий последние два десятилетия. Ключевые слова: постиндустриализм, информационное общество, общество потребления, сервисная экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское общество в системе понятий постиндустриализма»

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА

В.М. Жеребин

В статье раздельно рассматриваются и анализируются хотя и сильно пересекающиеся, но все же обладающие индивидуальной смысловой определенностью понятия постиндустриального, информационного общества и общества потребления. Приводятся статистические данные и факты, свидетельствующие о формировании в России информационного общества, использовании средств и услуг информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) населением, а также о возникших элементах общества потребления. Показано, что в настоящее время еще рано говорить о постиндустриальном обществе в нашей стране в исходном понимании этого термина, прежде всего в связи с потерей ею темпов в индустриальном прогрессе и в развитии науки в период, почти полностью охватывающий последние два десятилетия.

Ключевые слова: постиндустриализм, информационное общество, общество потребления, сервисная экономика.

Современные глобальные тенденции социально-экономического развития часто характеризуются такими понятиями и терминами, как постиндустриальное, постэкономическое общество, информационное общество1, общество знаний, общество потребления, а также новая, сервисная, креативная экономика и некоторыми другими, им подобными. Взаимно пересекающиеся понятия и термины этого ряда, как и положено большинству си-

1 Исследования по тематике данного раздела проводились при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-00070а).

нонимов, содержат не только сходные черты, но и, что особенно хорошо видно на примере России, определенные различия.

Одним из наиболее емких и представительных в этом семействе понятий является понятие постиндустриального общества. Именно понятия постиндустриального, информационного общества и общества потребления оказываются в наибольшей степени осязаемыми, в частности, с точки зрения построения соответствующих систем индикаторов и организации статистического наблюдения. Наиболее же применимыми с точки зрения описания ситуации, сложившейся в нашей стране, представляются категории информационного общества и общества потребления.

Термин «информационное общество» достаточно близок нам в силу того, что в понятии информационного общества весьма важную роль играет информационно-технологическая составляющая, а в России последних лет использование информационных товаров и услуг нарастает весьма быстрыми темпами.

Что касается общества потребления, то здесь необходимо отметить следующие обстоятельства. Преодолев тяжелый период реформирования, Россия к 2000 г. стала выходить из общесистемного, прежде всего экономического кризиса, ей постепенно удалось добиться экономического оживления, а затем и экономического роста. Это позволило значительно увеличить национальный доход страны, а вслед за этим добиться и роста доходов, покупательной способности, а значит, и потребительской активности населения.

Нужно сказать, что непродуманное использование терминов постиндустриализма в применении к российской действительности часто превращается пусть в модную и увлекательную, но пустую и беспредметную игру дефинициями, которая к тому же может дезориентировать молодежь, выбирающую свою дорогу в жизни и направление обучения.

Рассмотрим содержание основных понятий.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от производства преимущественно товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом стали информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника (Постиндустриальное общество, 2007).

Одно из наиболее конкретных определений постиндустриального общества было дано Д. Беллом. «Постиндустриальное общество, - пишет он, - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени зависит от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» (Белл, 1999). Все большую роль в обществе играет производство информации. Этот сектор экономически эффективнее материального производства, поскольку, как правило, достаточно изготовить первоначальный образец, а затраты на копирование уже несущественны.

В характеристиках постиндустриального общества подчеркивается, что постиндустриализм - новая, более высокая ступень развития по сравнению со стадией индустриального общества, приходящая ему на смену.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, где на сферу услуг при-

ходится значительно более половины ВВП. Сейчас к постиндустриальным странам относят США (на сферу услуг приходится 80% ВВП США, 2002 г.), страны Евросоюза (сфера услуг - 69,4% ВВП, 2004 г.), Японию (67,7% ВВП, 2001 г.) (Постиндустриальное общество, 2007).

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ РОССИЯ -МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

По нашему мнению, в отнесении сегодняшней России к постиндустриальному обществу имеются серьезные проблемы и сомнения. Среди них прежде всего:

• имевший место развал промышленного и сельскохозяйственного производства, устарение и выход из строя основных фондов, рассеивание квалифицированных кадров, вызванные общесистемным кризисом 90-х гг.;

• значительное падение ВВП по сравнению с предреформенным периодом;

• деградация науки и образования в период реформирования;

• во многом негативный характер причин увеличения доли сферы услуг в ВВП.

В.М. Симчера в книге «Как возродить экономику России» приводит следующие данные: «За четыре года реформ (1992-1995 гг.) в России сократились: национальный доход -на 63%, объем промышленного производства -на 81%, продукция сельского хозяйства - на 53%, капитальные вложения - на 62%, ввод жилья - на 34%, розничный товарооборот - на 36%, услуги - на 46%.

За эти же годы остановилось более 30 тыс. заводов и фабрик, в том числе 4 тыс. крупных и крупнейших, не используется (или используется с убытком) 4,0% пригодных земельных угодий. На 2/3 сократилась численность научных кадров, на !/3 - студентов и учащихся средних специальных учебных заведений. Численность занятых (67,2 млн человек) уменьшилась по сравнению с 1990 г. на 8,2 млн человек» (Симчера, 1999).

Годы реформ в России прошли под знаком полного пренебрежения к развитию национальной науки и интеллектуальному потенциалу нации в целом. Доля расходов на образование, например, в бюджете США, превосходящем российский в 20 раз, превышает отечественный показатель в 2,5 раза. К середине 1990-х гг. ассигнования на научную сферу сократилось более чем в 7 раз по сравнению с 1990 г., а доля расходов на НИОКР составила 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя 2% ВВП. По абсолютным расходам на НИОКР Россия занимает 24-е место в мире, уступая не только развитым, но и некоторым развивающимся странам (Иноземцев, 1999).

Не менее сложное положение наблюдается и в образовании. Россия стала выпускать специалистов с высшим образованием в два с лишним раза меньше, чем США. Резко сократилась подготовка кадров через профтехобразование и техникумы, аспирантуру и докторантуру. Практически была утрачена связь науки с производством. Возникла угроза сужения образовательной базы страны. Сохраняется устойчивая тенденция падения престижа интеллектуального труда. Он остается одним из низкооплачиваемых (Корчагина, 2006).

Попытаемся провести сопоставление доли услуг в структуре ВВП в 1989 г. и в по-слереформенные годы. По методологии расчета ВНП 1989 г. весьма близок к принятому впоследствии ВВП, а показатели по РСФСР были, как правило, равны или даже превосходили общесоюзные показатели. Промышленность в 1989 г. составила 34%, сельское хозяйство - 18, сфера услуг - 20, платные услуги - 7,3% ВНП (Народное хозяйство СССР..., 1990). Услуги в основном предоставлялись населению на бесплатной основе в рамках общественных фондов потребления. По данным 2003 г. (Университетская информационная система Россия, 2003), производство услуг в стране в 2002 г. составило 59,7% ВВП, причем 50% - рыночные, т.е. платные, услуги. Возрастание объемов платных услуг стало одной из причин значительного увеличения расчетной доли услуг в ВВП.

Нельзя не учитывать и того, что по данным, опубликованным в 2007 г., объем промышленного производства в 2006 г. составил лишь 75% уровня 1989 г., продукция сельского хозяйства - 74, инвестиции в основной капитал - 42, реальные доходы населения - 63 (Воронин, 2007). Сокращение объемов производства по сравнению с 1989 г. является второй причиной относительного роста доли услуг в ВВП.

Еще две причины увеличения доли услуг (не имеющие никакого отношения к постиндустриализму) - это, во-первых, переход от общенародной к частной собственности, потребовавший увеличения числа занятых в этой сфере (например, занятых в охранном бизнесе), и, во-вторых, переход в эту сферу людей, либо пострадавших от безработицы, либо стремящихся использовать этот вариант для ухода от бедности.

Внимание Всемирного банка привлек следующий парадокс. По официальным данным, российская экономика имеет постиндустриальный характер - 60% ВВП создается в сфере услуг. На долю нефтегазовой промышленности приходится менее 9% ВВП, однако экспорт продукции только этого сектора составляет 20% ВВП. В сфере услуг огромными размерами и высокой рентабельностью отличается сектор торговли; по данным статистики, он обеспечивает около одной трети всего объема ВВП и половину совокупной прибыли. Всемирный банк пересчитал российский ВВП по-новому. Как выяснилось, нефтяной и газовый сектор, оказывается, составляет не 9, а 25% ВВП, а доля торговли сокращается до 11%. В результате эксперты Всемирного банка констатируют, что Россия гораздо больше зависит от движения цен на нефть, чем принято думать (Обухова, 2004).

Может быть, падение объемов производства сопровождалось повышением его эффективности? Но нет, выясняется, что в России на протяжении ряда лет реформ происходит снижение эффективности (в целом за 1992-1998 гг. эффективность производства снизилась на 56%) и соответственно удорожа-

ние стоимости единицы производимой продукции, услуг и капиталов (Симчера, 1999).

Под постиндустриальным обществом понимается прежде всего общество, которое прошло ряд стадий и возникло на базе и как результат развития высокоэффективного высокотехнологичного производства. Только в связи с этим открывается дорога к повышению эффективности и расширению зоны действия сферы услуг. Однако этого ни в коей мере нельзя сказать о современной экономике России, оказавшейся в трудном положении в результате развала СССР и неудачно проведенных социально-экономических преобразований. Бесконтрольное применение рыночного принципа привело к разбалансированию структуры экономики, ее сырьевой ориентации, превращению России в сырьевой придаток развитых стран. Это повлекло за собой безудержный рост экспорта и сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, а значит, и снижение занятости и сужение возможностей для большинства населения иметь стабильный доход и поддерживать нормальный уровень жизни. Все эти обстоятельства также следует считать причинами изменения соотношения между производственной частью экономики и сферой услуг в рамках ВВП. К тому же последний рассчитывается сейчас приблизительно так же, как прежний валовой национальный продукт, т.е. как включающий поступления от внешней торговли (а это прежде всего сырье -нефть, газ, лес, металлы) и поэтому мало что говорящий о действительном развитии производства в стране. В этих условиях расчетная доля услуг в ВВП, естественно, должна неминуемо возрасти (что признается в качестве характерной черты постиндустриального общества, но в данном случае никакого отношения к нему не имеет).

Поэтому рассуждения о постиндустриальном обществе и новой экономике в стране с сырьевой ориентацией экономики, с отброшенной назад слабо развитой обрабатывающей промышленностью, с трудом выживающим сельским хозяйством и снизившейся квалификацией рабочих кадров совершенно

не обоснованы и приобретают парадоксальный характер - получается, что постиндустриальное общество формируется в результате общей деградации традиционной индустрии! Использование этих модных понятий к российской действительности можно объяснить лишь некомпетентностью либо тенденциозным идеологизированным подходом к использованию социально значимых терминов.

Таким образом, если говорить о постиндустриальном обществе не как о конгломерате понятий, а рассматривать его, разложив его на составляющие и отталкиваясь от исходного значения этого термина, можно увидеть, что применение его к характеристике сегодняшней российской действительности нельзя считать правомерным. В равной степени сказанное относится и к таким понятиям, как постэкономическое общество, новая и сервисная экономика.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Кратко информационное общество определяется как историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания (Иноземцев, 1999).

О.Н. Вершинская приводит следующую, более полную формулировку: «Информационное общество - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных товаров и услуг в валовом внутреннем продукте, возникновением глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей и доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение общественных и личных информационных потребностей» (Вер-шинская, 2007).

Отличительными чертами информационного общества являются: существенное

увеличение в валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием ИКТ услуг в области образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг); ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства. Становление информационного общества ассоциируется также с повышением качества жизни человека и общества, участием значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний. Кроме того, инновационное общество предполагает существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний.

Характеризуя информационное общество, академик В.Л. Макаров пишет: «Что касается меня, то я отношусь к термину "информационное общество" абсолютно серьезно. Более того, считаю, что благодаря ИТ человечество сегодня - на пороге больших перемен. Поэтому осмысливать понятие информационного общества придется по велению неумолимого исторического процесса. Главное: благодаря ИТ наша зависимость друг от друга становится все сильнее - мы все больше превращаемся в настоящее общество...» (Макаров, 2007).

В Стратегии развития информационного общества в России говорится: «Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных

информационных и телекоммуникационных технологий.

Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств» (Информационное общество в России, 2007).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ

В 2000-2005 гг. в России стремительно растет использование компьютеров, Интернета и мобильных телефонов. К концу 2005 г. информационные технологии получили массовое распространение в реальном секторе экономики: число пользователей Интернета составило около 22 млн человек, т.е. этой сетью пользовался каждый шестой житель России. Общее число персональных компьютеров составило более 17 млн, что на 16% больше по сравнению с 2004 г. В 2005 г. услуги, оказываемые в сети передачи данных, включая передачу информации по сети Интернет, значительно выросли: объем информации, переданной по этой сети, увеличился в 1,2 раза, трафик службы голосовой информации - в 1,7 раза по сравнению с 2004 г. (Савинов, Абрамова, 2006).

Тенденции использования ИКТ в России за 2003-2006 гг. на примере пользователей персональных компьютеров и Интернета (по данным обследования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ (Использование ИКТ в России, 2006) представлены на рис. 1.

Интернет. По данным Высшей школы экономики в России в 2006 г. Интернетом

пользовался 21% населения - втрое больше, чем в 2003 г. При этом доля активных пользователей (тех, кто заходит в Интернет хотя бы раз в месяц) составляет 13% населения России против 9% в 2003 г. Несмотря на высокие темпы прироста числа домашних хозяйств, оснащенных персональными компьютерами (с 9 в 2003 г. до 21% в 2006 г.), и увеличение доступа к Интернету (с 5 до 17%), уровень России по обеспеченности домохозяйств персональными компьютерами и доступом к Интернету значительно отстает от уровня стран Европейского союза (в среднем по странам ЕС эти показатели составляют 62 и 52% соответственно). Вместе с тем в России очень велика доля людей, никогда не пользовавшихся персональным компьютером (59%) и Интернетом (79%). Когда-либо пользовались компьютером менее половины россиян (41%), Интернетом - только каждый пятый (21%). Доля россиян, которые за последний год пользовались компьютером, вдвое ниже, чем в среднем по странам ЕС. Доля активных пользователей -23%, тогда как в Европе этот показатель вдвое выше - 56%. Доля активных пользователей Интернета составляет в РФ всего 10% (средний показатель активных пользователей Интернета в Европейском союзе - 49%) (Савинов, Абрамова, 2006).

Доступ к услугам Интернета домохо-зяйств различных типов представлен в табл. 1.

Интернет-пользователей на работе

Домашних интернет-пользователей

ПК на работе

Домашних ПК пользователей

Постоянных пользователей интернета

Когда-либо пользовавшихся интернетом

0% 5% 10% 15% 20% 25% [□2003 П2006~

Рис. 1. Общие тенденции использования ИКТ в России

Использование Интернета россиянами может быть охарактеризовано также данными исследования компании МАСМИ, проведенного в течение ноября-декабря 2006 г. (Использование ИКТ в России, 2006), респонденты которого заполнили 60 тыс. анкет по поводу проникновения Интернета в жизнь россиян. В результате исследования были получены следующие результаты (табл. 2).

В России заказывают через сеть товары и услуги 4,5% пользователей. Между тем в мире, по результатам исследования АСМекеп, проведенного в 2006 г., через Интернет делает покупки каждый десятый житель планеты (627 млн человек).

В нашей стране рынок электронной торговли в 2006 г. вырос на 42% - до объема в 1,5 млрд долл. Распределение пользователей по группам товаров представлено на рис. 2. Это в основном покупки компьютерной техники, электроники, фототоваров, телефонов и бытовой техники (Использование ИКТ в России, 2006).

Услуги сотовой связи у нас распространены больше, чем Интернет, который сегодня в России охватывает порядка 20% населения, использующего сеть хотя бы раз в месяц; мобильной же связью охвачено не менее 70% населения страны. Объем трансакций в мобильной связи в России в виде покупок рингтонов, заставок и других услуг составляет около 2 млн в день (Меламед, 2007).

В 2000-е гг. доля населения, имеющего мобильный телефон, росла быстрыми темпами. Так, в 2000 г. у 2,9% населения был мобильный телефон, а в 2002 г. эта цифра увеличилась более чем в 5 раз - до 16,6%. В 2004 г. число пользователей мобильными телефонами сравнялось с числом пользователей стационарных телефонов. На конец 2004 г. в среднем по России было 35 подключений на 100 человек, по Москве было зафиксировано 120 подключений. По данным РБК в России к началу 2005 г. число мобильных телефонов превысило 35 млн и составило 2448 штук на 10 тыс. человек (Вершин-ская, 2006).

ш

Таблица 1

Доступ населения к услугам сети Интернет в 2005 г., % общей численности опрошенных соответствующей группы

Имеют до- В том числе

Группы населения ступ к сети Интернет из дома по месту работы по месту учебы интернет-кафе другое

Все члены домохозяйств в возрасте 6 лет и старше 25 14,3 6,9 2,8 1,2 3,1

В том числе:

проживающие в городской местности 29,9 18,2 8,8 2,8 1,4 3,1

проживающие в сельской местности 11,7 3,7 1,9 2,9 0,4 3,1

Дети в возрасте 6-16 лет 21,4 15,3 0 3,7 1,5 2,3

Женщины старше 16 лет 24,4 12,5 7,8 2,8 0,9 3,3

Мужчины старше 16 лет 27,1 16,5 8,1 2,7 1,3 3

По 20%-м доходным группам обследо-

ванного населения:

первая 11,9 4,6 2,6 2,2 1 2,1

вторая 17,5 7,6 4,7 2,9 1,3 3,1

третья 25,4 14,9 5,9 3,3 1,1 3,3

четвертая 34,3 22,4 8,2 3,6 1,1 4

пятая 35,6 21,8 13,2 2,3 1,3 3

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России, 2006: Стат. сборник. М.: Росстат, 2006. С. 412.

Данные обследований Росстата также свидетельствуют о бурном росте числа пользователей мобильными телефонами в первой половине 1990-х гг. За 2001-2005 гг. показатель наличия мобильных телефонов на 100 домохозяйств в среднем за год увеличивался в 1,8-2,8 раза. В итоге всего за 5 лет число мобильных телефонов в домашнем имуществе выросло в 20,8 раза и составило 104 на 100 домохозяйств.

К 2007 г. по сравнению с предшествующими годами положение с ИКТ в России существенно изменилось. Компьютеры и мобильные телефоны в российских семьях получили широкое распространение. Это объясняется и ростом доходов населения, и насыщением семей персональными компьютерами и мобильными телефонами, и расширением набора информационных услуг. Сегодня компьютеры приобретают уже даже малообеспеченные семьи, в первую очередь семьи с детьми. В больших городах во многих семьях имеется теперь по два и более компьютера и по

нескольку мобильных телефонов. Достаточно широко используются мобильные телефоны с выходом в Интернет, снабженные операционной системой Mobile Windows. Применяется компьютерная телефония с использованием программы Skype. Для визуального общения используются также Web-камеры.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ ИКТ

В 2006 г. рынок электронной торговли в нашей стране вырос на 42% - до 1,5 млрд долл. Распределение пользователей по группам товаров представлено на рис. 2, это в основном покупки компьютерной техники, электроники, фототоваров, телефонов и бытовой техники (данные службы Яндекс-Маркет). Доходы от ИКТ в 2006 г. превысили 1 трлн р. Поступления от услуг электросвязи увеличились на 21%, до 745,6 млрд р., причем почти полови-

Таблица 2

Доли различных видов ответов на вопрос о целях обращения в Интернете, % общего числа опрошенных

%

Размещаю свои фотографии 23,4

Читаю блоги (интернет-дневники) 21,4

Пишу блоги 9,9

Оплачиваю товары или услуги через Интернет (электронными деньгами) 12,7

Играю в азартные игры 8,6

Осуществляю интернет-трейдинг (куплю/продажу) 3,3

Ищу информацию 88,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использую интернет-телефонию 9,2

Использую службы обмена мгновенными сообщениями (ICQ и т.п.) 54,5

Использую электронную почту 84,3

Обновляю/загружаю программное обеспечение 49,2

Провожу банковские и финансовые операции 6,5

Просматриваю новости 73,5

Смотрю прогнозы погоды 63,7

Совершаю покупки 20,2

Участвую в конференциях/видеоконференциях 7,2

Другое 29,3

Не обращаюсь 0,4

Источник: по данным компании МАСМИ (Россия) за ноябрь-декабрь 2006 г. МАСМИ Россия, 2006 // www. masmi.com, www.masmi.ru.

на из них (48,8%) пришлась на сотовую связь. Доходы от услуг почтовой связи выросли на 27,4%, до 54,4 млрд р. Объем рынка информационных технологий вырос на 17,3%, до 361,5 млрд р. (Контент-анализ, 2005).

Выбор услуг и сервисов на рынке телефонии сегодня огромный. Абонент может выбирать не только среди услуг, но и среди операторов. В крупных городах России современные услуги связи давно стали доступными и привычными: это и мобильная связь, и Интернет по выделенным линиям, и зоны беспроводного Интернета Wi-Fi, и Web-камеры для видеоконтактов - словом, здесь мы на уровне развитых стран. Однако жители сельской местности

Одежда и обувь Спортивные Подарки и

Рис. 2. Распределение интереса пользователей по группам товаров (данные службы Яндекс-Маркет)

обделены вниманием телекоммуникационных компаний и сервис-провайдеров. Эта проблема в различной мере актуальна для всех стран. Но для России с ее огромными территориями, где миллионы людей живут на значительном удалении от крупных городов, обеспечение услугами связи сельских жителей становится жизненной необходимостью.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ

По словам бывшего министра связи Л. Реймана, в дальнейшем ожидается сохранение темпов роста отрасли на уровне 20%, причем доля сотовой связи будет увеличиваться, но наиболее быстрыми темпами будет расти широкополосный доступ в Интернет. Министр также пообещал решить к 2010 г. проблемы обеспечения населения компьютерами (увеличить их обеспеченность с 16 до 43%) и трудности с доступом в Интернет (число пользователей вырастет с 17 до 45%). В соответствии с поставленной целью к 2015 г. в России не должно остаться ни одного населенного пункта без стационарных телефонов,

сотовой связи и Интернета. Эта цель, хотя и амбициозная, но вполне достижимая: обеспечить технические возможности для предоставления фиксированной и сотовой связи, а также доступа в Интернет на всей территории России реально. Другое дело, что сейчас в стране примерно половина компьютеров не подключена к Интернету и до сих пор не получен ответ на вопрос, как использовать этот потенциал (Рейман, 2007).

В соответствии с действующим Федеральным законом «О связи» в каждом поселении должен быть установлен хотя бы один таксофон с бесплатным доступом к экстренным оперативным службам, а там, где население превышает 500 человек, - пункты коллективного доступа (ПКД) к Интернету. Такая нормативная база определяет минимальный уровень доступности связи. Так, таксофонов должно быть столько, чтобы из любой точки населенного пункта до ближайшего телефона можно было дойти не более чем за час. На сегодняшний день в России уже установлено около 23 тыс. таксофонов и организовано более 6 тыс. пунктов коллективного доступа.

Компании МГТС и «Комстар-ОТС» объявили о начале строительства сети Wi-Fi-таксофонов (имеющих беспроводной доступ к Интернету). В ближайшее время МГТС планирует начать замену существующих моделей таксофонов новыми со встроенными хот-спотами (горячими точками), объединяющими ADSL-модем и Wi-Fi-зону доступа. Всего в Москве планируется установить 200 таких таксофонов, в первую очередь на вокзалах, в аэропортах и гостиничных комплексах (Маргарян, 2007).

Российские регионы неоднородны и по телекоммуникационной инфраструктуре, и по перспективам ее развития: здесь могут быть использованы как уже существующие оптоволоконные сети, так и радиотехнологии и спутниковая связь. Такие проекты развития сетей требует значительных инвестиций. Государство финансирует создание сетей, оставляя за собой право регулирования тарифов на основные услуги связи для сельских жителей. Основа такого регулирования - принцип рав-

ного доступа пользователей к услугам на всей территории РФ с учетом платежеспособности населения каждого конкретного региона.

Связь третьего поколения 3G - это набор услуг, которые объединяют как высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети Интернет, так и технологию радиосвязи, которая создает канал передачи данных. 3G - это не просто быстрый доступ к Интернету, это кардинально новый подход к общению и доступу к информации. Пользователь сможет не только разговаривать со своим собеседником, но и видеть его с помощью видеотелефона, путешествовать по сети Интернет, вести бизнес, обучаться, развлекаться, и все это - с помощью небольшого устройства, напоминающего сегодняшний сотовый телефон. Другими словами, те возможности и те устройства, которые традиционно рассматривались как исключительно стационарные, станут мобильными.

За последнее время в России операторы сотовой связи сумели дотянуть свои сети до самых удаленных уголков страны. Поставщики телекоммуникационного оборудования 3G за минувшие годы развернули широкомасштабное производство (сейчас в мире построено уже более 155 сетей таких сетей), так что цены на эту аппаратуру упали.

Как показали расчеты «Вымпелкома», в течение следующих семи лет к сетям 3G подключится около 12 млн россиян. По прогнозу президента МТС Л. Меламеда, через три года услугами 3G будут пользоваться около 30% всех российских абонентов (Меламед, 2007).

По заявлению Л. Реймана, несмотря на сомнения части операторов мобильной связи, сотовая связь третьего поколения 3G заработает в Москве уже в 2008 г. Более того, министр сообщил, что в 2008 г. связь 3G появится примерно в 10 российских городах (Заявление министра связи, 2007).

Все большее распространение приобретает навигационное оборудование GPS. Это оборудование предназначено для автомобилистов, туристов, моряков, т.е. для всех тех, кому важно знать свое местоположение и координаты на местности. Кроме того, средства GPS

предназначены для компаний, которые заинтересованы в отслеживании местонахождения своих транспортных единиц. В состав систем GPS входят соответствующие приборы, модули, датчики, электронные карты и сети связи. Системы быстро развиваются, охватывая возможности спутниковой связи и ориентации (такова создаваемая в настоящее время система ГЛОНАС).

Персональное телевидение. К 2015 г. Россия перейдет на цифровое телевидение - такие сроки установлены государственной программой. Кроме того, итогом более чем 10 лет работы трехтысячного коллектива специалистов «РИКОР» стал действительно революционный прорыв - персональное телевидение, в котором удалось объединить преимущества ТВ и компьютера, что позволяет каждому пользователю создать свой профиль программ (Маргарян, 2007). Преимущества системы - абсолютная независимость от штатной телевизионной программы канала и соответственно экономия времени. Пользователь может создать собственный пакет телевизионного канала, который будет показывать именно то, что ему интересно, и тогда, когда он готов это смотреть. «Искусственный интеллект» системы позволяет не просто хранить индивидуальные настройки предпочтений каждого, но и подстраиваться под зрителя. При этом предлагаемый комплект оборудования, известный как «медиацентр», может записывать одновременно до шести передач, идущих в одно и то же время.

Таким образом, учитывая приведенные данные, можно констатировать, что в технологическом отношении, в аспектах применения и использовании ИКТ, Россия, следуя за передовыми странами, быстрыми шагами движется к формированию информационного общества.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Потребление в обобщенном смысле этого слова - это использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным в результате получения дохода или траты сбережений.

Рассуждая о формировании потребностей населения, их связи с потреблением и о возможностях их измерения, Н.М. Ри-машевская пишет: «Общественные потребности в своем формировании подчиняются объективным закономерностям, составляя определенный набор, все части которого жестко взаимосвязаны между собой и варьируют лишь в определенных пределах, не замещая друг друга. Динамика вектора потребностей находится в строгой зависимости от уровня потребления...» (Система экономико-математических моделей..., 1986).

Потребление сопряжено с безвозвратным расходованием стоимости (неважно, затрагиваются ли в этом процессе предметные формы благ). И в этом заключается отличие потребления от других элементов хозяйственного процесса - производства, распределения и обмена, связанных с созданием, сохранением стоимости и сменой ее форм.

Потребление - это также использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага2. В этом определении потребление выступает как совокупность хозяйственных отношений людей к объектам их желания, а также отношений между самими людьми (Радаев, 2005).

Однако именно такое особое свойство информации, как неуничтожимость при пользовании, передаче и тиражировании, делает, на наш взгляд, информатизацию главным условием формирования массовой культуры и общества потребления в целом. Вспомним слова С.Я. Янковского, одного из авторов общей теории информации, который говорит о двух важнейших свойствах информации: «Первое -информация не может существовать без взаи-

2 Это далеко не всегда верно для информационных товаров и услуг.

модействия объектов. Второе - информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия» (Янковский, 2000).

В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза - с 4,8 млрд долл. в 1960 г. до 20 млрд долл. в 2000 г. (Общество потребления, 2007).

Существует множество определений общества потребления. Приведем некоторые из них.

Общество потребления - совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления является одной из черт современного общества (Ильин, 2004).

Особенности и характерные черты общества потребления перечислены в работе В. Радаева «Экономическая социология». Он, в частности, пишет: «Произошли более фундаментальные качественные сдвиги в хозяйственных структурах и институтах, приведшие к возникновению общества потребления, в котором основные стимулы людей и основные маркеры социальной дифференциации сосредоточены уже не вокруг процесса труда и прав собственности на производственные активы, а притягиваются к процессу потребления, где сама идентичность человека все более связывается с потребительскими практиками» (Радаев, 2005).

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления (Ильин, 2004).

Вот некоторые конкретные особенности общества потребления.

• В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой проведения досуга.

• Революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причем доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).

• Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои социума.

• Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. «Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть "не хуже других", а с другой - "не сливаться с толпой". Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни» (Бодрийяр, 1999).

С использованием понятия знака процесс формирования общества потребления может быть описан следующим образом: «Сегодня фактически любой продукт или услуга, помимо изначальных потребительских свойств, все более нагружается символами -многозначными образами, с помощью которых человек определяет смысл происходящих хозяйственных процессов и свое место в этих процессах. Символы несут в себе массу закодированной информации и нагружены ворохом значений, символизирующих успех или здоровый образ жизни, идеологические пристрастия или принадлежность к этнической группе. Товары все более превращаются в зна-

ки, систему обозначающих, а потребление -в манипулирование знаками. В результате товар начинает распознаваться потребителем именно по своим символическим качествам. Происходит своего рода выхолащивание материального содержания предметов потребления, и цена все менее определяется их полезными свойствами или потребительной стоимостью, а также затраченными стоимостными ресурсами» (Радаев, 2005).

«Главная проблема потребления в наше время - его взрывной, безудержный рост. В мире, где имеется все большее количество доступных товаров, играющих роль театрального реквизита в этом процессе, идентичность становится больше чем когда-либо вопросом личного выбора собственного образа - имиджа... Потребление, таким образом, становится больше чем погоней за потребительской, полезной ценностью или требованием социального престижа, поскольку оно тесно связано с чувством Себя, с личностью» (Батюта, 2004).

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ

Справедливости ради следует признать, что за время реформ в России впервые за многие годы было достигнуто почти полное насыщение потребительского рынка. Согласно «Российской Бизнес-газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка - 10-15% прироста ежегодно (Мах-лин, 2005).

Этому процессу сопутствовал и способствовал рост доходов населения. За 2004 г. реальные располагаемые доходы населения увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1. Постепенно росла численность высокодоходных групп населения (табл. 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что отечественная экономика за последние годы стала более потребительски ориенти-

рованной. Стремительный рост товарооборота, по мнению аналитиков, отражает рост потребления и личных доходов граждан. Так, «Тройка-Диалог» считает, что сейчас частное потребление почти на 20% превышает уровень последних лет советской эпохи. Подобные оценки на первый взгляд противоречат официальным данным, по которым реальные располагаемые доходы в 2003 г. все еще были на 13,4% ниже, чем в 1990 г. Но это на первый взгляд. Ведь по разным сведениям, от 30 до 50% доходов населения не учитывается официально, скрывается в так называемых «серых схемах». Кроме того, в СССР накопления зачастую бывали вынужденными, их не на что было тратить из-за тотального дефицита товаров.

В докладе комитета ТПП РФ отмечается, что с 2000 г. происходят позитивные изменения в структуре потребления. Повысились стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребления мяса, молока, фруктов, ягод, потеснив картофель, хотя по среднедушевому потреблению того же мяса дореформенный уровень, конечно же, не достигнут.

Стабилизировалась, а затем стала снижаться доля расходов на товары первой необходимости, например, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6 до 7,1%. В непродовольственном секторе покупательский спрос в 2002 г. фокусировался на приобретении одежды и обуви, тогда как в 2008 г. повышенный интерес проявляется к «средствам передвижения», бытовой электронике, предметам для отдыха и развлечений (Мах-лин, 2005).

По информации Центробанка в 20042005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что причина тому - кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление (Россия как общество потребления, 2006).

За последние 5-7 лет сроки вывода новинок на потребительских рынках сократились в

Таблица 3

Распределение среднедушевых денежных доходов населения, %

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Все население 100 100 100 100 100 100 100

В том числе со среднедушевыми денежными доходами, рублей в месяц:

до 1000,0 20,4 12,5 6,8 3,3 1,9 0,8 0,4

1000,1-1500,0 19,9 15,0 10,6 6,5 4,3 2,3 1,3

1500,1-2000,0 16,4 14,4 11,8 8,5 6,1 3,9 2,4

2000,1-3000,0 20,7 21,7 21,0 17,7 14,3 10,5 7,4

3000,1-4000,0 10,4 13,4 15,2 15,1 13,7 11,6 9,1

4000,1-5000,0 5,3 8,2 10,4 11,7 11,7 10,9 9,3

5000,1-7000,0 4,4 8,2 11,9 15,4 17,0 17,7 16,8

7000,1-12 000,0* 2,5 6,6 12,3 15,2 19,6 24,2 26,8

свыше 12 000,0 6,6 11,4 18,1 26,5

* 2000-2002 гг. свыше 7000,0 р.

Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d02/06-20.htm.

2-3 раза. Этому способствовало совершенствование технологий производства и глобальное разделение труда в условиях использования средств ИКТ. Изменение ассортиментной политики, быстрый вывод новинок характерны для компаний мобильной связи, масс-медиа, изготовителей мебели, одежды, автомобилей, а также для другой инновационной отрасли - производителей косметики. Как отмечает профессор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве России А. Овсянников, ускоряется само время - как социальное, так и экономическое. За последние 40-50 лет процесс экономических изменений в производстве ускорился почти в 2 раза, что неизбежно привело к ускорению потребления. Этому способствовало развитие конкуренции на всех потребительских рынках. Время становится главным конкурентным преимуществом. Есть и другая важная причина - в середине прошлого века маркетинг стал реальной бизнес-культурой, связанной с реакцией бизнеса на изменение спроса. Тиражирование новых потребностей стало ключевой особенностью постиндустриальных экономик и главным фактором ускорения потребления,

когда производители перестали учитывать только витальные нужды человека, а стали удовлетворять потребности иного порядка -эмоциональные. Сегодня товар - то, что у вас покупают. Наделение вещей «высшими» свойствами было и раньше, но только в постмодернистском обществе перенос этих качеств на вещи стал осуществляться в промышленном масштабе. Реклама - индустрия по производству этих качеств (Москаленко, 2007).

Итак, несомненно, элементы общества потребления в России уже существуют, но для его настоящего развития не хватает достаточно многочисленного среднего класса, обеспечивающего настоящую массовость потребления (около 80% россиян имеют доходы на уровне прожиточного минимума). Негативным образом на массовом потреблении сказывается и острое экономическое неравенство среди различных слоев населения. По данным исследований ИСЭПН РАН, к 2007 г. коэффициент дифференциации среди российского населения по сравнению с 2003 г. вырос с 14,4 до 20 (Шевяков, Жаромский, Сопцов, 2007).

Таким образом, как отмечалось выше, можно говорить о постиндустриальном об-

ществе в России лишь постольку, поскольку в российском обществе проявляются черты информационного общества и отчасти - общества потребления. Однако и российское информационное общество пока еще нельзя считать полноценным, поскольку характеристики непосредственно постиндустриальной, или, точнее, индустриальной, составляющей такого общества в нашей стране еще не достигли должного уровня.

Тем не менее следует признать, что для России с растянутыми транспортными коммуникациями, плохими дорогами или отсутствием таковых, слабой телефонизацией сельских поселений рост пользования мобильными телефонами и Интернетом, активные позиции потребителей на рынке ИКТ имеют особое значение. Не менее важным представляется и тот факт, что прежде пустовавшие «сельмаги» сейчас уже оказываются наполненными товарами. Эти обстоятельства должны способствовать значительному повышению качества жизни, в первую очередь населения на периферии, обеспечивая ему возможности оперативной связи с родными и близкими, получения деловой, учебной, бытовой, развлекательной информации и открывая ему доступ ко все более полному ассортименту современных товаров и услуг в целом. Информатизация должна послужить и уже начинает служить постепенному сглаживанию противоположности между городской и деревенской жизнью и, как представляется, способна противостоять пагубным для нашего села процессам интенсивной урбанизации.

Литература

Батюта Е.А. Проблема потребления в информационную эпоху. Информационная эпоха: Мир -Россия - Урал: Материалы VII международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 12-13 мая 2004 г. Т. 1, Екатеринбург, с. 360-368.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. С. XCI.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.

Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.

Вершинская О.Н. Человек в электронном мире. М.: СГУ, 2006.

Википедия (Свободная электронная энциклопедия) // http://ru.wikipedia.org/wiki/ - %D0%9F%D0.

Воронин Ю. Ложный пафос господина министра. 2007 // http://forum.orlovs.pp.-ru/-viewtopic.php.

Заявление министра связи. 2007 // ru.wikipedia.org/ wiki/3G.

Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? Фонд научных исследований Прагматика культуры. 2004 // www. artgragmatica.ru.

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

Использование ИКТ в России. МАСМИ. 2006 // http: //www. Almedia.ru?newsitem.asp?id=785338.

Контент-анализ образовательных интернет-сайтов и порталов. ЦСИ, СГА, 2005.

Корчагина З.А. Теория постиндустриального общества и проблемы перехода России к неоэкономике. Экономическая теория: истоки и перспективы. М.: ТЕИС, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макаров В.Л. Информационное общество - идеал и угроза. 1 апреля 2007 г. // http://www.iks-media. ru/articles/31192.html.

Маргарян А.Г. Интервью с президентом холдинга «РИКОР» (телекоммуникационные технологии) // Российская газета. 2007. 18 апр. С. 4.

Махлин М. Клондайк потребления. Инвестиции в торговлю не менее привлекательны, чем в ТЭК или золотодобычу // Российская Бизнес-газета. 2005. № 499. 15 марта.

Меламед Л. Связь третьего поколения // Эксперт. 2007. № 16.

Москаленко Л. Пир без насыщения // Эксперт. 2007. № 13.

Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Статистический ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1990.

Обухова Е. Экономика иллюзий. Всемирный банк нашел ложь в российской статистике. 2004 //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.