Научная статья на тему 'Российско-норвежское сотрудничество в сфере защиты окружающей среды (на примере Арктического региона)'

Российско-норвежское сотрудничество в сфере защиты окружающей среды (на примере Арктического региона) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АРКТИКА / ENVIRONMENTAL PRESERVATION / CLIMATE CHANGE / RUSSIAN-NORWEGIAN COOPERATION / ARCTIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисимов Павел Алексеевич

В статье анализируются основные направления сотрудничества Российской Федерации и Королевства Норвегия в сфере защиты окружающей среды в Арктике. Отмечается, что в связи с открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых роль Арктического региона в современных политических процессах возросла. В то же время Арктика является чрезвычайно уязвимой природной средой, где четко прослеживаются последствия изменения климата. Основные угрозы экологии Арктики связаны с усиливающимся антропогенным воздействием, обусловленным экономической привлекательностью региона. Арктика имеет стратегическое значение как для России, так и для Норвегии, имеющих в этом регионе общую границу. Соответственно, рациональное управление природными ресурсами является одним из наиболее важных направлений сотрудничества двух стран. В этой связи можно выделить несколько направлений взаимодействия: предотвращение загрязнения морских и сухопутных территорий (в том числе загрязнения радиоактивного), сохранение биоразнообразия, охрана памятников культуры. В статье анализируется заключенное между Россией и Норвегией «Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды» (1992), а также ряд других документов, регламентирующих взаимоотношения двух стран в этой области. Также объектом исследования становится деятельность Смешанной российско-норвежской комиссии, созданной для реализации этих документов. Рассматриваются некоторые вопросы повестки дня 20-го заседания Комиссии, проходившего 18-19 февраля 2019 г. Отмечается, что важнейшим вопросом, требующим совместной природоохранной работы двух стран, является загрязнение воздуха тяжелыми металлами вследствие работы горно-металлургической компании «Норильский Никель». В заключении делается вывод о том, что российско-норвежское сотрудничество в сфере защиты окружающей среды представляет собой успешный пример плодотворного межгосударственного взаимодействия, помогающего выстроить конструктивные добрососедские отношения на основе взаимного доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Norwegian Cooperation in the Field of Environmental Protection (Drawing on the Example of the Arctic)

This article examines the main areas of cooperation between the Russian Federation and the Kingdom of Norway in the field of environmental protection in the Arctic. It is noted that the role of the Arctic region in modern political processes has increased in connection with the discovery and development of large mineral deposits. At the same time, the Arctic is the extremely vulnerable environment where the effects of climate change are clearly visible. The main threats to the ecology of the Arctic are associated with the increasing anthropogenic impact caused by the economic attractiveness of the region. The Arctic has strategic importance for both Russia and Norway, which have a common border in this region. Accordingly, the rational management of natural resources is one of the most important areas of cooperation between the two countries. In this regard, there are several areas of cooperation: prevention of pollution of marine and land areas (including radioactive contamination), the preservation of biodiversity, the protection of cultural monuments. The article analyses Cooperation Agreement between Russia and Norway in the field of environmental protection signed in 1992 as well as a number of other documents regulating relations between the two countries in this area. Also, the object of the research is the activities of the Joint Russian-Norwegian Environmental Commission established to implement these documents. Some issues on the agenda of the 20th meeting of the Commission, which took place from February 18 to 19, 2019, are considered. It is noted that the most important issue requiring joint environmental work of the two countries is air pollution with heavy metals due to the operation of the mining and smelting company Norilsk Nickel. On a final note it is concluded that Russian-Norwegian cooperation in the field of environmental protection is a successful example of the fruitful interstate cooperation that helps to build constructive good-neighborly relations based on mutual trust.

Текст научной работы на тему «Российско-норвежское сотрудничество в сфере защиты окружающей среды (на примере Арктического региона)»

БОТ: 10.31249/геш/2019.03.10

П.А. Анисимов

РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (На примере Арктического региона)

Аннотация. В статье анализируются основные направления сотрудничества Российской Федерации и Королевства Норвегия в сфере защиты окружающей среды в Арктике.

Отмечается, что в связи с открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых роль Арктического региона в современных политических процессах возросла. В то же время Арктика является чрезвычайно уязвимой природной средой, где четко прослеживаются последствия изменения климата. Основные угрозы экологии Арктики связаны с усиливающимся антропогенным воздействием, обусловленным экономической привлекательностью региона.

Арктика имеет стратегическое значение как для России, так и для Норвегии, имеющих в этом регионе общую границу. Соответственно, рациональное управление природными ресурсами является одним из наиболее важных направлений сотрудничества двух стран. В этой связи можно выделить несколько направлений взаимодействия: предотвращение загрязнения морских и сухопутных территорий (в том числе загрязнения радиоактивного), сохранение биоразнообразия, охрана памятников культуры.

В статье анализируется заключенное между Россией и Норвегией «Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды» (1992), а также ряд других документов, регламентирующих взаимоотношения двух стран в этой области. Также объектом исследования становится деятельность Смешанной российско-норвежской комиссии, созданной для реализации этих документов. Рассматриваются некоторые вопросы повестки дня 20-го заседания Комиссии, проходившего 18— 19 февраля 2019 г.

Отмечается, что важнейшим вопросом, требующим совместной природоохранной работы двух стран, является загрязнение воздуха тяжелыми металлами вследствие работы горно-металлургической компании «Норильский Никель».

В заключении делается вывод о том, что российско-норвежское сотрудничество в сфере защиты окружающей среды представляет собой успешный пример плодотворного межгосударственного взаимодействия, помогающего выстроить конструктивные добрососедские отношения на основе взаимного доверия.

Ключевые слова: защита окружающей среды; изменение климата; российско-норвежское сотрудничество; Арктика.

Анисимов Павел Алексеевич - магистрант;

Российский государственный гуманитарный университет, Москва.

E-mail: anisimov.p@rggu.ru

P.A. Anisimov. Russian-Norwegian Cooperation in the Field of Environmental Protection (Drawn on the Example of the Arctic)

Abstract. This article examines the main areas of cooperation between the Russian Federation and the Kingdom of Norway in the field of environmental protection in the Arctic.

It is noted that the role of the Arctic region in modern political processes has increased in connection with the discovery and development of large mineral deposits. At the same time, the Arctic is the extremely vulnerable environment where the effects of climate change are clearly visible. The main threats to the ecology of the Arctic are associated with the increasing anthropogenic impact caused by the economic attractiveness of the region.

The Arctic has strategic importance for both Russia and Norway, which have a common border in this region. Accordingly, the rational management of natural resources is one of the most important areas of cooperation between the two countries. In this regard, there are several areas of cooperation: prevention of pollution of marine and land areas (including radioactive contamination), the preservation of biodiversity, the protection of cultural monuments.

The article analyses Cooperation Agreement between Russia and Norway in the field of environmental protection signed in 1992 as well as a number of other documents regulating relations between the two countries in this area. Also, the object of the research is the activities of the Joint Russian-Norwegian Environmental Commission established to implement these documents. Some issues on the agenda of the 20th meeting of the Commission, which took place from February 18 to 19, 2019, are considered.

It is noted that the most important issue requiring joint environmental work of the two countries is air pollution with heavy metals due to the operation of the mining and smelting company Norilsk Nickel.

On a final note it is concluded that Russian-Norwegian cooperation in the field of environmental protection is a successful example of the fruitful interstate cooperation that helps to build constructive good-neighborly relations based on mutual trust.

Keywords: environmental preservation; climate change; Russian-Norwegian cooperation; the Arctic.

Anisimov Pavel Alekseevich - Master's Degree Student;

Russian State Universities for the Humanities, Moscow.

E-mail: anisimov.p@rggu.ru

В конце XX - начале XXI в. возросла роль энергоносителей, увеличился спрос на сырьевые ресурсы. В связи с этим в повестке международных отношений стала чрезвычайно востребованной тема Арктики. Из-за таяния ледников, вызванного изменениями климата, арктические пространства становятся более доступными. Все это открывает новые возможности, создавая при этом и новые проблемы.

Арктику принято считать зоной сотрудничества. Несмотря на кризис в отношениях с большинством западных стран, управление арктическими природными ресурсами является одним из наиболее важных направлений сотрудничества России и Норвегии.

На основе заключенного в сентябре 1992 г. «Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды» страны несут коллективную ответственность за сохранение окружающей среды в приграничных районах. Для руководства и координации работ, связанных с выполнением упомянутого Соглашения, была учреждена Смешанная российско-норвежская комиссия по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. С российской стороны ответственным за реализацию Соглашения является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с норвежской стороны -Министерство климата и окружающей среды Норвегии. На заседаниях комиссии определяются основные векторы взаимодействия, а также составляется рабочая программа сотрудничества. 18-19 февраля 2019 г. состоялось очередное, уже 20-е заседание комиссии.

В природоохранном сотрудничестве России и Норвегии можно выделить несколько направлений: предотвращение загрязнения морских и сухопутных территорий (в том числе загрязнения радиоактивного), сохранение биоразнообразия, охрана памятников культуры.

Баренцево море является общей экосистемой для двух стран; морская территория богата природными ресурсами. Для Норвегии сотрудничество по предотвращению загрязнения такого рода ресурсов приоритетна, поскольку морская территория в 6 раз больше сухопутной. С 1994 г., времени подписания соответствующего соглашения, Норвегия и Россия тесно взаимодействуют в Баренцевом море при ликвидации аварийных разливов нефти. На 20-м заседании Комиссии были обсуждены инициативы по борьбе с загрязнением моря пластиковыми отходами. Страны договорились расширять знания об источниках и о степени загрязнения Баренцева моря [Samarbeid 2019].

Богаты металлами и минералами и приграничные и арктические районы Норвегии и России. Оба государства являются участниками международных соглашений (Киотский протокол и др.), следуя которым стремятся сократить выбросы вредных веществ в атмосферу. На постоянной основе страны обмениваются опытом по выполнению взятых на себя обязательств.

В практической плоскости остро стоит вопрос об экологической безопасности работы горно-металлургической компании «Норильский Никель», в частности - о сокращении выброса в атмосферу тяжелых металлов [Grenseomrádene 2017]. Так, министр климата и окружающей среды Норвегии Ула Эльвестюен в ходе 20-го заседания комиссии рассказал о том, что 25 января 2019 г. жители норвежской коммуны Сёр-Варангер ощутили в атмосфере повышенное содержание сернистого ангидрида. Людей с заболеваниями сердца и легких предупредили о необходимости оставаться дома [Mote 2019]. Эльвестюен подчеркнул, что хотя за последние годы выбросы от горнометаллургического комбината сократились, они все еще слишком высоки. Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин сообщил, что у горно-металлургической компании «Норильский Никель» имеются планы по сокращению промышленных объектов вблизи российско-норвежской границы.

С 1992 г. осуществляется российско-норвежское сотрудничество в сфере исследований радиоактивного загрязнения северных районов. Деятельность на данном направлении в основном сводится к мониторингу окружающей среды, подготовке к чрезвычайным ситуациям, оценке взаимодействия органов государственного управления. Среди конкретных проектов здесь -закрытие хранилища отработанного ядерного топлива российских атомных подводных лодок в губе Андреева (Мурманская область). Тут находилась построенная и введенная в эксплуатацию в начале 1960-х годов береговая техническая база, которая располагалась всего в 45 км от российско-норвежской границы.

Сохранение биоразнообразия является еще одним ключевым вектором сотрудничества двух стран. Норвегия и Россия имеют общие популяции уязвимых видов животных и птиц (белые медведи, белые чайки, белые совы и др.) и видов, находящихся под угрозой исчезновения (атлантические моржи и др.), ареалом обитания которых являются Баренцево море, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. Совместная деятельность основана на «Конвенции о биологическом разнообразии» 1992 г. и других международных природоохранных соглашениях, в которых участвуют обе страны. Цель сотрудничества в данном случае состоит в том, чтобы сохранить природное разнообразие, заботясь об уязвимых и исчезающих видах, а также о средах их обитания.

С 1995 г. Россия и Норвегия взаимодействуют в области сохранения культурного наследия. Так, в течение нескольких лет российские и норвежские мастера обменивались опытом реставрации бревенчатых домов. В «Рабочей программе сотрудничества на 2016-2018 гг.» были предусмотрены два проекта по сохранению объектов культурного наследия, реализация которых продолжится в 2019-2021 гг. Первый проект посвящен такого рода объектам 184

на полуострове Рыбачий; он предусматривает, в частности, развитие эко-туризма в регионе. Второй проект - картографирование объектов, построенных советскими военнопленными в Норвегии. Целью его является сохранение истории немецких концентрационных лагерей времен Второй мировой войны [Sluttrapport 2018].

Подводя итоги, следует отметить, что приграничные районы России и Норвегии имеют прекрасную природную среду. Однако с конца XX в. Арктика подвергается постоянно усиливающемуся антропогенному воздействию, связанному со спросом на энергоносители. Активная промышленная деятельность в этих районах оказывает негативное воздействие на природу. Поэтому важной составляющей сотрудничества двух стран является мониторинг окружающей среды, цель которого - сокращение загрязнений, также изучение их воздействия на природу, сохранение биологического разнообразия района, разработка плана по управлению охраняемыми территориями, общими популяциями животных и водными ресурсами.

Российско-норвежское сотрудничество в сфере защиты окружающей среды представляет собой успешный пример плодотворного межгосударственного взаимодействия, помогающего выстроить конструктивные добрососедские отношения на основе взаимного доверия.

Библиография

Grenseomrâdene Norge-Russland. Luft- og nedberkvalitet, ârsrapport 2017 // Norges Milj0-Direktoratet: Offisielt nettsted. URL: https://www.miljodirektoratet.no/globalassets/publikasjoner/ m1069/m1069.pdf (Дата обращения: 13.06.2019.)

Sluttrapport for milj0vernsamarbeid med Russland 2018, avtalenummer RUS-16/0003 // Regjeringen: Offisielt nettsted. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/66b54513e82d453 c88f030135513d582/arsrapport-for-miljovernsamarbeid-med-russland-2018-l677579.pdf (Дата обращения: 13.06.2019.)

M0te i den norsk-russiske milj0 kommisjonen. 2019. 20 Feb. // Regjeringen: Offisielt nettsted. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/mote-i-den-norsk-russiske-miljokommisjonen/id2629880/ (Дата обращения: 13.06.2019.)

Samarbeid om marin fors0pling. 2019. 20 Feb. // Regjeringen: Offisielt nettsted. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/samarbeid-om-marin-forsopling/id2629886/ (Дата обращения: 13.06.2019.)

References

Grenseomrádene Norge-Russland. Luft- og nedberkvalitet, ársrapport 2017. Norges Milj0-Direktoratet: Offisielt nettsted. URL: https://www.miljodirektoratet.no/globalassets/publikasjoner/ m1069/m1069.pdf (Date of access: 13.06.2019.)

Sluttrapport for milj0vernsamarbeid med Russland 2018, avtalenummer RUS-16/0003. Regjeringen: Offisielt nettsted. URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/66b54513e82d453 c88f030135513d582/arsrapport-for-miljovernsamarbeid-med-russland-2018-l677579.pdf (Date of access: 13.06.2019.)

M0te i den norsk-russiske milj0 kommisjonen. 2019. 20 Feb. Regjeringen: Offisielt nettsted. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/mote-i-den-norsk-russiske-miljokommisjonen/id26298 80/ (Date of access: 13.06.2019.)

Samarbeid om marin fors0pling. 2019. 20 Feb. Regjeringen: Offisielt nettsted. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/samarbeid-om-marin-forsopling/id2629886/ (Date of access: 13.06.2019.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.