Научная статья на тему 'Российско-китайские отношения в сфере региональной и международной безопасности после 2014 г'

Российско-китайские отношения в сфере региональной и международной безопасности после 2014 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
720
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / ЭНЕРГЕТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КИТАЙ / РОССИЯ / REGIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY / UKRAINIAN CRISIS / ENERGY / FOOD SECURITY / CHINA / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гамерман Евгений Вячеславович

Исследуются проблемы российско-китайских отношений в сфере безопасности и того, как на взаимодействие двух стран повлияют события 2014 г. (прежде всего Украинский кризис). В центре внимания автора как традиционные, так и нетрадиционные угрозы безопасности на международном и региональном уровнях (в Центральной и Восточной Азии). Отдельное место занимают такие сверхактуальные и важные сферы, как энергетика и продовольствие, взаимодействие в которых будет наиболее интенсивным, а его последствия самыми значимыми для обоих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Chinese relations in the sphere of regional and international security after 2014

In this article the author examines the consequences of the Ukrainian crisis for Russian Federation, China and the Russian-Chinese relations in the sphere of traditional (military) and non-traditional security threats. Two states differently involved in the events in Ukraine and the consequences for them are also different. In conditions of acute antagonism between Russia and Western countries becomes a quite natural consequence of activation of Russian-Chinese cooperation. And this process has both positive and negative consequences. In the sphere of military security the positions of the both sides are the closest. A revitalization program in the US missile defense in the East Asia, could(?) make cooperation in this field even more intense. Including attempts to create a unified Russian-Chinese missile defense system. However, over time, in the medium-term perspective, China will become more autonomous in the matter of production of weapons and equipment, and cooperation in this area will be minimized. In the framework of international organizations will also be apparent significant changes in the relations between the two countries. For example, participants in the Shanghai Cooperation Organization will establish a central bank (mostly to finance Chinese projects), and eventually unified military contingent, military bases or without initially. In this case, the organization will increasingly become a "Chinese project", in which the influence of Russia will be minimized. APEC and the East Asia Summits will also strengthen China's influence, by reducing the influence of Russia and suspicion of countries to the actions of Russian and US policy. In the area of non-traditional security threats the energy and food security will be of a great intensity. In general, Russia is increasingly dependent on a single buyer of energy China, and it is a cause for concern. In May 2014 was concluded gas "contract of the century" on gas deliveries to China, with prices at least 10% lower (but even more so 15%), than in the European direction. And in the case of failure in the future of the European Union to buy Russian gas, the China can negotiate an even lower price tag. It does not meet Russian interests and national security of the Russian Federation. In the area of food after the Russian retaliatory sanctions, China has also become one of the principal partners of our country. Beijing is increasingly playing a major role in Russian-Chinese tandem. However, in this way will inevitably grow the level of antagonism between the two countries. Especially, in Central Asia, where very strong Chinese influence will grow. In general, we can say that the intensity of cooperation between Russia and China in the field of security will grow dramatically. But it would be a "reluctant friendship".

Текст научной работы на тему «Российско-китайские отношения в сфере региональной и международной безопасности после 2014 г»

Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34)

УДК 311 (075.8) Г18 Б01 10.17223/19988613/34/13

Е.В. Гамерман

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ 2014 г.

Исследуются проблемы российско-китайских отношений в сфере безопасности и того, как на взаимодействие двух стран повлияют события 2014 г. (прежде всего Украинский кризис). В центре внимания автора как традиционные, так и нетрадиционные угрозы безопасности на международном и региональном уровнях (в Центральной и Восточной Азии). Отдельное место занимают такие сверхактуальные и важные сферы, как энергетика и продовольствие, взаимодействие в которых будет наиболее интенсивным, а его последствия - самыми значимыми для обоих государств.

Ключевые слова: региональная и международная безопасность; украинский кризис; энергетика; продовольственная безопасность; Китай; Россия.

2014 г. для современных международных отношений становится крайне важным. По сути, он является точкой бифуркации прежней неустойчивой, переходной системы. Украинский кризис, который стал всего лишь кульминацией нарастающего противостояния США и ЕС с РФ на постсоветском пространстве, имеет последствия (как со знаком плюс, так и со знаком минус) для большинства стран и регионов планеты, а также для их сотрудничества и взаимодействия. Серьезным образом он повлиял и будет влиять в дальнейшем, на российско-китайские отношения в сфере безопасности.

На сегодняшний день вопросы национальной, региональной и международной безопасности вышли далеко за рамки традиционных военных аспектов. В ХХ1 в. угрозы безопасности - это не просто вероятность межгосударственных или внутригосударственных военных конфликтов, а уже многоаспектный и многопрофильный пласт проблем. В последние 20 лет мы наблюдаем процессы, которые можно с определенной долей условности назвать экономизацией международных отношений, т.е. на первый план вышли именно вопросы геоэкономики и в сфере безопасности сверхактуальными стали разнообразные угрозы экономической безопасности (энергетика, продовольствие, экология и др.).

В рамках данной статьи мы рассмотрим трансформацию взаимоотношений двух стран (России и Китая) в ходе и после украинского кризиса в сфере традиционных (военных) и нетрадиционных угроз безопасности.

Российско-китайские отношения нельзя назвать простыми. Однако за последние 24 года с момента падения Берлинской стены и последующего распада СССР они все-таки развивались по восходящей. Так, в 2001 г. был заключен договор между двумя государствами «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» [1], что можно считать точкой отчета для их стратегического партнерства. Далее, в 2004 г., было подписано, а в 2005 г. ратифицировано обеими сторонами дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе в ее восточной части. Китай получил ряд территорий общей площадью 337 кв. км на островах р. Амур [2]. В результате территориальных уступок удалось снять определенную напряженность и идти по

пути наращивания экономического и политического взаимодействия.

Однако в 2012 г. вновь возникли разногласия в ходе демаркации западного участка границы. Китай требует смещения границы вглубь российской территории в Республике Алтай на 17 гектаров. Данные территориальные претензии стали достаточно неожиданными, так как еще в 2011 г. таковых со стороны Пекина во время переговоров не было [3]. Этот вопрос пока не получил разрешения. Но в современных условиях дефицита партнеров и союзников у РФ можно предположить, что этот спор будет решен в ближайшее время также в пользу Поднебесной. В этот раз следует ожидать более серьезной информационной проработки данных действий (либо полнейшего замалчивания со стороны российских СМИ, либо же, наоборот, тотальной «раскрутки» договора как очередного «соглашения века», на этот раз - политического).

В украинском кризисе две страны принимают разное участие и имеют несколько отличные, хоть и близкие, позиции. Россия принимает в нем непосредственное участие. РФ имеет как политические, так и экономические интересы в данном конфликте. После крымского референдума Москва, так или иначе, является участником всего, что происходит в соседнем государстве. Китай принимает во всем происходящем опосредованное участие, имея в нем сугубо экономические интересы. Еще при президенте В.Ф. Януковиче был заключен ряд договоров между Украиной и Китаем в сфере сельского хозяйства, авиационной техники, а также по развитию Крымского полуострова (портовая инфраструктура) [4, 5]. Сейчас КНР получает дивиденды от «санкционной войны» между Россией и Западом и интенсификации сотрудничества с северным соседом. На международном уровне, в отличие от России, которая выступает в качестве главного антагониста США и ЕС, Китай занял выжидательную позицию и, по сути, не принял ни ту, ни другую сторону. При голосовании в ООН по действиям России в Крыму Китай был в числе воздержавшихся [6]. И в дальнейшем, в выступлениях и комментариях китайских политиков, звучит осуждение любого вмешательства во внутрен-

ние дела иностранных государств [7]. А это можно трактовать и как критику в отношении действий США, так и внешней политики РФ. В целом позицию Пекина можно охарактеризовать как политику нейтралитета, невмешательства в украинский кризис (что для китайской внешней политики является характерным на протяжении уже многих лет) при одновременных действиях по усилению экономических позиций на постсоветском пространстве, в отношениях с Россией и сохранением взаимовыгодного сотрудничества с США. В российских СМИ принято называть позицию Китая про-российской, однако это не совсем верно. Скорее это можно назвать «дружеским нейтралитетом» с очевидной экономической выгодой от последнего. Но для России важна даже такая диспозиция.

Последствия украинского кризиса для двух стран также будут различными. Для Китая они будут в целом позитивными. В сфере экономики - решение собственных энергетических проблем и обеспечение энергетической безопасности (за счет российских энергоресурсов), усиление экономических позиции в России и Центральной Азии. В политической сфере - отвлечение внимания США от Восточной Азии на события на Украине и Ближнем Востоке; усиление зависимости Москвы от Пекина и повышение уровня «сговорчивости» Кремля по целому ряду вопросов (которые до этого Поднебесная решить не могла); усиление веса Китая в ШОС, интенсификация военно-технического сотрудничества с РФ.

Для России все выглядит не так радужно. Здесь последствия будут скорее негативными. Среди них самыми существенными последствиями в экономике являются, во-первых, снижение инвестиционной привлекательности государства и, соответственно, существенное снижение объемов прямых иностранных инвестиций; во-вторых - увеличение объема оттока капитала [8; 9. С. 2-3]. Эти два фактора могут привести к очень серьезному экономическому кризису, сравнимому по последствиям с началом 1990-х гг. В политической сфере - снижение международного авторитета и влияния; серьезное уменьшение дипломатических возможностей страны для решения важных международных проблем. В таких абсолютно разных исходных позициях начинается новый период во взаимоотношениях между Россией и Китаем. Период, в течение которого Пекин будет доминировать в данном тандеме. Именно сейчас начинаются определенные трансформации на этом направлении. Изменятся отношения, в том числе в сфере безопасности, как традиционной, так и нетрадиционной (невоенной).

В сфере военной безопасности позиции сторон являются наиболее близкими. И Пекин, и Москва выступают за установление многополярного мира, за минимизацию вмешательства США в дела других государств в разных регионах планеты, а также главными угрозами считают угрозы терроризма, сепаратизма и экстремизма (к таковым они относят, в том числе, уй-

гурских сепаратистов в Китае и боевиков с Северного Кавказа в России. Западные страны считают их оппозицией существующих режимов) [10]. Однако и здесь ожидаются определенные изменения. В вопросах обеспечения военной безопасности Китай станет доминировать в российско-китайских отношениях и в регионе Центральная Азия. Будут наращиваться количество и улучшаться качественно вооруженные силы Китая, которые в недалеком будущем догонят по объему обычные вооруженные силы США [11. С. 163, 167]. Россия будет играть роль поставщика современных военных технологий, тем самым способствуя опережающему развитию китайских вооруженных сил (по сравнению с самой РФ). В среднесрочной перспективе на территории Поднебесной будут созданы собственные производственные военно-технологические мощности, не уступающие российским. И тогда военно-техническое сотрудничество между странами будет сведено к минимуму. Однако есть сфера, в которой сотрудничество может не только не прекратиться, но и выйти на новый уровень - это взаимодействие в сфере ПРО (противоракетной обороны). Чем активнее США будут реализовывать свои программы по ПРО в Японии и Южной Корее (а, возможно, в Сингапуре и на Филиппинах) [Там же. С. 626-631], тем более интенсивным будет взаимодействие по данному вопросу между Москвой и Пекином. Как результат - возможное создание единой системы ПРО северо-восточных и восточных провинций Китая и Дальнего Востока России. Но одновременно начнется усиление антагонизма между странами в регионе Центральная Азия, где будут все больше укрепляться экономические и военно-политические позиции КНР [12. С. 333-336]. Подвергнутся определенным изменениям и взаимоотношения двух государств в рамках международных организаций. Шанхайская организация сотрудничества, которая изначально существует как межправительственная организация с двумя «большими» и тремя (а затем четырьмя) «малыми» государственными акторами, начнет превращаться в чисто «китайский проект». В рамках ШОС все-таки будет создан общий банк для финансирования конкретных проектов (надо полагать, в основном в нем будут циркулировать китайские капиталы) и для реализации пекиноориентированных проектов [13].

Кроме того, в долгосрочной перспективе возможно создание единого военного контингента и военных баз ШОС на территории Центральной Азии. Это станет логичным продолжением интенсификации сотрудничества между странами - участницами в военной сфере, увеличения масштабов военных учений в рамках организации. Удельный вес Китая в военном сотрудничестве такого уровня будет также очень высок.

В рамках форума АТЭС также будет повсеместно расти влияние Китая при снижении влияния России. Взаимодействие в рамках данного формата может вестись только сугубо с помощью взаимной поддержки

инициатив, исходящих от партнера при том, что китайских инициатив будет значительно больше.

Саммит Восточноазиатского сообщества будет иметь схожие тенденции. Однако здесь круг вопросов и проблем будет значительно шире. Именно ВАС в перспективе может стать ведущей организацией в АТР, в рамках которой и развернется основная часть противодействия в регионе между Россией и США, Китаем и США.

Теперь обратимся к взаимодействию двух стран в сфере нетрадиционных (невоенных) угроз, а именно экономической безопасности. И начнем с самой главной для обеих стран отрасли - энергетики. В вопросах энергетической безопасности Москва и Пекин находятся на разных полюсах. Россия является «донором», или одним из основных поставщиков энергоресурсов на мировом рынке. Китай является «реципиентом», одним из самых крупных потребителей углеводородов и других видов энергосырья с самым высоким уровнем роста потребления [14]. В ходе украинского кризиса взаимодействие двух стран в этой сфере стало наиболее актуальным и злободневным.

В условиях обострения отношений со странами ЕС стоят под вопросом объемы поставок газа в западном направлении, и в перспективе можно ожидать переориентации Брюсселя на других поставщиков (Норвегия, Ближний Восток, сланцевый газ США, Иран). Поэтому в условиях кризиса РФ пытается диверсифицировать свои поставки, найдя новых покупателей (или увеличив объемы поставок для старых) по другим направлениям. В случае России другое направление - это Азия, и в первую очередь Восточная Азия.

Сотрудничество со странами региона начато в этом направлении достаточно давно. Так, еще в 1996 г. с помощью иностранных компаний (Mitsui, Mitsubishi, Shell) была начата разработка нефтяных и газовых месторождений «Сахалин-2» [15].

В 2009 г. была запущена первая очередь, а в 2012 г. - вторая очередь проекта «Восточная Сибирь -Тихий Океан», нефтепровода, соединяющего месторождения Сибири с рынками Восточной Азии, в первую очередь с Китаем и Японией от Тайшета (Иркутская область) до Козьмино (Находка, Приморский край) с ответвлением на Дацин (КНР) в районе Сково-родино (Амурская область) [16]. Цены на поставляемую в Китай нефть не разглашаются. Но они значительно ниже сложившихся на мировых рынках. Параллельно со строительством нефтепровода велись переговоры с китайским руководством о поставках сжиженного природного газа. Стороны очень долго не могли договориться о цене. И Китай все эти годы сжиженный природный газ из России практически не импортировал [17]. Однако в 2014 г., в условиях острейшего российско-западного антагонизма, переговоры не только возобновились, но и завершились подписанием газового контракта, который тут же с легкой руки Президента РФ окрестили «контрактом века»

[18]. Надо полагать, что России пришлось значительно снизить первоначальную цену. По экспертным оценкам (а содержание самого контракта держится в секрете), цена не превышает 350 долл. за тысячу кубометров газа. Это значительно ниже мировой конъюнктуры и уж тем более не тождественно европейскому направлению (380-400 долл.) [19]. Насколько это соглашение соответствует обеспечению российской энергетической безопасности и шире - национальной безопасности, покажет время. В данной ситуации у Москвы практически не было выбора. Но при этом можно сказать вполне определенно, что КНР обеспечила свою энергетическую безопасность, диверсифицировав поставки и обеспечив себя углеводородами на случай перебоев поставок с Ближнего Востока. А собственные территории российского Дальнего Востока по-прежнему остаются негазифицированными [20].

Дальше необходимо искать новых покупателей сжиженного природного газа и нефти. И речь прежде всего идет о Японии, слухи о возможном контракте с которой давно муссируются в СМИ, и Индии. Это является крайне важным для того, чтобы окончательно не оказаться в ситуации зависимости от крупнейшего покупателя. После 2014 г. ситуация будет развиваться в сторону увеличения присутствия китайских компаний на российских газовых и нефтяных месторождениях, при разработке Арктического шельфа и ряда сопутствующих инфраструктурных проектов. Кроме того, будут заключены еще ряд соглашений в энергетической сфере между двумя странами о поставках углеводородного сырья с западных регионов России (преимущественно через Калининград, и, возможно, через Крым) [21].

Нельзя забывать и еще об одной отрасли в сфере энергетики - электроэнергетике. На территории Амурской области были построены две ГЭС - Зейская (в 1970 г.) и Бурейская (в 2010 г.). С 2011 г., после окончания строительства ЛЭП-500 «Амурская - Хэйхэ» (Первая линия свервысокого класса напряжения между Россией и Китаем), был возобновлен экспорт электричества в Китай. А в 2012 г. был подписан долговременный контракт. Однако отпускная цена и стоимость для конечных потребителей российской электроэнергии в Китае вызывают много вопросов, так как и то и другое значительно ниже, чем в наших дальневосточных регионах [22-25]. В скором времени будет построена (уже начато строительство) третья ГЭС на территории Амурской области (а в перспективе и четвертая) с явным ориентиром на экспорт (потреблять электричество в таких объемах на своей территории просто некому) [26]. Избыток продукции гидроэлектростанций придется отдавать Китаю еще дешевле, чем сейчас (так как другого выхода просто не будет), за счет увеличения стоимости на внутреннем рынке. Это окончательно сделает местное российское сельскохозяйственное и промышленное производство убыточным и неконкурентоспособным и приведет к еще большему оттоку российского населения из дальневосточных регионов.

После введения российских ответных санкций против ЕС, Австралии, Норвегии и Канады в сфере сельскохозяйственной продукции очень актуальной стала проблематика продовольственной безопасности. Под запрет попали мясо, молоко, рыба, овощи, фрукты, орехи. В августе 2014 г. Указом Президента РФ был запрещен их ввоз на территорию России из вышеперечисленных государств [27]. Тут же было объявлено о необходимости импортозамещения и подъема собственного сельского хозяйства. Однако по указке сверху сделать это невозможно. Необходимо создавать соответствующие условия - упрощать лизинг, давать реальные налоговые льготы, предоставлять различные варианты кредитов, возможности для start-up в аграрном секторе и т.д., создавать совместные предприятия с иностранными компаниями на территории России. Тогда можно будет ожидать положительного эффекта через 5-7 лет. Сейчас же РФ просто меняет одних поставщиков на других. Место тех, кто попал под российские санкции, займут Белоруссия, Китай, Бразилия, Аргентина, Турция [28]. Все это сопровождается целым рядом негативных эффектов для самой России. И, прежде всего, резким повышением цен на отдельные продукты (так, мясо подорожало в некоторых регионах на 10-40% за 2 месяца) [29, 30]. Это связано и с желанием розничных сетей заработать дополнительную прибыль на сложившейся ситуации, с более высокой отпускной ценой и в целом издержками со стороны новых стран-импортеров (в ситуации, когда у России фактически нет выбора).

Кроме того, нужно отдельно остановиться на качестве продовольственной продукции. Наиболее уязвимым местом в продовольственной безопасности РФ является мясная промышленность. 10 лет назад был запрещен ввоз мяса из Китая, 3 года назад - из Бразилии [31]. Причины - использование генно-модифицированных кормов при вскармливании животных в обеих странах и частые вспышки ящура в Поднебесной [32]. В 2014 г. эмбарго на поставки мясной продукции из этих двух стран было снято [33]. Однако сомнительно, чтобы причины, по которым оно было введено ранее, куда-то исчезли. Поэтому, помимо повышения цен, следует ожидать еще и снижения качества. Все это не отвечает российским национальным интересам и способствует снижению уровня продовольственной безопасности. Сейчас следует признать, что РФ будет вынуждена закупать мясную продукцию в Китае и Бразилии. Здесь следует очень внимательно отнестись к инспектированию качества Роспотребна-дзором при импорте, а в перспективе создавать совместные российско-китайские животноводческие комплексы на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов. Но даже при этом можно ожидать определенного дефицита в отдельных регионах России. В целом российско-китайские отношения в сфере продовольственной безопасности будут характеризоваться более высокой интенсивностью. В октябре

2014 г. в городе Суйфэньхэ прошла 1-я китайско-российская сельскохозяйственная ярмарка, призванная найти упрощенные механизмы для экспортных процедур в сфере продовольствия [34]. В провинции Хэй-лундзян КНР созданы два логистических кластера, для прямых поставок продовольствия в Россию - в городском уезде Нинъань, и так называемая зона «Баожун» (уезд Дуннин) [35].

Благодаря увеличению объемов сотрудничества в сфере нефти и газа, а также в области продовольствия, в ближайшее время значительно возрастут объемы взаимной торговли между Россией и Китаем. И Китай еще сильнее утвердится в качестве главного торгового партнера.

Теперь рассмотрим взаимодействие России и Китая после украинского кризиса в сфере безопасности в отдельных регионах. Начнем с Центральной Азии (о которой мы уже начинали писать). Именно здесь можно ожидать наибольшего антагонизма между Москвой и Пекином. Государства региона являются сферой традиционного влияния Москвы (прежде всего, политического). Однако в течение 1990-2000-х гг. в силу кризиса и слабости российской экономики и снижения российского влияния происходила постепенная «китаиза-ция» региона (после его частичной политической «американизации» в 1990-е гг.). Количество китайских прямых инвестиций, инфраструктурных проектов, значительно больше, чем американских, российских или европейских. Кроме того, Китай активно осваивает энергетическую отрасль региона [12. С. 131-333]. В ближайшее время КНР будет наращивать свое присутствие, и это вызовет определенное противодействие Москвы. Но, учитывая зависимость в настоящий момент РФ от взаимодействия с Китаем, можно ожидать серьезного усиления роли последнего в регионе и в Шанхайской организации сотрудничества. Вполне логичным следствием будет снижение экономического и политического влияния России.

В Восточной Азии потенциал конфликтности двусторонних отношений значительно ниже, чем в рассмотренном ранее регионе. Самой сложной проблемой региональной безопасности является «корейская проблема». И здесь Россия и Китай занимают близкие позиции, хотя и имеют разный удельный вес и влияние в Северной Корее. КНР является главным и основным экономическим партнером Пхеньяна, и эта тенденция будет только нарастать [36]. Россия, после списания долга режиму Чучхе, продолжит поставлять вооружение и технику в Северную Корею [37]. Кроме того, и Москва, и Пекин продолжат внешнеполитические усилия по возобновлению шестистороннего формата переговоров по данному вопросу.

После «возвращения» США в АТР все более напряженными становятся отношения между Китаем и Североамериканским государством. А после украинского кризиса отношения между Россией и США в среднесрочной перспективе будут на уровне холодной

войны в большинстве регионов мира. Это еще одна точка соприкосновения двух стран. Противодействие американцам будет главным лейтмотивом для сотрудничества государств в Восточной Азии.

Очень важным будет в регионе и взаимодействие обоих акторов с Японией. Можно ожидать улучшения экономического сотрудничества Москвы и Токио в энергетической сфере и в области сельского хозяйства, а также новых технологий. Но достаточно сложными останутся политические связи. Пекин будет добиваться минимизации такого ренессанса своих соседей по Северо-Восточной Азии, и это также станет одним из трендов китайско-российского диалога.

В остальных регионах мира взаимодействие двух стран будет не настолько интенсивным, чтобы на нем останавливаться отдельно.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что взаимодействие России и Китая после 2014 г. в сфере безопасности будет значительно более интен-

сивным. Увеличатся объемы взаимной торговли, сотрудничество в сфере энергетики, продовольствия выйдет на новый количественный и качественный уровень, будет наращиваться диалог в сфере военно-технической, а также в области ПРО. Однако эти процессы имеют негативную сторону в виде усиления зависимости Москвы от Пекина как основного покупателя энергоресурсов и поставщика продовольствия. Помимо сотрудничества между сторонами будут нарастать противоречия и даже конфронтация. В целом можно сказать, что наличие одного сильного соперника на международной арене в лице США будет обусловливать необходимость тесных взаимосвязей обеих стран, однако это сотрудничество можно назвать «дружбой поневоле», т.е. именно внешняя политика американского государства станет одним из главных стимулов для московско-пекинского сближения и нарастания всестороннего диалога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой. URL:

http://www.mid.rU/bdomp/spd_md.nsf/0/F4DBD6456728FA1844257D770026A135, свободный.

2. Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской народной республикой о российско-китайской государственной

границе на ее восточной части. URL: http://www.mid.rU/bdomp/spd_md.nsf/0/F4DBD6456728FA1844257D770026A135, свободный.

3. Китай предъявил России территориальные претензии. URL: http://www.km.ru/world/2012/08/15/pogranichno-vizovye-voprosy-za-rubezhom/kitai-predyavil-rossii-territorialnye-prete, свободный.

4. Контракт на 28 миллиардов долларов: на каких условиях Китай будет покупать украинскую сельхозпродукцию. URL: http://forbes.ua/business/1351061-kontrakt-na-28-mlrd-na-kakih-usloviyah-kitaj-budet-pokupat-ukrainskuyu-selhozprodukciyu, свободный.

5. Украина и Китай подписали договор о дружбе и сотрудничестве. URL: http://economics.unian.net/industry/859870-ukraina-i-kitay-podpisali-

dogovor-o-drujbe-i-sotrudnichestve.html, свободный.

6. Генеральная Ассамблея ООН призвала уважать территориальную целостность Украины. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=21375#.VEp2afmUeW8, свободный.

7. Скосырев В. Пекин не вмешивается в спор Москвы и Вашингтона. URL: http://www.ng.ru/courier/2014-03-17/9_china.html, свободный.

8. Иностранные инвестиции в России. Прямые иностранные инвестиции. URL: http://investornow.ru/inostrannye-investicii-v-rossi, свободный.

9. Комментарии о государстве и бизнесе / под ред. С.В. Алексашенко. М. : НИУ «Высшая школа экономики», 2014. № 75.

10. Гусейнов В. Эволюция позиции Запада в чеченском кризисе. URL: http://www.ng.ru/specfile/2000-02-29/15_evolution.html, свободный.

11. Ежегодник СИПРИ. 2012. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М. : ИМЭМО РАН, 2013.

12. Савкович Е.В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992- 2012). Томск, 2012. 336 с.

13. Банк развития ШОС поможет решить проблему финансирования. URL: http://finam.info/news/bank-razvitiya-shos-pomoget-reshit-problemu-finansirovaniya, свободный.

14. Крупнейшие экспортёры и импортёры нефти. URL: http://www.uptrading.ru/main/internet_trejding_na_ fi-nansovyh_rynkah/informacionnyj_blok_trejderainvestora/rynok_syrya_neft_i_gaz/krupnejshie_eksportry_i_importry_nefti, свободный.

15. Проект «Сахалин-2» - добыча нефти и газа. URL: http://www.shell.com.ru/aboutshell/shell-businesses/shell-businesses-russia/e-and-p/sakhalin.html, свободный.

16. Экспертный портал «Восточный нефтепровод». URL: http://www.vstoneft.ru, свободный.

17. «Газпром» на внешних рынках. URL: http://www.gazpromquestions.ru/foreign-markets, свободный.

18. Сделка века. Россия и Китай заключили газовый контракт на 30 лет. URL: http://smartnews.ru/business/companies/17802.html, свободный.

19. Россия и Китай заключили контракт на поставку газа. URL: http://oko-planet.su/finances/financesday/242982-rossiya-i-kitay-zaklyuchili-kontrakt-na-postavku-gaza.html, свободный.

20. Инвестиции в промышленность, социальную сферу и инновации. Газификация. URL: http://investinnoprom.ru/gazificaciya.php, свободный.

21. Контракт о поставках газа РФ в Китай может быть подписан до конца года. URL: http://ria.ru/economy/20141004/1026926316.html#ixzz3H9ye4CA0, свободный.

22. Россия и Китай договорились о поставках электроэнергии. URL: http://top.rbc.ru/economics /05/12/2012/835043.shtml, свободный.

23. Экспорт электроэнергии в Китай: плюс или минус? http://finam.info/news/eksport-elektroenergii-v-kitay-plyus-ili-minus, свободный.

24. Россия продает электричество Китаю дешевле, чем своим гражданам. URL: http://www.newsru.com/finance/25feb2013/electro.html, свободный.

25. О продаже электроэнергии Дальнего Востока в Китай. URL: http://fuyuan.ru/3875, свободный.

26. Начато бетонирование здания Нижне-Бурейской ГЭС. URL: http://www.nbges.rushydro.ru/press/news/90017.html, свободный.

27. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/news/46404, свободный.

28. Николаев И. Уроки географии. URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/nikolaev/s62993/6189813.shtml, свободный.

29. В России зафиксирован резкий рост розничных цен на мясо кур. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/32616281/pochemu-vzleteli-kury#ixzz3HAXvtD8D, свободный.

30. Сводки с продовольственного фронта: что, где и насколько подорожало. URL: http://finance.rambler.ru/news/ analytics/150198010.html, свободный.

31. Россия вынуждена прервать поставки мяса из Бразилии. URL: http://newsland.com/news/detail/id/722044, свободный.

32. В Китае зафиксирована очередная вспышка свиного ящура. URL: http://newsland.com/news/detail/id/862237, свободный.

33. Россельхознадзор снял ограничения на ввоз китайской свинины. URL: http://lenta.ru/news/2014/08/14/chinapork/, свободный.

34. Первая российско-китайская сельхозярмарка открывается в КНР. URL: http://ria.ru/economy/20141016/1028506229.html, свободный.

35. Китайские овощи покоряют Россию. URL: http://static.gazeta.ru/business/2014/08/11/6170289.shtml, свободный.

36. Китай останется основным торговым партнером КНДР, считают эксперты. URL: http://ria.ru/ world/20140609/1011371767.html, свободный.

37. Россия списала КНДР долги на 10 миллиардов долларов. URL: http://dni.ru/economy/2014/5/5/269926.html, свободный.

Gamerman Evgeniy V. The Moscow Academy of Entrepreneurship Under the Government of Moscow. Blagoveshchensk Branch (Blagoveshchensk, Russian Federation). E-mail: egamerman@mail.ru

RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE SPHERE OF REGIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY AFTER 2014. Keywords: regional and international security; Ukrainian crisis; energy; food security; China; Russia.

In this article the author examines the consequences of the Ukrainian crisis for Russian Federation, China and the Russian-Chinese relations in the sphere of traditional (military) and non-traditional security threats. Two states differently involved in the events in Ukraine and the consequences for them are also different. In conditions of acute antagonism between Russia and Western countries becomes a quite natural consequence of activation of Russian-Chinese cooperation. And this process has both positive and negative consequences. In the sphere of military security the positions of the both sides are the closest. A revitalization program in the US missile defense in the East Asia, could(?) make cooperation in this field even more intense. Including attempts to create a unified Russian-Chinese missile defense system. However, over time, in the medium-term perspective, China will become more autonomous in the matter of production of weapons and equipment, and cooperation in this area will be minimized. In the framework of international organizations will also be apparent significant changes in the relations between the two countries. For example, participants in the Shanghai Cooperation Organization will establish a central bank (mostly to finance Chinese projects), and eventually unified military contingent, military bases or without initially. In this case, the organization will increasingly become a "Chinese project", in which the influence of Russia will be minimized. APEC and the East Asia Summits will also strengthen China's influence, by reducing the influence of Russia and suspicion of countries to the actions of Russian and US policy. In the area of non-traditional security threats the energy and food security will be of a great intensity. In general, Russia is increasingly dependent on a single buyer of energy - China, and it is a cause for concern. In May 2014 was concluded gas "contract of the century" on gas deliveries to China, with prices at least 10% lower (but even more so 15%), than in the European direction. And in the case of failure in the future of the European Union to buy Russian gas, the China can negotiate an even lower price tag. It does not meet Russian interests and national security of the Russian Federation. In the area of food after the Russian retaliatory sanctions, China has also become one of the principal partners of our country. Beijing is increasingly playing a major role in Russian-Chinese tandem. However, in this way will inevitably grow the level of antagonism between the two countries. Especially, in Central Asia, where very strong Chinese influence will grow. In general, we can say that the intensity of cooperation between Russia and China in the field of security will grow dramatically. But it would be a "reluctant friendship".

REFERENCES

1. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy narodnoy respublikoy [The Treaty on Friendship and

Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China]. Available from: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf0/F4DBD6456728FA1844257D770026A135.

2. Dopolnitel'noe soglashenie mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Kitayskoy narodnoy respublikoy o rossiysko-kitayskoy gosudarstvennoy granitse na ee

vostochnoy chasti [The Supplemental Agreement between the Russian Federation and the People's Republic of China on the eastern part of the Russian-Chinese border]. Available from: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/F4DBD6456728FA1844257D770026A135.

3. Kitay pred"yavil Rossii territorial'nye pretenzii [China lays territorial claims to Russia]. Available from: http://www.km.ru/world/2012/08/15/pogranichno-vizovye-voprosy-za-rubezhom/kitai-predyavil-rossii-territorialnye-prete.

4. Kontrakt na 28 milliardov dollarov: na kakikh usloviyakh Kitay budet pokupat' ukrainskuyu sel'khozproduktsiyu [The contract for $ 28 billion: the

conditions under which China will buy Ukrainian agricultural products]. Available from: http://forbes.ua/business/1351061-kontrakt-na-28-mlrd-na-kakih-usloviyah-kitaj-budet-pokupat-ukrainskuyu-selhozprodukciyu.

5. Ukraina i Kitay podpisali dogovor o druzhbe i sotrudnichestve [Ukraine and China signed a treaty of friendship and cooperation]. Available from:

http://economics.unian.net/industry/859870-ukraina-i-kitay-podpisali-dogovor-o-drujbe-i-sotrudnichestve.html.

6. General'naya Assambleya OON prizvala uvazhat' territorial'nuyu tselostnost' Ukrainy [The UN General Assembly called to respect the territorial

integrity of Ukraine]. Available from: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=21375#.VEp2afmUeW8.

7. Skosyrev V. Pekin ne vmeshivaetsya v sporMoskvy i Vashingtona [Beijing does not interfere in the dispute between Moscow and Washington]. Avail-

able from: http://www.ng.ru/courier/2014-03-17/9_china.html.

8. Inostrannye investitsii v Rossii. Pryamye inostrannye investitsii [Foreign investment in Russia. Foreign Direct Investment]. Available from:

http://investornow.ru/inostrannye-investicii-v-rossi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Aleksashenko S.V. (ed.) Kommentarii o gosudarstve i biznese [Comments on the state and business]. Vysshaya shkola ekonomiki, 2014, no. 75.

10. Guseynov V. Evolyutsiya pozitsii Zapada v chechenskom krizise [Evolution of the Western position in the Chechen crisis]. Available from: http://www.ng.ru/specfile/2000-02-29/15_evolution.html.

11. Ezhegodnik SIPRI. 2012. Vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost' [SIPRI Yearbook. 2012. Armaments, Disarmament and International Security]. Moscow: IMEMO RAS Publ., 2013.

12. Savkovich E.V. Ekonomicheskaya politika Kitaya vpostsovetskoy Tsentral'noy Azii (1992—2012) [China's economic policy in the post-Soviet Central Asia (1992-2012)]. Tomsk, 2012. 336 p.

13. Bank razvitiya ShOSpomozhet reshit'problemu finansirovaniya [SCO Development Bank will help solve the problem of financing]. Available from:

http://finam.info/news/bank-razvitiya-shos-pomoget-reshit-problemu-finansirovaniya.

14. Krupneyshie eksportery i importery nefti [Major exporters and importers of oil]. Available from: http://www.uptrading.ru/main/internet_trejding_na_ finansovyh_rynkah/informacionnyj_blok_trejderainvestora/rynok_syrya_neft_i_gaz/krupnejshie_eksportry_i_importry_nefti.

15. Proekt "Sakhalin-2" — dobycha nefti i gaza [The project "Sakhalin-2" - oil and gas production]. Available from: http://www.shell.com.ru/aboutshell/shell-businesses/shell-businesses-russia/e-and-p/sakhalin.html.

16. Available from: http://www.vstoneft.ru.

17. Gazprom na vneshnikh rynkakh ["Gazprom" on foreign markets]. Available at: http://www.gazpromquestions.ru/foreign-markets.

18. Sdelka veka. Rossiya i Kitay zaklyuchili gazovyy kontrakt na 30 let [The deal of the century. Russia and China have signed a gas contract for 30 years]. Available at: http://smartnews.ru/business/companies/17802.html.

19. Rossiya i Kitay zaklyuchili kontrakt na postavku gaza [Russia and China have signed a contract for the supply of gas]. Available at: http://oko-planet.su/finances/financesday/242982-rossiya-i-kitay-zaklyuchili-kontrakt-na-postavku-gaza.html.

20. Investitsii v promyshlennost', sotsial'nuyu sferu i innovatsii. Gazifikatsiya [Investments in industry, social and innovation. Gasification]. Available at: http://investinnoprom.ru/gazificaciya.php.

21. Kontrakt o postavkakh gaza RF v Kitay mozhet byt' podpisan do kontsa goda [The contract on gas supplies from the Russian Federation to China could be signed before the end of the year]. Available from: http://ria.ru/economy/20141004/1026926316.html#ixzz3H9ye4CA0.

22. Rossiya i Kitay dogovorilis' o postavkakh elektroenergii [Russia and China agreed to supply electricity]. Available from: http://top.rbc.ru/economics /05/12/2012/835043.shtml.

23. Eksport elektroenergii v Kitay: plyus ili minus? [Electricity exports to China: plus or minus?] Available from: http://finam.info/news/eksport-elektroenergii-v-kitay-plyus-ili-minus.

24. Rossiya prodaet elektrichestvo Kitayu deshevle, chem svoim grazhdanam [Russia sells electricity to China cheaper than to its citizens]. Available from: http://www.newsru.com/finance/25feb2013/electro.html.

25. Oprodazhe elektroenergiiDal'nego Vostoka vKitay [On the sale of electricity from the Far East to China]. Available from: http://fuyuan.ru/3875.

26. Nachato betonirovanie zdaniya Nizhne-Bureyskoy GES [Concreting the building of the Lower Bureya HPP]. Available from: http://www.nbges.rushydro.ru/press/news/90017.html, svobodnyy.

27. Ukaz o primenenii otdel'nykh spetsial'nykh ekonomicheskikh mer v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The Decree on the application of certain special economic measures in order to ensure the security of the Russian Federation]. Available from: http://www.kremlin.ru/news/46404.

28. Nikolaev I. Uroki geografii [Geogrpahy lessons]. Available from: http://www.gazeta.ru/comments/column/nikolaev/s62993/6189813.shtml.

29. V Rossii zafiksirovan rezkiy rost roznichnykh tsen na myaso kur [Russia shows a sharp rise in retail prices for chicken]. Available from: http://www.vedomosti.ru/companies/news/32616281/pochemu-vzleteli-kury#ixzz3HAXvtD8D.

30. Svodki sprodovol'stvennogo fronta: chto, gde i na skol'kopodorozhalo [Reports from the food front: what, where and how much the price increased]. Available from: http://finance.rambler.ru/news/ analytics/150198010.html.

31. Rossiya vynuzhdena prervat' postavki myasa iz Brazilii [Russia is forced to interrupt the supply of meat from Brazil]. Available from: http://newsland.com/news/detail/id/722044.

32. V Kitae zafiksirovana ocherednaya vspyshka svinogo yashchura [China records another outbreak of swine foot and mouth disease]. Available from: http://newsland.com/news/detail/id/862237, svobodnyy.

33. Rossel'khoznadzor snyal ogranicheniya na vvoz kitayskoy svininy [Rosselkhoznadzor lifted restrictions on the import of Chinese pork]. Available from: http://lenta.ru/news/2014/08/14/chinapork/.

34. Pervaya rossiysko-kitayskaya sel'khozyarmarka otkryvaetsya v KNR [The first Russian-Chinese agricultural exhibition opens in China]. Available from: http://ria.ru/economy/20141016/1028506229.html.

35. Kitayskie ovoshchi pokoryayut Rossiyu [Chinese vegetables conquer Russia]. Available from: http://static.gazeta.ru/business/2014/08/11/6170289.shtml.

36. Kitay ostanetsya osnovnym torgovym partnerom KNDR, schitayut eksperty [China will remain the main trading partner of North Korea, experts say].

Available from: http://ria.ru/ world/20140609/1011371767.html.

37. Rossiya spisala KNDR dolgi nalG milliardov dollarov [Russia has written off debts of the DPRK on the $ 10 billion]. Available from: http://dni.ru/economy/2014/5/5/269926.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.