Научная статья на тему 'Российско-китайская кооперация в экономике,торговле, инвестициях, энергетике и транспорте ШОС: современные тренды*'

Российско-китайская кооперация в экономике,торговле, инвестициях, энергетике и транспорте ШОС: современные тренды* Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1290
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ШОС / КОНЦЕПЦИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ" / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУД-НИЧЕСТВ / “Silk Road economic zone (belt)" concept / integration / international cooperation / development model / Customs Union / SCO / energy cooperation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Матвеев Владимир Александрович

Статья посвящена современным тенденциям в развитии российско-китайской кооперации в формате ШОС. Анализируются проблемы промышленной кооперации в Центрально-Азиатском регионе, возможности российско-китайского стратегического партнерства в транспортной и энергетической сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Матвеев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN ECONOMY, TRADE, INVESTMENT, ENERGY AND TRANSPORT OF THE SCO: MODERN TRENDS

The article is devoted to modern trends in the development of Russian-Chinese cooperation in the SCO. The author also analyzes problems of industrial cooperation in the Central Asian region and potentiality of the Russian-Chinese strategic partnership in transport and energy sectors.

Текст научной работы на тему «Российско-китайская кооперация в экономике,торговле, инвестициях, энергетике и транспорте ШОС: современные тренды*»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР

В.А. Матвеев'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ,ТОРГОВЛЕ, ИНВЕСТИЦИЯХ, ЭНЕРГЕТИКЕ И ТРАНСПОРТЕ ШОС: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ* **

Аннотация. Статья посвящена современным тенденциям в развитии российско-китайской кооперации в формате ШОС. Анализируются проблемы промышленной кооперации в Центрально-Азиатском регионе, возможности российско-китайского стратегического партнерства в транспортной и энергетической сферах.

Ключевые слова: интеграция; международная кооперация; модель развития; Таможенный союз; ШОС; концепция «экономического пояса Шелкового пути»; энергетическое сотруд-ничеств.

Можно согласиться с мнением ряда аналитиков, что подход к международной экономической интеграции как к процессу, развертывающемуся в первую очередь в торго-

* Матвеев Владимир Александрович, к. э. н., в. н. с. Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

** Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 14-27-21002.

Российско-китайская кооперация в экономике...

271

вой сфере, малоперспективен. Реальная интеграция экономики групп стран не может быть обеспечена путем только взаимной свободной торговли, поскольку в коммерческих связях интересы экспортеров и импортеров зачастую прямо противоположны. Об этом свидетельствуют и безрезультатные десятилетние попытки стран ШОС создать зону свободной торговли.

Интеграция может обеспечить согласование экономических интересов отдельных государств и разрешение противоречий глобализации только при тесном производственном и научно-техническом объединении национальных хозяйств, а также при условии разработки и реализации международных программ производственной и научно-технической кооперации и создании совместных предприятий и структур, вследствие чего и формируются общие экономические интересы.

Эти процессы постепенно, с неравномерной скоростью набирают силу в экономическом взаимодействии стран — членов ШОС.

Стоит отметить, что сфера экономики как одно из основных направлений сотрудничества стран ШОС развивается не совсем последовательно, с длительными затяжками в принятии решений, а также при давлении ряда нерешенных долговременных проблем. По нашему мнению, эта сфера взаимодействия стран ШОС находится в глубоком кризисе. Это связано как с разностью экономических потенциалов стран группировки и, соответственно, с разными их возможностями для выхода на траекторию поступательного развития, так и с конфликтом интересов государств в выборе модели развития, адекватной интересам местных элит.

В то же время можно наблюдать глубокие изменения, происходящие во всей системе международных отношений. Новой существенной их чертой становится глобализация. Причем глобализация вызывает к жизни разнонаправленные и противоречивые процессы: она открывает новые возможности экономического развития регионов и государств, но в то же время обостряет существующие или порождает новые проблемы общего характера, которые, собственно, и формируют вызовы региональному и мировому развитию.

272

Внешнеэкономическая политика КНР

За последние годы в мировой экономике знаковой доминантой стал процесс международной кооперации.

На наш взгляд, одним из важнейших путей перспективного развития экономического сотрудничества стран ШОС может явиться производственная кооперация или международное промышленное сотрудничество. Такое промышленное сотрудничество шире по своему охвату, чем простое кооперирование производства, и включает в себя многообразные формы деятельности в области производства, прикладной науки, техники, торговли и т. п.

Ряд международных интеграционных группировок, в частности АСЕАН, успешно апробирует модель экономического развития, ориентированную на региональную кооперацию стран Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, касается создания зон экономического роста (ЗЭР). Такие зоны могут включать в себя промышленно-технологические парки, транспортные узлы, научно-образовательные центры и прочие «точки» активности. В их рамках не только ведется совместное промышленное производство, строительство инфраструктурных объектов, совместная подготовка кадров и исследования, но и используются преимущества приграничных экономических связей: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, людей.

Опыт ЗЭР, по нашему мнению, вполне применим к реалиям ШОС. При этом, конечно, потребуется совершенствование институциональных механизмов, например создание общей корпорации развития стран ШОС, совместной энергетической, транспортной и информационной инфраструктуры Организации.

В настоящий момент этому процессу препятствует в основном сырьевая модель развития экономики России [как и стран Центральной Азии (ЦА)]. Такая модель затрудняет переход в ближайшем будущем к реальному производственному кооперированию с центральноазиатскими странами.

Закономерности развития международной экономической кооперации, как показывает опыт Западной Европы, Северной Америки и отчасти Латинской Америки, свидетельствуют, что залогом реального интегрирования экономик является достаточно высокий уровень индустриализации, диверсификации и

Российско-китайская кооперация в экономике...

273

обмена. Именно при этих условиях страны дополняют друг друга в широком диапазоне производства товаров и услуг, когда государства интеграционной группировки взаимодействуют, поддерживая многоплановые торгово-финансовые и производственные связи. Страны же ЦА обладают примерно одинаковым набором природно-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, что ведет к их достаточно жесткой конкуренции на внешних рынках сбыта.

В связи с этим немаловажно для стагнирующих экономик стран ЦА и России использование мирового опыта развития международной промышленной кооперации в обрабатывающей промышленности: в машиностроении, электронике, химической и некоторых других отраслях, прежде всего в изготовлении высокотехнологической наукоемкой продукции. И здесь на пространстве ШОС активную роль может сыграть Китай, возможно с активной поддержкой России.

Указанные направления взаимодействия могут стать предметом «дорожной карты» долгосрочного развития ШОС и явиться отправным пунктом Стратегии долгосрочного развития ШОС.

Однако нельзя сказать, что модель интеграционного взаимодействия на пространстве ШОС полностью инерционна.

В связи со стагнацией торговых отношений в Центрально-Азиатском регионе идет поиск новых направлений развития сотрудничества. И здесь, как нельзя кстати, может пригодиться позитивный опыт Китая по выходу из кризиса за счет интенсификации строительства инфраструктурных объектов. Реализация такого рода проектов, как показал опыт КНР, может приносить масштабный экономический эффект. Поэтому на одном из последних саммитов ШОС (в Пекине) и была провозглашена новая приоритетная цель развития группировки — разработка совместных инвестиционных проектов инфраструктурного характера. Развитие инфраструктуры является одним из ключевых факторов ускорения экономического роста, повышения производительности труда и выравнивания социально-экономических возможностей граждан, что немаловажно, особенно для стран Центрально-Азиатского региона.

274

Внешнеэкономическая политика КНР

Все это укладывается в новую стратегическую концепцию построения «экономического пояса Шелкового пути», выдвинутую в сентябре 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпином.

Безусловно, она адресована, прежде всего, постсоветским республикам ЦА, служащим для Китая важнейшим источником энергетического сырья и рынком сбыта промышленной продукции, а также транзитным звеном для транспортировки товаров в Европу и опорной базой для экономического развития Синьцзяна. При этом Си Цзиньпин акцентирует внимание на региональной интеграции и либерализации торговли, в данном случае в рамках такой интеграционной группировки, как ШОС.

При этом под региональной интеграцией понимается создание зон свободной торговли, что наряду со строительством единой транспортной сети, которая включала бы в себя сквозную транспортную магистраль от Тихого океана до Балтийского моря, и составляет по сути, но не по форме, сердцевину этой концепции.

В странах ЦА дают высокую оценку намерениям Китая широко использовать преимущества взаимодополняемости их экономических структур как важнейшего фактора развития трансграничного хозяйственного взаимодействия. Естественно, народнохозяйственный потенциал каждой из региональных стран обладает определенными сравнительными преимуществами. Китай располагает весьма широким спектром сравнительных преимуществ, и прежде всего в трудоемких отраслях легкой промышленности, производстве бытовой техники и электроники, в то время как большинство стран ЦА имеет обширный природно-ресурсный потенциал, а также является рынком сбыта для китайских товаров широкого потребления и технической продукции. КНР достаточно эффективно использует свои сравнительные преимущества в экономическом диалоге со странами ЦА, и уже сложившаяся мировая специализация партнерствующих сторон четко отражается в их хозяйственных отношениях1.

Наиболее перспективно — расширение производственной кооперации в сферах геологической разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, сооружении объектов инфраструктуры, тепло- и гидроэнергетики, сельского хозяйства.

Российско-китайская кооперация в экономике...

275

Весьма важно, что в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций стороны планируют обеспечить преференциальный режим капиталовложениям от предприятий СУАР в страны ЦА и содействие сотрудничеству между крупными экономическими субъектами сторон.

В то же время следует отметить, что Китай и Россия, хотя и являются лидерами группировки, до настоящего времени крайне мало инвестируют в промышленность региона, в котором до сих пор не сложилась реальная производственная кооперация.

На этом фоне проявляются определенные противоречия между интересами РФ и Китая. При этом интересы России все больше фокусируются на формировании Таможенного союза и Евразийского экономического союза в рамках постсоветского пространства, прежде всего с Казахстаном. Этот тренд является стратегическим приоритетом. При этом подразумевается, что малые страны региона — Кыргызстан и Таджикистан — по мере роста эффективности названных структур сами проявят инициативу по вступлению в них.

Китай же в проекте «экономического пояса Шелкового пути» особый акцент делает на контакты с сопредельными государствами, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе, что непосредственно затрагивает интересы России.

В настоящее время РФ и Китай имеют взаимопересекающиеся в Центрально-Азиатском регионе стратегии — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «экономического пояса Шелкового пути», — ориентирующиеся практически на одни и те же страны.

Институционально ЕАЭС ушел уже достаточно далеко по пути интеграции. Кроме того, Россия после первой волны мирового кризиса с 2009 г., несмотря на сокращение товарооборота со странами ЦА, сохранила свой статус одного из трех крупнейших торговых партнеров региона: в 2012 г. ее товарооборот с ним составил 30,1 млрд долл. Существующий Таможенный союз (ТС) установил достаточно высокие таможенные барьеры и превратился к тому же в весомую геополитическую величину. Это ограничивает амбиции Китая по строительству зон свободной торговли в ЦА.

276

Внешнеэкономическая политика КНР

Возникшее таким образом противоречие между Россией и Китаем не выходит на поверхность их официальных отношений, однако на самом деле ТС с его планами приема новых членов из стран ЦА и перерастания в 2015 г. в ЕАЭС серьезно беспокоит Пекин. Будет ли достигнут удовлетворяющий обе стороны компромисс — этот вопрос требует всестороннего анализа.

Важно отметить, что Россия не может и не должна уклоняться от этого вызова Китая. Вместо соперничества в регионе следует найти платформу для практического диалога и взаимодействия.

Представляется, однако, достаточно реалистичным и другой сценарий: дальнейшее успешное развитие двусторонних экономических отношений в обход ТС, что вытекает из глубокой заинтересованности Китая в сохранении отношений стратегического партнерства с Россией, несмотря на ее относительную слабость по сравнению с гигантской мощью КНР. При этом, по мере углубления двусторонних экономических отношений, Китай и Россия вместе вольются в процесс развития региональной экономической кооперации.

При изложении новой концепции, Си Цзиньпин особо упомянул транспортную магистраль «от Тихого океана до Балтийского моря», являющуюся, безусловно, стержнем планируемой инфраструктурной сети. Существующая транспортная сеть, соединяющая КНР с западной частью евразийского континента, уже не может удовлетворять растущие запросы страны. Поэтому в расчете на перспективу Китай открыл, наряду с железнодорожным маршрутом Урумчи—Алашанькоу, новый железнодорожный маршрут на Хоргос. Планируется строительство еще одной железнодорожной магистрали из Кашгара в направлении на Киргизию и Узбекистан с дальнейшим выходом на Афганистан и далее.

По всей видимости, новые транспортные пути призваны облегчить взаимные торговые и кооперационные связи между Китаем и странами Центрально-Азиатского региона, а также создать новые глобальные коммуникации, связующие их с европейским рынком.

В этих условиях перед Россией встает альтернатива: подключиться к строительству нового Шелкового пути «Китай— Центральная Азия—Европа» или же пассивно стоять в стороне.

Российско-китайская кооперация в экономике...

277

Выбрав первый вариант, Россия могла бы самым выгодным образом использовать свое экономико-географическое положение как страны-транзитера.

Главный минус данного варианта состоит в том, что снизится интерес к российскому Транссибу как транзитному каналу Восточная Азия—Европа. Однако здесь надо учесть, что европейскую часть этого коридора необходимо модернизировать в любом случае, и альтернативы этому нет. Кроме того, перспективы модернизации Транссиба и превращения его в эффективную трансконтинентальную магистраль являются весьма сомнительными в силу ряда причин, и прежде всего из-за устаревшей системы тарифов РЖД на перевозки, не стимулирующей ускорение транспортировки грузов.

Итак, КНР постепенно создает в ЦА ориентированную на себя транспортную инфраструктуру. Это должно заставить российскую сторону всерьез задуматься об угрозах утраты Россией ее роли лидера на рынке евразийских сухопутных транзитных перевозок.

Исходя из этого, России целесообразно подключиться к формированию мощного транспортного коридора из Китая через ЦА и европейскую часть РФ, минуя Транссиб, что сулит всем его пользователям значительный выигрыш во времени в сравнении с морским вариантом (более чем двукратный) и экономию средств.

Сверх того, использование трансазиатской магистрали способно смягчить трения между ЕАЭС и КНР, поскольку позволит Китаю увеличить экспортируемую товарную массу и, таким образом, скомпенсировать потери от пересечения пространства ТС/ЕАЭС.

Если же мы будем стоять в стороне, то Китай расширит дорогу в Европу и без нас, в обход России и с Юга, и с Севера — через Арктику, правда, с большими затратами и с определенными потерями, но наши потери будут еще более значительными.

Возникли противоречия между Россией и Китаем и в сфере промышленной политики. На фоне усиливающейся инвестиционной поддержки Китаем промышленности стран ЦА (например, принято решение о создании в Узбекистане свободных

278

Внешнеэкономическая политика КНР

индустриальных зон с передачей новых китайских технологий) перед Россией стоит непростая задача изменения вектора экономического взаимодействия со странами ЦА с преимущественно сырьевого к промышленному, предполагающему более широкую помощь странам ЦА в деле технологической модернизации их экономик. При этом важно ранжировать долгосрочные государственные интересы России в регионе, которые и будут иметь решающее значение при выборе стратегического курса.

Созданная в 2012 г. Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии рассчитывала привлекать государственные и частные инвестиции в перспективные производства региона — гидроэнергетику, высокотехнологичную промышленную сборку, птицеводство и т. п., однако в силу отсутствия сколь-нибудь значительных финансовых средств движение в данном направлении не прослеживается.

На наш взгляд, объединение усилий РФ и Китая в формировании новых индустриальных возможностей Центрально-Азиатского региона, в том числе и в сфере промышленной кооперации, отвечает фундаментальным интересам и КНР, и России. Это можно было бы учесть в запланированной к созданию в период до 2016 г. стратегии долгосрочного развития ШОС.

Еще одной важнейшей стратегической областью партнерства РФ и КНР является энергетическое сотрудничество. В мае 2014 г. главами России и КНР был подписан чрезвычайно важный пакет соглашений о расширении и углублении кооперационных связей между компаниями РФ и Китая, прежде всего в сфере энергетического сотрудничества.

Это в первую очередь касается углубления кооперации в сфере газовой промышленности. Принципиально важным является долгожданное подписание контракта между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о совместном финансировании весьма дорогостоящего проекта (по доставке газа Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, а также Ковыктинского газоконденсатного месторождения к границе с Китаем) общей стоимостью 70 млрд долл. с приемлемой для обеих сторон ценой реализации газа на границе РФ и КНР2. Это масштабное и долгосрочное соглашение, ко-

Российско-китайская кооперация в экономике...

279

торое еще теснее свяжет экономики двух стран и принесет участникам целый ряд выгод, в том числе и в политическом плане. Причем газовая тема не заканчивается подписанием этого контракта: обсуждается вопрос не только о расширении поставок российского газа в Китай, но и об активном участии китайских компаний в освоении газовых месторождений Сибири. Так, например, на саммите подписан договор о поставке газа газоконденсатных месторождений п-ова Ямал в сжиженном виде в Китай. Китайская национальная нефтегазовая корпорация имеет через дочернее предприятие 20%-ную долю в проекте «Ямал СПГ» по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, включая строительство завода по сжижению природного газа. Инвестиции в проект на стадии планирования оценивались в 1 трлн руб.3

Кроме того, по итогам официальной встречи лидеров России и КНР В. Путина и Си Цзиньпина было обнародовано официальное заявление сторон, в котором говорилось о намерении, помимо газовой отрасли, углубить сотрудничество и в нефтяной сфере, и в электроэнергетике. Речь идет о совместном освоении месторождений в России и о развитии транспортной инфраструктуры. Также планируется реализовать проекты по строительству новых генерирующих мощностей на российской территории для наращивания экспорта электроэнергии в Китай.

Важно отметить, что плодотворное газовое сотрудничество России и КНР имеет огромное значение и для других стран, в том числе и для государств Центрально-Азиатского региона.

Также оно позволит двум державам проявлять больше инициативы в других ключевых направлениях внешнеполитического и экономического сотрудничества. Углубление энергетического сотрудничества в рамках ШОС сегодня и на перспективу определяется фактором согласованности интересов двух держав. Совпадение государственных интересов наших двух стран может стать одним из стимулов экономического развития России, особенно ее восточных регионов, и усиления ее международных позиций. В такой же мере это относится и к Китаю.

Известны трудности, с которыми сталкиваются китайские компании при освоении собственных газовых месторождений в

280

Внешнеэкономическая политика КНР

связи с прогрессирующим исчерпанием легкоизвлекаемых запасов этого вида ресурсов, что обусловливает увеличение капиталовложений для перехода на более сложные и дорогостоящие технологии добычи газа. И здесь как нельзя кстати будут современные технологии добычи, переработки и транспортировки газа, которыми владеет Газпром и другие нефтегазовые компании России. Поэтому-то Китаем и была инициирована подготовка ряда документов об основных направлениях российско-китайского сотрудничества в газовой сфере.

Эти договоренности предусматривают не только поставку в КНР российского газа, но и совместную разработку нефтегазовых месторождений в Китае, создание там газотранспортных и газораспределительных систем, строительство и эксплуатацию подземных хранилищ газа, а также взаимодействие в области геологоразведки, добычи, транспортировки и реализации газа. Достигнуто соглашение о координации действий на рынках третьих стран, о создании совместных предприятий по реализации конкретных проектов и о разработке документов по вопросам стратегического сотрудничества в газовой сфере. Это можно считать продолжением масштабного стратегического партнерства и кооперации ведущих нефтегазовых корпораций России и Китая.

Примечания

1 Самбурова Е.Н. Шанхайская организация сотрудничества: особенности образования и направления возможного развития. Экономическое пространство ЕврАзЭС: факторы и пределы интеграции // Проблемы постсоветских стран. Выпуск № 6. М.:ИМЭПИ РАН, 2004. С. 227—228.

2 URL: http://top.rbc.ru/economics/26/05/2014/926066.shtmI

3 URL: http://www.nakanune.rU/news/2014/5/15/22352839

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.