Научная статья на тему 'Российский турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов'

Российский турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2283
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ / МОТИВАТОРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ / ВЫЕЗДНЫЕ РЫНКИ ТУРИЗМА / RUSSIAN TOURIST PRODUCT / POTENTIAL CUSTOMERS / CONSUMPTION MOTIVATORS / CONSUMER EXPECTATIONS / OUTBOUND TOURISM MARKETS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кривошеева Татьяна Михайловна

В настоящей статье представлены результаты анализа предпочтений и мотивации туристов из стран основного сложившегося и перспективного въездного турпотока в Россию, который проводился методом контент-анализа по материалам изданий ЮНВТО, Всемирного банка, Евростата, Европейского Союза, Росстата, национальных туристских администраций, международных туристских конференций, научно-практических работ. При проведении были сформированы две группы исследовательских текстов: группа текстов о предпочтениях и мотивациях туристов из Европы и Америки и группа текстов о предпочтениях и мотивациях туристов из стран Азии. Результаты представлены также по географическим направлениям «Европа и Америка» и «Страны Азии». Исследование проводилось с целью подготовки оптимизационных предложений по формированию федеральной политики продвижения российского туристского продукта. В качестве результирующей составляющей в статье сформированы общие подходы по маркетинговым усилиям по продвижению российского турпродукта на рынках европейских стран и рынках стран Азии и Тихоокеанского региона. Подходы заключаются в выделении приоритетных видов туризма для потенциальных потребителей российского турпродукта, в построении рейтингов приоритетов сбытовой политики, в выделении ключевых ожиданий от пребывания в РФ с целью туризма, в планировании маршрутной сети и особенностях транспортной составляющей, а также в настоятельности снижения визовых формальностей для приоритетных рынков сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TOURIST PRODUCT: CONSUMER EXPECTATIONS OF INTERRNATIONAL TOURISTS

This article presents the results of the analysis of preferences and motivations of tourists from the main existing and prospective tourist arrivals in Russia, which was conducted by the method of content analysis based on publications of the UNWTO, the World Bank, Eurostat, the European Union, the Federal State Statistics Service, the national tourism administrations, international tourism conferences, scientific and practical work. In the process of the study identified were two groups of research texts: a group of texts about the preferences and motivations of tourists from Europe and America, and a group of texts about the preferences and motivations of tourists from Asia. Results are also presented by geographical areas "Europe and America" and "Asian countries." The study was conducted with the aim of optimizing the preparation of proposals for the formation of the federal policy of promoting Russian tourist product. As a component of the result the author suggest a common approach to marketing efforts to promote Russian tourist product in the European markets and the markets of Asia and the Pacific Region. The approach is to identify priority types of tourism for potential consumers of Russian tourist product, to construct the ratings of distribution policy priorities in the allocation of key expectations from the stay in Russia for the purpose of tourism, to plan route networks and features of the transport component, as well as the to urgently reduce visa formalities for priority markets.

Текст научной работы на тему «Российский турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов»

стр. 19 из 262

УДК 339.138; 338.48 DOI: 10.12737/7464

РОССИЙСКИЙ ТУРПРОДУКТ:

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ

Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ktm-ipad@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В настоящей статье представлены результаты анализа предпочтений и мотивации туристов из стран основного сложившегося и перспективного въездного турпотока в Россию, который проводился методом контент-анализа по материалам изданий ЮНВТО, Всемирного банка, Евростата, Европейского Союза, Росстата, национальных туристских администраций, международных туристских конференций, научно-практических работ. При проведении были сформированы две группы исследовательских текстов: группа текстов о предпочтениях и мотивациях туристов из Европы и Америки и группа текстов о предпочтениях и мотивациях туристов из стран Азии. Результаты представлены также по географическим направлениям «Европа и Америка» и «Страны Азии». Исследование проводилось с целью подготовки оптимизационных предложений по формированию федеральной политики продвижения российского туристского продукта. В качестве результирующей составляющей в статье сформированы общие подходы по маркетинговым усилиям по продвижению российского турпродукта на рынках европейских стран и рынках стран Азии и Тихоокеанского региона. Подходы заключаются в выделении приоритетных видов туризма для потенциальных потребителей российского турпродукта, в построении рейтингов приоритетов сбытовой политики, в выделении ключевых ожиданий от пребывания в РФ с целью туризма, в планировании маршрутной сети и особенностях транспортной составляющей, а также в настоятельности снижения визовых формальностей для приоритетных рынков сбыта.

Ключевые слова: российский туристский продукт, потенциальные потребители, мотиваторы потребления, потребительские ожидания, выездные рынки туризма

В 2013 году Федеральное агентство по туризму запустило масштабную программу, направленную на продвижение российского туристского продукта [27]. Планирование и реализация мероприятий происходили в соответствии с третьей задачей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», которая заключается в продвижении российского туристского продукта на международном и национальном рынках.

В целях данной статьи нас будет интересовать преимущественно вектор въездного туризма, а соответственно и международный аспект формирования лояльности к нему.

стр. 20 из 262

За период 2013-2014 гг. презентации туристского продукта РФ были представлены на ряде международных мероприятий мирового масштаба, среди которых BITE (Пекин, КНР), EIBTM (Испания), EMITT (Турция), FITTUR (Испания), ITB Asia (Сингапур), ITB (Берлин, Германия), JATA (Япония), KOTFA (Сеул, Южная Корея), Matka (Финляндия), SATTE (Индия), WTM (Лондон, Великобритания), CITM (Шанхай, КНР).

Однако несмотря на накопленный за последние годы значительный опыт в продвижении России как туристского направления остаются нерешенными следующие вопросы:

— на какой географический сегмент международного туристского рынка ориентироваться, какую форму присутствия на рынке выбрать, какое направление определить как приоритет продвижения, а на каком следуют присутствовать с позиции статуса туристского предложения, но не ждать устойчивого въездного потока;

— какую аудиторию считать целевой при составлении контента о российском турпродукте — профессиональную аудиторию в сфере туризма, т.е. представителей турбизнеса, отраслевых государственных организаций, ассоциаций в сфере туризма, или следует ориентироваться на отраслевые средства массовой информации и приравненные к ним средства, или надо сосредоточиться на выставках B2C направленности для контакта с конечными потребителями.

От ответов на данные вопросы зависит и политика продвижения в целом, и интенсивность мероприятий, и их вид, а также содержательные аспекты формирования конкурентоспособного национального туристского продукта РФ, адаптированные к ожиданиям туристов из разных стран.

Дальнейшие материалы статьи построены на результатах контент-анализа изданий ЮНВТО, Всемирного банка, Евростата, Европейского Союза, Росстата, национальных туристских администраций, международных туристских конференций, научнопрактических работ.

Данные ЮНВТО [28] свидетельствуют о том, что глобальные тенденции международного рынка туризма заключаются в следующем:

— количество международных прибытий выросло по всему миру на 5% за восьмимесячный период 2014 года;

стр. 21 из 262

— количество путешественников составило 781 млн. человек, что на 36 млн. больше, чем за аналогичный период 2013 года.

В рейтинге мировых регионов по наибольшему росту выездного потока укрепил свои позиции Китай, который теперь по праву можно считать одной из перспективнейших стран - доноров международного туризма.

Рассмотрим результаты анализа предпочтений и мотивации туристов из стран основного сложившегося и перспективного въездного турпотока в Россию.

Анализ предпочтений и мотивации туристов из Европы и Америки.

Представленный анализ предпочтений и мотивации охватывает турпотоки в Россию из таких стран, как: Чешская Республика, Франция, Швейцария, Нидерланды, Венгрия, Словакия, Финляндия, Хорватия, Турция, Израиль, Канада, Куба.

Для большинства туристов из Америки (Куба, Канада) и Европы наиболее привлекательными являются культурный туризм, круизы и спортивные туры [2]. Среди дополнительных услуг, которые необходимы для качественного отдыха, наибольшее число голосов отдано за экскурсии, дискотеки, тренажерные залы, бассейны, SPA-процедуры. Примечательно, что большинство респондентов отметили экскурсию в качестве основного элемента в турпакете (почти 65% немцев и 52% американцев). Многие респонденты считают оптимальной продолжительность тура от 7 до 14 дней. Чуть меньшее количество голосов отдано за длительность тура от 4 до 7 дней. Относительно цены тура мнения респондентов по странам существенно различаются: большая часть респондентов из Германии (41,2%) готовы потратить $500-1000, в то время как большая часть американцев (43,1%) указали стоимость от $1000 до $5000.

По данным Евросоюза, за 2013 год на 5% сократилось количество туристов из Европы, которые предпочитают проводить отпуск в собственной стране, соответственно на 5% выросло количество туристов, предпочитающих отдых в других европейских странах. Доля европейцев, предпочитающих путешествовать за пределы Евросоюза, колеблется от 41% в Дании до 7% в Греции. Рейтинг предпочитаемых видов туризма, которые стали основой планирования туристских поездок по результатам 2013 года, принял следующий вид [9]:

1) солнце& пляж;

2) посещение друзей, знакомых, родственников;

3) природный туризм;

стр. 22 из 262

4) культурный туризм, в т.ч. религиозный и гастрономический;

5) городские поездки;

6) спортивный отдых;

7) оздоровительный, SPA, медицинский туризм;

8) событийный туризм.

Традиционно европейцам интересен круизный туризм.

Для европейских туристов значимы 3 категории турпродукта: «все включено», пэкидж-тур или поездка, для которой различные туристические услуги были приобретены отдельно.

Четыре из десяти респондентов (41%, +5 по сравнению с 2013 г.) предпочли приобретать туристские услуги отдельно. Причем из них 18% отдыхали так только один раз, 10% - дважды, в 5% - три раза, 3% - четыре раза, и 5% - пять и более раз.

Более трети европейских туристов (36%, +3 по сравнению с 2013 г.) выбрали пэкидж-тур. Из них 19% отдыхали так только один раз, 8% - дважды, 4% - три раза, 2% -четыре раза, и 3% - пять и более раз.

Более четверти респондентов (28%, +2 по сравнению с 2013 г.) выбрали «все включено». Большинство делали такой выбор один раз (20%) или два раза (5%).

Далее рассмотрим качественные предпочтения туристов из различных стран.

Французы испытывают интерес к гастрономической части туристских программ: по TripAdvisor, 90% французов не против попробовать новые блюда, причем местная кухня оказывается важным критерием при выборе места для отдыха у 63% французов. Чтобы обеспечить себе хорошее питание в местных ресторанах, 70% французских туристов готовы урезать свои расходы на прочее. Для многих французов путешествие -это также возможность приобрести памятный сувенир и для себя, и для своих близких, однако 80% из них по возможности привезут на родину что-нибудь из местных деликатесов. И все же, несмотря ни на что, французы являются истинными патриотами, половина из них отдает предпочтение французской кухне. ТОП-10 стран, которые с гастрономической точки зрения являются для французских туристов наиболее привлекательными: 1. Франция; 2. Италия; 3. Таиланд; 4. Индия; 5. Греция; 6. Китай; 7. Испания; 8. Япония; 9. Вьетнам; 10. Марокко [17].

Туристы из Чешской Республики, Швейцарии, Нидерландов, Венгрии, Словакии, Хорватии, Израиля традиционно предпочитают путешествовать с целями отдыха и рекреации, а приоритетный вид туризма - культурный, в т.ч. гастрономический.

стр. 23 из 262

Гендерное соотношение на путешествия граждан Турции за границу составляет ХА, и это означает, что только одна женщина выезжает за рубеж в отношении к четырем мужчинам. Наиболее популярны такие направления, как Греция, Сирия, Болгария, Нидерланды, Германия, Италия, Испания и Украина. Ключевыми факторами выбора остаются цена и транспортная доступность [14].

Геополитическая ситуация способствовала сокращению спроса финских туристов на российский турпродукт. По экспертным данным, в пиковый период (с мая по сентябрь) на паромах St.Peter Line по маршруту Хельсинки-Санкт-Петербург в 2013 году путешествовали 45 тысяч финнов, а в 2014 - только 17,5 тысячи. Спрос был компенсирован за счет замещения финских туристов немецкими и китайскими. Осторожные финны предпочитают избегать рискованных ситуаций: читая в газетах статьи об агрессивно настроенной России, они начинают сомневаться в безопасности пребывания на территории этой страны [18].

Анализ предпочтений и мотивации туристов из стран Азии. Доклад ITB Berlin подтверждает гипотезу о буме выездного туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, эксперты утверждают, что на 32% больше азиатских туристов (Филиппины, Китай, Республика Корея, Таиланд, Япония) готовы выехать за границу в ближайшее время [12]. ЮНВТО также высоко оценивает перспективы развития выездного турпотока из стран Азии: благодаря росту численности процветающего среднего класса. Например, расходы путешествующий из Таиланда за шесть лет увеличились почти вдвое [16].

По данным Сибирской байкальской ассоциации, азиатские туристы в 2014 году начали активно интересоваться отдыхом на берегах Байкала [19], где основными туристскими аттракциями выступают природные (Прибайкальский национальный парк) и связанные с ними виды активного туризма: пешеходные и конные туры, велотуры, рафтинг и круизы.

Интересны результаты опроса по этому же критерию туристского портала Wego.com среди туристов Юго-Восточной Азии. Опрос показал, что традиционный пакетный туризм находится в упадке в Таиланде и на Филиппинах, где туристы в настоящее время отдают предпочтение самостоятельной организации своих путешествий. Только 14% опрошенных отдали предпочтение путешествиям в составе организованной группы. Почти половина туристов используют для выбора туристского направления интернет-сайты. Более 60% респондентов заявили, что, планируя свой отдых, они также

стр. 24 из 262

обращаются за советом к членам семьи и друзьям. Лишь четверть опрошенных пользуются услугами туристских агентств [20].

Метапоиск Wego (Wego.com - ведущий мета-поисковик авиабилетов и отелей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке) провел опрос более 1000 респондентов - туристов из Юго-Восточной Азии и Австралии. Основная цель опроса заключалась в выявлении предпочтений туристов при выборе национального или зарубежного места для отдыха. Результаты однозначно говорят об ориентации на внутренний туризм. Абсолютное большинство азиатских туристов считает, что, прежде чем ехать заграницу, необходимо посмотреть все достопримечательности родной страны [21].

По прогнозам экспертов, к 2020 году Китай станет первым в мире туристским центром и четвертой по величине страной - поставщиком туристов. Все большей популярностью в Китае стал пользоваться «красный» туризм - путешествия по местам боевой и революционной славы страны. Развитие «красного» туризма в 2004 году было объявлено приоритетной задачей в туристской сфере КНР [22]. Наряду с крупнейшими российскими городами, по данным экспертов, китайцы отдают предпочтение знакомству с приграничными регионами [23]. Популярной дестинацией является Ульяновская область и расположенный на ее территории мемориал В.И. Ленина.

Большинство китайцев путешествуют с деловыми целями или целями отдыха: в структуре выездного международного турпотока из Китая 46% составляют деловые туристы и 31% путешествующие с целями отдыха [24]. Для деловых китайских туристов важнейшими факторами выбора являются доступ в Интернет, 24-х часовая доступность еды, сервис заказа билетов и эффективность гостиничного сервиса. Для путешествующих с целями отдыха принципиальными условиями являются возможности развлечения и рекреации, ТВ-программы на китайском языке и багажный сервис.

По экспертным оценкам, помимо увеличения численности среднего класса и роста его доходов, важным фактором увеличения выездного турпотока выступает развитие авиационного сообщения с ключевыми рынками [10].

Поведение современного китайского туриста отличается неспешностью и готовностью тратить деньги на комфортное проживание, питание и развлечения. По-прежнему остаются популярными экскурсионные и шоп-туры, но постепенно они уступают турам, которые ориентированы на отдых и расслабление.

Многие китайские туристы предпочитают организовывать свой собственный отдых самостоятельно. Так, с января по сентябрь 2013 года почти 4 миллиона китайцев посетили

стр. 25 из 262

Таиланд, 3 миллиона из них самостоятельно. Также примерно 80% путешествующих из материкового Китая в Гонконг, самостоятельно организовывают свои поездки. В 2013 году почти 5 миллионов жителей материкового Китая совершали поездки в Таиланд, пользуясь услугами туроператоров и туристских агентств. Следует заметить, что это на 85% больше, чем в 2012 году. Предположительно это ошеломляющее увеличение может быть следствием показа кинофильма «Потерянные в Таиланде» [25].

Китай и Индия рассматриваются экспертами как два лидера развития международного туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на различия в объеме выездного туристского потока, численность выезжающих за рубеж китайских и индийских туристов растет ежегодно на 11% [11].

Так, если китайские туристы предпочитают пользоваться мобильными сервисами, то индийские путешественники больше используют онлайн-сервисы, а также социальные сети. Китайские и индийские туристы стремятся к культурной кастомизации тура: безопасность, особая еда, размещение в ранее незнакомых местах и дестинациях.

Выездной туризм из ОАЭ отличается преобладанием мужчин в турпотоке, а также возрастной категорией путешествующих (18-34 года). Более 50% туристов женаты и путешествуют с детьми, они хорошо образованы и принадлежат верхним социальным слоям общества [12].

Поездки туристов из Объединенных Арабских Эмиратов и прочих стран этого региона составляют около 60% всего выездного туризма и 75% общего международного туризма в этом регионе. Как показывают исследования, ведущими драйверами выездного туризма выступают красоты природы, хорошая, в т. ч. холодная погода, великолепные места для отдыха, престижные дестинации, культура, искусство, достопримечательности. К сдерживающим факторам относят высокую стоимость, визовые формальности и их стоимость, необходимость планирования поездки и низкую доступность кухни халяль.

Японские туристы самые большие почитатели винных туров в Болгарию [26]. Эксперты отмечают, что японские туристы особенно важными считают поездки для проведения медового месяца (10,8%), туры «братского» туризма (17,8%), спортивного туризма (33,8%), отдыха и релаксации (7,6%) и делового туризма (29,9%) [13].

В отношении России, помимо делового туризма и посещения крупнейших городов, интерес японских туристов связан с дальневосточными территориями - Приморским краем и Чукоткой.

Эксперты отмечают ориентацию японских туристов на дешевые, близкие и короткие поездки. Японские туристы требуют высокого уровня комфорта от мест

стр. 26 из 262

размещения, транспорта, информационных служб, не уступающего японскому. Ключевым критерием является соответствие получаемых впечатлений оплате. Кроме того, японские туристы считаются весьма специфическими с точки зрения особенностей питания, обычаев, весьма чувствительны к вопросам безопасности и санитарии, поэтому их прием должен быть заранее подготовлен [4].

Среди факторов, определяющих выбор японским туристом места путешествия, можно назвать следующие: безопасность путешествия, известность дестинации,

привлекательность с точки зрения цели путешествия, приемлемость цены, комфорт и легкость путешествия, удобство перемещения. Выбирая средство перемещения, японцы прежде всего обращают внимание на безопасность полетов и возможность использования льготных тарифов, так называемых мильных карт FFP (Frequent Flier Program). Также важен сервис в салоне самолета, включающий материально-технические аспекты сервиса (hard) и организационные аспекты (soft). Среди дополнительных услуг отмечается предоставление товаров туристской направленности.

Японские туристы, в особенности женщины, любят шоппинг. У японцев есть национальный обычай - из поездки они должны привести много подарков для родственников, соседей, сослуживцев. Особой популярностью пользуются изделия народных промыслов, поэтому очень важен вопрос формирования ассортиментного ряда сувенирной продукции, отвечающей вкусам и наклонностям японцев, а также важна для данной категории туристов и возможность использования этой продукции в повседневной жизни. Японцы чрезвычайно любознательны и при совершении путешествий стремятся как можно больше увидеть и услышать. Они с большой охотой и радостью знакомятся с уникальным народным искусством страны пребывания. Для многих японцев целью путешествия является знакомство с иностранной кухней. По своей модели поведения, вкусам и предпочтениям японские туристы во многом схожи с туристами из Восточной Азии.

Общими характеристиками маркетинговых усилий по продвижению российского турпродукта на рынки европейских стран с учетом геополитических условий и конкуренции со стороны традиционных массовых туристских направлений должны стать:

1) приоритет видов туризма: природный туризм, культурный туризм (религиозный и гастрономический), спортивный, в т.ч. экстремальный отдых, событийный и оздоровительный туризм;

2) рейтинг приоритетов сбытовой политики: самостоятельное бронирование туров, пэкидж-туры, «все включено» (следует повысить доступность российских сервисов

стр. 27 из 262

бронирования билетов и туров, в т.ч. поддерживать их сопровождение на английском, немецком, французском и др. языках);

3) подчеркивание безопасности пребывания в России, высокого качества услуг, самобытности и гостеприимства.

Общие характеристики маркетинговых усилий по продвижению российского турпродукта на рынки стран Азии и Тихоокеанского заключаются в следующем:

1) приоритет видов туризма: природный туризм, культурный туризм

(религиозный, гастрономический, «красный»), активный отдых, оздоровительный туризм;

2) рейтинг приоритетов сбытовой политики: самостоятельное бронирование туров, пэкидж-туры, «все включено» (следует повысить доступность российских систем бронирования и планирования путешествий, в т.ч. поддерживать их сопровождение на английском, китайском, японском и др. языках в двух направлениях: smart- и on-line сервисов, а также целесообразно использовать для целей продвижения социальные сети);

3) подчеркивание безопасности пребывания в России, высокого качества услуг, самобытности и гостеприимства, возможности за краткие сроки увидеть разнообразие культур и традиций, гарантирование доступности питания халяль;

4) необходимость разработки ближайших к целевым рынкам маршрутов, в т.ч. повышение транспортной (преимущественно авиа) доступности, при этом особое внимание следует уделять досуговой и экскурсионной составляющим, гарантирование высокого гостиничного и трансфер-сервиса, а также приближение платежных систем и программ лояльности к потребностям целевых рынков;

5) целесообразность рассмотрения вопрос о снижении туристских, прежде всего, визовых формальностей.

Литература

1. Вапнярская, О.И., Ульянченко, Л.А. Тенденции развития глобального туризма: влияние на маркетинг // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8. - № 3. [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number50/contents (дата обращения: 05.11.2014).

2. Забаева, М.Н., Ефремова, М.В. Туристский потенциал России: оценки и предпочтения иностранных граждан // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сб. статей VI Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012. - С. 69-72.

стр. 28 из 262

3. Казакова, С.А. Формирование аттрактивности туристских ресурсов на основе маркетинга (статья) // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 22 апреля 2011 года. ФГОУВПО «РГУТиС»: Институт сервиса, г. Москва (филиал). - Вып. 12. - М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011. - С. 113-117.

4. Морозов, М.А. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4.

5. Платонова, Н.А., Артемьева, О.А., Вапнярская, О.И. Зарубежный и российский опыт создания туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: методические особенности // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2010. - № 1. -С. 90-96.

6. Ульянченко, Л.А. Модель влияния туристского кластера на повышение конкурентоспособности региона // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 5. - С. 28-31.

7. Ульянченко, Л.А. Повышение качества корпоративного управления туристскими кластерами // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 6. - С. 33-37.

8. Ульянченко, Л.А. Содержание процессов формирования туристских кластеров // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 2. - С. 48-54.

9. Flash Eurobarometer 392 - TNS Political & Social “Preferences of Europeans towards tourism”. DOI 10.2769/12757.

10. Outbound Chinese tourists to surpass 100 million in 2014. Northeast Asian airlines first to benefit // URL: http://centreforaviation.com/analysis/outbound-chinese-tourists-to-surpass-100-million-in-2014-northeast-asian-airlines-first-to-benefit-177128 (дата обращения:

05.11.2014).

11. Gyanchandani N., Gretzel U. Dragon Vs Elephant: Comparing Chinese and Indian Travel Markets // TTRA 2014 International Conference: Tourism and the New Global Economy.

12. European Travel Commission and World Tourism Organization (2012), The Middle East Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination, UNWTO, Madrid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Seongseop Kim S. & Agrusa J. Segmenting Japanese Tourists to Hawaii According to Tour Purpose // Journal of Travel & Tourism Marketing. Volume 24, Issue 1, February 2008, pages 63-80. DOI:10.1300/J073v24n01_05.

14. Yigithan Dagci “Turkish Travellers^ Preferences on Travelling Abroad and Possible Interest to Travel to Northern Part of Europe, Especially Finland”, Saimaa University of Applied

стр. 29 из 262

Sciences, Imatra, Tourism and Hospitality BachelorDs Thesis 2013 Instructor: Mr. Ilkka Lehtola, Senior Lecturer, Saimaa UAS.

15. ITB WORLD TRAVEL TRENDS REPORT 2011/2012 prepared by IPK International on behalf of ITB Berlin - THE WORLD‘S LEADING TRAVEL TRADE SHOW

16. Key Outbound Tourism Markets in South-East Asia - Indonesia, Malaysia, Singapore, Thailand and Vietnam. UNWTO. 2013.

17. URL: http://clubfrance.ru/news/francuzy-otdayut-predpochtenie-francuzskoy-kuhne

(дата обращения: 05.11.2014).

18. URL: http://fontanka.fi/articles/16864/ (дата обращения: 05.11.2014).

19. URL: http://www.vsp.ru/economic/2014/07/08/544606?call_context=embed (дата обращения: 05.11.2014).

20. URL: http://www.tourexpi.com/ru-intl/news.html~nid=59872 (дата обращения:

05.11.2014).

21. URL: http://airspot.ru/news/ekonomika-i-finansy/trend-aziatskie-turisty-

predpochitayut-vnutrenniy-turizm (дата обращения: 05.11.2014).

22. URL: http://www.rg.ru/2012/04/23/k-turcenter.html (дата обращения: 05.11.2014).

23. URL: http://moscomtour.mos.ru/presscenter/news/detail/791444.html (дата

обращения: 05.11.2014).

24. URL: http://marketingtochina.com/chinese-tourists/ (дата обращения: 05.11.2014).

25. URL: http://www.travelchinaguide.com/tourism/2013statistics/outbound.htm (China National Tourism Administration) (дата обращения: 05.11.2014).

26. URL: http://kulinar.brsmok.by/?p=5559 (дата обращения: 05.11.2014).

27. URL: http://rusdaysclub.com/rossiyskiy-turisticheskiy-produkt-prodvigayut (дата

обращения: 15.11.2014).

28. URL: http://www.event-live.ru/node/2149 (дата обращения: 15.11.2014).

RUSSIAN TOURIST PRODUCT: CONSUMER EXPECTATIONS OF INTERRNATIONAL TOURISTS

Krivosheeva Tatyana Mihailovna, PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor, Leading Researcher, ktm-ipad@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

стр. 30 из 262

This article presents the results of the analysis of preferences and motivations of tourists from the main existing and prospective tourist arrivals in Russia, which was conducted by the method of content analysis based on publications of the UNWTO, the World Bank, Eurostat, the European Union, the Federal State Statistics Service, the national tourism administrations, international tourism conferences, scientific and practical work. In the process of the study identified were two groups of research texts: a group of texts about the preferences and motivations of tourists from Europe and America, and a group of texts about the preferences and motivations of tourists from Asia. Results are also presented by geographical areas "Europe and America" and "Asian countries." The study was conducted with the aim of optimizing the preparation of proposals for the formation of the federal policy of promoting Russian tourist product. As a component of the result the author suggest a common approach to marketing efforts to promote Russian tourist product in the European markets and the markets of Asia and the Pacific Region. The approach is to identify priority types of tourism for potential consumers of Russian tourist product, to construct the ratings of distribution policy priorities in the allocation of key expectations from the stay in Russia for the purpose of tourism, to plan route networks and features of the transport component, as well as the to urgently reduce visa formalities for priority markets.

Keywords: Russian tourist product, potential customers, consumption motivators, consumer expectations, outbound tourism markets

References

1. Vapniarskaia, O.I., Ul'ianchenko, L.A. Tendentsii razvitiia global'nogo turizma:

vliianie na marketing [Trends in the development of global tourism: impact on marketing] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2014. - T. 8. - № 3. Elektronnyi resurs: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number50/contents (data

obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

2. Zabaeva, M.N., Efremova, M.V. Turistskii potentsial Rossii: otsenki i predpochteniia inostrannykh grazhdan [The tourist potential of Russia: evaluation and preferences of foreign nationals] // Strategicheskoe upravlenie predpriiatiiami, organizatsiiami i regionami: sb. statei VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Penza: RIO PGSKHA, 2012. - pp. 69-72.

3. Kazakova, S.A. Formirovanie attraktivnosti turistskikh resursov na osnove marketinga [Formation of the attractiveness of tourist resources based on marketing] (stat'ia) // Problemy prakticheskogo menedzhmenta i marketinga v sfere servisa: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 22 aprelia 2011 goda. FGOUVPO «RGUTiS»: Institut servisa, g. Moskva (filial). - Vyp. 12. - M.: OOO «Vash poligraficheskii partner», 2011. - pp. 113-117.

4. Morozov, M.A. Marketingovyi analiz razvitiia zarubezhnogo turizma Iaponii [Marketing analysis of the development of international tourism in Japan] // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2000. - №4.

стр. 31 из 262

5. Platonova, N.A., Artem'eva, O.A., Vapniarskaia, O.I. Zarubezhnyi i rossiiskii opyt sozdaniia turistskikh produktov, osnovannykh na iskusstvennoi attraktsii: metodicheskie osobennosti [Foreign and Russian experience in creating tourism products based on artificial attractions: methodological features] // Sovremennye problemy servisa i turizma. - 2010. - № 1.

- pp. 90-96.

6. Ul'ianchenko, L.A. Model' vliianiia turistskogo klastera na povyshenie konkurentosposobnosti regiona [Model of the impact of tourism cluster on increase in the competitiveness of the region] // Nauchnyi vestnik MGIIT. - 2011. - № 5. - pp. 28-31.

7. Ul'ianchenko, L.A. Povyshenie kachestva korporativnogo upravleniia turistskimi klasterami [Improving the quality of corporate governance of tourism clusters] // Nauchnyi vestnik MGIIT. - 2011. - № 6. - pp. 33-37

8. Ul'ianchenko, L.A. Soderzhanie protsessov formirovaniia turistskikh klasterov [Contents of the formation of tourism clusters] // Nauchnyi vestnik MGIIT. - 2011. - № 2.

- S. 48-54.

9. Flash Eurobarometer 392 - TNS Political & Social “Preferences of Europeans towards tourism”. DOI 10.2769/12757.

10. Outbound Chinese tourists to surpass 100 million in 2014. Northeast Asian airlines first to benefit // URL: http://centreforaviation.com/analysis/outbound-chinese-tourists-to-surpass- 100-million-in-2014-northeast-asian-airlines-first-to-benefit-177128 (data obrashcheniia:

05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

11. Gyanchandani N., Gretzel U. Dragon Vs Elephant: Comparing Chinese and Indian Travel Markets // TTRA 2014 International Conference: Tourism and the New Global Economy.

12. European Travel Commission and World Tourism Organization (2012), The Middle East Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination, UNWTO, Madrid.

13. Seongseop Kim S. & Agrusa J. Segmenting Japanese Tourists to Hawaii According to Tour Purpose // Journal of Travel & Tourism Marketing. Volume 24, Issue 1, February 2008, pages 63-80. DOI:10.1300/J073v24n01_05.

14. Yigithan Dagci “Turkish Travellers^ Preferences on Travelling Abroad and Possible Interest to Travel to Northern Part of Europe, Especially Finland”, Saimaa University of Applied Sciences, Imatra, Tourism and Hospitality BachelorDs Thesis 2013 Instructor: Mr. Ilkka Lehtola, Senior Lecturer, Saimaa UAS.

15. ITB WORLD TRAVEL TRENDS REPORT 2011/2012 prepared by IPK International on behalf of ITB Berlin - THE WORLD‘S LEADING TRAVEL TRADE SHOW

стр. 32 из 262

16. Key Outbound Tourism Markets in South-East Asia - Indonesia, Malaysia, Singapore, Thailand and Vietnam. UNWTO. 2013.

17. URL: http://clubfrance.ru/news/francuzy-otdayut-predpochtenie-francuzskoy-kuhne

(дата обращения: 05.11.2014).

18. URL: http://fontanka.fi/articles/16864/ (data obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

19. URL: http://www.vsp.ru/economic/2014/07/08/544606?call_context=embed (data

obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

20. URL: http://www.tourexpi.com/ru-intl/news.html~nid=59872 (data obrashcheniia:

05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

21. URL: http://airspot.ru/news/ekonomika-i-finansy/trend-aziatskie-turisty-

predpochitayut-vnutrenniy-turizm (data obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

22. URL: http://www.rg.ru/2012/04/23/k-turcenter.html (data obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

23. URL: http://moscomtour.mos.ru/presscenter/news/detail/791444.html (data

obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

24. URL: http://marketingtochina.com/chinese-tourists/ (data obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

25. URL: http://www.travelchinaguide.com/tourism/2013statistics/outbound.htm (China National Tourism Administration) (data obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014].

26. URL: http://kulinar.brsmok.by/?p=5559 (data obrashcheniia: 05.11.2014) [Accessed on November 5, 2014]).

27. URL: http://rusdaysclub.com/rossiyskiy-turisticheskiy-produkt-prodvigayut (data obrashcheniia: 15.11.2014) [Accessed on November 15, 2014].

28. URL: http://www.event-live.ru/node/2149 (data obrashcheniia: 15.11.2014)

[Accessed on November 15, 2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.