Научная статья на тему 'Российский рынок услуг связи: состояние, тенденции, перспективы'

Российский рынок услуг связи: состояние, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1713
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК УСЛУГ СВЯЗИ / ТЕНДЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Телекоммуникационный рынок России -один из динамично развивающихся и рентабельных сегментов национальной экономики. Многие зарубежные эксперты относят его к наиболее перспективным телекоммуникационным рынкам мировой экономики. Наиболее активные и дальновидные иностранные компании стремятся укрепить на нем свое положение. Реформы России пробудили экономику телекоммуникаций, освободили ее от почти столетнего остаточного принципа распределения инвестиций. Удачно принятая стратегия реформ привела к бурному развитию рынка телекоммуникаций, которое не остановили ни слишком удачные экономические и политические маневры, ни финансовый кризис. В условиях послекризисного 1999 года организации отрасли обеспечили стабильные экономические показатели, в том числе рентабельность на уровне 16%. В обзоре, подготовленном специалистами НИИ экономики и связи и информатики «Интерэкомс», приводятся и обобщаются некоторые экономические показатели развития услуг связи в 1999 г. Приведен прогноз рынка до 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок услуг связи: состояние, тенденции, перспективы»

ш

книнн-

Российский рынок услуг связи: состояние, тенденции, перспективы

Телекоммуникационный рынок России - один из динамично развивающихся и рентабельных сегментов национальной экономики. Многие зарубежные эксперты относят его к самым перспективным телекоммуникационным рынкам мировой экономики. В условиях послекризисного 1999 года организации отрасли обеспечили стабильные экономические показателе, в том числе рентабельность на уровне 16%. Современный рынок услуг связи довольно неоднороден, поскольку объединяет как универсальные услуги типа голосовой телефонии, так и новые услуги, реализуемые с помощью новейших технологий и техники. В предлагаемом обзоре дается характеристика отечественного рынка услуг связи, и, прежде всего, анализируется состояние и развитие традиционных видов услуг местной, междугородной и международной связи

На рынке услуг связи усилилось влияние конкуренции между традиционными и вновь созданными (альтернативными или коммерческими) структурами. Причем объем доходов, получаемых от основной деятельности альтернативных операторов, составляет уже половину от аналогичных доходов традиционных операторов, прежде всего за счет оказания высокорентабельных услуг (подвижной связи и передачи данных).

Однако основная доля объема услуг, оказываемых населению, возросшего за год примерно на 29%, приходится по-прежнему на традиционных операторов (75%). Они же обслуживают сектор бюджетных организаций и несут основные затраты по поддержанию сети общего пользования (ТфОП). Поэтому традиционные операторы не имеют еще достаточных средств, чтобы гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка и участвовать в создании новых услуг связи.

Участники рынка

На начало 2000 г. в сфере электросвязи России действовало 4644 предприятия, в том числе 7 государственных предприятий, 92 открытых акционерных общества, созданных на базе государственных предприятий связи, и более 4,5 тыс. негосударственных

0 в г 7 1 в : и 99

5 0 £ 199 1 19 92 19 93 19 94 19 95 19 оды 96 19 97 19 98 19

Рис.1

Действующие лицензии

Минсвязи России

предприятий. Всего Минсвязи России выдано 8000 лицензий, из них 6100 лицензий на деятельность в области электросвязи. Только в 1999 г. было выдано 2200 лицензий, в том числе около 1500 - по электросвязи. О масштабах реформ можно судить по тому факту, что только за последние 5 лет количество действующих лицензий на предоставление услуг связи увеличилось более чем в 10 раз (рис. 1).

Большинство действующих лицензий (около 60%) выдано предприятиям, которые занимаются исключительно телекоммуникациями и информатикой, остальные - операторам связи, обеспечивающим ведомственную связь (топливно-энергети-ческий комплекс, транспорт, машиностроение и т.д.).

За последние годы быстрыми темпами росло число лицензий на предоставление услуг телематических служб, передачу данных, аренду каналов. Их количество увеличилось в 1,5-2 раза (см. рис. 2).

В 1998-1999 гг. число лицензий на услуги радиосвязи возрастало лишь за счет сотовой связи и персонального радиовызова. Последние составляют уже свыше 50% всех лицензий на радиосвязь. При этом сокращается количество лицензий на услуги радиосвязи и радиотелефонии.

В 1999 г. услуги местной телефонной связи составили наибольший удельный вес в общем объеме лицензий на телефонию (около 80%).

На 15.04.2000 г. выдано 6683 сертификата на оборудование и системы связи. Данные о действующих лицензиях и выданных сертификатах на оборудование и системы связи позволяют прогнозировать совершенствование существующих и развитие новых видов услуг.

Состояние

Как показывает анализ услуг, предоставляемых российским потребителям, наряду с традиционными возрастает спрос на такие сравнительно новые услуги связи, как подвижная связь, доступ в Интернет, электронная почта и др.

ВЕК КАЧЕСТВА •

60%

H Телефония В Радиосвязь

Аренда каналов и передача данных

Рис. 2

Распределение лицензий электросвязи по видам услуг

Для продвижения на рынок новых услуг операторы (провайдеры) помимо технического обеспечения должны вести значительную работу по организации их продаж и маркетинговой поддержке. При этом необходимо отслеживать взаимную согласованность проводимых мероприятий, обеспечить свободную емкость ресурсов станций, систем передачи, сети доступа, иметь специально выделенный и обученный персонал. Кроме того, необходимо определить цены, условия оплаты, сегментировать рынок и следить, насколько эффективна та или иная стратегия в каждом сегменте.

Все уже смирились с неизбежным в 1999 г. замедлением развития компаний электросвязи и приостановкой многих амбициозных проектов из-за увеличения стоимости выплат по иностранным кредитам (до 18% выручки) и снижения платежеспособного спроса населения.

Отмечается некоторое снижение, в сравнении сданными 1998 г., величин физических показателей ввода мощностей: ГТС - 62,4%, АМТС - 31,4%. В то же время объем освоенных инвестиций и ввод основных фондов в денежном выражении вырос более, чем на 30% за счет роста курсовой разницы и платежей по кредитам.

Прогнозируемого снижения в 2 раза прироста числа телефонных аппаратов в 1999 г. по сравнению с 1998 г. не произошло. Положительный рост показателей вселяет надежду.

Огромное влияние на состояние рынка оказывают тарифы на услуги связи и расчетные таксы, устанавливаемые при взаиморасчетах операторов. Например, одной из причин недостаточного распространения услуг ISDN являются как раз высокие тарифы.

Необходимы также системы учета услуг и расчетов за услуги. На начало 2000 г. в отрасли действуют 35 сертификатов на автоматизированные системы расчетов за услуги.

Тарифная политика

Нормальное функционирование отрасли невозможно без разумной тарифной политики, особенно для организаций связи - естественных монополистов.

Главное направление тарифной политики - движение тарифов к их истинной стоимости, сокращение перекрестного финансирования услуг и постепенный переход на единый тариф для всех категорий потребителей.

В1999 г. тарифы на услуги связи в РФ росли медленнее, чем в промышленных отраслях народного хозяйства. Для реализации более взвешенной и гибкой тарифной политики и улучшения финансового положения операторов связи в конце 1999 г. была создана межведомственная комиссия по тарифной политике в отрасли связи с участием представителей Минсвязи России, Министерства РФ по антимонопольной политике, ОАО «Связьинвест», ОАО «Ростелеком». Результатом ее работы стало совместное решение об индексировании с 1.01.2000 г. тарифов на услуги местной и международной телефонной связи практически по всем регионам России.

H Европа

] Северная Америка □ Другие континенты

Рис. 3 Распределение исходящего трафика международ-

ной связи

С начала 2000 г. увеличились тарифы на услуги местной телефонной связи и междугородной связи (междугородные телефонные разговоры - МТР) для разных категорий пользователей. Так, в среднем по России для населения увеличились тарифы на местную связь на 16,1% (ГТС), на 13,3% (СТС), на 6,9% (МТР). Для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, рост этих показателей составил:

На пути к Глобальному информационному сообществу Участие России в кардинальной перестройке инфраструктуры связи и ее вхождение в Глобальное информационное

сообщество происходит в соответствии с пятью принципами.

• Частные капиталовложения. В России объем негосударственных капиталовложений за 1995-1998 гг. превысил 6,0 млрд дол.,

в 1999 г. их величина из-за финансового кризиса снизилась.

• Конкуренция. Уже свыше 20% услуг электросвязи предоставляется в России конкурентными компаниями (для сравнения,

в 1995 г.-3%).

• Свободный доступ. России потребовалось менее трех лет, чтобы подключить к сети Интернет 2 млн человек. Создаваемая сеть связи обеспечит полное удовлетворение потребителей услугой доступа в Интернет. В отрасли решаются проблемы последней мили. Однако актуальной задачей по-прежнему остается телефонизация, среднероссийский уровень которой в 2 раза ниже, чем предусмотрено западными стандартами.

• Управление и регулирование. Либерализация телекоммуникационного рынка России, реальное существование конкурентной среды требуют создания в интересах потребителей и государства закрепленных законодательством рычагов регулирования рынка телекоммуникационных услуг. Для этого необходимо установить обязательные для всех операторов и их абонентов стандарты минимального уровня обслуживания - главный критерий оценки деятельности любого оператора. Требования надзорных структур должны быть строго регламентированы, понятны и одинаковы для всех. Крайне важно также решить проблему защиты прав потребителей, то есть четко установить особенности применения общего законодательства о защите прав потребителей

в части предоставления услуг телекоммуникаций. Только так можно прекратить его произвольное толкование, пресечь появление разных правил для отдельных категорий пользователей и немотивированных решений надзорных и судебных органов.

46

Услуга Показатель Сравнение с 1998 г., %

Междугородная и международная телефонная связь, млн соединений, 2392,3 120,1

в том числе:

- международная 291,9 104,2

Электронная почта, млн кбайт, 823,222 327

в том числе:

- международная 76,492

Факсимильная связь,

тыс. листов, 1466

в том числе:

- международная 1389

Телеграфная связь, млн телеграмм, 52,611 90,5

в том числе:

- международная 3,210 72,9

Таблица 1

Натуральные показатели за

1 1999 г. по основным видам услуг связи

на местную связь - 5,1% (ГТС), на МТР - 10%. Для организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов, тарифы на местную связь возросли на 3,5-4,1% (ГТС, СТС). Для внутренней телеграммы тарифы повышены на 15%, а на предоставление каналов в аренду бюджетным организациям - на 10%.

В регионах предусматривалось поэтапное повышение тарифов на услуги местной связи до уровня, определяемого в зависимости от себестоимости услуг. В конце 1998 г. разница между затратами на услуги местной связи и тарифами составляла 20%. В начале 2000 г. структура тарифа была изменена, абонентная плата за пользование телефоном для населения доведена почти до уровня себестоимости этой услуги. В то же время для организаций абонентная плата остается выше уровня себестоимости в 3-4 раза. То есть данная проблема решена только частично.

Повышение тарифов дало возможность отрасли получить дополнительно более 3,5 млрд руб. и сделать значительные отчисления в бюджет, а также ускорило процесс ликвидации убыточных предприятий связи.

Дополнительные доходы позволят предприятиям увеличить прибыль, которая будет направляться на развитие средств связи, создание новых видов услуг, пользующихся спросом, а также частично погасить задолженность, возникшую из-за высокой курсовой разницы за поставленное импортное оборудование. По прогнозу на 2000 г., при-

быль отрасли должна составить порядка 14-16 млрд руб., а рентабельность -21-23%.

Остается актуальной проблема компенсации затрат на услуги связи, предоставляемые льготным категориям потребителей. По действующему законодательству число таких категорий составляет 40. Недополученные доходы отражаются на финансовом положении традиционных операторов, предоставляющих услуги по льготным тарифам. Между тем, выделение средств из федерального бюджета на компенсацию этих затрат не предусмотрено.

Однако, по мнению руководителей ряда международных телекоммуникационных компаний, близок момент, когда ресурс постоянного возрастания тарифов будет исчерпан. В странах с высоким уровнем развития телекоммуникаций общее увеличение доходов достигается за счет удешевления единицы услуги. Высокие доходы многих операторов связи стали возможны именно потому, что они учитывают платежеспособный спрос населения, расширяют номенклатуру услуг.

Для международной телефонной связи введена дифференциация тарифов по регионам России и по отдельным странам каждого континента (см. рис. 3). Расчетные таксы на услуги телефонной связи между странами, имеющими высокий уровень тяготения (то есть большой взаимный спрос), снижены. Однако это не касается входящего трафика. По существу входящий трафик из-за рубежа оплачивается по низким демпинговым ценам. Чтобы снизить связанные с этим потери, в 1999 г. установлена единая входящая такса для всех операторов стран СНГ и дальнего зарубежья.

Статистическая отчетность

Успешное управление экономикой отрасли немыслимо без совершенствования государственной статистической отчетности на рынке услуг и средств связи. И хотя число опе-раторов-лицензи-атов за 1999 г. выросло с 1,7 до 2,5 тыс., многие из них не предоставляют в регулирующий орган статистические данные о своей деятельности.

Рост числа объектов и объема статистических

наблюдений позволит полнее проанализировать деятельность в сфере услуг связи, дать более глубокий анализ по отдельным направлениям деятельности, видам услуг, группам предприятий, по характеристикам и показателям качества, а также определить тенденции развития отрасли.

Ведутся отдельные работы по совершенствованию форм статистического наблюдения, учету новых показателей, соответствующих международным стандартам (например, учет трафика в минутах, учет услуг ISDN и др.). Однако актуальным является проведение системных работ по совершенствованию статистической деятельности в отрасли связи.

Местная, междугородная и международная связь

В 1999 г. произошло увеличение по сравнению с 1998 г. общего внутреннего и международного обмена по основным видам услуг связи и информатизации (табл. 1).

В 1999 г. основными производителями услуг связи и информатизации в стране остаются традиционные операторы (см. рис. 4).

В настоящее время в системе добровольной сертификации «Интерэ-комс» сертифицирован ряд услуг связи (табл. 2). Сертификация услуги означает, что услуга гарантированно удовлетворяет показателям качества, заявленным оператором.

Телекоммуникационные технологии и техника

Основные технологические достижения, обеспечивающие научно-техниче-ский прогресс в области современных телекоммуникаций, связаны с широкомасштабным внедрением микропроцессорной техники и переходом на цифровые методы коммутации и передачи.

Современный этап развития техники телекоммуникаций характеризуется сменой аналоговой первичной сети

Наименование услуг Количество Количество опера-

видов торов, получивших

услуги сертификат на услугу

Местная телефонная связь 3 4

Междугородная телефонная связь 3 7

Международная телефонная связь 1 4

ISDN 4 4

Электронная почта 1 1

Факсимильная связь 5 1

Экспресс-счет 1 1

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Услуги связи, сертифицированные в системе доброволь-

ной сертификации «Интерэкомс»

—49

ВЕК КАЧЕСТВА •

цифровой и внедрением передовых технологий, включая ISDN. Использование цифровых каналов улучшило показатели качества сетей и стимулировало создание протоколов пакетной коммутации. В результате появился протокол Frame Relay - наиболее динамично развивающийся протокол передачи данных.

На сетях связи России используются международные и междугородные цифровые станции только зарубежного производства, а на местных сетях импортное оборудование составляет 80%. В результате сложилась сильнейшая зависимость развития и функционирования российских сетей связи от иностранных поставщиков, внешних и внутренних политических и экономических факторов. Экономический кризис 1998 г. еще раз показал всю неустойчивость такого положения и его опасность для развития телекоммуникационной инфраструктуры страны.

В то же время промышленность России может обеспечить выпуск очень важного для сетей связи коммутационного оборудования. Годовая потребность, согласно утвержденной правительством «Концепции программы Российской Федерации в области качества», уже может быть удовлетворена отечественными производителями на 40-50%, а в дальнейшем - на 80%.

Появившиеся в конце 70-х гг. цифровые системы коммутации совершенствуются в сторону уменьшения габаритов и расширения функциональных возможностей программного обеспечения. Если ранее цифровые телефонные станции четко классифицировались на международные, междугородные, городские, сельские и учрежденческие, то теперь такое деление уже не столь очевидно. Общая структура современной цифровой АТС достаточно однообразна: имеется центральный процессор и периферийные процессоры, выполняющие специальные функции (управление приемниками, передатчиками и т.д.). По такому принципу построены представленные на российском рынке цифровые АТС ведущих фирм-производителей коммутационной техники: Ericsson, Lucent Technologies, NEC, Samsung, Siemens, а также отечественная АТСЦ-90.

Несколько иные принципы заложены в основу семейства цифровых АТС фирмы Alcatel. Их особенностями являются распределенное цифровое коммутационной поле, распределенное управление, модульная архитектура программных и аппаратных средств и т.д.

Минсвязи России было рекомендовано применять в городских сетях не менее двух типов цифровых АТС, емкость которых колеблется от 10 тыс. до 100 тыс. номеров. В настоящее время признается целесообразным строить распределенные городские телефонные сети, когда к оконечной станции подключаются концентраторы различных емкостей, начиная с 64 номеров. Станции емкостью свыше 30 тыс. номеров характерны лишь для крупных сетей.

В междугородных и международных сетях также рекомендуется применять не менее двух типов коммутационного оборудования, производимого в основном фирмами Alcatel, Ericsson, Siemens. Построение цифровых междугородных АТС отличается от структуры городских АТС, добавлены некоторые функции: взаимодействие с АОН, канальные комплекты, тарификация, оборудование сигнализации,характерное для междугородных и международных сетей. На рынке представлено несколько моделей АТС отечественного производства: «Квант-Е», М-100, «Элком» и другие, которые применяются в основном на сельских сетях.

87,7% 84,5%

< Междугородные и международные соединения * Сообщения электронной почты

Факсимильные сообщения Щ Телеграммы

Рис. 4

Доля услуг тра-диционных операторов в общем объеме производимых в России услуг связи и информатизации

Одна из особенностей современных систем коммутации - функция учета времени и стоимости разговоров. Междугородные и международные АТС (как электромеханического типа, так и цифровые) выполняют функцию тарификации, учета времени и стоимости телефонных разговоров.

Некоторые показатели развития отрасли связи России 1993-1998 гг.

• 27,8 тыс. км кабельных линий связи

• 18,5 тыс. км радиорелейных линий связи

• АТС общей емкостью 10,3 млн номеров

• междугородные и международные телефонные станции емкостью 481 тыс. каналов

1999 г.

• 29,2 тыс. каналов междугородных телефонных станций

• 33,5 тыс. каналов автоматических междугородных телефонных станций

• 1419,8 тыс. номеров ГТС

• 143,9 тыс. номеров СТС

• 15,8 тыс. км кабельных и радиорелейных линий

Доля ввода номерной емкости на местной телефонной сети, осуществляемого операторами корпоративных и нетрадиционных сетей, возросла с 21% в 1998 г. до 24% в 1999 г. Прирост числа телефонных аппаратов на местных телефонных сетях традиционных операторов за год составил 1201,7 тыс. (см. табл. 3).

Доля ввода ряда производственных мощностей, осуществляемого операторами корпоративных и нетрадиционных сетей: АМТС - 36,7%, ГТС - 18%, РРЛ - 34,4% от общего объема. Число междугородных каналов связи выросло с 1 тыс. в 1990 г. до 95 тыс. в 1999 г. Обеспечена автоматическая телефонная связь со 180 странами мира.

Монтированная емкость телефонных станций (ГТС и СТС) составила на конец 1999 г. 29,7 млн номеров, телефонная плотность на 100 жителей - 21,4 ТА. В течение последних лет ввод номеров ежегодно увеличивается (см. рис. 5).

Предприятиями информатизации освоено 15,5 млн руб. капитальных вложений, из них 11,7 млн руб. - собственные средства.

48

• ВЕК КАЧЕ1

Рис.5

Ввод в эксплуатацию телефон-

ных номеров

С переходом страны к рыночной экономике Минсвязи России начало проводить политику перевода местных АТС на повременный учет стоимости, введенный уже в некоторых городах. Однако многие городские цифровые АТС оказались не готовы выполнять функции повременного учета телефонных разговоров и их тарификации.

Созданы центры поддержки коммутационного оборудования основных мировых поставщиков: «Алклон» -для станций S12, «Лутслон» - для станций 5ESS, «Симлон» - для коммутационного обмена EWSD, «Неклон» - для станций NEAX-61, «Италлон» - для станций Italtel и Linea UT, «Квинлон» -для цифровой системы «Квант-Е», «Искралон» - для станций цифровой системы СИ-2000.

В условиях динамичной модернизации, цифровизации магистральных сетей и коммутационных станций низкий уровень развития абонентской сети сдерживает внедрение новых услуг. Сегодня в России около 4 млн номеров не-задействованной емкости АТС. Это означает, что уже произведенные инвестиции в магистральную сеть и коммутационное оборудование заморожены и не окупаются. По разным оценкам, «замороженные» средства составляют от 300 до 600 дол. на один телефонный номер. Таким образом, сумма «омертвленного» капитала достигает как минимум 1,2 млрд дол. При этом во многих регионах очередь на установку телефонов остается достаточно большой. Однако, чтобы модернизировать абонентскую сеть, необходимы дополнительные инвестиции в сеть доступа. Объем дополнительных вложений колеблется (в зависимости от выбранной технологии доступа) от 100 до 600 дол. на одну линию.

Растущий спрос на новые услуги при достаточном количестве

обычных абонентских линий предопределил разработку технологий цифровых абонентских линий xDSL (Digital Subscriber Loop), позволяющих организовать высокоскоростную цифровую передачу данных по существующим медным абонентским линиям.

Идея уплотнения получила свое развитие благодаря появлению цифровых систем передачи для абонентских линий (ЦСПАП), которые широко применяются для расширения существующей абонентской сети, телефонизации коммунальных квартир и т.д. При использовании динамической концентрации ЦСПАП могут обеспечить работу 90-120 каналов по одной линии. Эти системы ориентированы на предоставление услуг аналоговой телефонии и способны работать с любыми типами телефонных станций и абонентских устройств.

Во всем мире операторы заинтересованы в эффективном использовании существующей кабельной сети, но при новом строительстве предпочтение отдается широкополосным, надежным и удобным в эксплуатации волоконно-оптическим линиям связи (BOJ1C). На первом этапе ВОЛС используются для предоставления обычных услуг связи, далее по мере роста спроса по ним предоставляются услуги ISDN или передачи данных. Строительство ВОЛС на участке «последней мили» дает ряд преимуществ: ВОЛС имеет полосу пропускания, достаточную не только для предоставления всех видов телекоммуникационных услуг, но и для передачи программ телевидения, создания интерактивных систем и т.д.

Концепция применения оптического кабеля на «последней миле» имеет несколько направлений: FTTB (Fiber to the Building - оптика до здания), FTTO (Fiber to the Office - оптика до офиса), FTTZ (Fiber to the Zone - оптика до зоны).

Показатели Конец 1995 г. (базовый) 1999 г. Конец 2005 г. (прогноз)

Телефонные аппараты, млн штук:

- всего -ГТС -СТС 26 22 4 62 53 9

Телефонная плотность, ТА/100 жителей: - всего 17 21,4 39

-ГТС -СТС 19 9 43 25

Уровень автоматизации исходящего международного обмена, % 75 97

Главное - довести широкополосную оптическую линию связи до некоторой точки, где наиболее целесообразно разместить оборудование, распределяющее более низкоскоростные цифровые (либо аналоговые) потоки и доводящее их непосредственно до абонентов.

В последние годы широкое распространение получил фиксированный радиодоступ WLL (Wireless Local Loop). Этот способ подключения абонентов во всем мире применяется для предоставления традиционных услуг телефонии в основном альтернативными операторами, не имеющими собственной кабельной сети. Эффективен он и при обеспечении связью труднодоступных и малонаселенных районов.

Все системы WLL ориентированы в основном на предоставление услуг телефонии, что в условиях низкой телефонной плотности в России нельзя назвать недостатком. В системах радиодоступа наибольшее распространение получили стандарты сотовой телефонии DAMPS и GSM, беспроводной телефонии СТ-2 и DECT, технологии CDMA, а также некоторые частные протоколы, например FN TDMA.

К перспективным направлениям относится компьютерная телефония, или IP-телефония, которая появилась на основе двух технологий -цифровизации речевых сообщений и развития сети Интернет. При помощи специального программного обеспечения (система Telephony Gateway -VTG) произошло соединение традиционной телефонии с Интернетом. Для осуществления IP-телефонии создан набор плат расширения на основе стандарта SCSA. Развитие IP-телефонии в России сдерживается отсутствием лицензии на этот вид услуг. Проект лицензии готов, но находится на утверждении в Минсвязи России. Предполагается, что требования к качеству связи для этой услуги будут несколько ниже по сравнению с обычной телефонией.

Как результат внедрения новейших технологических достижений и технических средств в области телекоммуникаций отечественный рынок услуг связи пополняется принципиально новыми видами услуг связи. •

Таблица 3

Основные показатели развития автоматической телефонной связи России (прогноз до 2005 г.)

Обзор подготовлен специалистами НИИ экономики связи и информатики 'Интерэкомс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.