Таблица 12
Характеристики стран по уровню экономического развития
Факторы эффективности производства Тип занятости
Жесткая Гибкая
Прямая Обратная
Страны Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия Россия, Румыния, Болгария, Китай —
Производительность труда Высокая Низкая Постоянная
Инвестиции на одного занятого Значительные Незначительные Постоянная
Инновации на одного занятого Низкие Низкие Постоянная
— поддержание стабильной экономическую ситуацию в базовом секторе и создание условий для расширения пионерного сектора посредством осуществления инновационной промышленной политики как необходимой составляющей стратегического развития, позволяющей перейти к постиндустриальной экономике;
— целенаправленная долгосрочная подготовка базовой рабочей силы и пионерной рабочей силы за счет средств государственного бюджета с целью координации процессов производства, обмена, распределения и потребления рабочей силы;
— контроль за эффективностью функционирования базового сектора, являющегося поставщиком ресурсов для пионерного сектора;
— поддержание прямой жесткости занятости рабочей силы как на уровне всей экономической системы, так и на уровне отдельных отраслей национального хозяйства, особенно промышленного производства;
— сохранение приоритетного развития обрабатывающих отраслей промышленности посредством направления в неё значительной удельной доли инвестиций и сохранения количества занятой рабочей силы, что будет способствовать поддержанию масштабов и объемов базового сектора и создания необходимых ресурсов, как материальных, так и финансовых для расширения пионерного сектора;
— стимулирование роста производительности труда за счет высоких темпов роста в базовом секторе и высоких темпов прироста в пионерном секторе.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. 2-е изд. Т. 24.
2. Porat M. The information Economy. — Wash. 1977.
3. Machlup F. The economics of Information and Human Capital. University Press. 1984. P. 313.
4. Попов А.И. Хозяйственная система России: Теория становления. Институциональное устройство. Экономическая безопасность: Учеб. пособие. — СПб., 2004. — С. 19.
5. Основы теоретической экономики: учебник /Под.ред. Д.Ю. Миропольского. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2008. — С. 111-113.
6. Пшеничникова С.Н. Структурный подход к анализу рабочей силы при выделении внутрисистемного разделения труда // Известия СПбГУЭФ. — 2010. — № 2. — С. 15-24.
7. Пшеничникова С.Н. Влияние рабочей силы как структурного элемента на оптимальность функционирования экономических систем — СПб.: Изд-во Политех. ун-та. — 2010. — 216 с.
8. Economic Survey of Europe, 2004. UN., N.Y. and Geneva. No 1. P. 86.
9. Рассчитано автором по: http://www.nsi.bg/Investments_e/Investments_e.htm.
10. Рассчитано автором по: http://www.stat.gov.pl/gus/5621_ENG_HTML.htm.
11. Рассчитано автором по: http://www.cnb.cz/en/statistics/bop_stat/fdi/index.html.
12. http://www.sario.sk/7inflow-and-outflow-of-fdi.
13. Рассчитано автором по: http://portal.ksh.hu/portal/page?_pageid=38,593608&_dad=portal&_schema=P0RTAL
14. Рассчитано автором по: http://www.bnro.ro/Foreign-direct-investment-3213.aspx.
15. http://kaivg.narod.ru
16. Российские реформы в цифрах и фактах: http://kaivg.narod.ru)
17. Российские реформы в цифрах и фактах: http://kaivg.narod.ru
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Н.Н. Шустова,
директор филиала Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета в поселке Ванино, кандидат экономических наук tatic@bk.ru
В статье дана характеристика российского рынка труда с точки зрения проблем и тенденций его развития. Особое внимание обращено на законодательное регулирование рынка труда в Российской Федерации и доказано несовершенство современной нормативно-правовой базы в этой области.
Ключевые слова: глобализация, российский рынок труда, безработица, занятость, экономически-активное население, профессиональное образование.
ББК У24(2)058я73
В условиях глобализации мировой экономики проблема но, приоритетных. Создание условий, необходимых для взаимо-обеспечения эффективного функционирования национальных действия работников и работодателей, обеспечение стабильнос-рынков труда является одной из самых актуальных и, несомнен- ти и равноценности их взаимоотношений — достаточно сложная
и серьёзная задача. Весьма важно создать такие условия на рынке труда, чтобы работники и работодатели чувствовали себя в равной степени полноправными и равноценными участниками трудовых отношений.
Проблема формирования эффективного рынка труда, а также его поддержание и развитие — задача, прежде всего, государства. Для этого правительству необходимо:
1) подготовить полноценных участников рынка труда — работодателей и работников. Здесь на его плечи ложится задача обеспечения возможности качественного полноценного образования для всех слоёв населения, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов во всех областях;
2) очень важно создать именно те условия, в которых участники смогут взаимодействовать — то есть сам рынок;
3) важно обеспечить профессиональную и территориальную мобильность участников рынка труда, решить бытовые проблемы работников — проблемы связанные с жильём и образованием;
4) немаловажно производственным процессом затрагивать все регионы страны, все слои населения, равномерно распределяя рабочие места по стране и развивая слабые и упадочные регионы;
5) помимо подготовки самих участников производственного процесса и создания условий для его функционирования очень серьёзной задачей является разработка и создание своеобразных правил и условий действия на рынке, а также регулирование и контроль над их соблюдением. Необходима разработка такого законодательства, которое бы позволило, как работникам, так и работодателям чувствовать себя равноправными участниками трудовых отношений;
6) наконец, при анализе тенденций и проблем развития российского рынка труда, чрезвычайно важно учитывать национальные особенности.
На сегодняшний момент национальный рынок труда имеет множество серьёзных проблем. Это, в первую очередь, разрешение таких важнейших вопросов, как: устранение открытой безработицы, повышение оплаты труда, достойное пенсионное обеспечение граждан, совершенствование системы трудового страхования, обеспечение мобильности рабочей силы, повышение уровня производительности труда, обеспечение эффективности занятости, преодоление чрезмерной дифференциации доходов различных слоёв населения и многие другие вопросы. Чрезвычайно важно при этом учитывать тот факт, что в России имеет место неблагоприятная демографическая ситуация. Российский рынок труда необходимо совершенствовать в условиях превышения смертности над рождаемостью. Ещё одной существенной преградой для изучения социально-трудовых отношений в России является наличие огромных размеров неформального скрытого сектора экономики. Таким образом, основные проблемы создания полноценно функционирующего рынка труда сводятся к вопросам образования, обеспечения профессиональной и территориальной мобильности, а также к вопросам законодательства, регулирующим и контролирующим трудовые отношения.
Что касается последнего, то необходимо отметить, что современное законодательство в области рынка труда сложилось в последнее двадцатилетие. В СССР защита населения от безработицы не требовалась, поскольку Конституция СССР обеспечивала гражданам гарантированное право на труд. С изменением типа экономической системы ситуация кардинально изменилась. На сегодняшний день трудовые отношения в России регулируются Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом и рядом Федеральных законов о политике в области труда и занятости. Однако российское законодательство до сих пор остаётся, к сожалению, одним из самых серьёзных препятствий для совершенствования национального рынка труда.
Начиная с 1991 г., в Российской Федерации было принято более 100 федеральных законов, касающихся принципов функционирования рынка труда. Важным шагом в формировании правовой базы для функционирования национального рынка труда явилось принятие Трудового Кодекса Российской Федерации в феврале 2002 года. Однако, несмотря на все указанное выше, в России до сих пор нет целостности в правовой сфере рынка труда, законодательство в данной области далеко не совершенно.
Бесспорным является тот факт, что в связи с развивающейся стремительным образом глобализацией, а также процессами
интернационализации практически всех сфер жизни общества, Россия должна считаться с тенденциями мирового рынка труда. Однако на данный момент ею ратифицирована всего лишь одна из восьми конвенций в области защиты от безработицы и содействия занятости, разработанных Международной организацией труда (МОТ) — это конвенция номер 122 «О политике в области занятости» (была принята Международной организацией труда в 1964 г. и ратифицированная ещё СССР).
Таким образом, можно со всей уверенностью отметить, что на данный момент в России практика действия международных стандартов организации и регулирования отношений в социально-трудовой сфере находится лишь в самом начале длительного пути. Хотя, безусловно, интеграционные процессы и функционирование рыночных механизмов в современной России подталкивают процесс становления развитого рынка труда, цивилизованных социально-трудовых отношений, формирования принципов страхования и социальной защиты работников к его развитию и совершенствованию. Исправление недостатков законодательства должно привести к незамедлительным положительным результатам.
Формально же согласно современному российскому законодательству в сфере труда работники находятся в достаточно защищённом положении, где-то даже более защищённом, чем в западном законодательстве. Так, в российском законодательстве страхование по безработице осуществляется за счёт средств государственного бюджета и носит всеобщий характер. По сравнению со странами Европы в России пособием по безработице охватывается более широкий круг лиц и на более длительный период. После окончания срока выплаты пособий по безработице законодательно предусматривается прочая материальная поддержка [1]. Однако на практике ситуация намного печальнее, чем может казаться. Пособие по безработице находится на катастрофически низком уровне в сравнении с уровнем прожиточного минимума. Другой пример — хотя законодательство обязывает структуры частного предпринимательства социально защищать своих работников, в реальной практике частный бизнес далеко не всегда заботится о защищённости своего трудового коллектива. Так, официальный уровень оплаты труда, как правило, существенно занижен, иногда вообще идёт «чёрной» зарплатой в конвертах. Следовательно, последующая социальная защита и материальная поддержка работников в случае увольнения находятся на минимальном уровне. Нельзя не отметить и тот факт, что в законодательстве очевидны пробелы в обеспечении профессиональной подготовки и переподготовки кадров на производстве, в обеспечении гибких форм занятости. Население имеет недостаточный доступ к информации о свободных рабочих местах, а также практически не имеет возможности к трудовой миграции. Эти и многие другие проблемы законодательства отражаются на достаточно больших слоях населения, которые должны были бы быть поддержаны и защищены государством.
Наиболее уязвимыми группами населения в рамках рынка труда являются безработные. Недостаточные права в рамках трудовых отношений имеют подростки, люди преклонного возраста и женщины. В особую категорию можно также вынести жителей сельской местности. Наиболее тяжёлая ситуация возникает у тех, кто временно остался без работы и находится в её поиске. Права данной категории граждан регулируются Законом «О занятости населения в Российской Федерации» [2]. Данный закон в первой его редакции был принят в 1991 г., а позднее изменялся и дополнялся большое количество раз, и каждый раз данные изменения и дополнения были приняты не в пользу безработной категории граждан.
Реализация прав безработной категории граждан согласно закону о занятости подразумевает, в первую очередь, их материальную поддержку, а также помощь в получении дополнительного образования (переподготовки) или новой профессии. Однако проблема в том, что эта поддержка предоставляется только тем, кто официально зарегистрирован в государственных службах занятости. Интересны статистические данные табл.
1, характеризующие процентное соотношение безработных и официально зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных. [3]
Как видим из таблицы, численность безработных по данным обследования населения по проблемам занятости превышает численность безработных, зарегистрированных в органах госу-
Таблица 1
Численность безработных в 2000-2010 гг.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
По данным обследований населения по проблемам занятости
Численность безработных, тыс. чел. 7059,1 6287,9 6154,7 5683,3 5775,2 5208,3 4998,7 4232,5 5289,0 6427,0 6800,0
По данным Федеральной службы по труду и занятости
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел. 1037,0 1122,7 1499,7 1638,9 1920,3 1830,1 1742,0 1553,0 1522,0 2145,0 2200,0
дарственной службы занятости, в несколько раз. В 2000 г. этот разрыв был больше, чем в 7 раз, далее с каждым годом этот показатель постепенно снижался, тем не менее, до сих пор продолжает оставаться на высоком уровне. Лишь небольшая численность безработных идёт регистрироваться в службах занятости, остальные не возлагают надежд на возможность найти работу через подобные службы. [4] Иначе говоря, население в России не рассчитывает на поддержку со стороны государства в решении проблемы безработицы. Однако даже та небольшая часть безработных, рассчитывающая на эту помощь, вовсе не удовлетворена действиями служб занятости и поддержкой государства, т.к. по их мнению, материальную поддержку, оказываемую безработным, нельзя назвать полноценной поддержкой, позволяющей спокойно получать дополнительное образование или искать нужную работу. Так, если в 1996 г. минимальный размер пособия по безработице приравнивался к минимальному размеру оплаты труда, а максимальный размер пособия не ограничивался, то начиная с 2003 г., минимальный размер пособия по безработице был равен 30% прожиточного минимума, а максимальный размер пособия — 100% прожиточного минимума. В 2008 г. минимальный размер пособия по безработице был равен 781 рублю, а максимальный размер пособия составлял 3124 рубля [5]. При этом в четвертом квартале 2008 г. прожиточный минимум составлял 4630 рублей [6], а минимальный размер оплаты труда на 1 января 2009 г. был установлен в размере 4330 рублей [7]. Таким образом, весьма очевидна ухудшающаяся тенденция в материальной поддержке безработной категории граждан.
На состояние рынка труда серьёзнейшее влияние оказывает демографическая ситуация в стране, ибо функционирование рынка труда — не просто процесс потребления (использования) и обращения рабочей силы, но и её формирования и воспроизводства. К сожалению, в современной России, как и в других развитых странах мира, сложилась тяжёлая демографическая ситуация. По данным на 1 января 2010 г. численность постоянного населения Российской Федерации составила 141 927 297 человек. При этом численность экономически-активного населения по итогам обследования населения по проблемам занятости — 74,6 млн чел., что в процентном отношении к общей численности населения страны составляет 52%. [8] При этом если рассматривать численность экономически-активного населения России за последние годы, то наблюдается прирост показателя. Так, в 2007 г. численность экономически активного населения составила 75046 тыс. чел., в 2006 г. — 74187 тыс. чел., в 2005 г. — 73811 тыс. чел., в 2004 г. — 72909 тыс. чел., в 2003 г. — 72835 тыс. чел. [9] Однако следует понимать, что в условиях отрицательной демографической ситуации этот рост не
является долгосрочным, поскольку имеет место старение экономически-активного населения. В 2008 г. количество занятых в экономике составляло 70965,1 тысяч человек, но уже в январе 2010 г. данный показатель составил 67700 тыс. чел. В 2009 г. произошёл резкий спад в численности занятых в экономике, который связан с разразившимся кризисом 2008 г. и соответственно выросшим уровнем безработицы.
Продолжая анализ занятости населения, следует отметить, что большая часть занятых сосредоточена в организациях крупного и среднего размера. Так, по данным на конец 2009 г. в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, было занято 35,8 млн чел., что в процентном отношении к общей численности занятых составило 51,6%. Кроме того, в организациях среднего и крупного размера привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн человек. Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2009 г. составляло 37,6 млн и было меньше, чем в 2008 г. на 1,4 млн человек, или на 3,6%. [10]
Можно отметить серьёзную зависимость занятости от уровня образования. Наибольший процент занятых имеет высшее профессиональное образование — 27,8%. На втором месте — люди со средним профессиональным образованием — 25,9%. При этом интересно отметить, что женщин с высшим и средним профессиональным образованием больше, чем мужчин. У женщин этот показатель составляет 30,5% и 31,0% соответственно, а у мужчин — 25,2% и 20,9%. [11] То есть связь безработицы с образованием явно прослеживается.
Подводя итоги, можно констатировать, что, несмотря на то, что количество экономически активного населения и занятых в экономике с каждым годом увеличивается, количество безработных продолжает оставаться на плачевно высоком уровне. Кроме того, следует учитывать тяжёлую демографическую ситуацию в стране, исходя из анализа которой, нельзя с уверенностью говорить о положительных тенденциях развития рынка труда в будущем. В ситуации, когда страна сама не может пополнять свою рабочую силу, она вынуждена привлекать её со стороны. Именно поэтому сегодня в России так сильно обострён вопрос трудовой иммиграции. Значительную часть рабочей силы России сегодня занимают представители Китая, стран СНГ и так далее. Иммиграционный процесс, в свою очередь, ставит под угрозу задачу национальной безопасности и сохранения национальной культуры.
Литература
1. Некрестьянова С. Социально-экономические условия, влияющие на общероссийский и региональные рынки труда // Резонанс. — 2009. — № 5. — С. 55.
2. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции от 18.10.2007 г. // Собр. законодательства РФ. — 2007. — № 15 (Октябрь)
3. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010.
4. Киселёва К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 115.
5. Киселёва К.И. Проблемы занятости населения Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2008. — № 12. — С. 116.
6. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010.
7. Финансовый аудит. МРОТ в 2009 году. http://financial-audit.ru/buh/manuals/manuals_62.html
8. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010.
9. Россия 2008: статистический справочник / Федеральная служба государственной статистики / Ред. В.Л. Соколин, Э.Ф. Баранов, М.И. Гельвановский — М., 2008. — С. 255.
10. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010.
11. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru/wps/portal, 2010.