Научная статья на тему 'Российский рынок электронных компонентов: как его видит efind. Ru'

Российский рынок электронных компонентов: как его видит efind. Ru Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
597
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Славгородский Алексей

Статья базируется на статистических данных поисковой системы eFind.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок электронных компонентов: как его видит efind. Ru»

российский рынок электронных компонентов:

как его видит eFind.ru

Алексей СлАвгородСкиИ, к. ф.-м. н.

alexey@efind.ru

Статья базируется на статистических данных поисковой системы eFind.ru.

введение

eFind.ru предоставляет сервис поиска электронных компонентов (ЭК) на складах поставщиков, работающих на российском рынке. На этом ресурсе сходятся интересы поставщиков электронных компонентов, производителей приборов и оборудования, разработчиков электронной продукции. Сервисом пользуются несколько тысяч человек в день, делая около 20 000 поисковых запросов. Поиск производится по складской информации порядка 200 поставщиков ЭК, из которых 15 входят в топ-20 самых крупных поставщиков России (по данным «Центра современной электроники», www.sovel.org). Это позволяет собрать и обработать большой объем статистических данных, на основе которых можно делать выводы об интересах отечественных потребителей электронных компонентов, о динамике их активности, их составе и выявить некоторые закономерности развития российского рынка ЭК.

Посещаемость ресурса. Число обращений к поставщикам Эк, сделанных с eFind.ru

На протяжении 2008-2009 годов динамика посещаемости ресурса (рис. 1) существенно не менялась. Наблюдались сезонные колебания числа посетителей, а сравнивая аналогичные периоды этих двух лет (например, весна 2008 г. и весна 2009 г.), можно было говорить о некотором росте.

Но с конца 2009 года начался резкий рост посещаемости. Если сравнивать март 2009-го и март 2010-го, то рост составил 50% (рост количества посещений в марте 2009-го относительно марта 2008-го составил всего 9%).

100 000

90 000 л

80 000 У

70 000

60 000 .у

50 000 \ У

40 000

30 000

20 000

10 000

0

Ч* О4 ^ $ Л Л $ $ <$ V? „.г .тЧ'? ^ у № у у V й V Й5 V V1 й у

рис. 1. Динамика ежемесячного числа посетителей сайта eFind.ru (по данным www.Liveinternet.ru)

Аналогичная картина наблюдается и для других количественных показателей, характеризующих посещаемость сайта. В частности, это число поисков по складам поставщиков ЭК, производимых посетителями eFind.ru (рис. 2), а также величина «ядра» аудитории (рис. 3). Под «ядром» понимаются посетители, бывающие на сайте каждую неделю в течение месяца.

Как видно на этих рисунках, новые посетители не только ищут по складам поставщиков ЭК, то есть являются целевыми для основного сервиса eFind.ru, но и пополняют ряды его постоянной аудитории («ядра»).

Полезность поисков, которые делают посетители eFind.ru, для поставщиков ЭК можно оценить по количеству обращений, которые

600 000

500 000 _

400 000 /

300 000

200 000

100 000

0 ч* «V о,Т л1? ^ ^ .О ^ ^ ^

рис. 2. Количество поисков, производимых в месяц на сайте eFind.ru (по данным www.Liveinternet.ru)

рис. 3. «Ядро» аудитории eFind.ru, то есть посетители, бывающие на сайте каждую неделю в течение месяца (по данным www.Liveinternet.ru)

Рис. 4. Число запросов (в месяц) на уточнение условий поставки, Рис. 5. Ежемесячное количество переходов на сайты поставщиков ЭК с сайта eFind.ru

отправленных посетителями eFind.ru поставщикам ЭК (по данным www.Liveinternet.ru)

получают поставщики благодаря участию в eFind.ru. Посетитель может обратиться к поставщику ЭК следующими способами:

1. Позвонив по указанному рядом с поисковыми результатами телефону.

2. Написав письмо по электронной почте.

3. Перейдя на сайт поставщика по ссылке.

4. Отправив запрос на уточнение условий поставки с помощью формы, расположенной на сайте.

5. Каким-то иным способом (личное знакомство с менеджером по продажам, приезд в офис и т. д.).

Из всех этих способов связи eFind.ru может контролировать только запросы на уточнение условий поставки. Динамика числа запросов приведена на рис. 4. Из этих данных следует, что рост посещаемости привел и к увеличению числа обращений к поставщикам ЭК через форму отправки запроса, расположенную на сайте.

Также есть возможность косвенно оценивать количество переходов на сайты поставщиков. При помощи сервиса интернет-статистики Liveinternet.ru можно узнать число переходов с eFind.ru на сайты, на которых, как и на eFind.ru, установлен счетчик Liveinternet. Данные о переходах приведены на рис. 5. Очевидно, что количество этих переходов также начало расти в конце 2009 года.

Исходя из динамики, представленной на рис. 4 и 5, будет уместно предположить, что отмечается также рост числа звонков по телефону, писем по электронной почте и прочих взаимодействий между пользователями и поставщиками, произошедших благодаря eFind.ru.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудитория сайта растет, причем растет и за счет посетителей, которые используют eFind.ru именно для закупки ЭК.

Подобное поведение пользователей можно объяснить нехваткой определенных электронных компонентов, которая наблюдается в последнее время. Мировой финансовый кризис привел к тому, что многие производители ЭК сократили объемы выпускаемой

продукции. В результате они не смогли поддержать рост рынка электроники, начавшийся в конце 2009 года. Российские производители РЭУ вынуждены налаживать новые цепочки поставок. При этом сильно возрастает роль дистрибьюторов ЭК, как официальных, так и независимых. Поэтому рост посещаемости eFind.ru, на котором как раз представлены склады всех типов дистрибьюторов, можно считать вполне объяснимым.

региональная принадлежность посетителей eFind.ru

Около 80% посетителей eFind.ru приходят из России. Далее идут Украина (около 9%) и Беларусь (около 4%).

В таблице 1 приведены данные по среднегодовой доле пользователей из 20 городов России с наибольшим числом пользователей eFind.ru.

По понятным причинам лидируют Москва и Санкт-Петербург (37% и 17% аудитории

Таблица 1. Процентное соотношение посетителей из различных городов России

S3 Я S3 S. S. £ її

X X С

о; о; <

Москва 44,7 40,9 38,9 37,8 -15,44

Санкт-Петербург 16,8 16,8 15,3 17,3 2,98

Новосибирск 3,2 3 3,6 3,9 21,88

Екатеринбург 2,9 3,5 3,1 3,3 13,79

Нижний Новгород 2,1 2 2,2 2 -4,76

Ростов-на-Дону 1,6 1,8 1,7 1,7 6,25

Челябинск 1,4 1,4 1,8 1,8 28,57

Воронеж 1,9 2 1,8 1,6 -15,79

Самара 0,71 0,95 0,79 1,5 111,27

Краснодар 1,2 1,2 1,2 1,1 -8,33

Томск 1,4 1,3 1 1,2 -14,29

Уфа 0,87 0,97 1,5 1,3 49,43

Пермь 1,2 1,1 1,2 1,3 8,33

Казань 1,2 1,3 1,4 1,2 0

Чебоксары 1,2 1,3 1,2 1 -16,67

Омск 0,82 1 1,1 0,94 14,63

Красноярск 0,69 0,9 0,95 0,98 42,03

Ижевск 0,73 0,91 0,88 1,1 50,68

Саратов 0,86 0,93 0,76 0,91 5,81

Пенза 1 0,73 0,83 0,88 -12

на апрель 2010 г.). Однако в то время как доля Санкт-Петербурга практически не изменялась на протяжении всего периода наблюдения, доля Москвы упала с 45% в январе 2008-го до 37% в апреле 2010 г. (речь идет именно о доле; абсолютное количество посетителей из Москвы увеличилось вместе с общим ростом аудитории). Таким образом, есть ряд регионов, рост числа пользователей eFind.ru в которых значительно опережает рост числа московских пользователей. В ряде городов рост превысил 20% (Новосибирск, Челябинск, Самара, Уфа, Красноярск, Ижевск). Мы полагаем, что это можно объяснить активным развитием центров приборостроения в соответствующих регионах России.

Интересы аудитории

Был проведен анализ запросов на уточнение условий поставки. Подобные запросы, как правило, делают те посетители сайта, которые уже непосредственно планируют сделать заказ компонентов. Анализ этих запросов дает более точную картину о потребностях аудитории, нежели анализ поисков, которые делаются на сайте.

Запросы были сгруппированы:

• по производителям ЭК;

• по наименованиям компонентов.

Кроме того, были выделены наиболее популярные группы ЭК.

Таблица 2. Производители ЭК, чья продукция наиболее часто запрашивается на www.eFind.ru

2008 г. 2009 г. 2010 г.

ST Microelectronics ST Microelectronics Atmel

NXP-Philips Texas Instruments Texas Instruments

Analog Devices Analog Devices ST Microelectronics

Maxim IC NXP-Philips Analog Devices

Texas Instruments Epcos NXP-Philips

Vishay National Semicond. National Semicond.

Murata Vishay Int. Rectifier

ON Semiconductor ON Semiconductor Murata

National Semicond. Maxim IC Maxim IC

Int. Rectifier Int. Rectifier ON Semiconductor

Таблица 3. Наименования наиболее часто запрашиваемых компонентов

2008 г. 2009 г. 2010 г.

AD743JN FT232RL ATMEGA8-16AU

LIS3LV02DL LIS3L06AL STR912FAW44X6

STLC5048 STW26NM50 IRGP50B60PD1PBF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^4РН50иРВР ATAVRISP2 ACS704ELC-015

AT90S8535-8PI CSD10060A IRFP4710PBF

74LVC273D ATMEGA8-16PU UC3843BD1G

ADSP-BF537BBCZ-5B CA3083MZ ADG842YKSZ-500RL7

OP496HRU-REEL AT91SAM7X256-AU AT45DB642D-TU

МСР201-1^ ТІР122 MF-SM185/33-2

IDT82V2058DA MPX2010GP AT89S8252-24JI

Данные о наиболее часто запрашиваемых производителях ЭК за 2008-й, 2009-й и начало 2010 года приведены в таблице 2.

Наименования компонентов, которые чаще всего встречались в запросах, приведены в таблице 3.

Наиболее часто запрашиваемые компоненты были объединены в группы. Результат объединения приведен в таблице 4. Наиболее популярная группа — «Интегральные микросхемы» — разбита на подгруппы. За основу был взят рубрикатор с сайта www.digikey.com.

Заключение

Из приведенной статистики следует, что российский рынок ЭК сейчас находится на подъеме, который начался примерно с конца осени 2009 года. Рост различных чис-

Таблица 4. Группы наиболее часто запрашиваемых компонентов

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Интегральные микросхемы: • микроконтроллеры; • операционные усилители; • модули памяти; • логические модули (триггеры) Интегральные микросхемы: • микроконтроллеры; • модули памяти; • операционные усилители; • универсальные асинхронные приемопередатчики Интегральные микросхемы: • микроконтроллеры; • регуляторы напряжения; • модули памяти; • мультиплексоры, демультиплексоры

Датчики,сенсоры Дискретные полупроводники Дискретные полупроводники

Дискретные полупроводники Датчики,сенсоры Датчики, сенсоры

Разъемы, соединители Радиочастотные компоненты Разъемы, соединители

Оптоэлектроника Реле Радиочастотные компоненты

ленных показателей, с помощью которых eFind.ru может оценивать активность рынка, составил от 30% до 50%. Мы предполагаем, что подобный рост обусловлен и тем, что все больше потребителей ЭК вынуждены обращаться к интернет-сервисам (в частности, к eFind.ru), чтобы удовлетворить потребности своих предприятий.

Другой интересный факт, который следует из нашей статистики, — это явная тенденция к увеличению (как абсолютному, так и относительному) числа посетителей из некоторых «нестоличных» регионов России (то есть не из Москвы и Санкт-Петербурга). Это, на наш взгляд, можно объяснить увеличением числа приборостроительных предприятий, располагающихся в этих регионах. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.