Научная статья на тему 'Российский контекст двух профессий: инженер и журналист'

Российский контекст двух профессий: инженер и журналист Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / PROFESSIONAL AUTONOMY / PROFESSIONAL ASSOCIATION / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярская Валентина Николаевна, Максимова Лариса Николаевна

Исследуются особенности становления и функционирования профессий инженера и журналиста. Особое внимание уделяется истории взаимоотношений между российскими профессионалами и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Context of Two Professions: an Engineer and a Journalist

Formation and functioning features of such professions as an engineer and a journalist are investigated. The special attention is given to the relationships between Russian professionals and the state.

Текст научной работы на тему «Российский контекст двух профессий: инженер и журналист»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

V.N. Yarskaya, L.N. Maksimova The Russian Context of Two Professions: an Engineer and a Journalist

Formation and functioning features of such professions as an engineer and a journalist are investigated. The special attention is given to the relationships between Russian professionals and the state.

Key words and word-combinations: professional autonomy, professional association, labor market.

Исследуются особенности становления и функционирования профессий инженера и журналиста. Особое внимание уделяется истории взаимоотношений между российскими профессионалами и государством.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональная автономия, профессиональная ассоциация, рынок труда.

УДК 316.34/.35 ББК 60.54

В.Н. Ярская, Л.Н. Максимова

РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ ДВУХ ПРОФЕССИЙ: ИНЖЕНЕР И ЖУРНАЛИСТ

Ос

'сновным механизмом формирования социальной сплоченности в обществе выступают меры по снижению социального и профессионального неравенства, повышению уровня профессиональной культуры, качества жизни, социальной интеграции. Для понимания динамики профессионализма в России активно используется рецепция англосаксонских и континентальных объяснительных моделей [1, с. 103]. Зарубежные авторы анализируют профессии в России прежде всего в аспекте профессиональной автономии.

Профессионалы в России не обладали автономией; их профессиональная жизнь полностью регламентировалась государством, но они были вовлечены в процесс социальных трансформаций. Хотя у них и не было возможности добиться автономности своих профессиональных организаций, они смогли достигнуть высокой степени профессионального самосознания, даже если их действия «вступали в конфликт с государством и властями» [2, ^ 367]. Привлекая концепт вре-

2013

ВЕСТНИК ПАГС

133

мени, можно проследить изменения с помощью коллективной памяти о прошлом в связи с настоящим [3, с. 173-181], динамику становления профессий.

Признание множественности сосуществующих и конкурирующих рацио-нальностей и этических систем позволяет лучше понять мир конкретной профессии [4, с. 28]. История отношений между российскими профессионалами и государством видна на примере становления двух, на первый взгляд, разных профессий - инженера и журналиста. Ведь квалифицированная профессия инженера относится к типу человек - техника, а профессия творческого класса, журналист, относится к типу человек - художественный образ. Историю человеческой цивилизации предлагают даже условно разделить на два важнейших этапа - до появления профессии инженера и после этого [5, с. 2]. Речь фактически идет о наступлении эпохи техногенной цивилизации.

Первое российское инженерное сообщество состояло из пяти человек [6, с. 30-38; 7, с. 13-25; 8, с. 23; 9] и называлось «пентагональным обществом». Члены его внесли большой научно-практический вклад в становление и развитие профессии инженера, попытались уйти от полного подчинения министерству и осуществляли профессиональную деятельность как для государственного, так и для частного производства, выполняя миссию по улучшению качества жизни [10]. Активное участие в создании инженерных сообществ, учреждении научных журналов, посвященных инженерному делу, и организации новых образовательных учебных учреждений способствовало не только росту числа инженеров, но и трансформации модели подготовки инженера-профессионала.

Главной целью этой деятельности было стремление создать конкурентоспособность Российского государства на международном уровне в области инженерного дела. Некоторые группы организовывали региональные ассоциации для ограниченного круга профессионалов по отраслям инженерного дела - например, профессиональная ассоциация инженеров-электриков [10, с. 382-420]. Было предложено сделать данное сообщество доступным для представителей всех инженерных школ, но сочтя это преждевременным, проголосовали против [11, с. 61]. Последующие попытки организовать независимую профессиональную ассоциацию отвергались властями, опасавшимися любой самостоятельной коллективной деятельности граждан.

Столкнувшись с запретами властей на создание профессиональных постоянно действующих организаций, инженеры попытались организовать проведение конгресса инженеров, в программу которого были включены вопросы, отражающие интересы инженеров и свидетельствующие о росте частной инженерной практики [11]. Однако Министерство внутренних дел запретило проведение конгресса, и Всероссийский союз инженеров был организован только в 1917 г.

В 1960-1970-х годах профессия инженера получила широкое распространение. При этом было неясно, существует ли у этой профессии социальный контекст [12]. Отечественные социологи советского периода стремились исследовать сущность этой профессии. Исследование под руководством В.А. Ядова в 1977 г. посвящено социально-психологическому портрету инженера. В нем подробно рассматриваются внутренние механизмы социального поведения, ценностные и мировоззренческие установки инженера [13]. Ядро профессии составляет

134 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

профессиональная этика труда как совокупность моральных норм, взглядов и ценностей, исполняющих функции регулятора поведения профессионалов [14, с. 25].

В 1990-е годы престижность профессии инженера была подорвана на фоне падения объемов производства, ликвидации промышленных предприятий в связи с отсутствием прибыли и снижением уровня заработной платы. В 2001 г. из 260 инженерно-технических работников 60% не были удовлетворены ролью инженера в современном производстве, полагая, что эта профессия не востребована [15]. Кризис профессии инженера связывают с поглощением профессии нетрадиционным проектированием, сменой приоритетов в инженерной деятельности, переструктурированием промышленности.

В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения меняют систему образования, задавая новые критерии и рамки оценивания качества подготовки, судить об эффективности которых можно будет после выпуска бакалавров, обученных по новым стандартам. В действительности ощущение кризиса возникает одновременно с появлением проблем на рынке труда [16]. Полагают, что молодым кадрам доступна работа, не требующая академических знаний: менеджер по продажам, продавец, оператор са11-центра. Работа по специальности либо недоступна, либо мало оплачивается.

Сегодня на молодежном рынке труда в Саратовском регионе существует дисбаланс спроса и предложения: часть выпускников, не находя достойных мест работы, уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар в поисках работы с высокими окладами, перспективами карьерного роста. Ожидания молодых специалистов согласуются с реальным положением дел в отрасли, если они имеют опыт работы, проходили полноценную производственную практику, подрабатывают по профилю обучения с младших курсов, что способствует гармоничному вхождению в профессию. Работодатели сетуют: за что молодым специалистам платить? Однако именно на молодой возраст приходится покупка жилья, рождение ребенка и расходы, связанные с этим.

На самом деле работодатели могут предложить максимальную заработную плату (до 50 000 руб.), но для этого необходимо много и терпеливо работать. Молодые же специалисты зачастую уходят через 1-3 месяца после трудоустройства. Молодежь предпочитает график работы, оставляющий больше свободного времени для занятий по душе. Важным для молодых людей являются официальное оформление, «белая» зарплата, возможные социальные гарантии. Но обычно приходится соглашаться на жесткие условия или искать работу в других регионах.

В июне 2012 г. в Саратове зарегистрировано 4310 безработных на 12 000 вакансий; по области - 16 793 безработных на 25 555 свободных рабочих мест. Следовательно, вопрос не в нехватке рабочих мест, а в отсутствии взаимодействия рынка труда и рынка профессий. На востребованные специальности в вузах сокращается число бюджетных и увеличивается количество коммерческих мест - в результате поступают учиться прежде всего обеспеченные выпускники школ. Для привлечения в маловостребованные профессии молодых специалистов необходимы мероприятия по повышению престижности профессии с использованием СМИ, социальной рекламы и экономических стимулов, увеличением бюджетных мест в вузах, гарантированным трудоустройством и высоким уровнем оплаты труда как главной мотивацией. Следует сформировать партнерские взаимоотношения вуза

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 135

и работодателя (некоторые корпорации заключают договоры с вузами), выделять подъемные деньги, оказывать помощь молодым специалистам в решении жилищных проблем.

Старшекурсники, испытав свои силы на рынке труда, знают, что в регионе найти работу с зарплатой выше 12 000-15 000 руб. практически невозможно, а оценивают они себя в 35 000-45 000 руб. Выпускники полагают, что сразу должны получить достойную работу с высоким окладом, и не готовы начинать трудовой путь с помощников, секретарей, ассистентов. В режиме круглого стола 26 студентов престижного саратовского вуза, будущих менеджеров, озвучили ожидания: зарплата от 30 000 руб., престижная фирма, карьерный рост, возможность «загранки».

Вопросы повышения качества подготовки инженеров и престижа инженерной профессии остаются в тени. На первый план выдвигается тема некачественной подготовки гуманитариев в непрофильных вузах.

Динамика становления профессии журналиста, теоретические подходы и способы работы, методология и направления деятельности позволяют проследить историю отношений между профессионалами в этой сфере и государством [17; 18]. Проблемы самоопределения и становления современного журналиста рассматриваются с применением метода анализа биографии для выявления взаимосвязи личностной и профессиональной идентичности [19]. Для реализации властных функций советскому государству потребовалась развернутая командно-административная система, снабженная мощным аппаратом принуждения, направленного против инакомыслия. Пресса в этих условиях превратилась в подручного, стала составной частью системы, на десятилетия фактически выведя российский журналистский корпус за рамки мировой профессиональной общности.

В советское время начинающему журналисту помогал преуспевать в профессии «блат» (родители, работающие в обкомах, их знакомые). В перестроечное время можно было свободно положиться на свою энергию и увлеченность, добиться своего без связей. В постперестроечное время молодому человеку прежде всего нужны собственные интеллектуальные ресурсы (хорошее образование, работоспособность, знание рынка и конъюнктуры). Кроме того, ему необходима финансовая поддержка семьи [20, с. 118].

Содержание профессионального долга работников прессы в Уставе Союза журналистов СССР определялось исключительно задачами, которые ставила перед собой КПСС практически без учета специфики журналистики [21, с. 51]. Ни о каких кодексах, моральных и профессиональных принципах культуры советского журналиста до конца 1980-х речи не велось.

Если учесть, что законодательство о печати не было до 1991 г., то можно предположить, насколько было трудно отечественной журналистике сохранить верность своему истинному предназначению. В случаях, когда журналисты решались работать в соответствии со своими представлениями о профессиональном долге, от них требовались героические усилия и изобретательность, чтобы их материалы увидели свет. В большинстве своем представители журналистского цеха приспосабливались к обстоятельствам, иронизируя на предмет расхождений профессиональной практики с уровнем профессиональной культуры [22, с. 6].

136 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Свобода слова, свобода творческого самовыражения сегодня закреплены законодательно, становясь серьезным испытанием профессиональной зрелости и профессиональной культуры журналистов. Манипулирование массовым сознанием, засилье агрессивной рекламы, политическое невежество, преобладание негатива угнетающе действуют на телезрителя и радиослушателя. Решение проблемы видится прежде всего в необходимости подготовки грамотных, всесторонне образованных специалистов и формировании их профессиональной культуры.

Инженеры и журналисты - носители профессиональной идеологии. Ранее деятельность инженерных и журналистских профессиональных сообществ регламентировалась государством, препятствуя их автономии. Сегодня же, подобно тому, как удивляют министры, не знающие уровня зарплат вузовских преподавателей в провинции, причины положения на рынке труда - институциональные, отражающие несоответствие деклараций о развитии высшего образования реальному положению дел. Современное противоречие технического (например, инженеров) и социально-гуманитарного (например, журналистов) образования снимается на путях либерализации политики в сетевом, информационном, гражданском сообществе. Этому вполне соответствуют и способствуют благородные традиции российской истории данных профессий.

Библиографический список

1. Абрамов Р.Н. Историко-социологические импликации социологии профессий: российский и зарубежный контексты // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии: сб. науч. докл. симпозиума, 13-14 октября 2011 г. / под ред. И.Ф. Девятко, Н.К. Орловой. М., 2011. С. 103.

2. Kassow S. Russia's Unrealized Civil Society // Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton: Princeton University Press, 1991. P. 367.

3. Ярская В.Н. Социальный проект времени // Диагноз времени как проблема социальной теории и практики. Ставрополь, 2006. С. 173-181.

4. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Мир профессий - пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 28.

5. Марков Д. Инженерное искусство молодых. Инженер года - 2011 // Промышленные вести Воронежской области. Воронеж, 2011. С. 2.

6. Кирпичев В.Л. И.А. Вышнеградский как профессор и ученый // Вестн. общества технологов. 1895. № 6. С. 30-38.

7. Иллюстрированный сборник материалов к истории возникновения Киевского Политехнического Института: памяти Виктора Львовича Кирпичева посвящает Киев. политех. общ-во инженеров и агрономов / И. Ганицкий. Киев, 1914. С. 13-25.

8. Гезехус Н. Павел Васильевич Котурницкий (1844-1913): некролог // Известия Технологического Института Императора Николая I. 1915. № 7. С. 23.

9. Бусаров В.Г., Левин Б.А. «Без светоча теории...»: о выдающемся русском ученом и государственном деятеле Николае Павловиче Петрове. М., 2003.

10. Rogger H. Americanism and the Economic Development of Russia // Comparative Studies in Society and History. 1981. July. P. 382-420.

11. Russia's missing middle class: The professions in Russian history / ed. by Harley D. Balzer. N. Y., 1996. P. 55-88.

12. Ярская В.Н. Высшее инженерное образование: социальный дискурс // Мат-лы Всероссийского конгресса. Уфа, 2012.

13. Социально-психологический портрет инженера: по мат-лам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций / под ред. В.А. Ядова. М., 1977.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 137

Н.С. Анисимов

14. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М., 1989.

15. Каников Ф.К. Социальные проблемы инженерного труда в условиях формирования рыночной экономики (по мат-лам социол. исследования) // Инженер на стыке тысячелетий: мат-лы социол. исследования. Итоги опроса ИТР. Набережные Челны, 2001.

16. Ярская В. [и др.]. Молодым куда у нас дорога? Спрос и предложение рынка труда // Общественное мнение. 2012. Июль, № 7 (154). С. 40-45.

17. ПрохоровЕ.П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика и техника работы исследователя. 2-е изд. М., 2006.

18. Свитич Л. Социология журналистики: методология, методы, направления и результаты исследований. М., 2010.

19. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб., 2005.

20. Сосновская А.М. Профессиональная идентичность журналиста // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII, № 3. С. 118.

21. Николенко П. Пресс-конференция для журналистов // Культура и жизнь. 1959. № 6. С. 51.

22. РечицскийЛ.А. Есть мнение. Ваше. И есть мнение - наше! // Журналист. 2008. № 14. С. 16.

N.S. Anisimov

Postnonclassical Determinism and the Possibility for Social Prognoses

The concept of postnonclassical determinism in the context of peculiarities of nonlinear development -chaos, polyvariance and criticality, is investigated. The possibility of prognosis and future control in nonlinear social systems is discussed.

Key words and word-combinations: postnonclassical determinism,

nonlinear development, polyvariance, social prognosis.

Исследуется концепция постне-классического детерминизма в контексте особенностей нелинейного развития: хаотичности динамики, поливариантности, критичности. Обсуждается возможность прогноза и управления будущим в нелинейных социальных системах.

Ключевые слова и словосочетания: постнеклассический детерминизм, нелинейное развитие, поливариантность, социальный прогноз.

УДК 1 ББК 87.25

Н.С. Анисимов

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ

С

тановление нелинейного мировоззрения, связанное с открытием во второй половине ХХ в. явлений детерминированного хаоса, самоорганизации, критичности развития и фрактальности, привело к необходимости переосмысления существующих представлений о реальности, в результате чего сложилась постнеклассическая общенаучная парадигма. Мир оказался гораздо более сложным, чем это казалось еще совсем недавно: он имеет сложную онтологическую структуру; в нем постоянно сменяют друг друга процессы самоорганизации и хаотизации; его многочис-

138 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.