Научная статья на тему 'Российский арктический проект: политическое целеполагание и экспертная оценка'

Российский арктический проект: политическое целеполагание и экспертная оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РОССИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЭКСПЕРТНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ARCTIC PROJECT OF RUSSIA / CIVIL SOCIETY / STATE / EXPERT SOCIOLOGICAL POLL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новожилов Виктор Феодосьевич

В статье дается обоснование целесообразности (геополитической, экономической, оборонной, инфраструктурной) энергичной реализации российского арктического проекта, программа которого утверждена Правительством РФ в апреле 2014 г. Анализируются результаты экспертного опроса, проведенного в начале 2016 г. среди ученых, бизнесменов, чиновников, политиков по этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ARCTIC PROJECT: POLITICAL GOAL-SETTING AND EXPERT ASSESSMENT

The article gives an expediency substantiation (geopolitical, economic, defensive, and infrastructural) of vigorous implementation of the Russian Arctic Project which program is approved by the Government of the Russian Federation in April 2014. The results of the expert survey conducted at the beginning of 2016 among scientists, businessmen, officials, politicians on this problem are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Российский арктический проект: политическое целеполагание и экспертная оценка»

2016'09

ВЛАСТЬ

37

НОВОЖИЛОВ Виктор Феодосьевич — председатель Архангельского областного собрания депутатов (163000, Россия, г. Архангельск, пл. Ленина, 1; novozhilov@osd.ru)

РОССИЙСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация. В статье дается обоснование целесообразности (геополитической, экономической, оборонной, инфраструктурной) энергичной реализации российского арктического проекта, программа которого утверждена Правительством РФ в апреле 2014 г. Анализируются результаты экспертного опроса, проведенного в начале 2016 г. среди ученых, бизнесменов, чиновников, политиков по этой проблеме. Ключевые слова: арктический проект России, гражданское общество, государство, экспертный социологический опрос

Стратегическими политическими и социально-экономическими целями современной России является реализация масштабных проектов, задачи которых были конкретизированы последними международными и геополитическими событиями: санкциями против России, войной в Сирии, снижением цены нефти и газа, падением курса рубля, постоянной угрозой политической дестабилизации. Если воспринимать данные события не в апокалиптическом свете, как пытаются представить их некоторые аналитики и информагенства, а в качестве геополитических коррелятов, то на первый план выдвигается проблема налаживания продуктивных долгосрочных и взаимовыгодных отношений между властными государственными органами и бизнес-структурами.

Подобное взаимодействие связано не только с неослабным вниманием к инновационным и модернизационным процессам, которые без решения конкретных задач являются понятиями без определенного содержания, но и с развитием крупных проектов, инициатором которых являются не бизнес-структуры, как это могло бы предполагаться в рыночной экономике, а государство. Подобные инициативные проекты в истории России практически всегда подразумевают инфраструктурное развитие макрорегионов. Среди наиболее проблемных регионов можно указать на такие малонаселенные территории, как Сибирь, Дальний Восток и Российская Арктика, которые обладают наиболее богатыми природными ресурсами.

Как было сказано выше, отличительной особенностью развития данных регионов является эффект «обратной инициативы». Государство в данном случае выступает не только правовым гарантом, обеспечивающим правила игры на рынках, но в большей степени заинтересованным лицом, инициирующим проект. В то же время государство не выполняет роль, присущую ему в период плановой экономики, т.е. не стремится поставить всю инфраструктуру развиваемых регионов под государственный контроль, а, напротив, выполняет роль мета-управляющего, публичного лица, осуществляющего регуляцию хода проектов за счет косвенного, а не прямого управления, создавая новые объекты и условия для инвестирования.

В связи с этим крупный инфраструктурный проект Российской Федерации по освоению Русского Севера требует к себе внимания в плане и начального освоения территорий, и последующей поддержки работоспособности запланированных и создаваемых инфраструктурных условий. Поэтому Арктический регион РФ требует особого отношения, что и отражено в государственной про-

;38

ВЛАСТЬ

2016'09

грамме РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»1. Разные ее аспекты проанализированы в недавнем обстоятельном докладе Института национальной стратегии [Россия в Арктике... 2015].

При реализации арктического мегапроекта России необходимо использовать подходы проектного менеджмента как современной технологии эффективного управления. Проектный менеджмент позволяет как учитывать и снижать риски, так и предполагать позитивные изменения. Это связано, среди прочих причин подобных проектов, еще и с ориентацией проектного менеджмента на результат, в то время как традиционный менеджмент ориентирован на организацию и процесс. Так как арктический мегапроект России требует колоссального количества ресурсов (финансовых, интеллектуальных, временных, медицинских), ориентация исключительно на организацию проекта с пассивным ожиданием каких-либо положительных эпифеноменальных эффектов не принесет действительного решения поставленных перед правительствами северных регионов РФ задач.

Важной составляющей проектного менеджмента, особенно для такого крупного проекта глобального масштаба, каковым является арктический проект России, является предсказуемая надежность. Таким образом, в случае с российским арктическим проектом экономика и политика подчиняются прагматической цели - освоить северные территории России, создать инфраструктуру, которая будет способствовать глубокому проникновению России на свои арктические территории, создать условия для использования природных ресурсов Арктики. Проектный менеджмент в реализации арктического мегапроекта России предполагает диверсификацию ресурсов каждого отдельного региона Русского Севера вплоть до поручения решения узкоспециализированных задач отдельным муниципальным районам при общей правовой и финансовой поддержке государства. При этом каждый отдельный проект реализуется посредством комплексного кооперативного вовлечения региональных и международных предприятий.

Увеличение числа подрядчиков арктического проекта, создание здоровой конкуренции между ними, направленной не на взаимное вытеснение из рынка, а, напротив, на поиски условий возможностей кооперации, усиление частной инве -стиционной составляющей в арктическом проекте являются одними из главных инструментов его успешной реализации. Решение поставленных в государственной программе задач арктического проекта посредством государственно-частного партнерства поможет, во-первых, целевому финансированию крупных частных предприятий, что в свою очередь будет способствовать разработке собственных и покупке зарубежных технологий, развитию приборной и технической базы, привлечению кадров не только в данный проект, но и в дальнейшие и сопутствующие проекты. В свою очередь разработка отечественных инновационных технологий, использование которых неизбежно в сложных природно-климатических условиях Российской Арктики, соответствует политике импорто-замещения России в условиях санкций. Таким образом, становится очевидным, что преодоление «узких мест» требует не только вмешательства властного влияния правительственных структур России, но, порой в большей степени, тесного сотрудничества с частными структурами, обладающими технологиями, позволяющими в конечном счете сократить сроки реализации проекта, улучшить жизненный цикл сооружений, соблюсти экологические требования в таком экологически хрупком регионе, как Арктика.

Кроме правовых преимуществ, к которым, безусловно, относится представ-

1 Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.2014 N 366. Доступ: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (проверено 08.03.2016).

2016'09

ВлАсть

39

ленная выше программа социально-экономического развития Арктического региона РФ, у России существует и ряд преимуществ иного рода. К ним относятся: 1) наличие самого развитого и технически совершенного ледокольного флота в мире; 2) самая протяженная береговая линия прямого выхода в Северный Ледовитый океан; 3) наличие портов на Северном Ледовитом океане, что обеспечивает не только торговым, но и военным судам России прямой выход в океан; 4) развитые технологии строительства нефтяных платформ, базирующиеся на опыте сооружения нефтяной платформы «Приразломная», созданной АО «ПО «Севмаш» по заказу ООО «Газпром нефть шельф»; 5) огромные запасы углеводородов и других полезных ископаемых; 6) отработанные технологии промышленного производства в экстремальных условиях.

Таким образом, можно констатировать не только важность, но и необходимость реализации арктического мегапроекта России. Он является долгосрочным инфраструктурным проектом, в котором не работают существующие технологии государственно-частного партнерства, ориентирующиеся на процессуальную составляющую реализации задач. Сложность реализации проекта определяется прежде всего экстремальными природно-климатическими условиями, преодоление которых закономерно приводит к удорожанию себестоимости единицы продукции, созданной за Полярным кругом, будь то продукция промышленного производства или добываемые природные ресурсы. Поэтому в рамках арктического мегапроекта России как освоения стратегической территории необходимо реализовывать новые формы государственно-частного партнерства, подразумевающие строгую ориентацию на результат, более тщательные экономические расчеты и детально продуманную логистику.

Важную роль в исследовании проблем реализации крупных проектов играет их экспертное обсуждение и оценка. Конечно, это относится и к арктическому проекту. Поэтому в январе-феврале 2016 г. в Архангельской обл. был проведен экспертный социологический опрос (опрошены 115 экспертов), посвященный выявлению аспектов сложной социально-политической, экономической и геополитической проблемы реализации арктического проекта России.

Опрос был проведен с целью повышения степени объективности оценки основной проблемы исследования, сформулированной следующим образом: «Какие социально-политические, правовые и экономические принципы и механизмы могут быть привлечены и реализованы для налаживания максимально эффективного государственно-частного партнерства при реализации арктического проекта России?» К данному проекту существует достаточно неоднозначное отношение - он вызывает в обществе оживленные споры и столкновения политических и экономических сил [Лукин 2012; 2014]. Но при этом различные стороны неизбежно постулируют сложность представленной проблемы, постольку стало необходимо дифференцировать данную проблему на ее составляющие. Данная методология анализа сложной проблемы удовлетворяет методологии системного многофакторного анализа и позволяет конкретизировать частные проблемные стороны реализации указанного проекта

Основной теоретической проблемой стало рассмотрение содержания самого понятия эффективности реализации проекта. Поскольку арктический проект России затрагивает всю совокупность социальных отношений, эффективность реализации ставится в зависимость от соотношения и гармонизации этих отношений. Следовательно, эффективность при реализации арктического проекта России не может носить сугубо экономический характер. В данном случае необходимо учитывать весь комплекс проблем - от экономики и экологии до внутренней политики и геополитических ожиданий. Поскольку в данном случае исследователи неизбежно сталкиваются с качественными показателями реали-

зации проекта, включающими такие социально-политические составляющие проекта, как ценности и интересы населения и социальных групп, то для более продуктивного разрешения возникающих в прессе и при предметном обсуждении вопросов, связанных с различными сторонами арктического проекта в регионах, было решено провести социологический опрос экспертов.

В группу вопросов, непосредственно касающихся проекта, вошли конкретные проблемы стратегии и тактики реализации арктического проекта России. Решение их экспертным сообществом может в будущем совпадать с общественным мнением, именно поэтому ответы на вопросы предельной конкретности могут иметь практическое значение для будущего освоения северных территорий России (см. табл. 1).

Таблица 1

Отражение экспертного мнения по проблемной группе, связанной с арктическим проектом

Вопрос Наиболее популярный ответ, доля в %

Скорее «да» Скорее «нет»

Может ли арктический проект России стать фактором создания новых моделей долгосрочного партнерства бизнеса и государства? 41,74 19,13

Является ли разработка арктических территорий гарантом политической и экономической стабильности России в будущем? 42,612 22,61

Является ли российский арктический проект исключительной сферой интересов нефтегазовых компаний? 39,13 28,70

Будет ли способствовать реализация российского арктического проекта улучшению качества жизни населения полярных территорий? 48,70 25,22

Существует ли необходимость участия иностранных инвестиций в российском арктическом проекте? 44, 35 26,39

Можно ли сравнить российский арктический проект с «атомным» и «космическим» проектами в СССР? 30,43 33,91

Не приведут ли затраты на освоение Арктического шельфа к росту государственныхрасходов и разбалансированию экономики России? 36,52 26,09

Не несет ли российский арктический проект риски для экосистемы Арктики? 32,17 26,09

По результатам экспертного опроса по проблемной группе вопросов, касающихся арктического проекта, можно сделать следующие выводы.

На вопрос о возможности арктического проекта России стать фактором создания новых моделей долгосрочного партнерства бизнеса и государства большинство экспертов высказали предположение о существовании такой возможности. Вместе с тем примерно такая же доля экспертов предположили возможность разработки арктических территорий России не только в качестве источника природных ресурсов, но и в качестве гаранта будущей политической и экономической стабильности России. но при этом эксперты оценили текущую ситуацию с реализацией арктического проекта России как сферу интересов нефтегазовых компаний, что в будущем частично поднимет уровень жизни населения север-

2016'09

ВЛАСТЬ

41

ных территорий России. Это не вполне коррелирует с экспертным мнением о возможности разбалансировки экономики России вследствие затрат на арктический проект.

Необходимость участия иностранных компаний в развитии Русского Севера объясняется чаще всего технологическим несовершенством российских инженерных сооружений и недостатком свободных финансовых средств для новых инвестиционных проектов.

Завершая анализ ответов экспертов, отметим, что, несмотря на достаточно подробные и продуманные ответы экспертов на вопросы социологического опроса, нельзя забывать и об эмерджентном характере сложных проблем, т.е. о появлении таких феноменов реальности, которые являются результатом не отдельных условий реализации проекта, а целостной совокупности многих факторов.

Так, в арктическом проекте России немаловажную роль играет геополитическая и экологическая эмерджентности, которые не могут быть предусмотрены заранее как отдельные проблемы исследования, поэтому должны рассматриваться в качестве целостной совокупности и на протяжении реализации всего проекта.

Выявление препятствий эмерджентной природы должно постоянно сопровождаться проведением новых экспертных опросов. Тем самым, возможно частичное нахождение компромисса не только между государством, гражданским обществом и бизнесом, но и между социальной системой и экосистемой региона, а также геополитическими конкурентами России на территории Арктики.

Список литературы

Лукин Ю.Ф. 2012. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск. 464 с. Доступ: http://arctic-and-north.com; http://narfu.ru/aan/ (25.12.2012); http://narfu. ra/aan/Russian_Arctic_Lukin/Russian_Arctic_Lukin.pdf

Лукин Ю.Ф. 2014. Арктический шельф: санкции и возможности (аналитический обзор СМИ). Доступ: http://narfu.ru/upload/medialibrary/086/shelf_project.pdf

Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения (под ред. М.В. Ремизова). 2015. М.: Книжный мир. 384 с.

NOVOZHILOV Victor Feodos'evich, Chairman of the Arkhangelsk Regional Assembly of Deputies (1 Lenin Sq, Arkhangelsk, Russia, 163000; novozhilov@osd.ru)

RUSSIAN ARCTIC PROJECT:

POLITICAL GOAL-SETTING AND EXPERT ASSESSMENT

Abstract. The article gives an expediency substantiation (geopolitical, economic, defensive, and infrastructural) of vigorous implementation of the Russian Arctic Project which program is approved by the Government of the Russian Federation in April 2014. The results of the expert survey conducted at the beginning of 2016 among scientists, businessmen, officials, politicians on this problem are analyzed in the article.

Keywords: Arctic project of Russia, civil society, state, expert sociological poll

ШАРИПОВ Шамиль Гусманович — кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа» (450054, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зорге, 59, prservice@ufa-tr.gazprom.ru)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В АРХИТЕКТУРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. В статье раскрывается интегративная взаимосвязь геополитики и геоэкономики сопряжения межрегиональных и межстрановых возможностей в реализации масштабных инфраструктурных и инвестиционных программ на основе активизации энергетического потенциала регионов РФ. Республика Башкортостан представлена с позиции формирования энергетического региона как ядра крупнейшего нефтехимического кластера страны, способного выступить в роли движущей силы ключевых проектов с участием стран ШОС.

Ключевые слова: азимут «Восток-Запад», Газпром, нефтехимический кластер, Евразийский экономический союз, экономический пояс Шелкового пути, Энергетический клуб ШОС, энергетический регион, «гедж-Ю-гедюп», партнерство и сотрудничество

Методология конструирования энергетического пространства

Многомерное конструирование геополитического пространства способствует созданию трансъевразийских международных транспортных коридоров - генеральных многовекторных энергетических, железнодорожных, авиационных, автомобильных, электронных, информационно-коммуникационных направлений по азимутам «Восток-Запад» для ускорения промышленной и торгово-экономической динамики, сближения цивилизаций, роста качества человеческого капитала, поэтапного достижения энергетического равновесия, общечеловеческого прогресса.

На политическом «компасе» обращение России к Востоку и поворот Китая на Запад вовсе не являются разновекторными, противоречащими друг другу тенденциями, а, напротив, прокладывают общие линии евро-азиатских транспортных магистралей по меридиональным путям «Север-Юг», совпадающим с широтными маршрутами «Восток-Запад». На всем протяжении их национальных отрезков формируются координаты устойчивого промышленного роста - промышленные комплексы (нефтегазохимические, металлургические, машиностроительные, авиационные и др.), транспортно-логистические и производственно-инновационные центры, энергетические хабы, ориентированные на реализацию межрегиональных и международных проектов.

Известно, что по совокупности функциональных признаков виды регионализации классифицируются как геополитическая, экономическая и культурная. Мы считаем целесообразным расширить их перечень за счет включения нового вида - энергетической регионализации, ориентированной на укрепление устойчивой энергетической самообеспеченности мегарегионов, развитие ресурсной регионализации в энергетике, гармонизацию международных отношений между странами, добывающими, перерабатывающими и транспортирующими углеводороды, прокладку новых энерготранспортных коридоров через страны, обладающие интеграционным потенциалом, капитализацию прямых инвестиций в промышленном секторе из международных фондов региональных объединений, совместное освоение нефтегазовых ресурсов, увеличение совокупного регионального ВВП, достижение поступательного синергетического эффекта от энергетического сотрудничества и политического консенсуса.

Энергетическая регионализация преломляется через многовекторные процессы экономического развития регионов и субрегионов, отличающихся нали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.