УДК 378.015.4
Степаненко Лариса Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА: СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Аннотация. Основная цель российской высшей школы образования - развитие определенного типа личности человека в интересах общества. Главный аспект образования связан с самообразованием и самовоспитанием, развитием творческой личности. Социокультурная модернизация отечественного образования сегодня осуществляется на принципиально новых условиях - в фокусе экономических, политических и культурных процессов. Актуальным для современной жизни и современного образования является процесс социокультурной адаптации личности, который осуществляется в условиях консолидации знаний, развития технической культуры. Профессиональная компетентность, конкурентоспособность, социокультурная адаптированность личности - это базовые критерии оценки качества и эффективности функционирования высшей школы российского образования.
Ключевые слова: экономические, политические, культурные вызовы, модернизация в отечественном образовании, профессиональная компетентность.
Отечественное высшее профессиональное образование на современном этапе (второго десятилетия XXI в.) признано государственной политикой определяющим звеном профессиональной подготовки и общекультурного развития молодого поколения, входящего в самостоятельную жизнь. В связи с тем, что российское общество сегодня отражает всю сложность и неоднозначность происходящих в нем экономических, политических и культурных процессов, высшая профессиональная школа находится в фокусе необходимости принятия социальных вызовов времени и ответной реакции на них [2]. Именно поэтому перед системой высшего профессионального образования встает проблема подготовки личности обучающегося, обладающего качествами профессиональной компетентности, социокультурной адаптированности, конкурентоспособности, самостоятельности и самореализации на рынке труда [11].
Остановимся более подробно на характеристике социальных вызовов, которые принимает современная система высшего профессионального образования, и на том, каким образом она пытается отвечать на них.
Социально-экономическая ситуация высвечивает весьма драматичное положение России. В силу существующего санкционно-го давления, Россия вынуждена выстраивать взаимовыгодные экономические отношения на ином территориально-географическом
поле, выходя на новые взаимоотношения со странами, входящими в такие организации, как БРИКС, ШОС, укрепляя партнерские связи со странами евразийского экономического содружества (в плане создания инвестиционно привлекательного климата). По-иному расставлены акценты и в экономическом курсе самой России, ориентированной на развитие собственных возможностей и ресурсов.
Социально-экономическая ситуация непосредственно отражается на происходящих кардинальных структурных (создание уровневой системы образования - бакалавриат и магистратура) и содержательных (создание федерального государственного образовательного стандарта - ФГОС нового поколения) изменениях в высшей школе. Но если структурные изменения уже получили практическое закрепление, то концептуальные преобразования еще не завершены. Так, поиск наиболее полного и оптимального варианта ФГОС (меняющегося на протяжении последних трех лет) направлен на коррелирование дидактического инструментария (целей, задач, содержания, методов и форм обучения) и учебно-воспитательного процесса [7; 8]. ФГОС отражает переход к новой парадигме образования - от когнитивной (на основе ЗУН: знаний об основах профессии, умений анализировать получаемую информацию, навыков практического применения полученных теоретических знаний [3]) -
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
к развивающей (на основе компетенций: стимулировании обучающихся к самостоятельности в приращении знаний, поис-ковости, эвристичности, расширении поля интеллектуальной активности, самоорганизованности [5]). В современной социально-экономической ситуации знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимся, становятся категорией экономического порядка - способностью к конкурированию на рынке труда, который ставит перед человеком весьма жесткие условия - профессиональной компетентности, самостоятельности в принятии решений, самореализации [4]. Кроме этого, государственной образовательной политикой в качестве приоритетного направления подготовки выделено, в частности, формирование корпуса инженерно-технических кадров. Приток высокопрофессиональных технических специалистов заполнит рынок труда и обеспечит необходимый уровень конкурентноспособности российской экономики.
Социально-политическая ситуация, в эпицентре которой оказалась современная Россия, связана не только с обострением геополитических интересов, но и с искаженным прочтением событий мировой истории XX в., стремлением по-иному представить исторические события, в которых ключевую роль сыграла Россия как правопреемница наследия СССР, желанием вывести на первый план другие страны и других героев. Такая позиция части стран мирового сообщества в отношении России стала возможной в связи с принципиальными изменениями, произошедшими в конце XX столетия: резкой сменой идеологической парадигмы жизни и распадом СССР.
Попытаемся объективно оценить социально-политические вызовы государства, находившегося на изломе своего пути. Провозглашенные в середине 1980-х гг. лозунги демократии и гласности позволили открыть для общества широкое поле идеологических исканий: свобода слова, печати, собраний, возможность открытого обсуждения острых социальных проблем создали атмосферу духовного брожения. На протяжении 1990-х гг. российское общество находилось в ситуации, когда прежние идеологические ориентиры оказались разрушенными, а новые еще не были созданы. В это время в общественно-идеологической жизни по-
лучили развитие самые разные направления - либеральное, консервативное, марксистско-ленинское и др. Однако в условиях, когда в государстве уже произошли необратимые изменения, необходимы были четко выработанные идеологические концепты, скреплявшие государственную жизнь. Очевидно, что этот процесс разработки приоритетной для государства идеологической составляющей приобрел лонгированный характер. И только к середине 2000-х гг. было выделено магистральное направление -консерватизм - в качестве идеологической скрепы российского общества. Практически на рубеже XX-XXI вв. (около двух десятилетий) Россия находилась в состоянии поиска, попыток нового прочтения исторически сложившихся идеологических парадигм. Тот опыт, который приобрела современная Россия (как новое государственное образование после распада СССР) в переходный период, показал, что существование общества вне идеологической доминанты весьма опасно, что на государственном уровне должна быть разработана и принята четкая идеологическая парадигма, объединяющая общественные силы. В связи с этим государственная образовательная политика должна быть направлена на формирование гражданской позиции молодого поколения людей, входящих в самостоятельную жизнь.
Отвечая на социально-политические вызовы времени, система высшего профессионального образования ориентирована на подготовку того типа личности обучающегося, в котором нуждается общество. На сегодняшний день самим временем актуализируется воспитание уважения к государственным символам, гордости за свою страну, массовое единение в ключевых для государства моментах - это те позиции, которые консолидируют российское общество, являются его мощными социально-политическими скрепами. Современная социально-политическая ситуация заставляет молодое поколение людей быть не только профессионально подготовленным, но и занимать четкую гражданскую позицию, осознавать свою социальную ответственность, выражать социально-политическую позицию, проявлять активность и быть причастным к событиям общественной жизни. В связи с этим в понятии «развитие личности обу-
чающегося» мы считаем необходимым выделить следующие составляющие: изучение исторического опыта прошлого, извлечение положительных и отрицательных уроков из прошлого, поиск возможных путей использования положительного опыта прошлого на современном этапе; усвоение этических норм поведения, общения, отношений, осуществление деятельности в рамках нормативно-правового поля [6].
Социально-культурную ситуацию мы рассматриваем в аспекте развития технической культуры, широты ее возможностей и степени вовлеченности молодого поколения в информационно-техническое поле деятельности. Российское общество на современном этапе характеризуется высокими темпами развития технической культуры, а следовательно, появлением альтернативной сети получения информации (Интернет). В связи с этим социально-культурная жизнь проходит в достаточно напряженной атмосфере быстро обновляющихся информационных потоков. Информационно-техническая культура - это и неотъемлемая часть современной жизни, и вызов системе высшего профессионального образования. Высшая школа отвечает на этот вызов обновлением учебно-методического сопровождения, созданием альтернативных форм обучения, которыми становятся, в частности, ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс) и ЭБС (электронная библиотечная система). Электронный учебно-методический комплекс правомерно, на наш взгляд, рассматривать как дополнительную форму, вводимую параллельно традиционным формам обучения (лекции, семинары, практические занятия, разные виды контролирующих работ) с целью улучшения усвоения материала обучающимися и эффективности организации учебно-воспитательного процесса [1; 9]. Мы подчеркиваем, что в ситуации, когда возрастает интерес к техническим средствам, одной из важных задач образования является сохранение, даже усиление эмоционального, когнитивно-познавательного начал в формировании творчески ориентированной личности обучающегося [10].
Таким образом, социальная жизнь (экономическая, политическая и культурная составляющие) отражает весьма сложные и неоднозначные процессы модернизации общества. В ходе модернизационного процесса, ориентированного на формирование рыночных отношений, к самому человеку предъявляются новые требования - профессиональной компетентности, социокультурной адаптированности, способности к принятию самостоятельных решений, к сотрудничеству. В связи с этим российская высшая школа актуализирует наиболее ценный теоретический и практический опыт, накопленный на разных этапах ее исторического развития.
Библиографический список
1. Асадуллин Р. М., Григорьев Е. Н. Антропологический синтез методологических исследований педагогической деятельности // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 3-13.
2. Асадуллин Р. М, Терегулов Ф. Ш. Образование - новый взгляд // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 160-166.
3. Букалова Г. В. О профессиональной компетентности выпускника вуза технического профиля // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 74-79.
4. Гусейнова Е. Л. Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 44-48.
5. Зайцев С. В. Выбор как предмет педагогической психологии // Вопросы психологии. -2014. - № 3. - С. 14-24.
6. Знаков В. В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. -С. 16-29.
7. Кумышева Р. М. Смысловые инварианты учебной деятельности // Педагогика. - 2015. -№ 1. - С. 7-80.
8. Сенько Ю. В. Целеполагание в педагогическом процессе // Педагогика. - 2015. - № 1. -С. 14-21.
9. Ткаченко Е. В. Методология педагогики и нормативно-правовое обеспечение сферы образования // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 3-7.
10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. - М.: Ин-т психол. РАН, 2009. - 200 с.
11. Pike G., Selby D. Global teacher, global learner. - London: Hodder@Stoughton, 1988. - 298 p.
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Stepanenko Larisa Vasilevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department History and Politology, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
THE NIGH SCHOOL IN RUSSIA: SOCIAL OF THE CONDITHIONS TIME
Abstract. The main purpose of the high school of the education in Russia - the develop of the particular type personality human in the society's interest. The main aspect of the education - it is the self-education and self-upbringing, the develop of the spiritual, creative of the personality. The social and cultural modernization of the education in Russia are basic in the principals new condition -in focus of the economical, political and culture process.
Keywords: economical, political and culture conditions, modernization of education, regional of the education, professionalism competitions.
Поступила в редакцию 24.04.2015